Главная      Учебники - Экономика     Лекции по финансам - часть 10

 

поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  610  611  612   ..

 

 

Контрольная работа по Комплексному экономическому анализу хозяйственной деятельности

Контрольная работа по Комплексному экономическому анализу хозяйственной деятельности

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное общеобразовательное учреждение высшего профессионального образования

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Контрольная работа по дисциплине:

«Комплексный экономический анализ

хозяйственной деятельности»

Вариант №4

Работу проверил

Москва 2009

1. Анализ ресурсного потенциала организации

Задание 1

Таблица 1

Анализ степени влияния на объем продаж отдельных факторов,

связанных с использованием трудовых ресурсов

п/п

Показатель

Прошлый год

0

Отчетный Год

1

Динамика

показателя

(в %)

Разница

в процентах

(+,-)

Расчет

Влияния фактора

Фактор, повлиявший на

выявленное изменение

1 2 3 4 5 6 7 8
1.

Численность

рабочих, чел.,N

11214 12285 109.55 9.55 787332 Численность рабочих
2. Количество отработанных человекодней в отчетном периоде, ЧД 2747430 3071250 111,79 2,24 184309 Число отра-ботанных человеко-дней одним рабочим
3.

Количество отработанных человекочасов

в отчетном периоде, ЧЧ

21979440 25184250 114,58 2,79 230386 Число отра-ботанных человеко-часов одним рабочим
4. Объем продаж (без НДС), V 8243819 8738523 106,0 -8,58 -707323 Средне часовая выработка одного рабочего

Необходимые расчеты для заполнения табл.1:

1. Расчет динамики показателя (d ):

d N = N 1 / N 0 * 100 = 12285 / 11214 * 100 = 109,55

d ЧД = ЧД1 / ЧД0 * 100 = 3071250 / 2747430* 100 = 111,79

d ЧЧ = ЧЧ1 / ЧЧ0 * 100 = 25184250 / 21979440 * 100 = 114,58

d V = V 1 / V 0 * 100 = 8738523 / 8243819 * 100 = 106,0

2. Расчет разницы в процентах определяется путем сопоставления выявленной

динамики с аналогичным результатом предыдущего показателя:

N = 109,55 – 100 = +9,55

∆ЧД = 111,79 – 109,55 =+2,24

∆ЧЧ = 114,58 – 111,79 =+2,79

V = 106,0 – 114,58 = -8,58

3. Для расчета степени влияния каждого фактора выявленная разница в процентах умножается на прошлогодний объем продаж и делится на 100:

N = ∆ N * V 0 / 100 = 9.55 * 8243819 / 100 = 787332

ЧД = ∆ЧД * V 0 / 100 = 2.24 * 8243819/ 100 = 184309

ЧЧ = ∆ЧЧ * V 0 / 100 = 2.79 * 8243819/ 100 = 230386

V = ∆ V * V 0 / 100 = -8.58 * 8243819/ 100 =-707323

Баланс факторов :

8738523-8243819=+494704 тыс. руб.

∆V=∆N+∆ЧД+∆ЧЧ+∆V= 787332+184309+230386-707323=494704 тыс. руб.

Таким образом, в результате влияния вышеуказанных факторов объем продаж увеличился в общей сложности на 494704 тыс. руб., поэтому в целом деятельность предприятия можно оценить положительно.

В отчетном году объем продаж увеличился на 6%. Это произошло за счет увеличения числа отработанных человеко-дней 11,79%, числа отработанных человеко-часов на 14,58%. Резерв увеличения объема продаж за счет лучшего использования трудовых ресурсов составляет -707323тыс. руб.

Задание 2

Таблица 2

Анализ степени влияния на объем продаж отдельных факторов,

связанных с использованием материалов

п/п

Показатель

Условное

обозначе-ние

Прошлый

Год

0

Отчетный

Год

1

Отклонение

(+,-)

А Б В 1 2 3
1. Объем продаж (без НДС) V 8243819 8738523 494704
2. Стоимость материалов в себестоимости продаж M з 4756160 4921420 165260
3. Материалоотдача проданной продукции M о 1,733 1,776 0,04
4. Степень влияния следующих факторов: - х х х
5.

а) изменения стоимости

материалов в себестоимости продаж

∆V мз х х 2864441
6. б) изменения материало-отдачи продаж ∆V мо х х 208260

Найдем материалоотдачу проданной продукции (Мо):

Мо = V : Мз , тогда Мо0 = 8243819: 4756160= 1,733

Мо1 = 8738523: 4921420= 1,776

∆Мо = 1,776 – 1,733 = 0,043

Факторная модель имеет вид: V = Мз * Мо

Для проведения факторного анализа будем использовать способ абсолютных

разниц.

Расчеты влияния изменения факторных показателей:

1. Размер влияния на выручку изменения стоимости материалов в себестоимости продаж:

V мз = ∆ M з * Mo 0 = 165260 * 1,733 = 2864441 – произошло увеличение объема продаж на 2864441 тыс.руб. за счет увеличения стоимости материалов в себестоимости продаж на 165260 тыс.руб.

2. Размер влияния на выручку изменения материалоотдачи продаж:

V мо = M з1 * ∆ Mo = 4921420 * 0,043 = 208260 – произошло увеличение выручки от продаж на 208260 тыс. руб. за счет увеличение материалоотдачи проданной продукции на 0,04.

Баланс отклонений : 2864441 + 208260 = 3072701

После проведенного анализа можно сделать вывод, при увеличении материалоотдачи мы получили дополнительную выручку в размере 208260 тыс. руб. Количество израсходованных материальных ресурсов на единицу продукции и стоимость сырья и материалов воздействуют на изменение материалоотдачи продукции.

