Главная      Учебники - Экономика     Лекции по маркетингу - часть 4

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  540  541  542   ..

 

 

Методы анализа и способы формирования конкурентных преимуществ предприятия

Методы анализа и способы формирования конкурентных преимуществ предприятия

Федеральное агентство по образованию

1. Экономическая сущность конкурентоспособности

1.1 Сущность конкурентного преимущества предприятия

1.2 Анализ конкурентных преимуществ предприятия

А СИВ С СИУ
В СЛВ D СЛУ

1.3 Формирование конкурентных преимуществ предприятия

2. Анализ конкурентоспособности ООО «Завод металлоконструкций»

2.1 Краткая характеристика деятельности организации

Общество с ограниченной ответственностью «Завод металлоконструкций» занимается производством, монтажом и продажей металлических конструкций.

Предприятие не имеет собственных земельных участков и объектов недвижимости. Поэтому все необходимые для осуществления хозяйственной деятельности здания и сооружения ООО «Завод металлоконструкций» арендует: местонахождение зданий – г. Пермь, ул. Г.Хасана, 50 (аппарат управления) и г. Пермь, ул. Репина, 115 (производственные здания и сооружения).

Металлоконструкции представляют собой строительные конструкции, применяемые, как несущие в каркасах зданий и других инженерных сооружениях (стальные металлические конструкции), в большепролётных покрытиях, обшивках стеновых и кровельных панелей (алюминиевые металлические конструкции).

Производство металлоконструкций открыло новые горизонты в строительной индустрии. Они обладают рядом существенных преимуществ: отличаются экономичностью при высокой прочности и долговечности, простотой монтажа, стойкостью к атмосферным воздействиям. Металлические конструкции позволяют реализовать сложные дизайнерские решения, экономят на использовании дорогостоящих материалов и времени возведения.

Целью являетсяпривлечение клиентов за счет качественного и быстрого оказания услуг по производству металлических конструкций, улучшения дизайна с применением современных рабочих технологий и разработок.

Основной стратегией конкурентоспособности ООО «Завод металлоконструкций» является комплексная стратегия по снижению цен, повышению качества и уровня обслуживания с целью проникновения на рынок и расширения объема продаж.

Учитывая состояние и требования внешнего окружения, потенциал и возможности предприятия, а также риски, существующие на рынке строительства, для ООО «Завод металлоконструкций»наиболее оптимальным вариантом должна стать стратегия роста .

Для осуществления данной стратегии предприятие ООО «Завод металлоконструкций»поставило определенные цели:

1. Для ускорения темпов развития, руководство предприятия должно стараться выявлять «узкие места» (слабые стороны, угрозы: например, недостаток инвестиций, собственных основных и оборотных средств, появления новых конкурентов и т.д.) и их ликвидировать их, чтобы в дальнейшем занять устойчивую позицию на рынке.

2. Руководство должно быть готово к тому, что на первом этапе могут возникнуть сложности в производстве, административные трения, напряженное финансовое состояние, связанное с большими затратами и отсутствием доходности. Однако прохождение этого этапа позволит направить усилия предприятия на более глубокое проникновение на рынок и, соответственно, увеличить темп роста объемов продаж.

3. Следующим этапом должна стать разработка долговременных программ развития и укрепления всех направлений функционирования предприятия, особенно финансовой составляющей, модернизации основных фондов, внедрения новых технологий.

Основными конкурентными преимуществами предприятия являются:

- использование нового высокопроизводительного оборудования;

- имеется возможность снижение издержек за счет высокой производительности оборудования, повышения качества обслуживания, снижения цен, более полное удовлетворение потребителей за счет расширения спектра услуг (монтаж, доработка изделий под конкретного покупателя).

Уставный капитал сформирован за счет вкладов учредителей и составляет 3 000 000 руб., а также за счет кредита в ОАО «Сбербанк» на сумму 139 041 600 руб. сроком на 5 лет под 15% годовых.

2.2 Анализ хозяйственно-финансовой деятельности предприятия

Финансовый план предприятия включает три основных финансовых документа: отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств, прогнозный баланс.

Для расчета притока денежных средств нам необходим цена единицы изделия и годовой объем производства.

Таблица 2 – Расчет выручки от реализации за 2008-2012 гг., руб.

