Главная      Учебники - Экономика     Лекции по финансам - часть 10

 

поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  454  455  456   ..

 

 

Банк России, правовое положение и функции

Банк России, правовое положение и функции

Министерство образования и науки Российской Федерации

Полномочия в области организации денежного обращения и расчетов

Территориальное учреждение:

1) прогнозирует, организует и регулирует денежное обращение в регионе в рамках денежно - кредитной политики, проводимой Банком России;

2) проводит политику Банка России в области организации расчетов;

3) организует проведение исследований но вопросам расчетов, анализирует результаты и использует их в последующей работе;

4) анализирует и обобщает опыт работы расчетных подразделений Банка России и коммерческих расчетных систем, подготавливает предложения по обеспечению функционирования расчетных подразделений Банка России;

5) организует межбанковские расчеты;

6) участвует в разработке регионального баланса денежных доходов и расходов населения, оценивает на основе кассовых оборотов объем и структуру денежных доходов и расходов населения, прогнозирует прирост денежных средств населения;

7) анализирует состояние наличного денежного оборота в регионе и определяет его тенденции, разрабатывает прогнозы кассовых оборотов кредитных организаций по экономическому содержанию поступлений и выдач наличных денежных средств;

8) организует работу по созданию резервных фондов банкнот и монеты в РКЦ территориального учреждения и перевозкам ценностей между ними, определяет им минимальные размеры хранения резервных фондов в пределах сумм, установленных Банком России территориальному учреждению;

9) вносит в Банк России предложения по изменению лимитов оборотной кассы и минимальных размеров хранения резервных фондов в целом по территориальному учреждению;

10) ведет учет банкнот и монеты, находящихся в резервных фондах РКЦ территориального учреждения по купюрам и достоинствам, осуществляет контроль за своевременным пополнением резервных фондов до установленного размера хранения и обеспечением наличия в них банкнот и монеты в купюрах и достоинствах, необходимых для обращения;

11) организует кассовое обслуживание кредитных организаций, а в случаях, установленных Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", юридических и физических лиц;

12) осуществляют контроль за соблюдением установленного порядка ведения кассовых операций в кредитных организациях;

13) осуществляет контроль за правильной организацией эмиссионно-кассовой работы в РКЦ территориального учреждения, обеспечением сохранности ценностей резервных фондов и оборотной кассы и соблюдением эмиссионно - кассовой дисциплины;

14) осуществляет учет эмиссионных операций и контроль за правильностью их совершения;

15) осуществляет оперативное регулирование кассовых ресурсов и вносит в Банк России предложения по его совершенствованию;

16) подготавливает и направляет в Банк России предложения о лимите остатка денег в оборотных кассах, устанавливает лимит оборотной кассы РКЦ территориального учреждения в пределах лимита, утвержденного территориальному учреждению, осуществляет контроль за его соблюдением;

17) устанавливает самостоятельно либо путем делегирования данного полномочия РКЦ территориального учреждения сумму минимально допустимого остатка наличных денег в операционных кассах кредитных организаций на конец дня и осуществляет контроль за его соблюдением;

18) обеспечивает контроль за полнотой и достоверностью отчета о кассовых оборотах учреждений Банка России, кредитных организаций и своевременностью ее представления в Банк России, оказывает методическую и практическую помощь по этим вопросам;

19) составляет на основании данных РКЦ территориального учреждения и кредитных организаций календари выдач наличных денег юридическим лицам по региону и представляет их Банку России;

20) анализирует купюрное строение выпуска денег в обращение РКЦ территориального учреждения, осуществляет контроль за соответствием купюрного состава банкнот и монеты в обращении потребностям налично - денежного оборота, осуществляет меры по обеспечению налично - денежного оборота банкнотами и монетой соответствующих купюр и достоинств;

21) осуществляет контроль за качеством денежных знаков, находящихся в обращении, организует работу по проведению в РКЦ территориального учреждения экспертизы платежеспособности денежных знаков и изъятию из обращения ветхих и поврежденных банкнот и дефектной монеты, а также за соблюдением кредитными организациями установленных правил работы с поддельными, сомнительными и поврежденными денежными знаками;

22) организует экспедирование расчетно - денежных документов и контроль за соблюдением сроков экспедирования;

23) обеспечивает развитие автоматизации и механизации обработки денежной наличности в регионе согласно единой технической политике, проводимой Банком России;

