Главная      Учебники - Экономика     Лекции по финансам - часть 10

 

поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  524  525  526   ..

 

 

Механизмы формирования региональной инвестиционной политики

Механизмы формирования региональной инвестиционной политики

СОДЕРЖАНИЕ
Инвестиции в основной капитал В % к соответствующему периоду предыдущего года
Январь 507.7 85.7
Январь-февраль 1489.7 88.6
Январь-март 4078.9 98.7
Январь-апрель 5517.9 103.8
Январь-май 7649.1 104.1
Январь-июнь 11115.6 106.4
Январь-июль 13753.0 111.8
Январь-август 16397.0 112.1
Январь-сентябрь 20170.1 113.8
Январь-октябрь 22627.4 114.1
Январь-ноябрь 25793.1 114.4
Январь-декабрь 41560.6 118.4
За 2005 год 31706.1 118.2
1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005

1 полуг.

Инвестиции в основной капитал – всего, млрд. руб. 4.0 4.2 7.1 15.9 16.6 19.5 22.3 24.7 28.7 11.1
из них:
по предприятиям и организациям (без субъектов малого предпринимательства) млрд. руб. 3.1 2.8 5.2 13.5 12.5 14.1 16.4 17.9 23.1

8.7

в том числе:
собственные средства 1598.3 1344.0 1973.4 3623.4 5561.2 5258.9 7170.8 9120.6 8586.4 4076.4
привлеченные средства 1549.9 1433.8 3239.4 9894.4 6972.7 8876.3 9230.8 8764.1 14527.5 4654.5
2006 г. 2005 г.
Финансовые вложения предприятий и организаций 9638.5 12190.4
в том числе:
долгосрочные 5095.6 1391.8
краткосрочные 4542.9 10798.6
Инвестиции в нефинансовые активы 30217.6 23151.5
в том числе в основной капитал 29962.8 23113.9
Иностранные инвестиции в экономику края,
тыс. долларов США

26155.5

61038.3

в том числе:
прямые 23392.5 48039.2
портфельные 504.0 10824.9
прочие 2259.0 2174.2
из них:
торговые кредиты - 11.0
прочие кредиты 2259.0 2163.2
По предприятиям и организациям (без субъектов малого предпринимательства) 2002 2003 2004 2005

1

собственные средства 37.2 43.7 51.0 37.1 46.7
привлеченные средства 62.8 56.3 49.0 62.9 53.3
из них:
кредиты банков 3.5 9.4 10.2 5.2 9.7
бюджетные средства 12.1 15.2 12.9 19.4 15.0
в том числе за счет:
федерального бюджета 6.8 8.4 6.5 10.0 10.4
бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов 5.3 6.8 6.4 9.4 4.6
средства внебюджетных фондов 0.3 0.3 0.2 0.3 0.2
прочие 34.8 29.3 22.1 31.2 13.2

2006 г.

Накоплено
на конец 2006 г.
млн. руб. в % к итогу млн. руб. в % к итогу
Финансовые вложения организаций 9638.5 100.0 15179.3 100.0
в том числе:
долгосрочные финансовые вложения 5095.6 52.9 6671.8 44.0
в том числе:
в паи и акции других организаций 187.8 2.0 379.6 2.5
из них дочерних и зависимых 164.4 1.7 196.5 1.3
в облигации и другие долговые обязательства - - 1.2 0.01
предоставленные займы 4331.8 44.9 5665.9 37.4
прочие долгосрочные финансовые вложения 576.0 6.0 625.1 4.1
краткосрочные финансовые вложения 4542.9 47.1 8507.5 56.0
в том числе:
в паи и акции других организаций 327.3 3.4 316.2 2.1
из них дочерних и зависимых - - - -
в облигации и другие долговые обязательства 264.4 2.7 49.6 0.3
предоставленные займы 3259.9 33.8 3874.6 25.5
прочие краткосрочные финансовые вложения 691.3 7.2 4267.1 28.1
Млн. руб. В % к итогу 2005 г. в % к итогу
Инвестиции в нефинансовые активы 30217.6 100.0 100.0
в том числе:
инвестиции в основной капитал 29962.8 99.1 99.8
инвестиции в нематериальные активы 53.5 0.2 0.04
инвестиции в другие нефинансовые активы 175.1 0.6 0.1
затраты на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы 26.2 0.1 0.02
Млн.руб. В % к итогу Справочно: 2005 г. в % к итогу
Инвестиции в основной капитал (без субъектов малого предпринимательства и параметров неформальной деятельности) - всего 29962.8 100.0 100.0
в том числе:
собственные средства 13615.7 45.4 37.1
из них:
прибыль, остающаяся в распоряжении организаций 4862.4 16.2 13.0
амортизация 7530.3 25.1 21.3
привлеченные средства 16347.1 54.6 62.9
в том числе:
кредиты банков 2444.5 8.2 5.2
заемные средства других организаций 3300.7 11.0 6.8
бюджетные средства 5592.8 18.7 19.4
в том числе:
из федерального бюджета 3449.6 11.5 10.0
из бюджетов субъектов Федерации 1786.0 6.0 8.7
средства внебюджетных фондов 109.4 0.4 0.3
прочие 4899.7 16.3 31.2
из них средства вышестоящих организаций 2002.7 6.7 23.8
средства, полученные на долевое участие в строительстве (организаций и населения)

1352.8

4.5

5.6

Таблица 9 – Поступление иностранных инвестиций по видам экономической деятельности (тыс. долларов США)

Млн. руб. В процентах к: Справочно: 2005 г. в % к итогу
2005 г. итогу
Всего 29962.8 117.1 100.0 100.0
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 3923.2 в 1.5 р. 13.1 10.5
рыболовство, рыбоводство 0.8 42.2 0.0 0.0
добыча полезных ископаемых 1222.3 в 1.5 р. 4.1 3.2
обрабатывающие производства 6885.0 в 1.9 р. 23.0 14.4
производство и распределение электроэнергии, газа и воды 1722.2 66.2 5.7 10.0
строительство 693.4 в 1.6 р. 2.3 1.6
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 975.0 в 2.2 р. 3.3 1.7
гостиницы и рестораны 14.1 49.4 0.0 0.1
транспорт и связь 6882.4 84.3 23.0 32.1
финансовая деятельность 307.0 86.2 1.0 1.4
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 3835.9 128.6 12.8 11.5
государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение 619.7 99.8 2.1 2.4
образование 598.2 117.6 2.0 1.9
здравоохранение и предоставление социальных услуг 1804.7 97.7 6.0 7.2
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 478.9 95.8 1.6 1.9
2001 2002 2003 2004 2005
В с е г о 20876.6 59566.3 13831.8 18363.8 61038.3
в том числе по видам деятельности:
Сельское хозяйство 13810.5 2550.0 - 1570.0 1742.9
Обрабатывающие производства 2702.6 45042.1 - 3943.0 21785.3
из них:
производство пищевых продуктов 2613.4 143.9 - - 991.5
химическое производство 23.9 43595.6 - - 0.4
производство прочих неметаллических продуктов - - - - 19793.3
производство готовых металлических изделий 65.3 1301.0 - 3943.0 1000.0
Производство, передача и распределение электроэнергии 28.3 149.7 75.7 21.9 10783.7
Строительство 1021.0 2564.9 2469.7 9303.0 21209.4
Оптовая и розничная торговля 1515.0 1851.0 376.0 116.8 270.5
Деятельность гостиниц и ресторанов 2.8 - - 1.7 242.2
Транспорт и связь 565.9 2418.0 567.5 - 4.6
Финансовая деятельность 67.0 - 2462.5 - -
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 657.0 4250.9 3154.7 500.8 2856.3
Управление - - - - 0.1
Образование - 10.0 3.4 - -
Деятельность в области здравоохранения 506.5 720.3 3854.7 2192.6 2143.3
Предоставление прочих видов услуг - 9.1 867.6 714.0 -

Необходимым условием устойчивого экономического роста является активизация инвестиционной деятельности, в том числе привлечение иностранных инвестиций. В последние годы активность иностранных инвесторов сдерживалась, прежде всего, из-за потери доверия к проводимым реформам, высокого процента коммерческого кредита (30%), высоких инвестиционных рисков (24%), несовершенной нормативно-правовой базы. Доля иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций в основной капитал края составила в истекшем году 2,1%, против 10% в 2002 году.

