Главная      Учебники - Экономика     Лекции по финансам - часть 10

 

поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  23  24  25   ..

 

 

Дифференцированный учет издержек для бюджетирования и трансфертного ценообразования

Дифференцированный учет издержек для бюджетирования и трансфертного ценообразования

Содержание

Введение…………………………………………………………………..

1. Сущность и функции бюджетирования…………………………….

1.1.Сущность бюджетирования……………………………………….

1.2. Функции бюджетирования……………………………………….

2. Классификация бюджетов и методы их разработки…………….

3. Дифференцированный учет издержек для бюджетирования

3.1. Бюджет продаж……………………………………………………

3.2. Бюджет производства…………………………………………….

3.3. Бюджет закупок материалов……………………………………..

3.4. Бюджет затрат на оплату труда …………………………………..

3.5. Бюджет накладных расходов производства…………………………

3.6. Бюджет коммерческих расходов……………………………………

3.7. Бюджет управленческих расходов………………………………….

3.8. Бюджет доходов и расходов…………………………………………

4.Трансфертное ценообразование……………………………………….

4.1 Понятия, цели и модели трансфертного ценообразования……….

4.2 Методы определения трансфертных цен…………………………

4.3 Отражение трансфертного ценообразования в отчетности

для целей правленческого учета……………………………………….

Заключение…………………………………………………………….

Список использованных источников…………………………………

Приложения


Введение

Каждый хозяйствующий субъект имеет свои как отраслевые, производственно-технологические, так и индивидуальные особенности функционирования. Организационная структура, форма и содержание стратегических, тактических и оперативных целей, а также основополагающие принципы управления хозяйствующим субъектом формируются его акционерами и менеджерами исходя из особенностей внешних и внутренних условий функционирования. Следует отметить, что стратегические, тактические и оперативные цели не могут быть фиксированными, а подвергаются изменениям в течение всего срока существования хозяйствующего субъекта. Из этого следует вывод о том, что планирование для отдельно взятого хозяйствующего субъекта имеет важнейшее практическое значение. Для того чтобы поддерживать высокий уровень конкурентоспособности, коммерческим организациям необходима координация различных хозяйственных функций путем разработки взаимоувязанных и экономически обоснованных бюджетов. Как известно, постановка системы бюджетирования законодательно и нормативно не регламентируется государственными органами. В этой связи форматы и формы бюджетов, а также регламент их разработки, утверждения, реализации и контроля утверждаются руководством самого хозяйствующего субъекта.

В своей работе я освещу основные теоретические аспекты понятия бюджетирования, назову и дам основную характеристику видам бюджетирования, а также раскрытие содержания трансфертного ценообразования на примере нескольких организаций различных сфер деятельности. Для достижения данной цели требуется решить следующие задачи: рассмотреть понятие трансфертной цены; описать методы расчета трансфертной цены; рассмотреть примеры формирования трансфертного ценообразования.

1.Сущность и функции бюджетирования

1.1. Сущность бюджетирования

Бюджетирование — это процесс подготовки, организации и контроля бюджетов с целью разработки и принятия оптимальных управленческих решений.

Бюджет представляет собой финансовый план организации, отражающий в количественном выражении стратегические и тактические цели ее деятельности и мероприятия по их достижению.

Наиболее важными требованиями к бюджетам являются следующие: соответствие целям и задачам финансовой стратегии предприятия, целостность, системность, доступность, сопоставимость, корректность, согласованность, оперативность и функциональность.

В качестве основных принципов бюджетного планирования можно привести следующие:

- унификация всех бюджетных форм, бюджетных периодов и процедур разработки для компании и всех структурных подразделений независимо от специфики их хозяйственной деятельности;

- совместимость бюджетных форм, форматов с установленными формами государственной отчетности;

- совместимость вспомогательных бюджетных документов с основными бюджетными формами;

- обеспечение возможности составления сводного бюджета;

- стабильность, неизменность процедур бюджетирования и установленных целевых нормативов на протяжении всего бюджетного периода;

- разделение накладных расходов на затраты структурных подразделений и компаний в целом по формуле, единой для всех подразделений;

- непрерывность процедуры составления бюджетов, что предусматривает регулярный пересмотр и корректировку ранее сделанных прогнозов на новый период, не ожидая завершения действующего;

- заблаговременная формулировка финансовых целей всех подразделений в виде заданий определенных норм рентабельности;

- учет доходов и расходов, поступлений и списаний денежных средств в сопоставимых по времени единицах учета;

- детальный учет наиболее важных статей расходов, чья доля в чистых продажах достаточно велика.

