Главная      Учебники - Экономика     Лекции по финансам - часть 5

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  366  367  368   ..

 

 

Планирование расходов бюджета на транспорт

Планирование расходов бюджета на транспорт

Содержание

Расходы федерального бюджета финансируются на основании и согласно смете расходов федерального бюджета Учреждений (

В целях учета источников образования (поступлений) средств федерального бюджета, направляемых на финансирование развития транспорта составляются два вида смет:

- смета расходов федерального бюджета, финансируемых в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на содержание подведомственных учреждений в соответствии со сводной бюджетной росписью расходов федерального бюджета на очередной финансовый год (далее — смета по бюджетным ассигнованиям);

- смета расходов федерального бюджета, финансируемых за счет средств, поступающих в федеральный бюджет от сдачи в аренду федерального имущества, переданного в оперативное управление Учреждению, имеющему право на дополнительное бюджетное финансирование (далее - смета по средствам от аренды).

Смета расходов федерального бюджета утверждается руководителем Агентства. Смета расходов федерального бюджета и изменения, вносимые в утвержденную смету, рассматриваются и утверждаются Агентством в течение семи рабочих дней с официальной даты поступления в Агентство.

При наличии мотивированных замечаний к документам, представленным в Агентство, смета расходов федерального бюджета и изменения, вносимые в утвержденную смету направляются на доработку. При составлении сметы расходов федерального бюджета и внесении изменений в утвержденную смету учреждение принимает на себя обязательство по недопущению возникновения кредиторской задолженности по предметным статьям экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации и отчетным периодам.

Внесение учреждением изменений в смету расходов федерального бюджета по кварталам, предшествующим последнему кварталу отчетного периода, не допускается. Учреждение вправе самостоятельно распределять лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования расходов федерального бюджета по своим структурным подразделениям, не являющимся юридическими лицами. Смета расходов федерального бюджета и внесение изменений в утвержденную смету обособленного структурного подразделения учреждения утверждаются руководителем учреждения в, по согласованию с Агентством. По окончанию финансового года Учреждение представляет в Агентство в составе годовой отчетности уточненную смету расходов федерального бюджета.

Остатки неиспользованных в соответствии с утвержденными сметами на конец финансового года средств федерального бюджета, отраженных на лицевых счетах Учреждения по учету расходов федерального бюджета, финансируемых в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Агентству на содержание подведомственных Учреждений в соответствии со сводной бюджетной росписью расходов федерального бюджета, и по учету расходов федерального бюджета, финансируемых за счет средств, поступающих в федеральный бюджет от сдачи в аренду федерального имущества Учреждения, учитываются в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2006 г. N 436-р г. Москва

- Республика Марий Эл 13 204,3 тыс. руб.

- Республика Татарстан 63 976,8 тыс. руб.

- Сахалинская область 6 540,7 тыс. руб.

- Тульская область 150 340,1 тыс. руб.

- Город Москва 621 959,2 тыс. руб.

На сегодняшний день существует три норматива, позволяющие определять общий объем средств, необходимый для содержания внутренних водных путей и гидротехнических сооружений.

Указанные нормативы в 2000 – 2001 годах были утверждены Минэкономики России по согласованию с Минфином России и Минтрансом России во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1997 года № 1249 «О мерах по обеспечению функционирования внутренних водных путей России».

Расчет показывает, что в 2006 году объем средств, выделенный на содержание внутренних водных путей и гидротехнических сооружений, меньше нормативно установленного более чем в 2 раза.

Следует отметить, что нормативы, утвержденные Минэкономразвития России, требуют обновления, так как не учитывают расходы на уплату налогов, декларирование и охрану гидротехнических сооружений и др.

В этой связи считаю необходимым причастным Департаментам и Росморречфлоту ускорить работу по обновлению и утверждению указанных нормативов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2002 года № 608 установлены нормы необходимого картографо-геодезического обеспечения территории страны.

