Главная      Учебники - Экономика     Лекции по финансам - часть 7

 

поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  482  483  484   ..

 

 

Пути реформирования налоговой системы Российской Федерации

Пути реформирования налоговой системы Российской Федерации

Целью написания данной работы является рассмотрение особенностей налогового реформирования в Российской Федерации. В соответствии с поставленной целью в работе решены следующие задачи:

1.2.

Года

Основные

Наличие на начало года Поступило за год Выбыло за год Наличие на конец года

Тыс. руб.

%

Тыс. руб.

%

Тыс. руб.

%

Тыс. руб.

%

2004

Машины и оборудование

604,7

60,3

1285,6

82,2

171,5

96,7

1718,8

72,0

Транспортные средства

325,5

32,5

180,6

11,6

-

-

506,1

21,2

Инструмент производственный

70,3

7,0

21,3

1,4

5,8

3,3

85,8

3,6

Прочие ОС 1,8 0,2 75,5 4,8 - - 77,3 3,2
Всего основных фондов

1002,3

100

1563,0

100

177,3

100

2388,0

100

2005

Машины и оборудование

1854,5

77,7

3315,9

91,4

377,3

85,3

4793,0

86,1

Транспортные средства

442,6

18,5

250,9

6,9

45,5

10,3

648,0

11,6

Инструмент производственный

88,0

3,7

27,7

0,8

19,4

4,4

96,3

1,7

Прочие ОС 2,9 0,1 32,5 0,9 - - 35,4 0,6
Всего основных фондов

2388,0

100

3626,9

100

442,2

100

5572,7

100

2006

Машины и оборудование

4793,0

86,0

3204,9

87,5

211,1

84,2

7786,8

86,6

Транспортные средства

648,0

11,6

172,3

4,7

39,6

15,8

780,7

8,7

Инструмент производственный

96,3

1,47

55,8

1,5

-

-

152,1

1,7

Прочие ОС 35,4 1,0 230,6 6,3 - - 266,0 3,0
Всего основных фондов

5572,7

100

3663,6

100

250,7

100

8985,6

100

Показатели Годы

Темп роста, %

Темп роста, %

2004 2005 2006
Среднесписочная численность работников, чел. 246 251 282 102,0 112,4
Принято – всего 15 20 62 133,3 в 3,1 раза
Выбыло - всего 12 16 34 192,0 в 1,1 раза
в том числе: в связи с призывом на военную службу, уходом на пенсию, переходом на учебу и по др. причинам 3 7 8 в 2,3 раза 114,3
выбыло по собственному желанию 9 9 26 100,0 в 2,9 раза
уволено за прогулы и нарушения трудовой дисциплины - - - - -

Коэффициенты:

0,06 0,08 0,22 133,3 в 2,8 раза
- оборота по выбытию, % 0,05 0,06 0,12 120,0 в 2 раза
- текучести кадров, % 0,04 0,04 0,09 100,0 в 2,3 раза
- постоянство кадров, % 0,89 0,86 0,66 96,6 76,7

