Главная      Учебники - Экономика     Лекции по финансам - часть 5

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  361  362  363   ..

 

 

Понятие и источники формирования финансовых ресурсов предприятия

Понятие и источники формирования финансовых ресурсов предприятия

Р

1. Понятие чистого дохода, формы его выражения

2. Прибыль как форма проявления чистого дохода

3. Налоговые и неналоговые платежи как форма проявления чистого дохода


1

2. Прибыль как форма проявления чистого дохода

3. Налоговые и неналоговые платежи как форма проявления чистого дохода

Налоговая система представляет собой совокупность налогов и сборов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты, форм и методов контроля и ответственности за нарушение законодательства, предусмотренных Налоговым кодексом Республики Беларусь. Законодательство о налогах и сборах Республики Беларусь состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним законов о налогах и сборах; декретов, указов и распоряжений Президента Республики Беларусь по налогообложению; постановлений Правительства Республики Беларусь по налогообложению; нормативных правовых актов республиканских и местных органов управления, регулирующих вопросы налогообложения.

Налоговый кодекс государства устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в бюджет, а также общие принципы налогообложения; отношения по исполнению налогового обязательства, по осуществлению налогового контроля; регулирует отношения по установлению, введению, изменению, прекращению действия налоговых платежей; определяет права и обязанности плательщиков, налоговых органов; формы и методы налогового контроля; ответственность за совершение налоговых правонарушений и порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Декреты и указы Президента Республики Беларусь по налогообложению приравнены к законам государства. Постановления Правительства Республики Беларусь призваны обеспечить исполнение законов, декретов, указов. Они содержат механизм практической реализации налоговых отношений. Нормативные правовые акты республиканских и местных органов управления по налогообложению по своей сути являются инструкциями по расчету и взиманию налогов. Налоговая система Республики Беларусь соответствует бюджетному устройству государства, включает республиканские и местные налоговые платежи. Республиканскими налоговые платежи признаются, если они установлены законодательными актами и являются обязательными к уплате на всей территории Республики Беларусь. [9, с. 15]

Принципы организации налоговой системы Республики Беларусь:

1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

2.Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

3.Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство страны и единую налоговую политику.

4.При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

5.Установление налогов не должно ограничивать свободное перемещение в пределах республики капитала, товаров, денежных средств.

6.Не должно быть установления дополнительных налогов или увеличенных ставок налогов в зависимости от форм собственности, организационно-правовой формы субъектов хозяйствования, гражданства физического лица.

Задачи налоговой системы - обеспечение государства финансовыми ресурсами с помощью перераспределения национального дохода; противодействие спаду производства (в качестве «встроенных амортизаторов»); создание благоприятных условий для развития предпринимательства; реализация социальных программ.

Главная функция налоговой системы - фискальная (формирование доходной части государственного бюджета). Прочие функции - ослабление дифференциации общества по доходам; воздействие на структуру и объем производства через механизм спроса и предложения; стимулирование научно-технического прогресса; регулирование внешнеэкономической деятельности.

Эффективность налоговой системы определяется двумя факторами. Первый - полнота выявления источников доходов в целях обложения их налогом; второй - минимизация расходов по взиманию налогов. Эффективность определяется как чистый доход государства от налогов, т.е. как разница между валовым доходом и издержками взимания.

Раньше в СССР была фактически одноуровневая система налогов: все платежи поступали в единый государственный бюджет и потом волевым порядком перераспределялись сверху вниз бюджетам нижестоящих органов управления.

Налоговая система включает не только виды налоговых платежей на республиканском и местном уровнях управления, но также охватывает: порядок установления и ввода в действие налоговых платежей; налоговые органы управления, их права и обязанности; права и обязанности налогоплательщиков; ответственность участников налоговых отношений; защита прав и интересов налогоплательщиков; налоговое законодательство.

Налоги, формирующие доходы Республиканского бюджета на 2008 год:

1. Налог на доходы и прибыль.

Объектом налогообложения налогом на прибыль признается валовая прибыль. Валовой прибылью в целях Закона РБ от 22.12.1991 № 1330-XII "О налогах на доходы и прибыль" (далее – Закон № 1330-XII) для белорусских организаций признается сумма прибыли от реализации товаров (работ, услуг), иных ценностей (включая основные средства), имущественных прав и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Налоговой базой налога на прибыль признается денежное выражение валовой прибыли, определяемой в соответствии с Законом № 1330-XII, подлежащей налогообложению. Прибыль организаций облагается налогом по ставке 24 %.

