Главная      Учебники - Экономика     Лекции по финансам - часть 10

 

поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  601  602  603   ..

 

 

Лизинг особенности и перспективы развития в России

Лизинг особенности и перспективы развития в России

Министерство образования РФ

Международная практика

Российская специфика

Относительно более дешевый вид финансирования капитальных затрат

За счет эффекта масштаба и/или положения на рынке лизинговая компания может получить финансирование по более низким ставкам либо предложить более выгодные финансовые условия.

Часто российские лизинговые компании создаются ФПГ, либо банками для целей модернизации компаний группы или оптимизации налогообложения. В результате их кредитный рейтинг может уступать рейтингам потенциальных лизингополучателей.

Относительная гибкость как инструмента средне- и долгосрочного финансирования

Лизинг предполагает 100%-е финансирование инвестиционного проекта и не требует немедленного начала платежей. Арендные платежи обычно начинаются после поставки имущества арендатору.

Многие лизинговые компании требуют от своих клиентов одну или несколько из следующих форм обеспечения: аванс (обычно 15%-30% от закупочной стоимости лизингового имущества), депозит или другое доп. обеспечение.

Не требуется дополнительного залога или прочих ограничений на деятельность лизингополучателя

Многие лизинговые компании требуют гарантии (поручительства) третьих лиц, залог активов или дополнительное страхование.

Возможность снижения валютных рисков за счет фиксации ставок по лизингу.

Риск устаревания оборудования целиком ложится на арендодателя. Арендатор имеет возможность постоянного обновления своего парка оборудования.

5. История развития лизинга в России

Первым и наиболее заметным фактом участия СССР в лизинговых сделках стали известные поставки на условиях "ленд-лиза". Во время II Мировой войны США поставляло своим союзникам оружие, продовольствие, автомобильную технику, медикаменты по договорам лизинга. Однако большого распространения лизинг в России не получил. После войны он использовался, главным образом, для приобретения судов и самолетов (и сейчас наиболее распространенный объект международного лизинга) - занимались им только организации, работающие в сфере международных экономических отношений ("Совфрахт", "Совтрансавто").

В начале 90-х гг. в России начали появляться первые лизинговые компании, большинство из которых были учреждены коммерческими банками.

К середине 90-х гг. Правительство РФ, оценив потенциал лизинга и его преимущества для экономического развития страны, приняло ряд постановлений, направленных на поддержку лизингового сектора. На рынке появились новые компании, учрежденные финансово-промышленными группами. Также начали создаваться лизинговые компании с участием муниципальных и региональных органов власти, использовавшие в большинстве случаев финансирование из бюджетных источников под низкие или нулевые процентные ставки для реализации различных государственных программ, связанных с обновлением фондов или поддержкой начинающих или развивающихся бизнесов.

В 1994 г. группа из 15 лизинговых компаний учредила Российскую ассоциацию лизинговых компаний ("Рослизинг"). Сегодня членами "Рослизинга" являются более 80 организаций. Наряду с лизинговыми компаниями туда входят также страховые компании, банки и другие организации. Ассоциация "Рослизинг" является членом европейской ассоциации лизинговых компаний "LeasEurope" и ведет активную информационную и исследовательскую деятельность, в том числе, выпуская журнал "Технологии лизинга и инвестиций".

Два постановления, принятые Правительством РФ, сыграли важную роль в развитии лизинга. Первое постановление №1133 (ноябрь 1995 г.) предусматривало, что лизингополучатель может включать лизинговые платежи в состав затрат.

Второе постановление №752 (июнь 1996 г.) предусматривало, что стороны договора лизинга могут применять механизм ускоренной амортизации к активам, являющимся объектами финансового лизинга, при отражении таковых в своей финансовой отчетности. Однако эти постановления не решали всех проблем.

С момента появления лизинга в России отраслевые показатели выросли не только в отношении числа появившихся лизинговых компаний, но также и в отношении объема заключенных лизинговых сделок. В 1995 г., например, общий объем сделок, заключенных членами "Рослизинга", составил 170 млрд рублей (42 млн долларов США), в 1996 г. эта цифра выросла до 670 млрд рублей (130 млн долларов США), а в 2000 г. - до 2,8 трлн рублей (500 млн долларов США). В 2004 г., по информации "Рослизинга", его члены заключили лизинговые сделки на общую сумму 530 млн долларов США.

Отправной точкой деятельности лизинговых компаний традиционно является автотранспорт, однако по мере того, как у них появляется опыт в оценке риска, они часто переходят к лизингу более сложного производственного оборудования.

