Главная      Учебники - Экономика     Лекции по финансам - часть 9

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  278  279  280   ..

 

 

Налог на добавленную стоимость НДС 2

Налог на добавленную стоимость НДС 2

2. История налога на добавленную стоимость

Самым эффективным нововведением в финансовой политике и практике последней трети нашего столетия стало, пожалуй, широкое распространение налога на добавленную стоимость - НДС (Value - Added Tax /VAT/ англ.). Некоторые страны используют другие наименования: налог на товары и услуги (Канада, Новая Зеландия), налог на потребление (Япония). В многовековой истории налогового права НДС - относительно новый вид косвенного налогообложения.

В конце 80-х - начале 90 годов он был установлен в государствах Восточной Европы (Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии, Словакии, Чехии), а также в некоторых странах СНГ (Белоруссия, Казахстан). И хотя налог на добавленную стоимость находит все более широкое распространение в мировой практике, его часто называют «европейским налогом», отдавая должное как самому месту появления нового налога, так и роли НДС в становлении и развитии западноевропейского, а сегодня уже - общеевропейского, интеграционного процесса. Достаточно сказать, что НДС является важным источником бюджетной базы Европейского сообщества: на данный момент каждая страна - участница ЕС перечисляет 1,4 % поступлений от налога в «европейский» бюджет. Первенство в изобретении налога на добавленную стоимость принадлежит Франции. В основе его лежало развитие методики взимания и применения налога с оборота, которое прошло последовательно три этапа. Первый был ознаменован переходом в 1937 г. от налога с оборота к единому налогу на производство. Второй - созданием в 1948 г. системы раздельных платежей, в соответствии с которой каждый производитель платил налог с общей суммы своих продаж за вычетом налога, входящего в цену купленных им комплектующих, с разницей в один месяц. Третьим этапом стало собственно введение в налоговую практику в 1954 г. вместо единого налога на производство налога на добавленную стоимость.

Изобретение налога принадлежит французскому финансисту Морису Лоре. Он описал схему действия НДС и обосновал его преимущества перед налогом с оборота, выражающиеся в устранении каскадного эффекта при взимании последнего. Однако в течение более чем десяти лет НДС применялся в экспериментальном, так сказать «локальном варианте, а опытным полигоном для его применения послужило зависимое от Франции африканское государство Кот ди Вуар.

Налог на добавленную стоимость является сравнительно молодым налогом. Большинство из ныне действующих налогов были введены в практику в XIX веке. Некоторые налоги, такие как акцизы, земельный налог, известны еще с древних времен. НДС стал применяться лишь в XX веке.В то же время добавленная стоимость начала использоваться в статистических и аналитических целях еще с конца прошлого века. НДС относится к группе косвенных налогов. Необходимо отметить, что для них характерна в основном фискальная функция. Их появление обычно связано с возрастанием потребности государства в доходах в связи с ростом расходов. Исторически первой формой косвенных налогов выступали акцизы, которые взимались с отдельных видов товаров. В противоположность им НДС представляет собой универсальный акциз, так как обложению им подлежат все товары.Одной из первых форм косвенного налогообложения явился налог с продаж, сходный по характеру с НДС. Предпосылкой возникновения налога с продаж послужила острая нехватка средств в связи с огромными военными расходами в период I Мировой войны. Данный налог взимался многократно на каждой стадии движения товара от производителя к потребителю. В результате его функционирования цена реализуемого товара значительно повышалась, что вызывало огромное недовольство как покупателей, так и производителей. Прежде всего это было связано с тем, что потребители вынуждены были покупать товары по сильно завышенной цене, вытекающей из многократного обложения оборотов налогом с продаж. С другой стороны производители несли значительные убытки вследствие снижения спроса на свою продукцию. Это явилось предпосылкой к тому, что после I Мировой войны непопулярный налог был упразднен, но ненадолго. Государственный бюджет, сильно обремененный возросшими расходами в период II Мировой войны, требовал дополнительных источников пополнения доходов. Налог с продаж, отвечавший фискальным требованиям, был введен вновь. Необходимо отметить, что произошло некоторое совершенствование механизма обложения данным налогом. Во-первых, он начал взиматься однократно и, как правило, на стадии розничной торговли, тем самым не сильно замедляя оборот капитала. Во-вторых, поступление средств в казну также происходило более быстрыми темпами, так как возросла оборачиваемость средств. В то же время при таком положении вещей государство терпело некоторые убытки в результате потери части доходов из-за невозможности осуществлять полный контроль за всеми стадиями производства и обращения товара. При многократном обложении объекта фискальные органы имели возможность получать оперативную информацию о движении капитала при подаче налоговых деклараций. При однократном обложении только последней стадии обращения - розничной торговли - такая возможность терялась. Вышеперечисленные факторы послужили основными причинами к возникновению налога на добавленную стоимость, который давал возможность государству контролировать весь процесс производства и обращения товаров (в том числе оптовую и розничную торговлю). Широкое распространение НДС получил благодаря подписанию в 1957 году в Риме договора о создании Европейского экономического сообщества, согласно которому страны его подписавшие должны были гармонизировать свои налоговые системы в интересах создания общего рынка. В 1967 году вторая директива Совета ЕЭС провозгласила НДС главным косвенным налогом Европы, предписывая всем членам Сообщества ввести данный налог в свои налоговые системы до конца 1972 года. В том же 1967 году налог на добавленную стоимость начал функционировать в Дании, в 1968 - в ФРГ. Шестая директива Совета ЕЭС 1977 года окончательно утвердила базу современной европейской системы обложения НДС, чем способствовала унификации взимания данного налога в Европе.

