Главная      Учебники - Экономика     Лекции по маркетингу - часть 7

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  369  370  371   ..

 

 

Стратегическое планирование и управление социально-экономическим развитием муниципального образо

Стратегическое планирование и управление социально-экономическим развитием муниципального образо

Введение

3

1

Характеристика городского округа Новозыбков

4

1.1

Организационная характеристика городского округа Новозыбков

4

1.2

Анализ социально-экономического положения и бюджетного потенциала городского округа Новозыбков

7

2

Стратегический анализ городского округа Новозыбков

26

2.1

Анализ внешней среды городского округа Новозыбков

26

2.2

Анализ внутренней среды городского округа Новозыбков

33

3

Определение стратегически целевых приоритетов социально-экономического развития городского округа Новозыбков

38

4

Разработка программы «Развитие и поддержка малого предпринимательства в городе Новозыбков на 2010-2013 года »

45

Заключение

57

Список используемой литературы

59

Приложения

Наименование отрасли

2004 г.

2005 г.

2006г.

2007г.

2008г.

Продукция промышленности – всего

318,5

279,7

373,5

471,9

449,9

в том числе:

- машиностроение

107,6

144,3

206,2

318,0

287,1

- легкая

140,0

69,7

69,3

101,5

107,8

- пищевая

55,5

59,1

87,1

37,5

42,5

- прочие

15,4

6,6

10,9

14,9

12,5

Наименование отрасли

2004 г.

2005 г.

2006г.

2007г.

2008г.

Продукция промышленности - всего

100

100

100

100

100

в том числе:

- машиностроение

33,8

51,6

55,2

67,4

63,8

- легкая промышленность

44,0

24,9

18,6

21,5

24,0

- пищевая промышленность

17,4

21,1

23,3

8,0

9,4

- прочие

4,8

2,4

2,9

3,1

2,8

Наименование показателя

2004г.

2005г.

2006г.

2007г.

2008г.

Численность экономически активного населения, тыс. чел.

21,8

21,8

23,3

23,3

23,2

из них:

занято в экономике

21,5

21,5

23,0

23,0

22,9

Численность официально зарегистрированных безработных, чел.

261

214

202

123

247

Уровень безработицы. %

1,1

1,0

1,0

0,5

0,9

Среднемесячная заработная плата, руб.

3063

3769

4995

6255

7788

Средний размер назначенных месячных пенсий, руб.

2485

3067

3306

4057

5175

Прожиточный минимум, руб.

2000

2342

2873

3405

3983

2004г.

2005 г.

2006г.

2007г.

2008г.

Численность постоянного населения, на конец года, тыс. человек

42,7

42,6

42,3

42,2

41,9

Родившихся, человек

456

414

408

473

476

Умерших, человек

654

687

625

669

697

Естественный прирост (убыль), человек

- 198

- 273

- 217

- 196

- 221

Коэффициент естественного прироста (убыли) человек на 1000 населения

- 4,6

- 6,4

- 5,1

- 4,6

- 5,2

Миграционный прирост (убыль), человек

60

178

+ 69

+ 89

- 21

2004 г.

2005 г.

2006г. отчет

2007г. отчет

2008г. отчет

Оборот розничной торговли, млн. руб.

562,5

714,6

1442,5

1697,7

579,9

Оборот розничной торговли на душу населения, руб.

13173

16775

34102

40230

13840

Индексы оборота розничной торговли, в сопоставимых ценах, % к предыдущему году

114,2

110,0

119,1

115,8

104,1

Наименование налогов

2004г.

2005г.

2006г.

2007г.

2008г.

Уд. вес % за 2008г.

Налог на прибыль

14 322

-87

-

-

-

-

Налог на имущество

3 115

3861

1

2352

2932

2,6

Налог на доходы физических лиц

37 507

37028

42090

49776

61321

53,5

Налог с продаж

365

-14

-

-

-

-

Акцизы

2 607

3782

-

-

-

-

Земельный налог

2 483

4416

4179

8414

8011

7,0

Налоги на совокупный доход

5 126

8480

10505

17395

22187

19,3

Местные налоги

108

44

-

-

-

-

Госпошлина

666

804

902

1100

1129

1,0

Доходы от использования имущества

3 273

3960

5763

8843

8268

7,2

Штрафные санкции

1211

895

1271

2106

2474

2,1

Прочие (налог на игорный бизнес, негативное воздействие на окружающую среду, продажа имущества)

108

4321

1275

2038

8334

7,3

Итого собственные доходы:

70 891

67 490

65 986

92 024

114 656

100,0

- образование

138 895

(40,5%)

- ЖКХ

84 111

(24,5%)

- здравоохранение

48 429

(14,1%)

- социальную политику

13 805

(4,0%)

P

Политика

E

Экономика

1.Выборы Президента РФ

1.Уровень инфляции

S

Социум

T

Технология

1.Повышение образованности населения

1.Оценка скорости изменения и адаптации новых технологий

Факторы среды

Важность для области (А)

Влияние на городской округ Новозыбков (В)

Направленность влияния (С)

Степень важности (

Политика

3

3

+1

+9

Экономика

3

3

+1

+9

Социум

2

2

+1

+4

Технологии

1

1

+1

+1

Значимые параметры в деятельности городского округа

S

N

W

Политический фактор

1.

Отношения с органами власти

1.1.

- с федеральным правительством

+

1.2.

- с правительством субъектов РФ

+

2.

