Главная      Учебники - Экономика     Лекции по финансам - часть 9

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  180  181  182   ..

 

 

Внутренний и внешний долг России

Внутренний и внешний долг России

Содержание

Сравнивая структуру государственного внешнего долга на 1 октября 2008 года и на 1 октября 2009 года, можем заметить, что в 2009 году Государственный внешний долг Российской Федерации в млн долларов США уменьшился на 4,8%, в евро – на 7,02%. Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба в 2009 году в млн долларов США увеличилась на 10,7%, в евро уменьшилась на 24,2%. Задолженность перед официальными кредиторами -не членами Парижского клуба в 2009 году в млн долларов США уменьшилась на 7,04%, в евро возросла на 27,07%. Задолженность перед международными финансовыми организациями в 2009 году в млн долларов США уменьшилась на 1,76%, в евро - на 10,4%. Задолженность по ОВГВЗ (Облигации внутреннего государственного валютного займа) в 2009 годы в млн долларов США увеличилась на 77,7%, в евро – на 21,58%.

Дата внешний гос.долг (млрд.руб) внутренний долг(млрд.руб) совокупный внешний долг(млрд.руб)
01.01.2002 4067,75 533,51 4457,76
01.01.2003 3999,77 679,91 4846,19
01.01.2004 3509,83 682,02 5364,24
01.01.2005 3195,94 778,47 5980,14
01.01.2006 2159,60 875,43 7260,76
01.01.2007 1379,56 1064,88 8240,22
01.01.2008 1100,05 1301,15 11402,30
01.10.2009 1121,55 1499,82 14279,26

Рынок внутреннего долга не может считаться уникальным явлением в мировой практике – почти все страны мира выпускают государственные ценные бумаги. Учреждение российского рынка внутреннего долга было призвано ликвидировать практику прямого (эмиссионного) кредитования ЦБ РФ. Решалась задача создания значительного по размерам рынка государственных ценных бумаг, который характеризовался бы высокой ликвидностью и низкими рисками федеральных облигаций. Развитие российского рынка внутреннего долга было непосредственно связано с эволюцией национальной финансовой сферы, действиями денежных властей, как в области макроэкономической политики, так и в проведении чисто рыночных преобразований. В результате структура совокупного денежного предложения стала менее ликвидной, снизились темпы инфляции, прочие сегменты национального рынка интенсивно развивались.

Внешние займы

2008год 2009год Темп роста,%
внутренние займы(тыс.руб) 223069992,4 356929007,7 160,0076298
2008 год 2009год Темп роста,%
внешние займы(млрд.долларов США) 10,4 9,5 91,34615385

К новым явлениям в области погашения задолженности относится договоренность правительства РФ с Парижским клубом о досрочном погашении внешнего государственного долга на сумму 15,5 млрд. долл. в течение четырех месяцев 2005г., или на 40% всего долга Парижскому клубу. Это дало нам экономию

Приоритетные направления заимствований

Использование заемных средств - это реальная возможность увеличить доходы субъекта, его осуществляющего, и решить те задачи, реализация которых не может быть обеспечена в данный момент за счет собственных доходов бюджета.

Внешние заимствования Российское государство предполагает осуществлять за счет облигационных займов и кредитов. 76% внешних заимствований - несвязанные, со сроком погашения от 5 до 17 лет, т.е. использование этих кредитов может и должно отражать стратегию развития государства. Анализ показывает, что средства предполагается направить на реализацию транспортных проектов (по модернизации железнодорожного транспорта России, организации воздушного движения Дальнего Востока), на содействие структурной перестройке в угольной промышленности, на поддержку реформы в электроэнергетическом секторе, на проведение реформы социальной защиты и т.д. Но значительную часть федеральных заимствований, осуществляемых при содействии Международного банка реконструкции и развития (МБРР), предполагается использовать для получения консультационных услуг, приобретения вычислительной техники и оборудования - в сфере статистического учета и в финансово-налоговых сферах. Получателями являются фонд <Бюро экономического анализа>, Российский фонд правовых реформ, Российский фонд социальных реформ, Министерство по налогам и сборам, Министерство финансов, Министерство статистики, Центральный банк. Реализация проектов субъектов Федерации предполагает решение экологических проблем, осуществление земельной реформы, устойчивого лесопользования, реформирования здравоохранения и т.д.