Последние уточнения в механизм обложения НДС были сделаны в 1991 году десятой директивой, и ее положения были включены во все налоговые законодательства стран-членов ЕЭС.

Обширная география распространения НДС свидетельствует о его жизнеспособности и соответствии требованиям рыночной экономики. Во Франции налог на добавленную стоимость в том виде, который он имеет сегодня, был введен 1 января 1968 г. с вступлением в силу Закона Пятой Республики N 66-10. Своей целью Закон ставил: объединить, упростить и обобщить порядок взимания и исчисления налога на добавленную стоимость с тем, чтобы превратить его в единый и современный налог на производственные расходы (издержки).

В 7О-е годы распространение НДС стало общеевропейским. Этому в значительной степени способствовало принятие ЕЭС 17 мая 1977 г. специальной директивы об унификации правовых норм, регулирующих взимание налога на добавленную стоимость в странах - членах Сообщества, в которой НДС утверждался в качестве основного косвенного налога, и устанавливалось его обязательное введение для всех стран - членов ЕЭС до 1982 г. Для стран же имеющих намерение в будущем вступить в Сообщество, необходимым условием становилось наличие функционирующей системы НДС. Налог на добавленную стоимость относится к семье налогов, удерживаемых с оборота. Последние появились в 1916 году в Германии и облагали по пропорциональной шкале ставок оборот предприятия в течение определенного времени.

Широкому распространению НДС способствовали соответствующие решения Европейского Экономического Сообщества, которые утверждали НДС в качестве основного косвенного налога для стран-участниц ЕЭС. Одним из необходимых условий вступления в эту влиятельную европейскую организацию является наличие в стране-претенденте функционирующей системы налог на добавленную стоимость. Основными причинами роста популярности НДС являются:

возможность вступления в ЕЭС;

стремление увеличить государственные доходы за счет налогов на потребление. НДС способствует значительному увеличению поступлений в бюджет страны по сравнению с другими налогами;

НДС позволяет оперативно проводить налоговые операции с помощью технические средств и определенной системы документооборота.

НДС более эффективен, по сравнению с налогом с продаж в розничной торговле, для создания льготных условий налогообложения отдельных товаров и услуг.

Вместе с тем, несмотря на популярность НДС, опыт зарубежных стран, в частности Великобритании, показывает, что во многих случаях его использование довольно сложно и требует множества дополнительных уточнений и исключений из общих правил.

В настоящее время НДС введен во всех странах ЕЭС.

