Главная      Учебники - Экономика     Лекции по финансам - часть 6

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  751  752  753   ..

 

 

Налоги и налоговая система 2

Налоги и налоговая система 2

Функции налогов Характеристика
Фискальная Наполнение бюджета финансовыми ресурсами
Регулирующая Поддержание оптимальных пропорций в экономике
Распределительная Распределение и перераспределение национального дохода, доходов юридических и физических лиц
Стимулирующая Содействуют активности предпринимателя, подталкивают развитие экономики
Контрольная Обеспечивает воспроизводство налоговых отношений государства и предприятий, реализацию и действенность силы государственной власти.
Социальная Уравновешивание доходов и стимулирование сбережений трудящихся

ПРЯМЫЕ КОСВЕННЫЕ
на прибыль, НДС
подоходный налог с физических лиц акцизы
налоги на имущество таможенные пошлины
Налог Изменения Федеральный бюджет Бюджеты субъектов
Налог на прибыль организаций Увеличение налоговой ставки по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями с 6% до 9%. Увеличение поступлений Увеличение поступлений
Налог на доходы физических лиц Увеличение налоговой ставки по доходам от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов, с 6% до 9%. - Увеличение поступлений
Налог на добычу полезных ископаемых Увеличение базовой ставки НДПИ на нефть с 347 рублей до 400 рублей за тонну и изменение формулы расчета коэффициента, характеризующего влияние мировых цен на нефть. Увеличение поступлений Увеличение поступлений
Акцизы Индексация специфических ставок и ставок на табачные изделия. Увеличение поступлений Увеличение поступлений
ЕНВД Увеличение базовой доходности и введение новых видов деятельности, облагаемых налогом. Увеличение поступлений -
НДС Введение порядка взимания налога на добавленную стоимость по принципу «страна назначения» с государствами-участниками СНГ. Увеличение поступлений Уменьшение поступлений
Таможенные пошлины Снижение ставок вывозных таможенных пошлин (за исключением топливно-энергетической группы) в среднем на 32%. - Уменьшение поступлений
Показатели Консолидированный бюджет, млн. руб. Федеральный бюджет, % Бюджеты территорий, %
Всего расходов, в том числе: 5 200 185,20 52,18 47,82
Жилищно-коммунальное хозяйство 328 886,78 2,07 97,93
Охрана окружающей среды 11 576,39 39,89 60,11
Образование 762 072,61 20,27 79,73
Здравоохранение и спорт 442 435,96 18,66 81,34
Социальная политика 527 775,93 32,59 67,41
П р е д л а г а е м ы е м е р ы В с е г о
2006 год (по сравнению с 2005 годом)
Отмена налога с продаж -60,6
Изменения в режим применения НДС (всего) -141,4
В том числе:
– снижение основной ставки НДС с 20% до 18% -96,4
– принятие к вычету НДС, уплаченного поставщиками в течение срока строительства -45,0
Увеличение ставок НДПИ (всего) 105,3
В том числе:
– в целях сохранения сложившейся налоговой нагрузки на сырьевой сектор 13,1
– в связи с отменой акциза на газ 92,2
Увеличение экспортных пошлин на природный газ 78,0
Изменения по налогу на прибыль организаций -17,6
Изменения, вносимые в режим применения акцизов (всего) -125,9
Из них:
– отмена акциза на природный газ -149,5
– повышенная индексация ставок акциза на табачные изделия 1,3
Изменение размеров государственной пошлины 5,2
Отмена налога на операции с ценными бумагами и за название «Россия» -3,0
Отмена местных налогов и сборов -7,0
Изменение режима применения налога на имущество организаций 18,3
Изменения, вносимые в режим применения водного налога -0,2
Индексация земельного налога 6,0
Изменения платежей за животный мир и биоресурсы -3,9
Итого: -146,8
То же в% к ВВП 0,96
2007 год (по сравнению с 2006 годом)
Снижение эффективной ставки ЕСН -194,0
Увеличение суммы принятия к вычету НДС, уплаченного поставщиками -5,0
Изменения по налогу на прибыль организаций -17,6
Увеличение имущественного вычета по налогу на доходы физических лиц -2,0
Введение главы кодекса о земельном налоге 19,0
Итого: -199,6
То же в% к ВВП -1,13
2008 год (по сравнению с 2007 годом)
Снижение и унификация ставки НДС на уровне 15% 70,0
То же в% к ВВП 0,4
Всего снижение доходов в связи с мерами по изменению законодательства за 2008–2009 году 436,4
Справочно: уменьшение доходов в 2008 году по сравнению с 2009 годом без внесения дополнительных изменений в законодательство -137,0
То же в% к ВВП -0,9

