Главная      Учебники - Экономика     Лекции по финансам - часть 4

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  500  501  502   ..

 

 

Финансовые ресурсы ОАО "Хабаровский грузовой автокомбинат"

Финансовые ресурсы ОАО "Хабаровский грузовой автокомбинат"

2. АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «ХАБАРОВСКИЙ ГРУЗОВОЙ АВТОКОМБИНАТ»

2.1 Характеристика ОАО «Хабаровский грузовой автокомбинат»

Акционерное общество открытого типа «Хабаровский грузовой автокомбинат» расположен по адресу: 680003 г. Хабаровск, ул. Флегонтова 24.

В 1961 году из небольших автоколонн было создано Хабаровское грузовое автохозяйство № 6. Ее месторасположение – территория Гормолзавода в Индустриальном районе. Автохозяйство состояло из двух автоколонн: автоколонна бортовых автомобилей и самосвалов. Бортовые автомобили обслуживали предприятия и организации города, самосвалы использовались для перевозки песка, угля для организаций и населения. Парк автомобилей составлял 185 единиц, количество работающих 270 человек.

В 1968 году автохозяйство № 6 переименовано в Хабаровское автотранспортное предприятие № 5. Задачи предприятия остаются теми же. Начато строительство на новой территории по улице Флегонтова стоянки с ремонтными мастерскими.

В 1970 году автотранспортное предприятие № 5 переименовано в Хабаровский грузовой автокомбинат и передислоцирован на нынешнюю территорию по улице Флегонтова, 24. Создано 3 отряда, подвижной состав насчитывал 300 автомобилей. Численность работающих 520 человек.

Вводятся централизованные перевозки грузов, охватывающие 350 организаций и предприятий.

Первый автоотряд осуществляет перевозку мелкопартионных грузов с товарного двора ст. Хабаровск-II малотоннажными бортовыми автомобилями по организациям и предприятиям города.

Второй автоотряд выполнял перевозку 3-5 тонных контейнеров с товарного двора специализированным подвижным составом.

Третий автоотряд осуществлял перевозку сыпучих грузов самосвалами (уголь, песок, щебень, отсев) для асфальтобетонных заводов.

В период с 1961 по 1988 г.г. предприятие направляло свои автомобили на уборку урожая в Амурскую область и Сибирь.

В 1970 году интенсивно развиваются междугородные перевозки в 20-ти тонных контейнерах в гг. Владивосток, Находку, Комсомольск-на-Амуре, Благовещенск.

Автокомбинат первым в городе освоил перевозку 20-40 тонных контейнеров, пакетированные перевозки, загрузку контейнеров в ночь, кольцевой заезд, развоз 20-ти тонных контейнеров со сменными полуприцепами, централизованную перевозку угля самосвалами самосвальными прицепами, экспедирование грузов.

В период с 1975 по 1982 г.г. произошло полное обновление подвижного состава на автомобили ЗИЛ, КАМАЗ, МАЗ.

С 1993 года интенсивно развиваются международные перевозки с Китайской Народной республикой, объем их постоянно возрастает. В связи с этим за счет реконструкции 20 тонных контейнеров возрастает количество 40 тонных контейнеров, обслуживающих международные перевозки.

«Хабаровский грузовой автокомбинат» на сегодняшний день является одним из серьёзных (крупных) представителей на рынке транспортных услуг в Дальневосточном регионе. Предприятие осуществляет перевозки по Хабаровскому, Приморскому краям, Амурской, области, Якутии и в КНР в универсальных и рефрижераторных 3, 5, 20, 30 и 40-футовых контейнерах продуктов питания и промышленных грузов, а также доставляет во все пункты назначения лесоматериалы, длинномерные и сыпучие грузы. Имеет лицензию на осуществление перевозочной деятельности и статус таможенного перевозчика.

Услугами «Хабаровского грузового автокомбината» пользуются организации:

Главдальспецстроя

Хабаровскстройтранса

Автодора

Торговли

Энергетики

МПС

Обслуживание населения через Трансагенство.

Основной продукцией Акционерного общества открытого типа "Хабаровский грузовой автокомбинат" является - оказание транспортных услуг по перевозкам грузов в городском, междугородном и международном сообщениях.

