Главная      Учебники - Экономика     Лекции по финансам - часть 10

 

поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  293  294  295   ..

 

 

Роль и границы кредита в развитии экономики

Роль и границы кредита в развитии экономики

Содержание

1. Роль кредита в развитии экономики, его границы

2. Создание двухуровневой банковской системы в России

В 18, начале XX веков, вплоть до проведения кредитной реформы 1930-32 г.г, Россия имела развитую банковскую систему.

Результатом проведения кредитной реформы 30-32гг явилось построение кредитной системы распределительного типа. В нашей стране сложилась монобанковская система, состоящая из государственных банков.

До 1987 года банковскую систему России составляли три банка: Госбанк СССР, Стройбанк СССР и Внешторгбанк СССР.

Главное место в советской банковской системе отводилось Государственному банку СССР. Он был эмиссионным институтом и в то же время центром краткосрочного кредитования и расчетно-кассового обслуживания в народном хозяйстве. Это был орган государственного управления и одновременно орган государственного контроля [8].

Отличительными чертами банковских социалистических систем были: концентрация банковского дела в немногих кредитных учреждениях, централизация управления банками на основе планомерной организации кредита, расчетов, государственной валютной монополии [2].

Основными недостатками банковской системы, существовавшей до реформы 1987 г., были:

- отсутствие вексельного обращения;

- выполнение банками, по существу, роли второго госбюджета; ,

- списание долгов предприятий, особенно в сельском хозяйстве;

- операции перекредитования всех сфер хозяйства;

- потеря банковской специализации;

- монополизм, обусловленный отсутствием у предприятий альтернативных источников кредита;

- низкий уровень процентных ставок;

- слабый контроль банков (на базе кредита) за деятельностью в различных сферах экономики;

- неконтролируемая эмиссия кредитных денег [6].

Реорганизация банковской системы началась в 1987 году (I этап реформы банковской системы) в связи с переходом к рынку и к новой экономике в целом. Тогда считалось, что нужно повысить роль банков в механизме кредитования и развития новой экономики.

На первом этапе была создана модернизированная структура государственных банков. Этот период создания банковской системы включал следующее:

а) создание двухуровневой банковской системы (центрального эмиссионного банка и государственных специализированных банков);

б) перевод специализированных банков на полный хозрасчет и самофинансирование;

в) совершенствование форм и методов кредитных отношений с предприятиями различных отраслей экономики.

В то время считалось, что главная задача состоит в том, чтобы эмиссионная деятельность банков была отделена от деятельности по кредитованию хозяйства. Государственный банк должен был, во-первых, координировать деятельность специализированных банков, а во-вторых, проводить единую для всех банков государственную денежно-кредитную политику. Что же касается таких банков, как Промстройбанк СССР (Промышленно-строительный банк СССР), Агропромбанк СССР (Агропромышленный банк СССР), Жилсоцбанк СССР (Банк жилищно-коммунального хозяйства и социального развития СССР), то они стали специализироваться на обслуживании определенных народнохозяйственных комплексов. Сбербанку СССР (Банк трудовых сбережений и кредитования населения СССР) и Внешэкономбанку СССР (Банк внешнеэкономической деятельности СССР) было предоставлено право оказывать отдельные виды специализированных услуг [2].

Реорганизация 1987 г. породила больше негативных, чем позитивных моментов:

- банки продолжали базироваться на прежней единой форме собственности - государственной;

- сохранился их монополизм, увеличилось лишь число монополистов;

- реформа проводилась в отсутствие новых экономических механизмов;

- не существовало выбора кредитного источника, поскольку сохранялось закрепление предприятий за банками;

- продолжалось распределение кредитных ресурсов между клиентами по вертикали;

- банки по-прежнему субсидировали предприятия и отрасли, скрывая их низкую ликвидность;

- не были созданы денежный рынок и торговля кредитными ресурсами;

- увеличились издержки на содержание банковского аппарата;

- разгорелась "банковская война" за разделение текущих и ссудных счетов;

- реорганизация не затронула деятельность страховых учреждений - важных источников кредитных ресурсов.

Проведенная таким образом реорганизация 1987 г., сохранив неэффективную одноуровневую кредитную систему, не приблизила ее структуру к потребностям нарождающихся в России рыночных отношений. Возникла необходимость дальнейшей реформы кредитной системы и приближения ее к структуре аналогичных систем в странах с развитой рыночной экономикой [6].

Главный итог I этапа - создание двухуровневой банковской системы.

II этап реформы банковской системы начинается с 1991 г. и длится по настоящее время , но включает подэтапы, имеющие собственные качественные характеристики.

1991 г . - август 1995 г . - характеризуется банковским бумом и перекачиванием всех национальных ресурсов в банковский сектор. К началу 1995 г. в стране насчитывалось около 2500 банков и 5500 филиалов КБ (без СБР). Банки интенсивно наращивали свои активы. В 1995 г. уже 6 российских банков входили в число 1000 крупнейших банков мира. Однако система была слабой и неустойчивой, что проявилось в кризисе рынка межбанковских кредитов (МБК), выразившемся в массовой неплатежеспособности банков.

