Главная      Учебники - Экономика     Лекции по финансам - часть 6

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  399  400  401   ..

 

 

Анализ и структура налоговой системы

Анализ и структура налоговой системы

Содержание

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности

Упрощенная система налогообложения

Налог на доходы физических лиц.

Налог на добавленную стоимость.

Таблица 1.

Краткая характеристика основных видов взимаемых налогов.

№ п/п. Наименование налога, сбора. Плательщик Ставка

Вид налога

(распределение по бюджетам)

Налоговый и отчетный периоды Льготы
1. Налог на прибыль

Российские организации, ин. орган-ии

Осуществля-ющие свою дея-ть в РФ через пост. представ-ва и получающие доход от источников РФ

24% облагае- мой прибыли

6% - в феде –ральный бюд –жет,

16% - в бюд –жет субъектов РФ

2% - в местный бюджет

Календарный год

Квартал, месяц, 9 месяцев календарного года

2.

Налог на добавленную

стоимость

Российские и ин. организации, предприниматели, лица, перевозящие товар через таможенную границу РФ

0%- при реал-ии тов-в, связ. С перевозкой через тамож. Тер-ю РФ

10%- по установл. перечню

20%-для остальных(18 % с 01.01.2004)

Федеральный

Месяц, кроме налогов с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров, работ, услуг, для которых налог. период - квартал

Ст.149, перечис-ые операции освобождаются от н/о при наличии у н/п соответству-ющей лицензии, не принимается при осуществлении предпринимательской дея-ти в интересах др. лица на основе договора поруч. и комиссии, агентских дог-в
3. Акцизы Предприятия, изготовляю –щие и реали –зующие подакцизную продукцию Согласно ставкам акцизов Федеральный Календарный месяц Облагаются только под –акцизные товары, другие – нет
4. Налог на доходы физических лиц Физические лица 13% дохода, получен-ного н/п-ом Федеральный Календарный год

Налоговые вычеты:

Стандартные

Социальные

Имущественные

Профессиональные

5. Единый налог на вмененный доход Индивидуальные предприниматели, организации 15% от величины вменен-ного дохода Квартал, уплач-ся не позднее 25 числа мес. след. за отчет. периодом Освобождаются от уплаты налога на прибыль, на имущество организации, ЕСН, НДС
6. Налог с продаж (отменён с 01.01.2004) Организации и ИП Max 5% от реал-ии товаров, работ, услуг на тер-ии РФ Региональный (отменен с 01.01.2004)

Календарный месяц

налоговая

декларация представляется не позднее 20 числа мес. следующего за отчетным. ЮЛ – не позднее 5 числа, товаров реализованных с 1 по 15 число месяца и не позднее 20числа производится полная оплата с зачетом авансовых платежей

В соответствии с статьями налогового кодекса
7. Единый социальный налог ИП, адвокаты, лица, производя-щие выплаты ФЛ 35,6%

ПФ-28%

ФСС-4%

ФФОМС-0,2%

ТФОМС-3,4%

Календарный год

Отчетный период – 1 квартал, полугодие, 9 месяцев

Ст. 239 НК РФ
8. Налог на имущество предприятий Юридические лица Max 2,2% от среднего-довой стоимости имущес-тва Региональный Равными долями в региональный и местные бюджеты

Квартал

Нарастающим итогом с начала года

9. Транспортный налог Лица, на которых зарегистрированы транспортные средства В зав-ти от вида транспор-тного средства и мощности двигателя Региональный Налогоплательщики - ЮЛ исчисляют сумму налога сам-но, ФЛ – на основании сведений, предоставленных органами гос. регист-ии транспортных средств

Календарный год

Уплата налога производится не позднее 10 июня года налогового периода

10. Налог на игорный бизнес Организации и ИП, осуществляющие предпринимательскую дея-ть в сфере игорного бизнеса Устанавливаются законами субъектов РФ в установленных пределах

Региональный

Устанавливается н/п-ом самостоятель-но

Календарный месяц

Уплата налога производится не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным

11.

Налог на рекламу

Организации и предп-ия, расположенные на территории города, получающие доход от размещения рекламы на рекламных носителях 5% от стои-мости услуг по изготовле-нию, разме-щению и рас-простране-нию рекламы Местный

Месяц

Сумма налога, подлежащего зачислению в бюджет не позднее 28 числа месяца, следующего за отчетным

Реклама благотворит., театрально-зрелищных и спортивных меро-приятий, объявления органов гос. власти и т.д

Глава 3. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Налоговый контроль осуществляется должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции путём налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах.