Начиная с 1991 года, в экономике края накоплено 204,0 млн. долларов иностранных инвестиций, что на 1,4% меньше, чем в конце предыдущего года. Накопленный иностранный капитал имеет тенденцию к уменьшению. Так, в 2004 году за пределы России изъятие иностранного капитала составило 11,7 млн. долларов, за 2003 год – 51,1 млн. долларов.

Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прямые инвестиции – 54,9%, (на конец 2005 года ‑ 48,3%), доля прочих инвестиций, осуществляемых на возвратной основе (торговые кредиты и прочее) – 52,5% в 1998г., портфельные – 17,8% в 2002г.[50].

Рисунок 6 – Поступление иностранных инвестиций

Из рисунка 6 видно, что в период с 1997 по 2005г структура поступлений иностранных инвестиций поступавших в край очень сильно изменялась. Самый минимальный объем инвестирования приходиться на 1999г.

За 2006 год общий объем иностранных инвестиций поступивших в нефинансовый сектор экономики края составил 26,2 млн. долларов и снизился в 2,3 раза по сравнению с 2005г. Из них основная доля (89,4%) принадлежала прямым инвестициям, 8,6% - прочим и 2,0% - портфельным.

Данные об объемах и структуре поступления иностранных инвестиций за 2006г. приводятся в таблице 10:

Таблица 10 – Объем поступления иностранных инвестиций в Ставропольский край

Накоплено на 1 января 2006г., тыс. долларов США Поступило, за 2006г.тыс. долларов США В процентах к: Справочно: 2005г. в % к:
итогу 2005г. итогу 2004г.
В с е г о 272486.0 26155.5 100.0 42.9 100.0 в3.3р
в том числе:
прямые инвестиции 190018.5 23392.5 89.4 48.7 78.7 в3.8р
взносы в капитал 112571.0 13635.9 52.1 56.2 39.7 в32р
кредиты, полученные от зарубежных совладельцев предприятий 65510.3 7934.5 30.3 37.5 34.7 в2.3р
прочие прямые инвестиции 11937.3 1822.1 7.0 69.2 4.3 101.9
портфельные инвестиции 1157.6 504.0 2.0 4.7 17.7 -
акции и паи 1157.6 504.0 2.0 4.7 17.7 -
прочие инвестиции 81309.9 2259.0 8.6 103.9 3.6 38.1
прочие кредиты 80588.2 2259.0 8.6 104.4 3.5 37.9
торговые кредиты 188.7 - - - - -

Объем поступления иностранных инвестиций на 2006г. составил 26155.5 тыс. долларов США из них: прямые инвестиции 23392.5 тыс. долларов США, по сравнению с 2005г. данное инвестирование превышает на 40,7 %; портфельные инвестиции 504.0 тыс. долларов США по сравнению с 2005г. данное инвестирование уменьшилось на 2,7%; прочие инвестиции составили 2259.0 тыс. долларов США по сравнению с 2005г. данное инвестирование увеличилось на 95,3% (в основном этот процесс связан с кредитованием физических и юридических лиц)

Рисунок 7 – Структура иностранных инвестиций в Ставропольском крае

Рисунок 8 – Динамика иностранных инвестиций в Ставропольском крае, %

В июне 2007 года по сравнению с июнем 2006 года в Ставропольском крае заметно увеличилась активность иностранных инвесторов. В край поступило 277,6 % больше чем в 2006 году. Но на долю прямых инвестиций приходится 144,6% , оставшийся процент инвестирования приходится на долю портфельных и прочих инвестиций.

Сопоставляя данные рисунков 5-6, можно заключить, что прямые иностранные инвестиции составляют более 50%. Около 70% всех прямых инвестиций было направлено в сельское хозяйство. Портфельные инвестиции, предоставленные в виде кредитов, вкладывались преимущественно в промышленность.

Неподготовленность и некомпетентность российских специалистов в области ВЭД, во многом обусловливает ситуацию, при которой российская сторона зачастую оказывается в невыгодных условиях при реализации совместных с иностранной стороной проектов. При этом зарубежных партнеров интересуют, прежде всего, отрасли и предприятия региона в сфере добычи и первичной обработки сырьевых ресурсов, а также проекты с быстрой окупаемостью, рассчитанные на краткосрочные вложения. Такого рода отношения, складывающиеся в производственной сфере между российскими и зарубежными участниками, также негативно сказываются на общем социально-экономическом положении субъекта РФ.

Необходимо отметить, что объем поступивших за 2006г. иностранных инвестиций в Ставропольском крае составил 26155.5 тыс. долларов США, инвесторы более 50 стран мира вложили свои деньги в экономику Ставрополья, самыми крупными являются Израиль, Казахстан, Турция, Кипр. Из стран СНГ значительные инвестиции поступили из Украины и Беларусии (таблица 11).

Таблица 11 – Страны-инвесторы в экономику Ставропольского края

Поступило за 2006 год В том числе: Справочно:накоплено на1 января 2006г.
прямые порт-фельные прочие
всего в % к итогу
В с е г о 26155.5 100.0 23392.5 504.0 2259.0 272486.0
Кипр 13353.5 51.1 12849.5 504.0 - 65702.7
Турция 4248.5 16.2 1989.6 - 2258.9 10690.2
Израиль 3332.7 12.7 3332.7 - - 27801.0
Казахстан 1986.4 7.6 1986.4 - - 9955.7

По данным таблицы можно отследить следующую ситуацию, в истекшем году инвесторами выступили предприятия 16 зарубежных стран против 18 в 2006г. Более половины (51,1%) всех иностранных вложений были осуществлены государством Кипр, на долю Турции приходилось – 16,2%, Израиля – 12,7%. Казахстан – 7,6%, другие страны – 12,3%.

Приоритетными для инвестирования отраслями являются: строительство доля инвестирования от общего числа составила 29%, гостиницы и рестораны – 16,2, добыча полезных ископаемых составила 17,3%, обрабатывающие производства – 6,2%, производство пищевых продуктов – 6,2%, производство, передача и распределение, электроэнергии - 10,6%, оптовая и розничная торговля – 4%, транспорт и связь – 1,4%, здравоохранение – 9,1%, предоставление прочих видов услуг – 5,6%; данные отображены в таблице 12.

Таблица 12 – Объем иностранных инвестиций в Ставропольском крае по видам экономической деятельности (2006г.), тыс. долларов США

Поступило В процентах к итогу В том числе:
прямые

портфель-

ные

прочие
В с е г о 26155.5 100.0 23392.5 504.0 2259.0
в том числе по видам деятельности:
добыча полезных ископаемых 4560.3 17.4 4560.3 - -
обрабатывающие производства 1626.8 6.2 1626.8 - -
из них:
производство пищевых продуктов

1626.8

6.2

1626.8

-

-

производство, передача и распределение, электроэнергии 2802.6 10.7 2298.6 504.0 -
строительство 7580.5 29.0 5321.5 - 2259.0
оптовая и розничная торговля 1091.6 4.2 1091.6 - -
гостиницы и рестораны 4260.3 16.3 4260.3 - -
транспорт и связь 355.9 1.4 355.9 - -
предоставление прочих видов услуг 1479.8 5.6 1479.8 - -
здравоохранение 2397.3 9.2 2397.3 - -

В 2006 году иностранное инвестирование превысило уровень 2005г. по отдельным видам деятельности: в оптовой и розничной торговле (в 4 раза), в сфере ресторанного и гостиничного бизнеса (в 17,6 раз), в здравоохранении (на 12%). Проявилась заинтересованность в инвестировании добычи полезных ископаемых в сумме 4,6 млн. долларов. Вместе с тем, резко (в 13 раз) были сокращены вложения в обрабатывающие виды деятельности, в 3,8 раза – в организации по производству и передаче электроэнергии, в 2,8 раза – в строительство; полностью отсутствовали – в сельское хозяйство.