Задание 3

Таблица 3

Анализ степени влияния на объем продаж отдельных факторов,

связанных с использованием основных средств

№ п/п Показатель Условное обозна-чение Прошлый год Отчетный год Отклонение (+,-)
1 Объем продаж (без НДС), тыс. руб V 8243819 8738523 494704
2 Среднегодовая первоначальная стоимость активной части производственных основных средств, тыс. руб. ОСпр 1181663 1265607 83944
3 Количество дней в году, в течение которых активная часть производственных основных средств находилась в рабочем состоянии, дн. Чд 245 250 5
4 Коэффициент сменности работы оборудования, коэфф. Ксм 1.5 1.8 0.3
5 Средняя продолжительность смены, час Чч 8 8.2 0.2
6 Объем продаж, приходящийся на 1 тыс. руб. стоимости активной части основных средств за 1 машино-час работы оборудования, тыс. руб. Вч 0.002 4 0.001 9 -0.0005 1
7 Степень влияния следующих факторов: х х х
8 а) изменения первоначальной стоимости активной части производственных основных средств, тыс. руб. ∆ОСпр х х 620513.8
9 б) изменения количества дней, в течение которых основные средства находились в рабочем состоянии, тыс. руб. ∆Чд х х 180004.8
10 в) изменения Ксм, тыс. руб. ∆Ксм х х 180904 . 8
11 г) изменения средней продолжительности смены, тыс. руб. ∆Чч х х 271357.1
12 д) изменения продукции, приходящийся на 1 т. р. стоимости активной части основных средств за 1 машино-час работы, тыс. руб. ∆Вч х х -2387119

Для дальнейшего анализа сделаем дополнительные расчеты :

Найдем объем продаж, приходящийся на 1 тыс.руб. стоимости активной части основных средств за 1 машиночас работы оборудования (Вч):

Вч = ( V : ОСпр : Чд : Ксм : Чч) , тогда

Вч0 = (8243819 : 1181663 : 245 : 1,5 : 8) = 0,0024

Вч1 = (8738523 : 1265607 : 250 : 1,8 : 8,2) = 0,0019

∆Вч = 0,0019 – 0,0024 = -0,00051

Факторная модель имеет вид: V = ОСпр * Чд * Ксм * Чч * Вч

Y = a * b * c * d * e

Для проведения факторного анализа будем использовать способ абсолютных разниц.

Расчеты влияния изменения факторных показателей :

1. Размер влияния на выручку изменения первоначальной стоимости активной части производственных основных средств:

Ya = ∆a*b0 *c0 *d0 *e0 = 0 * 240 * 1,4 * 7,9 * 2,2269/1 000 = 0 – так как первоначальная стоимость основных средств не изменилась в течение отчетного периода, т.е. не были введены в производство новые машины и оборудование и транспортные средства, то и увеличение выручки на 176 120 тыс.руб. произошло не за счет влияния этого фактора.

2. Размер влияния на выручку изменения количества дней, в течение которых основные средства находились в рабочем состоянии:

∆Vчд = ОСпр1 * ∆Чд * Ксм0 * Чч0 * Вч0 = 381 700 * 5 * 1,4 * 7,9 * 2,2269/

/1 000 = 47 005 – за счет увеличения количества дней в году на 5, в течение которых активная часть производственных основных средств находилась в рабочем состоянии, произошло увеличение объема продаж на 47 005 тыс.руб.

3. Размер влияния на выручку изменения коэффициента сменности работы оборудования:

∆Vксм = ОСпр1 * Чд1 * ∆Ксм * Чч0 * Вч0 = 381 700 * 245 * 0,3 * 7,9 * 2,2269/ /1 000 = 493 557 – за счет увеличения объема продаж на 493 557 тыс. руб. произошло увеличение коэффициента сменности работы оборудования на 0,3.

4. Размер влияния на выручку изменения средней продолжительности смены:

∆Vчч = ОСпр1 * Чд1 * Ксм1 * ∆Чч * Вч0 = 381 700 * 245 * 1,7 * 0,1 * 2,2269/

/1 000 = 35 403 – произошло увеличение объема продаж на 35 403 тыс.

руб. за счет увеличения средней продолжительности рабочей смены на

6 минут.

5. Размер влияния на выручку изменения продукции, приходящейся на 1тыс. руб. стоимости активной части основных средств за 1 машиночас работы оборудования:

∆Vвч = ОСпр1 * Чд1 * Ксм1 * Чч1 * ∆Вч = 381 700 * 245 * 1,7 * 8,0 * (-0,3144)/

/1 000 = -399 862 – произошло снижение выручки от продаж на 399 862

тыс.руб. за счет уменьшения выработки за 1 машиночас на 0,3144 руб.

Это произошло из-за наличия устаревшего оборудования.

Баланс отклонений : 0 + 47 005 + 493 557 + 35 403 – 399 862 = +176 120

В заключении проведенного анализа можно сделать вывод, что в связи с уменьшением объема продаж, приходящегося на 1 тыс.руб. стоимости активной части основных средств за 1 машиночас работы оборудования на 0,3144 руб. возник резерв в размере 399 862 тыс.руб., а значит, что при повышении объема продаж за 1 машиночас работы оборудования можно получить дополнительную выручку. Предприятию можно порекомендовать обновить и модернизировать оборудование, что приведет к увеличению выработки продукции.

Задание 4

Характеристика соотношения экстенсивности и интенсивности использования ресурсов в процессе производства.

