Главная      Учебники - Экономика     Лекции по финансам - часть 10

 

поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  297  298  299   ..

 

 

Преддипломная практика в налоговой инспекции

Преддипломная практика в налоговой инспекции

СОДЕРЖАНИЕ

1.6 Автоматизированные информационные технологии камеральных налоговых проверок……......................................................................................21



1.4 Налоговое регулирование налогоплательщиков

1.5 Налоговый контроль

1.6 Автоматизированные информационные технологии камеральных налоговых проверок

Инспекция федеральной налоговой службы по г.Ангарску достаточно оснащена компьютерной и периферийной техникой, которую обслуживают высококвалифицированные специалисты. Для всех инспекций специально разрабатывается комплекс программного обеспечения, который достаточно часто обновляется, что зависит от получаемой информации от налогоплательщиков, а также от изменений Налогового Кодекса РФ. Защита информации, хранящейся в базах данных Инспекции по физическим и юридическим лицам, а также многой другой, на достаточно высоком уровне – каждый сотрудник организации, работающий с этими данным, имеет индивидуальный пароль для доступа.

Автоматизированные информационные технологии налоговых органов включают в себя две группы прикладных подсистем, которые основаны на вводе и обработке данных о налогоплательщике. Среди них можно выделить две основные группы: подсистемы оперативной обработки и подсистемы поддержки принятия решений.

Первая группаориентирована на ввод данных о налогоплательщиках, их оперативную обработку (поиск, относительно простые запросы, свод данных и т.п.) и хранение. Данные в подсистемах оперативной обработки актуальны в течение нескольких лет. Основные требования к таким подсистемам — высокая производительность обработки транзакций и гарантированная скоростная доставка информации при удаленном доступе к базам данных по телекоммуникационным каналам.

Вторая группа прикладных подсистем, обеспечивающих автоматизациюрешения функциональных задач налоговой инспекции, определенных НК РФ, основана на обработке больших объемов данных из различных источников за большой период времени, сосредоточенных в электронном хранилище данных.

Подсистемы поддержки принятия решений включают средства многомерного анализа данных, статистической обработки, моделирования правил, выполнения расчетов, установления причинно-следственных связей и анализа возникновения ситуаций и т.п.

Все подразделения любой налоговой инспекции работают в определенной логической последовательности. Информационное взаимодействие инспекторов осуществляется регламентом информационных потоков на бумажных и электронных носителях и в режиме доступа к электронной базе данных, в которой «фиксируются» информационная история налогоплательщиков и параметры операционного текущего дня инспекции.

Для обработки предоставленных налогоплательщиками деклараций и иных документов, инспекция использует такой программный продукт как, Система электронной обработки данных (далее СЭОД) предназначенный для автоматизации работ инспекций местного уровня, связанных с налогообложением юридических и физических лиц.

СЭОД обеспечивает решение следующих задач:

- Постановку и снятие с учета налогоплательщиков – юридических лиц, физических лиц, иностранных и международных организаций.

- Ведение базы данных ЕГРН местного уровня, лицевых счетов налогоплательщиков.

- Формирование массивов выходной информации для представления на вышестоящий уровень с последующим приемом квитанции о приеме, а также выходных документов налогового учета в соответствии с регламентом.

- Прием сведений от регистрирующих органов, обязанных предоставлять соответствующую информацию в налоговые органы.

- Учет сведений о счетах, о льготах и налоговых обязательствах плательщиков.

- Ввод и обработку налоговых расчетов юридических и физических лиц, а также платежных документов налогоплательщиков в бумажном и электронном представлении, и так далее.

С целью автоматизации ввода данных и упрощения взаимодействия налогоплательщиков с налоговой инспекцией в последние годы применяются программно-технические средства передачи отчетности налогоплательщика в налоговые инспекции по каналам связи и на электронных носителях.

Камеральная проверка, проводимая программой, включает в себя анализ показателей бухгалтерских отчетов и налоговых деклараций на выполнение контрольных соотношений. Все показатели проверяются на согласованность как внутри определенного отчета, так и между отчетными формами текущего периода. В заключение выполняется сверка с данными предыдущих отчетных периодов.

