Министерство образования и науки Российской Федерации
Обезопасить себя от неожиданностей, иметь что-то на "черный день" |
63 |
Иметь деньги для особых событий (свадьба, юбилей, похороны) |
60 |
Обеспечить себе спокойную старость |
53 |
Дать детям хорошее образование |
45 |
Поддерживать здоровье, оплачивать качественные медицинские услуги |
42 |
Обеспечить будущее детей, оставив им наследство |
40 |
Всегда иметь необходимые деньги под рукой |
38 |
Накопив, покупать необходимые вещи |
32 |
Как видно из таблицы к основным мотивам сберегательного поведения относится страхование возможных крупных расходов и "инвестиции в детей". Следующими по значимости идут мотивы обеспечения потребления: как мы рассмотрели выше, абсолютное большинство домохозяйств не имеет возможности делать крупные покупки, предварительно не накопив на них. На периферии оказались такие ценности, как вложения в собственное дело, получение дополнительного дохода, накопление на отпуск, повышение престижа в глазах окружающих. Мотивы деловой и статусной ориентации – атрибут формирующегося образа жизни, нацеленного на ведение собственного бизнеса и обеспечение высоких стандартов потребления, которые пока что ограничены слоями выше среднего.
3.Проблема финансов домашних хозяйств и пути решения.
3.1. Проблема эффективного управления финансовыми ресурсами домашних хозяйств.
Экономические отношения между членами семьи зависят от сложившейся системы управления финансами внутри домашнего хозяйства, в соответствии с которой все его члены в той или иной мере согласны с принятой моделью внутреннего, семейного финансового менеджмента. Кроме того, необходимо подчеркнуть, что темы управления финансами домашних хозяйств, семьи, личными финансами граждан становятся все более популярными и актуальными.
Для достижения финансового благополучия домашнего хозяйства необходимы структурированный и комплексный подходы к сбалансированной стратегии управления личным бюджетом, адекватная тактика постановки задач, способствующих улучшению материального положения, в первую очередь личного, и реализация направлений и способов формирования семейных (личных) финансов. В то же время домашнее хозяйство не может рассматриваться в качестве однородной структуры, так как в ней реализуются не только индивидуальные интересы каждого из членов семьи в отдельности, но и групповые интересы семей, входящих в его состав.
Экономические интересы членов семьи, связанные с формированием финансовых отношений, возникающих в процессе их совместной деятельности, еще недостаточно изучены. В основном экономисты рассматривают общие вопросы, касающиеся организации инвестиционного поведения домашних хозяйств, их доходную и расходную часть, состав и структуру потребления. За рамками исследований остаются экономические мотивы членов семьи, побуждающие их участвовать в совместной деятельности домашнего хозяйства, взятого в целом, а это является основной причиной противоречий в личностных финансовых взаимоотношениях. И эти экономические мотивы оформляются в виде конкретных целей, которые ставит перед собой индивид в процессе взаимоотношений с другими людьми, в том числе и со своими родственниками.
В настоящее время предметом широкого обсуждения являются различные модели управления бюджетом домашнего хозяйства и разделение функций между его членами при принятии финансовых решений, влияющих на изменение экономического статуса семьи. При этом анализируется финансовое поведение всех индивидов, входящих в состав домашнего хозяйства в целом, даже тогда, когда принятие решений может принадлежать одному человеку, который является основным «кормильцем».
Управление финансами домашних хозяйств основывается на свободе выбора оптимальной модели, учитывающей интересы и предпочтения всех его членов при сохранении контроля со стороны основного «кормильца» за формированием и расходованием семейного бюджета. В процессе организации финансового менеджмента домашних хозяйств решаются вопросы, связанные с управлением бюджетом семьи, организацией семейного бизнеса, обеспечением необходимого уровня потребительских благ и услуг, учетом индивидуальных инвестиционных предпочтений и др.
Исследование взаимодействия членов домашнего хозяйства в процессе хозяйственной деятельности, механизма, позволяющего принимать решения внутри семьи, дают возможность обосновать направления семейной экономической политики и на этой основе способствовать более рациональному и эффективному использованию семейного бюджета. При этом следует обратить внимание на макро- и микроэкономические отношения, которые возникают между членами домашнего хозяйства, и на роль семьи в системе сложившихся взаимосвязей.
Домашнее хозяйство представляется в виде группы людей, объединенных общей задачей воспроизводства человеческого капитала, местом проживания, бюджетом и семейно-родственными связями. В основе домашнего хозяйства лежат властные отношения - права по контролю над совместной экономической деятельностью передаются одному из его членов - «главе семьи». Внутри домашнего хозяйства складываются сложные экономические отношения, основанные на принципах общесемейной собственности и предполагающие согласованное распределение обязанностей и «домашней нагрузки» между основным «кормильцем» и остальными членами семьи в процессе формирования семейного бюджета. С точки зрения организационной формы бизнеса домашнее хозяйство можно характеризовать как единоличное владение, принадлежащее одному человеку или семье, в которой все активы и обязательства являются одновременно личным имуществом и обязательствами ее владельца. Финансовые ресурсы домашних хозяйств - это те денежные средства, которые остаются в распоряжении его участников после уплаты всех обязательств, связанных с распределением и перераспределением денежных потоков в рамках семейного бюджета, и направляются для удовлетворения индивидуальных (общесемейных) потребностей. Проблема организации и управления финансами домашних хозяйств состоит не только в том, сколько, как и каким образом осуществить распределение и перераспределение свободных денежных ресурсов средств, а в том, ведет ли это к изменению сложившихся объемов, темпов и пропорций финансовых ресурсов, условий и порядка организации финансовых отношений внутри семьи.
Влияние финансов на человека не исчерпывается только экономическими отношениями, возникающими между членами семьи, домашнего хозяйства. Финансы также играют большую роль в формировании духовных ценностей, комплексно воздействуют на индивида и общество в целом. Тем самым создаются предпосылки для осмысления сущности управления финансами домашних хозяйств и основ организации семейной экономики. В связи с возникновением проблем эффективного управления внутри домашнего хозяйства, существует ряд решений этих проблем.
Модель стратегического управления подразумевает, что необходимо определить ценности, которые станут основой для планирования управления состоянием. Четко должно определяться финансовое положение семьи, ее активы, расходы, ожидаемый уровень доходов и текущий план передачи имущества по наследству. Кроме того, нужно решить, как структурировать долгосрочные финансовые и семейные цели так, чтобы они были взаимосвязаны и дополняли друг друга.
Для эффективного управления семейным состоянием необходимо контролировать весь процесс с самого начала. В идеале начинать следует до того, как в распоряжении окажется значительное количество акций, облигаций и свободных денежных средств. Руководитель должен управлять процессом накопления активов и сами принимать решения, в том числе имеющие долгосрочные последствия.