Налоговые органы, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов и органы налоговой полиции в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.

3.1 Учет налогоплательщиков

В целях проведения налогового контроля налогоплательщики ставятся на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, а также в собственности которой находится подлежащее налогообложению недвижимое имущество, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения и месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств.

Постановка на учет, снятие с учета осуществляются бесплатно. Каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, и на всей территории Российской Федерации идентификационный номер налогоплательщика(ИНН).

Налоговый орган указывает идентификационный номер налогоплательщика во всех направляемых ему уведомлениях.

Каждый налогоплательщик указывает свой идентификационный номер в подаваемых в налоговый орган декларации, отчете, заявлении или ином документе, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Налоговый контроль включает в себя контроль за расходами физического лица. Целью налогового контроля за расходами физического лица является установление соответствия крупных расходов физического лица его доходам.

К имуществу, расходы на приобретение которого контролируют налоговые органы, относятся следующие объекты:

1) недвижимое имущество, за исключением многолетних насаждений;

2) механические транспортные средства, не относящиеся к недвижимому имуществу;

3) акции открытых акционерных обществ, государственные и муниципальные ценные бумаги, а также сберегательные сертификаты;

4) культурные ценности;

5) золото в слитках.

Налоговый контроль за расходами физического лица осуществляется должностными лицами налогового органа путём получения информации от организаций или уполномоченных лиц, осуществляющих регистрацию имущества, указанного выше, регистрацию сделок с этим имуществом, а также регистрацию прав на это имущество.

В том случае, если произведенные расходы превышают доходы, заявленные физическим лицом в его декларации за предыдущий налоговый период, или налоговые органы не располагают информацией о доходах физического лица за предыдущий налоговый период, налоговые органы составляют акт об обнаруженном несоответствии и в течение месяца направляют физическому лицу письменное требование о даче пояснений об источниках и размерах средств, которые были использованы на приобретение имущества.

Физические лица в свою очередь при получении письменного требования налогового органа, основанного на имеющихся у него сведениях, обязаны представить в течение 60 дней специальную декларацию с указанием всех источников и размеров средств, израсходованных на приобретение имущества, указанного в требовании налогового органа.

3.2 Налоговые проверки

Налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков. Налоговой проверкой могут быть охвачены только три года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.

Если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика, связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика(встречная проверка).

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.

При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

На суммы доплат по налогам, выявленные по результатам камеральной проверки, налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени.

Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам. Налоговый орган не вправе проводить в течение одного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период. Налоговые органы вправе проверять филиалы и представительства налогоплательщика независимо от проведения проверок самого налогоплательщика .

Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, а также вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, может проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки.

При необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода, либо связанных с содержанием объектов налогообложения.

При наличии у осуществляющих проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов, по акту, составленному этими должностными лицами. В акте о выемке документов должна быть обоснована необходимость выемки и приведен перечень изымаемых документов. По окончании выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения.

Должностные лица налоговых органов, непосредственно проводящие налоговую проверку, могут производить осмотр используемых для осуществления предпринимательской деятельности территорий или помещения налогоплательщика либо осмотр объектов налогообложения для определения соответствия фактических данных об указанных объектах документальным данным, представленным налогоплательщиком.

По результатам выездной налоговой проверки бухгалтерских, договорных, кассовых и иных документов организации не позднее двух месяцев с момента составления справки о проведенной проверке должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт налоговой проверки. Такой акт имеет статус официального документа, если он подписан проверяющим от налогового органа. Отметим, что акт проверки выражает точку зрения только должностных лиц, проводивших проверку относительно квалификации обстоятельств, выявленных в ходе проверки, применения к организации мер ответственности и взыскания недоимки и пени. Акт налоговой проверки является документом, на основе которого руководитель налоговой инспекции или его заместитель принимают в отношении проверенной организации решения, предусмотренные статьей 101 НК РФ. А именно:

о привлечении организации к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;

об отказе в привлечении организации к ответственности за совершение налогового правонарушения;

о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Каждый акт проверки регистрируется в налоговом органе. При отсутствии надлежащем образом составленного и врученного акта налоговой проверки не имеется оснований для привлечения налогоплательщика к ответственности.