В состав проверяемой отчетности входят:

Бухгалтерские формы:

- Бухгалтерский баланс (форма №1),

- Отчет о прибылях и убытках (форма №2),

- Отчет об изменениях капитала (форма №3),

- Отчет о движении денежных средств (форма №4),

- Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5),

- Отчет о целевом использовании полученных средств (форма №6),

- Бухгалтерская отчетность кредитной организации

- Формы отчетности бюджетных организаций;

Налоговые декларации:

- Налоговая декларация по налогу на прибыль,

- Налоговая декларация по НДС,

- Налоговая декларация по единому социальному налогу для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам,

- Расчет авансовых платежей по единому социальному налогу для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам,

- Декларация по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам,

- Расчет по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам

- Налоговая декларация по налогу на имущество организаций

- Расчет авансовых платежей по налогу на имущество организаций

- Декларация по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности

- Налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения

Кроме этого также проверяются более 15 различных форм статистической отчетности.

Проверка отчетов может производиться и по ходу их заполнения, и после того, как вся отчетность будет сформирована.

Используя программные средства, налоговый инспектор при проведении камеральных налоговых проверок может формировать ряд запросов и материалов касающихся участников контроля за соблюдением налогового законодательства.

2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИФНС ПО ГОРОДУ АНГАРСКУ

2.1 Анализ выполнения бюджетных назначений по бюджетам различных уровней

В целях обеспечения экономической безопасности государства налоговые органы принимают предусмотренные законодательством меры, направленные на повышение эффективности контроля за поступлением налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации, выявление, пресечение и предупреждение налоговых правонарушений и преступлений.

В связи с этим, немаловажное значение отводится анализу выполнения контрольных назначений по сбору платежей в бюджет.

В Ангарском муниципальном образовании, доходы бюджетов формируются главным образом за счет платежей таких крупнейших налогоплательщиков, как АНХК, АЭХК, Ангарское управление строительства, завод полимеров, ООО «Парламент-A», ОАО «Ангарскнефтехимремстрой». Эти предприятия обеспечили 56,2% общей суммы платежей в бюджет. Значительные платежи в бюджет вносят ОАО «Ангарскцемент», ЗАО «Иркутскэнергострой», ОАО «Ангарский ремонтно-механический завод».

Таблица 1

Анализ выполнения бюджетных назначений по бюджетам различных уровней

ИФНС РФ по г.Ангарску

за 2007-2008 г.г.

Показатели Ед. изм. Прошлый год Отчетный год Изменение Темп роста, %

1.Бюджетные назначения всего, в т.ч.

1.1.Федеральный бюджет

1.2.Бюджеты территорий

тыс.руб.

7937837

3101193

4836644

8238473

3225119

5013354

300636

123926

176710

103,79

103,99

103,65

2.Поступления в бюджет всего, в т.ч.

2.1.Федеральный бюджет

2.2.Бюджеты территорий

тыс.руб.

8528208

3627044

4901164

8933361

3700276

5233085

405153

73232

331921

104,75

102,02

106,77

3. Степень выполнения бюджетных назначений, всего

(стр.2 : стр.1 х 100)

в т.ч.

3.1.Федеральный бюджет

(стр.2.1 : стр1.1 х 100)

3.2.Бюджеты территорий

(стр.2.2 : стр.1.2 х 100)

(%)

(%)

(%)

107,44

116,96

101,33

108,43

114,73

104,38

0,99

-2,23

3,05

Х

Х

Х

По данным таблицы можно сделать вывод, о том, что за 2008 год в бюджетную систему от налогоплательщиков Ангарского муниципального образования поступило 8 млрд. 933 млн. 361 тыс.руб. Эти деньги распределились так: 3 млрд. 700 млн. 276 тыс. руб. ушли в федеральный бюджет, территориальный консолидированный бюджет получил 5 млрд. 233 млн. 085 тыс. руб.

Контрольные назначения по сбору платежей в бюджет, установленные управлением ФНС РФ по Иркутской области инспекция выполнила на 108,43%, сверх плана собрано 694 млн.888 тыс. руб. План по сбору налогов в территориальный бюджет в 2008 году выполнен на 104,38%, а в федеральный бюджет – на 114,73%.