24) обеспечивает освоение и внедрение современных технологий и средств автоматизации и механизации кассовых операций;

25) обеспечивает обучение служащих территориального учреждения работе со средствами механизации обработки денежной наличности;

26) заключает договоры на работы в области механизации обработки денежной наличности в регионе в соответствии с порядком, установленным Банком России;

27) осуществляет контроль за выполнением кредитными организациями и их филиалами установленных требований к устройству и технической укрепленности кассовых узлов в кредитных организациях и дает заключение по оборудованию инженерно - техническими средствами охраны кассовых узлов;

28) осуществляет иные полномочия в области организации денежного обращения и расчетов в соответствии с нормативными актами Банка России.

2.2. Расчетно-кассовые центры Центрального Банка Российской Федерации

Головной расчетно-кассовый центр, межрайонный расчетно-кассовый центр, районный расчетно-кассовый центр (в дальнейшем именуются РКЦ) является структурным подразделением Банка России, действующим в составе территориального учреждения Банка России.

Создание РКЦ, его реорганизация и ликвидация осуществляются решением Совета директоров Банка России в порядке, установленном Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", и иными нормативными актами Банка России.

Основной целью деятельности РКЦ как структурного подразделения Банка России, осуществляющего банковские операции с денежными средствами в условиях двухуровневой банковской системы, является обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы Российской Федерации.

Взаимоотношения РКЦ с обслуживаемыми кредитными организациями, представительными и исполнительными органами государственной власти, местного самоуправления, органами федерального казначейства, другими клиентами строятся надоговорной основе.

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ РКЦ

1. Осуществление расчетов между кредитными организациям (филиалами).

2. Осуществление кассового обслуживания кредитных организаций (филиалов).

3. Хранение наличных денег и других ценностей, совершение операций с ними и обеспечение их сохранности.

4. Обеспечение учета и контроля осуществления расчетных операций и выверки взаимных расчетов через корреспондентские счета (субсчета), открываемые кредитным организациям (филиалам).

5. Обеспечение учета и контроля осуществления кассовыхопераций через корреспондентские счета (субсчета), открываемые кредитным организациям (филиалам).

6. Расчетно-кассовое обслуживание представительных и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, их учреждений и организаций, счетов бюджетов всех уровней и органов федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, воинских частей, военнослужащих, служащих Банка России, а также иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами. Обслуживание клиентов, не являющихся кредитными организациями,

в регионах, где отсутствуют кредитные организации.

7. Обеспечение защиты ценностей, банковских документов и банковской информации от несанкционированного доступа.

8. Разработка и представление в территориальное учреждение Банка России прогноза по эмиссионному результату на предстоящий квартал в целом по обслуживаемой территории.

9. Установление предельных остатков денежной наличности в операционных кассах кредитных организаций (филиалов), других юридических лиц и осуществление оперативного контроля за их соблюдением в соответствии с действующим порядком.

10. Осуществление контроля за достоверностью отчетности о кассовых оборотах, составляемой кредитными организациями.

11. Составление на основании данных кредитных организаций календаря выдач денег на оплату труда и представление его в территориальное учреждение Банка России.

12. Проверка в кредитных организациях работы по соблюдению порядка ведения кассовых операций по обслуживаемой клиентуре.

13. Регулирование обязательных резервов, депонируемых в Банке России, осуществление контроля за своевременностью и полнотой перечисления обязательных резервов, проверка достоверности расчетов обязательных резервов.

14. Участие в реализации функциональных задач территориального учреждения Банка России:

- в порядке передоверия права по предоставлению банкам

кредитов Банка России в установленном порядке;

- по его распоряжению участие в проведении инспекционных

проверок кредитных организаций (филиалов), применение к

обслуживаемым кредитным организациям санкций в виде штрафа в

соответствии со статьей 75 Федерального закона "О Центральном

банке Российской Федерации (Банке России)" и др.

УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ В РКЦ

1. РКЦ обеспечивает ведение бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с нормативными указаниями Банка России. Бухгалтерская отчетность РКЦ представляется в территориальное учреждение Банка России в порядке, определенном Банком России.

