Главная      Учебники - Экономика     Лекции по финансам - часть 10

 

поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  370  371  372   ..

 

 

Казначейская система исполнения бюджета 3

Казначейская система исполнения бюджета 3

ОГЛАВЛЕНИЕ

Зарождение казначейской службы произошло еще во времена Древней Руси, когда появилась должность казначея – должностного лица княжеской или боярской администрации, хранителя княжеских ценностей, которые назывались казной. Роль казначеев возрастала и в XV веке в период царствования Ивана III появились казенные дворы.

Пресс-релиз
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ИСПОЛНЕНИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
за январь-июнь 2008 года

По предварительной оценке федеральный бюджет за январь-июнь 2008 года исполнен:

по доходам - в сумме 4 368,96 млрд. рублей, или 54,2% к общему объему доходов федерального бюджета, утвержденному Федеральным законом “О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов” (в редакции Федерального закона от 03.03.2008 № 19-ФЗ) (далее – уточненный прогноз доходов);

по кассовому исполнению расходов3 037,85 млрд. рублей, или 41,0% к уточненной росписи;

кассовый профицит1 331,11 млрд. рублей;

первичный профицит составил 1 405,15 млрд. рублей.

Доходы федерального бюджета

Доходы федерального бюджета за январь-июнь 2008 года в разрезе федеральных органов исполнительной власти - администраторов доходов федерального бюджета, на которые приходятся максимальные объемы администрируемых доходов:

Федеральной налоговой службой – в сумме 1 945,74 млрд. рублей, что составило 52,3% к прогнозным показателям доходов федерального бюджета на 2008 год;

Федеральной таможенной службой – в сумме 2 159,32 млрд. рублей, что составляет 53,7% к прогнозным показателям доходов федерального бюджета на 2008 год;

Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом - в сумме 24,35 млрд. рублей, или 37,1% к прогнозным показателям доходов федерального бюджета на 2008 год;

Другими федеральными органами – в сумме 239,55 млрд. рублей, или 94,2% к прогнозным показателям доходов федерального бюджета на 2008 год.

Стабилизационный фонд Российской Федерации, Резервный фонд и Фонд национального благосостояния

По состоянию на 1 января 2008 года совокупный объем средств Стабилизационного фонда Российской Федерации (далее - Стабилизационный фонд) составил 3 849,11 млрд. рублей.

Во исполнение положений части 15 статьи 5 Федерального закона от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ “О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации” и в соответствии с приказом Минфина России от 29 января 2008 года № 37 “О перечислении средств Стабилизационного фонда Российской Федерации в Резервный фонд и в Фонд национального благосостояния и расторжении договоров банковского счета по учету средств Стабилизационного фонда Российской Федерации” Федеральным казначейством 30 января 2008 года осуществлено перечисление денежных средств в долларах США, евро и фунтах стерлингов на отдельные счета по учету средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния в долларах США, евро и фунтах стерлингов соответственно.

Курсовая разница от переоценки остатков средств на счетах Стабилизационного фонда в иностранной валюте за период с 1 января 2008 года по 30 января 2008 года составила 2,69 млрд. рублей. Совокупный объем средств Стабилизационного фонда 30 января 2008 года составил 3 851,80 млрд. рублей.

По состоянию на 31 января 2008 года совокупный объем средств Резервного фонда составил 3 069,00 млрд. рублей (что соответствует 10% прогнозируемого на 2007 год объема ВВП, величина которого составляет 30 690,00 млрд. рублей согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2008-2010 гг. от 18 апреля 2007 года), совокупный объем средств Фонда национального благосостояния составил 782,80 млрд. рублей.

В феврале 2008 года в Резервный фонд поступили доходы от размещения средств Стабилизационного фонда в сумме 28,63 млрд. рублей.

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 955 “О порядке управления средствами Резервного фонда” в феврале 2008 года на данные средства была приобретена и зачислена на соответствующие счета по учету средств Резервного фонда иностранная валюта в пропорции: 45% - доллары США; 45 % - евро и 10% - фунты стерлингов.

Курсовая разница от переоценки остатков средств на счетах Резервного фонда в иностранной валюте за период с 30 января по 30 июня 2008 года составила (-) 41,11 млрд. рублей.