№ п/п Показатель Прошлый год Отчетный год Темп роста,% Прирост ресурса на 1% прироста выручки от продаж (Кэкст.i) Коэффициенты влияния на прирост выручки от продаж
экстенсивноности использования ресурса (Кэкст.i*100) интенсивности использования ресурса (100-Кэкст.i*100)
1 2 3 4 5 6 7 8
1 Численность рабочих,чел. 11214 12285 9,5505 1,5915 159,152 -59,1519
2 Среднегодовая стоимость активной части производственных фондов, тыс.руб 1181663 1265607 7,1038 1,2543 125,431 -25,4313
3 Стоимость материалов, использованных при производстве готовой продукции, тыс.руб. 4756160 4921420 3,474652 0,579 57,9 42,1
4 Выручка от продаж продукции,тыс.руб. 8243819 8738523 6,0009 х х х
5 Алгоритм расчета показателя, характеризующего комплексное использование ресурсов x x x ∑Кэкст.i/n

∑Кэкст.i*

100/n

100-∑Кэкст.i*100/n
6 Показатели, характеризующие комплексное использование ресурсов x x x 6,8507 1,1416 -14,6

Примечание.

ГР. 5 = (гр.4 / ГР. 3 * 100) - 100

ГР.6 стр.1 или 2 или 3 = гр.5 стр.1 или 2 или 3 / гр. 5 стр.4

Гр.6 стр.6=∑гр.6 по стр.1,2 и 3/n

ГР. 7 стр.1 или 2 или 3 = гр.6 * 100

Гр.7 стр.6=∑ гр.7 по стр.1,2 и 3/n

ГР. 8 стр.1 или 2 или 3 = 100 - гр.7стр. 1 или 2 или 3

Гр.8 стр.6=∑ гр.8 по стр.1,2 и 3/n

На 1 % прироста выручки от продаж приходится 1,5915 % прироста среднесписочной численности рабочих; 1,2543 % прироста среднегодовой стоимости активной части производственных фондов и 0,579 % прироста стоимости материалов в себестоимости продаж.

Комплексная оценка использования всех ресурсов говорит о преимуществе экстенсивного их использования – 1,142%, а интенсивность использования ресурсов на прирост составляет (–14,6) %.

Это говорит о том, что на рост объема продаж повлияли такие экстенсивные факторы как среднесписочная численность рабочих, материальные затраты, среднегодовая стоимость активной части ОС, таких как увеличение количества рабочих, увеличения продолжительности рабочей смены, увеличения количества отработанных человеко-дней. Для гармоничного развития производства необходимо улучшать использование факторов интенсивного характера, таких как производительность труда, среднегодовая стоимость активной части ОС.

Задание 5

Таблица 5

Комплектный резерв увеличения объема продаж продукции

за счет внутренних резервов использования ресурсов

п/п

Показатель

Резерв увеличения объема продаж,

выявленный в процессе анализа

Резерв увеличения

объема продаж при

комплектном использовании имеющихся резервов

улучшения использования ресурсов

1 2 3 4
1.

Возможность увеличения стоимости продаж за счет лучшего использования

трудовых ресурсов

-707,323 -
2.

Возможность увеличения стоимости

продаж за счет лучшего использования

материальных ресурсов

0 -
3.

Возможность увеличения стоимости

продаж за счет лучшего использования

основных производственных средств

-2387119 -
4. Итого комплексный ресурс х -

Выявление резервов роста объема выпуска продукции, расширения доли рынка при максимальном использовании производственной мощности является целью анализа объема выпуска и реализации продукции. Резервы увеличения выпуска продукции должны быть сбалансированы по всем трём группам ресурсов. Максимальный резерв, установленный по одной из групп, не может быть освоен до тех пор, пока не будут выявлены резервы в таком же размере и по другим группам ресурсов. Значит, у ОАО «Агат» комплексного резерва нет.

2. Анализ производства и объема продаж

Задание 6

Приложение 1

Информация и дополнительные аналитические расчеты,

необходимые для определения степени влияния количества,

структуры и цен на реализованную продукцию

№ п/п Показатель Изделие А Изделие В Изделие С Итого

Прош.

год

Отчет.

год

Прош.

год

Отчет.

год

Прош.

год

Отчет.

год

Прош.

год

Отчет.

год

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 Количество, шт. 11680 8000 5600 9100 11976 12156 29256 29256
2 Цена, тыс.руб. 302,30 309,00 264,42 287,00 269,89 300,66 Х Х
3 Выручка, тыс.руб. 3530864 2472000 1480752 2611700 3232203 3654823 8243819 8738523
4 Расчетный пока-затель выручки за отчетный год при структуре и ценах прошлого года, тыс.руб. Х 3530864 Х 1480752 Х 3232203 Х 8243819
5 Расчетный пока-затель выручки за отчетный год при ценах прошлого года, тыс.руб. Х 2418400 Х 2406222 Х 3280783 Х 8105405

Дополнительные расчеты, необходимые для анализа степени влияния указанных факторов:

1. Произведем расчет структуры проданной продукции:

п/п

Наименование

проданной

продукции

Прошлый год Отчетный год
1. Изделие А 11680 : 29256 = 0,3992 8000 : 29256 = 0,2734
2. Изделие В 5600 : 29256 = 0,1914 9100 : 29256 = 0,3110
3. Изделие С 11976 : 29256 = 0,4094 12156 : 29256 = 0,4155

2. Рассчитаем показатель выручки за отчетный год при структуре прошлого

года и в ценах прошлого года:

Изделие А : 29256 * 0,3992 * 302,30 = 3530864 тыс.руб.

Изделие В : 29256* 0,1914 * 264,42 = 1480752 тыс.руб.

Изделие С : 29256* 0,4094 * 269,86 = 3232203 тыс.руб.