Форма и требования к акту, на основании статьи 100 НК РФ, были утверждены Приказом МНС РФ от 31 марта 1999г. N ГБ-3-16/66. Акт выездной налоговой проверки должен содержать систематизированное изложение документально подтвержденных фактов налоговых правонарушений, выявленных в процессе проверки, или указание на отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и применению санкций за нарушение законодательства о налогах и сборах. В акте выездной налоговой проверки подлежат отражению все выявленные в процессе проверки факты нарушений законодательства о налогах и сборах и связанные с ними обстоятельства, имеющие значение для принятия правильного решения по результатам проверки. В акте должны содержаться ссылки на первичные бухгалтерские документы и иные доказательства, подтверждающие наличие факта нарушения.

В практике рассмотрения налоговых споров нередки случаи, когда суды отменяют решения налоговых органов, принятых по результатам налоговой проверки, лишь на том основании, что акт проверки не содержит точных ссылок на первичные документы организации.

Акт налоговой проверки не должен содержать субъективных предположений проверяющих, не основанных на достаточных доказательствах. Недопустимо обоснование выводов проверяющих лишь на основе части представленных документов без учета объяснений представителей организации и документов, подтверждающих позицию организации. В акте сотрудники налоговых органов должны сопоставить суммы налогов, фактически уплаченных организацией, и сумм, подлежащих уплате на основании данных проверки, и, как результат, конкретные суммы налогов, недоплаченные в результате каждого выявленного нарушения налогового законодательства. Любое отступление от установленных правил к составлению и оформлению акта позволяет организации ставить вопрос о его недействительности.

К акту налоговой проверки должны быть приложены все постановления и протоколы, связанные с действиями по осуществлению проверки. Это протокол ареста имущества, осмотра территорий, помещений, документов и предметов, протоколы опроса свидетелей, а также другие протоколы, связанные с проведением мероприятий налогового контроля. При этом протоколы должны составляться в строгом соответствии со статьей 99 НК РФ - только тогда они имеют доказательственную силу при производстве по делу о налоговом правонарушении и в судебных органах. В протоколе должно быть указано наименование протокола, место, дата и время производимого конкретного действия. В протоколе обязательно должны быть указаны должность, фамилия, имя и отчество лица, составившего протокол, а также фамилия, имя и отчество каждого лица, участвующего в действии или присутствующего при его проведении. В необходимых случаях в протоколе должны быть указаны адрес и гражданство лица и сведения о том, владеет ли он русским языком. Далее в протоколе должны содержаться сведения о содержании производимого действия, последовательности его проведения и выявленные при производстве действия существенные для дела факты и обстоятельства. Протокол подписывается всеми лицами, участвовавшими в производстве действий или присутствовавшими при его проведении. Этим лицам должно быть разъяснено право делать замечания, подлежащие обязательному внесению в протокол, о чем делается соответствующая запись в протоколе.

Протокол должен быть подписан сотрудниками налогового органа, составившими протокол, а также всеми участвующими при производстве действий лицами. При этом каждая страница протокола должна быть подписана отдельно. В случае отказа представителей проверяемой организации от подписания протокола, об этом должна быть сделана соответствующая запись. К протоколу должны быть приложены фотографические снимки и негативы, киноленты, видеозаписи и другие материалы, выполненные при производстве действия.

Если в ходе проверки не выявлено никаких нарушений, то в акте должно быть прямо указано на отсутствие таковых нарушений.

Акт налоговой проверки должен быть составлен не менее чем в двух экземплярах со всеми приложениями к нему. Один экземпляр остается в налоговой инспекции, а другой передается представителям проверяемой организации.

Акт, составленный по результатам выездной налоговой проверки, должен быть подписан проверяющими и руководителем организации, в которой проводилась проверка. Отметим, что факт подписания акта проверки, руководителем организации не означает, что он согласен с его содержанием. При отказе от подписания акта налоговой проверки делается соответствующая запись в акте.

Акт налоговой проверки вручается руководителю организации под расписку или передается организации другим способом, обеспечивающим фиксацию даты получения акта. Если акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом, то датой вручения акта считается шестой день, начиная с даты его отправки.

Вообще дата вручения акта проверки - это очень важный момент, поскольку в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, организация вправе в двухнедельный срок со дня получения подписанного проверяющими акта проверки представить в налоговую инспекцию письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом организация вправе приложить к письменному объяснению (возражению) или в согласованный срок, не превышающий двух недель со дня получения акта проверки, передать в налоговую инспекцию документы (или их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы не подписания акта проверки. Данное правило касается и тех документов, которые подтверждают позицию организации, но по какой-либо причине не были представлены непосредственно во время проведения проверки. Налоговая инспекция не может не принять такие документы.