Таким образом, по состоянию на 1 июля 2008 года совокупный объем средств Резервного фонда в рублевом эквиваленте составил 3 056,52 млрд. рублей.

Совокупный объем средств Фонда национального благосостояния на 1 июля 2008 года составил 770,56 млрд. рублей, при этом курсовая разница от переоценки остатков средств на счетах Фонда национального благосостояния составила (-) 12,24 млрд. рублей.

Примечание: Приложения 1-2 к “Предварительной оценке исполнения федерального бюджета за январь-июнь 2008 года" будут опубликованы на сайте Минфина РФ в Интернете www.minfin.ru в разделе “Официальная информация”

Казначейская система исполнения бюджета позволяет:

Повысить эффективность использования бюджетных средств в части обеспечения целевой направленности, своевременности и рациональности их расходования;

Снизить стоимость обслуживания внутреннего долга путем увеличения точности прогнозирования доходов, расходов на базе оперативного учета и контроля;

Ускорить оборачиваемость бюджетных средств за счет сокращения пробега средств от распорядителя до конечных получателей .

Таким образом, бюджетная система Российской Федерации чрезвычайно сложна, как сложны и все ее составляющие: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации, местные бюджеты. Федеральный бюджет балансирует доходы и расходы государства в целом, осуществляет необходимое перераспределение доходов между социальными группами, между регионами. Территориальные же бюджеты способствуют осуществлению конкретных программ на местах. И то, и другое жизненно важно для функционирования экономики страны и успешного ее развития. И налицо вывод - оптимальное функционирование бюджетного механизма возможно лишь при двух основополагающих условиях: правильного построения межбюджетных отношений между бюджетами различных уровней и четкого, справедливого баланса его доходов и расходов. Именно тогда возможно говорить о стабильной и быстрорастущей экономике, эффективной бюджетной политике, ибо только тогда в полной мере проявятся основные принципы бюджета: единство, полнота, реальность, гласность и самостоятельность.

Таким образом, создана трех уровневая структура органов Федерального Казначейства, которая представлена на рис.1.


---------

---------

---------

---------

---------

- Отделения

Рис 1. Структура органов Федерального казначейства. 1

Федеральное казначейство осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

5.1. доводит до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования;

5.2. ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета;

5.3. открывает в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливает режимы счетов федерального бюджета;

5.4. открывает и ведет лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

5.5. ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

5.6. ведет учет показателей сводной бюджетной росписи федерального бюджета, лимитов бюджетных обязательств и их изменений;

5.7. составляет и представляет в Министерство финансов Российской Федерации оперативную информацию и отчетность об исполнении федерального бюджета, отчетность об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;

5.8. получает в установленном порядке от главных распорядителей средств федерального бюджета, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и органов местного самоуправления материалы, необходимые для составления отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;

5.9. осуществляет распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5.10. осуществляет прогнозирование и кассовое планирование средств федерального бюджета;

5.11. осуществляет управление операциями на едином счете федерального бюджета;

5.12. осуществляет в установленном порядке кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

5.13. обеспечивает проведение кассовых выплат из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от имени и по поручению соответствующих органов, осуществляющих сбор доходов бюджетов, или получателей средств указанных бюджетов, лицевые счета которых в установленном порядке открыты в Федеральном казначействе;

5.14. осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета;

5.15. осуществляет подтверждение денежных обязательств федерального бюджета и совершает разрешительную надпись на право осуществления расходов федерального бюджета в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств;

5.16. обобщает практику применения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности и вносит в Министерство финансов Российской Федерации предложения по его совершенствованию;

5.17. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Федерального казначейства и реализацию возложенных на него функций;

5.18. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

5.19. обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;

5.20. обеспечивает мобилизационную подготовку Федерального казначейства;

5.21. организует профессиональную подготовку работников Федерального казначейства, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;

5.22. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности Федерального казначейства;

5.23. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

5.24. проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Федерального казначейства, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;

5.24.1. ведет реестр государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации по итогам размещения заказов;
(пп. 5.24.1 введен Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 N 669)

5.25. осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Для кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации Федеральное казначейство открывает в Центральном банке Российской Федерации счета, через которые все кассовые операции по исполнению бюджетов осуществляются Федеральным казначейством либо органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с соглашением, предусмотренным ст.215.1 БК РФ.