Управление семейным состоянием — это своеобразный бизнес, успех которого отчасти зависит от наличия системы отчетности и объективного анализа результатов. Оба эти компонента помогут вам ставить более объективные бизнес - цели и приблизить ожидаемые результаты к реальным. Они повысят эффективность разработанной вами стратегии инвестирования и послужат надежным критерием для оценки вашей работы и работы вашей команды: менеджеров, бухгалтеров, юристов.
Прежде чем браться за сложные стратегии, попробуйте те, что-нибудь простое. Простые решения (например, индексация) не хуже сложных: для них характерна высокая степень определенности, их легче реализовать и легче приспособить к финансовой ситуации и вашим потребностям. Со временем можно научиться правильно, оценивать относительные преимущества и стоимость сложных решений.
На мой взгляд, к сложным стратегиям надо относиться скептически. Они могут быть очень выгодны управляющему, но подвергать инвестора серьезным долгосрочным рискам. Например, какими бы заманчивыми ни казались рекомендации, решающие сиюминутные проблемы, они могут подвести вас через несколько месяцев или лет. Причин тому много: плохое исполнение или неправильные исходные допущения; эффективность лишь при определенных условиях. Чем сложнее стратегия, тем больше переменных придется учитывать и тем сложнее свернуть с выбранного курса.
Обязательным условием успешного управления состоянием на временном горизонте нескольких поколений является воспитание будущих семейных лидеров. У каждой семьи есть определенный потенциал: талантливая и активная молодежь, личные связи и опыт, — и его можно использовать для того, чтобы заложить фундамент будущего. Например, стратег может уделять особое внимание тем членам семьи, которые проявляют интерес к тем или иным аспектам управления и обладают соответствующими качествами. Он может постепенно вовлечь их в управление семейными активами, увеличивая ответственность.
Кроме того, стратег управления должен вовлекать молодежь в активное обсуждение целей и стратегий управления состоянием, а также показывать опасность увлечения чрезмерными расходами и эфемерность их отдачи. Участвовать в семейных дискуссиях можно в любом возрасте: это отличная школа, ведь здесь обсуждаются все тонкости процесса управления семейным капиталом.
Я убеждена, что нельзя заниматься семейным делом, не имея за плечами как минимум десятилетнего опыта работы в каком-либо другом бизнесе. Приобретя опыт на стороне, человек принесет гораздо больше пользы. Безусловно, такой подход несет угрозу существующим принципам управлении даже авторитету старшего поколения, однако новые, свежие идеи пойдут семейному делу только на пользу. Инновации, которые несет смена поколений, способствует совершенствованию бизнеса, начинайте реализацию этого принципа.
3.2. Перспективы развития домашних хозяйств в Российской Федерации.
Домашние хозяйства составляют значительную, и экономически наиболее активную, часть субъектов малого предпринимательства по стране в целом. При этом среди общего спектра малых предприятий именно семейные отличаются наибольшей успешностью. Следует заметить, что такая ситуация является для России традиционной. Преемственность – одна из главных особенностей семейного бизнеса. Когда самый пожилой сотрудник компании готовится отойти от дел, его старший сын возглавлять, по меньшей мере, отдел, младший – работает над конкретным проектом, а внуки привлекаются к работе в качестве курьеров. Иными словами, семейное предприятие старается вырастить специалистов само для себя.
Обратим внимание на то, что в большинстве своем именно многочисленным семейным предприятиям принадлежит сфера торгового и бытового обслуживания населения. Предприятия данного типа, вкупе с другими учреждениями, образуют систему материальных и нематериальных услуг, оказываемых домохозяйствам. К материальным услугам относятся услуги предприятий торговли и общественного питания, транспорта, связи, производственные услуги бытового обслуживания и жилищно-коммунального хозяйства.
Можно резюмировать, что бизнес домашних хозяйств нашел свое место в сфере бытового обслуживания населения. Сегодня оказываются значительные услуги по ремонту и прокату культурно-бытового и домашнего хозяйственного оборудования и инвентаря, ремонту и индивидуальному пошиву одежды, обуви. При участии малых семейных предприятий происходит перевозка пассажиров, обеспечивается перемещение грузов, необходимых для ведения домашнего хозяйства (транспортировка мебели, строительных материалов, доставка на дом продуктов питания и т.п.).
В настоящее время в связи с проводимой в ряде регионов реформой жилищно-коммунального комплекса особое внимание со стороны семейного бизнеса уделяется именно этой сфере бытовой организации хозяйства. Трудно сказать, по какому конкретно сценарию будут строиться отношения потребителей с жилищно-коммунальными службами в будущем, но на данном этапе семейные предприятия уже предлагают свои услуги по содержанию и эксплуатации жилищного фонда, обеспечению жилища водой, теплом, электроэнергией. Естественно, ремонтно-строительные семейные предприятия осуществляют ремонт и строительство жилья, дач, гаражей и различных надворных хозяйственных и культурно-бытовых построек.
Наибольшую перспективу в вопросах обеспечения занятости населения имеет развитие семейного предпринимательства. Развитие семейного бизнеса должно идти под лозунгом: «не давайте нам рыбу – дайте удочку». Самим семьям нужно дать возможность выбирать, на что тратить деньги – на растрату пособий или на открытие собственного дела при помощи государства.
Нельзя оценивать семейное предпринимательство только по тому, сколько доходов оно приносит государству. Семейное предпринимательство создает стабильную социально-экономическую обстановку в обществе, формирует позитивную, направленную в будущее деловую среду, стимулирует деловую активность населения. Семейное предпринимательство необходимо для деловой самореализации предприимчивости граждан, их интеллекта, без этого невозможно устойчивое развитие экономики. Один предприниматель в системе семейного предпринимательства обычно обеспечивает работой до пяти других членов семьи, переводя их из разряда социально нуждающихся в разряд самодостаточных граждан страны. Именно поэтому развитие семейного предпринимательства должно осуществляться во взаимодействии и при поддержке государственных и муниципальных органов социальной защиты населения.
Из опыта западных стран, где семейное предпринимательство развивается в течение сотен лет, известно, что предпринимательство повышает устойчивость семьи. Занятие семейным предпринимательством способствует укреплению семьи, уменьшает количество внутрисемейных конфликтов и увеличивает возможности для решения бытовых проблем.
По наличию в семьях постоянных бытовых проблем ситуация более благополучна в семьях предпринимателей, чем в иных семьях. Аналогичная ситуация складывается и в ответах на вопрос о наличии возможностей решать бытовые проблемы: здесь показатели у семейных предпринимателей также более благоприятные, чем по остальной группе населения. При этом более половины предпринимателей уверены, что именно занятие бизнесом помогает в решении семейных проблем. В семейном бизнесе обычно возникает внутреннее распределение обязанностей, так что муж и жена никак не могут обойтись друг без друга, когда нужно купить, привезти, продать товар. Это такой вид бизнеса, где найдется применение и мужскому и женскому труду и труду вчерашних школьников. Так что успех семейного бизнеса - в гармонии, когда все помогают друг другу, вместе отстаивают корпоративные интересы.