Таким образом, характеризуя состояние процесса привлечения иностранных инвестиций, можно сделать следующие выводы. Объёмы привлекаемых в экономику края иностранных инвестиций стабилизировались, в крае заметно увеличилась активность иностранных инвесторов, в общем объёме преобладают прямые вложения.

Для дальнейшего совершенствования региональной инвестиционной политики в Ставропольском крае необходимо осуществить комплекс мероприятий, включающих в себя создание более благоприятного имиджа и улучшения инвестиционного климата территории, формирование элементов инвестиционного рынка, совершенствование законодательного обеспечения региональных инвестиционных процессов. Все эти меры по формированию инвестиционного механизма региона позволят внедрить рыночные механизмы в систему отбора и реализации инвестиционных проектов, что положительно скажется на социально-экономическом положении Ставропольского края.


3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

3.1 Механизм обоснования и выбора приоритетов инвестиционной деятельности в регионе

Основу совершенствования региональной инвестиционной политики в Ставропольском крае составляет системный подход к решению данной проблемы, согласно которому необходимо осуществить комплекс мероприятий, включающих в себя создание более благоприятного имиджа и улучшение инвестиционного климата территории, формирование элементов инвестиционного рынка, совершенствование законодательного обеспечения региональных инвестиционных процессов и др.

Проанализировав общую характеристику инвестиционных возможностей Ставропольского края, пришли к следующему, что регион обладает большим инвестиционным потенциалом, который необходимо развивать. В современных условиях все большую актуальность приобретает выбор направлений эффективного вложения средств. Важность выявления региональ­ных приоритетов обусловлена крайней необходимостью концентрации ограни­ченных инвестиционных ресурсов на наиболее острых проблемах развития или направлениях, способных обеспечить конкурентные преимущества региональной экономики на общероссийском и мировом рынках. Выбор стратегических направлений инвестиционной политики позволяет сосредоточивать инвестиционные ресурсы на четко обозначенных в ней целях, что в конечном итоге повышает эффективность инвестиционного процесса в регионе.

В этой связи в целях совершенствования регионального управления инвестиционной деятельностью выделяются инвестиционные приоритеты, то есть совокупность наиболее перспективных направлений развития, обусловленных складывающимися предпочтениями потенциальных инвесторов, осуществляю­щих вложения в определенные объекты и проекты, цель которых – обеспечение достижения стратегическихцелей и эффективное повышение конкурентных преимуществ региона (рисунок 9).

Самостоятельной и до настоящего времени нерешенной проблемой является разработка методов оценки, выбора и установление приоритетов экономи­ческого развития, с отбором и ранжированием отраслей производства в регио­нальном аспекте.

Методы технико-экономического обоснования приоритетного развития отраслей и производств должны находиться в русле общей концепции построения рыночных отношений, предусматривающей использование экономических механизмов, при формировании инвестиционных средств конкретными хозяйствующими субъектами, с целью концентрации их на реализации приоритетных направлений.

Рисунок 9 – Трехуровневая система формирования приоритетов регионального инвестирования

При определении инвестиционных приоритетов региона необходимо, прежде всего, учитывать, что в условиях дефицита федерального, регионального и местных бюджетов, низкой платежеспособности большей части финансово-кредитных учреждений, предприятий сферы материального производства и населения, изыскать необходимые финансовые ресурсы для надлежащего обеспечения направлений модернизации экономики региона не представляется возможным. В этих условиях становится практически неизбежной необходимость более качественного научного обоснования соответствующих приоритетов инвестиционной политики, важнейшими элементами которого должны стать сокращение их общего количества и ориентация на получение максимального социально-экономического эффекта.

В этой связи рассмотрим позицию А.Е. Бусыгина [15], выделяющего три основных направления формирования новой структуры экономики, отвечаю­щей перспективам перехода к ее устойчивому росту:

- идентификация «точек роста» и выделение из хозяйственного оборота неэффективных предприятий и производств; критериями отнесения к «точкам роста» являются способность формирования «секторов роста», содействие развитию социальной сферы и повышению уровня жизни населения, увеличение рабочих мест внутри региона, экспортная ориентация и обеспечение импорто-замещения, увеличение поступлений в бюджеты всех уровней, улучшение экологической обстановки;

- оценка платежеспособного спроса и потребностей в товарах и услугах, формируемых на основе учета государственных нужд и программ федерально­го, регионального и местного уровней управления и формирование системы государственных закупок;

- реализация системы плановых проектов и программ (научных иннова­ционных производственных), базирующихся на результатах анализа перспек­тив развития мирового рынка и нацеленных на прорыв в среднесрочной перспективе на новые сегменты рынка и обеспечение в будущем жизненно важных национальных интересов.

Отмеченные направления структурной политики могут быть взяты за основу и адаптированы в российских регионах с учетом сложившихся социально-экономических условий и особенностей их развития.

В качестве важнейшего приоритета инвестиционной политики необходимо восстановление расширенного воспроизводства. Для его реализации необходимо первоочередное инвестирование самых коротких воспроизводственных цепочек взаимосвязи с одновременным развитием высокотехнологичных средств труда и предметов труда, путем приоритетного инвестирования новаций, с последующим восстановлением всей цепочки научно-технологического цикла.

При расширении функций сбережения и инвестирования финансово-кредитной системой, региональной экономики и обеспечении устойчивого экономического роста формируется потенциал структурно-инновационной модернизации основного капитала всех отраслей народного хозяйства. На такой основе может быть обеспечена реальная сбалансированность расширенного воспроизводства за счет дополнения коротких воспроизводственных циклов более длинными. Это позволят восстановить устойчивое накопление в региональной экономике и обеспечить стабильное социально-экономическое развитие за счет приоритетного развития наукоемкого технологического базиса расширенного воспроизводства.

В целях определения приоритетных направлений инвестирования представляется актуальной разработка методологических подходов, позволяющих отслеживать состояние и развитие отраслей экономики региона.

Как показывает международный опыт, одним из эффективных способов оценки привлекательности отраслей экономики для инвестирования является количественный анализ различных сторон их финансово-экономической деятельности. Для этой цели используется система коэффициентов, фактические значения которых сравниваются со значениями, рекомендованными в качестве нормативных Количество расчетных коэффициентов, рекомендуемых западными исследователями для анализа финансового состояния, может быть достаточно велико.

Среди основных коэффициентов характеризующих финансово-экономическое положение отраслей экономики региона можно выделить следующие:

- финансовой устойчивости (коэффициент автономии, показывающий степень обеспеченности собственным капиталом и относительную зависимость от привлеченных источников; коэффициент отношения выручки от реализации к просроченной дебиторской задолженности и авансов; коэффициент отношения выручки от реализации к просроченной кредиторской задолженности);

- деловой активности (коэффициент оборачиваемости запасов; коэффици­ент оборачиваемости капитала);

- эффективности (коэффициенты рентабельности всего капитала, рента­бельности продаж, рентабельности собственного капитала);

- динамики развития отрасли (коэффициент темпов роста);

- ликвидности (общий коэффициент покрытия).

