Главная      Учебники - Экономика     Лекции по финансам - часть 12

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  58  59  60   ..

 

 

Правовые основы иностранного инвестирования в Украине

Правовые основы иностранного инвестирования в Украине

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ В УКРАИНЕ

Осуществляя на территории Украины инвестиционную деятельность, иностранные инвесторы являются субъектами права собственности в соответствии со ст. 3 Закона Украины " О собственности " и пользуются в связи с этим теми же правами , что и субъекты хозяйственной деятельности Украины за некоторыми исключениями, которые мы и рассмотрим ниже .

В целях обеспечения равных условий хозяйствования для украинских и иностранных субъектов хозяйственной деятельности и выполнения обязательств Украины перед другими государствами и международными организациями по устранению двойного налогообложения , уклонения от налогообложения и предотвращению демпинга утве-

ржден Порядок осуществления иностранными субъектами хозяйственной деятельности операций с продукцией украинского происхождения на территории Украины без вывоза ее за пределы таможенной территории Украины .

Иностранные инвесторы имеют право на приобретение паев , акций и других ценных бумаг предприятий , расположенных на территории Украины .

Также иностранные инвесторы имеют право участвовать в приватизации на территории Украины на общих основаниях. Условия их участия определяются Законами Украины

" О приватизации имущества государственных предприятий " и " О приватизации небольших государсрственных предприятий ( малую приватизацию )" и рядом других законодательных актов .

Приобретение иностранными инвесторами имущественных прав на землю и другие природные ресурсы регулируется Земельным , Лесным,Водным кодексами , Кодексом о недрах и некоторыми другими нормативными актами .В соответствии с Земельным кодексом и Законом Украины " О собственности" иностранным гражданам и лицам без гражданства земельные участки в собственность не передаются .Ст.8 Земельного кодекса предоставляет право временного пользования землей на условиях аренды совместным предприятиям , международным организациям и объединениям при участии украинских и иностранных юридических и физических лиц , предприятиям , которые полностью принадлежат иностранным инвесторам , а также иностранным государствам, международным организациям, иностранным юридическим лицам и лицам без гражданства .При приватизации объектов неоконченного строительства одновременно предоставляются в долгосрочную аренду и земельные участки, отведенные для строительства этих объектов .Пользование землей в Украине является платным .

Имущество в аренду иностранным инвесторам предоставляют арендодатели на основе договоров аренды в соответствии с действующим законодательством .Кабинет Министров Украины утвердил Перечень имущественных комплексов государственных предприятий , организаций, их структурных подразделений основного производства , передача которых в аренду не допускается .

Особенности налогообложения предприятий с иностранными инвестициями.

Для предприятий с иностранными инвестицицями не существует специальных налоговых льгот, как это было до принятия Закона “О режиме иностранного инвестирования”. Однако в ч.2 ст.8 Закона Украины "О режиме иностранного инвестирования" предусмотрено, что для отдельных субъектов предпринимательской деятельности, которые осуществляют инвестиционные проекты с привлечением иностранных инвестиций , которые реализуются в соответствии с государственными программами развития приоритетных отраслей экономики , социальной сферы и регионов , может быть установлен льготный режим инвестиционной и другой хозяйственной деятельности .

Как показывает мировая практика законотворчества и инвестиционной деятельности вопросы налогообложения всегда оставались и на наш взгляд остаются наиболее главенствующими критериями ее развития . В связи с этим с целью привлечения как внутренних , так и внешних (иностранных) инвестиционных ресурсов во многих странах законодательно установлены сроки освобождения от уплаты налога на прибыль как по вновь создаваемым предприятиям , так и при реформировании , расширении уже действующих предприятий . Подобный опыт был использован и в Украине . В частности это касалось предприятий с иностранными инвестициями , для которых в соответствии с Декретом Кабинета Министров Украины ( 1993 ) был установлен пяти-

летний срок освобождения от уплаты налога на прибыль. Однако, Закон " О налого-обложении прибыли предприятий " от 1995 отменил эту льготу , оставив ее только за теми предприятиями , где иностранные инвестиции уже были осуществлены до вступления в силу данного закона.