Другим позитивным фактором развития семейного предпринимательства является воспитание детей. Там, где родители с утра до ночи занимаются своим семейным делом, будьте уверены, не будет праздношатающихся детей, которые не знают чем себя занять. Дети в крестьянских хозяйствах, помогая родителям, уже с юных лет познают истинную цену трудовой копейке. Предприниматели, активно вовлекающие своих детей в бизнес с ранних лет, трижды выигрывают. Они делают дополнительные инвестиции в свое дело, закладывают прочный фундамент для карьеры детей и укрепляют семью. Это особенно важно сегодня, в нынешней ситуации утраты нравственных ориентиров и жизненных целей большинством населения нашей страны.
Большие перспективы семейное предпринимательство имеет и в плане повышения нравственности тех, кто занимается бизнесом. Как правило, на малых семейных предприятиях, где человек отвечает за свой труд перед близкими, больше порядка, здесь нет места расхлябанности и попустительству. Популярные в первые годы реформ, пришедшие из криминальной среды «кидания» и не возвраты долгов, трудно представить для семейного предприятия, поскольку «лицо» потеряет вся семья, все ее поколения. Работа на семейном предприятии никому не в тягость, никто у себя воровать не будет. В семейном предприятии работник не отстранен от результатов своего труда, он видит конечный продукт и переживает относительно реакции потребителя. На крупном же предприятии работник от результатов своего труда отстранен.
Семейное предпринимательство сочетает в себе максимальную заинтересованность работника в результатах своего труда и высокую ответственность, использует при его мотивации не только материальные, но и стимулы более высокого порядка – моральные.
Если характеризовать семью как субъект предпринимательской деятельности, то Федеральным Законом «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» определено, что крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность, основанную на их личном участии.
Создание полноценного аграрного сектора российской экономики без развития семейных крестьянских хозяйств просто невозможно. Хорошим примером для демонстрации резервов семейного предпринимательства являются приусадебные и дачные участки, где хорошо решаются вопросы выбора семенного материала, экологически чистых удобрений и труда «на себя». В большинстве случаев работа на огороде у своего дома не считается малым бизнесом. И этот огород, являющийся порой единственным средством пропитания и заработка, превращает его хозяина в заурядного безработного, которому не положены никакие льготы и оплата временной нетрудоспособности. Не говоря уже о том, что мнимому безработному, трудящемуся от зари до зари на личном подворье, заказан и путь в банк, где ему, конечно, никто не выдаст никакого кредита на развитие хозяйства. Сегодня фермеры и крестьянские товарные подворья, несмотря на все трудности, производят 30 % продовольствия страны. Однако, несмотря на весомый вклад обладателей личных подворий в развитие сельского хозяйства, де-факто семейные предприниматели так и продолжают существовать в неопределенном правовом поле до сегодняшнего дня. Отсюда и другие их беды: отсутствие снабженческих организаций, трудности с реализацией продукции по соразмерным с затратами ценам.
Семейное предпринимательство может стать весьма заметным фактором развития такого сектора экономики, как туристско-рекреационная сфера. Зарубежный опыт показывает, что в Европе более 70 % туристов останавливаются в небольших частных гостиницах, гостевых домах, частном жилище граждан, туристских хуторах, туристских деревнях и т.д., владельцами и одновременно обслуживающим персоналом которых являются члены одной семьи. Учитывая набирающую темпы перспективу расширения сети объектов туристского обслуживания, (среди которых не только средства размещения упомянутых типов, но и торговые точки, пункты питания, сувенирное производство и др. составляющие туристской индустрии), спрос на которые постоянно растет, следует признать, что поле деятельности для семейного предпринимательства здесь очень широкое. Оно станет не только основным источником средств к достойному существованию многих сотен семей, но и хорошей практической школой предпринимательства для подрастающего в семье поколения и фактором, укрепляющим семью.
Особое внимание необходимо обратить на подготовку как предпринимателей, которые будут работать в сфере семейного бизнеса, так и руководителей структур поддержки предпринимательства.
I
I
.Практическая часть.
Формирование собственных доходов бюджета г. Йошкар-Ола.
1.
Характеристика города Йошкар-Ола.
Йошкар-Ола́
(«Красный Город»
) — город в России, столица Республики Марий Эл. Население (на 1 января2010 года) — 260,3 тыс. человек. Территория
Йошкар
-Олы
вместе с отнесёнными к ней сельскими населёнными пунктами составляет 101,45 кв. км. Основан в 1584 году как военное укрепление царем Фёдором Иоанновичем в центре Волго-Вятского региона, на берегу реки Малая Кокшага (левый приток Волги). До 1919 город назывался Царёвококшайск
, в период с 1919 по 1927 — Краснококшайск
. В 1984 году город был награждён орденом Трудового Красного Знамени, а с 1990 года включён в число исторических городов России.
Современная Йошкар-Ола — крупный многоотраслевой промышленный, культурный и научный центр республики. Известна столица Марий Эл и как один из центров культуры финно-угорских народов. 16 июля1997 года Государственной регистрационной палатой Республики Марий Эл зарегистрирован устав муниципального образования города Йошкар-Олы, который определяет правовые, территориальные, экономические и финансовые основы городского самоуправления, роль жителей города и органов самоуправления в осуществлении народовластия, закрепляет полномочия, систему и структуру органов самоуправления города.
10 июля2003 года Государственное Собрание Республики Марий Эл утвердило республиканскую целевую программу социально-экономического развития города Йошкар-Олы на 2003—2008 годы под названием «Столица». Ее целью стало «создание качественной городской среды, понимаемой как совокупность благоприятных условий для жизни населения и деятельности хозяйствующих субъектов», что дало новый толчок к развитию города. Сейчас на территории города активно ведутся работы по восстановлению и реконструкции немногих сохранившихся зданий и церквей, строятся новые дома, создается благоприятные условия для жизни йошкаролинцев.
1.1.
Налог на прибыль.
Налог на прибыль организации занимает весьма значимое место в современной налоговой системе РФ. Это – прямой налог, так как его величина находится в прямой зависимости от получаемой прибыли (дохода).
В качестве объекта налогообложения выступает конечный стоимостной результат деятельности хозяйствующего субъекта, т.е. налогооблагаемая прибыль.
Налог на прибыль организации на очередной финансовый год рассчитывается в контингенте, исходя из ожидаемого поступления данного налога за текущий год, скорректированного на индексы роста прибыли прибыльных предприятий, доведенных отделом экономики и промышленности города Йошкар-Ола на очередной финансовый год, а также показателей отчета формы 5-НБН УМНС по РМЭ за прошедший год.