В 2004 году принята программа о государственных внешних заимствованиях.

Принципы формирования Программы государственных внешних заимствований:

1.Максимальное ограничение принятия обязательств по привлечению кредитов иностранных государств и займов международных финансовых организаций по новым проектам, финансируемым из федерального бюджета

2.Сокращение неэффективно используемых займов и займов, реализуемых в течение длительного времени

3.Максимальное привлечение займов для финансирования расходов по уже реализуемым проектам с целью их завершения

4.Концентрация заемных ресурсов для реализации новых крупных имеющих общегосударственное значение инфраструктурных проектов, решения, по реализации которых в счет «связанных» кредитов и займов международных финансовых организаций уже принято Правительством

Заимствования Всемирного банка включают:компенсирующие снижение доходов бюджета реабилитационные займы (14,7% общей суммы); займы: на структурную перестройку (23,3%), для развития нефтяной промышленности, энергетики и строительства (19,6%), транспорта и связи, ЖКХ (21,0%); займы для развития рыночной инфраструктуры (5,0%), здравоохранения (5,0%), образования (3,8%), сельского хозяйства (3,6%), на нужды госуправления (2,0%), охраны окружающей среды (1,3%), социальной политики (0,7%)

2.3. Соотношение внутреннего и внешнего долга

Размер внешнего и внутреннего долга в млрд. руб.

Соотношение внешнего и внутреннего долга

1 США 16 Австралия 31 Венгрия
2 Германия 17 Бельгия 32 Румыния
3 Япония 18 Дания 33 Словакия
4 Великобритания 19 Португалия 34 Чехия
5 Франция 20 Финляндия 35 КНДР
6 Италия 21 Швеция 36 КНР
7 Канада 22 Кувейт 37 Югославия
8 Испания 23 ОАЭ 38 Польша
9 Швейцария 24 Греция 39 Афганистан
10 Турция 25 Египет 40 Ливия
11 Кипр 26 Мальта M1 Международный валютный фонд
12 Нидерланды 27 Оман М2 Международный банк реконструкции и развития
13 Корея 28 Таиланд М3 Европейский банк реконструкции и развития
14 Норвегия 29 Уругвай М4 Северный инвестиционный банк
15 Австрия 30 Болгария М5 Европейский инвестиционный банк
соотношение 01.10.2008 01.10.2009
отношение в % Разница (млрд. руб.) отношение в % Разница (млрд. руб.)
внешнего долга федерального сектора к внутреннему 0,683415 68,34153 -474,82 0,612911 61,29114 -721,51
Общего внешнего долга к внутреннему 9,27366 927,366 12409 7,846948 784,6948 12762,3

Анализ данных по внешнему и внутреннему долгу Российской Федерации показал, что соотношение долгов в процентном выражении снизилось. Так в 2008 году отношение общего внешнего долга к внутреннему равно 9:1, в 2009 году этот показатель снизился до 7:1. Это означает, что в общей сумме долга доля внешнего долга уменьшается, а внешнего – увеличивается.

Однако разница между внешним и внутренним долгом растет, в денежном выражении она составила:

· 12409 млрд. руб. в 2008 году и 12762,3 млрд. руб. в 2009 году (при расчете использованы данные общего внешнего долга);

· 474,82 млрд. руб. в 2008 году и 721,51 млрд. руб. в 2009 году (при расчете использованы данные внешнего долга федерального сектора).

2.4. Объемы использования средств стабилизационного фонда

В 2004 году в России за счет нефтяных доходов был создан Стабилизационный фонд. С 1 февраля 2008 года Стабилизационный фонд разделен на 2 фонда – Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Резервный фонд – это «подушка безопасности» на случай резкого падения мировых цен на нефть ниже параметров, заложенных в федеральный бюджет. Фонд национального благосостояния предназначен для софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан и покрытия дефицита Пенсионного фонда.