С 1992 года НДС действует во всех странах Содружества независимых государств. В Российской Федерации НДС, так же, был введен в 1992 году для продукции, производимой на ее территории, а с 01.02.93 распространен также на ввозимые, на ее территорию импортные товары за исключением тех, по которым в законодательном порядке установлены льготы. Он заменил налог с оборота и налог с продаж, намного превзойдя их по своему влиянию на формирование дохода бюджета, экономику, формирование ценовых пропорций и финансы предприятий и организаций

3. Налог на добавленную стоимость в Узбекистане Налог на добавленную стоимость введен Законом Республики Узбекистан «О налогах с предприятий, объединений и организаций». Можно отметить, что объективная необходимость введения НДС в Узбекистане была обоснована рядом факторов: 1. пополнение доходов бюджета, испытывающего острый финансовый кризис и нуждающегося в стабильных налоговых поступлениях;2. создание новой модели налоговой системы в соответствии с требованиями рыночной экономики;3. присоединение к международному сообществу, широко применяющему данный налоговый механизм.

В Республике Узбекистан хозяйствующие субъекты работают в разных режимах налогообложения. Так, в частности, для хозяйствующих субъектов применяется система общеустановленных налогов, но для отдельных категорий субъектов существуют специальные режимы налогообложения.

Общеустановленная система налогов предусматривает уплату НДС. Специальные режимы налогообложения уплату НДС не предусматривают. Однако хозяйствующие субъекты, применяющие специальные режимы налогообложения, оплачивают НДС продавцам при приобретении материальных ресурсов и вместе с НДС относят их на себестоимость. В результате продукция, произведенная такими предприятиями, становится более дорогой и неконкурентоспособной.

Такое положение негативно отражается на хозяйственных отношениях этих субъектов и приводит к повышению себестоимости продукции и сокращению нормы получаемой прибыли, увеличению налогового бремени у плательщиков общегосударственных налогов.

Подобные проблемы отмечаются и в других странах, предусматривающих освобождение мелких предпринимателей от НДС. Однако в большинстве стран эта проблема стоит не так остро.

30 ноября на пленарном заседании Сената Олий Мажлиса был рассмотрен Закон "Об утверждении Налогового кодекса Республики Узбекистан", разработанный в соответствии с распоряжением Президента Республики Узбекистан от 7 января 2005 года. Одобрив Налоговый кодекс, члены верхней палаты рассмотрели также Закон "О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Узбекистан в связи с принятием Налогового кодекса Республики Узбекистан". Его основной целью является приведение ранее принятых законодательных актов в соответствие с Налоговым кодексом республики.

Новый Налоговый кодекс состоит из двух частей (общая и особенная), 392 статей вместо 135 ныне действующих.

Общая часть регулирует общие вопросы налогового законодательства и разработана на основе положений, заложенных в указах Президента по либерализации финансовой ответственности хозяйствующих субъектов, упорядочению проверок контролирующими органами, совершенствованию системы правовой защиты налогоплательщиков.

Особенная часть регулирует порядок исчисления и уплаты конкретных налогов и других обязательных платежей и определяет особенности налогообложения для отдельной категории налогоплательщиков.

Налог на добавленную стоимость претерпел наибольшие изменения по сравнению с действующим законодательством. Введено понятие места реализации товаров (работ, услуг) с целью определения оборотов, подлежащих налогообложению в Республике Узбекистан. Что это предусматривает? Если местом реализации товара является Республика Узбекистан, то это рассматривается как облагаемая поставка. Если местом реализации является не Узбекистан, то работа не облагается налогом на добавленную стоимость. Это очень важно, и в кодексе четко определено пять основных направлений, в соответствии с которыми определяется место реализации работ (услуг).

Предусматривается упрощение механизма расчета налога за счет введения четких правил по определению налогооблагаемой базы, а также установление критериев принятия к зачету суммы НДС, уплаченной поставщиком товаров (работ, услуг). Совершенствуется и механизм возврата налога для предприятий, применяющих нулевую ставку по налогу.

Вводятся правила налогообложения работ и услуг, получаемых от нерезидентов.