2. РКЦ на основе данных, получаемых от обслуживаемых кредитных организаций (филиалов), других юридических и физических лиц, а также собственной информации составляет и анализирует установленную Банком России отчетность, сведения разовых обследований и аналитические материалы по расчетам, кредитованию, денежному обращению, кассовым оборотам, кассовому исполнению федерального бюджета, остаткам средств на счетах местных органов власти и государственных внебюджетных фондов, финансированию капитальных вложений за счет средств федерального бюджета и др. И представляет ее территориальному учреждению Банка России.

3. РКЦ ведет учет расходов по содержанию Межрегиональных центров информатизации, а также организаций при Банке России (в пределах утвержденной сметы) и доходов от предоставленных услуг и включает их показатели в баланс и другую отчетность РКЦ.

ОСНОВНЫЕ ОПЕРАЦИИ РКЦ

РКЦ осуществляет операции в соответствии с возложенными на него функциональными задачами.

1. Открытие, переоформление и закрытие корреспондентских счетов (субсчетов) кредитным организациям (филиалам) по месту их нахождения, а также других счетов юридическим и физическим лицам.

2. Списание (зачисление) средств со счетов (на счета) кредитных организаций (филиалов), других юридических и физических лиц.

3. Контроль соблюдения правил и сроков совершения расчетных операций кредитными организациями, другими юридическими и физическими лицами.

4. Контроль осуществления платежей в пределах средств,имеющихся на счетах кредитных организаций (филиалов), других юридических и физических лиц.

5. Учет списания (зачисления) средств посредством отражения на корреспондентских счетах (субсчетах), расчетных и текущих счетах, счетах МФО, а также других счетах, открытых на балансе РКЦ.

6. Выверка отражения расчетных операций на корреспондентских счетах (субсчетах) и других счетах, открытых на балансе РКЦ и на балансе кредитных организаций (филиалов).

7. Защита расчетно-денежных документов с применением специальных средств.

8. Прием и выдача ценностей из резервных фондов.

9. Учет эмиссионных операций.

10. Прием и выдача наличных денег кредитным организациям (филиалам) и другим юридическим и физическим лицам.

11. Обработка денежной наличности.

12. Открытие и закрытие ссудных счетов по рефинансированию банков Банком России на основании кредитных договоров, заключенных территориальным учреждением Банка России.

13. Начисление процентов по кредитным операциям, контроль заих своевременным и полным перечислением.



Глава 3. Платежная системанежно-кредитная политика Центрального Банка РФ

3.1. Платежная система Банка России


Наиболее важной составляющей платежной системы России является платежная система Банка России.

Платежная система Банка России, являющаяся в целом децентрализованной системой, обеспечивает осуществление расчетов по платежам в рублях с использованием средств, хранящихся на счетах в Банке России. Платежная система Банка России является валовой системой, т.е. расчеты по всем платежам проводятся по счетам участников на индивидуальной основе. Организационная структура Банка России отражает региональное деление России: в каждом регионе России действуют территориальные учреждения Банка России, осуществляющие безналичные расчеты (по числу регионов - 78).

В настоящее время платежная система Банка России обеспечивает:

- зачисление средств на счета клиентов в день поступления; в отдельных регионах списание и зачисление указанных средств осуществляется в режиме, приближенном к режиму реального времени, с предоставлением возможности их немедленного использования;

- возможность управления ликвидностью путем предоставления кредитным организациям внутридневных кредитов, обеспеченных залогом (г. Москва, г. Санкт-Петербург);

- реализацию мероприятий денежно-кредитной политики Банка России через обслуживание кредитных, депозитных, валютных и других сделок Банка России;

- расчеты на рынке ценных бумаг и валютном рынке.

В части безопасности и защиты информации в платежной системе Банка России обеспечивается: идентификация пользователей, контроль целостности и подтверждение подлинности платежных документов, разграничение прав доступа и защита от несанкционированного доступа к ресурсам систем обработки платежей, контроль за проведением расчетных операций, конфиденциальность (криптографическая защита) платежной информации, резервирование программно-технических комплексов и информационных ресурсов.

По состоянию на 1 января 2002 года участниками платежной системы Банка России являлись 1175 учреждений Банка России, а также 1323 кредитные организации и 1817 филиалов кредитных организаций, которым, согласно Справочнику БИК РФ, открыты корреспондентские счета (субсчета) в Банке России.