Виды транспортных услуг:

перевозка грузов в малотоннажных контейнерах (3-5 тонн) со ст. Хабаровск-II, мелкопартионных грузов для договорных и разовых клиентов на автомобилях ЗиЛ-130, КамАЗ-5320 , КамАЗ-5410, КамАЗ-54112 с полуприцепами ОДАЗ-9370;

перевозка грузов в крупнотоннажных 20, 30 и 40-футовых контейнерах на автомобилях-тягачах КамАЗ-75410, КамАЗ-54112, МАЗ-54329 с заводскими полуприцепами марки ЧМЗАП в городском, междугородном и международном сообщениях;

— перевозка инертных и сыпучих грузов дорожным организациям, топливно-энергетическому комплексу, строительным предприятиям и населению угля через Трансагенство автомобилями-самосвалами ЗиЛ-ММЗ и КамАЗ-5511.


Основными объектами работы предприятия являются:

№ п/п Наименование предприятий Удельный вес ( в % от общего объема доходов)
1 Дистанция погрузо-разгрузочных работ 13,8
2 Кирпичный завод № 3 10,9
3 ПМК-21 8,2
4 У М Р - 5 7,2
5 Росмясомолторг 2,2
6 Трансагенство 4,8
7 Гортопсбыт 1,0
8 Дорожные организации 8,8
9 Тепловые сети 0,8
10 Д альхимстекло 1,3
11 АО " Спутник " 4,1
12 Прочие 36,9
в том числе: международные 25,5

В ОАО "Хабаровский грузовой автокомбинат" имеет полуприцепы ЧМЗАП заводского изготовления и универсальные полуприцепы марки ОДАЗ для перевозки крупнотоннажных контейнеров.

В настоящее время проводятся работы по переоборудованию автомобилей КамАЗ-5410 в автомобили КамАЗ-54112 с целью увеличения грузоподъемности. Проводится работа по переоборудованию 3-х полноприводных тягачей на базе автомобиля КамАЗ-43101 и Урал-375 для перевозки грузов в северные районы края по существующим дорогам Лидога - Ванино.


Структура автопредприятия приведена на рисунке 1.


Рис. 1. Структура предприятия

Руководитель предприятия генеральный директор: в прямом подчинении у него находятся:

1. Отдел технического контроля: контроль за исправностью подвижного состава.

2. Бухгалтерский отдел.

3. Отдел кадров.

4. Отдел снабжения: учет, закупка запасных частей, ГСМ.

5. Заместитель генерального директора по эксплуатации отвечает за эксплуатацию подвижного состава, ему подчиняются:

- отдел эксплуатации: учет наработки подвижного состава;

- коммерческий отдел: заключение договоров на перевозку грузов;

- инженер по безопасности дорожного движения: профилактика дорожных происшествий, организация и проведение занятий с водителями по безопасности дорожного движения;

- автомобильный отряд: водители автомобилей;

- диспетчерская: учет автомобилей, находящихся на маршрутах.

6. Технический директор отвечает за своевременный ремонт подвижного состава, в его подчинении находится автомобильная ремонтная мастерская, в которую входят следующие подразделения:

Аккумуляторный цех: обслуживание, зарядка, диагностика аккуму ляторных батарей, подготовка электролита, восстановление клемм, замена корпусов;

•Цех топливной аппаратуры: ремонт, диагностика топливной аппаратуры автомобилей (бензиновых и дизельных);

•Сварочный цех: выполнение сварочных работ;

•Агрегатный цех: ремонт и диагностика агрегатов трансмиссии, подвески и ходовой части, ремонт двигателей;

•Медницкий цех: работы по ремонту радиаторов;

•Цех электрооборудования: ремонт деталей пли агрегатов с диагностикой их на стендах;

Основной деятельностью ОАО «Хабаровский грузовой комбинат» являются перевозки грузов в городском, междугородном и международном сообщениях.

В целях осуществления основных своих функций, Автокомбинат имеет в своем составе бортовые автомобили марки ЗиЛ-130, КамАЗ-5320, седельные тягачи КамАЗ-5410, КамАЗ-54112, МАЗ-54329 и автомобили-самосвалы КамАЗ-55111 и ЗиЛ-ММЗ.

Парк специализированных полуприцепов-контейнеровозов для перевозки грузов в 20, 30, 40-футовых контейнерах позволяет обеспечить перевозки для значительного числа клиентов.

Автокомбинатом определена клиентура для заключения договоров на перевозку грузов. В договоры внесены данные с учетом всех видов оплаты, предусмотрены расценки за простой под погрузочно-разгрузочными операциями, превышение грузоподъемности, задержку подвижного состава по вине клиента.