Согласно Налоговому кодексу Республики Узбекистан плательщиками НДС являются следующие лица.
Схема 1Плательщики НДС

Второй элемент налога на добавленную стоимость - объект обложения и связанное с ним определение основы налога - облагаемой базы. В настоящее время объектами налогообложения по НДС являются разнообразные юридические факты:

Схема 2

Объекты налогообложения НДС

Сумма налога на добавленную стоимость рассчитывается по следующей формуле:

СН = (Нор/и - Л)*С / 100,

где С – ставка НДС;

Л – льготы;

Нор/и – налогооблагаемый оборот при реализации или импорте товаров (работ, услуг).

Облагаемым оборотом является оборот по реализации товаров (работ, услуг), за исключением оборота:

освобожденного от налога на добавленную стоимость;

местом реализации, которого, не является Республика Узбекистан.

Место реализации товаров (работ, услуг) определяется в соответствии со статьей 202 Налогового Кодекса.

Работы и услуги, выполняемые и оказываемые нерезидентом Республики Узбекистан резиденту Республики Узбекистан, включаются в облагаемый оборот получателя указанных работ, услуг в порядке, установленном статьей 207 Налогового Кодекса.

Налогооблагаемый оборот при реализации товаров (работ, услуг) рассчитывается при помощи следующей формулы:

Нор = Ст + На – НДС,

где Ст – стоимость реализуемых товаров (работ, услуг);

На - сумма акцизного налога;

НДС – сумма налога на добавленную стоимость.

Размер облагаемого оборота по реализации определяется на основе стоимости реализуемых товаров (работ, услуг), исходя из применяемых цен и тарифов, с учетом акцизного налога без включения в них налога на добавленную стоимость.

При обмене товарами (работами, услугами) или при их передаче безвозмездно, исходя из уровня цен, без включения в них налога на добавленную стоимость, сложившегося у налогоплательщика на момент обмена или передачи, но не ниже фактически сложившихся затрат.

Существенная роль в концепции НДС отводится вопросу установления ставок налога. Принцип нейтральности налогового обложения, стимулирующий конкурентные позиции предпринимателей, наиболее полно выдерживается, если в сферу обложения включены все товары (услуги), а налог взимается по единой стандартной ставке. Кроме прочего, установление единой ставки налога значительно упрощает систему налогообложения и снижает затраты в процессе взимания НДС. Большинство западных специалистов склонны считать, что теоретические аргументы, без сомнения, говорят в пользу единой ставки НДС.

Таблица 1

Ставка налога на добавленную стоимость

Вид товаров (работ, услуг) Ставка налога
Реализация товаров (работ, услуг), включая импорт 20%
Экспорт за свободно конвертируемую валюту товаров, а также выполняемых вне территории РУз работ (услуг), включая поставки в страны СНГ 0%
Товары, реализуемые для официального пользования иностранным дипломатическим и приравненным к ним представительствам, а также для личного пользования дипломатического и административно-технического персонала этих представительств, включая членов их семей, проживающих вместе с ними, если они не являются гражданами РУз, при условии применения иностранной стороной принципа взаимности 0%
Услуги по перевозке иностранных грузов через территорию РУз (транзитные перевозки) 0%
Коммунальные услуги, оказываемые населению по водоснабжению, теплоснабжению и газоснабжению 0%

Особенностью НДС является так называемая нулевая ставка (0, Zerorate). Нулевая ставка и освобождение от уплаты - не одно и тоже. Нулевая ставка - это ставка налога, который в принципе взимается, но по ставке, равной 0 процентов. В этом смысле нулевая ставка имеет то же последствие, что и освобождение от налога. Однако предприниматель, уплачивающий нулевую ставку, получает право на возврат всей суммы НДС, входящей в стоимость товаров и услуг, приобретаемых им в процессе производства товаров. Подобная льгота ставит его в более выгодное по сравнению с теми предпринимателями, которые просто освобождены от уплаты налога.

