Главная      Учебники - Экономика     Лекции по финансам - часть 10

 

поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  395  396  397   ..

 

 

Налоговый контроль на примере налоговой инспекции

Налоговый контроль на примере налоговой инспекции

Содержание
показатели

2007

2008

отклонения в абсолютных показателях (+/-) Отн. откл, (%)
ФБ ФБ ФБ ФБ
1 2 3 4 5
Всего по доходам 3 291 864 253 3 510 992 326 +219 128 073 107
Налоговые доходы 3 291 824 374 3 510 944 732 +219 120 358 106
Неналоговые доходы 39879 47594 +7715 119
2007 2008 2009 Абс. откл. млн. руб. Отн. откл, %

2007\

2008\

2007\

2008\

1 2 3 4 5 6 7 8
всего доначисле но млн. руб. 2140122 2251972 2335 669 111850 83697 105,2 103,7
Всего доначислено, % 100 100 100 - - - -
Кол-во проверок 68340 92341 111930 24001 19589 135,1 121,2
доначисле но по выездным млн. руб. 546689 984897 1482545 438208 497648 180,1 150,5
доначислено по выездным, % 25,5 43,7 63,5 18,2 19,8 171,3 145,3
Кол-во выездных проверок (единиц) 6663 5022 4738 -1641 -284 75,4 94,3
доначисле но на 1выездную проверку 82,0 196,1 313,0 114,1 116,9 239,1 159,6
доначисле но по камерал. млн. руб. 1123724 750486 438347 -373238 -312139 66,8 58,4
доначисле но по камерал, % 52,5 33,3 18,8 -19,2 -14,5 63,4 56,4
Кол-во камераль ных проверок 61677 87319 107 192 25642 19873 141,6 122,8
доначисле но на 1камерал. проверку 18,2 8,6 4,1 -9,6 -4,5 47,3 47,7

доначислено по прочим контроль

469709 516589 414 777 46880 -101812 110,0 80,3

доначисле но по контроль ным

22,0 23,0 17,7 1,0 -5,3 104,5 76,9
I квартал 2008 г. (млн. руб.)

I квартал

абсолютные отклонения (+/-, млн. руб.) % прироста поступлений
1059,7 1202,3 142,6 13,5
I квартал 2008 г. (млн. руб.)

I квартал

абсолютные отклонения (+/-, млн. руб.) % прироста поступлений
819,0 935,6 +116,6 14,2
Виды налогов и платежей Фактически поступило (млн. руб.) I кв. 2009 г. в %% к I кв. 2008 г.
I кв. 2008 года I кв. 2009 года
В С Е Г О: 819,0 935,6 114,2
в том числе:
НДФЛ 277,5 320,1 115,3
акцизы 267,6 319,8 119,5
Налог на прибыль 124,9 145,5 116,4
Налог на имущество 82,8 86,9 105,0
УСН (упрощенная система налогообложения) 54,2 54,7 100,9
Показатели 2007 2008 2009 Абсолютные показатели (+\-) Относительные показатели (%)

2008/

2009/

2009/

2009\

1 2 3 4 5 6 7 8

Количество налогоплате

101703 99 077 92 651 -2 626 -6 426 97 93
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (тыс. руб.) 75570 85 012 70 405 +9 442 -14 607 112 82
Сумма льгот по налогу (тыс. руб.) 3872 2 570 2 827 -1 302 +257 66 110
Показатели 2007 2008 2009 Абсолютные показатели (+/-) Относительные показатели (%)

2008/

2009/

2008\

2009/

1 2 3 4 5 6 7 8
Сумма налога, предъявленная к уплате (тыс. руб.) 14922 17440 19923 2518 2483 116 114
Количество налогоплательщиков, которым исчислен налог (человек) 88811 132059 15584 43248 23525 148 117
Сумма налоговых льгот (тыс. руб.) 11424 14935 18855 3511 3920 130 126
налоги и другие платежи

2007

2008

2009

изменения в относительных показателях (%) изменения в абсолютных показателях (+/-)

2008/

2009/

2008\

2009/

1 2 3 4 5 6 7 8
налог на прибыль организаций 159377 521899 175327 327 33 +362522 -346572
НДС 1373652 1268911 942425 92 74 -104741 -326486
НДПИ 2271 2251 2641 99 117 -20 +390
региональные налоги 332345 203929 173566 61 85 -128416 -30363
местные налоги 116810 131688 136422 112 103 +14878 +4734
специальные режимы 48967 72348 66988 147 92 +23381 -5360
акцизы 515727 155176 340241 30 219 -360551 +185065
ЕСН 859218 789591 693060 91 87 -69627 -96531

2007

2008

2009

изменения в относительных показателях (%) изменения в абсолютных показателях (+/-)

2008/

2009/

2008/

2009/

1 2 3 4 5 6 7 8
Выездные налоговые проверки 259 158 68 61 43 -101 -90
Выездные налоговые проверки, проводимые с привлечением МВД 30 18 5 60 27 -12 -13
в том числе:
Выездные налоговые проверки, проводимые с привлечением МВД, с начала проверки. 27 11 5 40 45 -16 -6
Выездные налоговые проверки, проводимые с привлечением МВД, после начала проверки. 3 5 0 166 0 +2 -5
Всего выездных налоговых проверок 289 176 73 60 41 -113 -103
2007(в единицах) 2008(в единицах) 2009(в единицах) изменения в относительных показателях (%) изменения в абсолютных показателях (+/-)