Организации, осуществляющие производство лазерно-оптической техники, у которых доля этой техники в стоимостном выражении в общем объеме их производства составляет не менее 50 %, уплачивают налог по ставке 10 %.

Налог на прибыль организаций и учреждений, получаемую от деятельности, связанной с культурно-бытовым, торговым и иными видами обслуживания населения и строительством в зонах последующего отселения и с правом на отселение, взимается по ставке, уменьшенной на 30 %. Перечни таких организаций и учреждений устанавливаются Советом Министров РБ.

По ставке 15 % облагаются налогом:

– вновь создаваемые на территориях, включенных в зоны последующего отселения и с правом на отселение, юридические лица, реализующие инвестиционные проекты, получившие положительное заключение государственной комплексной экспертизы, – в течение пяти лет со дня государственной регистрации этих юридических лиц;

– действующие на указанных территориях юридические лица, реализующие инвестиционные проекты, получившие положительное заключение государственной комплексной экспертизы, – в течение пяти лет с года, следующего за годом включения их в перечень таких юридических лиц. Перечень действующих на территориях специального экономического регулирования юридических лиц, реализующих инвестиционные проекты, утверждается Советом Министров РБ по представлению Брестского, Гомельского и Могилевского областных исполнительных комитетов.

Прибыль, полученная от реализации высокотехнологичных товаров (работ, услуг) собственного производства (кроме торговой и торгово-закупочной деятельности) организациями, включенными в перечень высокотехнологичных организаций, утверждаемый Президентом РБ, облагается налогом по ставке, уменьшенной на 50 %

2.Налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности по республиканским и международным лотереям.

3. Налог на добавленную стоимость. Объектом обложения являются Обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь, в т.ч.:

– обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, реализуемых своим работникам;

– обороты по обмену товарами (работами, услугами), имущественными правами;

– обороты по безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав;

– передача товаров (результатов выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав по соглашению о предоставлении отступного, а также предмета залога залогодателем залогодержателю (кредитору) при неисполнении обеспеченного залогом обязательства в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь;

– передача лизингодателем объекта лизинга лизингополучателю;

– передача арендодателем объекта аренды арендатору;

– прочее выбытие товаров сверх норм естественной убыли, прочее выбытие основных средств и нематериальных активов, неустановленного оборудования и объектов незавершенного капитального строительства;

– товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь (за исключением товаров, указанных в ст. 4 Закона РБ от 19.12.1991 № 1319-XII "О налоге на добавленную стоимость") (далее – Закон об НДС).

Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав определяется с учетом положения п. 4 ст. 6 Закона об НДС как стоимость этих товаров (работ, услуг), имущественных прав, исчисленная исходя из:

– применяемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги), имущественные права с учетом акцизов (для подакцизных товаров) без включения в них налога;

– регулируемых розничных цен (тарифов), включающих в себя налог.

4. Акцизы. Акцизами облагаются следующие товары (продукция):

– спирт гидролизный технический;

– спиртосодержащие растворы, за исключением:

а) растворов с денатурированными добавками;

б) спиртосодержащих лекарственных средств, разрешенных к промышленному производству, реализации и медицинскому применению на территории Республики Беларусь в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;

в) спиртосодержащих лекарственных средств, изготавливаемых в аптеках по индивидуальным назначениям (рецептам) врача или требованиям (заявкам) организации здравоохранения, включая гомеопатические лекарственные средства;

г) спиртосодержащих средств и препаратов ветеринарного назначения, допущенных к производству и (или) применению на территории Республики Беларусь в установленном законодательством порядке;

д) спиртосодержащих парфюмерно-косметических средств;

– алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяк, вино и иная алкогольная продукция, за исключением коньячного спирта и виноматериалов);

– пиво;

– табачная продукция;

– автомобильные бензины, дизельное топливо, иное топливо, используемое в качестве автомобильного, масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

– микроавтобусы и автомобили легковые (коды по ТН ВЭД РБ – 8702, 8703 и 8704), в т.ч. и переоборудованные в грузовые, вне зависимости от рабочего объема двигателя, за исключением легковых автомобилей, предназначенных для профилактики и реабилитации инвалидов

