Главная      Учебники - Экономика     Лекции по финансам - часть 12

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  38  39  40   ..

 

 

Иностранные инвестиции

Иностранные инвестиции

2. Отраслевая структура ИИ в России

Отраслевое распределение иностранных инвестиций в России в настоящее время характеризуется значительной неравномерностью. Интерес для иностранных инвесторов представляет весьма ограниченное число отраслей. В основном это отрасли, где уровень развития и так выше среднего по стране. Как следствие, иностранные инвестиции не только не смягчают, но наоборот, усиливают диспропорции, сложившиеся в экономике страны.

Роль иностранного капитала в экономике современной России ярко характеризуется следующими дан­ными: в 2002 г. приток капитала из-за рубежа достиг рекордной отметки почти в 20 млрд долл., но доля иностранных инвестиций во вложениях в основной капитал в том же году едва превысила 3% (55,3 млрд руб.)[3] . Несколько больший вклад в развитие основных фондов ежегодно вносят инвестиции совместных предприятий (10—12%). Но информации о распределении долей между российскими и иностранными участниками нет.

В любом случае, если учесть, что на вложения в основные фонды приходится порядка 98—99% всех ежегодных инвестиций в нефинансовые активы, а также то, насколько остра сейчас потребность отече­ственной экономики в капитале, становится ясно, что масштаб участия иностранного капитала в финан­сировании реального сектора российской экономики в настоящее время недостаточен. Большая часть ресурсов из-за рубежа приходит в кредитной форме и предназначена, прежде всего, для финансирова­ния импортных операций и поддержания необходимого уровня оборотного капитала в собственных структурах.

Особняком стоит ряд крупных сделок последнего времени (например, слияние ТНК и «Бритиш петро­леум», проекты серии «Сахалин»), которые можно считать первым шагом к действительно крупномас­штабному инвестиционному сотрудничеству с западными партнерами в производственной сфере. В ны­нешних условиях даже одной такой сделки достаточно для того, чтобы заметно повысить показатель при­тока иностранного капитала в Россию (слияние ТНК и «Бритиш петролеум», по ряду оценок, уже привело к поступлению в Россию дополнительно более чем 2 млрд долл. иностранных инвестиций, в то время как общий приток капитала по этой и сопряженным с ней сделкам может составить 7—10 млрд).

Очевидно, что будущее инвестиционного сотрудничества России с миром — за сделками именно та­кого масштаба. Но пока они единичны, и вклад иностранного капитала в рост нашей экономики незначи­телен. Более того, в своем нынешнем виде отраслевая структура распределения иностранного капитала в России служит фактором, способствующим развитию ряда диспропорций в отечественной экономике, которые будут описаны ниже.

В 2002 г. доля торговли и общественного питания в капитале, привлеченном из-за рубежа, составила 44,5% и впервые превысила долю промышленности (37,1%). Показательно, что более половины доли торговли пришлось на ее внешнюю составляющую (22,4% всех иностранных инвестиций), а 87% вложе­ний в сектор сформировали прочие инвестиции. Эта тенденция сохранилась и в первом полуго­дии 2003 г. В промышленность поступило 34,2% всех иностранных инвестиций, а в торговлю и обществен­ное питание — 44,9%, из них 28,9% пришлись на капиталовложения во внешнюю торговлю, доля креди­тов в которых составила практически 100%.

Начало XXI века вообще стало переломным моментом в динамике отраслевой структуры иностран­ных инвестиций в России. В 90-е годы в качестве основной сферы применения зарубежного капитала выступала промышленность, что объяснялось притоком капиталовложений, связанных с приватизацией промышленных предприятий, но по мере того как основная их масса была распродана, на первое место стала выходить сфера услуг. В настоящий момент, помимо торговли, зарубежные капиталы активно идут в общую коммерческую деятельность по обслуживанию рынка (6,9% в 2002 г., 8,5% в I полугодии 2003 г.), транспорт и связь. Из отраслей промышленности иностранных инвесторов сегодня привлекают цветная и черная металлургия (12,5% инвестиций в 2002 г., 15% в I полугодии 2003 г.), топливная промышленность (9,8 и 8,3% соответственно), пищевая промышленность (6,1 и 3,5%).