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ СЛАБЫЕ СТОРОНЫ ВОЗМОЖНОСТИ УГРОЗЫ

Адекватные финансовые ресурсы Выдающаяся компетентность

Слабый финансовый потенциал

Перспективы выхода на новые рынки или сегменты рынка, рыночные ниши Расширение производства Расширение ассортимента Производство сопутствующих товаров Недооценка наших возможностей конкурентами

Возможность появления новых конкурентов Появление и рост товаровзаменителей Замедление роста рынка, спад Финансовый кризис

Показатели 2009 год 2010 год 2011 год 2012 2013
Годовой объем производства, шт. 6480 8424 16258 21135 27476
Средняя отпускная цена единицы изделия*, руб. 33666,24 33666,24 33666,24 33666,24 33666,24
Выручка от реализации, руб. 218157235,2 283604405,8 547345729,9 711549448,9 925014283,6

*Примечание. Отпускная цена единицы изделия рассчитана как сумма среднеарифметических цен стальной и алюминиевой балки, т.к. производимые металлоконструкции делаются на заказ (по чертежам заказчика), поэтому определить точный ассортимент невозможно.

Отток денежных средств составляем на основании расчетов, сделанных в предыдущих разделах бизнес-плана.


Таблица 3 – Отчет о движении денежных средств за 2008-2013 гг., руб.

Показатели 2008 г. 2009 г 2010 г. 2011 г. 2012 2013
Остаток ДС 0 65868063 38687058,2 52048783,96 224532323,9 497658377
Приток ДС
- Уставный капитал 3 000 000 0 0 0 0 0
- Кредит банка 139 041 600 0 0 0 0 0
- Реализация металлоконструкций 0 218157235,2 283604405,8 547345729,9 711549448,9 925014283,6
Итого 142 041 600 218157235,2 283604405,8 547345729,9 711549448,9 925014283,6
Отток ДС
- Аренда помещений 73548000 73548000 73548000 73548000 73548000 73548000
- Закупка основных средств 2 625 537 0 0 0 0 0
- Закупка сырья и материалов 0 89987760 116984088 225774846 293507300 381559490
- Платежи по кредиту 0 48 664 560 44 493 312 40 322 064 36 150 816 31 979 568
- Заработная плата, всего 0 25 992 000 25 992 000 25 992 000 25 992 000 25 992 000
- Отчисления ЕСН 0 6757920 8837280 8837280 8837280 8837280
- Внепроизводственные расходы 0 388 000 388 000 388 000 388 000 388 000
Итого 76173537 245 338 240 270 242 680 374 862 190 438423396 522304338
Чистый приток 65868063 -27 181 005 13 361 726 172 483 540 273 126 053 402 709 946
Остаток ДС 65868063 38 687 058 52 048 784 224 532 324 497 658 377 900 368 323

Из полученного отчета видно, что за рассматриваемый период отток денежных средств превышает приток.

Произведем расчет периода окупаемости нашего проекта (таблица 4).

Согласно расчетам, произведенным в таблице 4, строим график, на котором наглядно виден срок окупаемости проекта – в среднем 2 года (проект окупится в 2010 году).

Теперь расчетным способом найдем срок окупаемости:

Таким образом, капиталовложения на реализацию проекта должны окупиться за 2 года и 11 месяцев, и должны дать чистую текущую стоимость (NPV), равную 10103384,31 руб.


Таблица 4 – Расчет периода окупаемости проекта.

Показатели 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Выручка от реализации проекта 0 218 157 235,20 283 604 405,76 547 345 729,92 711549448,9 925014283,6
Инвестиционные затраты по проекту 142 041 600 321 511 777 270 242 680,00 374 862 190,00 438423396 522304338
Коэффициент дисконтирования (r=15%) 1 0,869565217 0,756143667 0,657516232 0,571753246 0,497176735
Текущая стоимость доходов, PV 0 189701943,6 214445675,3 359888701,9 406830707,1 459895581,3
Текущая стоимость расходов, CI 142 041 600 279575458,1 204342291 246477974,7 250669999,7 259677565,3
Чистая текущая стоимость проекта, NPV -142 041 600 -89873514,57 10103384,31 113410727,3 156160707,4 200218016

200000000 х
180000000
160000000 х
140000000
120000000 х
100000000 х
0 2008 2009 2010 2011 2012 2013
-100000000 х
-120000000
-140000000 х

Рисунок 3 – Срок окупаемости проекта.