Выборы Президента РФ

+

3.

Изменение законодательства РФ

+

Экономика

1.

Увеличение объема привлеченных инвестиций в приоритетные направления экономики города Новозыбков

+

2.

Конкурентоспособность городского округа

+

3.

Финансовая устойчивость городского округа

+

4.

Территориальное расположение

+

5.

Уровень доходов населения

+

Финансы

1.

Развитие производственных мощностей городского округа

+

2.

Состояние аграрного комплекса

+

3.

Имидж (деловая репутация) предприятий

+

4.

Ассортимент выпускаемой продукции

+

5.

Качество выпускаемой продукции

+

Социум

1.

Удовлетворение потребностей населения в услугах образования, физической культуры и спорта, здравоохранения

+

2.

Улучшение демографической ситуации

2.1.

- сокращение смертности

+

2.2.

- рост уровня рождаемости

+

2.3.

- уменьшение естественной убыли населения

+

3.

Развитие потребительского рынка и стимулирование развития сферы услуг

+

Экология

1.

Экологическая ситуация после ЧАЭС.

+

2.

Строительство очистных сооружений

+

3.

Уровень загрязнения водных ресурсов

+

4.

Степень загрязнения городского округа

+

Технологии

1.

Оценка скорости изменения и адаптации новых технологий

+

2.

Внедрение инновационных технологий на предприятия

+

Проанализировав данные таблицы, можно отметить, что городской округ имеет три сильных стороны, что говорит о недостаточном уровне развития города. Но в то же время муниципальное образование имеет довольно много нейтральных сторон, которые при грамотной политике органов власти субъекта РФ и органов местного самоуправления могут перейти в сильные. Так же у города имеются слабые стороны, над которыми необходимо работать и которые имеют первостепенное значение.

Таким образом, проанализировав факторы внешней среды городского округа

можно отметить, что позитивное влияние на развитие, как области, так и городского округа оказывают политический и экономический факторы. Меньшее влияние на территорию будет оказывать технологический фактор. Городской округ необходимо развивать, так как он имеет большой потенциал, располагаясь на приграничной территории.

2.2 Анализ внутренней среды городского округа Новозыбков

В 1965 году четыре профессора Гарвардского университета — Leraned, Christensen, Andrews, Guth предложили технологию использования SWOT-модели для разработки стратегии поведения фирмы. Была предложена схема LCAG (по начальным буквам фамилий авторов), которая основана на последовательности шагов, приводящих к выбору стратегии.

Поскольку SWOT-анализ в общем виде не содержит экономических категорий, его можно применять к любым организациям, отдельным людям и странам для построения стратегий в самых различных областях деятельности.

Для того чтобы получить ясную оценку сил городского округа и ситуации на рынке, существует SWOT-анализ. SWOT-анализ — это определение сильных и слабых сторон округа, а также возможностей и угроз, исходящих из его внутренней среды.

-.Сильные стороны (Strengths) — преимущества организации;

- Слабости (Weaknesses) — недостатки организации;

- Возможности (Opportunities) — факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке;

- Угрозы (Threats) — факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке.

Для проведения анализ необходимо:

- Определить основное направление развития городского округа (его миссию)

- Взвесить силы и оценить рыночную ситуацию, чтобы понять, возможно ли двигаться в указанном направлении и каким образом это лучше сделать (SWOT-анализ);

- Поставить перед муниципальным образованием цели, учитывая его реальные возможности (определение стратегических целей)

Проведение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы SWOT-анализа. В соответствующие ячейки матрицы необходимо занести сильные и слабые стороны городского округа, а также рыночные возможности и угрозы.

Необходимо выбрать из всего списка возможностей и угроз наиболее важные, и занести их в соответствующие ячейки матрицы SWOT-анализа

Заполнив такую матрицу можно увидеть результат:

- определены основные направления развития округа

- сформулированы основные проблемы округа, подлежащие скорейшему решению для успешного развития бизнеса.

Применительно к Новозыбковскому городскому округу матрица SWOT-анализа выглядит следующим образом:

Таблица 10.- SWOT- анализ Новозыбковского городского округа

S

Сильные стороны

W

Слабые стороны

1. Выгодное географическое расположение территории(расположение на приграничной территории с другим государством),

2. Богатое культурно-историческое наследие территории, берущее начало из глубокой древности;

3. Является станцией Московской железной дороги на магистрали Брянск-Гомель, по которой осуществляется связь с другими регионами России и странами Европы

4. Примыкание города к автомагистрали Брянск – Кобрин.

5. По территории города пролегает нефтепровод «Дружба».

6. Развитая инфраструктура связи.

Стабильность социально-экономического развития города.

1. Экологическая ситуация после ЧАЭС.

2. Неразвитая туристическая зона

3. Отсутствие определенного узнаваемого имиджа городского округа.

4. Низкий уровень квалификации трудовых ресурсов.

5. Низкое качество транспортных средств в городском округе.

6. Закрытие аэродрома

Слабо развитая аграрная структура городского округа

O

Возможности

T

Угрозы

1. Развитие туристической зоны.

2. Возобновление деятельности отдельных предприятий

3. Расширение рынка финансовых и консалтинговых услуг за счет сотрудничества с соседствующими государствами.

Привлечение ивесторов для развития более плотного сотрудничества с Белоруссией.

1. Необходимость защиты рек от промышленного, сельскохозяйственного и городского загрязнения;

2. Высокая конкуренция со стороны зарубежных государств.

