СОДЕРЖАНИЕ
Задача 13 (1)
Задача 15 (2)
Задача 13 (1)
Определить потребность в подъемно-транспортном оборудовании общетоварного склада.
Условия задачи
1. Средние товарные запасы склада, тыс. руб.:
Товары
|
Средние товарные запасы, тыс. руб.
|
Шерстяные ткани
Хлопчатобумажные ткани
Льняные ткани
Кожаная обувь
Резиновая обувь
Текстильная обувь
|
2 240
900
840
640
360
240
|
2. Оборачиваемость товарных запасов склада – 9 раз в год.
3. Товары на склад поступают железнодорожным транспортом. Коэффициент неравномерности поступления составляет 1,5. Простой вагонов под разгрузкой допускается не более 2 часов.
4. На складе принята следующая схема движения товаров при приемке. В вагонах грузчики укладывают товары на поддоны. Масса товаров на поддоне зависит от грузоподъемности механизма с учетом коэффициента его грузоподъемности по каждой группе товаров. Поддоны с товаром с помощью электротележки типа ЭТ-1 с подъемными вилами доставляют в камеры хранения, где с помощью электроштабелера ЭШ-181-4,5 их укладывают на стеллажи.
5. Схема движения товаров при отпуске со склада такова. С помощью электроштабелера ЭШ-181-4,5 поддоны с товаром снимают со стеллажей, на электротележке ЭТ-1 транспортируют на автомобильную платформу и устанавливают в кузов автомашины.
6. Средние расстояния перемещения товаров и передвижения транспортных средств, м:
Показатели
|
|
Среднее расстояние перемещения поддонов электротележкой (при приемке и отпуске принято одинаковым)
Среднее расстояние перемещения штабелера вдоль фронта стеллажей при укладке товаров
Средняя высота укладки товаров на стеллажи
|
45
7
2,5
|
7. Технико-эксплуатационные характеристики оборудования:
Показатели
|
Значение и размерность показателей
|
ЭТ-1
|
ЭШ-181-4,5
|
Грузоподъемность
Скорость (время) подъема и опускания вил
Средняя скорость передвижения
|
1 т
5 с
8 км/ч
|
1 т
8 м/мин
6 км/ч
|
8. Склад работает с одним выходным днем в неделю (число рабочих дней в году – 360). Приемка товаров производится ежедневно (360 дней в году), а отпуск – только в рабочие дни в течение всей рабочей смены (продолжительность смены – 7 ч).
Решение:
1. Определим средний однодневный грузооборот склада по поступлению товаров:
,
где
- средний запас i-го товара на складе;
С – оборачиваемость товарных запасов склада в год;
- средняя цена 1 т i-го товара (приложение 1 к задаче 11);
tпг
– количество рабочих дней склада по приемке товаров в году.
т
т
т
т
т
т
2. Рассчитаем максимальное количество поддонов, подлежащих внутрискладской переработке при поступлении товаров на склад за день:
,
где
р – количество групп хранимых на складе товаров;
к – коэффициент неравномерности поступления товаров;
G – грузоподъемность механизма;
ki
– коэффициент использования грузоподъемности оборудования (приложение 2 к задаче 11) при транспортировке i-го товара.
3. Требуемое количество электротележек для приемки товаров найдем по формуле:
,
где
tп
– время подъема (опускания вил механизма;
S – среднее расстояние перемещения поддонов электротележкой;
V – средняя скорость передвижения механизма;
t – допустимое время простоя вагонов под разгрузкой.
шт.
4. Требуемое количество электроштабелеров для приемки товаров определи по формуле:
,
где
h – средняя высота укладки товаров на стеллажи;
Vп
– скорость подъема (опускания) вил оборудования.
шт.
5. Рассчитаем средний однодневный грузооборот склада по отпуску товаров:
,
где
tог
- количество рабочих дней склада по отпуску товаров в году.
т
т
т
т
т
т
6. Расчет количества поддонов, подлежащих внутрискладской переработке при отпуске товаров со склада за день, произведем по формуле:
.
7. Найдем требуемое количество электротележек для отпуска товаров:
,
где
tс
– продолжительность одной смены по отпуску товаров.
шт.
8. Определим общую потребность склада в электротележках:
шт.
9. Рассчитаем требуемое количество электроштабелеров вычисляем по формуле:
шт.
10. Общую потребность склада в электроштабелерах вычисляем по формуле:
шт.
Таким образом, потребность склада в подъемно транспортном оборудовании общетоварного склада составляет: 1 электротележка и 1 электроштабелер.
