Главная      Учебники - Экономика     Лекции по финансам - часть 5

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  574  575  576   ..

 

 

Государственные и муниципальные финансы

Государственные и муниципальные финансы

СТРУКТУРА КУРСА

МЕТОДИКА. ПРОГРАММА КУРСА. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

Лекция 1. Роль и место государственных и муниципальных финансов в финансовой системе РФ.

Лекция 2. Содержание и функции государственных и муниципальных финансов, их состав. осударственная финансовая политика. Государственное егулирование финансов

Лекция 3. Организация управления системой государственных и муниципальных финансов

Тема Количество часов
Лекции Практ. Самост. Всего
Раздел I. Основы государственных и муниципальных финансов
1 Роль и место государственных и муниципальных финансов в финансовой системе РФ. 4 2 2 8
2 Содержание и функции государственных и муниципальных финансов, их состав. Государственная финансовая политика. Государственное регулирование финансов. 2 2 - 4
3 Организация управления системой государственных и муниципальных финансов. 2 2 2 6
4 Государственный и муниципальный финансовый контроль. 2 2 2 6
5 Налоги как основной источник государственных и муниципальных доходов. 4 4 - 8
Раздел 2. Бюджетная система Российской Федерации
6 Структура и принципы бюджетной системы. Бюджетный процесс. Содержание и структура государственного бюджета 4 2 2 8
7 Межбюджетные отношения в Российской Федерации 4 4 - 8
8 Территориальные финансы Российской Федерации: региональный (субъект РФ) и муниципальный уровни. 4 4 2 10
9 Сущность и виды государственных внебюджетных фондов. 2 - 2
10 Государственные внебюджетные фонды Российской Федерации: доходы, направления расходования средств 2 4 - 6
Раздел 2. Система государственного и муниципального кредита.
11 Содержание и функции государственного кредитования. Формы государственного кредита в Российской Федерации 2 - - 2
12 Дифференциация государственных займов. Политика управления государственным и муниципальным долгом 2 2 - 4
Раздел 3. Особенности организации финансов государственных и муниципальных социальных услуг.
13 Финансы социального обеспечения и социальной помощи. Финансирование социально - значимых услуг населению. 4 2 - 6
Итого: 68 часов 38 30 10 68

Лекция 4. Государственный и муниципальный финансовый контроль

Лекция 5. Налоги как основной источник государственных и муниципальных доходов

Доходы: Сумма Расходы: Сумма
1. Прибыль 215 1. Расходы предприятий, остающиеся в их распоряжении 562,5
2. Амортизационные отчисления 405 2. Затраты на инвестиции 47,2
3. Налоговые доходы 597,5 3. Дотации, субсидии 25,3
4. Неналоговые доходы 32,2 4. Расходы на социально-культурные мероприятия из бюджета и внебюджетных фондов 518,1
5. Отчисления во внебюджетные фонды 253,4 5. Расходы на научно-исследовательские работы 11,5
6. Средства целевых бюджетных фондов 95 6. Расходы за счет других целевых фондов 95
7. Расходы на оборону 101,8
8. Расходы на содержание правоохранительных органов 60
9. Расходы на содержание органов власти 24
10. Расходы на внешнеэкономическую деятельность 1,6
11. Обслуживание гос. долга 142,9
12. Прочие расходы 133,2
Итого: 1597,9 Итого: 1742,2
Федеральные (ст.13 НК)

Региональные

Местные (ст.15 НК)

1) налог на добавленную стоимость;

1) налог на имущество организаций;

1) земельный налог;

Вид налоговых платежей Статус налога по законодательству В какой бюджет поступает Модель взаимодействия Используемый механизм
Налог на прибыль Федеральный Федеральный, субъектов Федерации, местный Совместное использование налоговой базы Установление двух видов ставок
Налог на доходы физических лиц Федеральный Субъектов Федерации, местный Распределение налоговых доходов Установление норматива зачисления в бюджет
НДС Федеральный Федеральный Распределение налоговых доходов Установление норматива зачисления в бюджет
Акцизы Федеральный

Федеральный, субъектов Федерации,

Распределение налоговых доходов Установление вида товара, акцизы на которые зачисляются в соответствующие бюджеты
Налог на имущество предприятий Субъектов Федерации Субъектов Федерации, местные бюджеты Разделение налоговых баз (между Федерацией и её субъектами) Разделение налоговых доходов (между субъектами Федерации и местными бюджетами)
Таможенные пошлины Федеральный Федеральный Разделение налоговых баз
Налог с продаж Субъектов Федерации Субъектов Федерации Разделение налоговых баз