5. Налог на приобретение автомобильных транспортных средств. Сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь. Согласно ст. 9 Закона РБ от 23.12.1991 № 1339-XII "О дорожных фондах в Республике Беларусь" (далее – Закон № 1339-XII) организации, финансируемые из бюджета (бюджетные организации), признаваемые таковыми в соответствии со ст. 16 Общей части Налогового кодекса РБ, не являются плательщиками данного налога

Сбор за выдачу разрешений на проезд автотранспортных средств Республики Беларусь по территориям иностранных государств. Автомобильные транспортные средства:

– въезжающие на территорию Республики Беларусь;

– перемещающиеся по территории Республики Беларусь транзитом. Под транзитом для целей Закона № 1339-XII понимается проезд автомобильного транспортного средства без осуществления его загрузки (разгрузки) между двумя пунктами Государственной границы Республики Беларусь

5. Патентные пошлины.

6. Налог за пользование природных ресурсов (экологический налог).

Согласно ст. 1 Закона РБ от 23.12.1991 № 1335-XII "О налоге за использование природных ресурсов (экологический налог)" организации, финансируемые из бюджета (бюджетные организации), признаваемые таковыми в соответствии со ст. 16 Общей части Налогового кодекса РБ, плательщиками налога не являются.

7. Таможенные пошлины и таможенные сборы.

8. Государственная пошлина и другие налоги и сборы, пошлины.

9. Взносы на государственное социальное страхование. Некоторые республиканские налоговые платежи перераспределяются между местными бюджетами. Норматив отчислений от республиканских налогов и сборов в 2008 г. - 50 процентов в бюджеты областей и 39,6 процента в бюджет г. Минска, получаемых на соответствующей территории области и г. Минска от налогов на доходы и прибыль (кроме резидентов СЭЗ и налога на доходы от осуществления лотерейной деятельности); - 30 процентов от налога на добавленную стоимость. Республиканскими налоговые платежи признаются, если они установлены законодательными актами и являются обязательными к уплате на всей территории Республики Беларусь.

Местными налоговые платежи признаются, если они регулируются местными советами депутатов и обязательны к уплате на соответствующей территории. К ним относятся:

1. Налог с продаж товаров в розничной торговле

2. Налог на услуги

3. Целевые сборы (транспортный сбор на обновление и восстановление транспорта общего пользования, используемого на маршрутах в городском пассажирском, пригородном и междугородном автобусном сообщении, сбор на содержание и развитие инфраструктуры города (района))

4. Сбор за владение собаками и (или) использование их в предпринимательской деятельности

5. Сбор с заготовителей

Регулирование республиканских и местных налогов осуществляется ежегодно Законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь».

Среди неналоговых платежей можно выделить следующие:

1. Обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты (ФСЗН)

Объектом для начисления обязательных страховых взносов в ФСЗН являются:

– для работодателей и работающих граждан – все виды выплат в денежном и (или) натуральном выражении, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования (далее – выплаты), включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, кроме предусмотренных перечнем видов выплат, на которые не начисляются обязательные страховые взносы в ФСЗН, утверждаемым Советом Министров РБ;

– для физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы, а также членов крестьянских (фермерских) хозяйств – определяемый ими доход;

– для Белгосстраха в отношении неработающих инвалидов, не достигших возраста, установленного ст. 11 Закона РБ "О пенсионном обеспечении", получающих ежемесячную страховую выплату, – минимальная заработная плата, установленная законодательством, а в отношении лиц, получающих пособие по временной нетрудоспособности в связи со страховым случаем, – начисленное пособие по временной нетрудоспособности в связи со страховым случаем

2. Инновационные фонды. Базой является себестоимость продукции, товаров (работ, услуг).

3. Платежи в государственный целевой бюджетный фонд национального развития. Часть прибыли (дохода) отдельных высокорентабельных унитарных предприятий, государственных объединений и хозяйственных обществ сверх части прибыли, перечисляемой в бюджет в зависимости от уровня рентабельности, а также иные источники, не запрещенные законодательством

4. Платежи в государственный внебюджетный фонд гражданской авиации. Данный фонд формируется за счет средств, указанных в Положении о порядке формирования и использования средств государственного внебюджетного фонда гражданской авиации, утвержденном Указом Президента РБ от 23.10.2003 № 465 "Об образовании государственного внебюджетного фонда гражданской авиации"

Заключение

Таким образом, финансовые ресурсы играют огромную роль в хозяйственной жизни как государства в целом, так и отдельных хозяйствующих субъектов. Централизованные фонды, как правило, подразумевают концентрацию капитала в государственном бюджете, а децентрализованные – в фондах предприятия.