3. Проблемы налогообложения в РФ

3.1 Недостатки налоговой системы РФ

И все же новое налоговое законодательство не в полной мере адаптировано к новым условиям. Его основные недостатки : излишняя уплотненность, запутанность, наличие большого количества льгот для различных категорий плательщиков, не стимулирующих рост эффективности производства, ускорение научно-технического прогресса, внедрение перспективных технологий и увеличение выпуска товаров народного потребления.

«…Налоговая система России практически создается заново, поэтому она еще несовершенна, нуждается в улучшении и в ближайшее время не может быть стабильной. Более того, конкретные размеры налогов меняются и будут меняться даже в условиях стабилизации налоговой системы, т. к. налоги – гибкий инструмент воздействия на находящуюся в постоянном движении экономику. Однако сегодня требуется не простое изменение налоговых ставок, а кардинальная налоговая реформа, стимулирующая деятельность производителя. Можно сформулировать основные требования, предъявляемые к налоговой системе страны в настоящее время:

а) равные доходы при равных условиях их получения должны облагаться одинаковым по величине налогом; с равных доходов при различных условиях их получения должны взиматься разные налоги;

б) ставки налогообложения должны быть едиными для всех предприятий, независимо от формы собственности, и для всех граждан, независимо от видов деятельности (при равенстве получения доходов);

в) система налогов должна быть комплексной, т.е. опираться на различные способы налогообложения (подоходное, поимущественное и т.п.) при умелом их сочетании;

г) сочетание стабильности и гибкости налоговой системы должно обеспечить своевременное воздействие на экономические интересы участников общественного производства;

д) единая налоговая ставка должна дополняться системой налоговых льгот, носящих целевой и адресный характер. Действие льгот должно наступать автоматически при выполнении условий, установленных законом».

Поступления налогов в федеральный бюджет России сократились в январе – сентябре на 32 процента по сравнению с тем же периодом прошлого года и составили 2,195 триллиона рублей. Об этом сообщается в пресс-релизе Федеральной налоговой службы. Сильнее всего сократился налог на прибыль организаций – в 4,2 раза до 143 миллиардов рублей.

При этом сборы налога на добавленную стоимость (НДС) в первые девять месяцев этого года выросли к январю-сентябрю 2009 года на 11,1 процента, составив 889 миллиардов рублей. Налога на добычу полезных ископаемых было собрано в 1,9 раза меньше прошлогоднего уровня – 680,5 миллиарда рублей.

В полтора раза сократились поступления по сводной группе акцизов, составив 60 миллиардов рублей. Данный факт обусловлен изменением законодательства в части акцизов на нефтепродукты. С начала текущего года уплата акцизов на бензин, дизельное топливо и моторные масла осуществляется в полном объеме в бюджеты субъектов России.

Снижение налоговых поступлений в целом связано с экономическим спадом в стране, из-за которого сократилась деловая активность и упали корпоративные прибыли. Налоги, наряду с таможенными сборами, являются основными статьями бюджетных доходов. По прогнозу руководства Федеральной таможенной службы, в 2009 году доходы с таможни сократятся по сравнению с прошлым годом на 500 миллиардов рублей

Налоговые поступления в федеральный бюджет России в январе-мае текущего года снизились на 32,3 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 1,1532 триллиона рублей. Об этом говорится в официальных материалах Федеральной налоговой службы (ФНС). Поступление налогов в консолидированный бюджет страны упало на 20,1 процента, достигнув 3,307 триллиона рублей.