Совокупный объем средств Резервного фонда соответствует сумме остатков на счетах Федерального казначейства в Центральном банке Российской Федерации по учету средств Резервного фонда и средств Резервного фонда, размещенных в резервную позицию Российской Федерации в Международном валютном фонде, пересчитанных по официальным курсам иностранных валют, установленным Центральным банком Российской Федерации на дату, предшествующую отчетной, и кросс-курсам, рассчитанным на основе указанных курсов.

Совокупный объем средств Фонда национального благосостояния, выраженный в российских рублях и долларах США, соответствует сумме остатков на счетах Федерального казначейства в Центральном банке Российской Федерации по учету средств Фонда национального благосостояния и на депозитах во Внешэкономбанке, по официальным курсам иностранных валют, установленным Центральным банком Российской Федерации на дату, предшествующую отчетной, и кросс-курсам, рассчитанным на основе указанных курсов.

01.12.2008 01.12.2009
объем стабилизационного фонда (млрд. руб.) 5769,83 5008,42
в том числе:
резервный фонд (млрд. руб.) 3 661,37 2 238,58
фонд национального благосостояния (млрд. руб.) 2 108,46 2 769,84

Стабилизационный фонд Российской Федерации в период с 01.12.2008 по 01.12.2009 года сократился на 761.41 млрд. руб. Данная ситуация сложилась в связи с тем, что Резервный фонд сократился на 1422.79 млрд. руб., в то время как Фонд социального развития увеличился на 661.38 млрд. руб.

2.5. Инструменты управления государственным долгом РФ

Управление государственным долгом - это совокупность мероприятий государства, направленных на погашение долга; механизм формирования и реализации одного из направлений финансовой политики государства, связанного с его деятельностью на внешних и внутренних финансовых рынках в качестве заемщика или гаранта.

К мероприятиям, способствующим погашению долга государственного, относятся:

· выплаты кредиторам;

· погашение внешних и внутренних займов;

· предоставление гарантий;

· изменение условий выпущенных займов;

· определение условий выпуска и размещения новых государственных долговых обязательств и др.

Выполнение мероприятий зависит от принятия обоснованных решений в процессе управления государственным долгом, что базируется на анализе объема и структуры долга, объективной оценке его текущего состояния. При этом используются абсолютные и относительные показатели. Абсолютные показатели отражают объем государственной внутренней и внешней задолженности в денежном выражении, величину расходов, связанных с ее погашением и обслуживанием. Основные относительные показатели, существенно влияющие на принятие административных решений и выбор методов управления государственным долгом, включают:

· процентное соотношение суммы долга и ВВП;

· долю расходов на погашение и обслуживание государственного долга в общей сумме расходов бюджета.

Для оценки государственного внешнего долга также применяются показатели процентного соотношения суммы внешнего долга и объема экспорта в денежном выражении, доли расходов на погашение и обслуживание государственного внешнего долга в экспортной выручке, характеризующие уровень долгового бремени для национальной экономики.

Управление государственным долгом представляет собой непрерывный процесс, включающий 3 этапа:

1. привлечение финансовых ресурсов путем размещения ценных бумаг;

2. погашение долговых обязательств;

3. обслуживание долговых обязательств.

На 1-м этапе определяются предельные размеры государственных заимствований и гарантий на очередной бюджетный год, выбираются инструменты привлечения ресурсов и повышения эффективности их использования. На 2-м этапе привлекаются ресурсы на внешних или внутренних финансовых рынках путем выпуска и размещения государственных ценных бумаг, получения кредита или предоставления государственные гарантии, а затем эти средства направляются на финансирование текущих бюджетных расходов или инвестиционных проектов. 3-й этап заключается в поисках источников финансовых ресурсов для погашения и обслуживания государственного долга, снижении общих издержек, своевременном выполнении долговых обязательств.

Государственные долговые обязательства погашаются за счет бюджетных доходов, золотовалютных резервов страны, денежных средств, полученных от продажи государственной собственности, а также новых заимствований.

Методы управления государственным долгом можно подразделить на административные и финансовые.

Административные методы основаны на быстром и четком выполнении отдельных распоряжений органов государственной власти и управления; они не предусматривают оценку экономической эффективности и результатов действий по управлению государственным долгом.