Система бюджетирования предполагает многовариантный анализ финансовых последствий реализации намеченных планов, предусматривает анализ различных сценариев изменения финансового состояния предприятия, оценки финансовой устойчивости в изменяющихся условиях внешней хозяйственной среды.

1.2. Функции бюджетирования

1. Функция планирования. Данная функция является самой важной. Бюджетирование является основой для внутрифирменного планирования. Исходя из стратегических целей предприятия бюджеты решают задачи распределения финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия. Разработка бюджетов придает количественную определенность выбранным перспективам деятельности предприятия, все затраты и результаты приобретают денежное выражение. Бюджетирование способствует правильному и четкому определению цели на предприятии, разработке стратегии бизнеса.

2. Функция учета. Бюджетирование является также основой для управленческого учета. Система учета должна представлять точные факты по подразделениям, видам продукции, районам торговли или комбинации этих показателей. Благодаря бюджетированию на предприятии появляется возможность получать точную информацию, сравнивать намеченные цели с действительными результатами деятельности предприятия.

Роль бюджетирования в управленческом учете состоит в том, чтобы отражать движение денежных средств, финансовых ресурсов, счетов и активов предприятия в максимально удобной форме, своевременно представлять соответствующие показатели финансовой деятельности предприятия в наиболее приемлемом для принятия эффективных управленческих решений виде.

3. Функция контроля. Является также немаловажной для предприятия. Разумеется, как бы ни был хорош план, он остается бесполезным, если нет эффективного контроля его осуществления. Бюджет представляет собой набор показателей или критериев, которые должны использоваться при контроле деятельности предприятия. Путем непрерывного сопоставления фактических данных с плановыми показателями можно оценивать деятельность на любом этапе. Бюджетное планирование позволяет выявить отклонения деятельности от того, что предполагалось бюджетом, и скорректировать действия.

2. Классификация бюджетов и методы их разработки

По формам можно выделить следующие группы бюджетов:

- финансовые (основные, главные) бюджеты: бюджеты доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, прогнозный баланс;

- операционные бюджеты: бюджет продаж, бюджет производства, бюджет затрат на основные материалы, бюджет затрат труда, бюджет накладных расходов производства, бюджет коммерческих, бюджет управленческих расходов и др.;

- вспомогательные бюджеты: инвестиционный бюджет, кредитный план и др.

Наиболее общая классификация видов бюджетов предприятия по основным классификационным признакам приведена в таблице 1.

Бюджет по операционной деятельности детализирует в рамках соответствующего временного периода содержание показателей, отражаемых в текущем плане доходов и расходов по операционной деятельности.

Таблица 1

Общая классификация видов бюджетов предприятия.

Классификационный признак

Вид бюджета

По сферам деятельности предприятия

Бюджет по операционной деятельности

Бюджет по инвестиционной деятельности

Бюджет по финансовой деятельности

По видам затрат

Бюджет текущих затрат

Бюджет капитальных затрат

По широте номенклатуры затрат

Функциональный бюджет

Комплексный бюджет

По методам разработки

Фиксированный бюджет

Гибкий бюджет

По длительности планируемого периода

Ежедневный, понедельный, месячный, квартальный, годовой

По периоду составления

Оперативный бюджет

Текущий бюджет

Перспективный бюджет

По непрерывности планирования

Самостоятельный бюджет

Непрерывный (скользящий) бюджет

По степени содержания информации

Укрупненный бюджет

Детализированный бюджет

Бюджет по инвестиционной деятельности направлен на соответствующую детализацию показателей текущего плана доходов и расходов по этой деятельности.

Бюджет по финансовой деятельности призван соответствующим образом детализировать показатели текущего плана поступления и расходования денежных средств.

Бюджет текущих затрат состоит из двух разделов: текущих расходов, представляющих собой издержки производства (обращения) по рассматриваемому виду операционной деятельности, и доходов от текущей хозяйственной деятельности, сформированных в основном за счет реализации продукции (товаров, услуг).

Бюджет капитальных затрат представляет собой форму доведения до конкретных исполнителей результатов текущего плана капитальных вложений, разрабатываемого на основе осуществления нового строительства, реконструкции и модернизации основных фондов, приобретения новых видов оборудования и нематериальных активов и т. д.

Функциональный бюджет разрабатывается по одной (или двум) статьям затрат (например, бюджет оплаты труда персонала).

Комплексный бюджет разрабатывается по широкой номенклатуре затрат (например, бюджет производственного участка, бюджет административно-управленческих расходов и т. п.).