Сохранение за промышленностью стабильной доли в притоке капитала из-за рубежа связано с фи­нансовой поддержкой и частичной модернизацией производств, которые уже находятся в сфере вни­мания зарубежных инвесторов. Вкладывать средства в другие предприятия отечественного реального сектора, производственные фонды которых сильно изношены и нуждаются в коренной модернизации, иностранным инвесторам просто невыгодно. Тем более что вложения в эту сферу сопряжены с серьез­ными рисками, и часто требуются значительные первоначальные капиталовложения. Достаточно про­блематичными выглядят и перспективы создания промышленных предприятий «с нуля», поскольку усло­вия их функционирования в России до сих пор представляются недостаточно предсказуемыми.

В свою очередь, сфера торговых операций сегодня выглядит более доступной, менее зарегулиро­ванной и капиталоемкой, а также более прибыльной. Кредитуя поставки импортной продукции в нашу страну, иностранцы создают дополнительные конкурентные преимущества для товаров из своих стран, способствуя завоеванию ими все большей ниши на российском рынке. С российской стороны суще­ственный вклад в этот сценарий развития событий вносит политика поддержания завышенного курса рубля, которая снижает конкурентоспособность отечественных товаров по сравнению с импортными.

Складывается довольно своеобразная ситуация: российское правительство благодаря солидной ва­лютной выручке от продажи нефти поддерживает стабильный курс рубля и преподносит это иностранным инвесторам как явный признак финансовой стабилизации, а те в свою очередь, адекватно истолковывая последствия укрепления национальной валюты, наращивают инвестиции. Но не в реальное производ­ство, где хотело бы видеть их наше правительство, а в финансирование импорта и торговлю, где отдача от капиталовложений выше.

В структуре накопленных иностранных инвестиций промышленность пока сохраняет первенство благодаря лидерству на протяжении всего прошлого десятилетия. В начале 2003 г. на этот сектор экономики приходилось около 37% всех накопленных зарубежных капиталов, из которых больше половины было сконцентрировано всего в двух отраслях — в нефтедобыче (1 1,2%) и пищевой про­мышленности (9,1%). Менее существенными, но все же значимыми реципиентами выступали маши­ностроение и металлообработка, цветная и черная металлургия, химия и нефтехимия, лесная, де­ревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность. Обращает на себя внимание и тот факт, что 60% всех инвестиций, накопленных в промышленности, было осуществлено в прямой форме. Особенно ярко эта закономерность проявилась в нефтедобывающей и пищевой промыш­ленности.

Кстати, в пищевой промышленности, в отличие от многих других секторов отечественной экономики, присутствие зарубежного капитала часто осуществляется в форме создания полноценных новых пред­приятий, построенных практически «с нуля», оборудованных современными технологическими линиями по выпуску продукции известных зарубежных торговых марок. Значительная часть этих производств раз­мещена недалеко от Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода — основных центров потребления импортных пищевых продуктов. При этом следует отметить, что, несмотря на столь заметный интерес к пищевой промышленности со стороны западных инвесторов, сельское хозяйство России, призванное, казалось бы, обеспечивать ее сырьем, практически не получает иностранные финансовые вложения, ос­таваясь слаборазвитым элементом в общей структуре экономики.

Из непромышленных секторов экономики наибольший объем зарубежных капиталовложений был на­коплен в торговле и общественном питании — 32,9% (из них только 16% были осуществлены в виде пря­мых инвестиций, а 82% — в виде кредитов). Важную роль играли также транспорт и связь (9 и 6,3% всех накопленных инвестиций), где доля прямых капиталовложений была намного выше, а также деятельность по обеспечению функционирования рынка (4,9%), в которой прямые и прочие инвестиции распредели­лись почти поровну.

Отдельно следует остановиться на ситуации с притоком иностранного капитала в российскую нефте­добычу. В последние годы ее доля в инвестициях из-за рубежа несколько снизилась. Тем не менее, запад­ные аналитики прогнозируют, что в ближайшие пять лет Россия может стать «точкой притяжения массиро­ванных иностранных инвестиций именно в нефтедобычу». В подтверждение этого прогноза компания «Роял датч — Шелл групп» уже сообщила о намерении значительно увеличить свои инвестиции в РФ. В 2003 г. они должны составить 1,5 млрд долл., а к 2008 г. — вырасти до 8 млрд долл. Глава «Шелл» Филипп Воттс заявил буквально следующее: «Я не вижу будущего «Шелл» в качестве глобальной компа­нии без значительной инвестиционной позиции в России»[4] .