Финансовые методы состоят в выборе способов и форм обеспечения погашения государственного долга с помощью анализа финансовых показателей и нацелены на максимизацию эффекта от привлекаемых займов при минимальных издержках, связанных с их погашением и обслуживанием.

Наиболее оптимальное сочетание административных и финансовых методов обусловлено внутренними и внешними экономическими и политическими факторами. В условиях долгового кризиса, когда государство испытывает трудности с выполнением ранее взятых обязательств по погашению и обслуживанию государственной задолженности, используются: рефинансирование, реструктуризация, конверсия займов, консолидация займов, аннулирование и списание государственных долгов. Управление государственным долгом непосредственно влияет на экономический рост, уровень инфляции, ссудного процента, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом и в реальный сектор экономики.


Заключение

Как мы уже говорили, в настоящих условиях государственный долг находится в центре экономических проблем страны, что требует самого пристального внимания к этой экономической категории и проблемам, с ней связанным.

Из проведенного анализа мы видим, что проблема государственного долга очень близка для России в том числе. На протяжении всех лет, связанных с реформами проблема выплаты задолженности по государственному долгу остается одним из важнейших стратегических задач государства.

В целом по итогам работы можно сделать следующие выводы.

В первой главе мы рассмотрели понятие «государственного долга», под которым понимаются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией. Существуют различные классификации государственных займов однако основная из них – это деление долга на внутренний и внешний.

Также мы рассмотрели рынок субфедеральных займов, который на сегодняшний день является одним из наиболее бурно развивающихся сегментов рынка российского государственного долга. Он отличается относительно низким уровнем ликвидности для большинства регионов, наличием конкуренции между регионами.

Во второй главе мы рассмотрели принципы и методы управления государственным долгом.

Во второй главе мы рассмотрели также текущую ситуацию, связанную с государственным долгом в России. Нужно отметить, что России удалось в 2005-2007 гг.выплатить большую часть своего долга. Это в основном происходило за счет сверхдоходов от вывоза природных ресурсов. Сейчас также наблюдается тенденция перехода от внешних заимствований к внутренним. Это обусловлено тем, что руководство страны хочет развития реального сектора экономики накопления капитала внутри страны, а не его вывоза.

Таким образом, проблема государственного долга на сегодняшний день по-прежнему остается и является одной из главнейших стратегических задач.


Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 31.07.1998г., № 145-ФЗ (ред. от 6.12.2007 г.).- Информ.- правов. система «Эксперт-Гарант». - Версия от 29.03.08 г.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 26.01.1996г., № 14-ФЗ. - Информ.- правов. система «Эксперт-Гарант». - Версия от 29.03.08 г.

Статьи в периодических изданиях

3. Борисов С.М. Внешние долги России // Деньги и кредит. - 2007. - №2.-С. 21-25.

4. Вавилов Ю.Я. Вопросы государственного долга в бюджетном кодексе РФ // Финансы. – 2008. - №7.

5. Горьковский С.В. Государственный долг – ориентация на национальные приоритеты // Финансы. – 2009. – №1. – С.75-77.

6. Деменцев В.В. Внешний долг России в системе международной задолженности // Финансы. – 2007.- №12. – С. 37-40.

7. Кузнецов А.М. Анализ привлечения и использования РФ средств займов международных финансовых организаций и перспективы дальнейшего сотрудничества // Финансы и кредит. – 2008. – № 16. – С.13-15.

8. Селезнев А. Совокупный государственный долг, его регулирование // Экономист. – 2008. – № 8. – С.13-26.

9. Семенкова Е.В., Алексанян В.М. Реструктуризация государственной задолженности // Финансы. - 2008. - №5.

Учебники и учебные пособия

10. Абрамова М. А., Александрова Л. С. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебное пособие. - М.: Институт международного права и экономики, 2006.

11. Белоглазова Г.Н. Финансы и кредит: Учебник. – М.: Высшее образование, 2006. – 575с.

12. Вавилов А. Г.Государственный долг: уроки кризиса и принципы управления. М.: Городец-издат, 2001

13. Вавилов Ю.Я. Государственный долг: Учебное пособие. – М.: Перспектива, 2007. – 256 с.