НП инд.роста
= НП
∙
ИРП,
где НП инд.роста
– налог на прибыль с учетом индекса роста прибыли;
НП
– налог на прибыль предприятия (доходы);
ИРП
– индекс роста прибыли.
НП инд.роста
= 50271·1,06=53287,26 тыс. руб.
1.2.
Налог на доходы физических лиц.
Введена единая ставка налога на доходы физических лиц – 13%. Для отдельных видов доходов установлена ставка в размере 35% и 30% по доходам нерезидентов.
Объектами налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками:
a) От источников в РФ и (или) от источников за пределами РФ – для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами.
b) От источников в РФ – для физических лиц, не являющихся резидентами РФ.
Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.
Сумма НДФЛ, удерживаемого предприятиями, учреждениями и организациями, рассчитывается исходя из ожидаемого поступления налога в бюджеты всех уровней за отчетный год, скорректированного на индекс роста фонда оплаты труда. Налогооблагаемая база по данному налогу корректируется на сумму действующих налоговых вычетов.
Сумма НДФЛ, удерживаемого налоговыми органами, рассчитывается исходя из ожидаемого поступления налога в текущем году, скорректированного на среднее значение индексов розничных цен и платных услуг.
НДФЛиндекс роста
= НДФЛ
∙
ИРФОТ,
где НДФЛиндекс роста
– налог на доходы физических лиц с учетом индекса роста прибыли;
НДФЛ
– налог на доходы физических лиц;
ИРФОТ
– индекс роста фонда оплаты труда.
НДФЛиндекс роста
= 225272 ∙ 1,23 =277084,56
1.3.
Акцизы по подакцизным товарам, производимые в г. Йошкар-Ола.
Налогоплательщиками акциза признаются: организации, индивидуальные предприниматели и лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определенные в соответствии с Таможенным кодексом РФ.
В соответствии с российским законодательством подакцизными товарами признаются: алкогольная продукция, табачные изделия, ювелирные изделия, нефть, природный газ и т.д.
Акциз по подакцизным товарам уплачивается по месту производства таких товаров. При этом учитывается изменения порядка уплаты акцизов в соответствии с федеральным законодательством.
Исходя из всего, акциз города Йошкар-Ола составит 1085 тыс. руб.
1.4.
Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства.
Данный налог рассчитывается на основании формы отчета № 5-НБН (Отчет о базе налогообложения по основным видам налогов) Управления Министерства РФ по налогам и сборам по РМЭ за 1 полугодие текущего года, ожидаемого использования по данному налогу за текущий год и норматива отчислений.
В итого данный налог составляет 33 646 тыс. рублей.
1.5.
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности
.
Данный налог рассчитывается на основании формы отчета № 5-НБН (Отчет о базе налогообложения по основным видам налогов) Управления Министерства РФ по налогам и сборам по РМЭ за 1 полугодие текущего года, ожидаемого использования по данному налогу за текущий год и норматива отчислений.
В итого налог по городу Йошкар-Ола составляет 60 188 тыс. рублей.
2.
Налоги на имущество.
2.1.
Налог на имущество предприятий.
Этот налог входит в подсистему региональных налогов и сборов. Согласно действующему законодательству, налог на имущество зачисляется равными долями в бюджеты субъектов РФ, а также в местные бюджеты. Однако доля каждого налога в системе бюджетных доходов пока крайне невелика.
В настоящее время предельный размер ставки налога на имущество организаций в целом по России составляет 2,2%.
В результате получаем, что налог на имущество предприятия составляет 37648 тыс. руб.
2.2.
Налог на имущество физических лиц.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, уплачиваемым собственниками имущества, к которым относятся как российские, так и иностранные граждане, а также лица без гражданства. К объектам обложения относятся жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения.
Налог на имущество физических лиц прогнозируется от начисленной суммы налога за прошлый год с учетом коэффициента пересчета в текущем году стоимости строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, прогнозируемого на очередной год индекса роста доходов населения.
Из этого следует, что налог на имущество физических лиц составляет 1543 тыс. руб.
2.3.
Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения.
Плательщиками налога в соответствии с настоящим Законом являются физические лица, которые принимают имущество, переходящее в их собственность в порядке наследования или дарения.
Объектами налогообложения в соответствии с настоящим Законом являются жилые дома, квартиры, дачи, садовые домики в садоводческих товариществах, автомобили, мотоциклы, моторные лодки, катера, яхты, другие транспортные средства, предметы антиквариата и искусства, ювелирные изделия, бытовые изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней и лом таких изделий, суммы, находящиеся во вкладах в учреждениях банков и других кредитных учреждениях, средства на именных приватизационных счетах физических лиц, стоимость имущественных и земельных долей (паев), валютные ценности и ценные бумаги в их стоимостном выражении.
В итоге получаем сумму 82 тыс. руб. – налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения.
2.4.
Налог на добычу полезных ископаемых.
Сумма налога на добычу полезных ископаемых рассчитывается в соответствии с ФЗ от 8 августа 2001 года №12б-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и некоторые другие законодательные акты РФ», на основании информации Департамента природных ресурсов и экологической безопасности РМЭ об облагаемых объемах по каждому виду добытых полезных ископаемых в размере муниципальных образовании на очередной финансовый год и с учетом ставок платы.
В результате налог на добычу полезных ископаемых в городе Йошкар-Ола составляет 31 тыс. рублей.
2.5.
Водный налог.
Плата за пользование водными объектами введена в целях рационального использования водных ресурсов. Налогоплательщиками являются юридические лица, которые непосредственно осуществляют пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств и устройств, подлежащих лицензированию.
Сумма поступлений по водному налогу прогнозируется на основании проекта законодательства о федеральном бюджете на очередной финансовый год, федерального законодательства и законодательства РМЭ о оплате за пользование водными объектами, а также исходя из информации Департамента природных ресурсов и экологической безопасности РМЭ о планируемых на очередной финансовый год объемах водопользования в разрезе муниципальных образований и ставок платы, установленных по категориям плательщиков в зависимости от видов пользования водными объектами.
В результате водный налог составляет в городе Йошкар-Ола 1610 тыс. рублей.
2.6.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду.
Сумма платы за негативное воздействие на окружающую среду прогнозируется в соответствии с проектом законодательства о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законодательством РФ об охране окружающей среды и на основании информации Департамента природных ресурсов и экологической безопасности РМЭ о планируемых на очередной финансовый год объемах выброса по видам вредного воздействия на окружающую среду в разрезе муниципальных образований с учетом ставок платы. Сумма платы по городу Йошкар-Ола составляет 708 тыс. рублей.
2.7.
Земельный налог.
Плата за землю взимается по всей территории РФ. Цель ее ведения – стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв; обеспечения развития инфраструктуры в населенных пунктах путем формирования специальных фондов финансирования этих мероприятии. Формами платы являются земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли.