Для получения сводной характеристики экономико-финансового положения отраслей рассчитывается интегрированный показатель, учитывающий значение каждого из рассмотренных коэффициентов, а также их значимость.

Инвестиционные приоритеты региона (отраслевые и территориальные) должны вытекать из общей стратегии его социально-экономического развития. В ближайшие годы в Ставропольском крае планируется реализовать следующие инвестиционные проекты:

Особая экономическая зона туристско-рекреационного типа. Планируется, что создание ОЭЗ приведет к прямому притоку инвестиций в размере около 49 млрд. руб., основная часть которых будет вложена в течение первых 3 лет в строительство новых туристских объектов. Формирование ОЭЗ окажет значительное положительное влияние на экономику региона в целом. Резко увеличившийся поток туристов придаст дополнительный динамизм смежным отраслям. Поднимется престиж региона, что откроет дополнительные возможности привлечения инвестиций и на территории, не включенные в ОЭЗ. С учетом мультипликационного эффекта суммарный объем инвестиций, полученных благодаря созданию ОЭЗ, ожидается в размере 110 млрд. руб., из которых порядка 25 млрд. руб. составят вложения иностранных инвесторов.

"Город-спутник" – строительство нового города-спутника в южном микрорайоне г. Минеральные Воды общей площадью 500 гектаров для 120 - 130 тыс. человек. В рамках проекта сразу решается несколько проблем: уход от точечной застройки старого города, переселение жителей из аварийного и ветхого жилья, освобождение площадей г. Минеральные Воды под коммерческие проекты, уменьшение нагрузки на инженерные сети.

Аквапарк в г. Ессентуки (7 гектаров). Ни один другой город КМВ не имеет возможности разместить такой объект в зоне, уже обеспеченной инженерными коммуникациями. Аквапарк сможет одновременно вместить до 7 тысяч человек, он обещает стать одним самых больших и современных сооружений подобного рода в Европе. Помимо аттракционов, бассейнов и водных горок, в аквапарке будут летняя эстрада, SPA-центр, трехъярусная крытая автостоянка стоянка для экскурсионных автобусов, дендрарий, детская площадка, гостиница и многое другое. Проект уникален в силу того, что предусматривает достаточно много сложных технологий, сложных конструкций. Предусмотрено всё, чтобы жители и гости Ставрополья могли хорошо отдохнуть даже в самую холодную зиму.

Завод ароматических углеводородов "АППЛЕКС". В начале этого года в Правительстве Ставропольского края состоялось подписание Генерального соглашения о сотрудничестве и взаимодействии по строительству на территории Ставрополья завода ароматических углеводородов между краевым Правительством и компаниями Южной Кореи, Германии и России. В настоящее время гранулированный ПЭТ является самым распространенным в мире полимером. Его применяют при изготовлении бутылочной тары, в производстве одежды, плёнок, пластмасс и даже имплантатов кровеносных сосудов человека. Важно, что проект "АППЛЕКС" будет отвечать всем требованиям защиты окружающей среды, действующим в Европейском союзе и в Германии.

В кризисной ситуации, когда платежеспособный спрос минимален, важ­нейшим вопросом является определение отраслевой структуры инвестиций. В этой связи достаточно эффективным является вложение средств в те производства, где спрос стабилен. Прежде всего, он может быть связан с первоочередными потребностями населения. Развитие приоритетных сфер, как считают некоторые авторы, можно обеспечить, опираясь на естественное назначение хозяйства – создание жизненных условий для населения. Например, автоматически ассигновывать большие бюджетные средства в сельское хозяйство, где при бесконтрольности значительная их часть не доходит до конечной цели; нужно поддерживать конкретных производителей и переработчиков продовольствия независимо от вида и формы их организации (частные или государственные, индивидуальные или коллективные). Поставщики продовольствия через систему заказов сами определят и востребуют те сегменты сельского хозяйства, которые необходимы и имеют перспективу. Структура личного потребления определяет направленность действий: поддерживать те производства, спрос на продукцию которых значителен и где оборот капитала не продолжителен. Эти народнохозяйственные звенья – самые экономные по затратам и результативные по эффективности. Они служат естественной базой для прогресса производительных сил.

Отрасли, характеризующиеся активным инвестированием (транспорт, тор­говли и общественное питание), будучи досрочно стабильными, нуждаются преимущественно в косвенном регулировании.

Приоритетной задачей является достижение устойчивого роста сильных и органично развивающихся отраслей промышленности путем включения их проектов в различные федеральные программы и привлечения крупных внешних инвесторов. Депрессивные же отрасли промышленности, важные для жизнеобеспечения региона и имеющие экспортный потенциал требуют первоочередной поддержки из республиканского бюджета.

Кроме того, определение региональных инвестиционных приоритетов должно исходить из оценки критериев инвестиционной привлекательности районов. При этом для каждого района края должен быть выделен свой блок инвестиционных приоритетов, удовлетворяющих следующим требованиям: направленность на развитие «отстающих» факторов инвестиционного потенциала и снижение уровня риска, поддержание отраслей специализации района, диверсификация его хозяйства с целью уменьшения зависимости социально-экономической ситуации в нем от состояния доминирующей отрасли.

Таким образом, для обоснования и выбора приоритетов инвести­ционной деятельности в регионе необходимо создание трехуровневой система формирования приоритетов регионального инвестирования. При определении, которых необходимо, прежде всего, учитывать условия дефицита федерального, регионального и местных бюджетов, низкой платежеспособности большей части финансово-кредитных учреждений, предприятий сферы материального производства и населения, изыскать необходимые финансовые ресурсы для надлежащего обеспечения направлений модернизации экономики региона.

3.2 Разработка программы “Создание благоприятного климата для привлечения инвестиций в экономику края”

В настоящее время практически в каждом регионе России приняты те или иные программы по поддержке и стимулированию инвестиционной деятельности, которые провозглашают общие принципы защиты инвесторов, их права, а порой даже конкретные льготы и гарантии частным инвесторам. Вместе с тем, эффективность этих полезных для любого инвестора декларированных принципов по привлечению инвестиций зависит от их практического применения теми или иными организационными структурами.

Разработка программы обусловлена необходимостью создания прочной, действенной нормативно-законодательной базы в инвестиционной сфере края и ее воплощение в конкретных организационных механизмах и процедурах, а также в обеспечении достаточно ясного законодательного, информационного и организационного поля для потенциального инвестора.

В ходе разработки программы необходимо учесть заявки и предложения структурных подразделений администрации края.

Основной целью Программы является создание инвестиционной привлекательности края, чтобы в его экономику пошли инвестиции и прежде всего частные и иностранные. Для достижения этой цели в Программе предусматривается решение следующих задач:

- использовать имеющиеся инвестиционные ресурсы с максимальной эффективностью. Эффективность в данном случае означает не только наибольшую загрузку производственных мощностей, но и получение максимума прибыли и отдачи для экономики края;

- посредством реализации программных мероприятий добиться увеличения объемов накопления. Доля накопления в валовом региональном продукте должна быть повышена и улучшена его структура;

- создать наилучшие условия для трансформации накоплений, сбережений населения, а также средств потенциальных инвесторов в инвестиции: полная, достоверная, актуальная информация, благоприятное законодательство, привлекательность хозяйствующих субъектов и региона в целом, сильные и надежные финансовые институты и посредники, обслуживающие рынок;

- в результате выполнения программных мероприятий резко повысить эффективность инвестиций и с этой целью увеличить в максимально возможной степени долю частных инвестиций;

- в период реализации программы необходимо найти оптимальное соотношение между краткосрочными и долгосрочными инвестициями;

- на основе дополнительного привлечения инвестиций осуществить структурную перестройку экономики Ставропольского края путем приоритетного направления инвестиций в модернизацию оборудования, внедрение новых передовых технологий, повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции предприятиями края;

- создать дополнительные рабочие места;

- повысить уровень жизни населения.