Отчет о прибылях и убытках отражает операционную деятельность предприятия и показывает покрытие производственных затрат доходами от реализации произведенной продукции и полученную прибыль

В наиболее общем виде отчет о прибылях и убытках включает: стоимость реализованной продукции, себестоимость, валовую прибыль, производственные затраты, чистый доход или убытки. Рассмотрим отчет о прибылях и убытках для ООО «Завод металлоконструкций» на период с 2009-2013 гг. (таблица 6).

Таблица 6 – Порог рентабельности

Показатели 2009 2010 2011 2012 2013
рентабельность оборота -0,12335132 0,106844598 0,287933278 0,334640194 0,369486356
рентабельность собственного капитала -896,9993946 1010,053292 5253,301669 7937,101175 11392,67139
рентабельность затрат -0,122024176 0,154326389 0,562767132 0,719609394 0,858750949
рентабельность заемного капитала -19,35390691 21,79318905 113,3466891 171,2530892 245,8114275

Таблица 7 – Отчет о прибылях и убытках.

Показатели 2009 2010 2011 2012 2013
Выручка 218 157 225,48 283 604 405,76 547 345 729,92 711549417,2 925014242,4
Переменные затраты 89 987 760,00 116 984 088,00 225 774 846,00 293 507 299,80 381 559 489,74
Маржинальная прибыль 128 169 465,48 166 620 317,76 321 570 883,92 418 042 117,39 543 454 752,61
Постоянные затраты без амортизации 130 542 160,00 128 450 272,00 124 279 024,00 120 107 776,00 115 936 528,00
В том числе:
Аренда зданий и сооружений 73 548 000 73 548 000 73 548 000 73 548 000 73 548 000
Заработная плата 25 992 000 25 992 000 25 992 000 25 992 000 25 992 000
ЕСН 26%() 6757920 8837280 8837280 8837280 8837280
Прочие 24 244 240 20 072 992 15 901 744 11 730 496 7 559 248
Чистая прибыль -26 909 981,84 37 876 998,44 196 998 812,60 297 641 294,07 427 225 177,29
Амортизация 293 047,32 293 047,32 293 047,32 293 047,32 293 047,32
Налог на прибыль (24%) 7575399,69 39399762,52 59528258,81 85445035,46
Нераспределенная прибыль -26 909 981,84 30 301 598,75 157 599 050,08 238 113 035,26 341 780 141,83

Анализ деятельности предприятия невозможно провести без определения УНП (точка безубыточности, уровень окупаемости, порог рентабельности). Независимо от термина, речь идет об определении объема производства и реализации, при котором сумма затраты = выручке, т.е. нет ни прибыли, ни убытков.

2.3 Анализ сильных сторон (конкурентных преимуществ) предприятия методом SNW

Проведем анализ внутренней среды организации по методу SNW.


Таблица 8 – Матрица SWOT-анализа для предприятия ООО «Завод металлоконструкций» .

Возможности:

1. Имеется возможность увеличения мощности предприятия.

2. Наличие гарантированных объемов со стороны ООО «ЗМ»

3. Имеются потенциальные инвесторы-заказчики.

4. Снижение издержек за счет высокой производительности оборудования, повышение качества обслуживания.

Угрозы:

1. Появление новых конкурентов.

2. Появление новых строительных материалов.

3. Наличие большого опыта работы у конкурентов – обширная клиентская база.

4. Увеличение цен на металл и электроэнергию.

Сильные стороны:

1. Квалифицированный персонал.

2. Наличие постоянных поставщиков.

3. Наработанные связи предприятия-учредителя ООО «ЗМ» с клиентами.

4. Индивидуальный подход к конкретному потребителю, доработка конструкций под запрос покупателя.

5. Соблюдение сроков заказа.

6. Новое, высокопроизводительное оборудование

СТРАТЕГИЯ УСКОРЕННОГО РОСТА

Увеличение объемов производства за счет индивидуального подхода к каждому покупателю. При этом у предприятия появляется возможность работать как с предприятиями г. Перми, так и за пределами региона.

СТРАТЕГИЯ МЕДЛЕННОГО РОСТА

Стремиться увеличить клиентскую базу за счет индивидуального подхода к каждому покупателю, а также уже наработанных связей ООО «ЗМ» Увеличение мобильности предприятия за счет своевременного повышения квалификации персонала.

Слабые стороны:

1. Недостаток инвестиций.

2. Недостаточный опыт работы на внешнем рынке.

3. Недостаток собственных оборотных средств.

4. Слабый менеджерский состав.

