Главная      Учебники - Экономика     Лекции по финансам - часть 6

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  469  470  471   ..

 

 

Налог на доходы физических лиц

Налог на доходы физических лиц

СОДЕРЖАНИЕ

Прочие доходы.

1) Доходы в порядке наследования или дарения, получаемые от физических лиц. (кроме вознаграждений, выплачиваемых наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы, искусства, открытий, изобретений, промышленных образцов);

2) Вознаграждения за передачу кладов в государственную собственность.

Доходы иностранных граждан. В статье 215 НК РФ перечислены категории иностранных граждан, чьи доходы не облагаются налогом. К ним относятся:

- главы, персонал и члены проживающих с ними семей представительства иностранного государства, имеющих дипломатический и консульский ранг;

- административно-технический персонал и члены проживающих с ними семей представительства иностранного государства (при условии, что эти граждане не проживают постоянно в России);

- обслуживающий персонал представительства иностранного государства (при условии, что эти граждане не проживают постоянно в России);

- сотрудники международных организаций - в соответствии с уставами этих организаций.

Указанные лица освобождаются от уплаты налога при условии, что законодательством их государства предусмотрена аналогичная норма в отношении лиц, работающих в российских представительствах, либо такая норма предусмотрена международным договором (соглашением) Российской Федерации.

Доходы указанных лиц от источников в Российской Федерации, не связанные с исполнением ими служебных обязанностей, облагаются налогом в установленном законом порядке.


3. Исчисление, порядок и сроки уплаты налога налоговыми агентами

Особенности исчисления налога налоговыми агентами, порядок и сроки уплаты налога налоговыми агентами определяются в статье 226 НК РФ.

В соответствии с данной статьей, российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных статьей 226 НК РФ. Налог с доходов адвокатов исчисляется, удерживается и уплачивается коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро и юридическими консультациями.

Такие российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций, коллегии адвокатов, адвокатские бюро и юридические консультации, в Российской Федерации именуются налоговыми агентами.

Исчисление сумм и уплата налога производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 214.1, 227 и 228 НК РФ с зачетом ранее удержанных сумм налога.

Исчисление сумм налога производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 НК РФ, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.

Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50 процентов суммы выплаты.

При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика.

Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.

В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, - для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, - для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды.

Совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается по месту учета налогового агента в налоговом органе.

4. Налоговая отчетность

ЦЕЛЬ НАЛОГОВОГО УЧЕТА (НУ) – формирование полной и достоверной информации, необходимой для правильного исчисления налоговых обязательств.

ФУНКЦИИ НУ:

1. фискальная (положения налоговых законодательных актов устанавливают особый режим получения информации для расчета обязательств по уплате налогов, напрямую не вытекающих из конечных данных бухгалтерского учета);

1. контрольная (налоговый учет позволяет налоговым органам через налоговые учетные формы осуществлять более эффективный контроль и надзор за исполнением налоговых обязательств);

2. невмешательство в систему бухгалтерского учета (позволяет сохранить основные принципы бухгалтерского учета и выполнение его основной задачи – учета хозяйственных операций в интересах собственника или инвестора);

3. информационное обеспечение налогоисчислительного процесса.

ЗАДАЧИ НУ:

1. Отражение сумм доходов и расходов организации.

2. Определение размера расходов, учитываемых в целях налогообложения в текущем периоде.

3. Правильное и полное исчисление налоговой базы.

4. Исчисление суммы налоговой задолженности по расчетам с бюджетом.

Состав НУ:

1. Учет первичных документов.

2. Сбор и отражение в регистрах налогового учета необходимой информации для исчисления налоговой базы.

3. Описание (алгоритм расчета налоговой базы)

4. Формирование выходных документов налогового учета в виде декларации по налогу, форм налоговой отчетности по авансовым платежам, справкам, карточкам учета, определяемых МНС для каждого налога на каждый налоговый и отчетный период.

Исчисление налоговой базы налоговыми агентами осуществляется на основе данных регистров бухгалтерского и налогового учета. Регистрами налогового учета для организаций являются налоговые карточки по учету доходов и налога на доходы физических лиц по форме № 1-НДФЛ.

