Главная      Учебники - Экономика     Лекции по финансам - часть 7

 

поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  594  595  596   ..

 

 

Пути совершенствования налогообложения по налогу на добавленную стоимость

Пути совершенствования налогообложения по налогу на добавленную стоимость

Министерство образования Российской Федерации

Государственного образовательного учреждение

высшего профессиональное образования

Оренбургский государственный университет

Уфимский филиал

Кафедра "Экономика и управление на предприятиях

пищевой промышленности "

По дисциплине: Налоги и налогообложение

на тему: «Пути совершенствования налогообложения по налогу на добавленную стоимость»

Выполнил: Тимофеева Елена Александровна

ЭП-4-5 шифр 571

Проверил:

Уфа-2009г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Пути совершенствования налогообложения по налогу на добавленную стоимость………………………………………………………………………….4

Заключение ……………………………………………………………………....12

Список использованной литературы…………………………………………...14

Введение

Налог на добавленную стоимость (НДС) – самый сложный для исчисления из всех налогов, входящих в налоговую систему Российской Федерации. Его традиционно относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются через цену товара. НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Основным законодательным актом, регулирующим обложение налогом на добавленную стоимость, является Налоговый Кодекс Российской Федерации, в особенности ее 21 глава. Налог на добавленную стоимость – один из основных источников формирования доходной части бюджетной системы Российской Федерации. Однако в последнее время четко прослеживается тенденция сокращения удельного веса этого налога в доходах бюджета. Так, за январь – июль 2006 в федеральный бюджет в виде НДС поступило 24,4 процента всех средств. Это на 8,3 процента меньше, чем за аналогичный период в 2005 году. Наметившаяся тенденция обусловливается как совершенствованием законодательства в части налога на добавленную стоимость, так и необходимостью повышения эффективности налогового администрирования. Налог на добавленную стоимость, как было уже отмечено, считается одним из самых важных и вместе с тем сложных налогов, существующих в налоговой системе нашего государства. Поэтому детальное его изучение и выработка предложений по дальнейшему совершенствованию законодательной базы и практики его взимания имеют важное значение как для налогоплательщиков, так и для государства в лице его исполнительных органов.