С учетом установленных норм ежегодное финансирование геодезических и картографических работ федерального назначения должно составлять около 5 млрд. рублей.

В 2006 году на эти цели было направлено только 0,9 млрд. рублей или менее 20 % от потребности, что позволило обеспечить обновление планов и типографических карт на уровне 15 – 30 % от общего объема планов и карт, подлежащих обновлению.

Для исправления сложившейся ситуация Роскартография в 2006 году подготовила проект утверждаемой ведомственной целевой программы «Топографо-геодезического обеспечение Российской Федерации на 2007-2009 годы», которая в настоящее время согласована в рабочем порядке с Минэкономразвития России и проходит процедуру согласования с Минфином России.

Указанной программой предусматривается постепенное увеличение расходов на геодезические и картографические работы, чтобы в течение 3-5 лет выйти на уровень, обеспечивающий выполнение установленных Правительством норм картографо-геодезического обеспечения территории страны.

Минтранс России для обеспечения положительной динамики показателей по указанным тактическим задачам в 2007-2009 годах направил в Минфин России и Минэкономразвития России соответствующие расчеты и обоснования необходимости выделения дополнительных бюджетных ассигнований при формировании перспективного финансового плана на 2007-2009 годы и проекта федерального бюджета на 2007 год.

3 Совершенствование планирования расходов на развитие транспорта в Российской Федерации

Сложившаяся налоговая система в целом выполняет свою функцию - пополнение бюджета финансовыми ресурсами. Транспорт является одним из важнейших источников пополнения бюджетов всех уровней.

Налоговые поступления в бюджеты всех уровней от предприятий транспортного комплекса в целом возрастают, а их размеры сопоставимы с налоговыми поступлениями ведущих промышленных отраслей. Такое положение имеет ряд принципиальных отрицательных аспектов с учетом особенностей транспорта как инфраструктурной отрасли.

В то же время существующая налоговая система препятствует реализации сценария ускоренной диверсификации экономики – в ней не предусмотрено достаточных мер по стимулированию инвестиционной активности, научных исследований и разработок.

Совершенствование налоговой системы должно включать следующие направления:

- оптимизация налоговой нагрузки на транспортные организации. Высокая налоговая нагрузка на транспортные организации влечет за собой вынужденный рост транспортных тарифов, ограничивает инвестиционные возможности транспорта, сдерживает развитие отраслей транспортного машиностроения, снижает конкурентоспособность российских товаров и перевозчиков на внутреннем и мировом рынках транспортных услуг. В конечном итоге, все дополнительные издержки транспорта перекладываются на граждан России и товаропроизводителей, сдерживая экономическое развитие и способствуя инфляционным процессам.

- учет специфики налогообложения в отдельных секторах транспортной отрасли. Структуру и практику налогообложения транспортных организаций в России нельзя признать полностью отвечающей специфике транспорта. В частности, налогообложение должно учитывать экономические особенности отдельных видов транспорта, учитывать их тесную взаимосвязь с международными рынками транспортных услуг и зависимость от налоговых и правовых режимов, применяемых на этих рынках.

- переход к дифференцированной системе налогообложения. Необходимо осуществить переход от фискально-ориентированной системы к налогообложению, отражающему баланс интересов государства, пользователей транспорта и транспортных организаций

Совершенствование бюджетного процесса должно быть направлено на развитие рыночных отношений в сфере транспорта, поддержание инфраструктуры в необходимом состоянии для эффективного осуществления государственных функций, обеспечения эффективного функционирования налоговой системы.

Бюджетное финансирование транспортного сектора должно носить минимально необходимый характер и направляться на:

- обеспечение выполнения в транспортной сфере государственных функций;

- гарантированное поддержание в работоспособном состоянии и простое воспроизводство объектов транспортной системы, находящихся в государственной собственности;

- гарантированное финансирование закрепленных в нормативных актах государственных обязательств, в том числе – по финансированию выданных федеральными и региональными властями "социальных мандатов";

- стимулирующее или долевое финансирование важнейших проектов, связанных с ликвидацией "узких мест" в транспортной инфраструктуре, в том числе – в форме бюджетного обеспечения иностранных или коммерческих заимствований;

- целевое субсидирование отдельных видов транспортной деятельности.