Гибкий бюджет является скорее динамическим, чем статическим. Разрабатывается с учетом возможности изменений, которые будут внесены в него при колебаниях выпуска, реализации и других параметров деятельности, влияющих на уровень доходов и расходов предприятия. В случае гибкого бюджета характер изменения затрат по каждому пункту учитывается путем пересмотра заложенных в бюджет допущений в свете фактически достигнутого уровня деятельности. Гибкий бюджет является эффективным средством для сравнения фактических затрат с предписанными для выбранного уровня активности.

Фиксированный (статичный) бюджет должен оставаться без изменений независимо от объемов выпуска и другого достигнутого уровня деятельности. То есть это бюджет, основанный только на одном уровне активности (для одного объема производства или продаж). Он подходит для предприятий, уровень производства (реализации) которых предсказуем и достаточно стабилен или, наоборот, у которых изменение уровня деятельности в производстве не внесет изменений в затраты или годовой доход. Фиксированный бюджет относительно прост при составлении и не нуждается в пересмотре при изменениях уровня деятельности. Тем не менее даже при составлении бюджета такого типа должна быть возможность при необходимости внести по крайней мере незначительные корректировки.

Оперативный бюджет - это бюджет, прямо связанный с достижением целей предприятия, например план производства, материально-технического снабжения.

Текущий бюджет - краткосрочный бюджет, направленный на планирование текущих целей предприятия.

Перспективный бюджет - бюджет генерального развития бизнеса и долгосрочной структуры предприятия.

Самостоятельный бюджет - изолированный, не зависящий от других бюджетов.

Непрерывный (скользящий) бюджет - по мере того как заканчивается месяц или квартал, к бюджету добавляется новый.

Укрупненный бюджет - бюджет, в котором основные статьи доходов и расходов указываются в обобщенном виде.

Детализированный бюджет - бюджет, в котором все статьи доходов и расходов расписываются полностью по всем составляющим.

3. Дифференцированный учет издержек для бюджетирования

3.1. Бюджет продаж

Бюджет продаж является основой для составления всех остальных планов компании. Составление бюджета продаж начинается с прогнозов реализации продукции или услуг. Этот прогноз обычно составляется так, чтобы показать предполагаемую реализацию по месяцам, неделям и даже по дням. Предполагаемый объем сбыта также может разбиваться по отдельным продуктам или их группам с дальнейшей подразбивкой ожидаемой реализации продукции по каждому району или территории, в которых реализуется продукция. Бюджет продаж показывает предполагаемый сбыт каждого вида или группы продукции как в денежном, так и в натуральном выражении. При большой номенклатуре товаров необходимо их группировать. В этом случае бюджет продаж составляется по группам товаров и средним ценам для каждой группы. Если совокупная доля отдельных товаров в общем объеме продаж достаточно велика (не менее 50%), в бюджете продаж они не группируются.

Бюджет продаж (приведен в таблице 2) формируется в натуральных и стоимостных показателях на год с месячной разбивкой и, как правило, определяет план отгрузки продукции.

Таблица 2

Бюджет продаж

Показатели

Формула

Период1

Период2

Период3

Период4

А

1

Планируемый объем продаж,

шт.

В

2

Цена реализации, р.

С

3

Выручка, р.

В таблице 2 представлена примерная схема расчета бюджета продаж.

3.2. Бюджет производства

Основным инструментом планирования производственной деятельности является производственный бюджет (таблица 3), который непосредственно основывается на прогнозах сбыта. Производственный бюджет дает возможность координировать сбыт, производство и товарные запасы. Он представляет собой наметку объема производства, необходимого в течение бюджетного периода, чтобы удовлетворить требования сбыта.

Планово-учетной единицей при составлении производственной программы является продукт (полупродукт), выпускающийся на производственной установке с определенной рецептурой производства.

Качественное планирование программы производства напрямую зависит от прогнозирования потребностей и согласования их с возможностями предприятия и непосредственно влияет на составление операционных и финансовых бюджетов, и в первую очередь на формирование бюджета продаж.

Таблица 3

Производственный бюджет

Показатели

Формула

Период1

Период2

Период3

Период4

M

1

Планируемый объем продаж, шт.

N

2

Планируемый запас готовой продукции на конец периода, шт.

O

3

Планируемый запас готовой продукции на начало периода, шт.

P

4

Количество продукции, подлежащее изготовлению, р.

N+O+P

В таблице 3 представлена примерная схема расчета производственного бюджета.

3.3. Бюджет закупок материалов

Бюджет материалов - это документ, в котором указывается предполагаемое количество материалов (как деталей, так и сырья), необходимых для удовлетворения производственных потребностей (таблица 4).