3. Низкий уровень сервиса для создания туристической зоны

Отрицательные тенденции демографии, слабый престиж сферы услуг для привлечения работников.

Таблица 11.- Соотношений сильных и слабых сторон с возможностями и угрозами

SO

(Как сильные стороны могут быть использованы для реализации возможностей

WO

(Как слабые стороны мешают реализации возможностей)

1. Выгодное географическое расположение и культурно-историческое наследие территории позволяет развить туристическую зону

2. Близость расположения к соседствующим государствам позволит привлечь инвесторов и развить инфраструктуру города.

3. Так как город является станцией Московской железной дороги на магистрали Брянск-Гомель, по которой осуществляется связь с другими регионами России и странами Европы и располагается рядом с автомагистралью Брянск – Кобрин, то это позволит привлечь инвесторов, а также возобновить деятельность отдельных предприятий.

4. Так по территории городского округа пролегает нефтепровод «Дружба», то это позволит улучшить качество жизни коренного населения, что будет способствовать улучшению качества предоставляемых услуг.

6. Увеличение оборота торговли за счет привлечения инвестиций в создание предприятий сферы обслуживания.

1. Экологическая ситуация после ЧАЭС не позволяет развить туристическую зону.

2. Слабое развитие аграрной структуры городского округане позволяет в вполной мере возобновить деятельность отдельных предприятий.

3. Низкий уровень квалификации трудовых ресурсов так же не позволяет возобновить деятельность предприятий и аэродрома.

4. Отсутствие узнаваемого имиджа города снижает его продвижение на туристическом рынке и уровень посещаемости туристами.

5. Низкое качество транспортных средств в городском округе препятствует привлечению ивесторов для развития более плотного сотрудничества с Белоруссией

ST

(Какие сильные стороны необходимо сохранять для предотвращения угроз)

WT

(что необходимо сделать для предотвращения кризисных явлений, вызванных проявлением слабых сторон в условиях действия соответствующих угроз)

1.Так как округ занимает выгодное географическое расположение территории, то необходимо улучшать демографию и повышать престиж сферы услуг для привлечения работников, таким образом будет развиваться инфраструктура города

2. Повышение качества транспортной инфраструктуры поможет развитие туристическую зону и возобновить деятельность отдельных предприяти.

3. При развитии аграрного потенциала городского округа не дает возобновление деятельности предприятий

4. Привлечение туристов за счет открытия аэропорта, а также привлечение инвесторов

1. Так как экологическая ситуация после ЧАЭС неблагоприятна в городском округе, то необходимо защита рек и земельного ресурса от промышленного, сельскохозяйственного и городского загрязнения;

2. Развитие аграрной струкруры города позволит занять лидирующие позиции п отношению к конкурентным регионам

3. Для защиты экологии округа необходимы совершенствования и реконструкция системы обработки сточных вод и утилизации твердых отходов.

4. Так как в округе сложилась неблагоприятная Экологическая ситуация после ЧАЭС, то необходимо найти «+» территории для привлечения работников и улучшения демографической ситуации.

Анализируя соотношения сильных и слабых сторон с возможностями и угрозами Новозыбковского городского округа, можно отметить, что выгодное географическое положение влияет на экономику округа и области. Сильные стороны необходимо разввать для привлечение инвестиций и повышения уровня жизни населения муниципального образования.

Городской округ имеет так же и слабые стороны, которые мешают развитию. Над слабыми сторонами необходимо работать и по мере возможности избавляться от них либо переводить их в вильные стороны. Так, например, при развитии слабой стороны-агрокомплекса- городской округ может получить дополнительные финансовые средства в свой бюджет, а также снизить динамику безработицы.

Таким образом, проведя внутренний анализ городского округа Новозыбков, следует отметить, что данная территория имеет потенциал к развитию. Необходимо повышать конкурентный статус округа относительно соседствующих округов. А при правильной политике руководства области и района Новозыбковский округ может носить характер выгодного стратегического развития .

3 Определение стратегических целевых приоритетов социально-экономического развития городского округа Новозыбков

Решение о наименовании и территориальном статусе муниципального образования городского округа Новозыбкова было принято Законом Брянской области от 9 марта 2005 № 3-з в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно этому решению был принят устав района. В нем указано, что Новозыбковский муниципальный район - муниципальное образование, состоящее из 1 городского и 8 сельских поселений, объединенных общей территорией. Административным центром муниципального района является городской округ Новозыбков.

Границы территории города Новозыбкова установлены Законом Брянской области от 09 марта 2005 года № 3-З « О наделении муниципальных образований статусом городского округа, муниципального района, сельского поселения и установлении границ муниципальных образований в Брянской области».

В состав территорий Новозыбковского района входят территории городского и сельских поселений, являющиеся муниципальными образованиями:

- Городской округ Новозыбков;

- Верещакинское сельское поселение;

- Деменское сельское поселение;

- Замишевское сельское поселение;

- Старобобовичское сельское поселение;

- Старокривецкое сельское поселение;

- Тростанское сельское поселение;

- Халевичское сельское поселение;

- Шеломское сельское поселение;

В состав территорий вышеуказанных городского и сельских поселений входят 56 населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования и другие земли независимо от форм собственности и целевого назначения.

Концепция стратегического развития города Новозыбков должна разрабатываться в соответствии с Законом РФ "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ" и Постановлениями Мэра города. Она рассчитана на среднесрочную перспективу.