Пути совершенствования налогообложения по налогу на добавленную стоимость

В среднесрочной перспективе одним из основных направлений совершенствования законодательства о налогах и сборах и механизмов его применения на практике является принятие действенных мер, обеспечивающих как законные права налогоплательщиков, повышение их защищенности от неправомерных требований налоговых органов, так и пресечение имеющейся практики уклонения от налогообложения. Особое значение имеет реализация комплекса мер, связанных с администрированием НДС, являющегося одним из основных налоговых источников федерального бюджета, и, соответственно, одним из наиболее обременительных налогов для налогоплательщиков. За I полугодие 2006 года по уточненным данным Федерального казначейства доходы федерального бюджета составили 24,1% ВВП, что на 1.2 п.п. ВВП меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года (в связи с поступлениями в 2005 году дополнительных доходов в результате погашения налоговой задолженности). В сопоставимых условиях доходы за январь-июнь 2006 года превысили бы аналогичный показатель 2005 года на 1.3. п.п. ВВП. В первом полугодии 2006 года по сравнению с соответствующим периодом 2005 года начисления НДС по операциям по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации увеличились на 47,4%, что опережает сложившуюся динамику темпов роста начислений по этому налогу (за шесть месяцев 2004 года и 2005 года темп роста налоговых начислений составлял около 30%). Налоговые вычеты за первое полугодие 2006 года увеличились на 64,5%, что также опережает сложившуюся динамику темпов роста налоговых вычетов (за шесть месяцев 2004 года и 2005 года темп роста налоговых вычетов составлял около 35%). Превышение темпов роста налоговых вычетов относительно начислений налога за шесть месяцев т.г. составило 5,1%, в то время как за 2005 год опережение составляло 1,6%. В первом полугодии 2006 года поступления НДС по товарам (работам, услугам), реализуемым на территории Российской Федерации, составили 467,4 млрд руб. (3,8% к ВВП), что на 47,1 млрд руб. или на 9,2% меньше плановых поступлений. При этом по сравнению с аналогичным периодом 2005 года (без учета поступления налога от одного из крупнейших налогоплательщиков по результатам контрольной работы) поступления налога увеличились на 3,9%. Указанные тенденции в отношении объемов начислений и вычетов НДС сохраняются по итогам 8 месяцев и прогнозируются до конца года. На изменение поступлений налога в федеральный бюджет оказали влияние следующие факторы: - с 1 января т.г. к вычету принимаются суммы НДС по товарам (работам, услугам) без их оплаты поставщикам; - с 1 января т.г. принципиально изменен порядок вычетов по объектам капитального строительства, согласно которому к вычету принимаются суммы налога по подрядным работам, по оборудованию и материалам в течение всего периода строительства объектов, а не после окончания строительства и ввода объектов в эксплуатацию. При этом согласно переходным положениям, предусмотренным в законодательстве, в течение 2006 года к вычету дополнительно принимаются равными долями по налоговым периодам суммы налога по подрядным работам, выполненным в 2005 году; - согласно переходным положениям налогоплательщики налога, определяющие момент определения налоговой базы до 1 января 2006 года как день отгрузки товаров (работ, услуг), производили вычеты не оплаченных сумм налога по товарам (работам, услугам), принятых к учету до 1 января 2006 года, в первом полугодии 2006 года равными долями; - увеличение за 9 месяцев 2006 года по сравнению с аналогичным периодом 2005 года объема импорта, в том числе технологического оборудования, соответственно на 36 и 48%. Действие указанных факторов может оказывать влияние на уровень поступлений налога в доходах бюджета до 2008 года, то есть до окончания переходного периода, законодательно установленного для налогоплательщиков. Кроме того, к числу факторов, повлиявших на снижение темпов роста поступлений НДС, относится увеличение фактически возмещенных сумм налога по операциям, облагаемым по налоговой ставке 0%. Так, в первом полугодии 2006 года возмещение налога увеличилось более чем в 1,6 раза по сравнению с соответствующим периодом 2005 года. При этом на увеличение сумм налога, заявленного к возмещению по нулевой ставке, наряду с ростом объема экспорта повлиял рост цен на нефть, газ, черные и цветные металлы. Таким образом, вступившие в действие с 1 января 2006 года принципиально новые нормы законодательства по НДС, направленные на сокращение отвлечения оборотных средств налогоплательщиков, в том числе на уплату этого налога, а также на стимулирование инвестиционной, инновационной деятельности и поддержку отечественных товаропроизводителей и экспортеров, в свою очередь, отражаются в отрицательной динамике поступлений НДС в доход бюджета, что не является неожиданным явлением. В 2007-2008 годах вступают в действие нормы по совершенствованию механизма применения НДС, направленные как на упрощение исчисления и уплаты этого налога налогоплательщиками, так и на стимулирование положительной динамики налоговых поступлений. Так, с 1 января 2007 года отменяется отдельная декларация для экспортеров и возмещение налога будет производиться в заявительном порядке, что будет способствовать экономии оборотных средств налогоплательщиков. При этом вступает в действие норма об обязательном перечислении НДС денежными средствами при совершении бартерных операций, при расчетах ценными бумагами и при других формах неденежных расчетов, что позволит получить более целостный информационный массив о суммах НДС, перечисляемых налогоплательщиками. С 1 января 2008 года для всех налогоплательщиков НДС устанавливается квартальный налоговый период, что не только сэкономит затраты налогоплательщиков на представление отчетности, но и в какой-то мере будет сдерживающим фактором в отношении имеющихся темпов роста сумм возмещаемого налога. При этом вступление в действие норм первой части Налогового кодекса Российской Федерации в отношении упорядочения проведения налоговых проверок и возмещения налога позитивно повлияют на ситуацию с возмещением налога экспортерам даже при условии квартальной отчетности. Как известно, несмотря на предпринимаемые меры, продолжают оставаться высокими масштабы уклонения от уплаты НДС, в том числе за счет лжеэкспорта (от 10 до 30 млрд руб. в год). Поэтому необходимо введение дополнительных механизмов, направленных на улучшение администрирования этого налога и одновременно позволяющих пресечь случаи злоупотреблений при его уплате. Принимая во внимание необходимость упрощения администрирования этого налога как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов, наиболее оптимальными в современных условиях представляются следующие меры: - специальная регистрация налогоплательщиков НДС; - введение системы "НДС-платеж"; - введение системы контроля за вывозом товаров и возмещением НДС (СКВВ).