2008/

2009/

2008/

2009/

1 2 3 4 5 6 7 8
Данные о возврате плательщиком денежных средств 34 27 17 79 62 -7 -10
Материалы о нарушении налогового законодательства 62 56 45 90 80 -6 -11
информация об изъятии таможенной службой этилового спирта из всех видов сырья спиртосодержащей продукции 15 11 6 73 54 -4 -5

Данная организационная структура является линейной. В линейной структуре каждый руководитель обеспечивает руководство нижестоящими подразделениями по всем видам деятельности. Достоинство данной структуры выражается в его простоте, экономичности и предельном единоначалии. Каждый отдел и должность создаются для выполнения определенного набора функций управления и работ сотрудников. Для выполнения функций отдела их должностные лица наделяются определенными полномочиями и несут ответственность за выполнение закрепленных за отделом функций.

Проанализируем работу отдела камеральных проверок МР ИФНС России №2 по КБР.

За 2009 г. Согласно налоговой отчетности инспекцией передано в бюджет налога на доходы физических лиц в сумме 130535.0 тыс. руб., что составляет от установленных бюджетных назначений 153074.0 тыс. руб., из них мобилизовано в бюджет НДФЛ полученный от индивидуальных предпринимателей 2796.0 тыс. руб. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года поступления повысились на 1566.0 тыс. руб., сумма которого составляла 128969.0 тыс. руб. За 2007 год поступления по данному налогу составили 129301.0 тыс. руб., из них 2701.0 тыс. руб. от индивидуальных предпринимателей. В среднем увеличение по НДФЛ за 2009 год составило 10.1%.

Согласно данным отчета "Отчет о задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему РФ" задолженность по НДФЛ и индивидуальных предпринимателей составила (таблица 14):

Таблица 14Задолженность по НДФЛ

2007

2008

2009

изменения в относительных показателях (%) изменения в абсолютных показателях (+/-)

2008/

2009/

2008/

2009/

Протоколы об административных правонарушениях должностными лицами организаций, направленных в судебные органы 736 23 1 3 4 -713 -22
Протоколы об административных правонарушениях физическими лицами, направленных в судебные органы 54 30 12 55 40 -24 -18
Случаи приостановки операций в финансово-кредитных организациях 2831 5006 858 176 17 2175 -4148
Показатели НДФЛ Период Отклонения

2007

(тыс. руб.)

2008

(тыс. руб.)

2009

(тыс. руб.)

Относительные отклонения (%)

Абсолютные отклонения

(тыс. руб., +/ )

2008/

2007

2009/

2008

2008/

2007

2009/

2008

1 2 3 4 5 6 7 8
Всего 26408.0 26358.0 26665.0 99,8 101 -50.0 +307.0
в т.ч. предпринимателей 4600.0 4605.0 7883.0 100 171 +5.0 +3278.0

Анализ организации работы налоговых органов по проведению камеральных налоговых проверок деклараций по налогу на доходы физических лиц, поданных индивидуальными предпринимателями и физическими лицами в целях получения стандартных, имущественных, социальных и профессиональных налоговых вычетов выявило: за 2009 год предоставлены вычеты на сумму 26646.0 тыс. руб. 298 физическим лицам; в 2008 году – на сумму 18261.0 тыс. руб. 193 физическим лицам; в 2007 году сумма вычетов составила 13962.0 тыс. руб. 162 физическим лицам. Количество налогоплательщиков, которым выдано уведомление, подтверждающее право на получение имущественного налогового вычета составило в 2009 году- 140 человек, 2008г. – 108 человек, 2007 г. – 97 человек. За исследуемый период заявлений на предоставление профессионального вычета сотрудниками инспекции не было рассмотрено, в связи с тем, что таких заявлений не было подано. Остальные налогоплательщики получили стандартные и социальные вычеты. Рассматривая эти показатели можно утверждать о том, что налогоплательщики с каждым годом все в большем количестве начинают интересоваться законами нашей страны. Свидетельством этого является увеличения количества налоговых вычетов. Этот факт вовсе не говорит о желании сотрудников инспекции вернуть все деньги с бюджета, помогая этим налогоплательщикам. Низкая собираемость налогов связана еще и с тем, что многие физические лица приходят в инспекцию лишь раз в полгода, хотя по многим налогам предоставление декларации требуется ежеквартально. Неосведомленность наших граждан, к большому сожалению, приводит к тому, что возрастают количество невыплат по самым разным налогам и сборам. Результатом этого являются: большие штрафы и пени, недовольство налогоплательщиков, увеличение налогового бремени и нежелание самих сотрудничать с налоговыми и другими финансовыми органами, воображая себе, что государство собирает налоги только для "себя самого". Многие видят в налогах только его фискальную функцию, забывая между тем про его регулирующую и распределительную функции.