Итого: 8243819 тыс.руб .

3. Рассчитаем показатель выручки за отчетный год при ценах прошлого года:

Изделие А : 8000* 302,3 = 2418400 тыс.руб.

Изделие В : 9100 * 264,42 = 2406222 тыс.руб.

Изделие С : 12156 * 269,89 = 3280783 тыс.руб.

Итого: 8105405 тыс.руб.

Проведем факторный анализ и определим:

1. Размер влияния на выручку изменения объема проданной продукции:

ΔVколичество = Vрасчетное 1 – Vпрош.г. = 8243819 – 8243819 = 0 тыс.руб.

2. Размер влияния на выручку изменения структуры продукции:

ΔVструктуры = Vрасчетное 2 – Vрасчетное 1 =8243819 – 8105405 = +138414 тыс.руб. – увеличение объема продаж за счет увеличения удельного веса менее рентабельных изделий.

3. Размер влияния на выручку изменения цены продукции:

ΔVцены = Vотч.г. – Vрасчетное 2 =8738523 – 8243819 = +494704тыс.руб. – увеличение объема продаж за счет роста цен.

Баланс отклонений: + 138414 + 494704 = +633118

Влияние экстенсивных факторов (138414 + 0) / 633118* 100 = 22%

Влияние интенсивных факторов 494704/ 633118* 100 = 78%

Можно заключить, что рост выручки произошел за счет интенсивных факторов (изменение цены).

Результаты проведенного анализа позволяют утверждать, что у предприятия имеются потенциальные возможности в наращивании объемов производства продукции, пользующихся спросом у потребителей. Это позволит выявить резервы увеличения прибыли по отдельным изделиям.

Задание 7

Приложение 4

Исходные данные для составления бизнес-плана

на будущий отчетный период

№ п/п Наименование изделий Спрос на изделия, шт. Цена изделия на будущий период, тыс.руб Себестоимость ед. продукции, возможной к выпуску в следующем отчетном году, тыс.руб. Объем продаж исходя из спроса и возможности ее выпуска, который может быть включен в бизнес-план, тыс.руб. Себестоимость объема продаж продукции, включенной в бизнес-план, тыс.руб Прибыль от продаж на планируемый период, тыс.руб. Рентабельность изделий исходя из отношения прибыли к объему продаж, коэфф. Отнесение рентабельности продукции к определенной группе, № группы
А Б 1 2 3 4 5 6 7 8
1 ИзделиеА 14000 360 340 5040000 4760000 280000 5,55 ІІІ
2 ИзделиеВ 4500 460 410 2070000 1845000 225000 10,87 ІІ
3 ИзделиеС 4500 330 268 1485000 1206000 279000 18,79 ІІ
4 ИзделиеD 5400 590 - - - - - -
5 ИзделиеЕ 200 980 870 196000 174000 22000 11,22 ІІ
Итого 23300 Х Х 8791000 7985000 806000 Х

* - Сопоставление спроса с возможностью выпуска организацией указанных изделий в будущем отчетном периоде позволило сделать вывод, что изделие E может быть выпущено в количестве 200 шт., а для выпуска изделия D в ОАО нет соответствующих условий.

Расчеты:

1. Объем продаж исходя из спроса и возможности ее выпуска, который может быть включен в бизнес-план, тыс.руб. = Спрос на изделия, шт. * Цена изделия на будущий период, тыс.руб
2. Себестоимость объема продаж продукции, включенной в бизнес-план, тыс.руб = Спрос на изделия, шт. * Себестоимость ед. продукции, возможной к выпуску в следующем отчетном году, тыс.руб.
3. Прибыль от продаж на планируемый период, тыс.руб. = Объем продаж исходя из спроса и возможности ее выпуска, который может быть включен в бизнес-план, тыс.руб. - Себестоимость объема продаж продукции, включенной в бизнес-план, тыс.руб
4. Рентабельность изделий исходя из отношения прибыли к объему продаж, коэфф. = Прибыль от продаж на планируемый период, тыс.руб. * 100 / Объем продаж исходя из спроса и возможности ее выпуска, который может быть включен в бизнес-план, тыс.руб.

Исходя из разброса значений рентабельности отдельных видов продукции в анализируемой организации, при включении показателей в одну из указанных групп используем следующую градацию: группа 1 – продукция с рентабельностью 25% и выше, группа 2 – от 10 до 25%, группа 3 – ниже 10%.

Из таблицы 7 видно, что по уровню рентабельности изделие А относится ко ІІІ группе продукции, так как рентабельность < 10%; изделия В,С и Е относятся к II группе , рентабельность > 10%.

Анализируя результаты, отраженные в этой таблице приходим к выводу, что среди изделий, планируемых к продаже в следующем году, отсутствуют убыточные изделия. Изделие А – низкий уровень рентабельности (5,55%); изделия В, С и Е – средний уровень рентабельности (10,87,18,79 и 11,22%).

Для предприятия наиболее выгодным является выпуск высокорентабельных изделий. Но с учетом спроса на выпускаемую продукцию нельзя отказываться и от низкорентабельных изделий, так как в противном случае производственные мощности будут использоваться неэффективно, и это приведет к росту полной себестоимости выпускаемой продукции. От низкорентабельной продукции можно отказаться в том случае, если есть возможность заменить на высокорентабельную, уже выпускаемую или новую продукцию.

Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что в следующем периоде предприятию следует выпускать изделия А, В, С, Е.

Поскольку предприятие не имеет соответствующих условий для выпуска изделия D, то рассчитать его рентабельность не представляется возможным. В связи с тем, что спрос на данное изделие имеется, можно порекомендовать предприятию изыскать возможность для выпуска данного изделия D, так как предприятие недополучит 196000 тыс. рублей.