Подъем производственного потенциала региона позволит существенно увеличить доходную базу бюджетов всех уровней.

Создать экономические предпосылки для решения социальных проблем, стоящих перед краем.

Для выполнения этих задач необходимы не только стимулы и ресурсы для продолжения экономического роста, нужны, главным образом, институциональные условия, образующие благоприятную среду, для которой характерно преобладание позитивных мотивов над негативными, наличие минимума административных препятствий для тех предпринимателей, кто хочет инвестировать и производить, существенное снижение инвестиционных рисков.

Имеется ввиду тот приемлемый уровень риска, но не классического, связанного со сбытом, транспортировкой продукции, заключением договоров, а такого, который приходится испытывать инвестору вследствие невыполнения контрактов, не возврата долгов, с необходимостью платить различного рода поборы. Эти риски достаточно сильно снижают благоприятный инвестиционный климат в крае [19].

Решение перечисленных задач требует формирование организационной, правовой и финансовой системы Ставропольского края с целью создания инвестиционной привлекательности региона.

В соответствии с целями и задачами определим структуру программы, которая содержит мероприятия и направления обеспечивающие всестороннюю поддержку инвестору на основе благоприятного инвестиционного климата.

Система мероприятий Программы предусматривает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, ресурсам и исполнителям на всех стадиях реализации Программы.

При создании инвестиционной привлекательности Ставропольского края Программа исходит из необходимости: активизации и упорядочения деятельности органов исполнительной власти региона и действующих на его территории предприятий и организаций; ликвидации слабых сторон и потенциальных угроз для возможного инвестора; максимального использования данным потенциальным инвестором положительного потенциала и ресурсных возможностей края. Осуществление Программы будет развиваться по направлению инвентаризации действующей нормативно-правовой основы инвестиционной деятельности Ставропольского края, приведение ее в соответствие с законодательством Российской Федерации.

Должно быть создано полное и ясное законодательство в инвестиционной сфере региона. Необходимо разработать и принять следующие законодательные акты:

- о государственной поддержке инвестиционной деятельности в Ставропольском крае;

- о порядке формирования перечня приоритетных инвестиционных проектов и программ Ставропольского края и осуществления контроля за их реализацией;

- о налоговых льготах;

- об иностранных инвестициях.

В рамках организационной работы необходимо создать эффективную систему управления инвестиционными процессами в регионе. Четко определить функции Инвестиционного Агентства. Создать эффективную систему продвижения и сопровождения инвестиционных проектов. Разработать четкую и простую систему разрешительно-согласовательных процедур для участников инвестиционного процесса, которая позволила бы сократить до минимума число чиновников – участников процесса согласования, в результате таким образом ускорить период реализации проектов. Необходимо создать специализированную инфраструктуру инвестиционного рынка Ставропольского края и обеспечить взаимодействие всех его участников. На первом этапе укрепить позиции уже существующих ее элементов.

На уровне муниципальных образований должны быть созданы аналогичные инвестиционные инструменты и механизмы, которые будут действовать на региональном уровне. Необходимо сформировать систему по созданию инвестиционной привлекательности края, в которую должны войти следующие разделы:

- создание видового ряда края (автозаправочные комплексы, мотели, кемпинги на автомагистралях федерального значения и т.д.);

- подготовка исторических справок о населенных пунктах приграничных районов и на всех главных транспортных артериях;

- архитектурно-художественное оформление облика Ставропольского края.

Выполнить рекламное оформление туристических зон Ставропольского края. Учитывая тот факт, что в современной мировой экономике развитие индустрии туризма по своим оборотам уступает лишь мировой торговле энергоносителями, необходимо посредством пропаганды туристского бизнеса в Ставропольском крае доказать инвестору выгодность вложений в эту отрасль.

Проведение постоянной РR-кампании по поддержке инвестиционной деятельности в регионе, используя для этого: печатные средства массовой информации, электронные СМИ, включая современные сетевые технологии, проведение специализированных выставок проектов, пресс-конференций, круглых столов по вопросам привлечения инвестиций, полиграфическая деятельность [12].

Одним из главных условий реализации Программы является ее стабильное финансовое обеспечение. С целью концентрации финансовых ресурсов, направляемых на ее реализацию, может быть сформирован бюджет Программы, основными источниками финансирования которого будут бюджетные целевые средства финансирования инвестиционных проектов, внебюджетные фонды различного назначения, а также привлеченные средства, включая иностранные инвестиции.

Непосредственно бюджетное финансирование Программы предлагаем осуществить за счет консолидации средств на ее реализацию из различных источников: краевого бюджета, внебюджетных источников, а также за счет привлечения средств местных бюджетов.

Средства краевого бюджета предлагаем использовать в первую очередь на создание в крае необходимой инфраструктуры инвестиционного рынка, а также для реализации различных мероприятий по информационной обеспеченности инвестиционной деятельности (издание различных буклетов, каталогов инвестиционных проектов, свободных промышленных площадей, инвестиционного паспорта края, выпуска СД-дисков об инвестиционной привлекательности региона, создание интернет-страницы Инвестиционного Агентства и т.п.).

Внебюджетные средства предприятий и организаций необходимо привлекать к финансированию ряда мероприятий Программы, в порядке долевого участия: для издания ежегодника по инвестиционной деятельности, обеспечения регулярного представления потенциальным инвесторам оперативно обновляемой статистической информации по динамике развития экономики края, а также для рекламного оформления территории края.

Планируется, что средства местных бюджетов будут привлечены, в порядке софинансирования, для реализации мероприятий Программы по видовому оформлению территории края с целью представления дополнительной информации возможным инвесторам по экономическому и ресурсному потенциалу края, а также для создания положительного имиджа региона.

Помимо этого отдельные мероприятия и проекты Программы могут финансироваться за счет привлечения дополнительных средств, включая кредиты и иностранные инвестиции.

Организационный механизм управления Программой Инвестиционное Агентство должно проводиться по следующим направлениям:

- создает систему мониторинга реализации Программы и обеспечивает ее функционирование;

- формирует координационные планы ежегодных совместных действий с другими заинтересованными структурами администрации края организациями - исполнителями Программы;

- разрабатывает и реализует научное, методическое, информационно-техническое и организационное обеспечение реализации Программы;

- разрабатывает и реализует необходимые нормативно-правовые документы об обеспечении выполнения Программы, а также формирует перечень первоочередных работ и координационных планов;

- содействует разработке и реализации мероприятий по выполнению проектов Программы на уровне муниципальных образований края;

- ежегодно уточняет, корректирует с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств, целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы и состав исполнителей.

Контроль за реализацией Программы осуществляет государственный заказчик – Инвестиционное Агентство совместно с заинтересованными структурными подразделениями администрации края.

Мероприятия в рамках программы можно представить в виде схемы (рисунок 10)

Рисунок 10 – Комплекс мероприятий в рамках программы “Создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения инвестиций в экономику”

Таким образом, для выполнения задач поставленных в программе необходимы не только стимулы и ресурсы для продолжения экономического роста, нужны, главным образом, институциональные условия, образующие благоприятную среду, для которой характерно преобладание позитивных мотивов над негативными, наличие минимума административных препятствий для тех предпринимателей, кто хочет инвестировать и производить, существенное снижение инвестиционных рисков.

3.3 Активизация инвестиционно-инновационной деятельности в Ставропольском крае

Перспективы России в целом, и ее региональных составляющих, в поляризованной геоэкономике во многом сопряжены с наличием действенного механизма активизации инвестиционно-инновационной деятельности (ИИД) – деятельности региональных и муниципальных органов власти, хозяйствующих субъектов, общественных организаций и физических лиц по совершенствованию материально-технической базы производства, технологии, форм и методов организации производства и труда, а также эффективному обновлению продукции.