Эффективное и экономное использование бюджетных средств определяет возможность осуществления приоритетных положений бюджетной политики государства в целом, каждого субъекта РФ и муниципального образования.

В настоящее время основные процедуры исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы страны регламентирует Бюджетный кодекс РФ.[6] На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. С 01.01.2006 г. введено понятие "кассовое обслуживание исполнения бюджетов», которое возложено на органы Федерального казначей (ст. 215.1 БК РФ). При этом под кассовым обслуживанием исполнения бюджетов понимается «проведение и учет операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета».

Бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов.

Содержание и значение казначейской системы исполнения бюджета

Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.
Федеральное казначейство находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

Федеральное казначейство в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, а также Положением о Федеральном казначействе.1

Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями.

. Федеральное казначейство осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

5.1. доводит до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования;

5.2. ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета;

5.3. открывает в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливает режимы счетов федерального бюджета;

5.4. открывает и ведет лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

5.5. ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

5.6. ведет учет показателей сводной бюджетной росписи федерального бюджета, лимитов бюджетных обязательств и их изменений;

5.7. составляет и представляет в Министерство финансов Российской Федерации оперативную информацию и отчетность об исполнении федерального бюджета, отчетность об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;

5.8. получает в установленном порядке от главных распорядителей средств федерального бюджета, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и органов местного самоуправления материалы, необходимые для составления отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;

5.9. осуществляет распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5.10. осуществляет прогнозирование и кассовое планирование средств федерального бюджета;

5.11. осуществляет управление операциями на едином счете федерального бюджета;

5.12. осуществляет в установленном порядке кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

5.13. обеспечивает проведение кассовых выплат из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от имени и по поручению соответствующих органов, осуществляющих сбор доходов бюджетов, или получателей средств указанных бюджетов, лицевые счета которых в установленном порядке открыты в Федеральном казначействе;

5.14. осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета;

5.15. осуществляет подтверждение денежных обязательств федерального бюджета и совершает разрешительную надпись на право осуществления расходов федерального бюджета в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств;

5.16. обобщает практику применения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности и вносит в Министерство финансов Российской Федерации предложения по его совершенствованию;

5.17. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Федерального казначейства и реализацию возложенных на него функций;

5.18. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

5.19. обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;

5.20. обеспечивает мобилизационную подготовку Федерального казначейства;

5.21. организует профессиональную подготовку работников Федерального казначейства, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;

5.22. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности Федерального казначейства;

5.23. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

5.24. проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Федерального казначейства, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;

5.24.1. ведет реестр государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации по итогам размещения заказов;
(пп. 5.24.1 введен Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 N 669)

5.25. осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

На современном этапе перед органами Федерального казначейства стоят следующие основные задачи:
- проведение кассовых операций, осуществляемых в ходе исполнения федерального бюджета;
- осуществление предварительного и текущего контроля за соблюдением бюджетногозаконодательства участниками бюджетного процесса;
- распределение (по законодательно установленным нормативам) доходов, поступивших в бюджетную систему, между бюджетами разных уровней;
- осуществление кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;
- своевременное и качественное составление отчетности об исполнении федерального бюджета.

В России в 1821 г. Александром 1 был официально учреж­ден Департамент государственного казначейства. Государство отдавало в руки одного органа все свои денежные средства. Указ гласил, что главные предметы Департамента государственного казначейства есть движение сумм по приходам и расходам всех казначейств и главное счетоводство всех приходов и расходов.

Все развитые страны осуществляют свои внутренние и внешние расходы через систему казначейства. Именно этот орган берет на себя работу с бюджетом по доходам и расходам, учет и исполнение внешних и внутренних кредитов и займов, выпуск ценных бумаг, казначейских обязательств и векселей для устранения дефицита бюджета, контроль за всеми средст­вами бюджета.