Задание 8

Таблица 6

Критический объем продаж за отчетный год

и на планируемый объем продаж, обеспеченный

спросом

№ п/п Показатель За отчетный год На планируемый период, обеспеченный спросом
1 Выручка от продаж, тыс.руб. 8738523 8791000
2 Переменные затраты, тыс.руб. 4710064 4950700
3 Постоянные затраты, тыс.руб. 3032268 3034300
4 Прибыль от продаж, тыс.руб. 996191 806000
5 Маржинальный доход в составе выручки от продаж, тыс.руб. 4028459 3840300
6 Уровень (доля) маржинального дохода в выручке от продаж, коэфф. 0.46 0.44
7 «Критическая точка» объема продаж, тыс.руб. 6579014 6945949
8 Запас финансовой прочности, тыс.руб. 2159509 1845050
9 Уровень запасов финансовой прочности в объеме продаж, % 24.71 20.99

1. Выручку от продаж, переменные и постоянные расходы, прибыль от продаж возьмем из формы №2

2.Переменные и постоянные возьмем из справки №2

3. Выручку от продаж и прибыль от продаж на планируемый период возьмем из таблицы 7

4. Маржинальный доход определяем по формуле:

МД = Выручка – Переменные затраты.

5. При помощи маржинального анализа определяем долю маржинального дохода в выручке от продаж.

Доля МД = МД / V

6.«Критическая точка» объема продаж = выручка от продаж * (постоянные затраты/маржинальный доход)

7.Запас финансовой прочности = Выручка от продаж – «Критическая точка» объема продаж

8.Уровень запасов финансовой прочности = Запас финансовой прочности / Выручка от продаж *100

Таким образом, точка безубыточности на предприятии ООО «Агат» в отчетном году составила 6579014 тыс. рублей, что свидетельствует о том, что фактический объем продаж в отчетном году был безубыточным и рентабельным. Запас финансовой прочности в отчетном году составил 2159509 тыс. рублей, а на планируемый объем продаж 1845050.

Запас финансовой прочности следует поддерживать на нормативном уровне (60–70%) на случай хозяйственных затруднений и ухудшения конъюнктуры рынка. У анализируемого предприятия данный уровень равен 24,71 %, что значительно ниже нормативного показателя. Это позволяет сделать вывод о том, что необходимо наиболее полно использовать резервы роста объема продаж и снижения себестоимости продукции.

3. Анализ затрат и себестоимости продукции

Задание 9

Таблица 7

Расходы по обычным видам деятельности в поэлементном

разрезе за отчетный и прошлый годы

№ п/п Наименование элемента затрат по обычным видам деятельности За отчетный год За прошлый год Отклонения (+,-)
тыс.руб. % тыс.руб. % тыс.руб. %
1 Материальные затраты 4921420 63,57 4756160 64,82 +165260 -1,25
2 Затраты на оплату труда 1703413 22,00 1540978 21,01 +162435 +1
3 Отчисления на социальные нужды 459895 5,94 400602 5,46 +59293 +0,48
4 Амортизация 485150 6,27 474025 6,46 +11125 -0,19
5 Прочие затраты 172454 2,23 165274 2,25 +7180 -0,02
6 Итого 7742332 100 7337039 100 405293 0

Анализируя таблицу 7 можно сделать вывод, что в отчетном году по сравнению с прошлым годом расходы предприятия возросли на 405293 тыс. рублей или на (7742332 / 7337039) * 100 – 100 = 5,52 %, что может быть обусловлено как увеличением выпуска продукции в натуральном выражении, так и изменением структуры продукции, ростом цен на материальные ресурсы и т.д.

Из данных таблицы следует, что анализируемое предприятие является трудоемким, т.к. доля затрат на оплату труда и отчисления на социальные нужды (в совокупности) составляет 27,94 %. Следовательно, основные резервы снижения себестоимости продукции следует искать в первую очередь в направлении использования трудовых ресурсов.

В составе всех элементов затрат произошли некоторые изменения. Так в отчетном году на 165260 тыс. рублей или на 3,47 % по сравнению с прошлым годом увеличились материальные затраты, их доля в общей сумме затрат уменьшилась на 1,25 %. Сумма затрат на оплату труда выросла на 162435 тыс. рублей или на 10,54 %, а их доля в общей сумме затрат увеличилась на 1 % по сравнению с прошлым годом. Отчисления на социальные нужды возросли в отчетном году на 14,8 % или на 59293 тыс. рублей, а их доля в общем составе затрат увеличилась на 0,48%. Амортизация в отчетном году по сравнению с прошлым годом возросла на 2,35 % или на 11125 тыс. рублей, но несмотря на это доля ее в составе общих затрат уменьшилась на 0,19 %.

Прочие затраты увеличились на 7180 тыс. рублей в отчетном году по сравнению с прошлым годом и это увеличение составило 4,34 % , а их доля в составе общих затрат уменьшилась на 0,02 %. Это привело к снижению себестоимости продукции и в свою очередь повлияло на выручку от реализации. Если бы доля заработной платы уменьшилась, а доля амортизации увеличилась, то это бы свидетельствовало о повышении технического уровня предприятия, о росте производительности труда.

