Главная      Учебники - Экономика     Лекции по финансам - часть 10

 

поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  638  639  640   ..

 

 

Роль финансов в производственном процессе

Роль финансов в производственном процессе

Содержание

2. ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЯЕМЫЕ НА РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ.

3.ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ, ВИДЫ И ЗНАЧЕНИЕ.

4. ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Валютное регулирование в Российской Федерации прошло в своем развитии несколько этапов, которые можно обозначить следующим образом:

Первый этап:

1917-22 года - период валютного администрирования, включая конфискации и реквизиции ("валютный военный коммунизм");

1923-27 года - период валютного регулирования;

1927-87 года - административная валютная политика государства

(государственная валютная монополия);

Второй этап:

1987-91 года - период становления валютных отношений в условиях рынка.

Третий этап:

Март 1991-октябрь 1992 года - действие Закона СССР "О валютном регулировании".

Четвертый этап:

С октября 1992 года - действие Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле"

Первый этап валютного регулирования, начавшийся с момента образования РСФСР (а затем СССР), характеризовался полной централизацией валютных доходов государством, от имени которого на мировых рынках выступали его представители в лице государственных внешнеторговых объединений.

Среди первых мероприятий Советской власти была национализация

Государственного банка России, а несколько позднее и всех остальных банковских и кредитных учреждений с объявлением банковского дела государственной монополией. Отличительной особенностью становления валютно-кредитной системы советской России, а затем СССР, являлось, в частности, введение государственной валютной монополии как основополагающего принципа организации международных валютно-кредитных отношений стран, относившихся к социалистическому лагерю.

Государственная валютная монополия означала исключительное право государства в лице уполномоченных им органов на совершение операций с иностранной валютой и другими валютными ценностями, на управление валютными ресурсами страны, находящимися как в ее пределах, так и за границей. Такая валютная политика сводилась, главным образом, к перераспределению валютной выручки и привлеченных иностранных кредитов внутри страны в соответствии с валютным планом, к переговорам о кредитах и финансовых условиях торговых сделок, управлению официальными золотовалютными резервами и надзору за жестко ограниченными валютными операциями физических лиц (у предприятий таких операций вообще не могло быть). Абсолютно все обязаны были держать валюту на счетах в Банке внешнеэкономической деятельности СССР

(Внешэкономбанке СССР) - пресловутый принцип концентрации резервов и"единства валютной кассы". Все важнейшие решения принимались Советом Министров СССР, и отдельные министерства и ведомства имели ограниченную свободу действий в данной области даже по техническим и самым мелким вопросам. Все, что специально не разрешалось, было, как правило, запрещено.

Являясь составной частью государственной монополии на банковское дело, то есть сосредоточения в руках государства всех кредитных, расчетных и других банковских операций, связанных с процессом материального производства и обращения, а также организации и регулирования денежного обращения, валютная монополия выполняла ряд специфических функций:

1. Основная функция валютной монополии - планирование платежного оборота с зарубежными государствами путем разработки и контроля за исполнением платежного баланса (сводного валютного плана) и валютных планов отдельных министерств и ведомств. Как неотъемлемый элемент единой системы народнохозяйственного планирования, валютное планирование составляло одну из важнейших задач социалистического государства на всем протяжении его существования.

2. Другая функция валютной монополии заключалась в накоплении золото - валютных резервов и обеспечении их сохранности. Практика создания и регулирования золотовалютных резервов складывалась с учетом внутренних условий развития экономики страны в целом и ее отдельных отраслей, а также с учетом влияния ряда внешних факторов экономического и политического характера, потребностей в валютных ресурсах для покрытия импорта товаров и услуг, размеров текущих и потенциальных поступлений по экспорту, наличия дополнительных источников получения иностранной валюты (в частности, кредитных) и условий доступа к ним, положения на валютных рынках, рынках золота и других драгоценных металлов и так далее.

3. Третья функция государственной валютной монополии состояла в централизованном проведении и регулировании всех международных расчетов, валютных и кредитных операций в соответствии с государственными планами.

Проведение, в конечном счете, всех этих операций через банковские учреждения создавало предпосылки для осуществления единой валютно-кредитной политики, для координации деятельности в валютно- кредитной сфере различных министерств и ведомств, участвующих в развитии внешнеэкономических связей.

4. Четвертая функция валютной монополии - обеспечение надежной защиты экономики страны, в том числе валютно-кредитной системы, от воздействия неприемлемых в тот период рыночных отношений, а также от постоянных попыток монополистических кругов использовать валютно-кредитные инструменты для подрыва основ социалистического хозяйства.

Все эти функции на протяжении всего периода существования советского государства и валютно-кредитной монополии, несмотря на все внешние факторы и субъективные трудности, строго и четко осуществлялись на практике, защищая сложившуюся и действующую в тот момент экономическую систему и полностью ей соответствуя.