В условиях развивающихся глобализационных процессов инновационная восприимчивость региональных хозяйственных комплексов будет выступать основным фактором эффективности их функционирования и конкурентоспособности. Поэтому генерирование, создание и обеспечение инноваций выдвигается в настоящее время в ряд важнейших теоретических и практических задач реконструкции социально-экономических систем регионов-субъектов РФ.

Важная роль в этом процессе принадлежит региональной инвестиционно-инновационной политике, под которой понимается комплекс согласованных организационных и финансово-экономических мер, предпринимаемых региональными и местными органами власти в сотрудничестве с федеральным Центром, межрегиональными ассоциациями, хозяйствующими субъектами региона и их объединениями, направленный на обеспечение конкурентоспособности и наиболее полное использование имеющегося трудового, производственного, потребительского, инфраструктурного, финансового, природоресурсного потенциалов региона, повышение эффективности научно-технической деятельности и обновление ассортимента товаров и услуг, технологии и организации их производства. Данная политика, учитывая перспективы развития территориальных единиц и их особенности, должна служить основой для выработки целевых программ, мер селективной поддержки наиболее перспективных проектов.

В Ставропольском крае основными факторами, обусловливающими пассивный вектор инвестиционно-инновационного развития являются:

- инвестиционный кризис, обусловленный сложной геополитической и социальной обстановкой в регионе, отсутствие государственного финансирования крупных инновационных проектов, а также какой-либо деятельности по разработке и реализации федеральных и региональных научно-технических программ;

- зачаточное состояние региональной рыночной и инвестиционно-инновационной инфраструктуры, обусловленное, в первую очередь, отсутствием поддержки малого инновационного бизнеса, неразвитостью информационных сетей и баз данных, венчурного и лизингового бизнеса.

Инвестиционно-инновационная политика в Ставропольсокм крае должна осуществляться по следующим основным направлениям:

1. определение приоритетов научно-технического развития и распределение имеющихся ресурсов между ними;

2. формирование благоприятного инвестиционно-инновационного климата в регионе, спроса на новшества и нововведения;

3. создание особых условий в регионе для развития малого инновационного бизнеса;

4. протекционизм по отношению к научно-инновационному потенциалу региона.

5. формирование позитивного имиджа и инвестиционной привлекательности экономического и курортно-туристического потенциала Ставропольского края.

Блок схема организационно-экономического обеспечения региональной инвестиционно-инновационной политики может выглядеть следующим образом (рисунок 11).

Формирование и развитие инвестиционно-инновационного комплекса региона Разработка и реализация инвестиционно-инновационных программ региона
Формирование и развитие инвестиционно-инновационной инфраструктуры региона Разработка и сопровождение крупных сетевых инвестиционно-инновационных проектов, в том числе с привлечением внебюджетных источников финансирования
Формирование нормативно-правовой базы инвестиционно-инновационной деятельности в регионе Финансовая поддержка инвестиционно-инновационной деятельности и предоставление государственных гарантий в регионе
Разработка приоритетных направлений инвестиционно-инновационного развития региона Инвестиционно-инновационный маркетинг, формирование информационных ресурсов в сфере инвестиционно-инновационной деятельности и ее информационное обеспечение в регионе
Межрегиональная научно-техническая интеграция и кооперация Экспертиза в области инвестиционно-инновационной деятельности
Международная научно-техническая интеграция и кооперация Обеспечение безопасности инвестиционно-инновационного процесса в регионе

Рисунок 11 – Блок-схема организационно-экномического обеспечения реализации инвестиционно-инновационной политики региона

Слабое место региональной инновационной политики – неадекватная современным требованиям активизации инвестиционно-инновационной деятельности (ИИД) инвестиционно-инновационноая инфраструктура в регионе, под которой нами понимается система институтов (информационные сети, опытно-экспериментальные, лизинговые центры, консалтинговых, патентно-лицензионные и бухгалтерско-аудиторские службы, система подготовки, переподготовки и повышения квалификации научно-технических и производственных кадров, внедренческие и информационно-рекламные фирмы), находящихся под стратегическим управлением региональных органов власти и доступная всем участникам ИИД.

Одна из причин этого заключается в том, что преобразования прошедшего десятилетия, радикально изменившие экономические принципы хозяйствования, почти не затронули принципиальных основ той институциональной модели, которая была характерна для советской научно-технической сферы.

Действующая практика консервирует отрыв науки от инновационной деятельности, не предполагает оценки эффективности государственных программ, использует преимущественно финансирование организаций, а не приоритетных направлений. В масштабах страны основной структурой единицей науки остаются крупные НИИ, как правило, обособленные и от высшего образования и от предприятий.

В этой связи актуальной задачей является преобразование институциональной структуры, что предполагает изменение механизмов взаимодействия научных и инновационных организаций с потребителями их продукции как в частном, так и в государственном секторе экономики.

Наиболее важные приоритеты научно-технического развития все более связываются не с грандиозными, дорогостоящими проектами прорывного, демонстрационного характера, а с непрерывной повседневной работой по развитию всех звеньев инвестиционно-инновационного комплекса региона, жизнеспособную основу которого составляют исследовательские подразделения компаний, малые наукоемкие фирмы, технопарки, инновационные центры при ВУЗах.

Для Ставропольского края и подобных ему российских регионов, развитие региональной научно-технической инфраструктуры, финансируемой региональным правительством и муниципалитетами с участием банков, корпораций, ассоциаций предпринимателей и других структур, имеет особо важное значение. При ее формировании целесообразно использовать опыт, накопленный за рубежом.

Для развития инвестиционно-инновационной инфраструктуры в Ставропольском крае целесообразно создать на базе краевого ЦНТИ «Региональный инвестиционно-инновационный центр» выполняющий функции технопарка.

Как представляется, данная структура, обладая правами юридического лица, должна на основе кооперации с ВУЗами, исследовательскими и производственными организациями осуществлять поддержку и подготовку самостоятельной деятельности малых инновационных предприятий, разработку и освоение инноваций, их коммерциализацию, а также формирование инвестиционно-инновационной среды в регионе. Целесообразность создания подобной структуры в регионе обусловлена рядом факторов:

- необходимостью сосредоточению инвестиционно-инновационного потенциала региона на решении задач структурного реформирования хозяйственного комплекса в направлении превращения Ставропольского края в туристический центр Северного Кавказа с промышленностью, ориентированной на высокие технологии, развитым АПК и сферой услуг;

- концентрацией экономических ресурсов региона на актуальных для него социально-экономических проблемах;

- необходимостью формирования инвестиционно-инновационной инфраструктуры в условиях стабилизации ситуации в сфере экономики и начала экономического роста;

- повышением роли инвестиционно-иновационного потенциала в позитивном развитии регионального хозяйственного комплекса в условиях нарастающих процессов глобализации.

Опираясь на вариант схемы организационной структуры регионального технопарка, нами предлагается возможный вариант применительно к Ставропольскому краю (рисунок 12).


Рисунок 12 – Возможная организационная структура регионального инвестиционно-инновационного центра (РИИНЦ)

Данная модель заслуживает, на наш взгляд внимания, поскольку в ней наряду с научно-технологическим комплексом, представлен в рамках РИИНЦа коммерческий комплекс. Такая организационная структура весьма актуальная для условий развития инновационной деятельности в Ставропольском крае.

В условиях, когда возможности государства в области инновационной деятельности весьма незначительны, а заинтересованность потенциальных инвесторов в финансировании проектов, приносящих доход через долгий период, практически отсутствует, развитие научно-технологического комплекса РИИНЦа можно осуществлять за счет реинвестирования прибыли коммерческого комплекса. По сути, коммерческий комплекс будет одновременно способствовать и финансированию инновационных проектов и обеспечивать инфраструктурную поддержку инвестицинно-инновационной деятельности в регионе.