Общее количество налоговых деклараций по НДФЛ, поданных в инспекцию составило:

1. за 2009 год 471 единиц, в том числе: от физических лиц налоговых агентов – 450, предпринимателей - 10, нотариусов – 7, адвокатов – 4;

2. за 2008 год количество деклараций о доходах, поданных в инспекцию, составило 393 единиц, в том числе: от физических лиц налоговых агентов – 365, предпринимателей – 12, нотариусов – 12, адвокатов - 4;

3. за 2007 г. – 408, в том числе: от физических лиц налоговых агентов – 390, предпринимателей – 8, нотариусов – 6, адвокатов – 4.

Суммарный состав поданных деклараций за три года составило: 1272 единицы, в том числе от физических лиц налоговых агентов – 1205, предпринимателей – 30, нотариусов – 24, адвокатов – 12. По НДФЛ проведено камеральных проверок (таблица 15):

Таблица 15 Количество проведенных камеральных проверок по НДФЛ

Показатели Период Отклонения
2007 2008 2009 Относительные показатели (%) Абсолютные показатели(+/ )

2008/

2007

2009/

2008

2008/

2007

2009/

2008

1 2 3 4 5 6 7 8
Количество камеральных проверок 383 215 269 56 125 -168 +54

По 12 камеральным налоговым проверкам установлены доначисления в сумме 53.0 тыс. руб., в том числе: по 2 декларациям предпринимателей 36.0 тыс. руб., 6 декларациям нотариусов 11.0 тыс. руб., 3 декларациям адвокатов 6.0 тыс. руб.

В ходе проведенного анализа поступлений в бюджетную систему транспортного налога с физических лиц (таблица 16) установлено, что инспекцией мобилизовано в бюджет.

Таблица 16 Динамика изменений по транспортному налогу

Период

Бюджет. назначен

(план поступлений)

(тыс. руб.)

Сумма начислен

ного

налога

(тыс. руб.)

Сумма поступлений

(тыс. руб.)

% задолженности % выполнения бюджетных назначений

Отн.

показател

(%), гр.4/гр.3

Абс.

показат

(+/ ),

гр.4-гр.3

Отн.

показат

(%)

гр.4/гр.2

Абс.

показат

(+/-)

гр.4-гр.2

1 2 3 4 5 6 7 8
2007 4125.0 9981.0 2518.0 25 -7463 61 -1607
2008 4397.0 10708.0 2527.0 24 -8181 57 -1870
2009 5567.0 11608.0 3740.0 32 -7868 67 -1827

Задолженность по транспортному налогу с физических лиц в среднем составило за три года 23492.0 тыс. руб. Налоговым органом в 2009 г. в суд направлено было 3387 материалов на принудительное взыскание задолженности по транспортному налогу с физических лиц на сумму 3067.0 тыс. руб., в пользу налогового органа рассмотрено 1715 материалов на сумму 1936.0 тыс. руб.

Сроком уплаты транспортного налога физическим лицам установлено 30.04. для выплаты данного налога налоговый орган формирует уведомления, которые отправляются по почте. В 2009 г. количество налогоплательщиков, по которым инспекцией сформированы уведомления об уплате транспортного налога физических лиц составило 11813 (г. Баксан – 5795, Баксанский район – 6018), количество врученных уведомлений составило 11813, то есть процент направленных налогоплательщикам уведомлений составляет 100%. Количество налогоплательщиков – физических лиц, которым начислен транспортный налог к уплате составило за 2008 г. – 10516 человек, а в 2007 г. – 10120 человек.

Представительными органами муниципальных образований г. Баксана и Баксанского района установлены три срока уплаты налога на землю физическим лицам в соответствии со статьей 387 НК РФ (15.09, 16.11, 15.02 и 20.08, 20.11, 20.02). Для уплаты земельного налога физическими лицами инспекция формирует уведомления, в котором отражаются сумма налога, его ставка, налоговая база и срок выплаты земельного налога. В 2009 г. количество налогоплательщиков, по которым сформированы уведомления об уплате налога на землю составило - 19460 (г. Баксан – 11350, Баксанский район – 8110), количество врученных уведомлений составило 17082 (г. Баксан – 9872, Баксанский район – 7210), то есть процент направленных налогоплательщикам уведомлений составило 87.8%. Проанализируем влияние льгот, на поступление земельного налога в местный бюджет (таблица 17). Данные таблицы показывают, что сумма льгот по Баксанскому району превышают сумму начисленного налога. Процент льготной сумму составляет 304%, что негативно сказывается на поступлении данного налога.