Задание 10

Приложение 2

Вспомогательные расчеты к построению индексов о затратах на 1 руб. продаж

№ п/п Показатель Услов-ное обозна-чение Изделие А Изделие В Изделие С Итого
Прош-лый год Отчет-ный год Прош-лый год Отчет-ный год Прош-лый год Отчет-ный год Прош-лый год Отчет-ный год
1 Количество, шт. Q 11680 8000 5600 9100 11976 12156 29256 29256
2 Цена, тыс. руб. Z 302.3 309.00 264.42 287.00 269.89 300.66 X X
3 Стоимость, тыс. руб. QZ 3530864 2472000 1480752 2611700 3232203 3654823 8243819 8738523
4 Себестоимость единицы продукции, тыс. руб. P 264.01 282.89 250.00 292.20 238.26 232.00 X X
5 Себестоимость продукции, тыс. руб. QP 3083637 2263120 1400000 2659020 2853402 2820192 7337039 7742332
6 Себестоимость объема продаж отчетного года при себестоимости единицы продукции прошлого года, тыс. руб. Q1 P0 Х 2112080 Х 2275000 Х 2896288.56 Х 7283368.56
7 Стоимость продаж отчетного года по ценам прошлого года, тыс. руб. Q1 Z0 Х 2418400 Х 2406222 Х 328078384 Х 8105404.84

Индекс затрат на 1 руб. продаж (Jз ) можно представить следующим образом:

,где

q – Количество проданной продукции в натуральном выражении;

p – Себестоимость единицы продукции в тыс.руб.;

z – Цена единицы продукции в тыс. руб.

Рассчитаем индекс затрат на 1 руб. продукции в прошлом (базисном) периоде :

Т.е в прошлом году на 1 руб. проданной продукции приходилось 89 коп. затрат.

Рассчитаем индекс затрат на 1 руб. продукции в отчетном периоде:

Т.е в отчетном году на 1 руб. проданной продукции приходилось 88,6 коп. затрат.

Изменение индекса затрат на 1 рубль продаж составляет:

0,886 - 0,89= - 0,004

Т.е снижение затрат на 1 рубль проданной продукции в отчетном году по сравнению с прошлым годом составило 0,4 коп.

Определим влияние структуры проданной продукции, уровня себестоимости отдельных видов продукции и цен на нее на изменение затрат на 1 руб. реализованной продукции:

1. Размер влияния изменения структуры проданной продукции:

Т.е увеличение затрат на 1 руб. продукции на 0,00858 руб. произошло за счет структурных сдвигов в ассортименте проданной продукции.

2.Размер влияния изменения себестоимости одной единицы изделия:

Т.е увеличение затрат на 1 руб. продукции на 0,0564 руб. произошло за счет изменение себестоимости единицы продукции.

3.Размер влияния изменения цены:

Т.е уменьшение затрат на 1 руб. продукции на 0,0692 руб. произошло за счет изменения цен на продукцию.

Совокупность влияние факторов : 0,00858 + 0,0564 – 0,0692 = - 0,004 соответствует общему изменению затрат на 1 руб. продаж.

В результате анализа затрат на 1 руб. проданной продукции выявлено отрицательное воздействие на его уровень изменения структуры проданной продукции и себестоимости одной единицы изделия. При дальнейшем углублении анализа следует определить влияние внешних и внутренних факторов на изменение уровня затрат на 1 руб. продукции.

Задание 11

Приложение 3

Исходные данные для анализа влияния факторов

на уровень материальных затрат

№ п/п Наименование материалов

Количество, т

Q

Цена, тыс. руб.

Z

Стоимость материала, тыс. руб.

C

Прошлый год Отчетный год Прошлый год Отчетный год Прошлый год Отчетный год
1 Материал вида Х 2460 2730 585 596 1439100 1627080
2 Материал вида У 1280 1840 310 334 396800 614560
3 Материал вида Z 1240 1610 743 798 921320 1284780
4 Материал вида W 2246 1550 890 900 1998940 1395000
Итого Х Х Х Х 4756160 4921420

Для определения степени влияния отдельных факторов на стоимость основных видов используемых в производстве материалов составим двухфакторную мультипликативную модель вида: C = q * z , где

C – Стоимость израсходованного материала i-го вида, тыс.руб.

q – Количество израсходованного материала i-го вида, тонн

z – Цена 1 тонны израсходованного материала i-го вида, тыс.руб.

Cq = q 1 z 0 - q 0 z 0

Cz = q 1 z 1 - q 1 z 0

Материал вида X :

1. Размер влияния изменения количества использованного материала на стоимость израсходованного материала:

∆Cq =2730*585 - 2460*585=+157950 тыс.руб. – увеличение стоимости израсходованного материала на 157950 тыс.руб. произошло за счет увеличения количества израсходованного материала на 270 т.

2. Размер влияния изменения себестоимости заготовления материалов на стоимость израсходованного материала:

∆Cz =2730*596 - 2730*585=+30030 тыс. руб. – увеличение стоимости израсходованного материала на 30030 тыс. руб. произошло за счет повышения себестоимости заготовления материалов на 11 тыс. руб.

Баланс отклонений : +157950+30030 = +187980

Материал вида Y :

1. Размер влияния изменения количества использованного материала на стоимость израсходованного материала:

∆Cq = 1840*310 - 1280*310 = +173600 тыс.руб. – увеличение стоимости израсходованного материала на 173600 тыс.руб. произошло за счет роста количества израсходованного материала на 560 т.

2. Размер влияния изменения себестоимости заготовления материалов на стоимость израсходованного материала:

∆Cz = 1840*334 - 1840*310= +44160 тыс.руб. – увеличение стоимости израсходованного материала на 44160 тыс.руб. произошло за счет повышения себестоимости заготовления материалов на 24 тыс.руб.