Зарубежные аналитики прогнозируют, что 5—8% капитала другого лидера мировой нефтедобычи — «Бритиш петролеум» — к 2008 г. также будет задействовано в России. Это, по-видимому, стало одним из факторов растущего интереса к инвестированию средств в нашу страну у крупнейших американских неф­тяных компаний «Эксон» и «Шеврон».

Подобное развитие ситуации, безусловно, улучшит статистику притока зарубежного капитала в нашу страну. При этом остается надеяться, что государство сумеет выработать и предложить крупным запад­ным компаниям эффективный механизм инвестиционного сотрудничества, который гарантировал бы ино­странцам стабильные условия работы и прибыль, а России — сохранение контроля за стратегическими запасами природных ресурсов и возможность получения достаточных финансовых ресурсов для модер­низации не только нефтедобычи, но и других приоритетных отраслей экономики.

Суммируя вышесказанное, отметим, что отраслевое распределение иностранных инвестиций в РФ в настоящее время характеризуется значительной неравномерностью. Интерес для иностранных инвесто­ров представляет весьма ограниченное число отраслей. В основном это отрасли, где уровень развития и так выше среднего по стране. Таким образом, отраслевая структура поступающего и накопленного в РФ иностранного капитала не просто отражает, но и закрепляет углубившиеся за годы реформ диспропор­ции между основными секторами экономики.

Этот факт, наряду с доминированием кредитной составляющей в притоке капитала из-за рубежа, на­стоятельно требует более активного участия государства в процессе привлечения иностранных инвести­ций. Речь идет о координации видовой, отраслевой и региональной структуры капитальных проектов с участием партнеров из-за рубежа. Цель — оптимизация структуры притока капитала: необходимо обес­печить переход растущего количества зарубежных капиталовложений в качество.

Но как добиться того, чтобы структура притока иностранных инвестиций улучшилась? Ответ на этот вопрос может дать опыт, накопленный другими странами с развивающимися рын­ками казалось бы, обеспечивать ее сырьем, практически не получает иностранные финансовые вложения, ос­таваясь слаборазвитым элементом в общей структуре экономики.

Из непромышленных секторов экономики наибольший объем зарубежных капиталовложений был на­коплен в торговле и общественном питании — 32,9% (из них только 16% были осуществлены в виде пря­мых инвестиций, а 82% — в виде кредитов). Важную роль играли также транспорт и связь (9 и 6,3% всех накопленных инвестиций), где доля прямых капиталовложений была намного выше, а также деятельность по обеспечению функционирования рынка (4,9%), в которой прямые и прочие инвестиции распредели­лись почти поровну.

Отдельно следует остановиться на ситуации с притоком иностранного капитала в российскую нефте­добычу. В последние годы ее доля в инвестициях из-за рубежа несколько снизилась. Тем не менее, запад­ные аналитики прогнозируют, что в ближайшие пять лет Россия может стать «точкой притяжения массиро­ванных иностранных инвестиций именно в нефтедобычу». В подтверждение этого прогноза компания «Роял датч — Шелл групп» уже сообщила о намерении значительно увеличить свои инвестиции в РФ. В 2003 г. они должны составить 1,5 млрд долл., а к 2008 г. — вырасти до 8 млрд долл. Глава «Шелл» Филипп Воттс заявил буквально следующее: «Я не вижу будущего «Шелл» в качестве глобальной компа­нии без значительной инвестиционной позиции в России».

Зарубежные аналитики прогнозируют, что 5—8% капитала другого лидера мировой нефтедобычи — «Бритиш петролеум» — к 2008 г. также будет задействовано в России. Это, по-видимому, стало одним из факторов растущего интереса к инвестированию средств в нашу страну у крупнейших американских неф­тяных компаний «Эксон» и «Шеврон».

Подобное развитие ситуации, безусловно, улучшит статистику притока зарубежного капитала в нашу страну. При этом остается надеяться, что государство сумеет выработать и предложить крупным запад­ным компаниям эффективный механизм инвестиционного сотрудничества, который гарантировал бы ино­странцам стабильные условия работы и прибыль, а России — сохранение контроля за стратегическими запасами природных ресурсов и возможность получения достаточных финансовых ресурсов для модер­низации не только нефтедобычи, но и других приоритетных отраслей экономики.

