Главная      Учебники - Экономика     Лекции по финансам - часть 5

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  656  657  658   ..

 

 

Инвестиционная политика Беларуси

Инвестиционная политика Беларуси

Содержание

3. Инвестиционная политика Беларуси по преодолению экономического кризиса и восстановлению макроэкономического равновесия

В январе 1997 года был принят ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ (Закон Республики Беларусь № 99-З от 05.12.97 г. вступил в силу 22.01.98 г.)

Этот закон определяет правовые принципы, условия и механизм реализации инвестиционной деятельности иностранных инвесторов на территории Республики Беларусь, закрепляет гарантии осуществления прав и обязанностей иностранных инвесторов.

Положения настоящего Закона действуют на территории Республики Беларусь применительно ко всем иностранным инвесторам и предприятиям с иностранными инвестициями.

Республика Беларусь гарантирует соблюдение законных прав и интересов иностранных инвесторов и создаваемых с их участием предприятий.

Иностранные инвестиции на территории Республики Беларусь не могут быть национализированы, реквизированы, изъяты, захвачены, принудительно куплены либо взяты или подвергнуты другим действиям, эквивалентным по последствиям и ведущим к лишению иностранного инвестора его права собственности либо контроля или существенного преимущества его инвестиций (далее - принудительное отчуждение), кроме как по приговору или решению суда, а также по мотивам общественной необходимости (в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий и других обстоятельств, носящих чрезвычайный характер). При соблюдении определенных законом условий и порядка, со своевременным и полным (адекватным и эффективным) компенсированием стоимости отчужденного имущества. Своевременность компенсации означает, что она должна выплачиваться без задержки, а адекватность означает, что она должна быть равной фактической стоимости принудительно отчужденных инвестиций на момент, непосредственно предшествовавший осуществлению принудительного отчуждения или его публичному объявлению в зависимости от того, что из них имело место ранее, а также выплачиваться с включением процентов, исчисленных согласно курсу соответствующей валюты на Лондонском межбанковском рынке (LIBOR) за период от даты принудительного отчуждения (или его публичного объявления) до даты фактической выплаты компенсации.

Эффективность компенсации означает, что она может переводиться за границу без ограничений. За перевод суммы компенсации за границу налоги и другие удержания не взимаются.

Убытки, причиненные иностранному инвестору либо предприятию с иностранными инвестициями в результате принудительного отчуждения, возмещаются органом, принявшим решение о принудительном отчуждении.

Компенсация определяется и выплачивается в валюте, в которой были произведены первоначальные инвестиции, или, если первоначальные инвестиции были произведены в натуре, - в любой иностранной валюте, которую принимает иностранный инвестор. По желанию инвестора компенсационные средства могут быть направлены на счет инвестора в иностранном банке.

Инвестиционную политику обычно сводят к двум разновидностям: инвестиции с целью получения дохода в виде разницы между ценой приобретения активов и их последующей реализацией по более высокой цене, и инвестиции с целью получения дохода в виде процентов, дивидендов или прибыли.

При планировании инвестиции в зависимости от источников финансирования сопоставляются расходы по привлечению средств и доходы от инвестиций. При этом учитывается риск утраты инвестиционного капитала или доходов от него, а также степень ликвидности приобретаемого актива.

Объектами инвестиционной деятельности в Республике Беларусь являются:

- недвижимое имущество, в том числе предприятие как имущественный комплекс;

- ценные бумаги;

- интеллектуальная собственность.

Субъектами инвестиционной деятельности являются:

- инвесторы (заказчики);

- подрядчики (исполнители работ);

- пользователи объектов инвестиционной деятельности;

- юридические лица (банковские, страховые и посреднические организации);

- граждане Республики Беларусь;

- иностранные юридические и физические лица, государства и международные организации.

Инвестиционная деятельность в Республике Беларусь осуществляется в следующих формах:

- создание юридического лица;

- приобретение имущества или имущественных прав, а именно:

- доли в уставном фонде юридического лица;

- недвижимости;

- ценных бумаг;

- концессий;

- оборудования и других основных средств;

Если рассматривать экономическую политику правительства в период зарождения кризиса, можно отметить ,что она направлена на выполнение формальных прогнозных показателей, а не на нейтрализацию рисков попадания в рецессию и даже в депрессию. Слепо следовать планам, утвержденным в ситуации быстрого экономического роста и иной фазы бизнес цикла (бума), контрпродуктивно и опасно. Акцент на государственную собственность и инвестиции, жесткие торговые ограничения, мягкую монетарную политику при высокой инфляции и искусственном снижении стоимости кредита, перераспределение через бюджет более 50% ВВП при низком качестве государственного управления – все эти факторы предопределили попадание Беларуси в острый финансовый и структурный кризис. Большие объемы капитала «заморожены» и вообще не вовлечены в коммерческий оборот. Стремительно растут долги банков и предприятий. Более 1млн. белорусов вынуждено было уехать из страны на заработки за границу. Объем упущенной выгоды из-за недополученных инвестиций, неразмещенных на территории Беларуси производств, невовлечения отечественного бизнеса в научно-технологические, производственные цепочки ежегодно превышает $3млрд. Определенный запас прочности белорусской социально-экономической модели объясняется наличием следующих факторов:

· энергетический грант от России в среднегодовом объеме ~15% ВВП;

· благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура на основные товары белорусского экспорта (минеральные продукты, металлы, удобрения, химические товары, средства транспорта);

· привилегированный вход на российский рынок белорусских товаров по сравнению с товарами из других стран;

· включение белорусских производителей в программы и проекты государственного заказа России;

· наличие большого объема свободных кредитных и инвестиционных средств на мировом рынке;

· большая степень совпадения бизнес цикла региона и Беларуси.

В IV квартале 2008г. и в 2009г. ускорилась эрозия многих из вышеперечисленных факторов. К 2011г. будет ликвидирован энергетический грант России по природному газу и нефти. Резко ухудшилась внешнеэкономическая конъюнктура на основные товары белорусского экспорта. Требуется адекватная, быстрая адаптация экономической политики Беларуси к новым реалиям. Истощение внутренних резервов экономического роста при неблагоприятной внешней конъюнктуре ставит перед Беларусью новые вызовы. Официальная статистика не отражает скорости происходящих явлений. За 10 месяцев 2008г. ВВП вырос на 10,7%.Годовая инфляция в 2008г. превысит 15%. Банковская система работает в режиме отрицательной ставки рефинансирования Национального банка. Если за 10 месяцев 2008г. розничный товарооборот увеличился на 22,9% по сравнению с аналогичным периодом 2007г., то в октябре падение составило 3,8% по сравнению с предыдущим месяцем. В октябре 2008г. началось падение объемов производства в черной металлургии. Сократился выпуск макаронных изделий, мотоциклов, минеральных удобрений, телевизоров, тракторов, растительного масла, бензина.

С августа 2008г. ускоряется тенденция падения объемов валютной выручки, в том числе у таких предприятий, как «Беларуськалий», борисовский «Автогидроусилитель», гродненский «Белкард», «Амкодор», МТЗ, Минский моторный завод, БМЗ и другие. Резко участились случаи остановки предприятий, в том числе «БАТЭ», «Автогидроусилитель», «Резинотехника», Гомельский химический завод, Добрушский маслозавод. За 10 месяцев 2008г. запасы готовой продукции выросли на 43,2%. Чистый спрос населения на иностранную валюту в ноябре 2008 превысил $300 млн. против $100 млн. в октябре 2008г. В ноябре на торгах БВФБ чистый спрос на доллары США составил $567,4 млн. Инвестиционная деятельность органов государственной власти также характеризуется чрезвычайно низким качеством. По данным Национального банка только 33% от общего объема долгосрочных кредитов были использованы на инвестиционные цели. Около 51% инвестиционных кредитов шло на строительство жилья, таким образом, только 14% долгосрочных заимствований предназначалось для пополнения основных фондов предприятий.

Стратегическая цель инвестиционной политики Республики Беларусь состоит в мобилизации и эффективном использовании инвестиционных ресурсов для реализации общегосударственных приоритетов и перестройки экономики в соответствии с запросами внутреннего и внешних рынков.

Приоритетом инвестиционной политики станет привлечение инвестиционных ресурсов в производственную сферу и сосредоточение их на реализации инвестиционных проектов с высокими наукоемкими и ресурсосберегающими технологиями экспортной и импортозамещающей направленности.

В сельском хозяйстве инвестиционные ресурсы будут направляться на развитие агрогородков, создание высокоэффективных и экологически чистых технологий производства продуктов питания, реконструкцию и модернизацию предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья с использованием современных технологий.

Будет обеспечиваться четкое разграничение инвестиционных обязательств государства между органами исполнительной власти республики и регионов. Доля инвестиций из республиканского бюджета постепенно будет уменьшаться, а роль инвестиций, направляемых из средств местных органов власти, увеличиваться.

В число приоритетных направлений инвестирования в 2006 – 2010 годах входит развитие объектов инфраструктуры прогрессивных видов услуг: телекоммуникационных, информационных, консалтинговых, страховых, финансовых и др.

Рост инвестиций будет обеспечен в основном за счет собственных средств юридических лиц и домашних хозяйств. Для увеличения собственного инвестиционного потенциала предусматривается совершенствование механизмов стимулирования использования амортизационных отчислений и капитализируемой прибыли. Потребуется дальнейшее увеличение кредитования инвестиционной деятельности банковской системой, в том числе за счет привлечения банками внешнего капитала.