Таблица 17 Анализ начислений по земельному налогу с физических лиц за 2008 год

Показатели Количество налогоплательщиков (человек) Сумма налога к уплате (тыс. руб.) Сумма льгот (тыс. руб.) % льготной суммы (гр.4/гр.3)
1 2 3 4 5
Всего, в т.ч. 19380 1626.0 1586.0 97
Баксан 11340 1387.0 859.0 62
Баксанский район 8040 239.0 727.0 304

Рассмотрим несколько сел Баксанского района: Заюково – количество налогоплательщиков налога на землю составило за 2008 г. – 1397 человек, 2007 г. – 1370 человек, 2009 г. – 1365 человек; сумма начисленного налога составила за 2009 г.85.0 тыс. руб., в 2008 г. – 76.0 тыс. руб., за 2007 г. – 71.0 тыс. руб.; сумма льгот равна в 2009 г. 52.0 тыс. руб., в 2008 г. – 12.0 тыс. руб., за 2007 г. – 61.0 тыс. руб. Село Исламей – количество налогоплательщиков на землю составило за 2009 год 1721 человек, в 2008 году – 1661 человек, 2007 г. – 1964 человек. Сумма начисленного налога составила за 2009 г. – 175.0 тыс. руб., за 2008 г.- 163.0 тыс. руб., в 2007 г. – 135.0 тыс. руб.; количество льгот составляло в 2009 г. – 43.0 тыс. руб. в 2008 г. – 6.0 тыс. руб., 2007 год – 90.0 тыс. руб.

В ходе проведенного анализа поступлений в бюджетную систему земельного налога с физических лиц установлено, что инспекцией мобилизовано налога в бюджет. За 2009 г. всего земельного налога поступило 15545.0 тыс. руб., в том числе земельного налога с физических лиц 412.0 тыс. руб., при этом бюджетные назначения по данному налогу составили 14940.0 тыс. руб…. сумма начисленного земельного налога с физических и юридических лиц за 2009 г. составила 5457.0 тыс. руб., в том числе сумма земельного налога с физических лиц 1803.0 тыс. руб., в результате собираемость земельного налога с физических лиц составила 22.8%. По сравнению с аналогичным периодом 2008 г. поступления повысились на 2586.0 тыс. руб., сумма которого составляла 12959.0 тыс. руб., в сравнении с 2007 г. поступления увеличились на 4745.0 тыс. руб., сумма налога составила 10800.0 тыс. руб.

Задолженность по налогу на землю с физических лиц за 2009 г. составила: на 01.01.2010 г. – 10213.0 тыс. руб., на 01.01.2009г. – 9170.0 тыс. руб., на 01.01.2008 г. – 8260.0 тыс. руб. Проведенный анализ показывает, что с каждым годом растет задолженность по данному налогу. За данные периоды инспекция не направляла в суд материалы на принудительное взыскание задолженности по земельному налогу с физических лиц. Представительными органами муниципальных образований г. Баксана и Баксанского района установлены налоговые ставки в следующих размерах: 0.2%, 0.3% и 1.5%; установлена необлагаемая налогом сумма в размере 1000 руб. на одного налогоплательщика – физического лица (г. Баксан); освобождены от налогообложения граждане – малоимущие и собственники садовых земельных участков, расположенных в районе "Тамбиево". В инспекции отсутствует учет садоводческих, огороднических товариществ, гаражно-строительных кооперативов, которые могут воспользоваться необлагаемой базой 10000 рублей при уплате земельного налога. В силу этого начисление налога производится на общих основаниях.

В силу взаимодействия с территориальным органом Роснедвижимости и органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, инспекцией получено: за 2008 г. по физическим лицам 38412 сведений, за 2007 г. – 35125 сведений, за 2009 г. – 43846 сведений. Всю полученную информации инспекцией было обработано и проверено. По данным инспекции количество объектов недвижимости г. Баксана и Баксанского района в 2009 г. составило 3490 квартир и домов, в том числе в г. Баксане – 2837, Баксанский район – 653.по сравнению с 2009 г. за 2007 г. и 2008 г. количество объектов недвижимости менялся в незначительной степени. В 2008 г. количество объектов было равно 3487, а в 2007 г. – 3485.

Поступления по налогу на имущество с физических лиц отразим на гистограмме (рисунок 1).

Задолженность по налогу на имущество физических лиц составила:

1. 2009 г. – 13150.0 тыс. руб.;

2. 2008 г. – 9283.0 тыс. руб.;

3. 2007 г. – 8326.0 тыс. руб.;

Задолженность по данному налогу в 2009 году увеличилось на 3867.0 тыс. руб. по сравнению с 2008 годом. Рост задолженности по налогу на имущество физических лиц составил 42.5%. увеличение задолженности свидетельствует о низкой собираемости налога.


Рис.1 Динамика поступлений по налогу на имущество с физических лиц

Инспекцией в 2009 г. в суд направлено 785 материалов на принудительное взыскание задолженности по налогу на имущество физических лиц на сумму 630.0 тыс. руб., все материалы рассмотрены в пользу налогового органа. Представительными органами муниципальных образований г. Баксана и Баксанского района установлены два срока уплаты налога на имущество физическим лицам (15.09 и 15.11). Количество налогоплательщиков, по которым сформированы уведомления об уплате налога на имущество физических лиц составило 16090 (г. Баксан м- 7530, Баксанский район – 8560), количество врученных уведомлений составило 12434, процент направленных налогоплательщикам уведомлений составил 77.3% (12434/16090*100).