В некоторых странах круг товаров, к которым применяется нулевая ставка, чрезвычайно широк; в других - весьма ограничен. В Великобритании с помощью нулевой ставки фактически освобождены от уплаты налога почти все продовольственные товары (за исключением шоколада, кондитерских изделий, алкогольных напитков). По нулевой ставке облагаются и такие услуги, как канализация и водоснабжение (если они не для промышленных целей). Нулевая ставка применяется к книгам (в их число включаются и книги для слепых), периодическим изданиям, перевозке пассажиров, снабжению лекарствами и пр. В целом около 30 % товаров частного потребления в этой стране облагаются по нулевой ставке.

Проведем сравнительный анализ по ставкам НДС в разных странах. Как видно из таблицы 2, ставки по налогу на добавленную стоимость различны.

Таблица 2

Сравнительная таблица ставок по НДС в мире

Страна Ставка НДС
1. Япония 5 %
2. Таиланд 7 %
3. Швейцария 7.6 %
4. Австралия 10 %
5. Казахстан 13 %
6. Великобритания 17.5 %
7. Россия 18 %
8. Турция 18 %
9. Германия 19 %
10. Греция 19 %
11. Франция 19.6 %
12. Узбекистан 20%
13. Украина 20 %
14. Италия 20 %
15. Польша 22 %
16. Португалия 21 %
17. Швеция 25 %

Налог на добавленную стоимость является косвенным налогом, взимающимся на всей территории Республики Узбекистан, формирующим государственный бюджет и обязательным для уплаты всем участникам рынка, за исключением выделенных в особые группы освобождающихся и льготников.

Налог на добавленную стоимость играет на сегодняшний день огромное значение для пополнения бюджета Республики Узбекистан. Поступление от НДС в 2006 году составило 1 017 352,0 млн. сум, что составляет 35,3 % суммы дохода бюджета.

Диаграмма 1

Динамика доходов бюджета Республики Узбекистан

Год от года сумма, полученная от налогообложения по статье НДС, возрастает. Это свидетельствует о неизменно возрастающей роли налога на добавочную стоимость в формировании доходов бюджета. Совершенно очевидно, чем выше доля конкретного налога в общей налоговом поступлении, тем более значимым признается этот налог. Из этого следует, что налог на добавленную стоимость является одним из самых значимых налогов в Республике Узбекистан.

Налоговым периодом является календарный год.

Отчетным периодом является:

для микрофирм и малых предприятий, уплачивающих налог на добавленную стоимость, – квартал;

для налогоплательщиков, не относящихся к микрофирмам и малым предприятиям, – месяц.

Расчет налога на добавленную стоимость представляется нарастающим итогом в органы государственной налоговой службы по месту налогового учета:

Схема 3

Одновременно с расчетом налога на добавленную стоимость представляется реестр счетов-фактур по товарам (работам, услугам), приобретенным в течение налогового периода. Форма реестра счетов-фактур устанавливается Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан.

Предприятия уплачивают налог на добавленную стоимость не позднее дня, установленного для сдачи расчетов по НДС, на основании фактического оборота по реализации за соответствующий период (месяц).

Освобождается от налога на добавленную стоимость оборот по реализации:

1) услуг (действий), оказываемых государственными органами, органами самоуправления граждан и иными уполномоченными организациями, за которые взимаются государственная пошлина и сборы;

2) услуг по содержанию детей в дошкольных образовательных учреждениях;

3) услуг по уходу за больными и престарелыми;

4) ритуальных услуг похоронных бюро и кладбищ, реализация предметов религиозной принадлежности, услуг по проведению обрядов и церемоний религиозными организациями и объединениями;

5) протезно-ортопедических изделий, инвентаря для инвалидов, в том числе реализуемых производителями этих изделий и инвентаря, а также услуг, оказываемых инвалидам по ортопедическому протезированию, ремонту и обслуживанию протезно-ортопедических изделий и инвентаря для инвалидов;

6) продукции лечебно-производственных мастерских при лечебных учреждениях, реализуемой данными учреждениями;

7) почтовых марок (кроме коллекционных), маркированных открыток, конвертов;

8) услуг организаций связи по выплате пенсий и пособий;

9) научно-исследовательских и инновационных работ, выполняемых за счет средств бюджета. Основанием для получения данной льготы является заключение соответствующего финансового органа о выделении средств из бюджета;