Лекция 5.2. Особенности исчисления и уплаты основных бюджетообразующих налогов Российской Федерации

Нарушение Штраф
Нарушение срока постановки на учёт в налоговом органе (ст.116 НК) 5 тыс. руб.
Уклонение от постановки на учёт в налоговом органе (ст.117 НК), ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учёт в налоговом органе 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 20 тыс. руб.
То же более трёх месяцев 20% от доходов, полученных в период деятельности более 90 дней
Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счёта в банке (ст.118 НК) 5 тыс. руб.
Нарушение срока представления налоговой декларации или иных документов до 180 дней по истечении установленного законодательством срока представления декларации (ст.119 НК) 5% от суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный месяц со дня, установленного для её представления, но не более 30% от указанной суммы и не менее 100 руб.
То же в течение более 180 дней 30% суммы налога, подлежащего уплате на основе этой декларации, и 10% налога, подлежащего уплате за каждый полный или неполный месяц со 181 дня

Грубое нарушение правил учёта доходов, расходов и объектов налогообложения (ст.120 НК), если эти деяния совершены:

5 тыс. руб.

То же если они повлекли занижение налоговой базы 15 тыс. руб.
Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налогооблагаемой базы или неправильного исчисления налога по итогам налогового периода, выявленные при выездной налоговой проверке налоговым органом 20% от неуплаченной суммы налога
Те же действия, совершённые умышленно 40% от неуплаченных сумм налога
Невыполнение налоговым агентом возложенных на него законодательством о налогах и сборах обязанностей по удержанию с налогоплательщика и перечислению в бюджет удержанных сумм налогов 20% от суммы, подлежащей удержанию и перечислению
НДС Акцизы Налог на прибыль организаций Налог на доходы физических лиц
Примечания На всех стадиях производства и реализации товаров, продукции, работ и услуг создаётся добавленная стоимость разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесённых на издержки производства и обращения. Часть добавленной стоимости является объектом налогообложения.

Акцизы относятся к косвенным налогам, включаемым в цену товара.

Налогоплательщики

- организации;

- организации;

- российские организации;

- физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ;

Объект налогообложения

Реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в т. ч. реализация предметов залога; передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.

- реализация на территории РФ лицами произведённых ими подакцизных товаров;

Прибыль, полученная налогоплательщиком. В неё входят доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы.

Доход, полученный налогоплательщиками:

Налоговая база Выручка от реализации товаров (работ, услуг)

Определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара.

Денежное выражение прибыли Доходы в денежной и натуральной форме, а также в виде материальной выгоды. Иностранная валюта пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации.
Налоговый период

- календарный месяц

- календарный месяц. - календарный год - календарный год
Налоговая ставка

0% - товары, которые экспортируются на территории стран СНГ (кроме нефти) и др.;

Отдельно по каждому виду подакцизного товара.

- 24%. При этом 7,5% зачисляется в федеральный бюджет; 14,5% зачисляется в бюджеты субъектов РФ; 2% зачисляется в местные бюджеты.

-13%;

Порядок исчисления Реализация товаров предприятиям производится по ценам и тарифам, увеличенным на сумму НДС, а населению по ценам и тарифам, включающим в себя сумму НДС. Величина НДС, подлежащая взносу в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары, и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за материальные ресурсы, работы, услуги, стоимость которых относится на издержки производства и обращения.

Сумма акциза определяется плательщиками самостоятельно.

Налог определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно.

Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Порядок и сроки уплаты налога Уплата налога производится по итогам каждого налогового периода, исходя из фактических оборотов по реализации товаров; не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом; по месту учёта налогоплательщика.

Сроки уплаты определяются исходя из даты фактической реализации, за истекший налоговый период, не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем (истекшим налоговым периодом). Или не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчётным при оплате равными долями или при уплате акциза по алкогольной продукции, реализованной с 16-го по последнее число отчетного месяца.

Уплачивается авансовыми платежами, ежемесячно исходя из расчёта фактической прибыли.