Данные по начислению налога на имущество с физических лиц представлены в таблице 18. Из таблицы видно, что по налогу на имущество с физических лиц происходит рост числа налогоплательщиков. С таким же темпом растет и сумма налога, подлежащая уплате. Наибольшее увеличение приходится на 2009 год, где сумма налога выросла на 111%. Количество налогоплательщиков увеличилось на 1060 человек, что характеризует демографическое развитие населения. Данный фактор может отразиться положительно по отношению увеличения поступления сумм налога, если собираемость данного налога будет расти такими же темпами.


Таблица 18 Динамика налога на имущество с физических лиц

Показатели Период Отклонения
2007 2008 2009 Относительные показатели (%) Абсолютные показатели(+/ )

2008/

2007

2009

/2008

2008/

2007

2009/

2008

1 2 3 4 5 6 7 8

Количество налогоплательщиков

(человек)

13532 13561 14621 100 108 +29 +1060
Сумма налога к уплате (тыс. руб.) 4907.0 5219.0 5823.0 106 111 +312 +604

От регистрирующих органов и уполномоченных лиц в инспекцию поступило сведений:

1. За 2009 г. поступило 167 сведений по сделкам купли продажи недвижимого имущества и сделок с ним на сумму 22675.0 тыс. руб.. Количество физических лиц дополнительно привлеченных к декларированию, в связи с продажей недвижимого имущества при получении уведомления налогового органа составило 26 на сумму 266.0 тыс. руб. эти лица до получения сведений от регистрирующего органа не уведомили налоговый орган о своих сделках в нарушение налогового законодательства;

2. В 2008 г. из поступивших 118 сведений привлечено было 24 физических лиц;

3. В 2007 г. в налоговый орган поступило 123 сведений. Из них 12 физических лиц должны были предоставить налоговые декларации о произведенных сделках купли – продажи, с приложением соответствующих приложений.

Организация контрольной работы инспекции по использованию сведений, поступавших из Федеральной миграционной службы и ее территориальных подразделений, показало, что в 2009 г. из Федеральной миграционной службы и ее территориальных подразделений поступили 33 сведения о выданных разрешениях на работу иностранным гражданам и 3195 иных сведений. В сравнении с аналогичным периодом прошлых лет количество сведений увеличилось на 50% (в 2008 г. – 17, в 2007 г. – 15 сведений). Тесное сотрудничество с миграционной службой дает возможность налоговому органу следить за порядком перечислений в бюджет налога на доходы физических лиц или других налогов, в зависимости от видов деятельности иностранцев.

Проанализировав работу отдела камеральных проверок, мы можем заключить, что в целом результативность в 2009 году увеличился. Нами были рассмотрены поступления некоторых налогов в бюджет, в частности, по НДФЛ задолженность по сравнению с 2008 годом в 2009 году увеличился на 307 тыс. руб. По данному налогу было проведено камеральных проверок в 2009 году больше, чем в 2008 г., но по сравнению с 2007 годом количество камеральных проверок снизилось на 114 единиц. По транспортному налогу инспекция не смогла выполнить свои бюджетные назначения ни в одном из исследуемых периодов. По отношению к земельному налогу было выявлено, что процент льгот больше, чем сумма начисленного налога. Этот фактор влияет отрицательно на выполнение бюджетных назначений по земельному налогу. Поступления по налогу на имущество с физических лиц в 2009 г. уменьшились на 31.0 тыс. руб. по сравнению с 2008 годом. Для полной собираемости местных налогов нужно, чтобы налоговые органы информировали граждан не только о сумме задолженности, но и о сроках платежа тех или иных налогов. То есть необходимо ежегодно проводить среди населения разъяснительную работу в части изменений в налоговом законодательстве.

3.2 Состав и структура выездных проверок

На основе аналитической записки проведем анализ поступлений налогов в бюджеты разных уровней. Рассмотрим суммы доначислений, по различным налогам проведенные на основе результатов выездной налоговой проверки.Дополнительные начисления по результатам контрольной работы отражены в таблице 19.

Таблица 19 Дополнительные начисления по результатам контрольной работы

Показатели Период Отклонения

2007

(тыс. руб.)

2008

(тыс. руб.)

2009

(тыс. руб.)

Относительн показатели (%) Абсолютные показатели(+/ )
2008/2007 2009/2008

2008/

2007

2009/

2008

1 2 3 4 5 6 7 8
Общая сумма начислений по результатам контрольной работы 389421.0 411774.0 366413.0 106 88 +22353 -45361
В т.ч., по результатам выездных проверок 221194.0 227764.0 37510.0 103 16 +6570 -190254
По пеням, начисленным за текущую задолженность 48531.0 64865.0 50770.0 134 78 +16334 -14095

Уровень результативности налоговых проверок организаций с учетом предприятий, подлежащих ликвидации и уровень результативности налоговых проверок физических лиц за последние 5 лет составляет 100%. Удельный вес выездных налоговых проверок организаций, проведенных с использованием целенаправленного отбора объектов проверки с 68% за 2007 год и с 79% за 2008 год доведен в отчетном до 82% в. В отбор не попадают организации подлежащие ликвидации, где проверки проводятся вне плана и по запросам правоохранительных органов. Удельный вес количества комплексных выездных налоговых проверок в общем количестве выездных проверок организаций за отчетный период составил 100 % против 100 % за 2008 и 2007 года.