Настоящая концепция является основой для формирования системы стратегического планирования, разработки стратегического плана развития городского округа Новозыбков.

Перспективы стратегического развития города ориентированы на выделение «точек роста», их ранжирование, разработку механизмов привлечения и распределения ресурсов между ними и остальными составляющими городского хозяйства, а также «черных дыр» городской экономики, требующих своего решения.

Основной функцией города становится не столько производство материальных или духовных благ, сколько создание благоприятной среды обитания, повышение качества жизни и безопасности, уровня доходов и потребления горожан.

Цель концепции – определение общей идеологии городского развития через разработку комплексной стратегии развития города и выделение наиболее перспективных направлений деятельности; разработка рекомендаций по реализации положений концепции; создание основы для формирования системы стратегического планирования, разработки Стратегического плана развития города.

В соответствии с основными положениями Конституции Российской федерации и Устава города Новозыбков концепция направлена на определение условий, обеспечивающих высокое качество жизни населения города.

В целом миссия города Новозыбкова может быть сформулирована следующим образом:

Новозыбков – многоотраслевой, деловой, культурный, исторический и духовный город в Брянской области, имеющий общероссийское и областное значение, так как располагается на границе с государствами Белоруссия и Украина. Город с многофункциональным производственно-торговым потенциалом, обеспечивающий высокое качество жизни населения.

Основными задачами

В процессе осуществления стратегии планируется решение задач:

- увеличение объема привлеченных инвестиций в приоритетные направления социально-экономического развития;

-развитие материально-технической базы объектов социально-культурной сферы и жилищно-коммунального хозяйства;

-развитие социальной инфраструктуры;

-повышение уровня здоровья населения;

удовлетворение потребности населения в образовании, социальной обеспеченности, жилье;

-улучшение экологической ситуации в городе;

-обеспечение социальных гарантий и повышение качества жизни населения;

-обеспечение роста доходов бюджета города.

Стратегия разработана как взаимоувязанный по ресурсам, исполнителям и срокам комплекс организационных, производственно-хозяйственных, экологических, социальных и других мероприятий, обеспечивающий достижения поставленной цели.

Реализация стратегии начинается с проведения мероприятий, необходимых для решения первоочередных задач в экономической и социальной сфере.

Город Новозыбков (городской округ) расположен на юго-западе Брянской области на пересечении важнейших коммуникаций (железнодорожных, водных, автомобильных, трубопроводных, связывающих территорию РФ с соседними государствами, что является основой для его экономического, социального и культурного развития.

Основой реализации миссии является формирование корпоративного интереса города, обеспечивающего достижение основных целей и задач местного, областного и федерального значения на базе консолидации всех общественных сил, социально и экономически активного населения города Новозыбков.

Разработка и реализация концепции основываются на приведенных ниже группах принципов:

1. Принципы социального партнерства.

Гражданское согласие и мотивация населения. Предусматривает широкое предоставление объективной информации горожанам о содержании концепции и ходе работ по ее реализации, обсуждение и общественная экспертиза.

Баланс интересов, стратегическое партнерство. Нацеливает на согласование позиций и действий стратегических партнеров и участников процессов, определяющих развитие города (включая социальные группы, общественные объединения, различные уровни управления и т.д.).

Легитимность. Ориентация законотворчества города и области на представленные в документе перспективы развития Новозыбкова.

Ответственность. Предполагает создание процедуры распределения ответственности за исполнение положений документа между органами местного самоуправления, стратегическими партнерами и конкретными исполнителями.

2. Принципы, связанные с управлением городским развитием.

Целенаправленность. Все положения концепции увязываются с целями, задачами, миссией города и направлены на их реализацию.

Комплексность. Учитываются принципы и механизмы, по которым важнейшие функции и структурные элементы города связаны между собой.

Иерархичность. Город рассматривается как целостность, встроенная в субъект Федерации, регион, федеральный округ, страну и мировое сообщество. Одновременно Новозыбков представляется иерархической системой, где протекают организационные и управляющие взаимодействия вертикального и горизонтального характера.

Многофункциональность и многовариантность . Город Новозыбков представляет собой многофункциональную систему, в которой разные функции подсистем имеют различные веса, которые меняются с течением времени. Устойчивое развитие города достигается только при согласовании важнейших его функций.

Адаптивность и минимизация рисков . Учет возможности изменения внутренней и внешней среды. Стратегия развития города должна повысить адаптивные свойства городских систем. Проведение оценки различных потерь, которые могут возникнуть в процессе реализации Концепции.

Превентивность. Предусмотрение мероприятий, нацеленных на предотвращение негативных процессов и угроз.

Мониторинг. Постоянный контроль реализации и корректировка разработанных в Концепции положений.

3. Принципы, обеспечивающие саморазвитие города.

Интеграция и аккумуляция потенциала развития . В концепцию закладываются механизмы привлечения внутренних и внешних по отношению к городу ресурсов, их концентрация на решении приоритетных задач (партнерство, инновационный и коммуникативный потенциал и т.п.).

Мотивация и стимулирование . Применяются виды деятельности, обеспечивающие формирование и использование в качестве ресурса различных проявлений инициативы физических, юридических лиц и органов управления.

С учетом использования принципов SWOT-анализа были выявлены сильные и слабые стороны города Новозыбков, а также возможные перспективы и «угрозы» его развитию, выявлены «точки роста» и перспективные направления развития.