Разработаны договоры на все виды перевозок (городские, междугородные и международные).

Для разовых клиентов разработана "счет-фактура — договор".

На весь подвижной состав и на все виды транспортных услуг имеются лицензии "Ространсинспекции".

Философия предприятия — это надежность и быстрота выполнения заказов клиентов.

Успешная деятельность в данном бизнесе обусловливает необходимость поиска новых перспективных рынков и наращивание объемов перевозок, что потребует приобретения более конкурентоспособных транспортных средств.

Для расширения бизнеса в Автокомбинате имеется выококвали-фицированный персонал управления, установивший тесные контакты с фирмами - грузоотправителями (грузополучателями), а также водительский состав, подготовленный для международных перевозок.

Успешная работа предприятия на рынке международных транспортных услуг обусловливает необходимость увеличения объемов перевозок и приобретения для этих целей дополнительно 10 автопоездов, изготовления 40-фу-товых контейнеров и приобретения рефрижераторных установок к изотермическим контейнерам в количестве 15 единиц.

Учитывая стабильность международных отношений и расширение торговых связей с КНР, дальнейшее развитие получат международные перевозки грузов.

В связи со строительством дороги Лидога-Ванино значительно возрастут перевозки грузов в северные районы края.

Автокомбинат проводит подготовительную работу по перевозкам грузов в северные районы края и выполнили несколько рейсов в Чумикан.

Обследование дороги при выполнении рейсов в Чумикан показало, что дорога в 600 км до п. Биракан позволяет круглогодично завозить грузы большегрузными автомобилями, а от п. Биракан до Чумикана 400 км дороги является временной зимней. Для осуществления перевозок на этом участке потребуются автомобили повышенной проходимости.

Работа автомобилей-самосвалов планируется в дорожных организациях "Хабаровскавтодор", для перевозки угля населению через "Хабаровсктрансагенство", ПМК-21, на строительстве дорог Лидога - Ванино и предприятиях КБУ.

Продолжится работа по вывозу 20-футовых контейнеров со станции Хабаровск-П (МЧ-1) и разовым заявкам.

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ

=> Наличие лицензии на право перевозочной деятельности и статуса таможенного перевозчика.

=> Право работать на внешнем рынке.

=> Членство в АСМАП.

=> Наличие квалифицированных кадров.

=> Отработанная технология перевозок.

=> Компьютерный документооборот, способность производства анализа в автоматизированном режиме.

=> Близость к транспортным коммуникациям и совместная работа с основными грузообразующими пунктами в г. Хабаровске.

=> Достаточность производственных и технологических площадей.

=> Наличие специализированного подвижного состава.

=> Наличие собственного контейнерного парка.

=> Хорошая производственная база для технического обслуживания и ремонта подвижного состава.

=> Отработанная рекламная деятельность.

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

Отсутствие современных автопоездов, соответствующих международным стандартам для транспортировки 30 и 40-футовых контейнеров.

Высокая себестоимость перевозок.

Отсутствие автономных-рефрижераторных установок;

Высокий процент (84 %) материального и морального износа подвижного состава.

Низкий уровень обновления парка автомобилей.

Нестабильность спроса на рынке транспортных услуг.

Низкая платежеспособность клиентуры.

Отсутствие банка данных по клиентуре в потребности транспортных услуг.

Низкий процент амортизационных отчислений.

Высокая стоимость нового подвижного состава.

Немаловажным фактором на Автопредприятии является четкая тарифная политика на транспортные услуги. Определение исходной цены базируется на результатах анализа спроса, цен и товаров конкурентов и оценке издержек.

Цены рассчитаны для каждого типа подвижного состава и вида транспортных услуг.

Основой формирования цен (тарифов) является себестоимость грузовых перевозок с уровнем рентабельности (максимальной и минимальной), поэтому цены носят "плавающий характер" и являются в основном договорными.

На протяжении полутора лет Автокомбинатом цены на грузоперевозки не повышались, а в некоторых случаях имели тенденцию к снижению.

Плавное изменение цен позволяет продлить партнерские отношения с обслуживаемой клиентурой, а также привлечь разовых клиентов.

Цены на международные перевозки сформировались на основании покупательского спроса и определяются на один кругорейс.

Специальное внимание на Автокомбинате уделяется вопросам качества транспортного обслуживания. Именно качество обеспечивает успех в конкуренции.

