|
Рис. 1.2. Последовательность этапов процесса управления[3]
По экономическому содержанию источники доходов бюджета можно классифицировать следующим образом:
- от хозяйственных субъектов;
- от государственного имущества и угодий;
- от государственной внешнеэкономической и другой деятельности;
- от личных доходов граждан и временно свободных денежных средств предприятий всех форм собственности.
Источником доходов бюджета от хозяйствующих субъектов могут служить части валового внутреннего продукта – прибыль и заработная плата, являющиеся налогообразующей базой для исчисления ряда доходов бюджета.
2. Классификация доходов бюджета
Классификация доходов бюджетов — это группировка доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы в соответствии с источниками их формирования, установленными соответствующими законодательными актами. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения.
В составе бюджетной классификации доходов бюджетов выделяются следующие основные группы, подгруппы и статьи доходов.
I. Налоговые доходы:
- налог на прибыль (доход) организаций;
- налог на доходы от капитала;
- подоходный налог с физических лиц;
1) налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы: налог на добавленную стоимость; акцизы по подакцизным товарам (продукции) и отдельным видам минерального сырья, производимым на территории РФ и ввозимым на территорию РФ; федеральные, региональные и местные, лицензионные сборы; налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте; налог с продаж; единый налог на совокупный доход для субъектов малого предпринимательства — вмененный налог на доходы;
2) налоги на имущество: налог на имущество физических лиц; налог на имущество организаций; налог на недвижимость; налог на наследование или дарение;
3) платежи на пользование природными ресурсами: платежи на пользование недрами; налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы; налог на дополнительный доход от добычи углеводородов; сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами; лесной налог; водный налог; экологический налог; земельный налог;
4) налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции: таможенная пошлина; таможенные сборы;
5) прочие налоги, пошлины и сборы: государственная пошлина; взносы в государственные фонды; дорожный налог; транспортный налог; налог на игорный бизнес; налог на рекламу;
II. Неналоговые доходы:
6) доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности: доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; дивиденды по акциям, принадлежащим государству; доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности; проценты, полученные от размещения в кредитных организациях временно свободных средств бюджета; проценты, полученные от предоставления бюджетных ссуд внутри страны; доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства; перечисление прибыли Центрального банка РФ; платежи от государственных и муниципальных организаций; плата за выделение квот вылова водных биологических ресурсов совместным предприятиям и иностранным юридическим лицам; прочие поступления от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;
7) доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности: поступления от приватизации организаций, находящихся в государственной собственности; поступления от продажи государством принадлежащих ему акций организаций; доходы от продажи квартир; доходы от продажи государственных производственных и непроизводственных фондов, транспортных средств, другого оборудования; доходы от реализации конфискованного, бесхозного имущества, кладов и другого имущества, перешедшего в государственную и муниципальную собственность; доходы от реализации государственных запасов; доходы от продажи земли и нематериальных активов; поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников; административные платежи и сборы; штрафные санкции, возмещение ущерба; доходы от внешнеэкономической деятельности; прочие неналоговые доходы;
8) безвозмездные перечисления: от бюджетов других уровней; от государственных внебюджетных фондов; от государственных организаций; от наднациональных организаций; средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды;
9) доходы целевых бюджетных фондов: дорожные фонды; экологические фонды; фонд развития таможенной системы РФ; государственный фонд борьбы с преступностью; фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы; целевой фонд Федеральной пограничной службы РФ; целевой фонд Министерства РФ по атомной энергии.
Доходы бюджетов подразделяются на собственные и регулирующие. Собственные доходы бюджетов — доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами действующим законодательством. К собственным доходам бюджетов относятся: налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами действующим законодательством; часть неналоговых доходов; безвозмездные перечисления.
Финансовая помощь не относится к собственным доходам соответствующего бюджета и государственного внебюджетного фонда.
Регулирующие доходы бюджетов — виды доходов, получаемые бюджетами в форме отчислений от собственных доходов бюджетов других уровней бюджетной системы в соответствии с установленными на определенный срок нормативами отчислений.
Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы, который передает собственные доходы, или который распределяет переданные ему собственные доходы бюджета другого уровня
3. Функциональное назначение и характеристика налоговых и неналоговых доходов
К налоговым доходам относятся федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени, предусмотренные в налоговом законодательстве Российской Федерации.
По признаку переложимости налоги могут быть классифицированы как прямые и косвенные налоги:
- прямые налоги – взимаются непосредственно с доходов или со стоимости имущества налогоплательщиков (налог на землю, налог на доходы физических лиц, налоги с наследства и дарения);
- косвенные налоги – включаются в цену товаров и услуг и взимаются в процессе их потребления (акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж, таможенные пошлины). Косвенным налог называется потому, что при покупке товара отдельно налог не уплачивается, покупатель может даже не догадываться о налоге, входящем в цену товара. Однако, покупая товар по цене, в которую уже входит этот налог, покупатель тем самым является его плательщиком.