Плательщиками ежегодного земельного налога являются: собственники земли, землевладельцы и землепользователи. Объектом обложения являются земельные участки не зависимо от направления и форм использования.
Земельный налог составить 1646 тыс. рублей.
2.8.
Государственная пошлина.
Прогнозные суммы государственной пошлины рассчитываются исходя из ожидаемого поступления в текущем году с учетом индекса роста фонда оплаты труда на очередной финансовый год.
Государственная пошлина по городу Йошкар-Ола составляет 3257 тыс. рублей.
2.9.
Налог на рекламу.
Планирование налога на рекламу производиться исходя из ожидаемого поступления этого налога в текущем году, скорректированного на индекс изменения потребительских цен. Налог на рекламу в городе Йошкар-Ола составляет 1200 тыс. рублей.
3.
Неналоговые доходы.
3.1.
Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности.
Данные доходы прогнозируются на основании расчетов сведений о прогнозируемом объеме договоров о сдаче в аренду государственного имущества и планируемой ставке арендной платы. Порядок расчета годовой арендой платы установлен «Положением о порядке определения годовой арендой платы за нежилые помещения, находящейся в государственной собственности РМЭ», утвержденным постановлением Правительства РМЭ от 22 февраля 2002 г. №49.
Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности, полностью зачисляются в соответствующий бюджет принадлежности. Доходы от сдачи в аренду государственного имущества составляют 12000 тыс. рублей.
3.2.
Арендная плата за земли.
Сумма арендной платы за земли определяется на основании данных городских отделов Департамента земельных ресурсов при Министерстве государственного имущества РМЭ об арендуемых земельных площадях по видам категориям земель в разрезе муниципальных образовании, а также действующих в текущем году ставок арендной платы, проиндексированных на коэффициент, предусмотренный проектом законодательства о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Распределение суммы арендной платы за земли города между уровнями бюджетной системы РФ производиться в соответствии с федеральным законодательством. Арендная плата за земли города Йошкар-Ола составляет 6401 тыс. рублей.
3.3.
Платежи от государственных и муниципальных организации.
Данные платежи планируются на оснований прогнозной величины прибыли от государственных и муниципальных организации, представленной отраслевыми министерствами и ведомствами. Платежи от государственных и муниципальных организации в городе Йошкар-Ола представляются в виде суммы 1000 тыс. рублей, которые обосновываются отделом экономики и промышленности города.
3.4.
Административные платежи и сборы, штрафные санкции, возмещение ущерба, прочие неналоговые доходы.
Неналоговые доходы прогнозируются по каждому виду платежа отдельно, исходя из ожидаемого поступления в текущем году, скорректированного на индекс роста фонда оплаты труда на очередной финансовый год.
Сумма налоговых и неналоговых доходов, рассчитанные по бюджету муниципального образования, является собственными доходами бюджета района.
Сумма неналоговых доходов по городу Йошкар-Ола составляет 160 тыс. рублей.
4.
Финансовая помощь бюджетам других уровней.
4.1.
Определение финансовой помощи бюджетам других уровней.
Индекс налогового потенциала
рассчитывается как отношение налогового потенциала муниципального образования в расчете на одного жителя к аналогичному показателю по всей территории (субъекту Российской Федерации или муниципальному району). При расчете средней репрезентативной ставки, в данной курсовой берем данные налога на прибыль. Сумма прогнозируемых налоговых сборов равна 19579 тыс.р. Суммарная налоговая база по налогу равна 97897 тыс.р. Рассчитаем среднюю репрезентативную ставку (РС):
НПi
j
=РСj
*НБj
i
, РСj
=РДj
/НБj
НПi
j
=0,2*53287,26=10657,45 тыс. р.; РСj
=19579/97897=0,2
НПi
j
-налоговый потенциал муниципального образования i по налогу j;
РСj
-средняя репрезентативная налоговая ставка (норматив) по налогу j;
НБj
i
-налоговая база налога j в муниципальном образовании i в прогнозном году;
РДj
-Суммарный прогноз доходов по налогу j в бюджеты всех муниципальных образований данного типа;
НБj
- суммарная налоговая база налога j субъекта РФ в прогнозном году.
Зная среднюю репрезентативную ставку нашли налоговый потенциал города Йошкар-Ола, он составил 10657,45 тыс. р. Зная численность населения = 260,3тыс. чел, суммарный налоговый потенциал РМЭ = 13 млрд.р., суммарное население в республике 760 тыс. чел., найдем индекс налогового потенциала:
ИНПi
=
,
где НПi
– налоговый потенциал i-го муниципального образования;
Насi
– население i-го муниципального образования;
НП – суммарный налоговый потенциал муниципальных образований территории;
Нас – суммарное население территории.
ИНПi
=
= 0,0023
Так, ИНПi
города Йошкар-Ола равно 0,0023.
Выравнивание бюджетной обеспеченности.
Распределение фонда финансовой поддержки на основе оценки бюджетной обеспеченности муниципалитетов может осуществляться в несколько этапов. На каждом этапе средства соответствующей части фонда будут распределяться по своей формуле с учетом средств, переданных на предыдущих этапах.
В общем случае бюджетная обеспеченность муниципального образования (БО)
является отношением его индекса доходного потенциала к индексу бюджетных расходов:
БОi
=
,
ИДПi
=0,11, ИБРi
= 0,08
БОi
=
=1,375
где ИДП, -
индекс доходного потенциала i -го муниципального образования;
ИБР, -
индекс бюджетных расходов i - го муниципального образования. В целях сопоставимости расчетов индекс бюджетных расходов должен быть нормирован таким образом, чтобы суммарная численность условных потребителей (произведение численности населения поселения на индекс бюджетных расходов) по всем поселениям совпадала с численностью населения соответствующей территории (субъекта РФ или муниципального района).
Подушевыми расчетными доходами муниципального обра
зования
(ПРД
) называется величина, равная произведению бюджетной обеспеченности муниципального образования на суммарный прогноз доходов муниципальных образований территории (на соответствующем этапе межбюджетного регулирования) в расчете на душу населения. Бюджетная обеспеченность равна 1,4; Суммарный доходный потенциал Юринского района равен 20 млрд. р. Численность РМЭ 760 тыс.чел.
ПРДi
=БОi
*
,
где БО
i
- бюджетная обеспеченность i
-го муниципального образования (на соответствующем этапе межбюджетного регулирования);
Нас -
численность населения территории;
ДП -
суммарный доходный потенциал муниципальных образований территории на соответствующем этапе межбюджетного регулирования.
ПРДгорода
= 1,4 *
= 107,57 тыс. р./чел.
Общая сумма трансфертов на республику Марий Эл 109458,1тыс. р.Из этих трансфертов на Йошкар-Олу приходится 373 552,1тыс. р.