Значительная часть лизингового финансирования, предоставляемого независимыми лизинговыми компаниями, предназначена для малых и средних предприятий - части российской экономики, по-прежнему имеющей значительный потенциал для роста.

Лизинг, как механизм альтернативного финансирования, может сыграть чрезвычайно важную роль в выполнении стратегических задач: и в переоснащении основных фондов промышленных предприятий, и в развитии малого бизнеса.

6. Состояние российского рынка лизинга на сегодняшний день

В 2008 году российская экономика столкнулась с серьезными трудностями, вызванными мировым кризисом, такими как сокращение объемов кредитования, отток капитала, снижение ликвидности компаний и банков и другие явления. Все это, безусловно, сказалось на российском рынке лизинга.

По данным Российской ассоциации лизинговых компаний объем рынка

лизинга за 2008 год составил 319,7 млрд. рублей без НДС. Было заключено 60 657 контрактов с 35 094 лизингополучателями. Общий портфель лизинговых компаний составил 769, 34 млрд. рублей без НДС.

Из этих цифр можно сделать вывод, что в 2008 году не удалось достичь даже результата 2007 года. Так как объем нового бизнеса по итогам 2008 года составляет всего 62 процента от показателя 2007 года. Когда объем нового бизнеса составил 509 млрд. рублей без НДС.

При этом можно отметить, что количество заключенных контрактов по итогам 2008 года выросло на 7,9 процентов по сравнению с 2007 годом. Отсюда можно сделать вывод, несмотря на кризис, спрос на лизинговые услуги не снижается, а наоборот растет.

Лизинговые компании, стесненные в средствах в условиях нехватки ликвидности, стараются заключать сделки небольших объемов. Кроме того, основной источник финансирования лизинговых сделок - банки, резко сократили предложения и подняли ставки по долговым обязательствам, вынуждая лизинговые компании искать другие финансовые резервы.

Лизинговые компании вынуждены ограничивать свою деятельность в регионах, сокращая издержки уменьшая риски. Несмотря на то, что спрос на лизинг в регионах в последнее время значительно вырос.

Таблица 3

Тенденции в лизинговой отрасли

(по итогам 2008 года)

Международная практика

Российская специфика

Относительная негибкость условий лизинга

Обычно фиксированные ставки лизинга (проявляется при снижении рыночных ставок).

В практике иногда используются плавающие ставки и гибкие графики лизинговых платежей - в соответствии с особенностями денежного потока лизингополучателя.

Ограничения, которые лизингодатель может наложить на использование имущества.

Иногда лизингодатель накладывает дополнительные ограничивающие условия (срок лизинга, нормы использования).

При устаревании объекта лизинга до окончания действия лизингового договора, лизингополучатель продолжает платить арендные платежи до конца контракта.

Отрицательные

Положительные

· Значительное увеличение

стоимости кредитных ресурсов

· Ужесточение требований к заемщикам

· Прекращение региональной экспансии

· Нехватка ликвидности

· Увеличение спроса на

лизинговые услуги (особенно в

регионах)

В целом, несмотря на изменение условий развития лизинговой отрасли в 2008 году, структура рынка не слишком изменилась по сравнению с 2007 годом. По-прежнему преобладают сделки с автотранспортом. На их долю приходится 35 процентов объема нового бизнеса или 106,7 млрд. рублей в стоимостном выражении. Примерно 98 процентов компаний имеют в своем портфеле сделки с автотранспортом. Мы наблюдаем, что в этом году эта цифра увеличивается. Это связано с несколькими факторами. Во-первых, увеличился спрос на лизинг автотранспорта, т.к. кредиты для организаций, желающих приобрести автотранспорт, становятся все более недоступными.

Во-вторых, лизинговым компаниям самим выгодно заниматься лизингом автотранспорта. Т.к. автотранспорт является высоколиквидным предметом лизинга. Оборудование также продолжает занимать около 28 процентов или 86,3млрд. рублей в абсолютном выражении. Лизингом оборудования также занимаются практически все компании. Стоит отметить, что в категорию оборудования входят всевозможные виды оборудования, начиная с различных машиностроительных станков, заканчивая офисным оборудованием. Немного снизилась доля лизинга железнодорожного транспорта, авиации и судов, до 23 процентов или 69,2 млрд. рублей. Это связано с сокращением программы РЖД по обновлению своего подвижного состава с помощью лизинга. При этом немного увеличилась доля лизинга недвижимости и сельскохозяйственной техники.

Немного снизилась доля лизинга железнодорожного транспорта,

авиации и судов, до 23 процентов или 69,2 млрд. рублей. Это связано с сокращением программы РЖД по обновлению своего подвижного состава с помощью лизинга. При этом немного увеличилась доля лизинга недвижимости и сельскохозяйственной техники.