Большинство неналоговых доходов не имеют твердо установленной ставки, фискально-постоянного характера. В отличие от других доходов, неналоговые доходы бюджета не должны жестко планироваться, однако на практике они планируются, как правило, на уровне поступлений предыдущего года. Одна из причин – наличие законодательных актов, стимулирующих этот процесс.
Неналоговые доходы, как и налоговые, устанавливаются органами представительной власти Российской Федерации и ее субъектов для юридических и физических лиц. Неналоговые доходы могут иметь форму как обязательных, так и добровольных платежей. Для неналоговых платежей характерна большая целевая направленность. Использования поступлений, чем по налоговым платежам, что закреплено в правовых актах по порядку исчисления и взимания каждого конкретного платежа.
Перечень неналоговых доходов является единым для бюджетов всех уровней и определяется бюджетной классификацией.
Далее будет приведена сравнительная характеристика доходов бюджета Хабаровского края за последние три года.
Данные об исполнении бюджета субъекта РФ представлены в табл. 3.1.
Таблица 3.1.
Данные об исполнении бюджета Хабаровского края за 2002 – 2004 гг. тыс. руб. |
2002 |
2003 |
2004 |
Доходы, всего |
23444193 |
28994935 |
33908862 |
в т.ч.: |
Налоговые доходы |
12863266 |
15459260 |
19341706 |
в т.ч.: |
Налоги на прибыль (доход), прирост капитала |
8897867 |
10964994 |
13432764 |
Налоги на товары и услуги. Лицензионные и регистрационные сборы |
878102 |
1387834 |
1823972 |
Налог на совокупный доход |
252667 |
660725 |
Налог на имущество |
1680417 |
1857331 |
1768733 |
Платежи за пользование природными ресурсами |
749593 |
872287 |
1092793 |
Прочие налоги, сборы и пошлины |
75109 |
124147 |
562719 |
Неналоговые доходы |
690648 |
2071027 |
2149711 |
в т.ч.: |
Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности или от деятельности государственных и муниципальных организаций |
582336 |
1903745 |
1933775 |
Доходы от продажи земли и нематериальных активов |
2073 |
370 |
-370 |
Административные платежи и сборы |
19588 |
22345 |
24027 |
Штрафные санкции, возмещение ущерба |
64956 |
98250 |
125131 |
Прочие неналоговые доходы |
21695 |
46317 |
67148 |
Безвозмездные перечисления |
4 821 152 |
5 591 479 |
5 347 164 |
Доходы целевых бюджетных фондов |
1966716 |
1485243 |
1099159 |
Расходы, всего |
24368532 |
31316400 |
33125109 |
в т.ч.: |
Государственное управление и местное самоуправление |
1553696 |
1956443 |
2704374 |
Судебная власть |
34956 |
66994 |
85982 |
Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства |
722003 |
884710 |
1014132 |
Промышленность, энергетика и строительство |
2554882 |
3714482 |
2515002 |
Сельское хозяйство и рыболовство |
371387 |
418321 |
469159 |
Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия |
14676 |
50715 |
107892 |
Транспорт, связь и информатика |
260585 |
246439 |
281550 |
Развитие рыночной инфраструктуры |
7638 |
8760 |
11710 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
3229311 |
3681218 |
3534113 |
Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий |
59251 |
267589 |
375204 |
Образование |
4454589 |
5121828 |
6508230 |
Культура, искусство и кинематография |
453775 |
596670 |
776148 |
Средства массовой информации |
56976 |
92426 |
109771 |
Здравоохранение и физическая культура |
2847386 |
3738192 |
4435753 |
Социальная политика |
1840536 |
2555376 |
3149203 |
Обслуживание государственного долга и муниципального долга |
32105 |
246419 |
482766 |
Финансовая помощь другим бюджетам бюджетной системы |
14877 |
14877 |
14877 |
Дорожное хозяйство |
354856 |
354859 |
400000 |
Прочие расходы |
616013 |
1983299 |
5067891 |
Целевые бюджетные фонды |
1956600 |
1470638 |
1081352 |
Дефицит бюджета (-), профицит бюджета (+) |
-924339 |
-2321465 |
-4284143 |
Источники внутреннего финансирования |
924339 |
2321465 |
4284143 |
Доходы бюджета Хабаровского края в 2003 г. составили 123,7% по отношению к доходам предыдущего года и 116,9% в 2004 г.
В таблице 2.1. представлена структура доходов бюджета.
Таблица 2.1
Структура доходов федерального бюджета за 2002 – 2004 гг., %
Годы |
2002 |
2003 |
2004 |
Налоговые доходы |
68,0 |
68,4 |
74,4 |
Неналоговые доходы |
3,0 |
7,2 |
6,3 |
Безвозмездные перечисления |
20,6 |
19,3 |
16,0 |
Доходы целевых бюджетных фондов |
8,4 |
5,1 |
3,3 |
Из данных, приведенных в таблице видно, что большую часть доходов на протяжении трех лет составляли налоговые доходы. Изменение величины налоговых доходов в период 2002 – 2004 гг. представлено на рис. 2.1.