После передачи муниципальному образованию трансферта в размере Трансфi
его подушевые расчетные доходы увеличиваются на величину:
Δ=Трансфi
/Насi
*ИБРi
Трансфi
–трансферт муниципальному образованию;
Насi
-население муниципальных образований;
ИБРi
-индекс бюджетных расходов муниципального образования.
Δ=373 552,1/260,3*0,08=17,938 тыс. р./чел
5.
Формирование бюджетов муниципальных образований.
5.1.
Формирование доходной части бюджета города Йошкар-Ола.
Доходная база бюджета муниципального образования на очередной финансовый год формируется исходя из действующего на момент составления бюджета налогового законодательства с учетом вносимых изменений в налоговое законодательство РФ.
Основой расчетов налоговых поступлений на очередной финансовый год является ожидаемое поступление налогов и сборов за текущий год, которое распространяется с учетом объемов налогов и сборов, уплачиваемых юридическими и физическими лицами, находящимися на территории района.
Таблица 1. Доходная часть бюджета города Йошкар-Ола
Наименование доходных источников |
Сумма, тыс. р. |
Удельный вес в общей сумме доходов, % |
I. Налоговые доходы
|
528946 |
95,1 |
1. Налог на прибыль предприятий |
53287 |
9,58 |
2. Налог на доходы физических лиц |
277084,5 |
49,8 |
3.Акцизы |
1085 |
0,19 |
4. Налог с продаж |
46053 |
8,28 |
5.Единый налог, взимаемый в связи с упрощенной системой налогообложения |
3346 |
0,60 |
6. Единый налог на вмененный доход |
60188 |
10,82 |
7. Налог на имущество, всего |
39273 |
7,06 |
в том числе: |
физических лиц |
1543 |
0,28 |
предприятий |
37648 |
6,77 |
Переходящего в порядке наследования и дарения |
82 |
0,01 |
8. Платежи за пользование природными ресурсами |
904 |
0,16 |
в том числе: |
0,00 |
за пользование недрами |
31 |
0,01 |
за пользование водными объектами |
1610 |
0,29 |
за сверхнормативные выбросы |
708 |
0,13 |
9. Земельный налог |
1646 |
0,30 |
10. Прочие налоги, пошлины и сборы |
4457 |
0,80 |
II. Неналоговые доходы
|
27542 |
4,9 |
1. Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
12000 |
2,16
|
2.Арендная плата за земли |
6401 |
1,15 |
3. Платежи от государственных и муниципальных организаций |
1000 |
0,18 |
4. Штрафные санкции, возмещение ущерба |
7981 |
1,43 |
5. Прочие неналоговые доходы |
160 |
0,03 |
Итого собственные доходы
|
556488 |
100,00 |
Собственные доходы бюджета города Йошкар-Ола имеют налоговый характер, так как большая доля доходов приходится на налоги – примерно 95,1%. Среди данных поступлений преобладают налоги на доходы физических лиц и единый налог на вмененный доход – 49,8% и 10,82%, соответственно. Неналоговые доходы составляют примерно 4,9%, из них, наибольший удельный вес имеют доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. К регулирующим доходам бюджета относится отчисления от налога на доходы физических лиц в размере 43,3% на планируемый год в сумме 477 264тыс. рублей;
Безвозмездные и безвозвратные перечисления в бюджет составили:
1. Финансовая помощь из республиканского бюджета в сумме 508 693,7 тыс. рублей;
2. Субвенции из регионального фонда компенсации в сумме 295 289,7 тыс. рублей;
3. Субсидии составили 63335,5 тыс. рублей.
4. Дотации составили 150068,5 тыс. рублей.
Таким образом, совокупная сумма доходной части бюджета города Йошкар-Ола на планируемый год составила 556488 + 477 264+508 693,6 = 1 542 445, 6 тыс. рублей.
5.2.Формирование расходной части бюджета города Йошкар-Ола.
Расходы бюджета представляют собой процесс выделения и использования финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах всех уровней бюджетной системы, в соответствии с законами о бюджетах на соответствующий финансовый год.
В случае превышения расходов над доходами образуется дефицит бюджета, который, согласно Бюджетному кодексу РФ, не может превышать 10 процентов доходов без учета суммы по оказанию финансовой помощи из вышестоящего бюджета. При превышении дефицита бюджета свыше 10 процентов расходы бюджета сокращаются пропорционально по всем отраслям народного хозяйства или разрабатываются мероприятия по увеличению доходной части бюджета муниципального образования.
Состав и структура расходной части бюджета города Йошкар-Ола сведены в таблице 2.
Таблица 2. Расходная часть бюджета города Йошкар-Ола
Основные отрасли и мероприятия, финансируемые из бюджета муниципального образования |
Сумма, тыс. руб. |
Удельный вес в общей сумме расходов, % |
Государственное управление и местное самоуправление |
6721,9 |
0,44 |
Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства |
23068,3 |
1,51 |
Промышленность, энергетика и строительство |
916,6 |
0,06 |
Сельское хозяйство и рыболовство |
458,3 |
0,03 |
Транспорт, дорожное хозяйство и информатика |
305,5 |
0,02 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
97773,1 |
6,4 |
Предупреждение и ликвидация последствий стихийных бедствий |
305,5 |
0,02 |
Образование |
844057,5 |
55,25 |
Культура и искусство |
50567,06 |
3,31 |
Средства массовой информации |
108619,8 |
7,11 |
Здравоохранение и физическая культура |
166519,9 |
10,9 |
Социальная политика |
226406,02 |
14,82 |
Обслуживание государственного долга |
1069,3 |
0,07 |
Прочие расходы |
916,6 |
0,06 |
Итого расходов
|
1527706 |
100 |
Наибольший удельный вес в общей сумме расходов бюджета города Йошкар-Ола занимает образование и составляет 55,2%. Так же высокий удельный вес имеют расходы социальную политику. Наименьший удельный вес в общей сумме расходов занимают расходы на транспорт, дорожное хозяйство и информатика, предупреждение и ликвидация последствий стихийных бедствий 0,02%.
Общий объем расходов бюджета городского округа «Город Йошкар-Ола» в сумме 1527706 тыс.рублей; предельный размер дефицита бюджета городского округа «Город Йошкар-Ола» в сумме 14739,6рублей.
Так как доходы Йошкар-Олы равны 154 26445,6 р., а расходы равны 1527706 тыс. р., то дефицит бюджета составил:
1 542 445,6 –1 527 706 =14739,6 (нет необходимости в финансировании из вышестоящего бюджета).
Для уменьшения дефицита бюджета следует рациональнее использовать доходные средства и с большей ответственностью подходить к планированию бюджета со стороны государственных чиновников.
В целом можно сделать вывод о том, что проблемы, связанные с формированием региональных бюджетов, в основном требуют решения на федеральном уровне.
Анализ бюджета
В ходе бюджетного года по окончании его годового цикла центральные и территориальные финансовые органы постоянно проводят аналитическую работу по результатам составления и исполнения бюджета.