Главенствующую роль при пополнении финансовых ресурсов играет чистая прибыль. У предприятий появляется возможность инвестировать в развитие предприятия и т.д., а государство в форме налоговых и других платежей получает средства для дальнейшего их распределения в экономике страны.

Другим важным централизованным фондом является государственный бюджет. Поскольку государственный бюджет является главным финансовым планом, аккумулирующим и перераспределяющим основную часть финансовых ресурсов государства, то он играет первостепенную роль в регулировании рыночной экономики.

Среди других источников пополнения финансовых ресурсов можно выделить амортизационный, ссудный, страховой фонды. Амортизационный фонд играет основную роль в обновлении основных фондов предприятия. Как известно, в большинстве случаев основные фонды являются весьма дорогостоящими. Именно поэтому необходимость амортизационного фонда не вызывает сомнений. К тому же с помощью амортизационных отчислений появляется эффект финансового рычага.

Что касается эффективности распределения имеющихся финансовых ресурсов, то решить данную проблему не так и просто. Тому подтверждение российский опыт. Так, различные внебюджетные фонды не показали своей эффективности в среднесрочной перспективе. И это не единственный пример неэффективного использования средств. При распределении финансовых ресурсов у государства появляется дилемма: стимулировать ли экономику. Ведь это противоречит принципам «невидимой руки». С другой стороны с помощью фискальной политики государство в состоянии сгладить циклически возникающие отрицательные явления в экономике. Поэтому эффективность фискальной политики настолько важна. При рациональном подходе государство действительно может не допустить большого спада, однако, как показывает опыт, эффективность распределения финансовых ресурсов не всегда имеет место быть в некоторых странах.


Список использованных источников

1. Бродская Т.Г. Экономическая теория: Учеб. для вузов по экон. специальностям и направлениям / Т.Г. Бродская, О.В.Бургонов, В.И.Видяпин и др.. - М.: Инфра-М, 2003. - 713 с.

2. Витун С.Е. Теория финансов: пособие по одноименному курсу для студентов специальностей 1-25 01 04 - Финансы и кредит / С. Е. Витун. - Гродно: ГрГУ, 2006. - 99 с.

3. Воробьев В.А., Бондарь А.В. Макроэкономика: учебное пособие – Минск / Воробьев В.А., Бондарь А.В. – 2006. – 543 с.

4. Воробьев М.К. Теория финансов: учебно-методический комплекс / Воробьев М.К. - Минск: Издательство МИУ, 2008. - 335 с.

5. Гелин, М. В. Планово-рыночный механизм достижения экономического роста: авто диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.01 / Гелин Михаил Владимирович. - Санкт-Петербург, 2007. - 18 с.

6. Дорнбуш, Рудигер. Макроэкономика: Учебник: Пер. с англ.. - М.: Изд-во Моск. ун-та: Изд. дом "Инфра-М", 1997. - 783 с.

7. Заяц Н.Е. Теория финансов: учебное пособие для студентов специальности "Финансы и кредит" учреждений, обеспечивающих получение высшего образования. - Минск: Белорусский государственный экономический университет, 2005. - 351 с.

8. Занадворов В.С. Экономическая теория государственных финансов: учебное пособие для высших учебных заведений по направлению подготовки "Экономика" / В. С. Занадворов, М. Г. Колосницына. - Москва: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2006. - 390, [1] с. – (Учебники Высшей школы экономики).

9. Моляков, Дмитрий Степанович Теория финансов предприятий: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальностям 060400 "Финансы и кредит", 060500 "Бухгалт. учет, анализ и аудит", 060600 "Мировая экономика" / Д.С.Моляков, Е.И.Шохин. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 110 с.

10. Мэнкью Н.Грегори. Принципы макроэкономики: перевод с английского - Санкт-Петербург [и др.]: Питер: Питер принт, 2004. - 573 с.

11. Сабанти Б.М. Теория финансов: Учеб. пособие. / Сабанти Б.М. - М.: Менеджер, 2000. - 191, [1] с.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  361  362  363   ..