Проведенный анализ позволяет выделить ряд конкурентных преимуществ городского округа Новозыбков, создающих условия для его социально-экономического развития:

-относительно выгодное географическое расположение на пересечении соседствующих государств;

-промышленный потенциал, представленный станкостроением, электрооборудованием, выпуском швейных изделий;

-агропромышленный комплекс, динамично развивающиеся предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности;

-комплекс предприятий строительной индустрии;

-наличие современных средств связи и телекоммуникаций;

-относительно развитая транспортная система города;

-высокий образовательный, профессиональный и культурный уровень значительной части населения города;

-привлекательность городской среды Новозыбкова, его истории и архитектуры;

-приграничное расположение (с точки зрения развития внешнеэкономических связей).

К факторам, ослабляющим перспективы развития города, относятся:

-неблагоприятная демографическая динамика;

-сложная экологическая обстановка;

-высокая заболеваемость населения;

-слабая материально-техническая база учреждений социальной сферы;

-недостаток жилого фонда, медленное его строительство и обновление;

-изношенная и затратная инженерная инфраструктура;

-существенные недостатки структуры улично-дорожной сети и её состояния;

-высокая степень износа основных фондов предприятий, устаревшие технологии;

-сырьевая и энергетическая зависимость города от других регионов;

-отсутствие бизнес-центров, инновационных центров, выставочных комплексов и павильонов;

При разработке стратегии развития города учтены и имеющиеся «угрозы». К ним относятся:

-высокая конкурентная способность ряда городов Брянской области (Стародуб, Клинцы, Погар и др.);

-отток работоспособного населения за пределы региона;

-угроза исчезновения ряда градообразующих предприятий;

-старение города (жилого фонда, инфраструктуры, населения и др.);

На базе проведенного анализа выделены «точки роста», существенно влияющие на развитие города:

1. Производство и переработка сельхозпродукции.

2. Производство тяжелой и легкой промышленности.

3. Производство оборудования для городского хозяйства.

4. Жилищное и дорожное строительство.

5. Связь и информатизация.

6. Сфера торговли и услуг.

7. Гостиничное хозяйство и туризм.

Для ослабления угроз и работы с «точками роста» необходимо создание инфраструктур и организация перспективных видов деятельности, направленных на создание положительного имиджа города, развитие внешнеэкономической деятельности, поддержку предпринимательства, активизацию взаимодействия города с районами области, сотрудничество с соседствующими государствами Украиной и Белоруссией, развитие Новозыбкова как культурного и духовного центра.

Таким образом, все рассмотренные положения свидетельствуют о благоприятном экономико-географическом положении городского округа Новозыбков на микро - (в отношении соседних районов) и мезо - (в рамках Брянской области) масштабах. Макроположение города Новозыбкова относительно благоприятно, т.к. он находится в основной освоенной полосе расселения России, на границе с экономически развитой республикой Беларусью и Украиной. Современный социо-демографический, экономический и инфраструктурный потенциал позволяет городскому округу самостоятельно развивать свою экономику и выдерживать конкуренцию с городами и районами Брянской области, имеющими аналогичное экономико-географическое положение.

4 Разработка программы «Развитие и поддержка малого предпринимательства в городе Новозыбков на 2010-2013 года »

Как уже говорилось в данной работе, секторами экономики, играющими главную роль точек роста регионального и локального уровня являются:

-развитие промышленности;

-развитие сельского хозяйства;

-развитие малого бизнеса.

Поэтому, разработаем программу (Приложение 2), активизирующую точку роста – поддержка и развитие малого предпринимательства.

В настоящее время малое предпринимательство, являясь одной из самых эффективных форм организации производственной и непроизводственной деятельности, оказывает существенное влияние на экономическое развитие города Новозыбков по направлениям: насыщение потребительского рынка качественными товарами и услугами местного производства; решение проблем повышения уровня жизни и вопросов занятости населения; увеличение налоговых платежей в бюджетную систему. В связи с этим дальнейшее развитие малого предпринимательства как рыночного института, обеспечивающего формирование конкурентной среды, самозанятость населения и стабильность налоговых поступлений, рассматривается как одна из приоритетных стратегических задач.

Основная цель программы - обеспечение оптимальных условий для устойчивого развития малого предпринимательства в городе Новозыбков, формирование более результативных форм его поддержки. Для достижения поставленной цели должен быть решен ряд задач посредством выполнения разработанных программных мероприятий.

Институциональная среда развития малого предпринимательства в городе Новозыбков представлена на рисунке 7.

Рис. 7- Институциональная среда развития малого предпринимательства в городе Новозыбков

На сегодняшний день в городе сформированы базовые основы поддержки малого предпринимательства. Созданы и функционируют объекты инфраструктуры поддержки малого предпринимательства: финансовые, информационно-консультационные и так далее.

Анализ социально-экономического развития города за период 2007-2009 годов свидетельствует о закреплении и дальнейшем развитии положительных тенденций в экономике города.

На конец 2009 года в городе осуществляли хозяйственную деятельность более 540 юридических лица и более 1600 индивидуальных предпринимателей.

За 2009 год по всем видам экономической деятельности объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами составил 1050,7 млн. руб., с темпом роста 124,6 %.

К уровню 2007 года этот показатель увеличился в 1,7 раза.

За 2009 год произведено промышленной продукции на 471,9 млн. руб., это на 34,9% или 122,1 млн. руб. больше, чем в 2008 году.