Анализ территориальных бюджетов позволяет определить:
• уровень финансовой самодостаточности территории, состояние базы ее собственных доходов;
• уровень устойчивости территориального бюджета;
• факторы, воздействующие на финансовое положение территории, и степень влияния этих факторов на территориальный бюджет;
• приемлемость и справедливость с точки зрения населения, проводимой местной администрацией бюджетной политики.
В современной практике работы финансовых органов применяются главным образом анализы исполнения бюджетных показателей, а вопросы, связанные с анализом состояния бюджетов, их устойчивости еще недостаточно разработаны. В то же время в условиях кризисного состояния экономики в стране и в регионах, повышения роли территориальных органов власти и территориальных бюджетов в решении экономических и социальных задач проблемы устойчивости территориальных бюджетов, а, следовательно, и анализ этих проблем очень актуальны.
Заключение.
Мы выполнили основные задачи нашей курсовой работы. Проследили за формированием собственных доходов бюджетов муниципальных образований, в данном случае города Йошкар-Ола. Необходимо заметить, что муниципальные финансы определяются как одна из наиболее развивающихся сфер экономической жизни РФ. Их укрепление является основой жизнеобеспечения населения, что выходит за рамки вопросов местного значения и становиться общегосударственной проблемой.
За время существования местного самоуправления в России наиболее острыми были проблемы его финансового обеспечения Ухудшение материально-технической базы муниципальных образований, все возрастающий объем необеспеченных федеральных мандатов, принимаемые на федеральном уровне решения о повышении заработной работникам бюджетных учреждений преимущественно за счет средств субъектов Федерации и муниципальных бюджетов – все это постоянно обостряло ситуацию на местном самоуправлении, вызывая нарекания как со стороны населения, так и со стороны органов государственной власти.
Сдерживающими внутренними факторами развития местных бюджетов в РФ являются сложность налоговой системы, отсутствие реального налогово-бюджетного федерализма, неопределенность с территориальными основами местного самоуправления. Эти факторы оказывают влияние и на формирование бюджетной устойчивости муниципальных образований, их способность выполнять установленные законодательством функций и принятые обязательства даже при деформации финансовой системы государства.
Направленность преобразований российской финансовой системы соответствует общемировой тенденций, формирование которой обусловлено необходимостью повышения эффективности управления в государстве путем передачи на нижние уровни власти определенных полномочий, укрепления демократических институтов местного самоуправления и их финансовой основы с целью обеспечения потребностей населения в местных услугах и повышения качества жизни.
Образование доходов муниципальных образований тесно взаимосвязано с образованием домашних хозяйств. Развитие домашних хозяйств сильно влияет на уровень жизни в городах и регионах страны.
Домашние хозяйства — не только учетно-статистический показатель, который используется для анализа состояния общества, но и особый тип хозяйства, оказывающий серьезное влияние на все экономические отношения в стране.
В условиях ограниченности бюджета перед членами домохозяйства постоянно возникает проблема распределения средств между денежными фондами, между доходами и расходами. Отсюда вытекает неизбежная необходимость для каждой семьи так планировать свои доходы и рационально их использовать, чтобы не допустить появления отрицательного сальдо. В условиях домашнего хозяйства финансовое планирование носит упрощенный характер. Высокий уровень бедности российского населения требует от государства проведения разнообразных мероприятий по поддержанию лиц, находящихся за чертой бедности. Государственная помощь домохозяйствам должна выражаться не только в финансово-экономической защите населения, но и в правовом и организационном стимулировании индивидуально-трудовой деятельности и семейного бизнеса.
В данной курсовой работе была изучена следующая тема «Финансы домашних хозяйств». Была поставлена конкретная цель - раскрыть содержание выбранной темы с помощью изучения теоретического и практического материала по данной теме, а также анализа полученных сведений. В процессе изучения были решены следующие задачи:
- изучено домашнее хозяйство, как субъект экономических отношений;
- раскрыто понятие финансов домашнего хозяйства и их функций;
- выяснен состав финансовых ресурсов домохозяйств;
- рассмотрен состав доходов и определены основные направления расходов домохозяйств.
- рассмотрены проблемы эффективного управления домохозяйств и решения этих проблем.
- выяснены перспективы развития домашних хозяйств в РФ.
По итогам проведенных исследований можно сделать выводы. Домашнее хозяйство - это отдельный человек или семья, или группа семей, постоянно проживающих в данном месте и совместно обеспечивающих себя всем необходимым для жизни, оно объединяет всех наемных работников, владельцев крупных и мелких капиталов, земли, ценных бумаг, которые заняты и не заняты в общественном производстве, и могут состоять из одного и более членов. Домашние хозяйства являются субъектом экономической деятельности, потому как они участвуют во всех экономических процессах общества.
Финансы домохозяйства представляют собой экономические денежные отношения по формированию и использованию фондов денежных средств в целях обеспечения материальных и социальных условий жизни членов этого хозяйства и их воспроизводства, они выполняют две функции - обеспечение жизненных потребностей домохозяйства ираспределительную функцию.
Финансовые ресурсы домашнего хозяйства - это совокупный фонд денежных средств, находящийся в распоряжении конкретного хозяйства (семьи). Созданный в результате производственной деятельности членов домохозяйства, он выступает частью национального дохода всего общества.
В состав финансовых ресурсов домашнего хозяйства включаются:
- собственные средства, то есть заработанные каждым членом домашнего хозяйства: заработная плата, полученный доход от подсобного хозяйства, прибыль от коммерческой деятельности;
- средства, мобилизованные на рынке, в форме полученного кредита, дивиденды, проценты;
- средства, поступившие в порядке перераспределения: пенсии, пособия, ссуды из бюджетов и внебюджетных социальных фондов.
Финансовые ресурсы домохозяйства формируют бюджет домашнего хозяйства - это форма образования и использования фонда денежных средств конкретного хозяйства, он объединяет совокупные доходы членов домохозяйства и расходы, обеспечивающие их личные потребности. В рамках бюджета формируются обособленные денежные фонды: индивидуальные - для отдельных членов семьи; совместный - для покупки товаров общего пользования; и фонд накопления и обеспечения (резервный фонд) - для будущих капитальных расходов.
Доходы домашнего хозяйства - это часть национального дохода, создаваемая в процессе производства и предназначенная для удовлетворения материальных и духовных потребностей членов домохозяйства. Эти доходы должны возместить трудовые затраты, то есть все физические и умственные способности людей, израсходованные в процессе производства. Они включают в себя: натуральные доходы и денежные доходы. Финансы домашних хозяйств состоят из семейного бюджета. Доходная часть семейного бюджета формируется за счет: заработной платы; доходов от предпринимательской деятельности; от операций с личным имуществом; от владения ценными бумагами; денежных накоплений в финансово-кредитной сфере; доходов в виде льгот и выплат со стороны государства и т.д.