К числу важнейших функций коммерческого комплекса РИИНЦа следует отнести:

- проведение маркетинговых исследований;

- организация и проведение прямых рекламных и PR кампаний путем использования рекламно-информационного пространства различных каналов информации) телевидение, радио, пресса, внешняя реклама, информационно-справочные системы);

- предоставление, прежде всего, малому инновационному бизнесу в регионе, услуг в сфере торговли, складского хозяйства, сервиса, туризма, гостиничного бизнеса, рекламы (предоставление площади по льготным расценкам, офисное оборудование, телефонную и факсимильную связь и т.д.);

- содействие хозяйствующим субъектам региона в разработке, сопровождении и реализации инвестиционно-инновационных проектов и программ;

- оказание помощи в подготовке международных соглашений, договоров, контрактов, разработке прогнозов производства и потребности в продукции, работах, услугах в различных областях экономики, науки, техники;

- финансирование ранних стадий разработок и содействие в получении банковских кредитов;

- подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов по менеджменту, маркетингу, финансам, учету в области инновационного бизнеса;

- проведение научных семинаров, конференций по приоритетным направлениям научных исследований;

- проведение выставок, ярмарок, презентаций, конкурсов по определению самого инновационно-активного предприятия региона;

- проведение технической и экономической экспертизы инвестиционно-инновационных проектов;

- осуществление импорта передовых технологий, ноу-хау, современного оборудования и др.

Таким образом, общая цель регионального развития на современном этапе заключается в том, чтобы сохранить, а затем усилить инвестиционно-инновационный потенциал наиболее перспективных отраслей регионального хозяйственного комплекса, повысить эффективность его функционирования. Только на этой основе можно обеспечить устойчивость регионального развития.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив теоретические аспекты инвестиционной деятельности можно сделать следующие выводы, что в условиях современной России потребность в притоке новых инвестиций обусловлена необходимостью решения как текущих, повседневных задач, связанных с необходимостью поддерживать экономическое развитие региона. В Российской экономике существуют различные модификации определений понятия инвестиции, отражающие множественность подходов к пониманию их экономической сущности. В значительной степени это обусловлено экономической эволюцией, спецификой конкретных этапов историко-экономического развития, господствующих форм и методов хозяйствования.

Региональные особенности инвестиционной деятельности обосновывают важную задачу обеспечения новых эффективных условий инвестиционного роста региональной экономики. Необходимо учитывать влияние комплекса факторов развития рынков инвестиционных ресурсов, мотивационных факторов поведения инвесторов, государственной бюджетной и инвестиционной политики.

Формирование и реализация региональной инвестиционной политики представляет собой комплексную многоступенчатую задачу, каждый из этапов которой требует отдельной проработки и постоянной адаптации к изменяющимся условиям функционирования социально-экономической системы региона.

Практическое достижение целей инвестиционной политики региона связано с созданием и обеспечением эффективного функционирования механизма ее реализации. Под механизмом реализации региональной инвестиционной политики необходимо понимать совокупность методов и обеспечивающих их действие систем, при помощи которых органы государственного управления воздействуют на участников инвестиционного процесса в целях решения первоочередных задач социально-экономического развития региона.

Таким образом, особенностью механизма реализации региональной инвестиционной политики является его направленность на согласование интересов всех участвующих сторон» поэтому важное место в структуре рассматриваемого механизма занимает мотивационный блок, который обеспечивает взаимодействие участников инвестиционного процесса не только между собой, но и с внешней средой. В общем виде представлены интересы участников инвестиционного процесса в регионе. При этом было отмечено, что может иметь место противоречие интересов, поэтому важно уста­новить полный спектр движущих мотивов.

Проанализировав, основные показатели развития инвестиционной деятельности в Ставропольском крае выявили, что в целом в крае благоприятный инвестиционный климат. Одна из ведущих отраслей по инвестированию является пищевая и перерабатывающая промышленность. Рост удельного веса инвестиций также наблюдается в сельском хозяйстве, добыче полезных ископаемых, оптовой и розничной торговле, операциях с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг.

Анализ инвестиций в основной капитал показал, что в период с 2002г. по 2006 большая часть денежных средств поступала, в основном, из федерального и регионального бюджетов.

Зарубежное инвестирование в экономической деятельности Ставропольского края в последние годы сдерживалось, прежде всего, из-за потери доверия к проводимым реформам, высокого процента коммерческого кредита, высоких инвестиционных рисков, несовершенной нормативно-правовой базы. Таким образом, характеризуя состояние процесса привлечения иностранных инвестиций, можно сделать следующие выводы. Объёмы привлекаемых в экономику края иностранных инвестиций стабилизировались, в крае заметно увеличилась активность иностранных инвесторов, в общем объёме преобладают прямые вложения.

Для дальнейшего совершенствования региональной инвестиционной политики в Ставропольском нами были предложены следующие меры: механизм обоснования и выбора приоритетов инвестиционной деятельности в регионе, где была представлена трехуровневая система формирования приоритетов регионального инвестирования. При определении, которой необходимо, прежде всего, учитывать условия дефицита федерального, регионального и местных бюджетов, низкой платежеспособности большей части финансово-кредитных учреждений, предприятий сферы материального производства и населения, изыскать необходимые финансовые ресурсы для надлежащего обеспечения направлений модернизации экономики региона.

Следующим мерами для совершенствования региональной инвестиционной политики были предложены программа по созданию благоприятного климата для привлечения инвестиций в экономику края; здесь был представлен комплекс мероприятий для выполнения задач поставленных в программе, необходимых для продолжения экономического роста. И схема активизации инвестиционно-инновационной деятельности в Ставропольском крае.

Таким образом, общая цель регионального развития на современном этапе заключается в том, чтобы сохранить, а затем усилить инвестиционно-инновационный потенциал наиболее перспективных отраслей регионального хозяйственного комплекса, повысить эффективность его функционирования. Только на этой основе можно обеспечить устойчивость регионального развития.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

I. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ

II.

1. Закон Ставропольского края № 14-кз от 25.01.2001 г. «О государственной поддержке организаций и индивидуальных предпринимателей, реализующих инвестиционные проекты с привлечением кредитов банков на территории Ставропольского края» (в редакции от 15.07.2002 г.) // www.stavinvest.ru;

2. Закон Ставропольского края от 6 декабря 2002 г. № 61-кз «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Ставропольском крае» // www.stavinvest.ru;

3. Закон Ставропольского края от 22 июня 2005 г. № 31-кз «О государственной поддержке участников лизинга в Ставропольском крае» // www.stavinvest.ru.