Показатели

Фактическое финансирование,

Удельный вес к итогу, % Изменение
Годы Годы Абсолютное Темп роста, %

2005 к

2006 к

2005 к

2006 к 2005
2004 2005 2006 2004 2005 2006
1. Оплата труда гражданских служащих 12020,6 13209,9 19894,2 64,8 65,0 67,5 1189,3 6684,3 109,9 150,6
2. Начислено на ФОТ 4188,1 4599,6 6884,9 22,6 22,6 22,7 411,5 2285,3 109,8 149,6
3.Оплата горюче-смазочных материалов 180,4 210,6 223,0 1,0 1,0 0,8 30,2 12,4 116,7 105,6
4.Прочие расходные материалы и предметы снабжения 707,5 465,6 754,0 3,8 2,3 2,5 -241,9 288,4 65,8 161,9
5.Командировочные и служебные разъезды 4,4 57,5 260,0 0 0,3 0,9 53,1 202,5 1306,8 452,2
6.Транспорные услуги 20,1 5,0 10,0 0,1 0,02 0,03 -15,1 5,0 24,9 200,0
7.Оплата услуг связи 318,5 505,1 884,1 1,7 2,5 2,9 186,6 379,2 158,6 175,1
8.Оплата содержания помещений 285,6 342,6 414,5 1,4 1,7 1,4 57,0 71,9 120,0 121,0
9.Оплата коммунальных услуг 221,0 295,1 373,5 1,2 1,5 1,2 7,4 78,4 133,5 126,5
10.Оплата аренды помещений 55,3 35,3 54,0 0,3 0,2 0,2 -20,0 18,7 63,8 153,0
11.Оплата текущего ремонта оборудования и инвентаря 29,8 24,0 65,0 0,2 0,1 0,2 -5,8 41,0 80,5 270,8
12.Оплата текущего ремонта зданий и сооружений 70,0 - - 0,4 - - -70,0 - - -
13.Прочие текущие расходы 240,2 218,5 365,8 1,3 1,1 1,2 -21,7 147,3 91,0 167,4
14.Приобретение непроизводственного оборудования и предметов длит. пользования для ГП 220,0 350,0 100,0 1,2 1,7 0,3 130,0 -250,0 159,1 28,6
Итого расходов 18561,5 20318,1 30283,4 100 100 100 1320,6 9964,6 109,5 149,0

Налоги 2001 г. 2002 г. 2004 г. 2005 г. 2006г.
Налог на прибыль 24,3 20,2 17,4 18,0 19,0
Налог на доходы физических лиц 43,5 43,9 45,5 47,1 47,6
Акцизы 0,5 1,2 8,9 12,5 10,8
Налог с продаж - - 5,2 0,6 0,5
Налоги на имущество 7,9 8,2 9,2 6,5 12,5
Платежи за пользование природными ресурсами 1,5 2,2 2,7 2,7 0,1
Прочие налоги, пошлины и сборы 22,3 24,3 11,1 12,6 9,5
Наименование доходов Факт 2006 год проект 1 проект 2 проект 3 проект 4
Налоги на прибыль, прирост капитала 45,6 43,0 51,0 36,0 46,0
в том числе:
Налог на прибыль (доход) организаций 12,8 13,0 11,0 8,0 16,0
Налог на доходы физических лиц 32,8 30,0 40,0 28,0 30,0
Налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы 35,1 34,0 28,0 36,0 32,0
в том числе:
НДС 28,1 27,0 20,0 29,0 26,0
Акцизы по подакцизным товарам и отдельным видам минерального сырья, производимым на территории РФ

7,1

7,0 8,0 8,0 6,0
Лицензионные и регистрационные сборы 0,1 0,1 0,1 0,1
Налог с продаж 0,4 0,5 1,0 0,3 0,3
Налоги на имущество 9,1 12,5 10,0 20,2 9,2
Платежи за пользование природ. ресурсами

1,7

2,0 1,5 9,5
Прочие налоги, пошлины и сборы 0,5 0,5 0,5 0,5
Государственная пошлина 0,4 0,5 0,5 0,5
Неналоговые доходы 0,1 10,0 7,0 5,0 2,0
Итого налоговые и неналоговые доходы 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

3.2. Прогноз налоговых поступлений на 2008 г од

Обсуждению проекта налоговых поступлений должен предшествовать прогноз социально-экономического развития Республики Марий Эл и г. Йошкар-Ола на 2008 год. За социально-экономическим прогнозом следует рассмотрение проекта закона Республики Марий Эл «О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2008 год» и Закона «о бюджете муниципального образования г. Йошкар-Ола».

Прогноз социально-экономического развития Марий Эл до 2009 года и проект бюджета республики Марий Эл на 2008 год 27 октября 2006 года утвержден на заседании правительства РМЭ. Социально-экономическая политика развития республики на 2008 год и среднесрочную перспективу, направлена на повышение материального благосостояния населения, повышения уровня жизни, обеспечение высоких темпов экономического роста.