В условиях кризиса в лидеры начинают выходить лизинговые компании, имеющие более свободный доступ к финансовым ресурсам. Это лизинговые компании при банках, лизинговые компании с иностранным капиталом, а также государственные лизинговые компании (См. рис. 6).

Но в целом на рынке преобладают пока независимые компании, их доля 63 процентов. Это уже немного ниже, чем в прошлом году. Когда таких компаний было более 70 процентов. При этом увеличилась доля лизинговых компаний при банках, 23 процента против 20 процентов в прошлом году. Также увеличилась доля кэптивных компаний до 14 процентов. По-прежнему около 1 процента занимают государственные компании.

Кроме того, стоит отметить, что на рынке преобладают лизинговые компании с российским капиталом. В целом такая структура практически не изменилась с прошлого года.

Рис. 6 Типы лизинговых компаний [8]

6.1 Лизинг в регионах

В 2008 году сложилась уникальная ситуация с развитием лизинга в регионах. С одной стороны наблюдался рост спроса на лизинговые услуги в регионах. С другой стороны лизинговые компании вынуждены были сокращать свою деятельность в регионах, уменьшая риски и издержки.

В целом сложилась следующая ситуация (См. рис. 7). По-прежнему Москва лидирует среди всех регионов по объему нового бизнеса. Объем нового бизнеса составляет 100,6 млрд. рублей. Это примерно 32 процента от общего объем заключенных сделок. Все большую конкуренцию Москве составляет Центральный федеральный округ и Приволжский федеральный округ. В Приволжском федеральном округе работало 47 лизинговых компаний. Объем нового бизнеса составил 46,8 млрд. рублей или 15 процентов. С лизингополучателями из Центрального федерального округа работало 44 лизингодателя. Было заключено новых сделок на сумму 39, 9 млрд. рублей, или 12 процентов.

Сибирский федеральный округ, Уральский федеральный округ, Южный федеральный округ, а также Санкт-Петербург имеют примерно одинаковые показатели. На долю каждого из этих регионов приходится примерно по 8-10 процентов от общего объема или примерно по 28 млрд. рублей. В каждом регионе действует примерно по 40 лизинговых компаний.

В аутсайдерах находятся Северо-Западный федеральный округ без Санкт-Петербурга и Дальневосточный федеральный округ. На долю СЗФО приходится 3 процента или 9 млрд. рублей в стоимостном выражении. На долю ДФО приходится всего 2 процента или 7,8 млрд. рублей.

Рис. 7 Доли от общего объема сделок по регионам (в %)[9]

Такая печальная ситуация с лизингом на Дальнем Востоке прежде всего это связано с большими расстояниями. Большинство лизинговых компаний находится в европейской части России и им тяжело контролировать предметы лизинга на территории дальневосточного округа.

Совершенно иная ситуация в структуре рынка лизинга по количеству лизингополучателей (см. рис. 8) .

Впервые первое место по количеству лизингополучателей занял Приволжский федеральный округ, на его долю приходится около 22 процентов всех лизингополучателей или 7 606 в абсолютном выражении. Москва здесь на втором месте с 18 процентами или 6 250. Центральный федеральный округ, Южный федеральный округ, Уральский федеральный округ и Санкт-Петербург имеют примерно одинаковое количество лизингополучателей. Около 4,2 тыс. или примерно 11-12 процентов на каждый округ. Сибирский федеральный округ и Северно-западный федеральный округ имеют 7 и 5 процентов соответственно или примерно по 2 тыс. лизингополучателей каждый. Последнее место занимает по-прежнему, Дальневосточный федеральный округ на его долю приходится всего 1% лизингополучателей или 437 в абсолютном выражении.

Рис. 8 Доли регионов по кол-ву лизингополучателей (в %) [10]

При этом стоит отметить интересную ситуацию со средней стоимостью лизинговой сделки на одного лизингополучателя. Лидером здесь уже является Дальневосточный федеральный округ, где лизингополучатели заключают лизинговую сделку в среднем на 17,53 млн. рублей. На втором месте находится Москва, со средней стоимостью сделки 16,09 млн. рублей. В Сибирском федеральном округе сделки в среднем заключаются на сумму 11,9 млн. рублей. В остальных округах средняя стоимость сделок ровна 6,5 млн. рублей.

Столь высокую стоимость лизинговой сделки в ДФО и СФО можно объяснить спецификой данных регионов, где предпочитают брать в лизинг дорогостоящее оборудование.