По сравнению с 2007 годом поступления в целом увеличились на 4,75%, или на 405 млн. 153 тыс. руб. Федеральный бюджет получил на 2,02%, или на 73 млн.232 тыс. руб., больше. Территориальный консолидированный бюджет - на 331 млн. 921 тыс. руб. (больше на 6,77%).

Выполнение бюджетных назначений по бюджетам различных уровней

за 2008 г.

Таблица 2

Анализ выполнения бюджетных назначений по основным налогам ИФНС РФ

по г.Ангарску

за 2007- 2008 гг.

Показатели Ед. изм. Прошлый год Отчетный год Изменение Темп роста, %

1. Бюджетные назначения, всего,

в том числе по:

1.1. НДС

1.2. налогу на прибыль

1.3. единому социальному налогу

1.4. налогу на доходы физических лиц

тыс.руб.

тыс.руб.

тыс.руб.

тыс.руб.

тыс.руб.

6088321

2135566

896443

1875544

1180768

6324872

2329889

901873

1893766

1199344

236551

194323

5430

18222

18576

103,89

109,1

100,61

100,97

101,57

2. Поступления в бюджет, всего

в том числе по:

2.1. НДС

2.2. налогу на прибыль

2.3. единому социальному налогу

2.4. налогу на доходы физических лиц

тыс.руб.

тыс.руб.

тыс.руб.

тыс.руб.

тыс.руб.

7423285

3123098

923465

1892746

1483976

7823379

3228378

1183681

1902387

1508933

400094

105280

260216

9641

24957

105,39

103,37

128,18

100,51

101,68

3.Степень выполнения бюджетных назначений, всего

в том числе по:

3.1.НДС (стр.2.1.:стр.1.1. х 100)

3.2. налогу на прибыль (стр.2.2: стр.1.2 х 100)

3.3.единому социальному налогу

(стр.2.3: стр.1.3 х 100)

3.4.налогу на доходы физических лиц

(стр.2.4: стр.1.4 х 100)

%

%

%

%

%

107,44

146,24

103,01

100,92

125,68

108,43

138,56

131,25

100,46

125,81

0,99

-7,68

28,24

-0,46

0,13

Х

Х

Х

Х

Х

Основные доходообразующие налоги - на добавленную стоимость, на прибыль, доходы физических лиц, а также единый социальный налог. В сумме их доля в общем объеме поступлений составляет 87,57% в 2008 году, и 87,04% в 2007 году.

Налогоплательщики с начала года уплатили в бюджет 3228378 тыс. руб. налога на доходы физических лиц; 1183681 тыс. руб. - налога на прибыль. ЕСН в бюджет с начала года поступило 1902387 тыс. руб. (темп роста к 2007 г. – 100,51%), Налог на доходы физических лиц поступил в бюджет в размере 1508933 тыс. руб. (темп роста к 2007 г. – 101,68%).

Степень выполнения бюджетных назначений в 2007-2008 г.г. по всем рассматриваемым налогам больше 100%, что говорит о выполнении контрольных заданий по сбору платежей в бюджет, установленных управлением ФНС РФ по Иркутской области.

Поступления налогов в бюджет за 2007-2008г.г.

2.2 Анализ состава и структуры проверок, проведенных ИФНС РФ

по г.Ангарску

В 2008 году были проведены проверки в отношении налогоплательщиков, по поручениям ФНС России, по обращениям правоохранительных и контролирующих органов и организаций, подлежащих ликвидации.

В сфере особого внимания - эффективность контрольной работы в отношении налогоплательщиков, не представляющих налоговую отчетность или представляющих «нулевые балансы». Наиболее криминализированы в данной категории «фирмы-однодневки» и «анонимные» структуры, оформленные по подложным или недействительным документам. В правоохранительные органы передаются материалы для установления их местонахождения; предъявляются судебные иски об их ликвидации, в Федеральную службу финансового оздоровления направляются материалы для признания их банкротами.

В результате проведенной контрольной работы за 2008 год, в том числе – совместно с другими контролирующими и правоохранительными органами, проверено юридических лиц - 1083, физических – 593

Из общего числа проведенных проверок, 584 - выездные налоговые проверки. Камеральных налоговых проверок было проведено 786, т.е. 63,69% из общего числа проведенных проверок.