Тем не менее во вновь принятом Законе о налогообложении прибыли от 22 мая 1997 года это положение не упомянуто , следовательно на данный момент ни одно предприятие на территории Украины не освобождено от уплаты налога на прибыль . Этот факт вполне естественно считается нарушением прав инвесторов , которые планировали свою хозяйственную деятельность с учетом необлагаемого налогом периода , и ярко демонстрирует несовершенство и ненадежность нашего законодательства, что отнюдь не способствует привлечению инвестиционных ресурсов .

Плательщиками налога на прибыль из числа нерезидентов являются физические и юридические лица любой организационно-правовой формы , которые получают доходы из источников в Украине , за исключением учреждений и организайий , которые имеют дипломатический статус или иммунитет в соответствии с международными договорами Украины . Сумма валового налогооблагаемого дохода умень -

шается на :

* сумму средств или стоимости имущества , которые поступают плательщику налога на прибыль в виде прямых инвестиций или реинвестиций в корпоративные права, эмитированные этим плательщиком , в том числе денежные или имущественные взносы, в соответствии с договорами о совместной деятельности на территории Украины без создания юридического лица ;

* сумму средств взаимного инвестирования инвестиционных фондов и инвестиционных компаний в случае , если ни один из учредителей ( участников , акционеров ) не владеет более 10% уставного фонда этих организаций и если эти организации на протяжении 30 дней по окончании налогового года распределяют между участниками ( акционерами ) не менее 90% доходов от инвестиционных операций .

Таким образом налогообложение предприятий с иностранными инвестициями осуществляется на тех же условиях и регулируется теми же нормативными актами , что и предприятия , которые таковых не имеют .

Таможенное регулирование деятельности иностранных инвесторов в Украине .

Особенный правовой статус имеет имущество , которое ввозится в Украину как взнос в уставной фонд предприятия с иностранными инвестициями . Так , в соответствии со ст. 18 Закона Украины " О режиме иностранного инвестирования " это имущество освобождается от обложения таможенной пошлиной, кроме товаров предназначенных для реализации или личного потребления . При этом таможенные органы осуществляют пропуск такого имущества на основе вексельной операции . Если вексель не погашен в течение 30 календарных дней со дня оформления таможенной декларации , векселедатель обязан внести плату по векселю в течение пяти календарных дней .

В случае , если на протяжении трех лет с момента зачисления иностранной инвестиции на баланс предприятия с иностранной инвестицией имущество, которое было ввезено в Украину как взнос иностранного инвестора в уставной фонд указанного предприятия или на отдельный баланс сторон, которые осуществляют совместную инвестиционную деятельность по договорам (контрактам) , отчуждается , в том числе в связи с прекращением деятельности векселедателя , последний уплачивает ввозную таможенную пошлину не позднее дня отчуждения . Ввозная таможенная пошлина не уплачивается при условии вывоза иностранной инвестиции зарубеж , что удостоверяется вывозной грузовой таможенной декларацией . В случае установления факта отчуждения имущества ранее трехлетнего срока государственная налоговая инспекция обязана уведомить об этом соответствующий таможенный орган , после чего последний обязан в бесспорном порядке взыскать ввозную пошлину .

Валютное регулирование деятельности иностранных инвесторов на территории Украины .