Стоит сказать, несмотря на то, что почти 85 процентов лизинговых компаний работали с лизингополучателями более чем из одного федерального округа, только 40 компаний из 84 опрошенных имеют хотя бы один филиал. При этом более 10 филиалов имеют всего 15 лизинговых компаний. Это еще раз подтверждает слова, что экспансия в регионы только начиналась.

Главной проблемой, с которой столкнулись практически все лизинговые компании это нехватка ликвидности. Больше 60 процентов лизинговых сделок финансировалось банками. В текущих условиях банки практически перестали давать денежные средства. А если и выдают кредиты, то под большие проценты. В среднем ставка, по которой лизинговые компании занимали средства, составляет 17%.

Подводя итог, и учитывая, что на долю собственных средств для

финансирования приходится всего 11процентов, можно предположить, что если ситуация с привлечением заемных средств благополучно не разрешится в ближайшее время лизинговую отрасль ожидает очень тяжелые времена.

6.2 Факторы, стимулирующие развитие лизинга в России

В последнее время российские банки проявляют все больший интерес к предприятиям реального сектора экономики. Вложения в производство в той или иной форме постоянно растут, и, как предсказывают эксперты, процесс этот будет продолжаться.

Мощным стимулом для развития отрасли стало внесение изменений в закон "О финансовой аренде (лизинге)" - был существенно либерализован целый ряд его положений, убраны лишние ограничения по содержанию и форме договора, а также ненужные с практической точки зрения определения и понятия (например, определения различных видов лизинга, помимо финансовой аренды как таковой).

Как и прежде, существенным стимулом для развития лизинговой деятельности остается положение об отнесении лизинговых платежей на себестоимость продукции, что позволяет снизить налогооблагаемую базу. Дополнительно к этому, снижаются налог на имущество (2%) и налоги субъектов Федерации.

Опыт показывает, что любому предприятию проще получить имущество по лизингу, чем ссуду на его приобретение, поскольку лизинговое имущество выступает в качестве залога.

Что же касается лизингодателя, то для него при инвестировании в форме имущества, в отличие от денежного кредита, снижается риск невозврата средств, поскольку сохраняется право собственности на передаваемое имущество - оно, в отличие от денег, выступает в качестве залога.

Эти факторы обуславливают значительный рост привлекательности лизинга для всех заинтересованных сторон и обуславливают ускорение темпов роста этого рынка.

6.3 Факторы, препятствующие развитию лизинга в России

Несколько крупных препятствий будут продолжать сдерживать развитие лизинга в будущем, даже после принятия поправок к Закону о лизинге. Во-первых, кредитование в России крайне ограничено , и улучшение в этой области зависит от всей российской экономики в целом и развития внутренней банковской и финансовой систем в частности. Развитие лизинговых компаний сдерживается ограниченным доступом к "длинным и дешевым" инвестиционным ресурсам. Для решения этой проблемы необходимо разработать схему разделения лизинговых рисков, "бэк-ап" соглашений.

Между тем, ожидается постоянное участие правительственных и околоправительственных кругов в лизинговом секторе, особенно, в "стратегических" отраслях, таких как сельское хозяйство, авиация и, в значительно меньшей степени, в поддержке малых и средних предприятий. Однако до сих пор бюджетные средства, выделяемые на развитие лизинга, зачастую использовались неэффективно - не на создание специальных лизинговых гарантийных фондов, а на конкретные проекты.

Во-вторых, лизинговые компании все еще испытывают серьезные трудности с возвратом оборудования в случае нарушения лизингополучателем условий договора лизинга. За редким исключением лизингодатели по-прежнему не верят, что суды смогут защитить их право собственности.

В-третьих, сама лизинговая отрасль все еще относительно невелика, ей не хватает хорошо подготовленных профессионалов , и, кроме того, лизинговый механизм не совсем понятен потенциальным лизингополучателям (т.е. всем предприятиям и предпринимателям).

В-четвертых, рост рынка лизинга оборудования также серьезно ограничен неразвитостью вторичных рынков оборудования . Это создает большие трудности для лизинга, т.к. ни лизингополучатель, ни лизингодатель не испытывают доверия к остаточной (или перепродажной) стоимости лизингового оборудования.

Кроме того, для России характерно малое число реально работающих на рынке лизинговых фирм из всех зарегистрированных и малая капитализация большинства из них. Однако в последнее время наметился процесс увеличения капитала лизинговых компаний, что связано с выходом на рынок иностранных компаний.

7. Тенденции развития лизингового рынка в России

Значительным препятствием для развития лизингового рынка в России является не полностью сформировавшаяся инфраструктура этого рынка. Это касается и недостаточно согласованного законодательства, и неразвитости вторичных рынков оборудования, и отсутствия опыта взаимодействия по лизинговой схеме у инвесторов и лизингополучателей. Далее, рассматривая основные характеристики лизингового рынка, можно наблюдать позитивные изменения всех основных показателей - прежде всего, благодаря постепенному развитию инфраструктуры рынка.