Исходя из вышесказанного, не забудьте проверить дату вручения акта и если она не соответствует фактической, то проставьте подлинную дату получения акта. Не забудьте также зарегистрировать дату представления своих возражений и замечаний в соответствующий налоговый орган. На самом акте также рекомендуется указать наличие возражений и замечаний и дату их представления.

В том случае, если принимается решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, то излагаются обстоятельства совершенного налогового правонарушения, установленные проведенной проверкой, документы, которые подтверждают данные обстоятельства, доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей Налогового кодекса РФ, предусматривающих данные правонарушения и применяемые меры ответственности. На основании этого решения налогоплательщику направляется требование об уплате недоимки по налогу и пени.

После вынесения решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения соответствующий налоговый орган обращается с исковым заявлением в суд о взыскании с лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции, установленной Налоговым кодексом РФ.

Данные для анализа по результатам выездных проверок налогоплательщиков ( физических, юридических лиц ) ,по соблюдению ими законодательства о налогах и сборах взяты из отчета ф № 2 НМ « Отчет о результатах выездных налоговых проверок соблюдения законодательства о налогах и сборах, проведенных налоговыми органами и федеральными органами налоговой полиции за 2001 ,2002 годы».В отчете отражаются данные по проверкам ,проведенными специалистами налоговых органов ,также с участием органов налоговой полиции.

Таблица.1

Поступление налоговых платежей по актам выездных налоговых проверок Межрайонной инспекции ФНС России № 5 по Чувашской Республике тыс.рублей.

Всего по итогам проверок В том числе по проверкам, Произведенным

Налоговыми

органами

С участием органов налоговой полиции
2001 г. 2002 г. 2001 г. 2002 г. 2001 г. 2002 г.
1 2 3 4 5 6 7

Количество

поверок всего

367 190 364 188 3 2

Из них выявивших

Нарушения

172 157 169 155 3 2

Всего

Доначислено:

6193 14810 6046 13684 147 1126

По юридическим

Лицам

5776 14684 5629 13559 147 1125

Поступило в

бюджетную

систему всего

7330 8740 7243 8097 87 643

От юридических

Лиц

7180 8679 7094 8036 86 643

Охвачено проверками в 2002 году 190 юридических и физических лиц, из которых выявлено нарушения по 157 организациям или 83,6% .Количество налоговых проверок в 2002 году по сравнению с 2001 годом уменьшилась на 177 организации. Сумма доначислений по сравнению с 2001 годом увеличилась на 8617 тыс.рублей, также увеличилась суммы взысканных платежей на 1410 тыс.рублей.

В 2002 году снизилось количество налоговых проверок с участием органов налоговой полиции, но увеличилась по ним доначислений дополнительных платежей в бюджет. Взыскание доначислений в 2002 году увеличилась на сумму 556 тыс.рублей.

Заключение

Одним из главных элементов рыночной экономики является налоговая система. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Предложений же о принципиально иной налоговой системе и налоговой политике, соответствующей нынешней фазе переходного к рыночным отношениям периода, практически нет. И это не случайно, ибо оптимальную налоговую политику можно развернуть только на серьезной теоретической основе коей у нас в России еще нет.

На сегодняшний день существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических, социальных и политических условий сегодняшней России, ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации.

3. Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31.07.95 №119-ФЗ.

4. Положение о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2000 №783.

5. Инструкция по делопроизводству в Управлении ФНС России по субъекту РФ.

6. Налоговые системы зарубежных стран. – М., 2002.

7. «Налоги и налогообложение» – учебник для ВУЗов. Теория и практика налогообложения. Налоговое право. Налоговое планирование и контроль. Под редакцией доктора экономических наук профессора М. В. Романовского и профессора О. В. Врублевской. Издательство «Питер», Санкт-Петербург, 2000 год.

8. «Основы налогообложения и налогового права» – Е. Н. Евстигнеев, учебное пособие, Москва, 1999 год, издательство «Информ – М».

9. Пансков В. Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. Учебник для вузов. – М., 2000.

10. Пепеляев С.Г., Алёхин А.П. «Ответственность за нарушение налогового законодательства», М. 2001 г.

11. Пепеляев С.Г. «Основы налогового права», М. 2003 г.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  399  400  401   ..