Прогноз запасов сырья и материалов необходим для корректного формирования бюджета закупок, рассчитываемого с учетом потребности на производственную программу, имеющихся остатков на складе и нормативного страхового запаса:

Потребность в постоянных материальных затратах на производство и реализацию продукции определяется коммерческими расходами, плановыми работами по ремонту и эксплуатации оборудования, зданий и сооружений, планов капитального строительства и подготовки производства новых изделий. При составлении бюджета предприятия обычно считается, что данная потребность не влияет на выпуск продукции и может быть приобретена как у определенного поставщика, так и на свободном рынке.

Таблица 4

Бюджет затрат на материалы

Показатели

Формулы

Q

1

Планируемый объем пр-ва, шт.

P

R

2

Удельные затраты материалов, кг/шт.

S

3

Потребность в материалах, кг

QxR

T

4

Планируемый запас материалов на конец периода, кг

U

5

Запас материалов на начало периода, кг

V

6

Материалы к закупке, кг

S+T-U

W

7

Цена 1 кг материалов, р.

X

8

Расходы на материалы, р.

VxW

В таблице 4 представлена схема примерного расчета затрат на материалы.

3.4. Бюджет затрат на оплату труда

Бюджет затрат на оплату труда и график выплат заработной платы (таблица 5) рассчитываются исходя из системы оплаты труда, применяемой на предприятии.

Жизнедеятельность промышленного предприятия во многом определяется наличием и использованием собственного потенциала. Качественное планирование и рациональное использование трудовых ресурсов - непременное условие, обеспечивающее бесперебойность производственного процесса, успешное выполнение производственных планов и эффективное развитие компании.

Планирование оплаты труда осуществляется предприятием самостоятельно в соответствии с принятыми на предприятии формами и системами оплаты труда, предусмотренными трудовыми контрактами или коллективными договорами, и с учетом положений трудового законодательства.

Расходы на оплату труда включают расходы всего списочного состава предприятия и подразделяются на затраты промышленного персонала, к которому относятся сотрудники, занятые выполнением работ и операций основной деятельности предприятия, и непромышленного персонала - работники подразделений социально-бытового назначения.

На основе рассчитанных плановых сумм выплат и предусмотренных вознаграждений сотрудникам формируются начисления, предназначенные для государственного пенсионного обеспечения, социального страхования, медицинской помощи и страховых взносов по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

При составлении бюджета суммы отчислений могут рассчитываться исходя из сумм заработанной платы по предприятию в целом, облагаемых единым социальным налогом, и установленных ставок.

Таблица 5

Бюджет оплаты труда

Показатели

Формулы

Период1

Период2

Период3

Период4

1

Планируемый объем пр-ва, шт.

AI

2

Прямые затраты труда на 1 изделие, чел./час Удельные затраты материалов, кг/шт.

AJ

3

Прямые затраты труда всего, чел./час Потребность в материалах, кг

AHxAI

AK

4

Почасовая тарифная ставка, р.

AL

5

Всего прямых затрат на оплату труда, р.

AJxAK

В таблице представлена примерная схема расчета бюджета оплаты труда работников основного производства.

3.5. Бюджет накладных расходов производства

Бюджет накладных расходов производства (таблица 6) включает переменную и постоянную составляющие. Большинство накладных расходов являются постоянными; они не меняются в прямой зависимости от производственной деятельности. Даже в том случае, если предприятие бездействует (или почти бездействует), заработная плата основным служащим, многие расходы по сбыту, рекламе, стоимость вспомогательной рабочей силы, страховые взносы, налоги, амортизация и многие другие расходы продолжают производиться.

Таблица 6

Бюджет накладных расходов

Показатели

Формулы

Период1

Период2

Период3

Период4

AZ

п/п

1

Планируемый объем пр-ва, шт.

BA

2

Ставка переменных накладных расходов, р./шт

BB

3

Всего переменных накладных расходов, р.

AZxBA

BC

4

Постоянные накладные расходы, р., в том числе

BD

Амортизация

BE

Расходы на электроэнергию

BF

Расходы на з/п с начислениями

BG

Расходы на вспомогательные материалы

BH

Расходы на содержание оборудования

BI

Всего накладных расходов, р.

BJ

Накладные расходы к оплате, р.

BI-BD

В таблице представлена примерная схема расчета бюджета накладных расходов.

3.6. Бюджет коммерческих расходов

Планирование деятельности организации невозможно без учета расходов, связанных с продажей продукции, товаров, работ и услуг, которые составляют существенную часть в общих расходах предприятия. Только определяя плановую производственную себестоимость и прогнозируя стоимость коммерческих расходов, предприятие может осуществить расчет полной (коммерческой) себестоимости продукции, формировать финансовый результат и прогнозировать рентабельность продаж (таблица 7).