Различная динамика развития сегментов рынка

Проанализировав факторы, влияющие на развитие российского лизингового рынка, можно отметить, что ключевым аспектом, определяющим тенденции развития рынка, является ликвидность лизингового оборудования. Основной тенденцией развития российского лизингового рынка остается развитие секторов, наиболее надежных с точки зрения инвестора. И наоборот, медленно или лишь при помощи государства развиваются сегменты менее ликвидных объектов лизинга. Именно ликвидность оборудования и становится определяющей для развития тех или иных сегментов лизингового рынка. Характером проектных рисков определяются и те инвесторы, которые финансируют этот проект. Однако далеко не все оборудование лик" видно. Например, во всем портфеле компании "Райффайзен-Лизинг", больше других российских лизинговых компаний ориентирующейся на ликвидность оборудования, лишь в 60% сделок само оборудование является основным обеспечением. В случае Московской лизинговой компании этот показатель еще меньше - 15%-18%.

Дефолты по лизинговым сделкам и риск-менеджмент лизинговых компаний

При первом взгляде на анализ показателей дефолтов лизингополучателей по сделкам возникает вопрос, почему фактор ликвидности вообще имеет такое значение. По данным, предоставленным нам опрошенными компаниями, за всю историю их деятельности убытки от дефолтов лизингополучателей в среднем составили 1,1% (максимальное значение - 10%); да и то средний процент возмещенных убытков от таких случаев путем продажи имущества на вторичном рынке, передачи в релизинг или другими способами составил 37% (максимальное значение - 100%). Эти данные подтвердили и наши углубленные интервью с руководителями лизинговых компаний. Однако, в действительности, дело в том, что под понятие "дефолта" попадают лишь случаи банкротства лизингополучателя или полного отказа выплачивать по договору. А настоящей проблемой лизингодателей являются длительные задержки лизинговых платежей вследствие совершенно разных причин, не подходящих под классическое определение дефолта. "Типичной проблемой для лизинговой компании является смена собственников на предприятии", - рассказывает Андрей Первышин, генеральный директор компании "Промсвязьлизинг" - "Приходят новые собственники, начинают разбираться с делами предыдущего руководства. В этот период лизинговой компании фактически не поступает никаких платежей". Но в подобных ситуациях лизингодатели в большинстве случаев стараются идти навстречу клиенту и применять альтернативные формы управления рисками. Фактически, высокая эффективность лизингового сектора, его способность привлекать долгосрочные ресурсы и обусловлена способами управления рисками лизинговых компаний, радикально отличающими российскую лизинговую деятельность от западной. Российские лизинговые компании используют все существующие виды обеспечения, доступные лизингополучателю (особенно при реализации дорогостоящих проектов). Это - и аванс, и дополнительное обеспечение, и гарантия обратного выкупа со стороны поставщика, и даже поручительства физических лиц и т.д. "От любой компании мы требуем лучшего обеспечения, на которое она способна" - рассказывает Сергей Королев, заместитель начальника управления лизинга компании "Росагролизинг" - "Например, от "Агроса" (члена группы "Интеррос") мы требуем гарантию Росбанка, залог имеющихся активов. Если же к нам обращается региональная компания, мы используем те инструменты обеспечения, которые есть у нее, - например, залог зерна на элеваторе - тоже довольно ликвидное обеспечение".

Именно стремлением снизить риски обусловлены основные изменения на рынке лизинга - такие как тенденция к укрупнению и к специализации лизинговых компаний.

Отношения лизинговых компаний с поставщиками оборудования

Еще одной типичной характеристикой рыночно ориентированных компаний является наличие долгосрочных отношений с поставщиками. Дело в том, что такие отношения дают лизинговой компании множество преимуществ - это и доступ к товарным кредитам, гарантии обратного выкупа оборудования в случае нарушения договора лизингополучателем, скидки на партию продукции и обеспечение сервисного обслуживания поставленного оборудования и т.д.

Рис. 9 Дополнительные услуги и скидки поставщиков, (% от общей стоимости лизинговых портфелей 50 крупнейших лизинговых компаний)[11]

В конечном итоге, стабильные отношения с поставщиком снижают стоимость сделки для конечного лизингополучателя.

Тенденция специализации лизинговых компаний

Стремлением повысить эффективность риск-менеджмента объясняется и наметившаяся тенденция к специализации лизинговых компаний: ведь специализация также позволяет снизить риски за счет углубленного понимания отраслевой специфики.