Задача 15 (2)
Определить социально-экономическую эффективность работы продовольственного магазина самообслуживания.
I. Технологические показатели
1. Площадь магазинов, м2
:
Магазин традиционного типа
|
Магазин самообслуживания
|
общая площадь магазина (Sобт
)
|
в том числе
|
общая площадь магазина (Sобс
)
|
в том числе
|
торговая (Sтт
)
|
неторговая (Sнт
)
|
торговая (Sтс
)
|
неторговая (Sнс
)
|
450
|
200
|
250
|
450
|
230
|
220
|
Согласно данным таблицы, при одинаковой общей площади магазина торговая площадь магазина самообслуживания больше, чем в магазине традиционного типа, что свидетельствует о возможности выставления большего количества товара.
2. Коэффициенты установочной и выставочной площадей в магазинах:
Магазин традиционного типа
|
Магазин самообслуживания
|
коэффициент установочной площади (кут
)
|
коэффициент выставочной площади (квт
)
|
коэффициент установочной площади (кус
)
|
коэффициент выставочной площади (квс
)
|
0,16
|
0,37
|
0,21
|
0,52
|
Размер установочной и выставочной площади для каждого вида магазина рассчитываются как произведение торговой площади соответствующего типа магазина на коэффициенты установочной и выставочной площади соответственно.
Магазин традиционного типа
|
Магазин самообслуживания
|
установочная площадь
|
выставочная площадь
|
установочная площадь
|
выставочная площадь
|
32
|
74
|
48
|
120
|
Данные таблицы свидетельствуют о том, что при большей установочной площади в магазине самообслуживания, выставочная площадь соответственно увеличивается, что позволяет предоставить для ознакомления покупателю большее количество товаров.
3. Количество товарных единиц, размещаемых на 1 м2
выставочной площади магазина:
Магазин традиционного типа
|
Магазин самообслуживания
|
количество товарных единиц (ктет
)
|
количество товарных единиц (ктес
)
|
44
|
96
|
Количество товарных единиц на всей выставочной площади определяется как произведение выставочной площади магазина соответствующего типа на количество товарных единиц, размещаемых на 1 м2
выставочной площади.
Магазин традиционного типа
|
Магазин самообслуживания
|
количество товарных единиц
|
количество товарных единиц
|
3 256
|
11 520
|
Таким образом, выставочная площадь магазина самообслуживания позволяет разместить на 8 264 товарных единиц больше, чем площадь магазина традиционного типа.
II. Социальные показатели
1. Общие затраты времени покупателей на совершение одной покупки:
Среднее время, затрачиваемое на покупку, мин.
|
в магазинах традиционного типа (tт
)
|
в магазинах самообслуживания (tс
)
|
14
|
9
|
В магазине традиционного типа выбор покупателем товара зависит от наличия очереди и занятости продавца, в то время как в магазине самообслуживания покупатель имеет свободный доступ к товару и соответственно его выбор и покупка происходит в среднем на 5 мин. быстрее.
2. Коэффициент завершенности покупок (отношение числа покупателей, совершивших покупку, к общему числу покупателей, посетивших магазин):
Коэффициент завершенности покупок
|
в магазинах традиционного типа (tзпт
)
|
в магазинах самообслуживания (tзпс
)
|
0,6
|
0,7
|
Согласно данным, представленным в таблице, в магазине самообслуживания вероятность завершенности покупки на 10% больше, чем в магазине традиционного типа.
III. Экономические показатели
1. Годовой товарооборот магазина, тыс. руб.:
Вариант
|
Товарооборот в магазинах
|
традиционного типа (Тт
)
|
самообслуживания (Тс
)
|
I
II
III
|
1 920
1 880
2 600
|
2 400
2 250
3 000
|
Согласно данным, приведенным в таблице по трем вариантам, товарооборот магазина самообслуживания больше, чем в магазине традиционного типа.
2. Годовой товарооборот на 1 м2
общей площади магазина и на 1 м2
площади торгового зала:
Вариант
|
Товарооборот в магазинах
|
традиционного типа
|
самообслуживания
|
в том числе
|
в том числе
|
товарооборот на 1 м2
общей площади (Ттоп
)
|
товарооборот на 1 м2
торгового зала (Тттз
)
|
товарооборот на 1 м2
общей площади (Тсоп
)
|
товарооборот на 1 м2
торгового зала (Тстз
)
|
I
II
III
|
4,27
4,18
5,78
|
9,6
9,4
13,0
|
5,33
5,00
6,67
|
10,43
9,78
13,04
|
В связи с тем, что товарооборот магазина самообслуживания больше, чем в магазине традиционного типа, то и товарооборот на 1 м2
соответственно будет больше, что свидетельствует о большей эффективности работы магазина самообслуживания.