Количество филиалов кредитных организаций, которым открыты корреспондентские субсчета в Банке России, сократилось за год на 438 единиц (или на 19,4%), что обусловлено, с одной стороны, требованием Банка России к кредитным организациям и их филиалам о наличии одного корреспондентского счета или корреспондентского субсчета при обслуживании их в одном учреждении Банка России по месту своего нахождения, с другой стороны, продолжающейся реорганизацией кредитных организаций, в том числе преобразованием филиалов в дополнительные офисы.

Кроме того, Банком России в соответствии с законодательством обслуживаются бюджетные организации, органы исполнительной власти и другие клиенты в районах, где отсутствуют кредитные организации.

Количество клиентов Банка России - органов федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации - увеличилось с 1387 по состоянию на 1 января 2001 года до 1402 по состоянию на 1 января 2002 года, или на 1,1%, что обусловлено их созданием в ряде регионов Российской Федерации.

Количество платежей, проведенных через платежную систему Банка России, в 2001 году составило 283,2 миллиона, объем платежей - 63,3 трлн. рублей, при этом объем платежей возрос на 46,9 процента. Ежедневно платежной системой Банка России проводится в среднем около 1,1 миллиона платежей.

Основную часть платежей, осуществляемых через платежную систему Банка России, составляют платежи кредитных организаций (филиалов) и их клиентов, на долю которых в 2001 году приходилось 81,6% общего количества и 75,2% общего объема платежей (в 2000 году 79,5% и 72,3% соответственно).

Оборачиваемость средних остатков денежных средств кредитных организаций (филиалов) по корреспондентским счетам (субсчетам) в Банке России, составила в 2001 году 0,42 дня (или 2,4 оборота в день), против 0,68 дня (или 1,5 оборота в день) в 2000 году.

Ускорение оборачиваемости средних остатков денежных средств кредитных организаций (филиалов) по корреспондентским счетам (субсчетам), открытым в учреждениях Банка России, связано с увеличением активности кредитных организаций и их клиентов, консолидацией счетов кредитных организаций, дальнейшим повышением оперативности управления ликвидностью, чему способствуют проводимые Банком России мероприятия по расширению применения электронных расчетов и другие мероприятия по сокращению сроков совершения платежей.

Количество платежей клиентов Банка России, не являющихся кредитными организациями, и платежей учреждений Банка России по собственным расчетным операциям составило в 2001 году 18,4% от общего количества платежей, проведенных через платежную систему Банка России, объем платежей - 24,8 процента. По сравнению с предыдущим годом, количество этих платежей снизилось на 1,2%, объем увеличился на 30,6 процентов. Наибольший темп роста отмечен по платежам органов федерального казначейства, так как продолжающийся переход бюджетных организаций на обслуживание в федеральное казначейство привел к увеличению количества платежей, проведенных по счетам, открытым органам федерального казначейства, на 29,2%, объема – на 9,6 процентов.

Основную часть платежей, совершаемых через платежную систему Банка России, также как и через платежную систему России в целом, составляют внутрирегиональные платежи: на их долю в 2001 году приходилось 90,3% количества платежей и 84,5% объема платежей.

Банк России осуществляет работу в направлении повышения эффективности функционирования платежной системы Банка России, в первую очередь, за счет целенаправленной деятельности по расширению использования электронных расчетов, обеспечивающих проведение платежей на региональном уровне в тот же день, а на межрегиональном - не позднее следующего дня.

По состоянию на 1 января 2002 года внутрирегиональные и межрегиональные электронные расчеты осуществлялись в 76 из 78 территориальных учреждений Банка России, при этом участниками внутрирегиональных электронных расчетов являлись 1135 учреждений Банка России (из 1175), или 96,6% от общего их количества (по состоянию на 1 января 2001 года - 1137 учреждений Банка России из 1181, или 96,2%), а участниками межрегиональных электронных расчетов - 1031 учреждение Банка России (из 1175), или 87,7% от общего количества (по состоянию на 1 января 2001 года - 913 учреждений Банка России из 1181, или 77,3%).

При осуществлении межрегиональных электронных расчетов электронные документы направляются через сервер электронной почты, расположенный в Межрегиональном центре информатизации Банка России. Расчет по счетам, открытым в учреждениях Банка России для учета межрегиональных электронных платежей, производится по принципу "каждое территориальное учреждение Банка России с каждым".

