Главная      Учебники - Экономика     Лекции по финансам - часть 10

 

поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  680  681  682   ..

 

 

Сущность и значение финансового контроля

Сущность и значение финансового контроля

Федеральное агентство по образованию

3. Виды, формы и методы финансового контроля

В предыдущем пункте мы уже отметили, что финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям. В зависимости от времени проведения, сферы финансовой деятельности, формы проведения и т.д. существует также классификация финансового контроля в зависимости от органов (субъектов) осуществляющих его. В этом случае выделяется финансовый контроль:

а) президентский;

б) представительных органов государственной власти и местного самоуправления;

в) исполнительных органов власти;

г) финансово-кредитных органов;

е) ведомственный и внутрихозяйственный;

д) общественный;

ж) аудиторский.

Принцип разделения властей придает важную роль финансовому контролю за деятельностью органов исполнительной власти со стороны органов представительной власти и определяет его новое содержание. Основы контроля закреплены в Конституции российской Федерации, в Конституциях республик в составе Федерации, а также в основных законах и правовых актах представительных органов местного самоуправления и органов исполнительной власти.

Так, для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образует Счетную палату. Состав и порядок деятельности Счетной палаты определяется Федеральным Законом Российской Федерации. Сфера полномочий Счетной палаты – контроль за федеральной собственностью и федеральными денежными средствами. Контролю подлежат все юридические лица в части, связанной с получением, перечислением и использованием ими средств федерального бюджета и внебюджетных фондов, использованием федеральной собственности, а также наличием у них налоговых, таможенных и иных льгот, предоставленных федеральными органами.

Счетная палата обязана контролировать состояние государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации, деятельность Центрального Банка России по обслуживанию государственного долга, эффективность использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством Российской Федерации, а также предоставление Россией средств в форме займов и на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям.

Осуществляя контрольную деятельность, Счетная палата вправе проводить ревизии и тематические проверки, о результатах которых она информирует Совет Федерации и Государственную Думу. При выявлении нарушения законов, влекущего за собой уголовную ответственность, передает соответствующие материалы в правоохранительные органы.

В своей деятельности счетная палата взаимодействует с другими контрольными органами Российской Федерации. Контрольные органы президента и Правительства Российской Федерации, контрольные органы субъектов Федерации, правоохранительные органы, Центральный банк, Государственная налоговая служба и иные органы обязаны оказывать содействие деятельности Счетной палаты.

Счетная палата должна регулярно предоставлять сведения о своей деятельности средствам массовой информации.

В ведение государственной Думы и Совета Федераций передан контрольно-бюджетный комитет. В его компетенцию входят помимо экспертно-аналитической работы по финансовым вопросам, связанным с доходами и расходованием бюджетных средств, проведение также финансового контроля за: исполнением федерального бюджета; соблюдением законности и повышением эффективности государственных средств, выдаваемых на финансирование бюджетных организаций, сферы материального производства, обороны; формированием доходов и расходов от внешнеэкономической деятельности; использованием внебюджетных фондов.

Контрольные функции в области финансов осуществляют также представительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, что закреплено в их законодательстве в соответствии с федеральными актами, и органы местного самоуправления.

В целях эффективности президентского контроля в ведении Президента Российской Федерации создан специальный контрольный орган – Контрольное управление Президента Российской Федерации (преобразованное из Контрольного управления Администрации Президента Российской Федерации).

Контрольное управление имеет территориальные подразделения. Все эти органы действуют как система обеспечения конституционных контрольных полномочий Президента Российской Федерации. Они осуществляют от имени и по поручению президента Российской Федерации контроль за исполнением федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации конституции Российской Федерации, указов и распоряжений Президента. Управление подчиняется непосредственно Президенту Российской Федерации в качестве структурного подразделения его Администрации. Основными функциями Контрольного управления являются:

- анализ деятельности специальных органов контроля и надзора федеральных органов исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации;

- рассмотрение жалоб и обращений граждан, предприятий, учреждений.

Все они предполагают возможность проведения контроля, являющегося по своему содержанию финансовым.

Управление не наделено правом применение каких-либо санкций, однако оно вправе направлять предписания об устранения выявленных нарушений руководителям федеральных органов исполнительной власти, главам исполнительной власти субъектов Федерации. Эти предписания должны быть рассмотрены соответствующими органами и должностными лицами в течение 10 дней.

Органы исполнительной власти направляют контрольную деятельность подведомственных им органов государственного управления, в том числе финансовых, а также непосредственно сами осуществляют финансовый контроль.

В пределах своих полномочий Правительство Российской Федерации контролирует составление и исполнение федерального бюджета, проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, осуществляет систематический контроль за исполнением Законов Российской Федерации и иных актов, регулирующих финансовые отношения, другими органами исполнительной власти субъектов Федерации, принимает меры по устранению их нарушения.

В полномочия Правительства Российской Федерации входит контроль за деятельностью в области финансов подведомственных ему министерств, государственных комитетов и других ,включая органы федеральной службы финансовой сферы. При этом Правительство российской Федерации вправе отменить акты указанных органов.