Анализ доначислений на одну результативную проверку представлен в таблице 20.

Таблица 20 Доначисления на одну результативную выездную проверку

Показатели Период Отклонения

2007

(тыс. руб.)

2008

(тыс. руб.)

2009

(тыс. руб.)

Относительные показатели (%) Абсолютные показатели(+/ )

2008/

2007

2009/

2008

2008/

2007

2009/

2008

1 2 3 4 5 6 7 8
Доначисления организациям 2341.0 4338.0 504.0 185 12 +1997 -3834
Доначисления физическим лицам 102.0 59.0 303.0 58 513 -43 +244
Минимальная сумма доначислений организациям 2.4 3.4 5.8 142 171 +1.0 +2.4
Минимальная сумма доначислений физическим лицам 1.5 4.2 0.4 280 9 +2.7 -3.8
Максимальная сумма доначислений физическим лицам 623.0 709.0 6180.0 114 872 +83 +5471

Количество сотрудников осуществляющих выездные налоговые проверки в 2009 году составляло 5 человек. Нагрузка на одного сотрудника контрольного блока по отделу выездных налоговых проверок – 17 единиц. Средняя продолжительность выездных налоговых проверок составляет 104 дня за исследуемый период.

В таблице 21 представлены результаты анализа по выездным налоговым проверкам в разрезе основных налогов.


Таблица 21 Результаты по выездным налоговым проверкам в разрезе основных налогов

Показатели Период Отклонения

2007

(тыс. руб.)

2008

(тыс. руб.)

2009

(тыс. руб.)

Относительные показатели (%) Абсолютные показатели(+/ )

2008/

2007

2009/

2008

2008/

2007

2009/

2008

1 2 3 4 5 6 7 8
НДС 2778.0 3508.0 20786.0 126 592 +730 +17278
Налог на прибыль 20787.0 214984.0 7114.0 103 3 +194197 -207870
ЕСН 688.0 1512.0 833.0 219 55 +824 -679
Страховые взносы 180.0 221.0 203.0 123 92 +41 -18
НДФЛ 2310.0 4464.0 2354.0 193 53 +2154 -2110
Налог на имущество организаций 385.0 412.0 11.0 107 3 +27 -401

В 2009 году проведено совместно с правоохранительными органами 11 выездных налоговых проверок, в ходе которых доначислено в бюджет 13186 тыс. руб. За 2008 год было проведено 7 проверок с результатом 217164 тыс. руб. В 2007 году проведено 4 проверки с результатом в 205968 тыс. руб.

На основе проведенного анализа по выездным налоговым проверкам можно сделать следующие выводы:

1. Результативность выездных налоговых проверок в 2009 году по основным налогам значительно ниже, чем в 2008 году. В 2008 году были произведены доначисления в сумме превышающем сумму 2009 года.

2. Результативность выездных налоговых проверок по суммам доначислений в 2009 году уменьшилось до 16%. Уменьшение этого показателя связано с проверкой предприятий с хорошими показателями. Выездные налоговые проверки должны проводиться по отношению к тем налогоплательщикам, которые уклоняются от уплаты налогов и других обязательных платежей.

3. Доначисления физическим лицам в 2009 году увеличилось на 224 тыс. руб. по сравнению с 2008 годом. Сумма этих начислений растет с каждым годом вследствие невыполнения налогоплательщиками своих обязательств.

4. По налогу на добавленную стоимость сумма начислений увеличилось на 17278 тыс. руб. и этот показатель выражается только в постоянном росте.

В целом по выездным налоговым проверкам за исследуемый период происходили значительные изменения в положительную и отрицательную стороны, что в полнее характерно для нестабильной экономики нашего региона. По результатам выездных проверок не выявление нарушений связано с тем, что примененные санкции, штрафы и пени прошлых лет положительно повлияли на налогоплательщиков. Причиной уменьшения результативности проверок служит перегруженность сотрудников налоговой инспекции. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день подталкивает на изменения работы и налоговых органов.


Заключение

Осуществление налогового контроля является основной функцией уполномоченных органов государства - налоговых органов. НК РФ прямо не дает этому понятию определения, но его можно вывести из определения налоговых органов.

Обязанность платить налоги распространяется на всех экономических субъектов в качестве безусловного требования государства. Налоговые органы, представленные Финансовой налоговой службой России и его территориальными подразделениями контролируют выполнение данной обязанности. Налоговый контроль - та правовая среда, которая сложилась в национальной экономике в сфере взаимоотношений налогоплательщиков и контролирующих органов, то есть это система мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию денежных фондов государства в части налоговых доходов; выявлению резервов увеличения налоговых поступлений в бюджет и улучшению налоговой дисциплины. В тоже время, это совокупность приемов и способов, используемых налоговыми органами, которые обеспечивают соблюдение налогового законодательства, правильность исчисления, полноту и своевременность внесения налогов в бюджет.

Основной формой проведения налогового контроля продолжает оставаться налоговая проверка, которая представляет собой процессуальное действие налоговых органов по контролю за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов и сборов, осуществляемое путем сопоставления фактических данных, полученных в результате мероприятий налогового контроля, с данными налоговых деклараций и иных отчетных документов, представляемых налогоплательщиками в налоговые органы.