Рассказывает Александр Кожевников, генеральный директор компании "Авангард Лизинг": "Мы реализуем комплексный подход - стараемся целиком проработать отдельные отрасли, от которых можно ожидать максимальной окупаемости за срок 3-5 лет, и набрать целый пакет сделок в такой отрасли. В самых удачных случаях нам удается создать целую технологическую цепочку. Например, в рыболовной отрасли, мы финансируем проекты сразу по лову рыбы, доставке рыбы, хранению, рыбопереработке и торговле. Это позволяет понимать ситуацию во всей отрасли, прогнозировать, какие изменения могут повлечь проблемы для каждого клиента".

Увеличение доступа лизинговых компаний к финансированию

Судя по растущему объему профинансированных компаниями за год средств, эти способы действительно позволили лизинговым компаниям привлекать больше финансирования. Данные нашего исследования свидетельствуют о том, что рост объемов финансирования происходит в основном за счет привлеченных средств.

В 2009 г. увеличилась доля собственных и привлеченных средств в общем объеме финансирования лизинговых сделок и уменьшилась доля средств учредителей. С учетом общего роста объема профинансированных средств можно предположить, что в абсолютных показателях объем профинансированных учредителями средств не изменился, а сам рост произошел за счет увеличения собственного капитала и привлеченных ресурсов.

На российском рынке очевидна тенденция увеличения количества источников финансирования - важный признак роста независимости лизинговых компаний. Многие банки уже имеют опыт работы с лизинговыми компаниями, чаще всего, успешный и готовы активнее кредитовать их в дальнейшем; то же самое можно сказать и о поставщиках. В ближайшем будущем можно ожидать дальнейшего увеличения количества источников финансирования для лизинговых компаний и в целом большей свободы доступа к финансированию. В значительной степени это должно произойти благодаря появлению новых инструментов привлечения финансовых ресурсов, например, облигаций (пока первые займы осуществлены лишь компанией "РТК-ЛИЗИНГ", однако руководители нескольких ведущих лизинговых компаний уже декларируют намерение выпустить свои займы в ближайшее время). Еще одним эффективным инструментом привлечения средств может стать и секьюритизация лизингового портфеля.

"Эволюция источников финансирования лизинговых компаний во всем мире идентична" - считает менеджер по развитию бизнеса компании "Дельта Лизинг" Вячеслав Шилин. - "Сначала лизинговые компании финансируют свою деятельность за счет собственного капитала или средств учредителей. Следующий шаг - это привлечение кредитов от поставщиков или производителей оборудования. Затем следуют средства международных финансовых институтов по развитию (таких как ЕБРР, МФК) и экспортно-импортных агентств. Затем, сформировав свою кредитную историю, лизинговые компании получают возможность выхода на рынки частного капитала. На этом этапе становится возможным привлечение средств и на международном рынке".

Параллельно с увеличением объема финансируемых средств увеличиваются и сроки проектов.

Рис. 10 Сроки лизинговых сделок[12]

Уверенно растет количество сделок сроком 3-5 лет; зато сделки сроком менее года вообще не заключались (но отчасти это объясняется и тем, что по таким сделкам не практикуется значительный временной разрыв между заключением сделки и финансированием).

Становясь независимыми, лизинговые компании могут привлекать больше финансирования и на большие сроки. Именно таким компаниям предстоит пройти весь путь, начавшийся со средств учредителей, а заканчивающийся на международном рынке финансирования. "Ключевыми факторами для принятия решения о финансировании российской лизинговой компании для нас являются не только ее финансовые показатели" - говорит Грэг Алтон, советник по инвестиционным проектам Международной Финансовой Корпорации, начавшей с 1998 г. инвестировать в российские лизинговые компании - "Компания должна также иметь хорошо продуманную стратегию развития, хороший опыт работы, диверсифицированный портфель сделок и занимать ведущее положение на рынке".

Заключение

Финансовая аренда (лизинг) является важным источником долгосрочного и среднесрочного финансирования для предприятий во многих странах, независимо от их величины или уровня развития. Механизм лизинга обеспечивает дополнительный приток финансирования в производственный сектор, способствуя увеличению внутреннего производства, росту продаж и развитию финансовых механизмов, доступных предприятиям.

Одним из возможных источников ускорения экономического роста называют сектор малого бизнеса. Лизинг является эффективным механизмом финансирования этого сектора, который банковская сфера традиционно обходила стороной. Сейчас все большее количество лизингодателей в своей деятельности ориентируется на малые и средние предприятия.