Отражение по корреспондентским счетам кредитных организаций как по внутрирегиональным, так и по межрегиональным платежам, производится в учреждениях Банка России в корреспонденции с соответствующими счетами учета :

Структура потоков сообщений в платежной системе Банка России соответствует типу V, т.е. полная информация о платеже, включающая сведения о получателе, обслуживающей его кредитной организации и назначении платежа, первоначально поступает в Банк России, где происходит ее обработка и осуществляется окончательный расчет:

При осуществлении электронных расчетов через платежную систему Банка России используются как электронные платежные документы полного формата, не требующие сопровождения расчетными документами на бумажных носителях, так и электронные платежные документы сокращенного формата, требующие обязательной досылки расчетных документов на бумажных носителях.

Усилия Банка России направлены на увеличение доли платежей, совершаемых электронными платежными документами полного формата, содержащими всю информацию о платеже.

Банком России проводится работа по включению клиентов в число участников обмена электронными документами. К концу 2001 года в 76 территориальных учреждениях осуществлялся обмен электронными документами с 2502 кредитными организациями и их филиалами, что составило 79,7% от общего количества (3140) кредитных организаций и их филиалов, которым, согласно Справочнику БИК РФ,

открыты корреспондентские счета (субсчета) в Банке России (на 1 января 2001 года - 70,7%). К концу 2001 года доля органов федерального казначейства, осуществляющих обмен электронными документами с Банком России, составила 19,0% от их общего количества (1402), доля других клиентов, осуществляющих обмен электронными документами с Банком России - 0,8% от их общего количества.

Итогом деятельности Банка России по расширению использования электронных технологий стала положительная динамика роста платежей, совершенных электронным способом, по отношению к платежам, совершенным с использованием бумажной технологии. Доля платежей кредитных организаций (филиалов) и других клиентов, совершенных Банком России электронным способом, в 2001 году составила 89,2% от общего количества платежей и 82,9% от общего объема платежей (в 2000 году соответственно: 81,6% и 79,0%). Таким образом, доля платежей, совершенных с использованием бумажной технологии, снизилась за год по количеству и объему платежей соответственно с 18,4% и 21,0% до 10,8% и 17,1 процента.

Достигнутые позитивные изменения в общей структуре платежей, осуществляемых через платежную систему Банка России, выразившиеся в уменьшении доли почтовых и телеграфных платежей, являются следствием того, что расчетные операции с применением авизо, в основном, осуществляются с регионами, в которых используется этот порядок расчетов, так как в них не имеется устойчивой связи для организации электронного документооборота, а также в связи с ограниченным использованием платежных инструментов в электронных расчетах.

Основными причинами динамичного развития частных платежных систем являются стабилизация деятельности кредитных организаций, восстановление их доверия друг к другу, совершенствование кредитными организациями собственных систем расчетов, увеличение деловой активности хозяйствующих субъектов.

Темпы роста объемов наличного денежного оборота в 2001 году были выше темпов роста объемов безналичных платежей: наличный денежный оборот увеличился по сравнению с 2000 годом на 38,4%, безналичные платежи - на 24,6 процента.

Операции, совершаемые с использованием платежных, в том числе банковских карт, по снятию наличных денежных средств преобладают над безналичными операциями, совершаемыми в торгово-сервисной сети. Доля безналичных платежей в общем объеме сделок, совершенных с использованием платежных, в том числе банковских карт, на территории Российской Федерации составила в 2001 году 8,0% против 92,0% по операциям, связанным с выдачей наличных денежных средств. Такое положение обусловлено, в основном, недостаточной развитостью сети предприятий торговли и сервиса, принимающих к оплате банковские платежные карты, и исторически сложившимся предпочтением населения рассчитываться наличными денежными средствами. Доля безналичных операций, совершенных с использованием карт на предприятиях торговли и услуг, составила 0,9% в общем объеме платных услуг населению и розничного товарооборота за 2001 год.

Вместе с тем, продолжается тенденция роста как числа кредитных организаций, осуществляющих эмиссию и/или эквайринг платежных, в том числе банковских карт (на 26%), так и количества эмитированных в России карт, которое превысило 10,5 миллионов, представленных как картами международных платежных систем, так и российских.

В 2001 году количество и объем операций, совершенных на территории России держателями карт - клиентами кредитных организаций-резидентов и нерезидентов, составили соответственно 191 миллион и 440 млрд. рублей.