Россия является частью международной финансовой сис­темы, прибегает к кредитам и заимствованиям у иностранных государств и организаций, выпускает ценные бумаги. При этом у государства должен быть орган, исполняющий все операции со средствами его бюджета, осуществляющий учет и отчетность, обеспечивающий контроль над использованием средств по целевому назначению.

Таким образом, России как государству новых экономических рыночных отношений необходима единая централизован­ная система органов федерального казначейства.

До 1998 г. исполнение бюджета происходило через уполно­моченные банки, где открывались специальные бюджетные счета. Но эта система себя не оправдала, так как бюджетные средства часто использовались коммерческими банками в собственных интересах.

Правовой основой создания и деятельности органов фе­дерального казначейства в России стал Указ Президента РФ «О федеральном казначействе» от 08.12.1992 № 1556. 1

Министерство финансов приступило к созданию новой струк­туры, опираясь на систему финансовых органов и глав исполни­тельной власти на местах. Было разработано и утверждено По­становлением Совета Министров - Правительства РФ «О феде­ральном казначействе Российской Федерации» от 27.08.1993 № 864 Положение о федеральном казначействе.[7] Президент Российской Федерации 06.03.1997 в своем Послании Федераль­ному собранию отметил значение перехода на казначейскую систему исполнения федерального бюджета.

В соответствии с Указом Президента от 09.03.2004 г. №314 Федеральное казначейство было образовано в статусе федеральной службы с приемом правоприменительных функций Министерства финансов РФ по обеспечению исполнения федерального бюджета. Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, Центральным банком РФ, общественными объединениями и иными организациями. В систему территориальных органов входят управления по субъектам РФ и отделения по городам и районам. Таким образом , создана трехуровневая структура органов Федерального казначейства, которая представлена на рис. 1.

Функции Федерального казначейства.

Как установлено в Бюджетном кодексе РФ, при исполнении бюджетов всех уровней кассовое обслуживание исполнения бюджетов возлагается на Федеральное казначейство. Создание казначейской системы в России как инструмента управления исполнением федерального бюджета началось с января 1993 г. Разработка организационной структуры управления казначейством осуществлялась последовательно путем определения функций управления, рационального состава органов управления, распределения функций между ними и формирования штатов. Указом Президента РФ от 08.12.1992 г. №1556 в принципиальном, а Постановлением Правительства РФ от 27.08.1993 г. №864 в организационном плане был решен вопрос о создании Федерального казначейства.[8]

Главное управление Федерального казначейства существовало в статусе департамента Министерства финансов РФ.

ответствии с этим документом в каждой губернии были созданы ка­зенные палаты, которые по своей сути выполняли функции предста­вительств финансовых органов на местах «для домостроительных дел и управления казенных доходов Императорского Величества •. В Ука­зе определялись основные функции казенных палат: «1. Дабы дox~ды сполна и в настоящее время собраны были. 2. Дабы доходы куда над­лежит доставлены были. 3. Дабы доходы в целости сохранены были •.

В ведение казенной палаты отошло все казенное имущество: де­нежная казна, гербовая бумага, печатные паспорта, наличные вино и соль казенных магазинов, таможни и заставы. Казенная палата, за­писано в указе, - «не что иное есть, как соединенный департамент Ка­мер- и Ревизион-коллегии, которому поручается в смотрение ... - ве-­домости о числе народа, ревизионные сказки, сведения о приходе­и расходе, ревизия счетов, соляные дела, винный откуп и подряды, ка­зенные всякие права, казенные и публичные строения и их содержа­ние ... » Законы и указы казенная палата получала только от императо­ра и Сената, в Сенат же посылала всевозможные рапорты и доношен ия.

Были определены и штаты соответствующих чиновников. В со­ставе каждой губернии выделились такие административные едини­цы, как уезды, в которых появилась должность уездного казначея ­основного финансового чиновника низшего звена, который назначал­ся государственным казначеем по представлению губернской казен­ной палаты на три года и был ей подотчетен.

Уездный казначей, по указу Екатерины II, «не имеет власти сам собирать и распоряжаться казенными доходами, но он есть хращпель тех денег, кои в казну приносятся и ведет порядочные приходные и рас­ходные книги». Губернские казначеи и подчиненные им уездные веда­ли приходом, хранением и выдачей денежных сум1'1. Именным Указом от 19 сентября 1776 г. казенным палатам была также вменена обязан­ность производить набор рекрутов.