Налоговая карточка предназначена для учета налоговыми агентами по каждому налогоплательщику:

- доходов, полученных в налогооблагаемом периоде как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у налогоплательщика возникло, а также полученных в виде материальной выгоды, подлежащей включению в налоговую базу для исчисления НДФЛ;

- налоговой базы по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки;

- суммы налоговых вычетов, уменьшающих налоговую базу;

- сумм исчисленного и удержанного налога по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки, и общую сумму налога, исчисленного и удержанного за налоговый период;

- сумм доходов, полученных налогоплательщиком от реализации имущества, принадлежащего ему на праве собственности, независимо от вида имущества и суммы дохода;

- результатов перерасчетов налоговых обязательств налогоплательщика за прошлые налоговые периоды, произведенного в текущем налоговом периоде.

Налоговая карточка ведется по каждому физическому лицу, получившему доход у данного источника выплаты, в том числе и индивидуальным предпринимателям (включая частных нотариусов, охранников и детективов) – по выплатам за приобретенные у них товары, выполненные работы, оказанные услуги.

В налоговой карточке отражаются доходы, подлежащие учету при определении налоговой базы, включая доходы, в отношении которых предусмотрены налоговые вычеты. Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) независимо от суммы таких доходов, в Налоговой карточке не отражаются.

Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, они не уменьшают налоговую базу и при заполнении Налоговой карточки не учитываются.

Суммы налога отражаются по правилам округления. Доходы, номинированные в инвалюте, пересчитываются в рубли по курсу ЦБ РФ на дату дохода (расхода).

Исчисление налоговой базы и суммы налога производится без учета доходов, одновременно получаемых от других налоговых агентов.

Заполняется Налоговая карточка на основании данных расчетно-платежных ведомостей и иных регистров учета по начислению работнику доходов.

По окончании налогового периода (календарного года) Налоговая карточка за истекший налоговый период должна быть выведена на бумажный носитель и подписана лицом, ответственным за ее ведение.

Индивидуальными предпринимателями налоговая база определяется на основании Книг учета доходов и расходов и хозяйственных операций.

Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу на основе справок о полученных доходах и удержанных налогах по форме № 2-НДФЛ.

Согласно статье 240 НК РФ налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц признается календарный год, а отчетным периодом - месяц. Виды налоговой отчетности по налогу на доходы физических лиц определены статьями 229 и 230 НК РФ.

Для физических лиц, которые самостоятельно исчисляют и уплачивают налог на свои доходы, таким отчетом является налоговая декларация. Налоговую декларацию также придется заполнять и сдавать в налоговые органы физическим лицам, желающим получить социальные и имущественные налоговые вычеты, которые с 2001 года предоставляются только налоговым органом на основании поданной налогоплательщиком декларации.

Для налоговых агентов в отношении налоговой отчетности сохраняются следующие обязанности:

- вести персональный учет доходов, выплаченных каждому физическому лицу - налогоплательщику;

- ежегодно (не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом) предоставлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных в налоговом периоде налогов;

- выдавать физическим лицам по их заявлениям справки о полученных доходах и удержанных суммах налога;

- письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать у налогоплательщика исчисленный налог и сумме задолженности налогоплательщика (напомним, что данную обязанность налоговый агент должен исполнить в течение одного месяца со дня возникновения соответствующих обстоятельств).

Учет доходов, выплаченных налоговым агентом физическому лицу после 1 января года и подлежащих налогообложению в соответствии с главой 23 НК РФ, ведется по форме № 1-НДФЛ "Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц". Сведения о доходах физических лиц, полученных ими в следующем году, предоставляются в налоговые органы и выдаются налогоплательщикам по форме № 2-НДФЛ "Справка о доходах физического лица за 2009 год". По этой же форме налоговым агентам рекомендовано сообщать в налоговые органы по месту своего учета о невозможности удержания налога у налогоплательщика и сумме образовавшейся задолженности по налогу с доходов за предыдущий год. При смене места работы налогоплательщиком в текущем году для предоставления льгот по налогу на новом месте работы необходимо по этой же форме предоставить справку с прежнего места работы по доходам текущего налогового периода для правильного исчисления дохода нарастающим итогом с начала года. Каждому виду доходов физического лица присвоен соответствующий код, позволяющий идентифицировать доходы налогоплательщика. Справочник "Виды доходов" и является приложением к формам 1-НДФЛ и 2-НДФЛ. Тем же приказом в качестве приложений к отчетным формам утверждены справочники "Виды документов, удостоверяющих личность налогоплательщика", "Налоговые вычеты", "Коды регионов РФ".