С учетом инвестиционной политики государства, ориентированной на внутренние финансовые ресурсы, особое внимание будет уделено организации бизнес-планирования на уровне субъектов хозяйствования, повышению качества разработки и оценки бизнес-планов, подготовке специалистов в этой сфере. Это позволит вовлечь субъекты хозяйствования республики в единый инвестиционный процесс, даст возможность выявить дополнительные внутренние резервы коммерческих организаций, повысит результативность использования собственных средств и привлекаемых кредитов банков на цели инвестирования.

Важную роль в увеличении объемов инвестиций будет играть трансформация частных сбережений в инвестиционный капитал. Она будет проводиться путем непосредственного направления доходов населения на строительство жилья, создание и развитие собственного дела (например, в сфере услуг и ремесленничества), а также на покупку ценных бумаг, увеличение депозитов граждан и средств негосударственных пенсионных фондов как основы для кредитования инвестиционных проектов и программ.

В целом инвестиционная деятельность будет осуществляться на основе Национальной программы привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь на период до 2010 года и в соответствии с государственными инвестиционными программами, проектами привлечения иностранных инвестиций для развития малого бизнеса, а также программами, реализуемыми в инвестиционной сфере международными фондами и организациями.

Антикризисная программа совмещает в себе выполнение трех основных задач: обеспечения макроэкономической стабилизации, создания прочных фундаментов долгосрочного экономического роста и адресной социальной защиты людей, которые наиболее уязвимы к трансформационным шокам в период ликвидации искажений структуры капитала и рынка труда.

Совершенствование правового обеспечения инвестиционной деятельности в 2006 – 2010 годах предполагается осуществлять в направлении упрощения порядка государственной регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями, расширения гарантий государства по неизменности законодательства для инвесторов, в том числе иностранных. Потребуется создать единое инновационно-инвестиционное пространство с Россией.


Заключение

Динамичное и эффективное развитие инвестиционной деятельности является необходимым условием стабильного функционирования и развития экономики. Масштабы, структура и эффективность использования инвестиций во многом определяют результаты хозяйствования на различных уровнях экономической системы, состояние, перспективы развития и конкурентоспособность национального хозяйства.

В заключении хотелось бы отметить, что необходимым условием развития экономики является высокая инвестиционная активность. Она достигается посредством роста объемов реализуемых инвестиционных ресурсов и наиболее эффективного их использования в приоритетных сферах материального производства и социальной сферы. Инвестиции формируют производственный потенциал на новой научно-технической базе и предопределяют конкурентные позиции стран на мировых рынках. При этом далеко не последнюю роль для многих государств, особенно вырывающихся из экономического и социального неблагополучия, играет привлечение иностранного капитала в виде прямых капиталовложений, портфельных инвестиций и других активов.

Поступление инвестиций в основной капитал является важным резервом экономического роста государства. Поэтому действующая инвестиционная политика и на нынешнем этапе, и в предстоящем 2010 г. будет направлена на максимальную мобилизацию внутренних ресурсов организаций и дополнительное привлечение иностранных источников для поддержания высоких темпов роста экономики страны и на повышение конкурентоспособности национальной экономики, снижение зависимости отечественных товаропроизводителей от импортных поставок энергетических ресурсов и реализацию стратегических проектов.

По словам Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко, «мы никогда не дождемся иностранных инвестиций, если не приложим усилий для формирования инвестиционного климата». Неблагоприятный инвестиционный климат имеет для страны, принимающей инвестиции, реальное денежное выражение, в котором исчисляются материальные потери вследствие неполучения значительных инвестиций и низкой эффективности работающих иностранных капиталовложений. Оценка рисков, связанных с законодательным обеспечением и правовым регулированием притока иностранного капитала, бесспорно, является одним из самых важных факторов в процессе принятия инвестиционных решений. Из всего выше сказанного можно сделать вывод – инвестиции – это топливо для двигателя, под названием Национальная экономика.


Библиография

1. Абрамович А.М. Инвестиции для развития экономики Республики Беларусь: статья в сети Интернет.

2. Инвестиционный кодекс Республики Беларусь (Закон от 22 июня 2001 года № 37-З в редакции Закона от Республики Беларусь от 05.08.2004 № 313-З).

3. Интернет сайт www.economics.ru.

4. Интернет сайт Министерства иностранных дел Республики Беларусь http://www.mfa.gov.by/rus/index.php?id=1&d=economic/statistic.

5. Интернет сайт Министерства статистики Республики Беларусь.

6. Ковалёв М.М., Новик В.В. Проблема активации внутренних инвестиций в Республике Беларусь: Интернет версия издания на сайте www.lib.ru.

7. Моисейчик Г.И. Инвестиционный кризис в Республике Беларусь // Белорусский экономический журнал. 2002. № 2.

8. Научно-практический журнал «Наука и инновации»

9. Официальный сайт Национальной экономической газеты. Раздел инвестиции. http://www.neg.by/.

10. Интернет сайт www.5ballov.ru

11. Игонина Л.Л. Инвестиции (www.polbu.ru)

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  656  657  658   ..