Таблица 3

Анализ состава и структуры проверок, проведенных ИФНС РФ

по г.Ангарску

за 2007- 2008 гг.

Показатели Прошлый год Отчетный год Отклонения по Темп роста, %
Кол-во Удельный вес, % Кол-во Удельный вес, % Кол-ву Удельному весу, %

1. Количество проведенных проверок, всего, из них:

1.1. проверено юридических лиц

1.2. проверено физических лиц

1234

887

347

100,0

71,88

28,12

1676

1083

593

100,0

64,62

35,38

442

196

246

х

-7,26

7,26

135,82

122,09

170,89

2. Из общего числа проверок юридических лиц по налогам:

2.1. НДС

2.2. налог на прибыль

2.3. единый социальный налог

2.4. налог на имущество

887

275

196

269

147

100,0

31,0

22,1

30,33

16,57

1083

432

213

315

123

100,0

39,89

19,67

29,09

11,36

196

157

17

46

-24

х

8,89

-2,43

-1,24

-5,21

122,09

157,09

108,67

117,1

83,67

3. Из общего числа проверок физических лиц по налогам

3.1. налог на доходы физических лиц

3.2. НДС

3.3. налог на имущество

347

169

98

80

100,0

48,7

28,24

23,05

593

318

170

105

100,0

53,63

28,67

17,7

246

149

72

25

х

4,93

0,43

-5,35

170,89

188,17

173,47

131,25

4. Из общего числа проверок

4.1. камеральных

4.2. выездных

1234

786

448

100,0

63,69

36,31

1676

1092

584

100,0

65,16

34,84

442

306

136

х

1,47

-1,47

135,82

13,89

130,36


Анализ состава и структуры проведенных проверок физических лиц показал, что в 2008 году проведено 593 проверки, из них 318 – проверки по налогу на доходы физических лиц, 170 – по налогу на добавленную стоимость, 105 – по налогу на имущество.

Основной удельный вес из общего числа проверок юридических лиц составили проверки по налогу на добавленную стоимость (39,89%). При сопоставлении данного показателя за 2007-2008 г.г. наблюдается увеличение платежей в бюджет по данному виду налога. В 2008 году проведено 123 проверки юридических лиц по налогу на имущество организаций, что на 24 меньше чем в 2007 году (темп роста 2008 к 2007 – 83,67%).

.

Проверки юридических лиц по налогам за 2007-2008 г.г.

Проверки физических лиц по налогам за 2007-2008 г.г.


СПИСОК использованных источников

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая, часть вторая // 2009г.

2. Б.Я. Тихомиров Совершенствования налогового контроля // Налоговед, № 4, 2008.

3. В. А. Лыкова Порядок проведения налоговых проверок // Финансы и кредит, № 1, 2007.

4. В. И. Карпов Формы и методы налогового контроля // Налоговед, № 7, 2007.

5. Глухов В.В., Дольде И.В., Некрасова Т.П. Налоги. Теория и практика, - Спб, 2008.

6. Горинова И.В. О проведении налоговых проверок // Налоговый вестник, 2008. № 8.

7. Д.К. Адамов Порядок проведения налоговых проверок //Финансы, №3, 2008.

8. И.Д. Черник Об изменениях налогового законодательства с 2007 года // Налоговый вестник, № 10,2006.

9. И. С. Галин Порядок проведения камеральных и выездных налоговых проверок// Налоговед, 2007. № 7.

10. Кассов И. А. АИС в налоговой системе // Журнал «двойная запись», 2006. №7.

11. Косолапов А. И. Налоги налогообложение, -М, «Дашко и К», 2008.

12. Литвинова О. С. Налоговая проверка предприятия // Журнал “Российский налоговый курьер”, № 11, 2007.

13. Мелкова Р.А. Камеральная налоговая проверка // Налоговед, №11, 2006.

14. Налоги и налогообложение / Под ред. Д.Г. Черника, Л.П. Павловой – М.: Инфра-М, 2007.

15. Налоги и налогообложение / Под ред. Романовского М.В., Врублевской О.В. –Спб.: Питер, 2005.

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  297  298  299   ..