Установлены две формы налоговых деклараций:

а) для налоговых резидентов РФ - форма 3-НДФЛ;

б) для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ, - форма 4-НДФЛ.

Декларации за предыдущий год должны быть представлены не позднее 30 апреля следующего года. В указанном документе также определен перечень категорий физических лиц, которые обязаны представить налоговые декларации, и перечень категорий физических лиц, которые не обязаны, но вправе представить налоговые декларации.

В налоговых декларациях физические лица указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных авансовых платежей.

Форму 4-НДФЛ декларации заполняют физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. Они подают декларацию в налоговый орган по месту своего учета.

По результатам налогового учета и отчетности возможен возврат, например, излишне уплаченного налога.

В соответствии с п.1 ст.78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей.

В пп.7 и 9 ст.78 НК РФ установлено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат этой суммы производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено НК РФ. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.

Суммы налога на доходы физических лиц, полагающиеся к возврату налогоплательщику в связи с предоставлением стандартных, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Создание Налогового кодекса преследовало много целей. Одной из них является выведение высоких доходов физических лиц из теневого оборота, то есть их легализация. Для достижения этой цели вводится единая ставка подоходного налога, вводятся дополнительные имущественные и социальные вычеты, а также особый порядок их предоставления. Однако, эти меры, в частности единая ставка налога, можно рассматривать лишь в качестве временных, так как задачи подъема отечественной экономики, в общем, и улучшения благосостояния граждан в частности не могут быть решены только в рамках Налогового Кодекса.

Обложение физических лиц подоходным налогом в РФ имеет много особенностей и вопросов. Огромное количество проблем и вопросов вызывает налогообложение предпринимателей, трудности в оценке доходов, проблемы двойного налогообложения.

Налоговая система нуждается в совершенствовании. Отсутствие прогрессивной шкалы нарушает элементарный принцип справедливости обложения. С введением единой ставки происходит равное обложение в условиях большой дифференциации доходов, особенно такой, как в России.

Конечно, наше налоговое законодательство оставляет желать много лучшего, но тем не менее его необходимо досконально знать, особенно в части налогообложения физических лиц, т.к. это касается каждого гражданина, ибо всем известно, что “незнание законов не освобождает от ответственности”.

подоходный налог ставка имущественный


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть 1 от 31 июля 1998 № 146-ФЗ; Часть 2 от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ) // Консультант Плюс: Версия Проф. Режим доступа: [www.consultant.ru];

2. В.Г. Пансков. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. МЦФЭР, М.,2001.;

3. Приказ МНС РФ «Об утверждении форм деклараций по налогу на доходы физических лиц и инструкции по их заполнению» от 15 июня 2004 г. № САЭ-3-04/366@;

4. Приказ МНС РФ «О форме налогового уведомления на уплату налога на доходы физических лиц» от 27 июля 2004 г. № САЭ-3-04/440@;

5. Приказ МНС РФ «Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц за 2009 год»;

6. Приказом ФНС России от 22.12.2009 № ММ-7-3/708@ "Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц";

7. Министерство финансов Российской Федерации Приказ от 31 октября 2000 г. № 94н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» (в ред. Приказов Минфина РФ от 07.05.2003 № 38н, от 18.09.2006 № 115н);

8. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации. Частям 1 и 2 / Под редакцией Ю. Ф. Кваши, Изд-во Юрайт-Издат, 2009. – 1328 с.;

9. Официальный Интернет сайт журнала по бухгалтерскому учету «Главбух» http:// http://www.glavbukh.ru;

10. Официальный Интернет-сервер Министерства по налогам и сборам Российской Федерации http://www.nalog.ru.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  469  470  471   ..

 

Порядок выплаты заработной платы

Сроки перечисления НДФЛ

На счет работника в банке

В день перечисления на счет работника за вторую половину месяца

Из кассы из средств, полученных в банке

В день получения средств в банке для выплаты работнику заработной платы за вторую половину месяца

Из кассы из полученной выручки

Не позднее следующего дня после выплаты дохода из кассы