В рамках реализации задачи совершенствования платежной системы России, определенной "Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации", принятой Правительством Российской Федерации и Банком России в 2001 году, продолжается отработка механизмов построения и функционирования системы валовых расчетов в режиме реального времени, принимаются меры к повышению прозрачности функционирования как платежной системы Банка России, так и частных платежных систем, в том числе за счет организации систематического анализа введенной отчетности.


3.2. Денежно-кредитная политика Банка России

Денежно-кредитная политика ЦБ представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. Ее цель - регулирование экономики посредством воздействия на состояние совокупного денежного оборота, он включает в себя наличную денежную массу в обращении и безналичные деньги, находящиеся на счетах в банках.

Денежно-кредитная политика ЦБ направлена либо на стимулирование денежно-кредитной эмиссии - кредитная экспансия (оживление конъюнктуры в условиях падения производства), либо на ограничение денежно-кредитной эмиссии в периоды экономических подъемов - кредитная рестрикция.

ЦБ использует при проведении денежно-кредитной политики комплекс инструментов, которые различаются:

по форме их воздействия (прямые и косвенные);

по объектам воздействия (предложение денег и спрос на деньги);

по характеру параметров, устанавливаемых в ходе регулирования (количественные и качественные).

Все эти методы используются в единой системе.

Основными инструментами денежно-кредитной политики ЦБ являются:

- изменение норм обязательных резервов, размещаемых коммерческими банками в ЦБР;

- регулирование официальной учетной ставки;

- проведение операций с ценными бумагами и иностранной валютой.

Определение приоритетности инструментов денежно-кредитной политики зависит от тех целей, которые решает ЦБ на том или ином этапе развития страны.

Изменение норм обязательных резервов. В соответствии с инструкцией №1 “О порядке регулирования деятельности коммерческих банков” и Указания о порядке формирования централизованных фондов банковской системы России за счет взносов коммерческих банков ЦБР образует резервный фонд кредитной системы РФ, средства которого формируются за счет резервирования в нем определенной доли привлеченных коммерческими банками средств сторонних организаций, которые используются в качестве кредитных ресурсов.

Фонд обязательных резервов - это обязательная норма вкладов коммерческих банков в ЦБ, устанавливаемая в законодательном порядке и определяемая как процент от общей суммы вкладов коммерческих банков. Он создан для того, чтобы при необходимости обеспечить возможность коммерческим банкам своевременно выполнить перед клиентами свои обязательства по возврату ранее привлеченных денежных средств за счет того, что часть этих средств депонируется и не используется банками в качестве кредитных ресурсов.

ЦБР, изменяя нормы обязательных резервов, оказывает влияние на кредитную политику коммерческих банков и состояние денежной массы в обращении. В результате повышения нормы обязательных резервов ЦБ сокращает суммы свободных денежных средств, находящихся в распоряжении коммерческих банков и используемых для расширения активных операций; уменьшение нормы резервов позволяет коммерческим банкам в более полной мере использовать сформированные им кредитные ресурсы, т.е. увеличить кредитные вложения в народное хозяйство.

Регулирование официальной учетной ставки ЦБ.

Учетная ставка используется ЦБ в операциях с коммерческими банками по учету краткосрочных государственных облигаций, коммерческих векселей и других ценных бумаг, отвечающих требованиям ЦБ и является оперативным инструментом государственного влияния на рынок ссудных капиталов ( в зависимости от его состояния может меняться в течение года ).

Официальная учетная ставка служит ориентиром для рыночных процентных ставок ; её изменение по предоставленным Центробанком кредитам, увеличивая или сокращая предложение кредитных ресурсов, регулирует тем самым и спрос на них.

Исходя из учетной ставки определяются ставки, взимаемые коммерческими банками по своим ссудам, и размеры процентов, выплачиваемых вкладчик по депозитам и другим счетам. Широкое применение изменения учетной ставки обусловлено простотой применения. Повышение ( в антиинфляционных целях ) учетного процента , т.е. политика

“ дорогих денег “ ограничивает для коммерческих банков возможность получить ссуду в Центробанке и одновременно увеличивает цену денег, предоставляемых в кредит коммерческими банками. В результате кредитные вложения в экономику сокращаются и, следовательно, тормозится дальнейший рост производства. Курс же на понижение учетной ставки, политика “ дешевых денег “, наоборот, выступает фактором развёртывания кредитных операций и ускорения темпов экономического развития.