К уровню 2007 года этот показатель увеличился в 1,5 раза.

В 2009 году обеспечили прирост объемов производства большинство городских предприятий, в том числе ОАО "Ново-зыбковский завод "Индуктор" -142,6%, ООО "Новозыбковский станкостроительный завод" -151,0%, ЗАО "Швейная фабрика" -212,6%, ООО "Швейная фабрика "Весна" -154,5%, ООО "Новозыбковский конезавод" -148,8%, ООО "Мебельщик" -103,7%, ГУН "Новозыбковская типография" -109,9%

Наибольшую долю промышленной продукции продолжают давать предприятия машиностроения - 67% всего объема, предприятия легкой промышленности - 22%. на долю прочих отраслей приходится 11 %.

Продукция предприятий машиностроения востребована не только в различных регионах России и стран СНГ, но и на мировом рынке. Предприятия имеют пакеты заказов на краткосрочную и долгосрочную перспективы. Этому способствует выгодное географическое положение города на стыке трех республик: России, Украины и Белоруссии.

Продолжается развитие интеграционных процессов между промышленными предприятиями нашего города и предприятиями Белоруссии.

В 2007 году Новозыбковский станкостроительный завод поставил на минское предприятие "ЭСА" деревообрабатывающие станки ДОП-1, и предприятие "Мазконтрактлизинг" -лесораму РПМ-02К, на гомельское предприятие "ЛКСН-Колос" -металлопрокат для изготовления деталей.

С другой стороны в рамках кооперации белорусские предприятия Гомельторгмаш", "Полесьеэлектромаш", "Техникой", "ЭНВА", гомельский завод "СИТО" импортируют на станкозавод комплектующие детали, электродвигатели, оснастку, электрическую аппаратуру, необходимые для производства деревообрабатывающего оборудования.

"Новозыбковский завод "Индуктор" работает с белорусскими предприятиями через дочернее предприятие "Индуктор Плюс" и дилеров в республике Беларусь ООО "Проминвест" г.Минска и частного предпринимателя Кобзорова в г.Гомеле. В 2007 году на минское предприятие "БелТорЭлит" поставлена электропечь, на предприятие "Нафтон" в г.Новополоцк и минский тракторный завод - трансфорты, высокочастотные установки - на минское предприятие "Блюминг". Уже в 2008 году для предприятия "Амкодор-Пинск" выполнен заказ на изготовление станции водоохлаждения.

Перспективы развития заводов связаны и с тем, что в соответствии с Программой Президента РФ современный период развития России включает отечественное машиностроение как одно из стратегических направлений.

По согласованию с Президентом ОАО "Российские железные дороги" в городе создано новое предприятие по производ­ству сварного варианта грузовых вагонов.

Помимо существующей промышленной базы муниципалитет намерен развивать в городе новые производства. Предпочтения будут отдаваться инвесторам, планирующим размещение крупных объектов недвижимости.

Новая промышленная застройка на территории городского округа возможна на территориях трех формирующихся промышленно-складских районов, имеющих территориальный резерв.

Оборот розничной торговли по всем видам экономической деятельности составил 1 697,7 млн. руб., что в действующих ценах на 26,7% больше уровня 2008 года и в сопоставимых ценах - на 15,8%. Удельный вес оборота города в общем объеме оборота области составил 2,8 %.

К уровню 2007 года объем товарооборота увеличился в 3 раза.

В расчете на душу населения в 2009 году на 1 человека в месяц приходилось 3354 рубля розничного товарооборота, и 69 рублей оборота общественного питания.

Географическая близость российской и белорусской территорий способствует развитию торговых связей. Большим потребительским спросом у наших жителей пользуются белорусские швейные и трикотажные изделия, мебель, обои, обувь, хо­зяйственные и парфюмерно-косметические товары. Большое доверие у наших горожан завоевали продукты питания, особенно молочная и мясная продукция.

Предприятиями города оказано различных видов платных услуг населению на сумму 275,0 млн. руб., что больше, чем за соответствующий период 2008 года в действующих ценах на 20,5% и в сопоставимых ценах - на 5,2%.

К уровню 2007 года объем платных услуг увеличился в 1,6 раза.

В 2008 году в расчете на 1 -го жителя оказано платных услуг на 544 руб. в месяц и бытовых услуг - на 24 руб. в месяц.

В городе осуществляют деятельность 67 продовольственных, 109 непродовольственных 18 смешанных магазинов, 30 объектов бытового обслуживания, 30 подразделений общественного питания на 2963 посадочных места.

Средняя заработная плата в городе на 01.01.2008 года доведена до 6255 рублей с годовым темпом роста 125,2%. Этому способствовала систематическая индексация заработной платы в бюджетной сфере, доведение минимальной заработной платы до размера 2300 рублей, проведение работы по выведению из тени реальной заработной платы. Уровень среднемесячной заработной платы в городе обеспечивает прожиточный минимум для трудоспособного населения на 171,5%.

В городе 16 тысяч пенсионеров, более 3-х тысяч их них продолжают трудовую деятельность. Средний размер пенсии на конец 2008 года составил 4057 рублей, что обеспечивает прожиточный минимум пенсионера на 146%.

В дополнение к пенсиям и заработным платам гарантируется социальная поддержка населения через представление льгот (33,1 млн. рублей за год) и субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг (29,3 млн. рублей).