Основная часть налоговых поступлений, 41 процент, была обеспечена сборами налога на добавленную стоимость (НДС). Благодаря налогу на прибыль организаций в январе-мае в бюджет поступило 114,7 миллиарда рублей. Это в 2,9 раза меньше, чем за первые пять месяцев прошлого года.

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) принес в российский бюджет 302,8 миллиарда рублей (26 процентов от всех налоговых поступлений). За счет падения цен на нефть поступления НДПИ в январе-мае 2009 года снизились в 2,1 раза по сравнению с аналогичным периодом 2008 года.

Налоговые сборы наряду с таможенными составляют большую часть доходов федерального бюджета, при этом с начала года и те, и другие сокращаются. За первые четыре месяца поступление налогов в федеральный бюджет упало на 34,4 процента.

Система налогообложения должна опираться на достижения науки и опыт зарубежных стран, строиться на сходных принципах в соответствующей ситуации.

Налоговая система России будет претерпевать постоянное обновление правовых и законодательных актов. В первую очередь изменения должны быть направлены на активизацию предпринимательства, стимулировать индивидуальных плательщиков в целях повышения их заинтересованности в зарабатывании собственных средств и во внесении их в собственное дело.

Несмотря на многочисленные изменения и уточнения налогового законодательства, в России имеется ряд нерешенных проблем. Наиболее серьезные – низкий уровень собираемости налогов и высокая неплатежеспособность предприятий. Несоблюдение налоговых правил предприятиями и гражданами – тому основная причина. Система сбора налогов имеет много недостатков; привилегии и неравные условия для предприятий, несовершенное законодательство и неоднозначные подходы при его применении. Бартерные сделки также мешают налогообложению.

В России система налогообложения многими рассматривается как несправедливая и неодинаковая для всех. Уклонение от налогов в России процветает и очень изощренно. Для уклонений от налогов разработаны достаточно сложные схемы, в реализации которых принимают участие банки и государственные организации.

Да и высокие ставки налогов вынуждают скрывать доходы, избегая дополнительных выплат. Так, налог с продаж в Российской Федерации был введен в июле 1998 года. Федеральный закон предоставил субъектам федерации право устанавливать процентную ставку по этому виду налога в пределах 5%, чем практически все они и воспользовались. Правительство считает его одним из самых собираемых налогов. Однако хороший специалист по налоговому планированию способен придумать несколько законных или почти законных схем, которые позволяют избежать его уплаты. Вот несколько примеров.

3.2. Развитие и пути усовершенствования налоговой системы РФ

Согласно пункту 3 статьи 20 закона РФ от 27,12,1991 №2118–1 «плательщиками налога с продаж признаются юридические лица, ПБОЮЛ, самостоятельно реализующие товары…на территории РФ». Следовательно, у организации, реализующей товар по договору комиссии, не возникает обязанности уплаты налога с продаж. Мгновенная реакция предпринимателей не заставила себя ждать. Появились фирмы-комитенты, создаваемые на 3 месяца, зарегистрированные на подставных лиц либо на утерянный паспорт, и существующие до первой сдачи отчетности в налоговую инспекцию.[7]

Другой способ основывается на принципе «Что не запрещено, то разрешено». Согласно закону, к продаже за наличный расчет не приравнивалась плата за товары, работы и услуги, осуществляемые посредством передачи ценных бумаг. Представители покупателей приобретали векселя, скажем Сбербанка, на сумму предполагаемой покупки товаров. Затем производилась оплата товара путем передачи векселей продавцу. Правда, при этом покупатель терял порядка 1,5%, которые банк вычитал за обслуживание своих векселей. Но в любом случае это было меньше, чем сумма налога с продаж.

«…В 2009–2011 годах должна быть продолжена работа по оптимизации налоговой системы.