Затраты предприятия на реализацию произведенной или приобретенной продукции являются коммерческими расходами (расходами на продажу). В целом все коммерческие расходы, определяя центры финансовой ответственности, можно подразделять на расходы по организации, сбыту, расходы на рекламу, транспортно-экспедиционные расходы, прочие расходы.

В зависимости от организации процесса бюджетирования и детализации системы планирования расходы на продажу могут планироваться как в натуральных и стоимостных величинах, так и в процентном отношении от объема отгрузки.

Таблица 7

Бюджет коммерческих расходов

Показатели

Формулы

Период1

Период2

Период3

Период4

BK

1

Планируемый объем продаж, шт.

А

BL

2

Ставка переменных коммерческих расходов, р./шт.

ВМ

3

Всего переменных коммерческих расходов, р.

ВК х BL

BN

4

Всего постоянных коммерческих расходов, р.

ВО

4.1

Реклама

ВР

4.2

Зарплата служащих с начислениями

BQ

4.3

Аренда

BR

4.4

Амортизация

BS

4.5

Прочие

ВТ

5

Всего коммерческих расходов, р.

BU

6

Коммерческие расходы к оплате, р.

BT-BR

В таблице представлена примерная схема расчета бюджета коммерческих расходов.

3.7. Бюджет управленческих расходов

В бюджет управленческих расходов (таблица 8) входят все затраты, не связанные с производством и сбытом продукции. Большинство управленческих затрат носит постоянный характер; переменная часть затрат, если она присутствует, планируется как процент от объема продаж.

Таблица 8

Бюджет управленческих расходов

Показатели

Формулы

Период1

Период2

Период3

Период4

BV

1

Планируемый объем продаж, шт.

А

BW

2

Ставка переменных управленческих расходов, р./шт.

BX

3

Всего переменных управленческих расходов, р.

BVxBW

BY

4

Всего постоянных управленческих расходов, р.

BZ

4.1

Командировочные расходы

СА

4.2

Страхование

СВ

4.3

Зарплата служащих с начислениями

CD

4.4

Услуги связи

СЕ

4.5

Аренда

CF

4.6

Амортизация

CG

4.7

Прочие

CH

5

Всего управленческих расходов, р.

CI

6

Управленческие расходы к оплате, р.

CH-CF

В таблице представлена примерная схема расчета бюджета управленческих расходов.

3.8. Бюджет доходов и расходов

На основе приведенных ранее операционных бюджетов разрабатываются основные (финансовые) бюджеты. Одним из них является бюджет доходов и расходов (таблица 9). Он обобщает результаты финансово-хозяйственной деятельности за период и показывает эффективность принятых управленческих решений.

Каждая доходная и расходная статья бюджета может детализироваться до различных уровней (товарно-материальной ценности, услуги, договора, проекта и других бюджетных элементов) с учетом специфики производственно-сбытовой деятельности и на основе экономической обоснованности и целесообразности.

Бюджет доходов и расходов позволяет оценить эффективность хозяйственной деятельности, проанализировать и определить резервы формирования и увеличения прибыли, установить лимиты расходов.

Таблица 9

Бюджет доходов и расходов

Показатели

Формулы

Период1

Период2

Период3

Период4

Доходы и расходы по обычным видам деятельности

CJ

1

Выручка (нетто), р.

С

CK

2

Переменные расходы, р.

в том числе:

CL

2.1

прямые переменные расходы

X + AL

СМ

2.2

накладные расходы

BB

CN

2.3

коммерческие расходы

ВМ

СО

2.4

управленческие расходы

ВХ

СР

3

Маржинальная прибыль, р.

CQ

4

Постоянные расходы, р.

в том числе:

CR

4.1

накладные расходы

ВС

CS

4.2

коммерческие расходы

BN

СТ

44.3

управленческие расходы

BY

CU

5

Прибыль от продаж, р.

Операционные доходы и расходы

CV

6

Проценты к уплате, р.

CW

7

Прочие расходы, р.

CX

8

Прибыль до налогообложения, р.

CY

9

Налог на прибыль, р.

CZ

1

Чистая прибыль, р.

1. В таблице представлена примерная схема расчета бюджета доходов и расходов.

4. Трансфертное ценообразование

4.1 Понятия, цели и модели трансфертного ценообразования

Трансфертная цена определяется как цена, применяемая при обмене товарами в рамках транснациональных корпораций, совместных предприятий, между их подразделениями в разных странах. Трансфертная цена обычно не придается широкой огласке. В определении прямо не сказано (хотя подразумевается), что трансфертная цена несколько отличается от рыночной. Получается, что если бы отличий не было, и все сделки совершались бы по рыночным ценам, то необходимость введения самого понятия трансфертной цены была бы под вопросом.