Рис. 2.1 Изменение величины налоговых доходов, тыс. руб
В структуре налоговых доходов наибольший удельный вес принадлежит налогу на прибыль и налогу на имущество.
Доля налога на прибыль в 2002 г. составила 69,2%, в 2003 г. увеличилась до 79,0%, но в 2004 г. снизилась до 69,4%.
Доля налога на имущество в структуре налоговых доходов бюджета субъекта РФ в течение 2002 – 2003 гг. снижалась. В 2002 г. она составляла 13,1%, 2003 г. – 12,0%, 2004 г. – 9,1%.
Изменение величины неналоговых доходов проиллюстрировано на рис 2.2.
Рис. 2.2 Изменение величины неналоговых доходов, тыс. руб
В структуре неналоговых доходов наибольший удельный вес занимают доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности или от деятельности государственных и муниципальных организаций.
Доля доходов от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности в 2002 г. составляла 84,3%, 2003 – 91,9%, а в 2004 г. снизилась до 90,0%.
За период с 2002 по 2004 год налоговые доходы увеличились на 150,3%, неналоговые доходы – 311,3%. Безвозмездные перечисления в 2004 г. составили 110,9% от уровня 2002 г. Доходы целевых бюджетных фондов составили 55,9% от уровня 2002 г.
На увеличение налоговых доходов повлияло, в первую очередь увеличение поступлений налога на прибыль (151,0% в 2004 г. по отношению к 2002 г.), налога на товары и услуги, лицензионных и регистрационных сборов (207,7%).
Неналоговые доходы в 2004 г. составили 311,3% по отношению к 2002 г. Наибольшее увеличение произошло по доходам от имущества находящегося в государственной и муниципальной собственности или от деятельности государственных и муниципальных образований (332,1% в 2004 г. по отношению к 2002 г.)
Доходы от штрафных санкций и возмещения ущерба увеличились в период с 2002 по 2004 г. на 60 175 тыс. руб. и составили 192,6%.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Закон о бюджете, будучи одним из важнейших законов, определяющим многие параметры развития страны на предстоящий год и среднесрочную перспективу, представляет собой юридически оформленную роспись государственных доходов и расходов. Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с субъектами воспроизводства в процессе формирования бюджетного фонда страны.
В процессе составления, утверждения и исполнения бюджетов может иметь место сбалансированность доходов и расходов, превышение расходов над доходами - дефицит бюджета либо превышение доходов над расходами - профицит бюджета.
Планирование бюджетных доходов представляет собой комплексный и многофакторный процесс разработки общей структуры и объемов доходов бюджета на очередной финансовый год и перспективу. Принципиальная схема данного процесса установлена Бюджетным кодексов РФ, который регламентирует основы составления проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.
К ведению субъектов РФ и органов местного самоуправления БК РФ относит установление конкретного порядка формирования проектов бюджетов на соответствующей территории. Согласно БК РФ составление проектов бюджетов – исключительная прерогатива Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Непосредственная работа по разработке бюджетного плана проводится Министерством финансов РФ, комитетами финансов субъектов РФ, финансовыми отделами органов местного самоуправления, налоговыми и таможенными органами.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бабич А. М., Павлова Л. Н. Государственные и муниципальные финансы. – М.: ЮНИТИ, 2002. – 687 с.
2. Бюджетная система Российской Федерации / Под ред. О. В. Врублевской, М. В. Романовского. – М.: Юрайт-Издат, 2003. – 838 с.
3. Галицкая С.В. Денежное обращение, финансы, кредит. – М.: Международные отношения, 2002. – 272 с.
4. Мысляева И. Н. Государственные и муниципальные финансы. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 268 с.
5. Пшенникова Е. И. Бюджет и бюджетный процесс в Российской Федерации. – СПб.: Изд-во С.-Петрб. Ун-та, 2002. – 266 с.
6. Сергеев Л. Государственные и территориальные финансы. – Калининград: Янтарный сказ, 2003. – 368 с.
7. Тедеев А. А., Парыгина В. А., Мельников С. И. Бюджетное право Российской Федерации. – М.: «Приор-издат», 2003. – 192 с.
8. Финансы, денежное обращение и кредит / Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской. – М.: Юрайт-М, 2001. – 543 с.
[1]
Пшенникова Е. И. Бюджет и бюджетный процесс в Российской Федерации. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002. – с. 45.
[2]
Бюджетная система Российской Федерации / Под ред. О. В. Врублевской, М. В. Романовского. – М.: Юрайт-Издат, 2003. – с. 118.
[3]
содержание ..
773
774
775 ..
|
|