Налоговые проверки служат основными методами осуществления налоговыми органами налогового контроля. Процедура их проведения отражена во многих нормативно-правовых актах. Для камеральной и выездной налоговой проверки критерии оценки деятельности налогоплательщика разные. Выездная налоговая проверка – более глубокое и детальное изучение финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, чем камеральная. В МР ИФНС России по КБР налоговые инспекторы, как и в других налоговых инспекциях, составляют акты камеральных и выездных налоговых проверок, в которых находят отражение налоговые правонарушения налогоплательщиков, меры ответственности применяемее к ним и рекомендации налогового органа в отношении исчисления уплаты налогов и сборов данными налогоплательщиками. Налоговый контроль непосредственно затрагивает интересы всех организаций и большинства физических лиц. Любая неопределённость в понятиях, пробелы в правовом регулировании контрольной работы создают условия для взаимных претензий, конфликтов между налоговыми органами и налогоплательщиками, стимулируют злоупотребления, приводят к росту числа налоговых споров. В ряде случаев решение налоговыми органами задач налогового контроля и повышения его эффективности сдерживается недостаточной проработкой теоретических вопросов, касающихся, в частности, определения налогового контроля, перечня его форм и методов. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок (камеральных и выездных), проверки данных учета и отчетности.

В нашей работе мы проанализировали работу налоговой инспекции на примере одной из территориальных инспекций "МР ИФНС России №2 по КБР". Были рассмотрены виды налоговых проверок, работу отделов инспекции. Налоговый орган – один из главных рычагов государства для регулирования налоговых платежей и сборов в бюджет. Она выступает инструментов воздействия и контроля за деятельностью налогоплательщиков. Поэтому необходимо, чтобы налоговые органы были адаптированы к часто меняющейся экономике, умело разбирались с налоговым законодательством. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день подталкивает на изменения работы и налоговых органов.

На основе проведенных анализов можно сказать, что поступления практически по всем налогам и результаты камеральных и выездных проверок были результативнее в 2008 году, чем в 2009 и в 2007 годах. Причиной уменьшения результативности проверок служит перегруженность сотрудников налоговой инспекции. По результатам выездных проверок не выявление нарушений связано с тем, что примененные санкции, штрафы и пени прошлых лет положительно повлияли на налогоплательщиков. Конечно, нельзя утверждать, что все настолько хорошо. Причины имеются и на сегодняшний день и они связаны не только с не желанием налогоплательщиков сотрудничать с налоговым органом, но и с тем, что многие налоги до сих пор не нашли единого истолкования. К примеру, налог на добавленную стоимость одна из тех налогов, которая толкуется налогоплательщиками, а порой и сотрудниками налоговой инспекции неоднозначно. Налоговой инспекцией проведено больше камеральных проверок, чем выездных в силу того, что в Баксанском районе количество предприятий и индивидуальных предпринимателей гораздо меньше физических лиц.

Следует отметить, что за 2007 год налоговым органам удалось добиться позитивных результатов в деле повышения эффективности форм и методов налогового контроля, следствием чего стало увеличение сумм, дополнительно мобилизованных в бюджет по результатам контрольных мероприятий. Однако общий уровень налоговой дисциплины в стране, характер применяемых недобросовестными налогоплательщиками схем уклонения от уплаты налогов, становящихся из года в год все более масштабными и изощренными, заставляют задуматься о необходимости использования новых резервов повышения эффективности налогового контроля.Поэтому в настоящее время главная задача контрольной работы налоговых органов, на решение которой направлены усилия ФНС России, - это задача усиления аналитической составляющей работы налоговых органов, внедрение в практику налогового контроля комплексного системного анализа финансово - хозяйственной деятельности проверяемых объектов. И основной акцент в решении данной проблемы ФНС России делает на усилении роли и значимости камеральных проверок, чтобы в перспективе сделать данный вид проверок основной формой налогового контроля. Эта позиция обусловлена обстоятельствами: камеральная проверка является наименее трудоемкой формой налогового контроля; данными проверками охватываются все 100% налогоплательщиков.Вопрос обеспечения рационального отбора налогоплательщиков в ходе камеральной проверки для проведения выездных налоговых проверок находится в разряде наиболее актуальных проблем повышения эффективности налогового контроля, так как в настоящее время 43% выездных налоговых проверок заканчиваются безрезультатно.Необходимым и перспективным направлением совершенствования процедуры камеральных проверок является внедрение в практику работы налоговых органов автоматизированных систем их сопровождения. В настоящее время разработки в этой области еще только начинаются. Данная программа позволяет на основе данных налоговой отчетности выявлять сферы возможных налоговых правонарушений, определять потенциальный размер доначислений и, следовательно, концентрировать внимание проверяющих на соответствующих направлениях проведения проверки. Таковы основные проблемы, стоящие перед налоговыми органами на текущем этапе. От их эффективного решения в определенной степени зависит обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других обязательных платежей в государственную казну.В результате исследования, установлено, что совершенствование системы налогового контроля необходимо проводить, в том числе посредством повышения эффективности камеральных проверок, что может быть достигнуто следующими мероприятиями:

1. создание единой информационной базы налоговых органов, включающей данные о налогоплательщиках и социально-экономическом состоянии регионов, среднестатистические данные по отраслям и категориям налогоплательщиков, а также другие сведения, отражающие деятельность хозяйствующих субъектов;

2. разработка методов проведения по отраслям анализа достоверности информации, приведенной в налоговой отчетности;

3. разработка эффективных методов определения налоговой базы в отношении различных видов деятельности и косвенных параметров, характеризующих деятельность организаций;

4. совершенствование порядка определения очередности налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок и выявление приоритетных отраслей экономики, в отношении которых необходимо разработать методики камеральных проверок;

5. создание базы данных налоговых нарушений, выявленных в результате проведения камерального контроля, для использования в выездных налоговых проверках и т.д.

В целом, оценивая применяемые ФНС РФ показатели эффективности камеральных проверок, следует отметить, что по результатам исследования, проведенного в данной дипломной работе, они существенно варьируются по регионам и периодам и не могут с достаточной долей достоверности давать возможность судить о действительном положении дел с эффективностью контрольной работы.

Список литературных источников

1. Баталова И.С. Налоговые проверки: проблемы, анализ, решение; 2008. С.52;

2. Борисов А.Н. Защита прав налогоплательщика при проведении налоговых проверок; практическое пособие, ГроссМедиа. 2008. С. 128;

3. Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Постатейный комментарий изменений. Налоговый кодекс РФ (с учетом Федерального закона от 27.07.2006 г. N 137-ФЗ). Электронный ресурс: СПС "Консультант Плюс";

4. Владыкова В.М. Сборник задач по налогам и налогообложению, 2007 2-е издание, С. 360;

5. Дворецкий В.Р. Налоговая проверка. Как защитить свои права // ГроссМедиа, 2006. С.85;

6. Жидкова Е.Ю. Налоги и налогообложение; Эксмо, 2009. С. 300;

7. Закон РФ №943-1 "О налоговых органах РФ". http:www.nalog.ru;

8. Злыгостев Н.Н. Изменения в порядке назначения и проведения налоговых проверок // Налоговый вестник, 2007, № 2;

9. Золотарева А.И. Налоговое администрирование. Основные итоги реформы; М.: ИЭПП, 2008. С. 786;

10. Иванова Е.В. Об оценке эффективности налогового контроля // Финансы.- 2008.- №1;

11. Изменение ставок по НДС// "Налоговые споры".- №1.- 2008;

12. Инвестиционный паспорт КБР http://www.kbr-invest.ru/?p=396;

13. Касьянова А.В. Проверка компании. Милиционеры, налоговики, трудовая инспекция. Тактика поведения; ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008. С. 304;

14. Качур О.В. Налоги и налогообложение, М., 2007. С. 304;

15. Климова М.А. Налоговые проверки в 2007 г. // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии, 2007, № 3;

16. Левадная Т. Налогообложение физических лиц и индивидуальных предпринимателей. Налоговый вестник № 12. 2009 г.;

17. Налоговый кодекс Российской Федерации части 1 и 2.Официальный текст по состоянию на 1 января 2010 г. с изменениями и дополнениями согласно ФЗ №224, от23.12.2009 г. Электронный ресурс: СПС "Консультант Плюс";

18. Налоги и налогообложение: учебник для студентов вузов; под ред. И.А. Майбурова – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. С. 655;

19. Основные направления налоговой политики на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов, подготовленные Министерством финансов Российской Федерации Электронный ресурс: СПС "Консультант Плюс";

20. Отчет о результатах контрольной работы налоговых органов (2-НК) 2007 http://www.r07.nalog.ru/document.php?id=179587&topic=sv_otch07-9;

21. Отчет о результатах контрольной работы налоговых органов (2-НК) 2008

http://www.r07.nalog.ru/document.php?id=214629&topic=sv_otch07-9;

22. Отчет о результатах контрольной работы налоговых органов (2-НК) 2009

http://www.r07.nalog.ru/document.php?id=321675&topic=sv_otch07-9;

23. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. МЦФЭР, М., 2007 г. С.261;

24. Постановление Совета Министров СССР от 24.01.1990 № 76 "О государственной налоговой службе".

25. Приказ МНС России №ГБ-3-20/150 "О системе органов МНС РФ и его подведомственных организациях".

26. Приказ МНС РФ (с из. и доп.) от 3 марта 2004 г. N БГ-3-09/178 " О порядке и условиях присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц"

27. Приказ МНС РФ (с изменениями и дополнениями) от 08.10.1999 N АП-3-16/318 " Об утверждении порядка назначения выездных налоговых проверок"

28. Приказ ФНС России (с изменениями и дополнениями) от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892@ "Об оформлении результатов камеральной налоговой проверки"

29. Управление ФНС по КБР http://www.r07.nalog.ru/index.php?topic=ss07;

30. Федеральное казначейство России www.roskazna.ru;

31. Харитонов С.А. Информационные технологии налогового учета. М, ЗАО 1С.,2008.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  395  396  397   ..