За повышением уровня благосостояния следует увеличение занятости. В городе самый низкий по области уровень официально зарегистрированной безработицы - 0,5 %.

Развитие налогооблагаемой базы, привлечение в город дополнительных инвестиций из различных источников (в 2008 году в город привлечено дополнительно 97 млн. руб. инвестиционных ресурсов) обеспечивает рост поступлений в городской бюджет. По итогам года поступления собственных доходов и безвозмездных перечислений составили 346,8 млн. рублей, что на 10,3 млн. рублей меньше, чем год назад, при этом:

- объем собственных доходов составил 92 млн. рублей и увеличился на 26 млн. рублей;

- объем безвозмездных перечислений от бюджетов других уровней составил 247,9 млн. рублей и снизился на 33,3 млн. рублей.

По тем видам налогов, которые подлежат зачислению в городской бюджет, имеется стабильный рост. В том числе: по НДФЛ (+ 18,3%), по налогу на совокупный доход малого предпринимательства (в 1,7 раза), по земельному налогу (в 2 раза).

Уровень собственных доходов составил 26,5% (в 2007 году - 18,5%).

Сегодня в малом бизнесе в городе занято около 20% экономически активного населения. В том числе более 1600 индивидуальных предпринимателей, среднесписочная численность работающих на малых предприятиях составляет 1260 человек, порядка 3 тысяч человек работают по договорам трудового найма.

По итогам 2009 года было проведено статистическое обследование на 114 малом предприятии с численностью работающих 1260 человек.

Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг на этих предприятиях составила в 2009 году 1917,7 млн. руб. с темпом роста к предыдущему году 166%. К уровню 2007 года произошел рост в 3,7 раза.

Наибольший удельный вес - 64,4 % - приходится на оптовую и розничную торговлю, 11,7 % - на обрабатывающие про­изводства, 12,3 % - транспорт и связь, 10,8% - строительство. Инвестиции в основной капитал по этим предприятиям составили 1106,2 тыс. руб. с темпом роста к 2006 году 102,7%. Среднемесячная заработная плата на конец 2009 года - 6322 руб.

Поступления налоговых платежей от субъектов малого предпринимательства в бюджет города в 2009 году составило 17 395 тыс. руб., рост за год -165,6 % (+ 6890 тыс. руб.), удельный вес в собственной налоговой базе бюджета города - 18,9 %.

Основные проблемы, препятствующие развитию малого предпринимательства в городе, по оценкам самих предпринимателей, характеризуются следующим образом: отсутствием стабильной нормативной правовой базы, нехваткой собственных оборотных средств и ограниченным доступом к кредитным ресурсам, административными барьерами и сложностью в подборе необходимых кадров.

Для стабилизации положения и дальнейшего развития малого предпринимательства на территории города, прежде всего, необходимо продолжить совершенствование и развитие системы правового обеспечения малого предпринимательства. Так, в инспекциях Федеральной налоговой службы отсутствуют четкие критерии отнесения субъектов хозяйственной деятельности к субъектам малого предпринимательства. В связи с этим сохраняется проблема ухода от налогообложения как малых предприятий, так и индивидуальных предпринимателей.

В связи с этим одной из проблем является отсутствие достоверной информации о состоянии малого бизнеса города Новозыбков: значительные расхождения в отчетностях налоговой и статистической служб о динамике развития малого бизнеса не позволяют оценить реальный потенциал малого бизнеса на территории города.

Особенностью положения субъектов малого предпринимательства во Владивостоке является чрезмерно высокий уровень административных барьеров и ограничений и, в частности, распространенная практика навязывания государственными и контролирующими органами малым предприятиям услуг коммерческих фирм, связанных с исполнением функций данных органов.

Помимо административных барьеров развитие малого предпринимательства сдерживается рыночными барьерами. Ограниченный доступ малых предприятий к финансовым ресурсам- один из таких барьеров. Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования сложилась следующим образом: основная доля инвестиций приходится на собственные средства предприятий - 70%, на привлеченные средства - 30%. Доля кредитов банка в привлеченных средствах в целом по городу составляет всего 11%.

Основные причины, препятствующие увеличению объема кредитования малого предпринимательства: высокие риски, отсутствие надежного заемщика, недостаток у малых предприятий ликвидного обеспечения, относительно высокая стоимость кредитов для малых предприятий.

Одной из проблем является также доступ к недвижимому имуществу. В связи с тем, что до 2009 года ожидается приватизация непрофильного имущества, находящегося в собственности муниципалитета, ситуация с обеспечением малого бизнеса недвижимым имуществом может ухудшиться. Учитывая это, ряд мероприятий программы направлен на то, чтобы процесс приватизации муниципального имущества был прозрачен и доступен для предпринимателей.

В условиях рыночной экономики значительно обострились проблемы, связанные с подготовкой кадров для предпринимательства. Важным элементом развития потенциала деловой активности бизнеса является молодежь с ее идеями и инициативой. Однако незначительный социальный опыт, слабые практические навыки применения экономических законов и механизмов создают трудности молодежи для правильного выбора и включения их в цивилизованный мир рыночных отношений. Возникает противоречие: бизнесу нужны специалисты-практики, а из ВУЗов выходят специалисты-теоретики с небольшим практическим опытом. Обучение бизнесу должно вестись со старших классов средней школы. Сегодня в школах обучают основам экономики, но не дают основ предпринимательства.