Баланс отклонений : +173600+ 44160= +217760

Материал вида Z :

1. Размер влияния изменения количества использованного материала на стоимость израсходованного материала:

∆Cq =1610*743 – 1240*743=+274910 тыс. руб. – увеличение стоимости израсходованного материала на 274910 тыс.руб. произошло за счет роста количества израсходованного материала на 370 т.

2. Размер влияния изменения себестоимости заготовления материалов на стоимость израсходованного материала:

∆Cz = 1610*798 – 1610*743 = +88550 тыс. руб. – увеличение стоимости израсходованного материала на 88550 тыс. руб. произошло за счет повышения себестоимости заготовления материалов на 55 тыс. руб.

Баланс отклонений : +274910+ 88550= +363515

Материал вида W :

1. Размер влияния изменения количества использованного материала на стоимость израсходованного материала:

∆Cq =1550*890 – 2246*890 = -619440 тыс. руб. – уменьшение стоимости израсходованного материала на 619440 тыс.руб. произошло за счет снижения количества израсходованного материала на 696 т.

2. Размер влияния изменения себестоимости заготовления материалов на стоимость израсходованного материала:

∆Cz = 1550*900 – 1550*890= +15500 тыс. руб. – увеличение стоимости израсходованного материала на 15500 тыс. руб. произошло за счет повышения себестоимости заготовления материалов на 10 тыс. руб.

Баланс отклонений : -619440 + 15500= - 603940

Cq = 157950+173600+274910-619440= -12980

Cz = 30030+44160+88550+15500 = +178240

∆С = -12980 + 178240=+165260

При рассмотрении каждого вида материала, делаем вывод, что увеличение себестоимости заготовления было по видам материалов X,Y,Z, при этом наибольший рост произошел у материала Z – на 363 515 тыс. рублей, а не произошел – у материала W, на 603 940 тыс. руб.

Необходимо снизить количество используемого материала за счет более рационального его использования, исключения возвратных отходов и брака.

Для более рационального использования материалов требуются квалифицированные рабочие, усовершенствованные технологии производства, обновленное оборудование. Рекомендуется также снизить цену заготовления материала, т.е. нужно минимизировать расходы по транспортировке материала и его хранению.

Задание 12

Таблица 13

Анализ факторов повлиявших на уровень затрат по оплате труда

п/п

Показатели Обозначения

Отчетный

год

Предыдущий

год

Изменения
1 Затраты на оплату труда, тыс. руб. ФОТ 1540978 1703413 162435
2 Численность работников, чел. Т 29230 30040 810
3 Среднегодовая заработная плата, приходящаяся на 1 работника, тыс. руб. З ср 52,72 56,71 3,99
4 Влияние факторов: Х Х Х
а) численность работников ∆ФОТТ Х Х 42702,4
б) среднегодовой заработной платы 1 работника ∆ФОТЗср Х Х 119733

Для определения степени влияния отдельных факторов на уровень затрат по оплате труда воспользуемся данными формы № 5 [методичка, стр.35].

1. Затраты на оплату труда:

а) предыдущий год = 1703413тыс. рублей

б) отчетный год = 1540978 тыс. рублей

2. Определим среднюю заработную плату, приходящуюся на одного работника (методичка, приложение 5)

з/п1 работника = ФОТ / Т

а) предыдущий год: з/п1 работника 0 = 1540978 / 29230 = 52,72 тыс. руб.

б) отчетный год: з/п1 работника 1 = 1703413 / 30040 = 56,71 тыс. руб.

3. Определим влияние отдельных факторов на уровень затрат по оплате труда

Для анализа составим двухфакторную мультипликативную модель:

Фонд оплаты труда = количество * Средн. з/п

у = а * b , где

y – затраты на оплату труда, тыс.руб.

а – количество работников, чел.

b – среднегодовая заработная плата, приходящаяся на 1 работника, тыс.руб

1. Размер влияния на затраты по оплате труда изменения численности работников:

∆ya =∆a*b0 = 810 * 52,72 = 42702 тыс. руб. – за счет увеличения численности работников на 810 человек возросли затраты на оплату трудана 42702,4 тыс. руб.

2. Размер влияния на затраты по оплате труда изменения средней заработной платы работников:

∆yb =a1 *∆b= 30040 * 3,986 = +119733 тыс. руб. - за счет увеличения средней заработной платы работников на 3,99 тыс.руб. возросли затраты на оплату труда на 119733 тыс.руб.

Баланс отклонений: + 42702 +119733= +162435

Анализ динамики заработной платы, изучение факторов, определяющих её величину, имеют большое значение. Общая сумма заработной платы зависит от различных факторов. Из данных таблицы мы видим, что в течение отчетного периода количество работников увеличилось по сравнению с прошлым годом на 810 человек, скорее всего с расширением объемов производства, покупательскому спросу и освоением нового вида продукции. Повысилась средняя заработная плата работников за счет увеличения рабочих мест, для стимулирования повышения производительности труда, за качество выполняемых работ, отсутствие брака.

Все величины факторов повлияли на снижение затрат по оплате труда положительно, следовательно создавать резервы нет необходимости.

При расширении использования аналитических данных бухгалтерского учета возможно более полное отражение влияния различных факторов на уровень затрат по оплате труда (фонд оплаты труда).

Под фондом оплаты труда (ФОТ) понимается вся сумма выплат работникам организации, определяемая по тарифам, окладам, сдельным расценкам (включая прогрессивные доплаты, надбавки, премии, материальные поощрения и т.п.). Величина ФОТ зависит от трех основных факторов:

- численность работающих;

- среднечасовая заработная плата.