по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом

Социально-экономическое значение налога Косвенный налог. Выполняет фискальную функцию и используется преимущественно в странах с переходной экономикой. Косвенный налог. Акцизы, как правило, устанавливаются на дефицитную, высокорентабельную продукцию и товары, предназначенные для населения и являющиеся монополией государства. Государство использует акцизы для регулирования спроса и предложения, а также для пополнения государственного бюджета. Прямой налог. Изымает часть прибыли коммерческих организаций и перераспределяет их на социальные функции государства. Прямой налог. Регулирует доходы физических лиц. Преобладает в странах с развитой экономикой.

Лекция 6. Структура и принципы бюджетной системы. Бюджетный процесс. Содержание и структура государственного бюджета

Стоимость имущества Ставка налога
До 300 тыс. рублей До 0,1 процента
От 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей От 0,1 до 0,3 процента
Свыше 500 тыс. рублей От 0,3 до 2,0 процента

Лекция 7. Межбюджетные отношения в РФ

Доходы Сумма Расходы Сумма
I. Налоговые доходы: 1115,3 1. Государственное управление 40,7
1. НДС 381,7 2. Международная деятельность 11,3
2. Акцизы 188,04 3. Национальная оборона 214,7
3. Таможенные пошлины 190,6 4. Правоохранительная деятельность, федеральная судебная система 142,9
4. Налог на прибыль предприятий 172,6 5. Фундаментальные исследования и содействие НТП 22,1
5. Налог на доходы физических лиц 1,9 6. Промышленность, энергетика, строительство 44,7
6. Налог на совокупный доход 3,07 7. Сельское хозяйство и рыболовство 20,8
7. Платежи за пользование природными ресурсами 37,2 8. Охрана окружающей среды 4,8
8. Прочие налоговые доходы 3,3 9. Образование 48,8
II. Неналоговые доходы: 64,3 10. Культура, искусство, СМИ 12,6
1. Доходы от гос. имущества или от деятельности 26,8 11. Здравоохранение, физическая культура 22,2
2. Доходы от внешнеэкономической деятельности 31,6 12. Социальная политика 107,8
3. Прочие неналоговые доходы 5,9 13. Обслуживание государственного долга 239,8
III. Доходы целевых бюджетных фондов 13,9 14. Финансовая помощь бюджетам других уровней 186,6
15. Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика 30,6
16. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций 6,4
17. Пополнение гос. запасов и резервов 0,4
18. Утилизация и ликвидация вооружений по международным договорам 4,2
19. Мобилизационная подготовка экономики 5
20. Исследование и использование космического пространства 4,6
21. Прочие 4,9
22. Расходы целевых бюджетных фондов 13,9
ИТОГО: 1193,5 ИТОГО: 1193,5
Наименование расходов Сумма (млрд. руб) Удельный вес,%
Финансовая помощь бюджетам других уровней: 186,6 100
- ФФПР 100,4 53,8
- Дотации и субвенции 28,6 15,3
- Поддержка дорожного хозяйства 20,3 10,9
- Фонд регионального развития 3,3 1,8
- Фонд развития региональных финансов 0,6 0,32
- Фонд компенсаций 33,4 17,9
Критерии дифференциации доходов Типы МО
1. Единая бюджетная классификация доходов

Налоговые: налоги на прибыль, доход, прирост.

2. Источники поступления средств

Собственные доходы: местные налоги и сборы, доходы от использования и продажи имущества: доли федеральных и региональных налогов, передвижение в местный бюджет.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  574  575  576   ..

 

Статья дохода

Сумма

% от объема Ставка или% отчисл.
I. Налоговые доходы: 3544 92

Налоги на прибыль (доход),

2184 56,7
-налог на прибыль организаций 619 16 5,8
-подоходный налог с физич. лиц 1569 40,7 58,8
1.2. Налоги на товары и услуги: 532 13.8
-акцизы 37 0,9 5-10
-налог с продаж 495 12.9 60
1.3. Налоги на совокупный доход: 123 3,6
-единый налог, взимаемый в связи с упрошенной системой налогообложения, учета и отчетности 23 0.6 100
-единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности 100 3 22-37,5
1.4. Налоги на имущество: 523 13.6
-налог на имущество физ. лиц 12 0,3 100
-налог на имущество предприятий 510 13,27 50
-налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения 1 0,03 100
1.5. Платежи за пользование природными ресурсами: 131 3,4
-платежи за пользование недрами 4 0,1 59
-платежи за пользование лесным фондом 0,3 0,01 59
-земельный налог 126.7 3,3 50