10) услуг городского пассажирского транспорта (кроме такси, в том числе маршрутного), а также услуг по перевозке пассажиров в пригородном сообщении железнодорожным транспортом и автомобильным транспортом общего пользования (кроме такси, в том числе маршрутного;

11) услуг по обучению, в части платы за обучение в высших, средних, средних специальных, профессиональных учебных заведениях, а также в организациях, осуществляющих повышение квалификации и переподготовку кадров;

12) драгоценных металлов уполномоченному государственному органу по хранению;

13) медицинских (ветеринарных) услуг, за исключением косметологических, а также лекарственных средств и изделий медицинского (ветеринарного) назначения, в том числе реализуемых производителями этих средств и изделий;

14) услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах Республики Узбекистан и в воздушном пространстве Республики Узбекистан по обслуживанию иностранных воздушных судов, включая аэронавигационное;

15) санаторно-курортных, оздоровительных, туристско-экскурсионных услуг и услуг детских лагерей отдыха, а также услуг учреждений физической культуры и спорта, оформленных соответствующими документами;

16) имущества, реализуемого в порядке приватизации государственной собственности;

17) гидрометеорологических и аэрологических работ;

18) геологических и топографических работ;

19) печатной продукции, а также редакционных, полиграфических и издательских работ (услуг), связанных с производством и реализацией печатной продукции;

20) продукции и услуг по основной деятельности Национальной телерадиокомпании Узбекистана, предприятий и организаций, входящих в ее состав, и Национального информационного агентства Узбекистана;

21) услуг, работ по транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке, экспедированию экспортируемых товаров с территории Республики Узбекистан;

22) товаров (работ, услуг), за исключением оборотов по реализации от осуществления посреднической, торговой, заготовительной, снабженческо-сбытовой деятельности юридическими лицами, находящимися в собственности общественных объединений инвалидов, фонда «Нуроний» и ассоциации «Чернобыльцы Узбекистана», в общей численности которых работает не менее 50 процентов инвалидов;

23) товаров (работ и услуг), приобретаемых юридическими лицами за счет займов (кредитов), предоставленных международными и зарубежными правительственными финансовыми организациями по международным договорам Республикой Узбекистан, а также полученных за счет грантов;

24) услуг по содержанию и ремонту жилищного фонда, оказываемых населению. К услугам по содержанию и ремонту жилищного фонда относятся услуги санитарной очистки, лифтовых хозяйств, хозяйств по установке и эксплуатации антенн общего пользования, управлений и отделов по земельным ресурсам и государственному кадастру, по эксплуатации, содержанию и ремонту жилищного фонда, оплачиваемые непосредственно населением, включая оплату этих услуг через товарищества частных собственников жилья;

25) электрической энергии населению;

26) услуг по экологической экспертизе, проводимой специализированными экспертными подразделениями уполномоченного государственного органа;

27) услуг по обучению государственному языку и делопроизводству на государственном языке;

28) сельскохозяйственной продукции собственного производства;

29) услуг подразделений охраны при органах внутренних дел;

30) основных средств, нематериальных активов и объектов незавершенного строительства, передаваемых в качестве вклада или паевого взноса в уставный фонд (уставный капитал);

31) земельно-кадастровых, землеустроительных, почвенных и геоботанических работ, выполняемых за счет средств бюджета;

32) товарно-материальных запасов государственного резерва при их обновлении;

33) технических средств системы оперативно-розыскных мероприятий на сетях телекоммуникаций, а также услуг по их эксплуатации и обслуживанию;

34) имущества, передаваемого в качестве инвестиционных обязательств согласно договору, заключенному между инвестором и уполномоченным государственным органом по управлению государственным имуществом;

35) оптовая реализация книжной продукции, школьных учебных принадлежностей и наглядных пособий, лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

К финансовым услугам, освобождаемым от налога на добавленную стоимость, относятся:

1) начисление и взыскание процентов по кредитам, займам, предоставление кредитов, займов, выдача поручительства (гарантии), включая выдачу банковских гарантий;

2) прием депозитов, открытие и ведение банковских счетов юридических и физических лиц, включая счета банков–корреспондентов;