Трансфертное ценообразование должно быть направлено на решение следующих задач:

1) предоставлять информацию руководителям предприятий для принятия обоснованных экономических решений;

2) обеспечивать согласованность целей предприятий и группы в целом;

3) предоставлять предприятиям автономность в принятии решений;

4) проводить справедливую оценку деятельности предприятий;

5) целенаправленно перераспределять часть прибыли между предприятиями;

6) служить целям налоговой оптимизации.

На практике ни одна из трансфертных цен, скорее всего, не сможет в равной степени успешно обеспечить достижение всех указанных выше целей. Поэтому очень часто имеет место конфликт целей, в результате которого менеджеры корпоративного центра вынуждены искать компромиссные варианты решения задач. Например, задача автономности предприятий может вступать в противоречие с обеспечением согласованности целей предприятий и группы. Справедливая оценка деятельности предприятий может противоречить цели перераспределения прибыли. Задачи перераспределения прибыли и налоговой оптимизации могут нарушать автономность предприятий.

Реально действующие цены в России не являются в полном смысле этого слова рыночными, т.е. они не в полной мере зависят от спроса и предложения, а реагируют на другие причины разного рода, в том числе на ценовые пропорции, находящиеся под влиянием трансфертного ценообразования естественных монополий.

Потребители, как предприятия, так и население, возмущены не столько самим ростом тарифов, сколько неясностью в вопросе о том, насколько это необходимо, кто устанавливает новые цены и куда пойдут дополнительные доходы. Одним из наиболее дискутируемых сегодня вопросов является соотношение налоговых платежей естественных монополий, составляющих доход государства, и так называемых рентных доходов, остающихся в распоряжении организаций. Именно на основе поиска оптимальности этого соотношения формируется государственный подход к регулированию цен естественных монополий.

Существует целый ряд факторов, влияющий на установление трансфертных цен:

1. Наличия конкурентного рынка. Для промежуточного продукта основной принцип трансфертного ценообразования гласит, что трансфертная цена должна быть максимально приближена к цене, по которой продукт может быть продан внешним покупателям или приобретен у внешних поставщиков, т.е. к рыночной;

2. Наличия свободных мощностей у подразделения-производителя. Если у предприятия есть свободные производственные мощности, то для холдинга в целом более предпочтительной является покупка продукции внутри группы, в результате чего увеличится прибыль холдинга (дополнительное производство позволит покрыть часть постоянных расходов, которые связаны с простаиванием мощностей);

3. Квалификации менеджеров. Система трансфертного ценообразования требует высокой квалификации менеджеров корпоративного центра. Перед ними стоит задача сбалансировать различные противоречащие друг другу цели для достижения оптимального для холдинга результата;

4. Переговорной силы предприятий. Трансфертные цены между двумя предприятиями провоцируют возникновение конфликта между ними. Предприятие-производитель заинтересовано в том, чтобы цены были как можно выше, предприятие-потребитель, наоборот, заинтересовано в максимально низких ценах. Переговорная сила предприятий может оказывать значительное влияние на уровень трансфертных цен;

5. Важности для холдинга преимуществ вертикальной интеграции. Вертикальная интеграция позволяет снизить экономические риски в холдинге, в частности риск зависимости от поставщиков и потребителей, поскольку компания может контролировать весь процесс создания стоимости - от добычи сырья до продажи конечному потребителю.

4.2. Методы определения трансфертных цен

1) Ценообразование на основе рыночных цен. Если для промежуточного продукта существует совершенный конкурентный рынок, то для принятия решений и оценки деятельности предприятий оптимальным является установление трансфертных цен по ценам конкурентного рынка. Финансовые результаты предприятия отражают реальный экономический вклад подразделения в прибыль холдинга. Деятельность предприятия регулируется рынком, и корпоративный центр не оказывает влияния на ее финансовые результаты.

2) Ценообразование на основе маржинальных затрат: используется, когда рынок для промежуточного продукта либо не существует, либо является несовершенным, а предприятие-производитель располагает свободными производственными мощностями. Под маржинальными затратами понимаются, как правило, краткосрочные переменные затраты. Данный метод позволяет, согласно экономической теории, максимизировать прибыль холдинга в целом. Однако при этом предприятие, поставляющее продукцию по маржинальным затратам, работает с отрицательным финансовым результатом, равным постоянным расходам. Это негативно сказывается на мотивации сотрудников предприятия. Поэтому на практике этот способ применяется крайне редко.

3) Ценообразование на основе полных затрат: используется в тех же случаях, что и предыдущий метод, за тем лишь исключением, что в цену включается надбавка, компенсирующая постоянные расходы. Надбавка на покрытие постоянных затрат зависит от объема реализуемой продукции.