Основные характеристики банковского сектора экономики:

• Стихийный быстрый рост числа коммерческих банков с количественным преобладанием средних и мелких кредитных учреждений и нерациональной географией размещения.

• Абсолютное преобладание универсальных коммерческих банков, специализация развита слабо. Банки сориентированы на быстрое переключение деятельности на сверхдоходные операции;

• Большинство банков маломощные, с низким уровнем уставного капитала до и слабой депозитной базой;

• Низкий профессионализм сотрудников вновь созданных банков перекрывался высокими инфляционными доходами;

• ограничение деятельности банков сферой денежного рынка (МБК, валютный, с 1994 г. - рынок ГКО) и последовательное сокращение операций по обслуживанию реального сектора экономики. Доля долгосрочного кредитования в кредитных операциях банков составляла в 1905 г. около 4%;

• рост числа правонарушений в банковской сфере.

Главные причины:

• макроэкономические причины - высокий уровень инфляции, продолжительный и глубокий спад общественного производства, нарастание структурного неравновесия в экономике, сокращение реальных доходов населения, слабость платежной системы и др.;

• несовершенство банковского законодательства - отсутствие ряда важнейших законов, регулирующих деятельность всех участников финансового рынка, наличие существенных противоречий в действующем законодательстве;

• слабость и противоречивость денежно-кредитной политики и надзорной деятельности Банка России;

• Неравновесная, деформированная институциональная структура банковского сектора.

• низкий уровень банковского менеджмента [7].

Проблема улучшения банковской системы появилась одновременно с возникновением первой волны кредитных организаций.

В статье доктора экономических наук директора Департамента исследований и информации Банка России С. Медведкова "Банковская система в экономике переходного периода", опубликованной в декабре 1992 года, уже в то время отмечалось: "...банковская система не смогла предотвратить сползание экономики в глубокий кризис. Она оказалась не готовой оперативно "гасить" кризисные очаги в системе расчетов и платежей, эффективно мобилизовать и распределять кредитные ресурсы, обеспечивая тем самым экономический рост на неинфляционной основе, развитие инструментов и институтов, типичных для рыночного хозяйства". И далее автор статьи по существу отвечает на вопрос, почему так получилось: "...более управляемый ход реформ в банковско-финансовом секторе позволил бы и всей экономике менее болезненно преодолевать переходный период".

В этой же статье С. Медведков сформулировал несколько задач по улучшению банковской системы, решение которых должно было содействовать реформированию экономики в целом:

- во-первых, банковская система должна была быть призвана обеспечивать экономически оправданное распределение финансовых ресурсов, стимулировать конкурентные отношения, приватизацию, перестройку системы ценообразования и ценовых пропорций;

- во-вторых, банковский сектор должен был удерживать в достаточно стабильном состоянии денежно-кредитную систему и, в частности, препятствовать бесконтрольному наращиванию дефицита госбюджета и раскручиванию гиперинфляционых процессов. По мнению С. Медведкова, одно из необходимых (хотя и не всегда достаточных) условий для этого - независимость центрального банка во взаимоотношениях с правительством;

- в-третьих, банки должны создавать условия для "открытия" экономики, обеспечения обслуживания международного движения товаров, прямых портфельных инвестиций, рабочей силы, содействия переходу к конвертируемости национальной валюты;

- в-четвертых, банкирство по определению должно заставить клиентуру (население, предприятия, государство) учиться считать деньги, а, в конечном счете - развивать экономическое мышление, предприимчивость, учиться хозяйственной жизни.

К сожалению, эти задачи так и не были решены Центральным банком ни в 1992 году, ни позже [8].

Этот сложный период (1991 г. - август 1995 г.) становления банковской системы рыночного типа завершился первым банковским кризисом в августе 1995 г.

Август 1995 г. – август 1998г.

Период характеризуется существенной трансформацией кредитной системы России, проявившейся в следующем:

• сокращение числа коммерческих банков с 2500 в 1995 г. до 1675 к нач. 1998 г.;

• устойчивый рост числа крупных кредитных организаций с объявленным уставным капиталом свыше 30 млрд. руб. (к с. 1997 г. - 20% коммерческих банков);

Позитивные сдвиги оказались временными, а кризисные явления пустили глубокие корни.

Причины и факторы кризиса августа 1998г.:

Внешние факторы: кризисы на международных финансовых и товарно-сырьевых рынках (падение мировых цен на нефть), миграция международного спекулятивного капитала (в т.ч. уход иностранного капитала из России).

Внутренние факторы: неадекватная денежно-кредитная политика государства, слабость механизмов контроля за финансовым рынком страны.