Поскольку практически все банки в той или иной степени прибегают к кредитам ЦБ, влияние устанавливаемых им ставок распространяется на всю экономику.

Операции на открытом рынке, т.е. купля-продажа по заранее установленному курсу ценных бумаг, в том числе государственных, формирующих долг страны. Это считается наиболее гибким методом регулирования кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков.

Операции Центробанка на открытом рынке оказывают прямое воздействие на объём свободных ресурсов, имеющихся у коммерческих банков, что стимулирует либо сокращение, либо расширение кредитных вложений в экономику, одновременно влияя на ликвидность банков (соответственно уменьшая или увеличивая её). Это воздействие осуществляется посредством изменения Центробанком цены покупки у коммерческих банков или продажи им ценных бумаг.

При жесткой рестрикционной политике, направленной на отток кредитных ресурсов с денежного рынка, Центробанк уменьшает цену покупки, тем самым увеличивая или уменьшая её отклонение от рыночного курса.

Операции на открытом рынке различаются в зависимости от:

условий сделки: купля-продажа за наличные или купля на срок с обязательной обратной продажей - обратные операции;

объектов сделок: операции с государственными или частными бумагами;

срочности сделки: краткосрочные (до 3 мес.), долгосрочные (до 1 года и более) операции с ценными бумагами;

сферы проведения операций: только на банковском секторе рынка ценных бумаг или и на небанковском секторе рынка;

способа установления ставок: определяемых или центральным банком или рынком.

Главной задачей денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу Центральный банк Российской Федерации считает снижение инфляции при сохранении и возможном ускорении роста ВВП с одновременным созданием предпосылок для снижения безработицы и увеличения реальных доходов населения. В связи с этим Основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики на 2000 год предусматривается снижение инфляции до 18-22% в целом за год при сохранении тенденции к росту производства и услуг, который может составить 1,5-2%. Проектировки возможного экономического роста и снижения темпов инфляции могут быть реально достигнуты в силу продолжения действия позитивных факторов, обусловивших преодоление экономического спада в 1999 году. Основной предпосылкой экономического роста в 2002 году является расширение спроса со стороны всех секторов экономики, а также сохранение незагруженных производственных мощностей и свободной рабочей силы.

Заключение

Центральный Банк Российской Федерации представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему входят: центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения, хранилища, а также другие предприятия, организации и учреждения, в том числе подразделения безопасности, необходимые для успешной деятельности всех структурных подразделений Банка России.

Таким образом, Банк России имеет двойственную правовую природу. Он одновременно и орган государственного управления специальной компетенции и юридическое лицо, осуществляющее хозяйственную деятельность.

Главной особенностью правового положения Банка России в настоящее время является то, что осуществление его административных прав и хозяйственной деятельности подчинены решению одной и той же задачи ¾ управлению кредитной системой.

Административные функции можно условно разделить на организаторскую (организация и управление денежным обращением) и функцию защиты гражданского оборота, интересов вкладчиков и других кредиторов коммерческих банков.

В рамках этих двух полномочий Банк России вправе издавать нормативные акты, т.е. нормотворческая функция непосредственно связана с этими полномочиями.

Функция защиты гражданского оборота и укрепления доверия к кредитной системе составляют основу деятельности Банка России. В соответствии с принятым у нас Законом Банк России решает указанную задачу следующим образом: во-первых, проверяет законность и целесообразность создания кредитных учреждений при рассмотрении вопроса о регистрации коммерческих банков и выдаче лицензий на право осуществления банковских операций как в рублях, так и в иностранной валюте; во-вторых, устанавливает кредитным учреждениям экономические нормативы, издает нормативные акты, регулирующие их деятельность; в-третьих, осуществляет непосредственный контроль за законностью их операций. Банк России вправе также применить к банку, допустившему нарушение действующего законодательства, ряд санкций.

Таким образом, выполнение абсолютно всех административных полномочий по управлению кредитной системой российское законодательство возложило только на Центральный банк Российской Федерации, в то время как в международной практике зачастую данные функции разделены между различными институтами. Это объясняется тем, что централизация всей полноты власти у одного института неминуемо приведет к субъективности его действий по отношению к регулированию банковской сферы. В результате данного построения кредитной системы России коммерческие банки и Банк России оказались как бы в вынужденном противостоянии, что, несомненно, не повышает доверия ко всей структуре. Хотя при назначении на должности в ЦБ и используются демократические принципы, но общее положение его в банковской сфере при этом не изменяется, сохраняя монопольный характер.