3) операции с платежами, переводами, долговыми обязательствами, чеками и платежными средствами, операции по инкассо;

4) операции с национальной валютой и иностранной валютой, за исключением используемой в нумизматических целях;

5) открытие и ведение депо-счетов ценных бумаг юридических и физических лиц, включая депозитариев–корреспондентов;

6) операции с ценными бумагами (акциями, облигациями и другими ценными бумагами). К операциям с ценными бумагами относятся операции по хранению ценных бумаг, учету прав на ценные бумаги, переводам ценных бумаг и ведению их реестров, по организации торгов с ценными бумагами, за исключением услуг по их изготовлению;

7) реализация ценных бумаг, долей (паев) в уставном фонде (уставном капитале) юридических лиц;

8) клиринговые операции;

9) открытие и обслуживание аккредитивов;

10) операции по конвертации денежных средств;

11) организация обменных операций с иностранной валютой;

12) кассовые операции (прием, выдача, пересчет, размен, обмен, сортировка и хранение банкнот и монет);

13) предоставление услуг по договору финансовой аренды (лизинга) в части процентного дохода арендодателя (лизингодателя);

14) форфейтинговые и факторинговые операции;

15) ломбардные операции (предоставление краткосрочных кредитов под залог имущества);

16) оборот средств накопительной пенсионной системы.

Заключение

Налог на добавленную стоимость является одним из наиболее эффективных фискальных инструментов, поскольку, во-первых, обеспечивает регулярность поступления налогов, во-вторых, обладает высокой степенью универсальности, в-третьих, дает значительные поступления в бюджет, и эти его свойства сделали этот вид налога весьма распространенным в мировой практике.
Из этого можно сделать вывод, что налог на добавленную стоимость, являясь одним из ключевых налогов при формировании государственного бюджета, будет оставаться им и впредь, то есть он будет одним из самых взимаемых налогов, и налоговыми органами будет обращаться на его взимание особое внимание. В то же врем, на мой взгляд, налог на добавленную стоимость является сложным для понимания и расчета налогом весьма относительно, то есть он просто сложнее для расчета относительно других налогов. Наибольшие сложности в этом налоге могут вызывать лишь расчеты налоговых вычетов, а также случаи с нулевой налоговой ставкой освобождением от уплаты налога. Однако опять же, это налог имеет весьма важную роль в формировании государственного бюджета, форма его взимания относительно проста, поэтому данный налог, скорее всего, будет и в будущем существовать в России, претерпевая лишь незначительные изменения.

С помощью этого налога удается более успешно решать чисто фискальные цели пополнения средств государственного бюджета, административные задачи, связанные с созданием более эффективной системы сбора налогов. Вместе с тем, целый ряд насущных проблем еще ждет своего решения в ходе дальнейшего совершенствования российского законодательства об НДС. Среди них - реализация принципа нейтральности; более последовательное осуществление принципа равенства и обеспечения прогрессивного характера НДС; повышение его роли в стимулировании роста производства, внутренних и иностранных инвестиций.

Литература

1 Налоговый Кодекс РУз.

2 Гуккаев В. Б. Производство: налоги и учет. – М.: Бератор – Пресс, 2003. – 224 с.

3 Незамайкин В. Н., Юрзинова И. Л. Налогообложение юридических и физических лиц. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 448 с.

4 Шаталов С. Д. Комментарии к Налоговому кодексу РФ, части второй. – М.: МЦФЭР, 2004.

5 Пепелеев С. Г. Налоговое право. – М.: ИД «ФБК-ПРЕСС», 2004. – 354 с.

6 Русакова И. Г., Кашин В. А. Налоги и налогообложение: Учебное пособие для вузов. – М.: Юнити, 2003. – 440 с.

7 Налоги и налогообложение. Курс лекций: Учеб. Пособие. Издание 2-е, доп. И испр. – М.: Омега – 2003. – 296 с.

8 www.anniakr.ru

9 www.djaar.webzone.ru

10 www.conseco.ru

11 www.nalog.ru

12 www.buhgalt.ru

13 www.nalvest.ru

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  278  279  280   ..