Расходы домохозяйства (семьи) - это фактические затраты на приобретение материальных и духовных ценностей, необходимые для продолжения жизни человека. Они включают в себя потребительские расходы - покупка товаров и услуг, обязательные и добровольные платежи - налоги, сборы, пошлины, отчисления, и сбережения и накопления домохозяйств.
Расходы семейного бюджета выполняют очень важную роль для воспроизводства обеспечения жизнедеятельности семьи. За счет расходов семьи создается финансовый портфель.
В современных условиях домохозяйствам необходимо так планировать получаемые доходы и так рационально их использовать, чтобы не допустить появления отрицательного сальдо в своем семейном бюджете.
Неразрывная связь доходов и расходов домашних хозяйств проявляется, прежде всего, в зависимости структуры и объема расходов от структуры и объема доходов. Так, при снижении общего уровня доходов все меньшую их долю можно потратить на накопления и сбережения, поскольку существует определенный физиологический и социальный минимум потребительских товаров и услуг, который любое домашнее хозяйство должно обеспечить.
Структура расходов домохозяйства показывает, что расходы на продукты питания занимают преобладающую долю. Причем в городе эта доля выше. В сельской местности домохозяйства почти на треть обеспечивают себя за счет натурального хозяйства. Доля расходов на услуги постоянно возрастает. Особенно увеличились затраты семей в городе на жилье, коммунальные услуги, лекарства, а также на проезд в общественном транспорте. Отдельные виды услуг настолько подорожали, что просто выпали из бюджета рядового гражданина (например, чистка одежды, общественная стирка и др.). Однако появились новые виды платных услуг (здравоохранение, образование), которые стали занимать все большую долю расходов семьи.
Количественный состав домохозяйств также оказывает влияние на структуру расходов конечного потребления. В более выгодном положении находятся домохозяйства, состоящие из одного человека. С ростом численности домохозяйств положение ухудшается. У них снижается доля на питание и повышается доля натуральной продукции из личного подсобного хозяйства и из других поступлений.
Уменьшение общих расходов на продовольственные товары отражается на качественном составе продуктов питания: снижается доля таких продуктов, как фрукты, кондитерские изделия, мясо и мясопродукты, и возрастает доля хлеба и хлебопродуктов, картофеля и овощей.
Члены домашнего хозяйства как граждане РФ платят различные обязательные платежи, которых насчитывается более 15, прежде всего это федеральные и местные налоги и сборы.
Распределение накоплений и сбережений в России крайне неравномерно между домохозяйствами. Домохозяйства, доходы которых ниже прожиточного минимума (их насчитывалось в 1998 г. 35 млн. человек), вообще не имеют накопления, перед ними стоит главная задача - выжить.
Денежные накопления и сбережения, аккумулированные в банках, служат источником расширения кредитных отношений. Потребительский кредит пополняет денежные доходы членов домохозяйств и способствует увеличению платежеспособного спроса на товары и услуги. Особенно важен потребительский кредит для России, где уровень жизни относительно низок, а кредитные возможности банковской системы нуждаются в дополнительных капиталах.
Уровень реальных доходов большинства российских домашних хозяйств находится на очень низком уровне. В результате снижается продолжительность жизни, ухудшению здоровья населения, падению уровня рождаемости, сокращается численность населения, падает уровень духовного развития членов общества.
Список литературы:
1. Иванова Н.Л. «Характер сберегательного поведения домохозяйств в трансформационной экономике»//Вестник ОГУ. - 2007. - № 77.
2. Иванова Н.Л. «Особенности потребительского поведения домохозяйств в трансформационной экономике»//Вестник ОГУ. -2008. - № 9 (91).
3. Кокин А.С., Фетисов В.Д., Фетисова Т.В. «Концептуальные основы финансового менеджмента домашних хозяйств»//Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Экономика и финансы. -2009. - № 1.
4. Евдокимов Н.М. «Как правильно управлять своими личными финансами. -СПб.: Невский проспект»// Вектор, 2007.
5. Острикова Г. «Как правильно спланировать семейный бюджет, или кто положил деньги в тумбочку.» - М.: НТ Пресс, 2006.
6. Федеральный Закон РФ от 15.12.01 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» (в редакции федеральных законов).
7. Борисов Е.Ф. «Экономическая теория» - М.: «Юристъ», 2003. -311с.
8. 8. Булатов А.С. «Экономика.» М, 2002. - 557 с.
9. 9. Войтов А.Г. «История экономических учений.» - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2000.- 454 с.
10. 10. Войтов А. Г. «Экономика. Общий курс.»: Учебник. 8_е изд. и доп. М.: «Дашков и К», 2003. 600 с.
11. Галицкая С.В. «Деньги, кредит, финансы.» - М., 2002. - 416 с.
12. Казаков А.П., Минаева Н.В. «Экономика.» - М.,1999. - 298 с.
13. Леонтьев В.Е. «Финансы. Деньги, кредит и банки.» - М., 2003. - 329 с.
14. Самуэльсон П. «Экономика» - М.: Прогресс, 1964.
15. «Общая экономическая теория. Учебник.»//Под общей ред. акад. Видяпина В.И., акад. Журавлевой Г.П.. - М., 2005. - 336 с.
16. «Финансы предприятий»: Учебник. / Под ред. Зайца М.В. - М: Финансы и статистика, 2004. - 196 с.
17. «Финансы. Денежное обращение и кредит»: Учебное пособие. / Под ред. Романовского М.В. - М., Юрайт, 2006. - 425 с.
18. «Финансы. Денежное обращение. Кредит»: Учебник для вузов / Под ред. проф. Поляка Г.Б. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.- 512 с.
19. «Финансы» Учебник. / Под ред. Родионовой В.М.. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 369 с.
20. «Финансы»: Учебник /Под ред. Ковалева В.В.-М.,ТК «Велби», 2003.-236с.
21. «Экономика общественного сектора»: Учебное пособие/ Под ред. проф. Жильцова Е.Н., Лафер Ж.Д. - М.: ТЕИС, 2004.- 356 с.
22. «Экономическая теория» / Под редакцией д.э.н. Добрынина А.И., д.э.н. Тарасевича Л.С.: Издательство «Питер Паблишинг», 2003. - 479 с.
23. «Экономическая теория» / Под редакцией проф. Николаевой И.П.: Учебник. - Москва, «Финстатинформ», 1999. - 282 с.
24. «Финансы», Под ред. В.М. Родионовой. Учебник. – М.: Финансы и статистика, 1995г.
25. Http://economy.ru/.
26. . Http://financy.ru/.
27. Http://www.gumer.info.ru/ bibliotec_Buks/
28. Http://www.gks.ru/
29. Е.В. Торопова, Л.В. Кошелева «Финансы»: Учебное пособие. - Йошкар-Ола, 2005 г.
содержание ..
358
359
360 ..
|
|
|