Прогноз основных показателей социально-экономического развития Республики Марий Эл разработан на основе анализа тенденций развития экономики республики в соответствии с показателями и характеристиками функционирования экономики России в 2008 году и на период до 2009 года, одобренными Правительством Российской Федерации. При разработке прогноза социально-экономического развития Республики Марий Эл на 2008 год и на период до 2009 года учитывались приоритетные направления развития экономики республики, итоги социально-экономического развития Республики Марий Эл за отчетный период и прогнозы социально-экономического развития муниципальных образований республики.

Общий размер валового регионального продукта на 2008 год возрастет в сопоставимых ценах к уровню 2006 года на 9%, и прогнозируется в действующих ценах в сумме 53200,0 млн.рублей.

В 2008 году индекс промышленного производства должен составить не менее 114,5% к оценке 2006 года. Экономический рост основных показателей позволит повысить среднюю заработную плату в 2008 году до 7660,4 рубля, темп роста заработной платы к ожидаемой оценке 2006 года составит 121,6%. Денежные доходы в расчете на душу населения увеличатся на 23,6% и достигнут в 2008 году 5566,9 рубля, реальные располагаемые денежные доходы населения увеличатся по сравнению с 2006 годом на 13,8%.

В 2006 году в республике сохранится положительная динамика роста производства во всех отраслях экономики, заметно увеличатся вложения в социальную сферу, реализацию приоритетных национальных программ. Опережающий рост производства позволит дополнительно собрать в бюджет республики до 1 млрд. рублей.

Прогноз налоговых поступлений должен базироваться на основе данных об итогах социально-экономического развития городского округа «Город Йошкар-Ола» за 9 месяцев 2006 года.

Согласно Решению Городского Собрания муниципального образования «Город Йошкар-Ола» от 23.12.2006 №194- IV «О бюджете муниципального образования «Город Йошкар-Ола», утвержден бюджет муниципального образования «Город Йошкар-Ола» на 2008 год по расходам в сумме 1347563,4 тыс. рублей, по доходам в сумме 1267563,4 тыс. рублей. Основную их часть - более 68% - составят налоговые и неналоговые поступления, то есть собственные доходы. По мнению специалистов, проект бюджета муниципального образования составлен качественно и профессионально.

В таблице 6 представлен прогноз состава налогов, формирующих бюджет муниципального образования «Город Йошкар-Ола» на 2008 год.

Таблица 6

Прогноз состава налогов, формирующих бюджет муниципального образования «Город Йошкар-Ола» на 2008 год, тыс. руб.

Наименование доходов 2006 год Проект
Млн. руб.

Уд.

Млн.

Уд.

Налоги на прибыль, прирост капитала 1436,8 45,6 19626,0 43,0
в том числе:
Налог на прибыль (доход) организаций 483,1 12,8 491,6 13,0
Налог на доходы физических лиц 953,7 32,8 1134,4 30,0
Налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы 1301,6

35,1

1285,7 34,0
в том числе:
НДС 1061,5 28,1 14021,0 27,0
Акцизы по подакцизным товарам и отдельным видам минерального сырья, производимым на территории РФ 240,1

7,1

264,7 7,0
Лицензионные и регистрационные сборы 2,5 0,1 - -
Налог с продаж 10,3 0,4 18,9 0,5
Налоги на имущество 250,7 9,1 472,7 12,5
Платежи за пользование природ. ресурсами 3,7 1,7 - -
Прочие налоги, пошлины и сборы 11,7 0,5 - -
Государственная пошлина 11,0 0,4 - -
Неналоговые доходы 2,7 0,1 378,1 10,0
Итого налоговые и неналоговые доходы 3215,4 100,0 3781,4 100,0
Показатели 2008 год % к уровню 2006 года
Налог на доходы физических лиц 490554 136,4
Единый налог на вмененный доход 269801 128,7
Налог на имущество физических лиц 55533 119,8
Земельный налог 35070 269,2
Госпошлина 18440 440,3
Итого налоговых доходов 869393 -

Доходы консолидированного республиканского бюджета возрастут в 2008 году против ожидаемого его исполнения в текущем году в 1,28 раза.