- количество часов, отработанных и оплаченных за анализируемый период;

Каждый из перечисленных факторов, в свою очередь, может быть представлен как ряд взаимодействующих показателей. Так, численность работников зависит от общей численности работающих и структуры персонала. На среднечасовую заработную плату оказывают воздействие изменения минимального размера оплаты труда, квалификационного состава работающих, норм времени и норм выработки. Изменение количества отработанных часов можно рассматривать с учетом количества отработанных дней, средней продолжительности рабочего дня, потерь и непроизводительных затрат рабочего времени.

Фонд заработной платы может включать в себя переменную и постоянную части.

1) Постоянная часть фонда заработной платы включает зарплату рабочих-повременщиков, специалистов и служащих, младшего обслуживающего персонала, а также все виды доплат. Она зависит от численности работников (ЧР), количества отработанных дней одним работником в среднем за год (Д), средней продолжительности рабочего дня (П) и среднечасовой заработной платы (ЧЗП). Для факторного анализа постоянной части фонда заработной платы может быть использована следующая модель:

ЗП = ЧР * Д * П * ЧЗП.

2) Переменная часть есть фонд заработной платы по сдельным расценкам и премии за высокие производственные результаты. Она зависит от объема производства продукции (VВП), его структуры (УД i ), удельной трудоемкости (ТЕi ) и уровня среднечасовой оплаты труда (ОТi ). Модель общей суммы заработной платы здесь такая:

ЗПобщ = Σ (VВПобщ * УД i * ТЕi * ОТi ).

Анализ использования ФОТ: для этого можно установить соответствие между темпами роста производительности труда (среднегодовой выработки на одного работающего или основного работника) и темпами роста среднегодовой заработной платы одного работающего или основного работника. Для расширенного воспроизводства, получения необходимой прибыли и рентабельности важно, чтобы темпы роста производительности труда опережали темпы роста его оплаты. Если этот принцип не соблюдается, то происходит перерасход фонда заработной платы, повышение себестоимости продукции и уменьшение суммы прибыли.

Задание 13

Таблица 8

Состав, структура и динамика доходов и расходов

№ п/п Показатель Отчетный год Прошлый год Изменения (+,-)
сумма, тыс.руб. % к итогу сумма, тыс.руб. % к итогу сумма, тыс.руб. % к итогу
1 2 3 4 5 6 7 8
1 Выручка (нетто) 8738523 99,47 8243819 99,39 494704 0,0752
2 Проценты к получению 26208 0,29 24890 0,30 1318 0,0024
3 Прочие доходы 20772 0,24 25960 0,31 5188 0,0766
4 Всего доходов 8785503 100 8294669 100 -490834 0
5 Себестоимость продукции 5556927 65,85 5409150 67,3 -147777 1,45
6 Коммерческие расходы 870550 10,32 759877 9,45 -110673 -0,867
7 Управленческие расходы 1314855 15,58 1168012 14,53 -146843 -1,05
8 Проценты к уплате 295236 3,5 285035 3,55 -10201 0,046
9 Прочие расходы 385802 4,57 378349 4,71 -7453 0,137
10 Налог на прибыль 15934 0,19 38296 0,48 22362 0,29
11 Всего расходов 8439304 100 8038719 100 -400585 0
12 Превышение доходов над расходами Х Х

После выполнения расчетов мы видим, что доходы организации в отчетном периоде по сравнению с предыдущим периодом увеличились на 131 750 тыс.руб. Выручка от продаж занимает наибольший удельный вес в доходах организации (98,0% в отчетном году и 96,0% в прошлом году), которая увеличилась по сравнению с прошлым годом 176 120 тыс.руб. Проценты к получению, прочие операционные и внереализационные доходы уменьшились по сравнению с прошлым годом на 23 685тыс.руб., 9 530 тыс.руб., 11 155 тыс.руб. соответственно и стали составлять в общем объеме доходов 0,64%, 0,78% и 0,58% соответственно. Их уменьшение незначительно, но это в целом повлияло на снижение доходов до 131 750 тыс.руб. Аналогична ситуация и с расходами. Расходы организации тоже увеличились на 171 272 тыс.руб. Наибольший удельный вес в расходах занимает себестоимость продукции 92,37% в отчетном году и 89,67% в прошлом году, которая увеличилась по сравнению с прошлым годом на 219 317 тыс.руб. Коммерческие, управленческие, прочие операционные, внереализационные и остальные расходы уменьшились по сравнению с прошлым годом и их удельный вес составляет менее 1% – 3% по каждой статье расходов. Превышение доходов над расходами снизилось на 39 522 тыс.руб. по сравнению с прошлым годом и это привело к снижению прибыли в отчетном году. При росте выручки от продаж и снижении себестоимости реализуемой продукции возможно увеличение прибыли предприятия.

2.4 Анализ финансовых результатов организации

Задание 14

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние.

Существуют следующие показатели прибыли :

Валовая прибыль – это финансовый результат от экономической деятельности, который отражается в отчетности ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках» и

формируется на сч. 90 «Продажи».

Валовая прибыль рассчитывается по формуле:

P вал = N S , где Pвал – прибыль валовая, тыс.руб.,

N – объем продаж, тыс.руб.,

S – себестоимость реализованной продукции.

P вал 0 = 8243819 –5409150=2834669 тыс.руб.

P вал 1 = 8738523–5556927= 3181596 тыс.руб.

Прибыль от продаж - это финансовый результат от экономической деятельности, который отражается в отчетности ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках» и формируется на сч. 90 «Продажи».

Прибыль от продаж рассчитывается по формуле:

PN = N S – КР – УР, где PN - прибыль от продаж, тыс.руб.,

N – объем продаж, тыс.руб.,

S – себестоимость реализованной продукции,

КР - коммерческие расходы,

УР – управленческие расходы.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  610  611  612   ..