14. Сенчагов В.К., Архипов А.И. Финансы, денежное обращение, кредит: Учебник . – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект. – 2007. – 720 с.

15. Финансы, денежное обращение, кредит: Учебник / Под ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской. – М.: Юрайт-Издат. – 2006. – 543 с.

Интернет-ресурсы

16. www.minfin.ru

17. www.newsru.com

18. www.wikipedia.org

19.www.rg.ru

20. rosfincom.ru

Приложение 1

График погашения внешнего долга Российской Федерации
по состоянию на 1 октября 2009 года: основной долг
(млрд. долл. США)

Задол-
женность
по состо-
янию на
01.10.2009
Сроки платежей Гра-
фик
не
опре-
делен
Гра-
фик
отсут-
ствует2
до
вост-
ребо-вания
октябрь 2009 ноябрь 2009 декабрь 2009 январь 2010 февраль 2010 март 2010 апрель 2010 май 2010 июнь 2010 июль 2010 август 2010 сентябрь 2010 всего до 1 года IV кв. 2010 I кв. 2011 II кв. 2011 III кв. 2011 всего от 1 года до 2 лет свыше 2 лет
Всего 478,2 22,4 12,5 11,1 24,8 5,0 6,4 8,9 7,8 8,1 10,3 7,5 5,0 7,4 114,8 22,1 13,1 22,4 16,5 74,2 227,0 21,8 18,2
Органы государственного управления 31,2 0,1 0,1 0,2 0,1 0,1 0,7 0,1 0,1 0,5 0,1 0,0 0,6 2,8 0,7 0,8 0,9 0,8 3,2 23,1 0,6 1,5
Федеральные органы управления 29,5 0,1 0,1 0,2 0,1 0,1 0,7 0,1 0,1 0,5 0,1 0,0 0,6 2,7 0,6 0,8 0,9 0,8 3,1 21,6 0,6 1,5
Новый российский долг 25,0 0,1 0,1 0,1 0,1 0,0 0,7 0,1 0,1 0,1 0,1 0,0 0,6 2,1 0,3 0,8 0,7 0,8 2,5 20,1 0,1 0,2
кредиты 5,0 0,1 0,1 0,1 0,1 0,0 0,2 0,1 0,1 0,1 0,1 0,0 0,2 1,1 0,3 0,3 0,2 0,2 1,0 2,9
ценные бумаги 19,7 0,0 0,5 0,0 0,5 1,0 0,5 0,4 0,6 1,5 17,2
прочая задолженность 0,3 0,1 0,2
Долг бывшего СССР 4,5 0,0 0,0 0,1 0,0 0,0 0,0 0,4 0,0 0,0 0,6 0,4 0,2 0,6 1,5 0,5 1,2
кредиты 3,2 0,0 0,0 0,1 0,0 0,0 0,0 0,4 0,0 0,0 0,6 0,4 0,2 0,6 1,5 0,5 0,0
ценные бумаги 0,0 0,0
прочая задолженность 1,2 1,2
Субъекты Российской Федерации 1,7 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,1 0,0 0,0 0,1 1,6
кредиты 1,1 1,1
ценные бумаги 0,5 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,1 0,0 0,0 0,1 0,4
Органы денежно-кредитного регулирования 12,2 3,2 9,0
наличная национальная валюта и депозиты 3,2 3,2
прочая задолженность (распределение СДР) 9,0 9,0
Банки1 135,9 9,1 5,0 3,8 7,8 1,6 2,3 3,0 3,8 5,0 1,8 1,3 1,4 1,5 38,2 5,7 3,6 7,0 5,6 21,9 49,7 17,0 0,0
кредиты и депозиты (кроме до востребования) включая долговые обязательства перед прямыми инвесторами и предприятиями прямого инвестирования 119,9 5,0 3,8 7,8 1,6 2,3 3,0 3,8 5,0 1,8 1,3 1,4 1,5 38,2 5,7 3,6 7,0 5,6 21,9 49,7 10,1
текущие счета и депозиты (до востребования) 9,1 9,1
долговые ценные бумаги 3,3 3,3
прочая задолженность 3,6 3,6 0,0
Прочие секторы 299,0 10,1 7,5 7,2 16,8 3,3 4,0 5,2 3,9 3,0 8,0 6,2 3,6 5,2 73,8 15,7 8,7 14,6 10,1 49,1 154,1 4,2 7,7
долговые обязательства перед прямыми инвесторами и предприятиями прямого инвестирования 45,3 1,9 0,7 1,6 3,5 0,5 0,3 0,6 0,4 0,6 0,6 0,5 0,3 0,3 9,7 2,0 1,0 2,3 0,7 6,0 27,5 0,2
кредиты 234,1 8,3 6,1 4,7 12,0 2,8 3,5 4,5 3,4 2,3 7,2 5,5 3,2 4,8 60,0 13,4 7,1 12,0 9,1 41,6 124,2
долговые ценные бумаги 12,7 0,0 0,1 0,4 0,0 0,1 0,0 0,0 0,0 0,2 0,1 0,0 0,0 1,1 0,1 0,4 0,1 0,1 0,7 1,1 4,2 5,7
задолженность по финансовому лизингу 2,9 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,8 0,2 0,2 0,2 0,2 0,8 1,3
прочая задолженность 4,0 0,6 0,6 0,8 2,1 1,8
1 Включаются обязательства кредитных организаций и Внешэкономбанка.
2 Включается просроченный долг, привилегированные акции в собственности нерезидентов и другая не имеющая графика погашения задолженность.
Примечание: Включается внешняя задолженность в национальной и иностранной валюте.
Разница между накопленной суммой задолженности и графиком ее погашения по инструментам, имеющим рыночную оценку, объясняется расхождением рыночной и номинальной стоимости.