3. Годовой товарооборот на одного работника магазина в целом и на одного работника торгового зала:
Вариант
|
Товарооборот в магазинах
|
традиционного типа
|
самообслуживания
|
в том числе
|
в том числе
|
товарооборот на одного работника магазина в целом (Ттрм
)
|
товарооборот на одного работника торгового зала (Ттрз
)
|
товарооборот на одного работника магазина в целом (Тсрм
)
|
товарооборот на одного работника торгового зала (Тсрз
)
|
I
II
III
|
42,67
43,72
36,62
|
61,94
60,65
50,98
|
60,00
64,29
53,57
|
200,00
187,50
150,00
|
Для расчета показателей использованы данные, приведенные в п. 5 экономических показателей.
Рассчитанные показатели свидетельствуют о том, что товарооборот на одного работника магазина в целом и на одного работника торгового зала в магазине самообслуживания больше, чем в магазине традиционного типа.
4. Валовой доход в % к товарообороту:
Вариант
|
Уровень валового дохода магазина традиционного типа (Вдт
)
|
Уровень валового дохода магазина самообслуживания (Вдс
)
|
I
II
III
|
7,22
7,44
7,51
|
7,31
7,68
7,69
|
Определим сумму валового дохода (тыс. руб.) как произведение товарооборота на уровень валового дохода.
Вариант
|
Валовый доход магазина традиционного типа (Вдт
)
|
Валовый доход магазина самообслуживания (Вдс
)
|
I
II
III
|
138,62
139,87
195,26
|
175,44
172,80
230,7
|
Согласно рассчитанным данным валовый доход магазина самообслуживания превышает валовый доход магазина традиционного типа.
5. Штаты магазинов (чел.) и месячные ставки заработной платы (руб.).
Первый вариант:
Наименование должностей
|
Магазин традиционного типа
|
Магазин самообслуживания
|
Штат
|
Месячная ставка заработной платы
|
Штат
|
Месячная ставка заработной платы
|
Директор
Товаровед
Заведующие секциями
Старшие продавцы
Продавцы
Младшие продавцы
Кассиры
Старшие контроллеры-кассиры
Контроллеры-кассиры
Фасовщики
Рабочие
Уборщицы
Приемщики посуды
|
1
1
2
12
12
2
5
-
-
-
4
4
2
|
160
130
130
110
100
85
80
-
-
-
70
70
100
|
1
1
2
2
2
2
-
8
6
4
6
4
2
|
160
130
130
110
100
85
-
110
100
90
70
70
100
|
ИТОГО
|
45
|
4 400
|
40
|
3 880
|
Второй вариант:
Наименование должностей
|
Магазин традиционного типа
|
Магазин самообслуживания
|
Штат
|
Месячная ставка заработной платы
|
Штат
|
Месячная ставка заработной платы
|
Директор
Товаровед
Заведующие секциями
Старшие продавцы
Продавцы
Младшие продавцы
Кассиры
Старшие контроллеры-кассиры
Контроллеры-кассиры
Фасовщики
Рабочие
Уборщицы
|
1
1
2
12
10
4
5
-
-
-
4
-
|
155
130
120
110
100
85
80
-
-
-
70
70
|
1
1
2
2
2
2
-
6
6
5
4
1
|
160
130
120
110
100
85
-
110
100
90
70
70
|
ИТОГО
|
43
|
4 145
|
35
|
3 990
|
Третий вариант:
Наименование должностей
|
Магазин традиционного типа
|
Магазин самообслуживания
|
Штат
|
Месячная ставка заработной платы
|
Штат
|
Месячная ставка заработной платы
|
Директор
Товаровед
Заведующие секциями
Заместители заведующих секциями
Старшие продавцы
Продавцы
Младшие продавцы
Кассиры
Старшие контроллеры-кассиры
Контроллеры-кассиры
Фасовщики
Рабочие
Уборщицы
Приемщики посуды
|
1
1
3
3
16
13
12
10
-
-
-
6
4
2
|
165
130
135
120
110
100
85
80
-
-
-
70
70
100
|
1
1
3
3
4
4
4
-
10
8
4
6
4
2
|
170
130
135
120
110
100
85
-
110
100
90
70
70
100
|
ИТОГО
|
71
|
6 825
|
56
|
5 565
|
6. Дополнительная заработная плата составляет 25% основной. Выплата за счет средств по социальному страхованию – 2%. Данное условие применимо для всех трех вариантов задачи.