«ДЕПРЕССИВНАЯ» СТРАТЕГИЯ

С целью наработки опыта работы предприятие может развивать новые направления своей деятельности (например, производство нестандартных металлических конструкций – кованые решетки, изящные лестницы, декоративные перила и т.д.), применять политику гибких цен (скидки, льготы, кредиты).

СТРАТЕГИЯ ПОДДЕРЖАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ «НАПЛАВУ»

Предприятие вынуждено изменить виды деятельности и начать работу по другим направлениям, например, ремонт автомобилей и оборудования, либо предприятие ликвидируется.


Если предприятие способно сочетать в себе «силу + возможности», смело может применять стратегию ускоренного развития; она привлекательна для инвесторов и потенциальных заказчиков, так как с ростом объемов производства может быть обеспечена планируемая доходность инвестиций.

При использовании сильных сторон для устранения угроз, целесообразно предусмотреть стратегию медленного роста, что, безусловно, будет менее привлекательно для инвесторов.

Применение «депрессивной» стратегии возможно, когда имеющиеся возможности предприятия позволяют минимизировать слабые стороны.

Ситуация, складывающаяся под воздействием слабых сторон и угроз, характеризуется как нестабильная. Применяемая в данном случае стратегия должна по возможности минимизировать влияние угроз и быть направлена на поддержание предприятия «наплаву».

Для производства металлоконструкций нужны довольно большие цеха со специальным оборудованием. На данный момент в городе Пермь помимо цехов нашего предприятия, действует еще 10 компаний, занимающихся поставкой и реализацией металлоконструкций. Из них только одно предприятие имеет собственные цеха и производит конструкций из стали и алюминия – ООО «МетКон», и одно предприятие производит алюминиевые конструкции – компания «Альт-С групп». Производством нестандартных изделий из металла в нашем городе занимается OOO «ASP».

Основной стратегией конкурентоспособности ООО «Завод металлоконструкций» будет комплексная стратегия по снижению цен, повышению качества и уровня обслуживания с целью проникновения на рынок и расширения объема продаж.

Основными конкурентными преимуществами нашего предприятия является:

- использование нового высокопроизводительного оборудования;

- имеется возможность снижение издержек за счет высокой производительности оборудования, повышения качества обслуживания, снижения цен, более полное удовлетворение потребителей за счет расширения спектра услуг (монтаж, доработка изделий под конкретного покупателя).


Таблица 9 – Анализ конкурентов ООО «Завод металлоконструкций».

ООО «МетКон» Компания «Альт-С групп» OOO «ASP»
сильные стороны слабые стороны сильные стороны слабые стороны сильные стороны слабые стороны
1) Опыт работы в отрасли составляет 8 лет (с 2003 г.), наличие постоянных клиентов. 1) Предприятие не занимается доработкой изделий под конкретного покупателя. 1) На рынке работают с 2001г., т.е. опыт работы составляет 10 лет, наличие постоянных заказчиков. 1) Небольшие производственные мощности не позволяют увеличить объем производства, т.е. потребности всех строительных компаний они удовлетворить не смогут. 1) Производством и монтажом нестандартных металлоконструкций занимается около 20 лет, т.е. большой опыт работы в этом виде деятельности, наличие обширной клиентской базы. 1) Вид деятельности не является основным, количество персонала, занятого в этой области, составляет 15-20 человек.
2) Выполняет наибольший объем по производству металлоконструкций 2) Не занимаются производством нестандартных металлоконструкций. 2) Небольшой износ оборудования 2) Не занимаются производством стальных металлоконструкций. 2) Имеются большие площади для увеличения производственной мощности. 2) Недостаток средств для расширения производства и увеличения объемов производства
3) Высокая техническая оснащенность, небольшой износ оборудования. 3) Предприятие не оказывает услуги по сборке и монтажу металлоконструкций. 3) Предприятие занимается доработкой изделий под конкретного покупателя. 3) Имеются проблемы с подготовкой квалифицированного кадрового состава. 3) Не занимаются производством стандартных металлоконструкций, необходимых в строительстве.
4) Устаревшее, малопроизводительное оборудование 4) Большой износ оборудования.

3. Пути совершенствования конкурентоспособности металлоконструкций, производимых ООО «Завод металлоконструкций»

Прежде чем выдвинуть предложения по улучшению конкурентоспособности на рынке ООО «Завод металлоконструкций», необходимо отметить тот факт, что предприятием сделано уже достаточно для обеспечения высокой степени эффективности конкурентной деятельности предприятия: продукция предприятия занимает устойчивое положение на рынке Пермского края, знакома на прочих рынках, к ней сложилось у покупателей и партнеров устойчивое благоприятное отношение, а так же к самой организации в целом. Однако применение только одной рекламы не может служить достаточным способом для эффективной конкурентной борьбы.