Суммируя вышесказанное, необходимо отметить, что отраслевое распределение иностранных инвестиций в РФ в настоящее время характеризуется значительной неравномерностью. Интерес для иностранных инвесто­ров представляет весьма ограниченное число отраслей. В основном это отрасли, где уровень развития и так выше среднего по стране. Таким образом, отраслевая структура поступающего и накопленного в РФ иностранного капитала не просто отражает, но и закрепляет углубившиеся за годы реформ диспропор­ции между основными секторами экономики.

Этот факт, наряду с доминированием кредитной составляющей в притоке капитала из-за рубежа, на­стоятельно требует более активного участия государства в процессе привлечения иностранных инвести­ций. Речь идет о координации видовой, отраслевой и региональной структуры капитальных проектов с участием партнеров из-за рубежа. Цель — оптимизация структуры притока капитала: необходимо обес­печить переход растущего количества зарубежных капиталовложений в качество.[5]

3. Правовое регулирование иностранных инвестиций в России

Привлечение и функционирование иностранно­го капитала в России регулируется нормативно-правовыми документами, объединяемыми в четыре группы:

1. международные договоры и соглашения, участницей которых явля­ется Россия;

2. базисные нормативные акты федераль­ного уровня;

3. нормативные документы, напрямую регулирующие приток и деятельность иностранно­го капитала в России (в том числе подзаконные акты министерств и ведомств);

4. нормативные акты, регу­лирующие инвестиционную деятельность в субъек­тах федерации.

Россия является участницей ряда международных договоров, конвенций и соглашений, направленных на защиту, поощрение и обеспечение гарантий вза­имных инвестиций. Так, важное значение имеют со­глашения о взаимных гарантиях, защите и поощре­нии инвестиций, а также договоры, исключающие двойное налогообложение доходов и имущества иностранных инвесторов.

В настоящее время Россия имеет соглашения о взаимной защите и поощрении инвестиций (вклю­чая подписанные СССР) более чем с 50 странами и примерно такое же количество договоров об отме­не двойного налогообложения.

Для развития отечественной экономики, в том числе для продвижения частных прямых зарубежных инвестиций, важное значение имеет сотрудничество России с ведущими финансовыми организациями, прежде всего с МВФ и Всемирным банком и его филиалами, которые на международном уровне занимаются регулированием движения капитала.

Ко второй группе документов, регулирующих деятельность иностранного капитала в России, от­носятся базисные нормативные акты федерально­го значения. Нормативные акты федерального уров­ня (гражданский, налоговый, таможенный и другие кодексы Российской Федерации, законы о таможен­ном тарифе, о приватизации, об акционерных об­ществах и обществах с ограниченной ответствен­ностью, о государственном регулировании внешне­торговой деятельности и др.) в основном не являются документами прямого действия. Эти акты главным образом формируют ту социально-экономическую обстановку, в которой действуют иностранные ин­весторы, закрепляют общепринятую в мировой практике норму, обеспечивающую примат между­народных договоров над нормами внутреннего за­конодательства.

К документам, прямо регулирующим деятель­ность иностранного капитала и нерезидентов в России, относятся феде­ральные законы, указы президента страны, поста­новления и распоряжения правительства, а также нормативно-правовые акты министерств и ведомств (инструкции, приказы и т. д.), разъясняющие и (или) уточняющие статьи и положения законов, указов, постановлений.

Важную роль в регулировании иностранного капитала в 90-е годы играл закон «Об иностран­ных инвестициях в РСФСР», принятый в 1991 г. Он содержал перечень льгот, причем наиболее суще­ственные предоставлялись предприятиям с ино­странными инвестициями, в которых зарубежному капиталу принадлежали более 30% уставного ка­питала. В дальнейшем были приняты поправки и дополнения к этому закону, изданы указы и поста­новления в отношении конкретных предприятий (или отраслей), инвестиции в которые представлялись наиболее предпочтительными. Эти документы не­редко противоречили данному закону и другим нор­мативным актам, которые постепенно теряли свою значимость и актуальность в вопросе регулирова­ния деятельности иностранного капитала в нашей стране.

В 1999 г. был принят новый федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Феде­рации». В настоящее время он регулирует отноше­ния, связанные с гарантированием прав иностран­ных инвесторов при осуществлении инвестиционной деятельности в реальном секторе экономики Рос­сии. В нем дано определение термина «прямые ино­странные инвестиции», введено понятие «приори­тетные инвестиционные проекты», а также перечис­лены гарантии, на которые могут рассчитывать зарубежные инвесторы.