Направляя деятельность подведомственных ему органов по осуществлению финансового контроля, Правительство Российской Федерации принимает правовые акты (нормативные и индивидуальные), регулирующие порядок этой деятельности. Так, Правительством Российской Федерации утверждены Положение о Министерстве финансов Российской Федерации (Постановление от 19 августа 1994 года), Положение о федеральном казначействе Российской Федерации (Постановление от 01.12.04.), Постановление Правительства РФ от 08.04.2004 года № 198 «Вопросы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора», а также о других службах, где закреплены функции по финансовому контролю.

Важнейшее место в системе финансового контроля занимает Министерство финансов Российской Федерации, которое не только разрабатывает финансовую политику страны, но и контролирует ее осуществление.

Прежде всего, Минфин осуществляет финансовый контроль в процессе разработки федерального бюджета; контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; участвует в проведении валютного контроля; контролирует направление и использование государственных инвестиций.

Следует при этом отметить, что контрольные полномочия Минфина Российской Федерации распространяются на финансовые средства только федерального уровня. В тех случаях, когда проверяется деятельность исполнительных органов власти субъектов Федерации, его контрольные функции не должны выходить за эти рамки. Такой подход обусловлен принципом самостоятельности бюджетного устройства в Российской Федерации.

Однако, принимая во внимание принятый в 1998г. Бюджетный кодекс, отметим, что на Минфин возложено осуществление финансового контроля за исполнением бюджетов субъектов российской Федерации и местных бюджетов, если субъект Российской Федерации получает помощь в объеме свыше 50% расходов его консолидированного бюджета. Назначается ревизия и исполнение бюджета субъекта Федерации переходит под контроль Минфина и в случаях, когда субъект не в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих долговых обязательств.

Структура Министерство финансов Российской Федерации

Федеральные службы

Федеральная налоговая служба

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора

Федеральная служба страхового надзора

Федеральное казначейство

Подведомственные организации

Гохран России при Министерстве финансов Российской Федерации

Академия бюджета и казначейства

Финансовая газета

Финансовый контроль осуществляют все структурные подразделения МФРФ соответственно их компетенции. Так, Федеральное казначейство осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.
В связи с повышением роли налогов в доходах государства стало необходимо выделение органов налоговой службы в особую систему.

Федеральные органы налоговой службы включают Федеральную налоговую службу, территориальные органы, Управление ФНС по субъекту Российской Федерации, Инспекции ФНС по районам, районам в городах, городам без районного деления, Инспекции ФНС межрайонного уровня, межрегиональные инспекции ФНС.

Деятельность налоговой службы направлена на обеспечение единой системы контроля за соблюдением российского налогового законодательства, правомерности исчисления, полноты и своевременности внесения налогов в бюджет и внебюджетные фонды. Органы налоговой службы наделены широким кругом контрольных полномочий и прав по применению мер принудительного воздействия к нарушителям налогового законодательства. Налоговые органы имеют право, в соответствии с налоговым законодательством проверять любые денежные документы у юридических и физических лиц, включая совместные предприятия, иностранных граждан и лиц без гражданства; получать от них соответствующие справки и сведения (за исключением составляющих коммерческую тайну); контролировать соблюдение хозяйствующими субъектами налогового законодательства и правильность исчисления налогов; обследовать любые используемые для извлечения доходов производственные, складские и торговые помещения; применять меры принудительного воздействия в отношении должностных лиц и граждан, включая изъятие соответствующих документов и приостановление операций по счетам в банках, а также имеют право наложения административных штрафов и принудительного взыскания недоимок по налогам в бюджет.

Функции органов Государственного страхового надзора также ограничены особой сферой – страховой деятельностью. Федеральная служба страхового надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела). Федеральная служба страхового надзора образована в соответствии с Указом Президента РФ №314 от 9 марта 2004 года «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и Постановлением Правительства РФ №330 от 30 июня 2004 года «Об утверждении положения о Федеральной службе страхового надзора».

Она осуществляет в целях обеспечения соблюдения требований законодательства РФ о страховании, развития страховых услуг, защиты прав и интересов участников страховых отношений.

Перестройка банковской системы и возникновение коммерческих банков в значительной мере изменили функции банков (кредитных органов) в области финансового контроля. Особая роль в его осуществлении принадлежит Центральному Банку России. Он организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков. С этой целью создано специальное подразделение – Департамент банковского надзора. При этом ЦБР вправе применить к банкам, нарушающим законодательство и установленные правила деятельности, принудительные меры воздействия в административном порядке. ЦБР осуществляет контроль за соблюдением законодательства о валютном регулировании.

Впервые в законодательном плане решен вопрос об обязательности ведомственного или внутреннего контроля. Главным распорядителем и распорядителем бюджетных средств вменено в обязанность осуществлять контроль за использованием этих средств.

Наряду со всеми перечисленными структурными подразделениями МФРФ существует специальное контрольное подразделение, предназначенное именно для проведения финансового контроля – это Контрольно-ревизионное управление. С его территориальными органами на местах.