4) Ценообразование на основе подхода "затрат плюс": используется в тех же случаях, что и ценообразование на основе полных затрат с той разницей, что в цену закладывается надбавка на прибыль, т. е. предприятие работает с заранее определенной рентабельностью. Базой для начисления надбавки могут служить переменные затраты или полные затраты. В первом случае надбавка покрывает постоянные затраты и прибыль, во втором - только прибыль. Наилучшим решением представляется установление надбавки, равной среднеотраслевой рентабельности, при условии, что последняя может быть обоснованно рассчитана.

5) Ценообразование на основе маржинальных затрат плюс постоянная фиксированная надбавка: предполагает передачу продукции предприятию-потребителю по маржинальным затратам и выплату последним предприятию-производителю фиксированной надбавки.

6) Ценообразование на основе переговоров. Трансфертные цены на основе переговоров наиболее приемлемы в ситуациях, когда существует несколько рыночных цен или реализационные расходы для внутреннего и внешнего рынков разные. Данный метод может быть использован при наличии трех условий:

- предприятие-производитель имеет возможность реализовывать продукцию на сторону, а предприятие-потребитель может закупать продукцию на стороне в неограниченном количестве;

- предприятия обладают одинаковой переговорной силой;

- существует разница между реализационными расходами при продаже товара на внешний рынок или внутри группы.

Первые два условия позволяют определить ориентиры для трансфертных цен, а последнее необходимо для того, чтобы предприятиям выгоднее было бы сотрудничать друг с другом, нежели с внешними контрагентами. Если хотя бы одно из условий не выполняется, может возникнуть ситуация, при которой менеджеры не договорятся о трансфертной цене. Тогда в установлении оптимальных трансфертных цен придется участвовать корпоративному центру, что нарушит автономность предприятий, которые в результате не смогут нести ответственность за чужие решения.

Двойное ценообразование заключается в установлении различных цен для предприятия-производителя и предприятия-потребителя. Например, первое может отпускать продукцию по ценам "полные затраты плюс надбавка", второе получать продукцию "по маржинальным затратам". При этом разница списывается на корпоративный центр. На практике двойное ценообразование не получило широкого распространения, основная причина в том, что прибыль группы в целом не равна суммарным прибылям предприятий. Длительное применение двойного ценообразования может привести к ухудшению конкурентоспособности предприятий. Кроме этого, данный метод усложняет консолидацию бухгалтерской отчетности в холдинге, поскольку необходимо постоянно производить элиминирование внутрихолдинговых оборотов.

4.3 Отражение трансфертного ценообразования в отчетности

для целей управленческого учета

Трансфертное (внутрикорпоративное) ценообразование может использоваться только при наличии нескольких взаимозависимых фирм. Именно такой структурой характеризуются все современные корпорации, число которых постоянно увеличивается в мире.

Одним из основных финансовых интересов корпораций при использовании трансфертных цен является снижение общего налогового бремени. В то же время финансовые интересы государства выражаются в объеме налоговых поступлений, что подразумевает необходимость регулирования цен сделок между взаимозависимыми лицами.

Рыночные условия также выдвигают требования по эффективному управлению в хозяйствующих субъектах, которое невозможно без наличия у руководства своевременной и достоверной информации для принятия оптимальных управленческих решений.

Трансфертное ценообразование представляет собой средство объединения информации в системах учета отдельных организаций в единую систему управленческого учета корпорации. Аккумулируя ресурсы с помощью управления движением финансовых потоков, трансфертное ценообразование позволяет получить корпорациям конкурентные преимущества за счет приобретения возможности осуществлять маркетинговые мероприятия, проводить НИОКР, инвестировать средства в приобретение нового оборудования и др.

На счетах управленческого учета могут отражаться данные, необходимые для построения модели трансфертного ценообразования. Согласно Инструкции по применению Плана счетов организация имеет право по согласованию с Минфином России использовать при ведении финансового учета свободные коды счетов, вводить, объединять и исключать субсчета. Это позволит совместить в едином Плане счетов информацию управленческого и финансового учета.

Для целей учета может быть использована следующая кодировка затрат: AA. BBBBBB. CC. DDDD. E. F. GGGG, где AA - код синтетического учета; BBBBBB - код i-го продукта корпорации (i = 1, 2... n), производимого в организации; CC - код центра ответственности организации; DDDD - код места затрат; E - признак источника затрат: первичные либо внутрикорпоративные; F - признак отнесения затрат к постоянным либо переменным; GGGG - код затрат.