Причины кризиса:

• недостаточность капитала у КО;

• недостаточно квалифицированное управление банковскими рисками (особенно кредитными и валютными);

• ориентация банковского менеджмента на спекулятивные операции на финансовых рынках и ограниченность кредитования реального сектора экономики;

• активный рост заимствований российских банков на международных финансовых рынках в силу ограниченности возможностей наращивания ресурсной базы в России;

• высокая зависимость КО от бюджетных средств.

Повод к началу кризиса: дефолт по ГКО-ОФЗ (государственная краткосрочная облигация - облигация федерального займа) и девальвация рубля.

Последствия кризиса август-98:

• сокращение количества КО;

• удар по ресурсной базе КО (суммарный капитал (без СБРФ) сократился с 1.08.98 по 1.10.98 на 37,6%)

• убытки банковской системы (без СБ РФ) с 1.08.98 по 1.01.99 составило около 30 млрд. руб.

• резко снизилось доверие как к КО, так и к ЦБ РФ и Правительству страны.

Основной вывод: банковский кризис 1998г. носил системный характер, он вскрыл глубинные противоречия переходного периода, но не разрешил их в полной мере.

Период с августа 98г. по настоящее время:

Цель: восстановление жизнеспособности банковской системы в целом путем ее реструктуризации.

Главные задачи:

• быстро очистить Банковскую систему от неплатежеспособных банков

• наращивание собственного капитала дееспособных КО;

• повышение качества банковского менеджмента;

• создание стимулов экономического роста;

• повышение прозрачности банковской деятельности;

• создание конкурентной банковской среды (в т.ч. за счет привлечения иностранных банков) [7].

Таким образом, банковская реформа, начавшаяся с середины 1987 г., привела к принципиальным коренным преобразованиям банковской системы и превращению ее в структуру нового типа. За годы реформы произошли следующие преобразования:

1) ликвидация государственной монополии на банковское дело. После долгого перерыва право на создание банков получили различные экономические агенты - юридические и физические лица;

2) переход к формированию двухуровневой банковской системы, принятой в мире, при которой на первом уровне сосредоточивается эмиссионное дело (ЦБ России), на втором - функционируют коммерческие банки, обслуживающие потребности предприятий и населения;

3) перевод деятельности банков на законодательную основу: выходят законы, определяющие задачи и регламентирующие деятельность как Центрального банка России, так и коммерческих банков. Эмиссионный банк выводится при этом из подчинения исполнительной власти и передается в ведение законодательной власти;

4) децентрализация управления банковской сферой. Вместо Государственного банка СССР с его централизованной системой управления кредитными ресурсами, а затем правлений специализированных банков (Промстройбанка СССР, Агропромбанка СССР и Жилсоцбанка СССР) с вертикальной схемой управления создана сеть коммерческих банков, выступающих в качестве самостоятельных юридических лиц;

5) акционирование банковского капитала, формирование банков на базе многообразных типов собственности, в том числе частного капитала. Разгосударствление собственности на банковский капитал породило сеть кредитных учреждении, адекватную типам собственности в стране;

6) коммерциализация банковского дела. Главным принципом деятельности коммерческого банка становится получение прибыли, развитие рыночной мотивации в работе кредитных учреждений, сферы услуг и качества обслуживания клиентов;

7) изменения в рыночных структурах, сопутствующих банковскому бизнесу. Наряду с банками в стране начали активно функционировать биржи, появились всевозможные посреднические организации, аудиторские фирмы и страховые компании, к лучшему менялась система кредитования предприятий. Сложившаяся в то время банковская система России вместе с тем имела еще недостроенное "здание". Можно сказать, что пока был создан определенный каркас нового банковского комплекса, впереди предстояла значительная работа по модернизации содержания, стиля и методов банковского обслуживания, были необходимы значительные усилия по стабилизации денежного обращения, повышению роли кредитной системы в развитии экономики.

Можно утверждать, что в течение 1992-1995 гг. происходил бурный экстенсивный рост банковской системы России. В 1996 г. началась и продолжается в настоящее время стадия качественной её эволюции [5].

Литература

1. Белотелова Н.П., Белотелова Ж.С. Деньги. Кредит. Банки: Учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008. - 484с.

2. Деньги, кредит, банки: Учебник/Под ред. О.И. Лаврушина. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 464 с.

3. Финансы и кредит: Учебно-методическое пособие для самоподготовки к практическим занятиям (в вопросах и ответах). Составитель: Казанская А.Ю. - Таганрог: ЮФУ, 2007.

4. http://exsolver.narod.ru/Books/Bank/Money_cred1/c6.html - Тема 6. Кредит и кредитование

5. http://revolutionbank/00005824_0.html - Банковская система России.

6. http://www.bankor.org/bank/bank0007.php - Банковская система Росси: история её формирования, современное состояние и направления дальнейшего развития.

7. http://www.market-pages.ru/bankdelo/6.html - Современная банковская система России.

8. http://lawtoday.ru/razdel/biblo/ban-prav/DOC_058.php - Создание российской банковской системы: преобразование спецбанков.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  293  294  295   ..