Одновременно были упорядочены учет и отчетность, что позво­лило составлять более реальный бюджет (табель государственных до-· ходов и расходов). А в конце столетия, в период правления Павла 1, была учреждена должность государственного казначея. С этого вре­мени управление финансами государства становится самостоятельным' и централизованным, а губернская казенная палата занимает место центральной части'СТруктуры финансового аппарата на местах.

Сохранение казны уже в то время стало делом государственной важности. Зачастую казначеи хранили государственные средства с рис­ком для жизни. Так, в период пугачевских волнений в селе Малы ковка (ныне г. Вольск) Саратовской губернии казначейша Тишина была казнена бунтовщиками за то, что не отдала им дворцовую казну.

В 1780 г. были созданы два главных казначейства - в Москве и Санкт- Петербурге, в которые 'поступали все доходы государства. Б 1781 г. было произведено разделение казенных палат на экспедиции по отдельным направлениям Финансово-хозяйственной деятельности.

Все эти мероприятия преследовали собой решение важной задачи ­окончательное формирование единой финансовой системы России.

Следуюшим этапом развития казначейства стали реформы Алек­сандра 1. В 1802 Г. был подписан Манифест «Об учреждении мини­стерств», в соответствии с которым наряду с другими министерствами создается Министерство финансов, структура и сферы' компетенции которого определялись изданным 25 июня 1811 г. «Особенным учреж­де~ием Министерства финансов». Управление финансами было рас­пределено между тремя ведомствами - Министерством финансов, Го­сударственным казначейством и Государственным контролем.

Манифест - а) акт верховной власти в форме торжественного обращения к народу с каким-либо крупным политическим событи­ем; б) обращение общественных организаций, политических партий и т.д., имеющее программный характер.

Какое-то время параллельно с 'Министерством финансов сохра­няет свое самостоятельное существование Государственное казначей­ство, которое заведует движением сумм в доход поступивших, оста­точных или запасов, а также текущими расходами и платежами долгов и пенсионов.

После ряда структурных преобразований 15 февраля 1821 г. резо­люцией императора Александра 1 «Быть по сему. был создан Депар­тамент Государственного казначейства в структуре Министерства фи­нансов, ставший ядром всей системы казначейской службы России. Департамент Государственного казначейства просуществовал до 1 но­ября 1918 г. Главными направлениями его деятельности с 1821 г. (с по­следующими дополнениями) были:

• движение казеч:ных сумм по приходам и расходам всех казна­чейств;

·главное счетоводство приходов и расходов всех казначейств;

·заведование монетной (до основания почти через 40 лет Госу­дарственного банка России) и проб ир ной частями;

• дела по предварительной пр' "ПI,(' Финанс(\' 'Х смет всех ми­нистерств;

первых главах рассматриваются теоретические аспекты данной темы, и проводится анализ ситуации в России, в последней главе выявляются проблемы и перспективы развития в той сфере, на рассмотрение которой направлена .

Активные процессы интеграции Российской Федерации в мировое экономическое пространство в качестве равноправного партнера развитых стран определяют необходимость соответствия всех экономических сфер деятельности государства рыночным стандартам. В первую очередь это относится непосредственно к системе управления государственными финансовыми потоками, от которой напрямую зависит успешное выполнение задач и функций общегосударственной важности. Эта система должна быть максимально прозрачной. Механизм её функционирования должен быть чётко отлажен. Функции её участников должны быть строго распределены и сбалансированы. Скорость прохождения финансовых ресурсов должна быть оптимальной. В условиях действия законов рыночной экономики основным требованием к системе исполнения бюджета является эффективность её функционирования. Поэтому государственной власти необходима действенная система комплексной оценки эффективности функционирования казначейской системы исполнения федерального бюджета Российской Федерации. Востребованность подобной системы обусловлена тем, что современный этап развития России характеризуется тенденциями укрепления государственной власти, повышением роли государства в системе управления экономикой, усилением борьбы с коррупцией и правонарушениями в экономической и бюджетной сфере. Особая значимость указанной комплексной оценки связана с тем, что она даёт возможность определять эффективность реализации процесса исполнения бюджета.