- компенсацию потерь доходов владельцев инфраструктуры, перевозчиков, возникших в результате государственного регулирования тарифов;

- выполнение мероприятий по поддержке мобилизационной готовности транспортных формирований.

Совершенствование бюджетной политики в отношении транспорта осуществляется в следующих направлениях [17]:

- сокращение объема бюджетных средств, направляемых на прямое субсидирование - по мере структурного реформирования и повышения экономической эффективности субсидируемых видов деятельности;

- при субсидировании отдельных видов деятельности - переход от покрытия издержек транспортных операторов к закупке транспортных услуг или к адресной компенсации расходов потребителей транспортных услуг;

- увеличение доли инициирующего или частичного бюджетного финансирования инвестиционных проектов с участием частного капитала (или бюджетов субъектов Российской Федерации) в случае финансирования из федерального бюджета;

- реализация программно-целевого принципа при планировании и исполнении бюджета по статьям расходов, усиление целевого характера финансирования транспортных проектов;

- отказ от поддержки коммерчески окупаемых проектов;

- исключение бюджетного финансирования потенциально конкурентных между собой инвестиционных проектов;

- расширение среднесрочного бюджетного планирования, отражающего стратегические направления развития транспортного комплекса;

- совершенствование межбюджетных отношений в соответствии с уточнением ответственности и полномочий органов государственного управления различных уровней.

Бюджетное финансирование транспортного сектора экономики должно носить минимально необходимый характер. Участие государства в транспортной сфере должно ограничиваться только обеспечением и гарантией безопасности, а также предоставлением транспортных услуг в отдаленных регионах.

Для реализации задачи замещения государственных пакетов акций в предприятиях транспорта необходимо осуществить их приватизацию. Передача транспортных систем в руки частных инвесторов, должна быть осуществлена в течение двух-трех лет.

Сегодня с грузопотоками, в первую очередь, нефти, зерна, угля транспортная сеть России уже не справляется, она отстает от развития рынка.

Можно предложить создать единую систему управления транспортом:

- единые правовые инструменты,

- единые правила бюджетного финансирования,

- одинаковые условия межвидовой конкуренции для всех участников рынка.

В то же время государственное управление транспортным комплексом не является самоцелью. Государство должно участвовать в транспортном секторе экономики, поскольку он является одним из главных элементов национальной безопасности. Это должно быть учтено и при планировании расходов на транспорт, в целом, в перспективной транспортной политике.

Государственный бюджет не сможет в полном объеме финансировать развитие и поддержание автодорожной сети в России. В этой сфере необходимы частно - государственное партнерства.

Объем ежегодных средств, необходимых только на развитие и обеспечение безопасного функционирования автодорожной сети, в 2015 году составит более 1,5 триллиона рублей, а за следующие 10 лет эта цифра увеличится более чем в пять раз и к 2025 году составит почти 8,5 триллионов.

Это слишком большие расходы для бюджета России. Именно поэтому в своем бюджетном послании Федеральному собранию глава государства особое внимание уделил возможностям привлечения частного софинансирования для развития автодорожной сети и аэропортовой инфраструктуры России.

Так же следует отметить, что практически во всех докладах о результатах и основных направлениях деятельности министерства наблюдается низкий уровень обоснованности целевого уровня показателей.

Практически для всех показателей приводятся лишь их наименования и значения без обоснования, почему субъект бюджетного планирования планирует при реализации описанных в докладе бюджетных целевых программ и непрограммных мероприятий, с учетом рассмотренных рисков достигнуть именно этих значений показателей.

Во многих случаях невозможно получить представление о том, насколько планируемая динамика показателей является естественной или ее планируется достигнуть с учетом планируемых действий субъектов бюджетного планирования.