Налоговые доходы бюджета города за 2008 год, по прогнозным данным, составят 869,4 млн. рублей или 105,6% от плановых назначений и увеличились по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 35 %. Основную долю налоговых поступлений составил налог на доходы физических лиц – 68,1%, налоги на совокупный доход –20,8%, налоги на имущество – 7%. Налог на доходы физических лиц составил – 490,6 млн. рублей, или 100,9% к плану. Налоги на совокупный доход поступили в сумме 269,8 млн. рублей, или 116% к плану, что значительно выше уровня прошлого года.

Доходы бюджета муниципального образования «Город Йошкар-Ола», поступающие в 2008 году, формируются за счет:

- федеральных и местных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами в соответствии с нормативами, установленными статьями 61.2, 62 и пунктом 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 18 Закона Республики Марий Эл от 2 декабря 2005 года N 46-З "О регулировании бюджетных правоотношений в Республике Марий Эл";

- федеральных, региональных и местных налогов и сборов (в части погашения задолженности прошлых лет по отдельным видам налогов, а также в части погашения задолженности по отмененным налогам и сборам) в соответствии с нормативами отчислений в бюджет муниципального образования «Город Йошкар-Ола»;

- дополнительного норматива отчислений от налога на доходы физических лиц в размере 5,7 процента, утвержденного статьей 22 Закона Республики Марий Эл "О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2008 год".

Бюджет муниципального образования «Город Йошкар-Ола» на 2006 год утвержден решением городского Собрания 23.12.2006г. № 194-IV и уточнен решениями городского Собрания от 05.05.2006г № 254-1V, от 15.06.06г. № 270-IV, от 21.09.06г. № 293- IV.

По оперативным данным за 9 месяцев текущего года на единый счет бюджета городского округа «Город Йошкар-Ола» зачислено доходов в сумме 1086783,7тыс. рублей, что составляет 76,2 % от годовых планируемых показателей и 119,4 % к соответствующему периоду прошлого года.

Собственных доходов, поступивших в виде налогов, сборов и иных платежей, зачислено 735757,2 тыс.руб или 78,3 % от планируемого объема на год и 115,9% к уровню 9 месяцев 2006 года.

Республиканский бюджет на 2008 год сформирован с учетом прогноза социально-экономического развития, роста налоговых и неналоговых поступлений, финансовой помощи из федерального бюджета и сбалансирован по основным параметрам.


выводы и предложения

На основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы:

1. Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития.

2. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения. Необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

3. Следствием предпринятых мер по программе преобразований в налоговой политике уже стало более равномерное распределение налоговой нагрузки на всех налогоплательщиков, изменение в положительную сторону структуры поступлений, улучшение администрирования, легализация многих налогоплательщиков. Важнейшим промежуточным результатом стало реальное снижение общей налоговой нагрузки на экономику, поддерживающее дальнейший экономический рост России.

4. К положительным тенденциям в сфере реформирования налоговой системы можно отнести: объединение законодательства о налогообложении в Налоговый кодекс РФ, что позволяет максимально избегать разногласий в вопросах налогообложения; отмена налоговых льгот, следовательно – ликвидация некоторых каналов ухода от налогообложения.

5. В результате многолетних дискуссий о концепции реформирования налоговой системы России была признана приоритетность кодификации российского налогового законодательства. В обществе достигнуто понимание, что, неустойчивая налоговая система подрывает основу бюджетной системы страны, провоцирует политическую нестабильность и социальную напряженность.