Развитая лизинговая отрасль расширит возможности финансирования реального сектора экономики, будет способствовать росту внутреннего производства, реализации основных средств, а также расширит выбор механизмов финансирования, доступных российским предприятиям.

Процесс обновления основных фондов финансируется в основном за счет нераспределенной прибыли предприятий и сдерживается отсутствием доступного заемного капитала. Лизинг, как механизм альтернативного финансирования, может сыграть чрезвычайно важную роль в выполнении этой стратегической задачи, стоящей перед российской экономикой, в переоснащении основных фондов промышленных предприятий.

Список использованной литературы

1. Аналитический отчет российской асоциации лизинговых компаний «РОСЛИЗИНГ»// Технологии лизинга и инвестиций-2008-№6

2. Абрамова Н.Г. Договор аренды, лизинг: учет и налоги / Н. Абрамова. - М.: Статус Кво, 2005 - 345 с.

3. Азрилян А.Н. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азриляна. - 5-е изд. доп и перераб. - М.: Институт новой экономики, 2002. - 1280 с.

4. Газман В.Ю. Финансовый кризис и парадоксы лизинга // Оборудование – 2009 г. - №1

5. Галицкий В.Ю. Кредиты и займы. Правовые основы, бухгалтерский учет, налогообложение. - М.: ГроссМедиа, 2005. - 224 с.

6. Горемыкин В.А. Лизинг: Учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003. - 944 с.

7. Гусев В.В. Об учете затрат лизингополучателя //Лизинг-Курьер-2000-№3

8. Кабатова Е.В. Лизинг: понятие, правовое регулирование, международная унификация. – М.: Наука. – 2006. – 132 с.

9. Кашкин В. Российский рынок лизинга в 2007 году // Банковское обозрение-2008-№ 4-с.106

10. Киркоров А.Н. Методы определения эффективности финансового лизинга для лизингополучателя по сравнению с кредитом//Лизинг-Ревю-2007 г.-№5/6. с.14

11. Ковалев В.В. Учет, анализ и бюджетирование лизинговых операций: теория и практика. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 512 с.

12. Красева Т.А. Основы лизинга. - Ростов н/Д: «Феникс», 2003. - 224 с.

13. Левкович А.О. Формирование рынка лизинговых услуг. - М.: Изд-во деловой и учебной литературы, 2004. - 336 с.

14. Леонтьев А. А. Отклонение в сторону // Эксперт-2008-№ 6

15. Литвинова Д.В. Лизинг. Справочное пособие. - СПб.: ЗАО УКЦ «Эскорт», 2004. - 80 с.

16. Налоговый кодекс Российской Федерации (части I и II): по состоянию на 1 января 2008 г.

17. Нырялова Ю.А. Теоретические основы лизинговой деятельности// Управление риском 2006г.- №3. с.14

18. Прилуцкий Л.Н. Финансовый лизинг. Правовые основы, экономика, практика. - М.: Издательство «Ось-89», 2004.

19. Справочник Рейтингового агентства «Эксперт РА».Лизинговые компании России. Выпуск 1. - М.: 2004. - 303 с.

20. Титаева А.В., Ледакова Ю.Н. Лизинг: правовое обеспечение, учет, налогооблажение. - М.: Налоговый вестник, 2004. -288 с.

21. http://www. leaseurope.ru/ Европейская ассоциации лизинговых компаний

22. http://www.leasingforum.ru/

Приложение

1. Рейтинг российских лизинговых компаний

Крупнейшие лизинговые компании по показателю стоимости законченных сделок

Место

Наименование

Кол-во сделок

Стоимость сделок, долл. США

1

Русско-Германская лизинговая компания

39

110268000

2

РТК-Лизинг

29

31027352

3

Московская лизинговая компания

629

26162000

4

РМБ-Лизинг

24

16965507

5

Фирма Кельвин (Рольф-Лизинг)

545

15802275

6

Промсвязьлизинг

20

12265037

7

Авангард Лизинг

7

6955930

8

ЛизингПромХолд

16

6592177

9

Лизинг-финансы

170

6300523

10

Мособллизинг

24

6180000

11

С.А. Лизинг

1

5401404

12

Каркаде (Carcade)

340

5300000

13

Балтинвест (г. Санкт-Петербург)

67

5109895

14

ДельтаЛизинг

75

3483000

15

Лизингбизнес

317

2926944

16

Петербургская Лизинговая компания

42

2512517

17

КНК-Лизинг

13

2222606

18

Тюменьская агропромышленная лизинговая компания

521

2006112

19

Хьюлет Паккард

9

1800000

20

Яков-Семенов ЛК

26

1320668

Стоимость законченных сделок относительно высока у компаний, работающих в сегменте дорогостоящего оборудования (например, "РТК-ЛИЗИНГ", "Авангард Лизинг", "Промсвязьлизинг"), либо, наоборот, в сегменте недорогих сделок и вследствие этого имеющих наименее длительные сроки (в первую десятку таких компаний попали Московская лизинговая компания, "Фирма Кельвин", "Мособллизинг").