Представляется необходимым существенно доработать требования к СБП по выбору значений целевых показателей и их обоснованию, сделав это обязательной частью доклада.

Применительно к ступени контроля и отчетности требуется обеспечить правовое решение проблемы рациональной открытости фактических расходов на развитие транспорта, возможность осуществления гражданского контроля в этой области.

Публиковать отчеты о расходах на развитие транспорта в объеме, не меньшем, чем публикуется бюджет. Обеспечить рассмотрение Государственной Думой отчетов o расходах на транспорт, которые представляются Россией в международные организации, и публиковать их для граждан России.

Ежегодно, не позднее 1 июня текущего года Правительство РФ представляет в Государственную Думу и Счетную палату РФ отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в форме проекта соответствующего федерального закона[7,c.18].

Счетная палата РФ проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в течение 1,5 месяца после представления указанного отчета в Государственную Думу, используя материалы и результаты проведенных проверок и ревизий.

Общее заключение Счетной палаты РФ по отчету Правительства РФ oб исполнении федерального бюджета должно составить ряд частных заключений: по каждому разделу и подразделу функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации и по каждому главному распорядителю средств федерального бюджета.

B итоге должны быть указаны суммы расходов, использованных по целевому назначению, все случаи неправильного использования бюджетных средств, a также использования средств сверх утвержденных бюджетных ассигнований, либо сверх бюджетной росписи. При этом должны указываться руководители органов государственной власти или получатели бюджетных средств, принявших решение o нецелевом использовании бюджетных средств, также должностные лица Федерального казначейства, которые допустили осуществление таких платежей.

Государственная Дума рассматривает отчет oб исполнении федерального бюджета в течение 1,5 месяца после получения заключения Счетной палаты РФ[7,c.45].

По итогам рассмотрения отчета oб исполнении федерального бюджета и заключения Счетной палаты РФ Государственная Дума принимает одно из двух решений: или об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета, или об отклонении отчета об его исполнении.

Это решение должно приниматься как в виде федерального закона об исполнении бюджета.

Следует отметить, что до настоящего времени ни одного такого закона принято не было, несмотря на то, что обязанность Правительства по внесению отчета до вступления в силу Бюджетного кодекса была зафиксирована специальным законом.

Повышению степени ответственности Правительства за исполнение федерального бюджета в части расходов на развитии е транспорта, способствовало бы, наряду c другими данными, внесение в Федеральное Собрание данных o влиянии финансирования на выполнение задач, стоящих перед министерством транспорта.

Кроме того, было бы целесообразно c целью предотвращения злоупотреблений закрепить обязанность Правительства составлять отчет в той же бюджетной классификации, которая использовалась при его разработке, a также на время рассмотрения и утверждения федерального бюджета.

Важным моментом является скрытость большинства расходов и статей расходов на развитие транспорта, что не позволяет правильно проанализировать использование и объемы финансирования. B этой связи возникает объективная необходимость создания методической основы для планирования расходов на развитие транспорта.


Заключение

Основной системной проблемой, обозначенной в Транспортной стратегии РФ на период до 2020 г, является несоответствие между низким уровнем развития транспортной отрасли, эффективностью и качеством функционирования и возрастающим спросом экономики и общества на транспортные услуги.

Для решения этой проблемы в основу разработки стратегии положены следующие предпосылки:

- обеспечение опережающего развития транспортной отрасли по сравнению с другими отраслями экономики, что позволит создать условия для выравнивания уровней развития регионов и улучшения качества жизни населения, повышения доступности и качества как транспортных, так и социальных услуг;

- реализация программно-целевого подхода при планировании и исполнении бюджета по статьям расходов, усиление целевого характера финансирования транспортных проектов;

- отказ государства от роли единственного инвестора транспортной инфраструктуры, концентрация бюджетных ресурсов на решение приоритетных задач;

- скоординированное развитие различных видов транспорта, направленное на реализацию объективных преимуществ каждого из них;

- полный учет и отражение региональных особенностей развития транспортной отрасли;

- максимальная реализация конкурентных преимуществ РФ при осуществлении транзитных перевозок, обусловленных ее географическим положением;

- создание экономических условий, стимулирующих ускоренное обновление парка транспортных средств;

- обеспечение баланса интересов государства, бизнеса и общественных организаций, заинтересованных в устойчивой работе транспортного комплекса.