Для улучшения деятельности ООО «Завод металлоконструкций» необходимо на современном этапе предпринять определенные действия, связанные с улучшением благоприятного отношения к самой фирме и к ее продукции среди населения края и города, как основных потребителей продукции предприятия. Предлагаемые нами мероприятия в этом направлении основываются на создании маркетинговой службы, отсутствующей в данный момент на предприятии.

Таким образом, для повышения конкурентоспособности ООО «Завод металлоконструкций», необходимо создать отдел маркетинга, который бы осуществлял следующие функции:

- разработка методов и средств изучения рынка;

- сбор данных;

- обработка данных, их классификация;

- разработка ценовой политики предприятия;

- проведение сегментации рынка, выделение целевой группы потребителей;

- разработка рекламных кампаний и акций;

- проведение рекламных кампаний и акций;

- составление смет затрат на проведение рекламных кампаний и акций, прочих маркетинговых мероприятий;

- организация маркетинговой деятельности;

- контроль за осуществлением маркетинговой деятельности;

- оценка эффективности маркетинговой деятельности.

Цель создания отдела маркетинга ООО «Завод металлоконструкций», состоит в том, чтобы добиться эффективности маркетинговой деятельности, которая напрямую зависит от уровня ее организации. На сегодняшний день в ООО «Завод металлоконструкций», хотя уже и много сделано для повышения эффективности маркетинговой деятельности, однако она организована недостаточно эффективно.

Для формирования своего благоприятного конкурентного имиджа предприятию необходимо представить на рынок товарный ассортимент не менее чем у конкурентов, а в идеале и значительно шире, чем у них, предоставление потребителям продукции, которой нет у конкурентов.

Торговый знак предприятия, рекламный бренд его продукции, позволяет сделать эту продукцию более узнаваемой на рынке, выделить ее из числа однотипных прочих продуктов. Создание и развитие рекламного бренда продукции предприятия, позволит более широко представить покупателям продукцию предприятия, расширить степень эффективности психологического воздействия имиджа продукции и организации, охват потребителей, что сформирует ситуацию предпочтения продукции предприятия у покупателей.

Так же можно предложить следующие пути повышения конкурентоспособности: повысить рекламную стратегию. Для привлечения внимания массовых покупателей наиболее эффективны следующие каналы:

1. пресса (наиболее читаемые газеты, журналы, бюллетени и другие средства массовой информации, доступные всем слоям населения);

2. рекламные щиты, плакаты (различные изобразительные и текстовые послания, помещаемые в местах скопления людей, вдоль шоссейных дорог и т.п.);

3. реклама на транспорте.

Заключение

Подводя черту мы в первую очередь должны сказать о том, что анализ конкурентных преимуществ предприятия является трудоемким процессом, который имеет различные методы: SWOT-анализ, SNW-анализ, а также факторный анализ.

Формирование конкурентных преимуществ сильно зависит от специфики деятельности предприятия, специфики рынка, на котором он осуществляет свою деятельность, а также выбранной им бизнесс-стратегии.

Изучая предмет курсовой работы на примере ООО «Завод металлоконструкций», мы основываясь на проведенный SNW-анализ, определили конкурентные преимущества ООО «ЗМ»: маркетинговая политика, продвижение товаров, организация каналов сбыта, грамотное проведение рекламных компаний, и т.д.

Также были предложены меры, которые предприятие может принять, чтобы повысить общие экономические показатели деятельности.

Список используемой литературы

1. Портер М. Конкурентная стратегия. М.: 2005.

2. Саритх М. Конкурентоспособность: многоуровневый анализ. М.: 2004.

3. Наумов В.Н. Маркетинг сбыта: Учебное пособие. — СПб.: СПбГУЭФ, 2005.

4. Крылова Г.Д. Практикум по маркетингу. М.: ЮНИТИ 2005.

5. Гольдштейн Г.Я., Катаев А.В. Маркетинговые решения по распределению товаров и услуг. 2006.

6. Годин А.М. Маркетинг: Учебник. - 3-е издание. - М.: «Дашков и К°», 2006.

7. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации. М.: 2004.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  540  541  542   ..