6. Комплексные преобразования, направленные на упорядочение и рационализацию налоговой системы, являются в настоящее время общепризнанной необходимостью. Их успешная реализация будет содействовать оздоровлению финансовой системы и проведению эффективной государственной экономической политики.

Проведенные исследования позволили выделить следующие рекомендации по налоговому реформированию в РФ:

1) необходимо добиться снижения уровня налоговых изъятий по мере снижения обязательств государства в области бюджетных расходов;

2) российская налоговая система должна стать более справедливой по отношению к налогоплательщикам, находящимся в различных экономических условиях;

3) важно повысить уровень нейтральности налоговой системы по отношению к экономическим решениям фирм и потребителей;

4) путем эффективного налогового администрирования целесообразно обеспечивать снижение уровня издержек исполнения налогового законодательства как для государства, так и для налогоплательщиков.

5) отмена неоправданных и неэффективных налоговых льгот (предполагается, что отмена льгот даст около 1% ВВП);

6) снижения задолженности предприятий по налогам.

В качестве принципиальной стратегии реформы выбран вариант, при котором налоговая рационализация не должна преследовать цель кардинально изменить действующую налоговую систему. Более реалистичным признано ее эволюционное преобразование, обеспечивающее устранение присущих ей недостатков и перекосов, и направленное на создание рациональной, справедливой, стабильной и предсказуемой налоговой системы.


Список литературы

1. Федеральный закон от 31.07.1998г. № 145-ФЗ «Бюджетный кодекс Российской Федерации» (редакция от 12.10.2005г.).

2. Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 1999, N 28, ст. 3487; 2000, N 2, ст. 134; N 32, ст. 3341; 2001, N 53, ст. 5016, 5026; 2002, N 1, ст. 2; 2003, N 22, ст. 2066; N 23, ст. 2174; N 27, ст. 2700; N 28, ст. 2873; N 52, ст. 5037; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3231; N 45, ст. 4377; 2005, N 45, ст. 4585; 2006, N 6, ст. 636 (с изменениями и дополнениями от 27.07.2006 г.)

3. Часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2004, N 45, ст. 4377; 2005, N 1, ст. 29, 30; N 30, ст. 3117; Российская газета, 2005, 8 декабря (с изменениями и дополнениями от 31.12.2005 г.)

4. Аврова И.А. Комментарий к изменениям Налогового Кодекса РФ, вступившим в силу с 1 января 2006 года. – М.: АПРОИОР, 2006. - 606 с.

5. Аронов А.В., Кашин В.А. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие. – М.: Экономистъ, 2004. – 560 с.

6. Глухов В.В., Дольде И.В. Налоги: теория и практика. Уч. пос., СПб., 2002. – 335 с.

7. Горский К.В. Некоторое параметры налоговой реформы//Финансы. – 2004. - №2. – с.22-26.

8. Налоговый Кодекс России в схемах. Часть вторая. – М.: КОНСЭКО Пресс, 2001. – 291 с.

9. Наумова Н.Н. Реформа налоговой системы. Налоговый кодекс: часть вторая // Бухгалтерский учет. – 2006. - №18. – С. 55-60.

10. Пансков В. Г. Идет ли в России налоговая реформа? // Российский экономический журнал. – 2004. - № 11 – 12 – с. 22 – 26.

11. Родионова В.М. Финансы: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2002.- 320 с.

12. Черник Д. Г. Налоги. Учебное пособие. - М.: Финансы и кредит. – 2003. – 356с.

13. Школяр Н.А. Бюджетная политика и практика. М., 2000. – 256 с.

14. Цараваева И. В Направления и причины современных налоговых реформ // Финансы. – 2005. - № 10 – с. 26 – 28.

15. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. - изд. 2-ое, перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М. – 2004. – 576с.

16. Яронов А.В. Налоговая система: реформы и эффективность // Налоговый вестник. - № 5 – с. 33 - 40.


1.1ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  482  483  484   ..