Необходимость перехода от сметного принципа формирования бюджета к планированию бюджета по конечным целям, когда эффективность затрат будет определяться по приросту значимых для налогоплательщика индикаторов жизнеобеспечения, обрела, наконец, форму Постановления Правительства РФ №249 от 22.05.2004 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов». Транспорт как инфраструктурная отрасль идеально подходит для реализации новой схемы бюджетирования, поскольку имеется специальный инструментарий (экспертная система «Геограком 5W»). Этот инструментарий позволяет отслеживать прирост этих индикаторов в зависимости от уровня бюджетных расходов на транспорт. Это позволяет перейти на новый уровень конкуренции между видами транспорта за финансовые ресурсы и выдвигает транспортную отрасль на передовые позиции в межотраслевой конкуренции.

В 2007 году объем инвестиций в основной капитал в транспортном комплексе вырос на 13,7 % и достиг 490 млрд. рублей. В соответствии с федеральным бюджетом на 2007 год Минтрансу России, как субъекту бюджетного планирования было выделено почти 193 млрд. рублей.

По сравнению с 2004 годом - первым годом работы в условиях новой структуры федеральных органов исполнительной власти, объем бюджетного финансирования в сфере транспорта, геодезии и картографии изменился примерно в два раза. Предварительный анализ показателей, отражающих степень достижения стратегических целей и решения тактических задач Министерства, показывает, что по большинству показателей удалось достичь плановых значений.

Уровень использования выделенных средств по итогам 2007 года составил 98,6%. Нам удалось улучшить этот показатель по сравнению с 2006 годом на 2,2%. Вместе с тем, наличие неиспользованных средств требует особого внимания к состоянию финансового менеджмента в федеральной службе и федеральных агентствах.

Таким образом, итоги 2007 года свидетельствуют, что транспортный комплекс переходит от этапа выживания к этапу обновления и развития [17].


Библиография

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации (Принятый Государственной Думой 17 июля 1998 года с последующими изменениями и дополнениями)

2. Федеральный закон № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (Принятый Государственной Думой 15 июля 1998 года с последующими изменениями и дополнениями).

3. Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации на 2004 год.

4. Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации, на 2005 год.

5. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2008 года, одобренные Правительством Российской Федерации 8 июля 2004 года.

6. Транспортная стратегия Российской Федерации, одобренная на заседании Правительства Российской Федерации 28 апреля 2005 года (протокол № 17).

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов».

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 г. № 714 «Об утверждении Положения о формировании перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд и их финансировании за счет средств федерального бюджета» Российской Федерации от 11 октября 2001 г. № 714 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27 мая 2005 г. № 339.

9. Бобкова О.В. и др. Комментарии к Бюджетному кодексу Российской Федерации. – Система «Гарант», 2005.

10. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 568 с.

11. Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: Учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2005. – 276 с.

12. Дикова Н.Ю. Комментарий к приказу Минфина России от 21.12.2005 N 152н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" //Советник бухгалтера социальной сферы. – 2006. - № 3. – СПС «Гарант»

13. Дробозина Л.А. Финансы, денежное обращение, кредит. – М.: Финансы ЮНИТИ, 2004.

14. Ковалева А.М. и др. Финансы. - М.: Финансы и статистика, 2005.

15. Поляк Г.Б. Бюджетная система России. – М.: ЮНИТИ, 2005.

16. Романовский М.В. и др. Бюджетная система Российской Федерации. – М.: Юрайт, 2006.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  366  367  368   ..