Требуется дополнительно проанализировать последствия повышения страховых взносов в системе пенсионного и медицинского страхования для финансового положения организаций и определить, возможно ли снижение налоговой нагрузки в целях смягчения потенциального отрицательного эффекта.

При этом особое внимание необходимо уделить мерам в отношении субъектов малого предпринимательства, а также сельскохозяйственных производителей. При этом лица, занятые в этих секторах экономики, не должны столкнуться со снижением уровня пенсионного обеспечения.

Начиная с 2010 года необходимо увеличить в два раза предельный размер выручки, позволяющий применять упрощенную систему налогообложения, с 30 млн. рублей до 60 млн. рублей в год.

С учетом возникших сложностей по доступу организаций к кредитным ресурсам и проблем с ликвидностью следует принять следующие меры налоговой политики:

увеличить предельную величину процентов по долговым обязательствам, признаваемых расходами, в соответствии с текущими процентными ставками;

установить временный специальный порядок работы с налоговой задолженностью организаций, позволяющий по заявлению налогоплательщика использовать все имеющиеся инструменты изменения сроков уплаты налога.

Целесообразно также развитие института изменения срока уплаты налогов и сборов (предоставление отсрочек, рассрочек, инвестиционного налогового кредита).

В целях поддержания инвестиционной активности в экономике необходимо:

во-первых , в 2009 году в целях исчисления налога на прибыль организаций законодательно установить возможность признания затрат инвесторов на строительство или финансирование объектов транспортной, социальной и коммунальной инфраструктуры, а также инженерных сетей для государственных или муниципальных нужд;

во-вторых , разработать меры налогового стимулирования повышения энергоэффективности производства.

Риск для стабильности доходной части бюджета по-прежнему представляет практика использования схем уклонения от уплаты налогов.

В этой связи целесообразно реализовать следующий комплекс мер.

Первое . Законодательно закрепить инструменты противодействия злоупотреблению нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в целях минимизации налогов, используя при этом практический опыт, накопленный арбитражными судами.

Второе . Оперативно принять поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации в части, касающейся контроля за трансфертным ценообразованием. При этом соответствующие поправки должны исключить риски неоднозначного толкования законодательных норм участниками налоговых правоотношений, гарантировать работоспособность нового механизма контроля и быть направлены на минимизацию существующих рисков, связанных с использованием трансфертных цен.

Третье. Законодательно закрепить механизмы противодействия использованию соглашений об избежании двойного налогообложения в целях минимизации налогов при осуществлении операций с иностранными компаниями, когда конечными выгодоприобретателями не являются резиденты страны, с которой заключено соглашение.

Деятельность налоговых органов должна быть скорректирована с учетом экономической ситуации. Нужно исключить практику борьбы за формальные показатели собранных налогов, оптимизировать число выездных проверок, максимизировать результативность камерального изучения финансового состояния налогоплательщиков.

Необходимо совершенствовать процедуры администрирования, ведения и представления действительно востребованной налоговой отчетности, устраняя дублирующие друг друга показатели, энергичнее избавляясь от излишних процедур, форм отчетности, которые, кроме неэффективных затрат государственных средств, потери рабочего времени сотрудников налоговых органов Российской Федерации и граждан, не несут какой-либо значимой информации.

Необходимы также решения и активная работа по следующим направлениям:

· инвентаризация и оптимизация установленных федеральным законодательством льгот по региональным и местным налогам (прежде всего по налогу на имущество физических лиц), расширение налоговой автономии региональных и местных властей;

· скорейшее создание условий для введения местного налога на недвижимость, прежде всего, завершение формирования кадастра объектов недвижимости;

· увеличение доходов от использования недвижимости, в том числе на основе решения вопросов оформления собственности на земельные участки и недвижимое имущество, их объективной оценки, а также взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при администрировании налогов;

· повышение ставок акцизов на табачную и алкогольную продукцию темпами, превышающими прогнозируемую инфляцию, с учетом необходимости решения задач в области охраны здоровья населения;