II . МОНОГРАФИИ И ПУБЛИКАЦИИ

4. Акинин П.В., Гаевский В.В., Рязанцев С.В. Экономика Ставропольского края / Учебное пособие для студентов высших учебных заведений экономических специальностей. - Ставрополь: Кн. изд-во, 2000. - 392 с.;

5. Аликаева М.В. Источники финансирования инвестиционного процесса // Финансы. - 2003. - №5. - С.12-14;

6. Анышин В.М., Филин С.А. Менеджмент инвестиций и инноваций в малом и венчурном бизнесе. – М.: «Анкил», 2003. – 360 с.;

7. Басенко А.М. Свободные экономические зоны – инструмент привлечения инвестиционных ресурсов для развития регионального хозяйства // Известия Вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. – 2001. - № 4. - С.75-79;

8. Белолапенко Ю.В., Давыдянц Д.Е. Практическая реализация инновационного механизма государственной поддержки организаций и предпринимательства в виде субсидирования процентной ставки кредитов банков в Ставропольском крае // Вестник Ставропольского государственного университета. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2006. - Вып. № 44. - С.23-29;

9. Белолапенко Ю.В. Совершенствование государственного регулирования предпринимательской деятельности на основе инновационных механизмов поддержки: Автореф. Дис…..канд. экон. наук: 08.00.05// ФГОУ ВПО Ставропольский государственный аграрный университет, Ставрополь, 2006. - 24 с.;

10. Беренс В. Хавранек П.М. Руководство по оценке эффективности инвестиций. – М.: АОЗТ «Интерэксперт», «Инфра-М», 1995. – 528 с.;

11. Бессмертная В.Ф. Региональная специфика движения денежных сбережений населения в Ставропольском крае // Социальные отношения на Ставрополье: Сб. науч. статей. - Ставрополь, 2004 //www.uchis.ru/public1;

12. Бланк Н.А. Инвестиционный менеджмент. - Киев: МП «ИТЕМ» ЛТД «Юнайтед Лондон Трейд Лимитед», 1995. - 120 с.;

13. Богатаева Е., Былов Г. и др. Развитие инвестиционной ситуации в регионах России. – Москва.: Экспертный институт, 1999. – 180 с.;

14. Булатов А.С. К вопросу о трансформации сбережений в инвестиции // Деньги и кредит. - 2003. - № 4. - С.38-47;

15. Бухвальд Е.М., Павлов И.Т. Инвестиционная политика в регионе. – М.: Наука, 1994. – 234 с.;

16. Варнавский В. Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски. - М.: Наука, 2005. - 315 с.;

17. Гришина И.В. Региональные особенности инвестирования в современной России: методология и результаты исследования // Финансы и кредит. - 2006. - №6. - С.46-57;

18. Дерябина Я. Сравнительный анализ подходов к оценке инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности российских регионов // Инвестиции в России. - 2003. - №8. - С.9-20;

19. Динамика рейтинга составляющих инвестиционного климата (Ставро­польский край) // www.raexpert.ru/database/regions/stavropol;

20. Иванов Г.И, Инвестиции: сущность, виды, механизмы функционирования. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 352 с.;

21. Игошин Н.В. Инвестиции. Организация управления и финансирования: Уч. для вузов. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999. - 413 с.;

22. Инвестиции: региональный аспект / Дробышевский С., Днепровская С., Изряднова О. и др. - М.: Институт переходного периода, 2002. - 316 с.;

23. Исследовательский холдинг ROMIR Monitoring Ростов-на-Дону: Больше половины жителей Юга России не делают сбережений. - 10.02.05 // www.mediaguide.ru;

24. Ищенко Е.Е. Лизинг – как вид инвестиционной деятельности // Закон. - 2006. - №3. - С.25-27;

25. Караваев В. Региональная инвестиционная политика: российские проблемы и международный опыт // Вопросы экономики. - 1995. - № 3. – С.135-143;

26. Кашина Н. Система управления инвестициями на региональном уровне // Инвестиции в России. - 2006. - №8. С.35-40;

27. Ковалёва С.И. Механизм управления инвестиционным климатом и инвестиционной политикой в регионе: Автореф. Дис…..канд. экон. наук: 08.00.05// Санкт-Петербургский гос. ун-т аэрокосмического приборостроения, СПб, 2006. - 18 с.;

28. Краткий энциклопедический словарь, т. 2 / Сост. А.П. Горкин. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. - 671 с.;

29. Кубань готовится к Олимпийским играм: инвестора привлекает масштаб проекта [интервью с губернатором Краснодарского края А. Ткачёвым] / Проскурина О. // Ставропольский бизнес. - 2007. - №7. - С.11;

30. Ларин С.Н., Богомолова Н.В Основные тенденции инвестиционной деятельности в регионе: зарубежный опыт и Российская действительность // Менеджмент в России и за рубежом. - 2004. - №5. - С.102-105;

31. Мантере Э.В. Влияние инвестиционных процессов на социально-экономическое развитие региона (на примере Республики Карелия). Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. Петрозаводск, 2006. - 142 с.;

32. Маренков Н.Л. Золоторёв М.А. Инновации в России: учебное пособие. – М.: Флинта: МПСИ, 2005. – 320 с.;

33. Маховикова Г.А. Инвестиционный процесс на предприятии. - СПб: ПИТЕР, 2001. - 224 с.;

34. Модели региональной инвестиционной политики // www.traktat.ru;

35. Новиков А.В. Фондовый рынок как механизм привлечения инвестиций. - Новосибирск: Изд-во МГАЗиУ, 2000. - 156 с.;

36. Отнюкова Г.Д. Об инвестициях и инвестиционной деятельности // Закон. - 2006. - №3. – С.5-12;

37. Перская В.В. Глобализация и государство. - М.: Изд-во РАГС, 2005. - 208 с.;

38. Пестряков Т.П. Инвестиционная политика Ставропольского края // Экономический анализ: теория и практика. - 2003. - № 6. С.17-23;

39. Подмолодина И.М. Влияние современных тенденций мирового развития на формирование инвестиционной политики // Российский экономический интернет-журнал [Электронный ресурс]: АТиСО, 2002 // www.erej.ru/Articles/2006/Podmolodina.pdf;

40. Подмолодина И.М. Концепция перспективной инвестиционной политики с учётом научного и мирового опыта: теория, методология, практика: Автореф. Дис…..канд. экон. наук: 08.00.05// Воронежская гос. технолог. акад., Воронеж, 2006. - 47 с.;

41. Предварительные итоги социально-экономического развития Ставропольского края в 2006 году.- 25.12.2006 // www.gubernator.stavkray.ru;

42. Рисин И.Е., Трещевский Ю.И. Содержание региональной политики взаимодействия государства и бизнеса // Вестник Воронежского государственного университета. - 2004. - №1. - С.55-60;

43. Самогородская М.Н. Анализ форм государственной поддержки инвестиционной деятельности в регионах центрального федерального округа // Инвестиции в России. - 2003. - №8. - С.3-7;

44. Самогородская М.И. Управление инвестициями: Монография / Под ред. Б.Г. Преображенского. - Воронеж: ВГТУ, 2002. - 164 с.;

45. Самуэльсон П. Экономика. Т.1. - М.: МП «Алгон», 1999. - 284 с.;

46. Самылина Е.С. Венчурные фонды и инновационная деятельность // Закон. – 2006. - №3. – С.42-48;

47. Слипенчук М.В. Структурные особенности источников инвестиций // Экономист. - 2002. - № 10. - С.38-42;

48. Социально-экономическое развитие Ставрополья в 2006 году оценено удовлетворительно. - 25.12.2006 // www.regnum.ru;

49. Ставрополье открыто для инвестиций: интервью с первым заместителем председателя Правительства Ставропольского края В. Гаевским // Рынок ценных бумаг. - 2005. - №11. С.40-43;

50. Ставрополье - территория сотрудничества / Министерство экономического развития и торговли Ставропольского края // www.stavinvest.ru;

51. Ставропольский край: динамика развития (1996-2006) / Правительство СК. - Ставрополь: ООО «Интеллект», ООО «Юркит», 2006. - 192 с.;

52. Ставропольский край и его регионы: Статистический сборник / территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю. - 2006 г. – 198 с.;

53. Ставропольский край – кредитный рейтинг // www.standardandpoors.ru;

54. Стасенко Ю.Е. Механизм государственного регулирования инвестиционной деятельностью в регионе // Российский экономический интернет-журнал: АТиСО, 2006 // www.erej.ru/Articles/2006/Stasenko.pdf;

55. Сухаев О. Государственное регулирование экономики: инвестиционные аспекты промышленной и региональной политики // Инвестиции в России. - 2006. - №2. - С.37-40;

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  524  525  526   ..