Приложение 2

Приложение 3

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации* по состоянию на 01 февраля 2010 года
Категория долга млн. долларов США млн. евро**
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией ) 37 523,2 26 890,6
Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба,
не являвшаяся предметом реструктуризации
984,3 705,4
Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба 1 819,2 1 303,7
Задолженность перед официальными
кредиторами - бывшими странами СЭВ
1 289,2 923,9
Коммерческая задолженность бывшего СССР*** 822,6 589,5
Задолженность перед международными финансовыми организациями 3 734,6 2 676,4
Задолженность по еврооблигационным займам 26 239,6 18 804,3
внешний облигационный заем 2010 года 328,2 235,2
внешний облигационный заем 2030 года 19 945,1 14 293,5
внешний облигационный заем 2018 года 3 466,4 2 484,1
внешний облигационный заем 2028 года 2 499,9 1 791,5
Задолженность по ОВГВЗ 1 775,3 1 272,3
в том числе:
ОВГВЗ VII серии 1 750,0 1 254,1
Задолженность по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте 858,4 615,2
*-- в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации внешним долгом являются обязательства, возникающие в иностранной валюте;
** Объем государственного внешнего долга Российской Федерации в евро исходя из соотношения доллар/евро по курсу Банка России на последний день месяца перед отчетной датой.

*** Неурегулированная коммерческая задолженность бывшего СССР.


[1] Финансы, денежное обращение, кредит: Учебник / Под ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской. – М.: Юрайт-Издат. – 2006. –С.234.

[2] Белоглазова Г.Н. Финансы и кредит: Учебник. – М.: Высшее образование, 2006. – С.241

[3] Финансы, денежное обращение, кредит: Учебник / Под ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской. – М.: Юрайт-Издат. – 2006. –С.234.

[4] Финансы, денежное обращение, кредит: Учебник / Под ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской. – М.: Юрайт-Издат. – 2006. –С.235.

[5] Белоглазова Г.Н. Финансы и кредит: Учебник. – М.: Высшее образование, 2006. – С.242

[6] Финансы, денежное обращение, кредит: Учебник / Под ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской. – М.: Юрайт-Издат. – 2006. –С.236.

[7] Белоглазова Г.Н. Финансы и кредит: Учебник. – М.: Высшее образование, 2006. – С.242

[8] Финансы, денежное обращение, кредит: Учебник / Под ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской. – М.: Юрайт-Издат. – 2006. –С.249.

[9]

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  180  181  182   ..