· оптимизация системы налогов и таможенных платежей, связанных с добычей и экспортом нефти и нефтепродуктов, с учетом того, что поступления от данного сектора в среднесрочной перспективе будут в значительной степени формировать доходную базу бюджетной системы….»[8]

Для преодоления сложившейся ситуации сейчас в министерстве идет работа по созданию единой комплексной процедуры налоговых проверок. Она будет четко регламентировать каждое действие налогового инспектора на всех ключевых участках его работы – от отбора налогоплательщиков для проведения проверок до подготовки акта проверки и реализации его результатов. Поставлена задача реализовать систему мер по борьбе с налогоплательщиками, уклоняющимися от уплаты налогов. Чтобы повысить эффективность налоговых проверок, необходимо тщательно и кропотливо собирать информацию о налогоплательщиках. Основными источниками в основном являются бухгалтерский баланс и другая отчетность. На сегодняшний день имеются технологии, которые позволяют определить, вносились ли исправления в отчетность. Таким образом, если налогоплательщик все делает правильно, и никакой подозрительной информации на него нет, проверять его часто не будут.


Заключение

Налоговая система включает в себя: установление прав и обязанностей налогоплательщиков, установление прав и обязанностей налоговых органов, установление объектов налогообложения, постановку на учет налогоплательщиков и присвоение им идентификационного номера, установление налогов и льгот, установление структуры налоговых органов и т.д.

Налоговая система строится на принципах всеобщности, определенности, удобства, обязательности, социальной справедливости, стабильности, эффективности и гласности. Принцип всеобщности предполагает, что все источники доходов должны облагаться налогами (за некоторым исключением, определенным в налоговом законодательстве).

Принцип определенности предполагает четкое установление таких параметров, как: методы исчисления, срок уплаты и т.д. Под удобством понимают форму взимания соответствующих налогов. Принцип обязательности очевиден и не нуждается в комментарии. Принцип социальной справедливости предполагает учет возможностей отдельных категорий налогоплательщиков выплачивать налоги. Принцип стабильности предусматривает сохранение основных видов налогов, а также порядка их расчета и уплаты в течение длительного времени. Принцип эффективности исходит из экономической целесообразности взимания того или иного налога. Принцип гласности предусматривает открытость нормативных документов по налогам и сборам.

Цель налоговой системы:

¾ создание условий для эффективных воспроизводственных процессов в народном хозяйстве РФ, создание предпосылок для решения социальных проблем как в стране в целом, так и в отдельных регионах,

¾ создание условий для осуществления внешнеэкономической деятельности и т.д.

Налоговая система должна чутко реагировать на любые изменения в экономической, социальной и политической обстановке в стране. Она должна: быть инструментом оптимизации воспроизводственных процессов в стране, устанавливать оптимальное соотношение между отдельными налогами и сборами с тем, чтобы стимулировать необходимые отраслевые пропорции в народном хозяйстве, обеспечить достойный уровень жизни населения России, устранить двойное налогообложение доходов, учитывать мировой опыт налогообложения.

Можно выделить два основных направления совершенствования нормативной базы для налоговой системы в РФ. Во-первых, желательно пересмотреть ряд основополагающих принципов налогообложения в направлении их большей демократизации и расширения коллегиальности при выработке и принятии решений. Во-вторых, предстоит провести значительную нормотворческую деятельность по уточнению, пополнению и изменению ряда статей всех законодательных актов в соответствии со складывающимися рыночными отношениями в России и становлением цивилизованного гражданского общества в стране.

Существует ряд общепризнанных принципов налогообложения, важнейшие их них: реальная возможность выплаты налога, его прогрессивный, однократный обязательный характер, простота и гибкость.

Основные функции налогов – фискальная, социальная и регулирующая. Налоговая политика государства осуществляется при помощи предоставления физическим и юридическим лицам налоговых льгот в соответствии с целями государственного регулирования хозяйства и социальной сферы.