Таким образом, одной из задач на сегодняшний день является содействие развитию молодежного предпринимательства. Одновременно поддерживая молодежное предпринимательство, администрация города может решить серьезную проблему района - отток особенно молодежи в другие регионы России. Учитывая важность этой проблемы, отдельно определены основные мероприятия по развитию и поддержке молодежного предпринимательства, с выделением на их реализацию бюджетных средств.

Целью программы является обеспечение оптимальных условий для устойчивого развития малого предпринимательства в городе Новозыбков.

Задачи программы заключаются в реализации политики администрации города Новозыбков, направленной на обеспечение дальнейшего стабильного развития малого предпринимательства, повышение социально-экономической эффективности его деятельности. Конкретным итогом поставленных задач должно стать:

- увеличение ежегодного прироста числа субъектов малого предпринимательства на 6-7%;

- увеличение занятых в малом предпринимательстве на 3,2-3,5% ежегодно, повышение доли малых предприятий в валовом объеме выпущенных товаров и услуг по городу до 20%.

Для решения поставленных программой задач с учетом сложившейся динамики экономического развития города и намеченных положительных тенденций сформированы мероприятия реализации программы.

Программа представляет собой комплексный план действий согласно перечню основных мероприятий реализации программы по созданию благоприятной для малого предпринимательства среды на основе скоординированных действий администрации города и общественных структур поддержки малого предпринимательства города Новозыбков.

Система основных мероприятий реализации программных действий включает в себя следующие предложения:

1. Совершенствование и развитие системы правового обеспечения малого предпринимательства.

Направление включает мероприятия по совершенствованию и развитию правового обеспечения малого предпринимательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, с учетом интересов субъектов малого предпринимательства. Основу этой работы составит устранение на муниципальном уровне факторов, препятствующих развитию малого бизнеса, оказывающих негативное влияние на процесс организации, оформления и ведения предпринимательской деятельности, разработка предложений по поддержке малого предпринимательства с вынесением их на рассмотрение на федеральный и областной уровни, повышение уровня правовой культуры предпринимателей, доведение до предпринимателей правовой и управленческой информации.

2. Сокращение административных барьеров, сдерживающих развитие малого предпринимательства.

Данное направление предусматривает мероприятия в рамках полномочий муниципалитета по минимизации административно-разрешительной и контролирующей практики, устранению бюрократических барьеров, препятствующих развитию действующих и выходу на рынок новых малых предприятий. В целях обеспечения прозрачности механизма распределения и приватизации муниципального имущества программой также предлагается перечень мероприятий.

3. Развитие кредитно-финансовых механизмов и внедрение финансовых технологий, направленных на поддержку малого предпринимательства.

Направление предполагает рассмотрение вопроса разработки схем кредитования субъектов малого предпринимательства, целевой поддержки инвестиционных проектов.

4. Оказание информационной и методической помощи предпринимателям.

Направление содержит мероприятия по дальнейшему развитию информационного обеспечения предпринимательской деятельности, содействие внедрению современных технологий ведения бизнеса, в том числе с широким использованием возможностей сети Интернет. Популяризация передового опыта и передовых технологий ведения бизнеса; содействие в самоорганизации предпринимательства по отраслевому принципу. Создание баз данных и формирование банков знаний по предпринимательской деятельности. Развитие ресурсов информационного обеспечения малого предпринимательства городе Новозыбков.

5. Расширение деловых возможностей и поддержка приоритетных направлений развития малого предпринимательства в городе.

Направление содержит мероприятия по продвижению продукции малых предприятий Новозыбкова на межрегиональные рынки; поддержке выставочно-ярмарочной деятельности, содействию в расширении производственно-технологической кооперации между крупными и малыми предприятиями; по оказанию поддержки развитию молодежного предпринимательства.

6. Административно-организационная поддержка малого предпринимательства. Направление содержит мероприятия по формированию благоприятного отношения в обществе к предпринимателю, по организации и проведению круглых столов, семинаров, конференций по проблемам предпринимательства.

Срок реализации программы рассчитан на среднесрочный период- на 2010-2013 годы с реализацией ежегодных мероприятий.

Финансирование программы должно осуществляется за счет средств бюджета города и привлеченных средств коммерческих структур, объединений предпринимателей, участвующих в ее осуществлении.

Координатором программы является Координационный совет, который создается для управления программой. Управление программой предусматривает совокупность скоординированных действий, призванных обеспечить реализацию программы, контроль и анализ ее выполнения, корректировку программы в случае необходимости, анализ и оценку конечных результатов реализации. Координационный совет формируется из представителей структурных подразделений администрации города, представителей малого бизнеса: ассоциаций предпринимателей и различных коммерческих структур.

Механизм реализации программы основан на координации деятельности структурных подразделений администрации города и соисполнителей программы, задействованных в ее исполнении.

Реализация мероприятий программы позволит:

-увеличить количество субъектов малого предпринимательства на 3,3-3,5 тыс. единиц ежегодно;

-увеличить численность работников, занятых на постоянной основе в МП на 1,2-2 тыс. человек в год;

-увеличить вклад МП в валовом объеме продукции (работ, услуг), произведенном в городе до 20%;

-оптимизировать отраслевую структуру малого предпринимательства, увеличить количество субъектов малого предпринимательства, занятых в сфере производства (до 12%);

-увеличить капитализацию субъектов малого предпринимательства за счет постепенной приватизации муниципального имущества, находящегося в собственности города;

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  369  370  371   ..