Основным нормативным актом , который определяет основные принципы валютного регулирования в Украине , является Декрет Кабинета Министров Украины от 19 февраля 1993 года N15-93 "О системе валютного регулирования и валютного контроля"

Важным для иностранного инвестора является то , что в соответствии со ст.5 вышеупомянутого декрета не требуется индивидуальная лицензия Национального банка Украины для :

* вывоза , перевода и пересылки за пределы Украины физическими лицами - резидентами и нерезидентами иностранной валюты , которая была ранее ввезена ими в Украину на законных основаниях ;

* осуществления платежей в иностранной валюте за пределы Украины в виде процентов по кредитам , дохода (прибыли) от иностранных инвестиций ;

* вывезения за пределы Украины иностранной инвестиции в иностранной валюте, ранее осуществленной на территории Украины , в случае прекращения инвестиционной деятельности .

Декретом Кабинета Министров Украины с целью стабилизации валютного курса национальной денежной единицы предусмотрена обязательная продажа через уполномоченные банки на межбанковском валютном рынке Украины 50% поступлений в иностранной валюте в пользу резидентов , однако средства в иностранной валюте , которые перечисляются на территорию Украины с целью их дальнейшего внесения в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями , не подлежат обязательной продаже , также как и суммы выручки в иностранной валюте этих предприятий за экспорт продукции ( работ , услуг ) собственного производства .

В соответствии с Законом Украины " О режиме иностранного инвестирования" для сохранения доходов,прибыли и других средств иностранные инвесторы могут иметь текущие и расчетные счета в банках Украины в соответствии с ее законодательством .

К таким счетам относятся :

а) текущие счета и вклады со свободным режимом использования , условно названные счетами типа " С " . Остатки по ним могут быть свободно конвертированы в иностранные валюты по курсу , установленному Национальным банком Украины , и переводится зарубеж ;

б) текущие счета и вклады для зачисления прибыли и доходов от деятельности совместных предприятий и предприятий со стопроцентным иностранным капиталом условно названные счетами типа "Л" .

Средства в валюте Украины с указанных счетов типа " С " и "Л" иностранные инвесторы могут использовать для приобретения товаров на внутреннем рынке Украины с целью их вывоза за зарубеж . Средства со счета типа "С" по распоряжению владельца счета могут использоваться :

* для осуществления любых видов инвестиций в соответствии с законом об иностранных инвестициях и получения наличности на территории Украины без ограничений ;

* для покупки иностранной валюты в Национальном Банке Украины и перевода ее зарубеж .

В соответствии с Законом Украины " О режиме иностранного инвестирования " иностранным инвесторам после уплаты налогов и других обязательных платежей гарантируется беспрепятственный и незамедлительный перевод зарубеж их доходов,прибыли и других средств в иностранной валюте , полученных на законном основании вследствие осуществления инвестиционной деятельности .

При этом перевод зарубеж части доходов , принадлежащей иностранному инвестору , должен обеспечиваться за счет его собственной валютной выручки , при этом уплачивается налог по ставке 15% от переводимой суммы .

Иностранный инвестор может открыть в уполномоченных банках один счет в иностранной валюте и один счет в валюте Украины .

На текущий счет , открытый в иностранной валюте ( условно именуемый - типа "А") , зачисляются валютные средства для инвестиций в экономику Украины , а также дивиденды в иностранной валюте , полученные от инвестиций на территории Украины .

При вывозе за рубеж иностранной валюты , полученной от инвестирования, в наличной форме иностранному инвестору необходимо получить разрешение уполномоченного банка , где открыт валютный счет инвестора , независимо от размера валютных средств . Иностранная валюта с указанного счета может реинвестироваться на терри -

тории Украины без ограничений .