Одним из главных элементов рыночной экономики является налоговая система. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т.д. несомненно играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день – главная проблема реформы налогообложения. Поэтому представляется весьма важным, чтобы научно-исследовательские и учебные институты, располагающие кадрами высококвалифицированных специалистов в области финансов и налогообложения, всерьез занялись разработкой теории налогообложения, используя опыт стран с развитой рыночной экономикой и увязывая его с российскими реалиями.

Список использованной литературы

1. Белялов А.З. «Рекомендации: как избежать больших российских налогов», Москва: МВЦ «АЙТОЛАН»

2. Киперман Г.Я., Белялов А.З. «Налогообложение предприятий и граждан в Российской Федерации», Москва, МВЦ «АЙТОЛАН»

3. Закон РФ «Об основах налоговой системы в РФ»

4. Указ Президента РФ «О Государственной налоговой службе Российской Федерации» (с приложениями)

5. Журнал «Финансы» №7, 9 за 2009 год

6. Российский экономический журнал

7. В.Д. Камаев Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 640 с.

8. О.Ю. Мамедов Современная экономика. Общедоступный учебный курс – 2-е изд., дополненное – Ростов: изд-во «Феникс», 2005 – 672 с.

9. Е.Ф. Борисов Экономическая теория: Учебн. пособие – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-М, 2006. – 384 с.

10. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Книжный мир, 2003. – 457 с.

11. М.Ф. Гуськова, П.Ф. Стерликов, Ф.Ф. Стерликов Экономика: 100 вопросов – 100 ответов: Учеб. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2005 – 280 с.

12. И.В. Романенко «Экономическая теория: Конспект лекций» – С-Пб: «Изд-во Михайлова В.А.», 2009

13. Налоговый кодекс. Правовая информационная система «Гарант»

14. Журнал «Нормативные акты по финансам, налогам и страхованию» приложение к жyрналy «Финансы», №8,9,10 за 2009 год

15. Газета «Экономика и жизнь», №7,8 за 2009 год

16. Грязнова А.Г. «Экономическая теория» М. – 2005 г. -115 ст.

17. Миляков М.В. «Налоги и налогообложение» М – 2007 г. 125 ст.

18. Дмитриева Н.Г. «Налоги и налогообложение в РФ» М – 2008 г. 226 ст.

19. Борисов Е.Ф. «Экономическая теория» М – 2006 г. 353 ст.

20. Яллай В.А. «Макроэкономика» Псков – 2007 ст. 69

21. Э. Бронский «Экономическая теория» Псков – 2005 ст. 78

22. Налоги: Учеб. пособие. / Под ред. Черника Д.Г. – М.: Финансы и статистика, 2008.

23. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие / Под ред. И.Г. Русакова, В.А. Каши. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2008.

24. Экономика. Учебник./ Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. – М.: «Проспект», 2008.

25. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006.

26. Налоговое право России: Учебник / Под ред. И.И. Кучерова. – М. Юр. Инфо Р., 2008 г.

27. Черник Д.Г. К вопросу о налоговой реформе. // Российский налоговый курьер – №4 – 2009 г.

28. Основы налогообложения и налогового права: Учебное пособие / Под ред. Е.Н. Евтигнеева. – М.: ИНФРА – М, 2006 г.


[1] Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.21, с.171

[2] Налоговый Кодекс РФ (ч.1) (от 31 июля 1998г. с изменениями) Глава 1. ст.8

[3] Миляков М.В. «Налоги и налогообложение» М-2007г. 125с.

[4] Борисов Е.Ф. «Экономическая теория» М-2006г. 256с

[5] Грязнова А.Г. «Экономическая теория» М-2005г. 115с.

[6] Газета «Экономика и жизнь» №7 за 2009 год 3с.

[7] Закон РФ «Об основах налоговой системы в РФ» ст.20.3

[8]

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  751  752  753   ..

 

2006 г.

2007 г. (факт) 2008 г. (факт) 2009 (бюджет)
Отношение объема налоговых доходов к ВВП% 33,5 33,9 32,9 30,7
То же без учета роста цен на нефть 31,8 32,0 30,6 29,5