Однако закон предоставил этим инвесторам только национальный режим. В мировой практике инвестору предоставляется право выбирать меж­ду национальным режимом и режимом наибольше­го благоприятствования. В статьях закона, касаю­щихся предоставления гарантий и льгот инвесто­рам и предприятиям с их участием (по сравнению с законом 1991 г.) количество предоставляемых льгот было сокращено. Они предоставляются толь­ко предприятиям, осуществляющим приоритетные инвестиционные проекты, но на срок не более 7 лет со дня начала финансирования проектов. Кроме того, закон 1999 г. допускает, что для ино­странных инвесторов особыми законодательными актами могут быть установлены изъятия ограничи­тельного характера. Однако, согласно рекомен­дациям Всемирного банка, установление изъятий возможно лишь из соображений национальной бе­зопасности.

Важным для иностранных инвесторов является федеральный закон «О соглашениях о разделе про­дукции» (декабрь 1995 г.), который мог стать надеж­ным средством привлечения инвестиций в добыва­ющие отрасли промышленности, особенно в раз­работку месторождений, нерентабельных при существующей системе налогообложения России. Однако в 1997—2002 гг. в этот закон были внесе­ны изменения и дополнения (в основном касающиеся уплаты налогов) затрудняющие деятельность участников соглашений и операторов. В результа­те из более чем 30 территорий, имеющих полезные ископаемые, в том числе разрешенных к использо­ванию на условиях соглашения о разделе продукции, работы ведутся только по проектам «Сахалин-1» и «Сахалин-2», а также на Харьягинском нефтяном месторождении (Ямало-Ненецкий автономный округ). Более того, не в последнюю очередь трудности в ре­ализации механизма соглашения о разделе продук­ции вынудили американские нефтяные компании «Макдермотт» и «Маратон» выйти в 2002 г. из соста­ва консорциума иностранных компаний, занимаю­щихся реализацией проекта «Сахалин-2».

Важная роль в политике привлечения иностран­ных инвестиций отводится также законам о лизинге, о Калининградской и Магаданской особых эконо­мических зонах (ОЭЗ). Однако, по мнению экспер­тов, эффективность законов, в частности об ОЭЗ для иностранных инвесторов, пока низкая. Зарубеж­ные инвестиции, например, в экономику Калинин­градской области в 1995—2001 гг. увеличились на 55% (прямые инвестиции уменьшились в 4 раза), при этом объем спекулятивного капитала (прочие инве­стиции) возрос в 10 раз.

Следует подчеркнуть, что, согласно российско­му законодательству, для иностранных инвесторов установлен правовой режим деятельности не менее благоприятный, чем для отечественных. В последние годы отмечалась тенденция к уравниванию ино­странных инвесторов (и предприятий с их участием) с российскими в основном в вопросах регистрации предприятий с иностранными инвестициями на тер­ритории нашей страны. Так, в закон «Об иностран­ных инвестициях в Российской Федерации» внесе­но изменение, согласно которому предприятие с иностранными инвестициями подлежит государ­ственной регистрации в органах юстиции не позднее 5 дней со дня предоставления в них соответствую­щих документов. Из перечня документов исключено требование о предоставлении документа о плате­жеспособности иностранного инвестора, выданно­го обслуживающим его банком. Предприятие с ино­странными инвестициями любого профиля и с лю­бым размером уставного капитала регистрируется в едином государственном органе по тем же пра­вилам, что и российские хозяйствующие субъекты. С 2002 г. государственным органом, занимающим­ся вопросами регистрации создаваемых предприя­тий, в том числе предприятий с иностранными ин­вестициями, является Министерство РФ по налогам и сборам.

Четвертую группу законов составляют норматив­ные акты, регулирующие инвестиционную деятель­ность в регионах. В последние годы в ряде субъек­тов федерации принято и действует региональное законодательство (в пределах предоставленной регионам компетенции), способствующее улучшению местного инвестиционного климата и включа­ющее освобождение от региональных налогов при соблюдении инвесторами определенных условий (отсрочка налоговых, арендных и иных платежей, а также предоставление беспроцентных ссуд и раз­личных гарантий местных органов власти и др.).