Рассматривая проблему уклонения от уплаты НДС с помощью фирм-однодневок, необходимо отметить, что во всех схемах уклонения от налогообложения фирмы-однодневки являются зарегистрированными налогоплательщиками НДС. Поэтому в целях сокращения возможностей для исчезновения таких организаций, в первую очередь, необходимо принять меры по совершенствованию процедур регистрации налогоплательщиков НДС. В частности, регистрационные процедуры должны содержать: - механизмы, противодействующие получению статуса налогоплательщика подставными лицами (то есть регистрации налогоплательщиков с помощью недействующих документов, по несуществующим адресам и т.д.); - жесткие требования к информации, предоставляемой лицами при регистрации (наименование и фактический адрес налогоплательщика, по которому предполагается ведение деятельности; наименование (имена) и фактический адрес руководителя организации, основных владельцев или акционеров налогоплательщика; информация о виде деятельности налогоплательщика в целях выявления участия данных лиц в схемах уклонения от уплаты НДС и неправомерного возмещения НДС; наименование и фактические адреса организаций, аффилированных с регистрируемым налогоплательщиком). Перечисленные требования о предоставлении информации должны быть обязательными для всех лиц, обратившихся в налоговые органы с целью регистрации в качестве налогоплательщиков НДС. С целью упрощения процедур проверки представленных сведений следует поддержать предложение ФНС России о создании системы информационного обмена, объединенной в единую всероссийскую сеть базы данных различных ведомств, имеющих отношение к перечисленным сведениям (прежде всего, территориальные объединения органов внутренних дел, налоговых органов и органов таможенного контроля).

Для получения свидетельства налогоплательщика НДС организации и индивидуальные предприниматели должны: - осуществлять в течение определенного периода (например, года) операции по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС; - стоимость отгруженных товаров (работ, услуг), облагаемых налогом за указанный период должна превышать установленный порог. Согласно действующей международной практике, для того чтобы получить регистрационный номер налогоплательщика НДС в Европейском Союзе, должна осуществляться экономическая деятельность до признания компании налогооблагаемым лицом. Размер выручки для постановки на учет для уплаты НДС в большинстве стран увязан с налогообложением малого бизнеса. Принятие решения об особой процедуре регистрации налогоплательщиков НДС позволит сосредоточить усилия налоговых органов на администрировании меньшего количества налогоплательщиков, что при прочих равных условиях может привести к росту эффективности налогового администрирования. Предполагается ввести указанную систему регистрации налогоплательщиков НДС с 2008 г., предварительно установив процедуру регистрации в законодательном порядке. Одновременно, другой эффективной мерой борьбы с фирмами-однодневками, создаваемыми, в том числе в целях существенной минимизации налоговых обязательств через трансфертное ценообразование, будет принятие решений в отношении правил и механизма определения рыночных цен в целях налогообложения. Создание информационной системы о движении сумм НДС по счетам налогоплательщиков позволит выявлять организации, не представляющие в налоговые органы декларации по налогу или представляющие декларации, содержащие недостоверную информацию. Данная система должна предусматривать: - выделение для налога специального поля в платежных поручениях; - передачу информации о суммах НДС в ФНС России. Практическое внедрение системы может происходить поэтапно. При этом первоначальное внимание необходимо сосредоточить на организациях, которые оперируют крупными суммами налога. Указанные предложения рассматриваются в настоящее время Минфином России, Минэкономразвития России, ФНС России и Банком России. Создание системы контроля за вывозом товаров и возмещением НДС (СКВВ) позволит: - обеспечить оперативный обмен информации между налоговыми и таможенными органами; - повысить эффективность контрольных мероприятий; - сократить сроки возмещения НДС; - обеспечить экономию оборотных средств участников внешнеэкономической деятельности; - уменьшить объемы возмещения НДС, осуществляемого с нарушением законодательства; -обеспечить прозрачность действий сотрудников таможенных и налоговых органов при контроле за вывозом товаров и возмещением НДС; - оптимизировать процесс таможенного контроля за фактическим вывозом товаров с учетом специфики видов транспорта. Кроме того, создание СКВВ позволит в перспективе: - заменить представляемые налогоплательщиками для возмещения НДС при экспорте товаров копии таможенных деклараций реестрами указанных документов; - отменить обязанность налогоплательщиков о представлении выписки банка (ее копии), подтверждающей фактическое поступление выручки от иностранного покупателя при экспорте товаров; - исключить необходимость направления налоговыми органами запросов в таможенные органы о подтверждении факта вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации и в российский банк налогоплательщика (комиссионера, поверенного, агента) о представлении соответствующих сведений (документов). Таким образом, учитывая перечисленные намеченные меры совершенствования применения НДС, направленные на рост собираемости и стабилизацию поступлений этого налога, в том числе за счет улучшения его администрирования, для проработки и оценки социально-экономических последствий принимаемых решений потребуется один-два года, как первоначально предусмотрено в основных направлениях налоговой политики на 2007-2009 годы. Реализация предлагаемых решений в течение данного периода позволит всесторонне оценить: - эффективность нового порядка применения НДС, действующего только с 1 января т.г.; - позитивный характер предлагаемых мер по совершенствованию администрирования НДС; - значение НДС в налоговой системе (по сравнению с налогом с продаж).