Для выделения и накопления сумм постоянных и переменных затрат из совокупных затрат на производство продуктов целесообразно использовать свободный код счета 30 "Постоянные и переменные затраты". Субсчета могут выглядеть следующим образом: 30-1BBBBBB. E. GGGG - по видам переменных затрат на продукт; 30-2. BBBBBB. E. GGGG - по видам постоянных затрат, распределенных на продукт; 30-9. BBBBBB - совокупные затраты на продукт.

Среди вариантов организации трансфертного ценообразования особый интерес представляет движение затрат и финансовых результатов на счетах управленческого учета при использовании метода двойных ставок. В данном случае возникает проблема отражения хозяйственных операций, при которых продажа одного и того же продукта совершается по одной трансфертной цене, а покупка - по другой трансфертной цене. Бухгалтерские записи по отражению трансфертных цен на основе двойных ставок рассмотрим на конкретном примере.

Также предлагается набор регистров управленческого учета по отражению операций в системе трансфертного ценообразования. Можно выделить три укрупненные группы регистров:

1) общие регистры по счетам (например, оборотно-сальдовые ведомости);

2) регистры системы сбалансированных показателей и регистры, содержащие информацию, выступающую в качестве исходной для определения трансфертных цен в модели трансфертного ценообразования;

3) специальные регистры: регистр определения маржинального дохода по корпорации в целом, по отдельным организациям и производимым продуктам, а также ставок покрытия по ним; регистры учета расходов по перераспределению общекорпоративного счета учета затрат и др.

Непосредственно применяемая система трансфертного ценообразования должна быть описана в обязательном к применению локальном нормативном акте - положении о трансфертном ценообразовании. Для таких целей может быть издан соответствующий приказ о трансфертном ценообразовании.

Более высоким уровнем регламентации функционирования систем трансфертного ценообразования являются внутрикорпоративные кодексы. В качестве примера можно привести внутрифирменный хозяйственный кодекс акционерной компании "АЛРОСА", где подробно описывается порядок, последовательность действий, а также состав документов в различных управленческих ситуациях.

Итоговыми управленческими документами в системе трансфертного ценообразования могут быть следующие отчеты:

1) о движении денежных средств;

2) о запасах, наличии сырья, материалов, комплектующих;

3) о производстве продуктов;

4) о запасах готовой продукции;

5) о продажах;

6) о дебиторской и кредиторской задолженностях;

7) пояснительная записка (составляется по информации, полученной в системе сбалансированных показателей).

В дополнение к указанным отчетам стоит принимать во внимание бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, составленные по правилам подготовки консолидированной отчетности.

В организациях часто происходит умышленное искажение информации: мошенничество при подготовке отчетности, искажение и сокрытие материальных фактов, незаконное присвоение активов. Зная это, необходимо провести управленческий аудит сторонними организациями. Важную роль при этом также может сыграть наличие службы внутреннего аудита, подчиненного руководству корпорации.

Управленческая отчетность при трансфертном ценообразовании приобретет наибольшую полезность для внутренних пользователей, если она будет составляться и обрабатываться получателем с использованием средств автоматизации трансфертного ценообразования. Указанные выше средства во многом позволяют учесть требования, предъявляемые к управленческой отчетности трансфертного ценообразования, обеспечивая тем самым оперативность, точность информации, защищенность, а также встроенные средства контроля.


Заключение

Финансовое планирование представляет собой процесс разработки системы финансовых планов и показателей по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовым ресурсами и повышению эффективности его деятельности в предстоящем периоде.

Прогнозирование последствий принимаемых решений выражает основную идею – проверку возможных последствий реализации составленного плана с учетом конкретных условий, уточнений и изменений. Прогнозирование представляет собой часть долгосрочного планирования, дает оценку наиболее вероятных событий и помогает снизить коммерческие риски. Однако исключить все виды рисков не представляется возможным даже с помощью самого грамотного прогнозирования.

Также в моей работе была продемонстрирована тема трансфертного ценообразования, данному вопросу отводится недостаточное внимание, хотя от эффективности согласования системы трансфертного ценообразования будет зависеть и эффективность функционирования всей организации. Еще один важный факт связан с тем, что сама по себе система трансфертного ценообразования используется только на предприятиях с высокой степенью организации внутренней информационной структуры. Особенно это справедливо для российских предприятий, на которых внедрение системы трансфертного ценообразования происходит непосредственно в ходе внедрения информационных средств поддержки.

Следовательно, проблемы информационной структуры оказывают наиболее существенное влияние на само существование внутрифирменной системы трансфертных цен, и непосредственно определяют тип организационной структуры предприятия.

В качестве информационной базы при написании контрольной работы были использованы законодательные акты и нормативные документы, периодические издания, а также работы российских авторов по теме исследования.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  23  24  25   ..