Таким образом , основными законодательными актами, регулирующими деятельность иностранных инвесторов являются Законы Украины “ Об инвестиционной деятельности “ , “О внешнеэкономической деятельности”,“О режиме иностранного инвестирования”,”О защите иностранных инвестиций” . Однако наряду с вышеперечисленными документами существует множество других нормативно-правовых актов , регламентирующих инвестиционную деятельность . Такое их коли-

чество и частое изменение значительно затрудняет их практическое применение, а также ведет к возникновению множества неудобств и разногласий , когда положения одного источника может трактоваться как отрицание или противоречие другому источнику . В основном подобное случается при столкновении правовых документов различных ветвей власти : законодательной и исполнительной . Государственные органы управления инвестиционной и хозяйственной деятельностью как правило руководствуются указами Президента , постановлениями Кабинета Министров Украины , инструкциями Государственной Налоговой Администрации, которые по своей сути являются подзаконными нормативными актами и не могут противопоставляться законам . Следует отметить, что подобный недостаток является общим для всего законодательства Украины , которое формируется в условиях непрерывной борьбы законодательной и исполнительной ветвей власти. В связи с этим становится очевидным , почему отсутствие законодательной и политической

стабильности является одним из определяющих факторов нежелания иностранных инвесторов инвестировать свои средства в украинскую экономику .

Помимо нестабильности отрицательным моментом существующего законодательства является его несовершенство , так как несмотря на огромное количество правовых документов , многие аспекты хозяйственной деятельности , связанной с иностранным инвестированием до сих пор не нашли в них своего отражения или требуют существенной корректировки .

Серьезной проблемой остается учет вложенных иностранных инвестиций , движения этих капиталов в Украине, состояния хозяйствования совместных предприятий , что позволяет части из них не предоставлять отчетность в статистические органы , а предоставляемая информация не дает возможности провести качественный анализ и прогнозирование процесса иностранного инвестирования в Украине .

В связи с этим для привлечения иностранного капитала предпринимаются следующие шаги :

1. Для упрощения процедуры создания предприятий с иностранными инвестициями подготовлены и находятся в Верховной Раде Украины соответствующие изменения к Закону Украины “О хозяйственных обществах” , согласно которых иностранный инвестор освобождается от необходимости предварительного имущественного взноса для регистрации совместного предприятия .

2. С целью привлечения иностранного капитала для реализации отдельных инвестиционных проектов в соответствии с государственными программами развития приоритетных отраслей экономики , социальной сферы и территорий , а также проектов, которые обеспечивают увеличение объемов экспорта продукции, производства импортозаменяющей продукции,создание производственных мощностей на базе объектов незавершенного строительства или дополнительных рабочих мест,разработан проект Закона Украины “О предоставлении льготного режима инвестиционной и другой хозяйственной деятельности для реализации отдельных инвестиционных проектов” .

Правительство Украины работает над разрешением таких важных проблем как :

* внедрение гарантирования и страхования вкладов иностранных инвесторов,а также законодательное регулирование страховых рисков в период проведения инвестиционной деятельности : для этого необходимо создание Национальной страховой компании, которая обеспечила бы улучшение условий осуществления иностранных инвестиций

через страхование и перестрахование всех видов рисков ;

* увеличение количества свободных экономических зон , которые могут быть опорой базой для становления иностранных инвесторов и привлечения прямых инвестиций ;

* обеспечение стабильных условий налогообложения , причем не только для иностранных , но и для всех других предприятий ;

* разработка законодательного акта об обеспечении контрактных прав при рассмотрении споров по выполнению заключенных в соответствии с установленным порядком контрактов .

В целях благоприятствования инвестированию проектов по разработке полезных ископаемых и других природных ресурсов , Правительством предусматривается создание законодательной базы для перехода к привлечению иностранных инвестиций через концессии , а также определения права частной собственности на землю под объектами, которые продлежат приватизации частными инвесторами .

Важным правовым документом , который регламентирует взаимоотношения между субъектами инвестиционной деятельности является межгосударственное соглашение “ О режиме благоприятствования и взаимной защиты инвестиций “ . Такие Соглашения являются гарантом предоставления справедливого статуса инвестициям и их защиты на территории другого государства . Они подписаны уже с 40 странами мира . Целый ряд проектов соглашений находится в стадии ратификации .

Хочется верить , что в уже недалеком будущем все эти меры и шаги дадут желаемый результат .