ЗАДАЧИ:

4 . Сумма налоговых доходов областного бюджета –8873 млн. руб., сумма неналоговых доходов – 447 млн. руб., другие доходы – 3532 млн. руб., расходная часть бюджета – 12987 млн. руб. Оценить дефицит областного бюджета, предложить источник его финансирования.

Решение:

Дефицит:

8873 млн. руб. + 447 млн. руб.+3532 млн.руб. =12852 млн. руб.

12852 млн. руб. – 12987 млн. руб. = -135 млн. руб.

1938 млн.руб. - 58 млн.руб. = 1880 млн.руб.

Определение неналогового дохода

1880 млн. руб. – 1692 млн.руб. = 188 млн. руб.

12 . Сумма налоговых доходов бюджета муниципального образования – 908 млн. руб., сумма неналоговых доходов – 156 млн.

руб., безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней – 87 млн. руб., расходы на содержание, обеспечение деятельности органов местного самоуправления – 76 млн. руб., расходы на поддержание материальной сферы производства ─ 71 млн. руб., расходы на жилищно-коммунальное хозяйство – 345 млн. руб., расходы на образование ─ 291 млн. руб., расходы на здравоохранение – 153 млн. руб., расходы на социальную политику –57 млн. руб., прочие расходы – 256 млн. руб. Оценить дефицит местного бюджета, предложить источник его финансирования.

Решение:

Дефицит местного бюджета : (908 млн. руб. + 156 млн. руб. + 87 млн. руб) - (76 млн. руб. +71 млн. руб + 345 млн. руб + 291 млн. руб. + 153 млн. руб. + 57 млн. руб. + 256 млн. руб. ) = 1151 млн. руб. – 1249 млн. руб. = 98 млн. руб.

Следовательно, сумма дефицита бюджета области составляет 98 млн.р.

Источник финансирования дефицита бюджета могут быть:

Внутренние источники

Финансирования дефицита за счет внутренних источников включают:

- средства, поступившие от размещения государственных ценных бумаг, номинированных в национальной валюте;

- бюджетные кредиты;

- кредиты, предоставленные кредитными организациями, международными финансовыми организациями;

- иные источники внутреннего финансирования дефицита бюджета:

- поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности государства или региона;

- поступления от реализации государственных/региональных/муниципальных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней;

- курсовая разница по средствам бюджета;

- прочие источники внутреннего финансирования дефицита бюджета.

Внешние источники

В состав источников внешнего финансирования дефицита бюджета включаются:

- средства, поступившие от размещения государственных займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг от имени государства или соответствующего региона, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте;

- кредиты иностранных государств, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц в иностранной валюте, включая целевые иностранные кредиты (заимствования);

- кредиты кредитных организаций в иностранной валюте;

- прочие источники внешнего финансирования дефицита бюджета.

17 . Сумма собственных доходов местного бюджета – 825 млн. руб., сумма регулирующих доходов – 354 млн. руб., бюджетный кредит из вышестоящего бюджета – 56 млн. руб., расходная часть бюджета – 1235 млн. руб. Оценить состояние местного бюджета.

Решение:

Сумма местного бюджета = (825 млн. руб. + 354 млн. руб. – 56 млн. руб.) – 1235 млн. руб. = - 112 млн. руб.

Следовательно, местный бюджет испытывает финансовые трудности в обеспечении содержания города. Бюджет является дефицитным на 112 млн. руб.

18. Дефицит бюджета муниципального образования – 25 млн. руб., расходы бюджета – 1835 млн. руб., налоговые доходы – 1589 млн. руб. Определить неналоговые доходы бюджета при условии отсутствия других источников доходов муниципального образования.

Решение:

Определение дохода:

1835 млн.руб. - 25 млн.руб. = 1810 млн.руб.

Определение неналогового дохода

1810 млн. руб. –1589 млн.руб. = 221 млн. руб.

23. Дефицит бюджета муниципального образования – 36 млн. руб., расходы бюджета – 1163 млн. р., регулирующие доходы составляют 35 % доходной части бюджета. Определить сумму собственных доходов бюджета при условии отсутствия других источников доходов муниципального образования.

Решение:

Расчет дохода:

1. 36 млн. руб.-1163 млн. руб. = 1127 млн. руб.

2. Сумма собственного дохода:

1127млн. руб. – 395млн. руб. = 732 млн. руб.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Финансы и кредит: Учеб. пособие/Под ред. проф. А. М. Ковалевой. — М.: Финансы и статистика, 2005. — 512 с: ил.

2. Финансы:Учебник для вузов / Под ред. проф. М.В. Романовского,

проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанги. — М: Юрайт-М, 2004.—504 с. 3. Финансы и кредит : учебник / М.Л. Дьяконова, Т.М. Ковалёва, Т.Н. Кузьменко [и др.] ; под ред. Т.М. Ковалёвой. — 5-е изд., доп. — М.: КНОРУС, 2008. - 384 с.

4. Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности Финансы и кредит (080105) / Пол ред. Г.Б. Поляка. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.— 703 с. —

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  680  681  682   ..