Заключение

Итак, система налогообложения в виде налога на добавленную стоимость в настоящее время находится на завершающем этапе своего реформирования. Основные меры по совершенствованию этой системы, направленные на ее упрощение, повышение справедливости и экономической обоснованности взимаемого налога на добавленную стоимость, а также на снижение налоговой нагрузки, были осуществлены в 2001-2005 гг. В 2007 г. с учетом уже принятых решений, касающихся, вступающих в силу с 1 января 2007 г., будет иметь место дальнейшее снижение налоговой нагрузки. В частности, в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 г. № 119-ФЗ с 1 января 2007 г. будет осуществлен переход от разрешительного к заявительному порядку возмещения НДС, уплаченного по материальным ресурсам экспортерами, что обеспечит существенную дополнительную экономию их средств. Это позволит решить существующую в настоящее время и вызывающую многочисленные нарекания налогоплательщиков проблему систематической задержки в возмещении экспортерам сумм налога, уплаченным при производстве (приобретении) экспортируемой продукции. В соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 г. № 119-ФЗ, начиная с 2006 г., вступил в действие ряд таких важных норм, касающихся НДС, как переход на обязательное определение даты возникновения обязанности по уплате этого налога всеми налогоплательщиками по методу начисления, принятие к вычету налога по объектам капитального строительства по мере осуществления затрат до завершения строительства, освобождение от налогообложения при определенных условиях авансовых платежей и некоторые другие. Вопрос о целесообразности и параметрах возможного снижения ставки НДС предлагается рассмотреть по итогам анализа результатов применения указанных выше изменений в 2006-2007 гг. В условиях, когда широко используются различные, в т.ч. криминальные, способы уклонения от уплаты НДС и его незаконного возмещения особое внимание должно быть уделено улучшению налогового администрирования и созданию системы управления рисками. Одним из возможных способов решения этой проблемы может быть введение, обязательности выделения в платежных поручениях отдельной строки "НДС - платеж" с передачей банками информации о суммах и контрагентах расчетов налоговым органам. Такие предложения прорабатываются в настоящее время Минфином России с Банком России. Кроме того, решению проблемы неправомерного возмещения НДС путем применения "фирм-однодневок" должны способствовать изменения в законодательство, регулирующее регистрацию организаций, а также повышение требований к вновь создаваемым хозяйствующим субъектам. Соответствующие предложения, проработанные с заинтересованными министерствами, направлены Минфином России на согласование в Минэкономразвития России.

Список использованной литературы

1) Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 16.07.1998 (с учетом последующих изменений и дополнений);

2) Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 05.08.2000 №117 – ФЗ (с учетом последующих изменений и дополнений);

3) Приказ Минфина РФ от 28.12.2005 № 163н «Об утверждении декларации по НДС и порядке ее заполнения»;

4) О. И. Соснаускене. НДС в 2006-2007 годах (с учетом изменений, внесенных в главу 21 НК РФ Федеральным законом от 28 февраля 2006 года № 28-ФЗ). – М.: Юстицинформ, 2006. –112с.;

5) Башкирова. И. Н. Пути совершенствования механизма администрирования налога на добавленную стоимость//Дайджест-финансы.-2006.-№6.- с.18-23;

7) Масленкова А. А. Налог на добавленную стоимость. Правовая и экономическая сущность.//Финансы.-2005.-№1.-с.27-29;

13) www.consultant.ru;

14) http://www.nalvest.ru;

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  594  595  596   ..