В настоящее время примерно в 50 субъектах федерации действует региональное законодатель­ство об иностранных инвестициях. Несмотря на раз­личный уровень эффективности применяемого зако­нодательства, некоторые российские регионы со­здали благоприятный инвестиционный климат и вышли в число ведущих по привлечению иностран­ных, в том числе американских, инвестиций. Одним из подтверждений этого является вручение в 2002 г. Ленинградской области награды в номинации «ре­гион года» (за 2001 г.) Американской торговой па­латой в России, организацией, объединяющей око­ло 700 компаний, на которые приходится свыше 90% российско-американского товарооборота и инве­стиций США в российскую экономику. Эта награда присуждается наиболее динамично и активно раз­вивающемуся субъекту РФ «за успехи в привлече­нии инвестиций». Этот выбор, отражающий мнение влиятельных американских бизнесменов, вполне оправдан: за три года (1999—2001) сумма амери­канских инвестиций в этот регион превысила два млрд долл. (только в 2001 г. в Ленинградскую об­ласть было вложено более одного млрд долл.). В области создано эффективно действующее зако­нодательство о регулировании иностранных инвес­тиций, в частности, она является первым регионом в России, который ввел «налоговые каникулы», при­чем не только для иностранных, но и для отечествен­ных инвесторов. Подобные награды (в номинации «регион года») Американская торговая палата вру­чала Москве, Новгороду, Самаре и Приволжскому федеральному округу.

В целом можно сказать, что, несмотря на наме­тившееся улучшение инвестиционного климата в России и существование ряда субъектов федерации, в которых созданы благоприятные условия для ино­странного капитала, конкретная деятельность рос­сийского государства по регулированию экономи­ки, являющаяся важной частью понятия «инвестици­онный климат», воспринимается иностранными компаниями довольно критично, что сказывается на притоке в Россию иностранного капитала[6] .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала.

Иностранный капитал может привнести в Россию достижения научно-технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение России в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала - необходимое условие построения в стране современного гражданского общества. Привлечение иностранного капитала в материальное производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупки необходимых товаров, которые по-прежнему растрачиваются бессистемно и только умножают государственные долги. Приток инвестиций как иностранных, так и национальных, жизненно важен и для достижения среднесрочных целей - выхода из современного общественно-экономического кризиса, преодоление спада производства и ухудшения качества жизни россиян. При этом необходимо иметь в виду, что интересы российского общества, с одной стороны, и иностранных инвесторов - с другой, непосредственно не совпадают. Россия заинтересована в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, в развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала, проведении антиимпортной политики, в привнесении в наше общество западной управленческой культуры. Иностранные инвесторы естественно заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего рынка России, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабочей силы, достижений отечественной науки и техники и даже ее экологической беспечности.

Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, и, не лишая его собственных стимулов, направлять его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей.

Привлекая иностранный капитал, нельзя допускать дискриминации в отношении национальных инвесторов. Не следует предоставлять предприятиям с иностранными инвестициями налоговые льготы, которых не имеют российские, занятые в той же сфере деятельности. Как показал опыт, такая мера практически не влияет на инвестиционную активность иностранного капитала, но приводит к возникновению на месте бывших отечественных производств предприятий с формальным иностранным участием, претендующих на льготное налогообложение.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" (с изменениями от 21 марта, 25 июля 2002 г.)

2. Международные экономические отношения. Учебник. Под редакцией В.Е. Рыбалкина. М.: ЗАО “ Бизнес - школа “, 1998.

3. Внешнеэкономический комплекс России: современное состояние и перспективы / ВНИКИ. 2002. №2. – М.:ВНИКИ, 2002.

4.Известия 2003. №180. 2 окт.

5. Инвестиции в России №1, 2004

6. Инвестиции в России № 2, 2004


[1] Внешнеэкономический комплекс России: современное состояние и перспективы / ВНИКИ. 2002. №2. – М.:ВНИКИ, 2002.

[2] Международные экономические отношения. Учебник. Под редакцией В.Е. Рыбалкина. М.: ЗАО “ Бизнес - школа “, 1998.

[3] Известия 2003. №180. 2 окт.

[4] Внешнеэкономический комплекс России: современное состояние и перспективы / ВНИКИ. 2002. №2. – М.:ВНИКИ, 2002. С33

[5] Инвестиции в России №1, 2004 Михаил Елизаветин

[6] «Инвестиции в России» № 2, 2004

3

5

10

18

24

26