Исполнение бюджета - это важнейший этап бюджетного процесса действия по мобилизации и использованию бюджетных средств, в процессе исполнения которых участвуют органы исполнительной власти, финансовые и налоговые органы, кредитные учреждения, юридические и физические лица-плательщики налогов в бюджет, получатели бюджетных средств.

Становление современной российской бюджетной системы совпало с началом радикальной экономической реформы, что предопределило пересмотр концепции бюджетного устройства России в направлении его значительной децентрализации. Это обеспечивалось принятие ряда законодательных актов, предусматривающих расширение демократических принципов в построении бюджетной системы и усиление территориальных подходов в управлении.

Бюджетный кодекс РФ принятый 31.07.1998г. устанавливает общие принципы бюджетного законодательства, организации и функционирования бюджетной системы, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в РФ, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Под бюджетом понимается форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

В данной работе анализируется Казначейская система исполнение бюджета.

Казначеское исполнение бюджета имеет недостатки, которые необходимо устранять

В России установлено казначейское исполнение бюджетов. Это означает, что организация исполнения и исполнение бюджетов осуществляется органами исполнительной власти. Исполнительные органы управляют счетами бюджетов, являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств. От имени и по поручению бюджетных учреждений они осуществляют платежи за счет средств бюджета.

Бюджетная система – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджет -

Исполнение бюджета — важнейший этап бюджетного процесса, на котором реализуются намеченные прогнозы, планы, программы. Эффективное и экономное использование бюджетных ассигнований определяет возможность осуществления приоритетных положений бюджетной политики государства в целом, каждого субъекта РФ и муниципального образования.


[1] Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для вузов.4-е изд./Под ред. О.Врублевской, М.Романовского. - Спб.: Питер,2008.-576с.:ил-(Серия «Учебников для вузов»).

1 О Федеральном казначействе: Указ Президента РФ от 08.12.1992г.№1556; О Федеральном казначействе Российской Федерации: Постановление Совета министров – Правительства РФ от 27.08.193г. №864.

[2] Информация взята с официального сайта Федерального казначейства России. (http://www.roskazna.ru)

[3] Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для вузов.4-е изд./Под ред. О.Врублевской, М.Романовского. - Спб.: Питер,2008.-576с.:ил-(Серия «Учебников для вузов»).

[4] Бюджетный кодекс РФ, ст.2151 .

[5] Бюджетный кодекс РФ, ст.2171 .

1 Бююджетный кодекс, ст.381 .

1 Бюджетный кодекс РФ, ст.2192

2 Официальный сайт Казначейства РФ. (http://www.roskazna.ru)

1 Акперов И.Г. казначейская система исполнения бюджета В Российской Федерации : учебное пособие для вузов/И.Г.Акперов, И.А.Коноплева, С.Г.Головач; под ред. И.Г.Акперова.- 2-е изд., перераб. и доп.-М.:Проспект, 2009.-640с.

1 Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для вузов. 4-е изд./Под ред.О.Врублевской, М.Романовского. – СПб.: Питер, 2008.-576 с.: ил. – ( Серия «Учебник для вузов»).

1 Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для вузов. 4-е изд./Под ред.О.Врублевской, М.Романовского. – СПб.: Питер, 2008.-576 с.: ил. – ( Серия «Учебник для вузов»).

1 Данная инструкция распространяется также на исполнение региональных и местных бюджетов.

1 Прокопьев С.Е Единый казначейский счет Федерального казначейства: состояние и перспективы/ С.Е. Прокопьев//Финансы.-2010.№11.- С.2-7.

[6] С учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 26.04.2007г.№ 63-ФЗ

1 Положение о Федеральном казначействе (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.11.2006 N 669)

[7] О Федеральном казначействе: Указ Президента РФ от 08.12.1992г.№1556; О Федеральном казначействе Российской Федерации: Постановление Совета министров – Правительства РФ от 27.08.193г. №864.

[8] О Федеральном казначействе: Указ Президента РФ от 08.12.1992г.№1556; О Федеральном казначействе Российской Федерации: Постановление Совета министров – Правительства РФ от 27.08.193г. №864.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  370  371  372   ..