Крупнейшие лизинговые компании по показателю количества сделок

Место

Наименование

Количество текущих сделок

Количество заключенных сделок

Количество законченных сделок

1

Фирма Кельвин (Рольф-Лизинг)

1310

44

545

2

Лизингбизнес

981

-

317

3

Московская лизинговая компания

514

-

629

4

РТК-Лизинг

477

27

29

5

Тюменьская агропромышленная лизинговая компания

417

-

521

6

Балтинвест (С-Пб.)

401

-

67

7

Югорская лизинговая компания

376

388

12

8

Стоун XXI

375

1

1

9

Глобус-лизинг

331

-

17

10

Росагролизинг

325

-

11

Каркаде (Carcade)

300

25

340

12

ДельтаЛизинг

296

55

75

13

ЛизингПромХолд

290

7

16

14

Сибирский лизинговый центр

220

260

40

15

Райффайзен-Лизинг

210

9

-

16

Волго-Вятский межрегиональный лизинговый центр

158

-

37

17

Поволжский Дом Лизинга

145

-

115

18

РМБ-Лизинг

134

-

24

19

КНК-Лизинг

132

1

13

20

Приволжская лизинговая компания

130

-

-

Количество сделок - это показатель, свидетельствующий о диверсификации деятельности компании и, следовательно, точно характеризующий ее рыночную ориентацию. Первые места в этом рейтинге заняли компании, предоставляющие автотранспорт и другие недорогие объекты. Однако высоким уровнем диверсификации характеризуются и некоторые компании, работающие в сегменте значительно более дорогого оборудования.

Лизинг или кредит. Что выбрать?

Какой вид финансирования основных средств предприятия выбрать при обращении в кредитную организацию? Классический кредит или лизинг? Попробуем наглядно рассмотреть эти оба варианта финансирования, сведя основные их параметры в таблицу.

Кредит

Лизинг

· В соответствии с НК РФ ст. 269 в затраты можно зачислить лишь определенный % по кредиту.

· Основные средства, приобретаемые за кредитные средства, амортизируются в общем порядке в соответствии с группами амортизации, установленным НК РФ.

· При возврате кредита за пользование им, НДС не выделяется, не уплачивается и не принимается к зачету.

· Налог на имущество по основным средствам, приобретенным за счет кредита, выше в суммарном выражении, т.к. уплачивается более длительный срок и с большей стоимости.

· Срок кредита, как правило, не превышает 12-36 месяцев.

· Лизинговый платеж в полном объеме включается в затраты лизингополучателя

· Основные средства - предмет лизинга амортизируются с использованием специального коэффициента не превышающего 3. Что позволяет амортизировать имущество в 3 раза быстрее.

· При уплате лизинговых платежей НДС выделяется и принимается лизингополучателем к зачету, т.е. платежи в бюджет по НДС уменьшаются.

· Налог на имущество по основным средствам – предмету, уменьшается в три раза (посредством ускоренной амортизации), а после передачи предмета лизинга лизингополучателю в собственность, не уплачивается вообще

· Срок договора лизинга может доходить до 60 месяцев и более


[1] Налоговый кодекс Российской Федерации (части I и II): по состоянию на 1 января 2008 г.

[2] Журнал "Лизинг-Курьер" № 3, 2000 г.

[3] Данные анкетирования 250 российских лизинговых компаний, проведенного рейтинговым агентством "Эксперт РА". http://www.raexpert.ru

[4] Журнал «Технологии лизинга и инвестиций» №6, 2008 г

[5] Журнал «Технологии лизинга и инвестиций» №6, 2008 г

[6] http://www.leasingforum.ru/

[7] Данные анкетирования 250 российских лизинговых компаний, проведенного рейтинговым агентством "Эксперт РА". http://www.raexpert.ru

[8] Составлено по данным Российской ассоциации лизинговых компаний http://www.rosleasing.ru

[9] Составлено по данным Российской ассоциации лизинговых компаний http://www.rosleasing.ru

[10] Составлено по данным Российской ассоциации лизинговых компаний http://www.rosleasing.ru

[11] Газман В.Ю. Финансовый кризис и парадоксы лизинга // Оборудование – 2009 г. - №1

[12] Леонтьев А. А. Отклонение в сторону // Эксперт-2008-№ 6

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  601  602  603   ..