7. Издержки обращения в тыс. руб. в расчете на год и в % к товарообороту:
Первый вариант:
Наименование статей
|
Магазин традиционного типа
|
Магазин самообслуживания
|
сумма (Ит
)
|
в % к товарообороту (Иту
)
|
сумма (Ис
)
|
в % к товарообороту (Ису
)
|
Расходы по перевозкам
Заработная плата
Расходы по аренде помещений
Расходы по содержанию помещений, инвентаря
Расходы по текущему ремонту
Расходы спецодежды и малоценного инвентаря
Расходы по подработке, хранению, упаковке, содержанию холодильных установок
Расходы по рекламе
Процент за кредит
Недостача товаров в пределах норм
Расходы и потери по таре
Прочие расходы
|
13,9
67,1
7,9
0,9
2,4
0,7
6,4
0,4
1,5
2,8
1,3
14,1
|
0,72
3,49
0,41
0,05
0,13
0,04
0,33
0,02
0,08
0,15
0,07
0,73
|
15,1
59,1
8,1
1,2
2,2
0,9
8,6
0,7
1,4
3,1
2,1
12,9
|
0,63
2,46
0,34
0,05
0,09
0,04
0,36
0,03
0,06
0,13
0,09
0,54
|
ИТОГО
|
119,4
|
6,22
|
115,4
|
4,81
|
Второй вариант:
Наименование статей
|
Магазин традиционного типа
|
Магазин самообслуживания
|
сумма (Ит
)
|
в % к товарообороту (Иту
)
|
сумма (Ис
)
|
в % к товарообороту (Ису
)
|
Расходы по перевозкам
Заработная плата
Расходы по аренде помещений
Расходы по содержанию помещений, инвентаря
Расходы по текущему ремонту
Расходы спецодежды и малоценного инвентаря
Расходы по подработке, хранению, упаковке, содержанию холодильных установок
Расходы по рекламе
Процент за кредит
Недостача товаров в пределах норм
Расходы и потери по таре
Прочие расходы
|
13,7
63,2
8,1
1,3
1,6
0,7
8,4
1,7
1,2
2,6
1,4
14
|
0,73
3,36
0,43
0,07
0,09
0,04
0,45
0,09
0,06
0,14
0,07
0,74
|
15,1
60,8
8,2
1,5
2,1
0,8
8,7
2,0
1,1
2,4
2,2
13,7
|
0,67
2,70
0,36
0,07
0,09
0,04
0,39
0,09
0,05
0,11
0,10
0,61
|
ИТОГО
|
117,9
|
6,27
|
118,6
|
5,27
|
Третий вариант:
Наименование статей
|
Магазин традиционного типа
|
Магазин самообслуживания
|
сумма (Ит
)
|
в % к товарообороту (Иту
)
|
сумма (Ис
)
|
в % к товарообороту (Ису
)
|
Расходы по перевозкам
Заработная плата
Расходы по аренде помещений
Расходы по содержанию помещений, инвентаря
Расходы по текущему ремонту
Расходы спецодежды и малоценного инвентаря
Расходы по подработке, хранению, упаковке, содержанию холодильных установок
Расходы по рекламе
Процент за кредит
Недостача товаров в пределах норм
Расходы и потери по таре
Прочие расходы
|
17,6
104
15,4
2,7
2,9
1,2
10,1
1,9
1,9
5,4
2,1
16,2
|
0,68
4,00
0,59
0,10
0,11
0,05
0,39
0,07
0,07
0,21
0,08
0,62
|
19,9
84,8
16,1
3,1
2,8
1,8
11,4
2,7
1,9
6,9
2,4
17,7
|
0,66
2,83
0,54
0,10
0,09
0,06
0,38
0,09
0,06
0,23
0,08
0,59
|
ИТОГО
|
181,4
|
6,98
|
171,5
|
5,72
|
В магазине самообслуживания доля затрат в процентах к товарообороту значительно ниже, чем в магазине традиционного типа.
8. Прибыль и рентабельность магазина.
Вариант
|
Магазин традиционного типа
|
Магазин самообслуживания
|
прибыль (Пт
), тыс. руб.
|
рентабельность (Рт
), %
|
прибыль (Пт
), тыс. руб.
|
рентабельность (Рт
), %
|
I
II
III
|
19,22
21,97
13,86
|
16,1
18,6
7,6
|
60,04
54,2
59,2
|
52,0
45,7
34,5
|
содержание ..
319
320
321 ..
|
|
|