Валютная монополия приводила к тому, что использование валютных доходов и обслуживание международных расчетов страны осуществлялось одним банком-монополистом - Внешторгбанком (позднее Внешэкономбанком). Верховный Совет СССР утверждал народнохозяйственные планы страны, в которых устанавливались также источники и объемы валютных поступлений, накопления золотовалютных резервов, направление и суммы расходов. Государство в лице Госплана, Минфина, Госбанка СССР определяло потребности регионов и отраслей, а министерства, ведомства, предприятия и местные органы власти расходовали выделенные им валютные средства в пределах установленных им лимитов.

Фактически валютное регулирование осуществлялось в форме прямого государственного администрирования, "командования", что проявлялось в установлении жесткого курса рубля к иностранным валютам, ограничении числа участников внешнеэкономической деятельности, монопольного положения одного банка в валютной сфере.

До начала проведения реформ валютная монополия государства (как и монополия внешней торговли) была одной из самых популярных догм, так как с ее помощью якобы укреплялась эффективность внешних связей страны, экономика защищалась от неблагоприятных воздействий извне. Советский ученый И.П.Айзенберг по этому поводу писал: "Государственная валютная монополия защищает и обеспечивает самостоятельность и независимость валюты социалистических стран, ограждает ее курс, покупательную способность и внутренние цены на товары от влияния стихийных колебаний товарных цен и валют капиталистических государств" *. Примерно то же самое писалось в

Финансово-кредитном словаре 1984 года издания, рассматривающем "планово- регулирующую" и "защитную" функции монополии .

Валютная монополия государства не является неотъемлемой характеристикой социалистической экономики и была "изобретена" в недрах сталинской административной системы в 30-х годах . В этот период власти почти не уделяли внимания проблемам валютного регулирования, действуя главным образом административными мерами. Любимой формой валютной политики были конфискации, которые в чуть измененной форме применялись к предприятиям до 1987 года. Так в декабре 1921 года были введены реквизиции и конфискации, поставившие валютные ценности, по выражению Д.А.Лоевецкого,

"почти в одинаковые условия с оружием и взрывчатыми веществами" .

Вместе с тем, в начале 20-х годов правительство страны действовало достаточно гибко и быстро, и уже 15 февраля 1923 года вышел декрет, который современники охарактеризовали "хартией валютных вольностей". Так, этот декрет давал самые широкие права по проведению валютных операций и одновременно санкционировал изъятие иностранной валюты из внутреннего обращения. Это наглядно демонстрирует тот факт, что валютная политика понималась как неразрывная часть экономической политики. Упор в тот период делался на валютное регулирование, на "овладение" валютным рынком, а термин

"валютная монополия" просто отсутствовал.

Уже к концу 20-х годов от "валютных вольностей" не осталось и следа, а вся валюта сосредоточилась в руках государства. После сворачивания НЭПа валютная и в целом внешнеэкономическая сфера были надолго отделены от предприятий и населения, что привело к известным результатам. Окончательно валютная монополия оформилась в 1930-37 годах.

И только в 1987 году правительство предоставило предприятиям более или менее реальные права оставлять себе часть валютной выручки от экспорта и только в 1988 году появились первые признаки того, что власти готовы ликвидировать государственную валютную монополию.

На втором этапе развития валютного регулирования, начавшегося в 1987 году, практически все участники хозяйственной деятельности получили право самостоятельно выступать на внешнем рынке. Предприятия, учреждения, организации, наряду с государством, стали получать в свое распоряжение иностранную валюту от участия во внешнеэкономической деятельности. В это же время началась широкомасштабная реформа банковской системы, выразившаяся, в частности, в создании большого числа независимых от государства коммерческих банков, имевших право открывать и вести валютные счета клиентов и проводить валютные международные расчеты.

Отражением своеобразия этого этапа являлось отсутствие специального органа валютного регулирования (существовавшая при Совете Министров СССР Государственная внешнеэкономическая комиссия выполняла и другие функции).

Кроме того, источником валютного регулирования являлись решения Совета Министров СССР и нормативные акты министерств и ведомств. Все это настоятельно требовало разработки специального законодательства по вопросам регулирования валютных отношений.