Поэтому представляются следующие пути совершенствования и дальнейшего повышения эффективности банковской системы России:

Не подлежит сомнению, что двухуровневая структура банковской системы Российской Федерации должна быть сохранена. Однако осуществить реформирование ее верхнего уровеня.

Следует ликвидировать монополизм Центрального банка Российской Федерации по управлению банковской системой России, реорганизовав его путем разделения на три связанных, но самостоятельных органа управления, распределив функции центрального банка между ними так, чтобы их согласованная деятельность исключала вариант диктата одного из органов.

То есть при формировании этих органов должен обеспечиваться принцип разделения властей, что позволит исключить субъективизм при принятии решений.

Необходимо обеспечение большей согласованности действий органов управления банковской системой и Правительства Российской Федерации (Министерства финансов Российской Федерации). В результате будет гарантировано проведение единой денежно-кредитной политики государства.

Требуется создать самоуправляющуюся, саморегулирующуюся банковскую систему: органы управления банковской системой должны сами обеспечивать принятие компетентных решений и сами проводить их в жизнь, однако оставаясь в рамках, установленных законодательством.

Вероятно, нецелесообразно переподчинить банковскую систему какому-либо органу исполнительной власти Российской Федерации, как это сделано в ряде европейских стран. Вместе с тем и высший законодательный орган государства не в состоянии в силу своей природы выполнять функции управления банковской системой. Однако общий контроль за ее деятельностью (в форме отчетов парламенту, назначения Председателя Банка России и др.) необходимо оставить в его компетенции.

Другими словами, законодательство Российской Федерации в настоящее время достаточно полно отражает те правомочия и функции, которые должен иметь Банк России, однако в свете анализа структуры построения и правомочий ЦБ развитых иностранных государств можно выделить дополнительные мероприятия для продолжения усовершенствования банковской системы.


Список используемой литературы и источников.

1. Федеральный закон от 26.04.95 № 65-ФЗ «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)» с изменениями и дополнениями от 31.07.95 № 120-ФЗ, 27.12.95

№ 210-ФЗ, 27.12.95 № 214-ФЗ, 04.01.96 № 1-ФЗ, 20.06.96 № 80-ФЗ, 27.02.97 № 45-ФЗ, 28.04.97 № 70-ФЗ, 04.03.98 № 34-ФЗ, 31.07.98 № 151-ФЗ, 08.07.99 № 139-ФЗ.

2. Федеральный закон от 03.02.96 № 17-ФЗ «О банках и банковской деятельности» с изменениями и дополнениями от 31.07.98 № 151-ФЗ, 08.07.99. № 136-ФЗ, 08.07.99 № 137-ФЗ.

3. Положение Банка России от 09.07.92 № 14 «О безналичных расчетах в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями от 02.10.92 № 218-92, 19.05.93 № 37, 15.03.96.

№ 255, 08.04.96 № 271, 24.12.97 № 95-У, 26.12.97 № 105-У.

4. Положение (типовое) банка России от 07.10.96. № 336 «О расчетно-кассовом центре Банка России»

5. Положение Банка России от 25.03.97 № 56 «о порядке ведения кассовых операций на территории Российской Федерации» с изменениями и дополнениями от 30.12.97 № 121-У, 28.12.98 № 460-У.

6. Положение Банка России от 05.01.98 № 14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» с изменениями и дополнениями от 22.01.99 № 488-У.

7. Положение Банка России от 10.04.98 № 46-П «О территориальных учреждениях Банка России».

8. Положение о департаментах Банка России. Концепция развития расчетной сети Банка России. Утв. Протоколом № 29 от 25.07.97.

9. Айтметова Т.И., Шарова С.А. Платежная система Российской Федерации: Учебно-методическое пособие. – Тверь: УМЦ Банка России, 1999.

10. Балабанов И.Т. и др. Деньги и финансовые институты. СПб: Питер, 2000.

11. Банковская система России: Настольная книга банкира. – М.: ДеКа, 1

12. Банки и банковское дело/Под. ред. И.Т.Балабанова. – СПб:Питер, 2001. – 304с.: ил.- (Серия «Учебники для вузов»).

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  454  455  456   ..