Третий этап развития валютного регулирования в стране начался с принятия в марте 1991 года Закона СССР "О валютном регулировании", который впервые ввел в юридическую практику такие важные понятия как "валютные ценности", "валюта СССР", "иностранная валюта", "резиденты", "нерезиденты","валютные операции" и многие другие. По Закону основным органом валютного регулирования стал Государственный банк СССР, что принято в мировой практике. Государственный банк СССР разработал письмо от 24 мая 1991 года

№ 352 "Основные положения о регулировании валютных операций на территории СССР", в котором подробным образом были урегулированы важнейшие стороны валютных отношений участников валютных операций. В этот период ускоренное развитие получает валютный рынок. Только в течение двух лет(начало 1991 года - начало 1993 года) Центральный банк Российской Федерации выдал лицензии на организацию и проведение операций по купле-продаже иностранной валюты шести специализированным межбанковским валютным биржам:

Московской, Санкт-Петербургской, Уральской региональной, Сибирской,

Азиатско-Тихоокеанской и Ростовской. В дальнейшем межбанковский и биржевой валютный рынок развивался еще более бурными темпами и стал важнейшим и самым ликвидным сегментом финансового рынка страны.

Развал Союза ССР и провозглашение суверенитета Российской Федерации поставил задачу скорейшей разработки и принятия собственного валютного законодательства. 9 октября 1992 года после повторного рассмотрения в Верховном Совете был принят Закон Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле". С принятием этого Закона начался новый этап валютного регулирования в Российской Федерации.

Назначение данного Закона, как следовало из его названия, состояло в том, чтобы определить основные правовые параметры валютного регулирования и контроля на территории России. Сохраняя преемственность с аналогичным союзным Законом, российский Закон не являлся копией союзного документа и воспроизводил лишь те юридические нормы, которые согласуются с суверенитетом Российской Федерации и отвечают требованиям эффективного управления валютно-финансовой сферой в условиях реформ. С учетом накопленного опыта в новом Законе значительно изменена структура, уточнены и развиты основные понятия валютного регулирования, впервые дано понятие" валюта Российской Федерации", введена новая статья

"Защита валюты Российской Федерации", с важнейшим положением о том, что расчеты между резидентами осуществляются в валюте Российской Федерации без ограничений.

Значительно изменился в новом Законе раздел о валютном контроле

(раздел III Закона), органами которого назывался Центральный банк

Российской Федерации, ставший преемником Государственного банка СССР как орган валютного контроля, и Правительство Российской Федерации. Также впервые в юридический оборот введен институт "агентов валютного контроля".

Центральный банк приступил к подготовке и изданию нормативных актов по отдельным направлениям валютного регулирования и валютного контроля.

Итак, с принятием Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" в 1992 году было положено начало развитию собственного валютного законодательства суверенной России.

Завершая данную главу, хотелось бы подчеркнуть, что до 1989-90 годов,"при старом порядке", валютный режим затрагивал непосредственно лишь узкий круг лиц и организаций, в основном советских граждан, выезжающих за рубеж (и командирующие их организации), и приезжающих в СССР иностранцев (а также оплачивающие их расходы фирмы, ведомства и так далее). Во внешней торговле, в условиях ее государственной монополии, все разницы, возникавшие за счет различного уровня внутренних и внешнеторговых цен (при данном валютном курсе) поглощались государственным бюджетом, вследствие чего производители экспортной продукции и потребители импортных товаров могли совершенно не интересоваться курсом рубля. Теперь эта система ушла в прошлое вместе со всеобъемлющей государственной собственностью, Госпланом и валютной монополией государства. "Значительная свобода цен, либерализация внешней торговли для предприятий с различной формой собственности, увеличение движения физических лиц через границы и другие факторы в рамках происходящих изменений системы делают курс рубля одним из важнейших экономических параметров. Он складывается в условиях значительных размеров фактической внутренней конвертируемости , то есть свободы обмена рублей на иностранную валюту на внутреннем валютном рынке по меняющемуся курсу.Это, в общем, соответствует принципам рыночной экономики".

Вместе с тем, думается, что надежды, возлагаемые на либерализацию внешнеэкономической деятельности, в полной мере не оправдались.

Дерегулирование внешнеэкономических отношений на рубеже 1980-90 годов было преждевременным, в частности потому, что оно разрушило одну из основных возможностей концентрации финансовых ресурсов в целях проведения структурной перестройки экономики. Сейчас Россия оказалась в противоречивой ситуации: с одной стороны - развал финансов и спад экономики в целом, а с другой - либерализация международных валютно-финансовых отношений и принятые на себя обязательства перед Международным валютным фондом.

Однако возврат к государственной монополии внешней торговли и валютной монополии был бы еще большей ошибкой. Сейчас требуется на иных, рыночных, принципах проводить внешнеэкономическую и валютную политику государства.

17 августа 2010 г.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Айзенберг И.П. "Валютная политика СССР".- М.: Соцэкгиз, 1962.

2. Финансово-кредитный словарь, т.1.- М.: Финансы и статистика,1984.

3. Юровский Л.Н. "Денежная политика Советской власти (1917-27 года).-М, 1920.

4. Полек «Финансы и денежное обращение и кредит»

5. Романоский « Финансы и денежное обращение и кредит»

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  638  639  640   ..