Стратегией Автокомбината в области качества услуг является:

— заключение соглашений-договоров;

— использование рекламы всех видов (радио, нанесение рекламных надписей на автотранспорте, распространение рекламных листовок, показ рекламного ролика на телевидении, рекламные стенды, плакаты, брошюры, реклама в краевых рекламных журналах и т.д.);

— предоставление скидок с тарифов при оплате услуг;

— повышение качества обслуживания;

использование делового опыта сотрудников Автокомбината;

высокая квалификация водителей;

— возможности Автокомбината в предоставлении транспорта по раз личным типам подвижного состава;

— наличие свидетельства 'Таможенный перевозчик";

– ответственность за сохранность перевозимого груза;

– срочность доставки грузов.

Характеристику деятельности предприятия завершим следующей таблицей.

№ п\п факторы положительные сильные стороны

отрицательные

слабые стороны

1 производственные

-обновляются рабочие машины и оборудование;

- увеличивается объём работ

-большой износ автопарка;

высокие цены на топливо;

конкуренция.

2 маркетинговые - оказано услуг на 31.8 млн. руб. -большая конкуренция с другими автопредприятиями
3 трудовые -коллектив постоянный слаженный - предпенсионный возраст большинства рабочих
4 социальные -улучшается отдых рабочих в период отпусков (санаторно- курортное лечение)

недостаточно денежных средств по этим статьям;

нет возможности улучшить жилищные условия рабочих.

5 финансовые

прибыль за 2004 год 632 тыс. руб;

рост капитала и резервов 440 тыс. руб;

- кредит погашен на 1702 тыс. руб.

заемных средств 198 тыс. руб;

свободных средств 55 тыс. руб;

требуются затраты на содержание парка.

6 другие - -

2.2 Анализ финансового состояния ОАО «Хабаровский грузовой автокомбинат»

Анализ финансового состояния предприятия ОАО «Хабаровский грузовой автокомбинат» начнем с горизонтального и вертикального анализа бухгалтерского баланса за 2002-2004 годы, затем проанализируем основные технико-экономические показатели деятельности предприятия по форме №2 бухгалтерской отчетности на 2002-2004 годы, после чего проведем коэффициентный анализ ликвидности и платежеспособности предприятия также в динамике за 2002-2004 годы.

Горизонтальный анализ заключается в построении одной из нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные балансовые показатели дополняются относительными темпами роста (снижения).

Цель горизонтального анализа состоит в том, чтобы выявить абсолютные и относительные изменения величин различных статей баланса за определенный период , дать оценку этим изменениям.


Таблица 1

Горизонтальный анализ баланса

Наименование Сумма, тыс. руб. Структура, % Изменение +,- за 3 года
2002 2003 2004 2002 2003 2004 Сумма %

Актив

Внеоборотные активы

Нематериальные активы

1.2 Основные средства

76

4700

6388

7125

1,29

79,74

66,65

78

-76

2425

-1,29

-1,74

итого по разделу 1 4776 6388 7125 81,03 66,65 78 2349 -3,03

Оборотные активы

2,1 Запасы

2.2НДС

2.3 Дебиторская задолженность

2.4 Краткосрочные финансовые вложения

2.5 Денежные средства

456

16

88

-

558

1908

-

617

671

1095

126

734

55

7,74

0,27

1,49

9,47

19,91

6,44

7,0

11,99

1,38

8,04

0,60

639

110

646

-503

4,25

1,11

6,55

-8,87

итого по разделу 2 1118 3196 2010 18,97 33,35 22 892 3,03
Баланс 5894 9584 9135 100 100 100 3241 55%

Капитал и резервы

Уставный капитал

Добавочный капитал

3.3 Резервный капитал

Нераспределенная прибыль

62

3983

266

-398

62

3585

11

-290

62

3585

43

118

1,05

67,58

4,51

-6,75

0,65

37,41

0,11

-3,03

0,68

39,24

0,47

1,29

-398

-223

516

-0,37

-28,3

-4,04

8,04

итого раздел3 3913 3368 3808 66,39 35,14 41,69 -105 -24,7
4. Долгосрочные пассивы -- -

-

5Краткосрочные пассивы

5.1 Заемные средства

5.2 Кредиторская задолженность

5,3 Резервы предстоящих платежей

5.3 Резерв предстоящих платежей

5,4 Доходы будущих периодов

1981

-

-

1900

2667

1649

198

4707

422

-

33,61

19,82

27,83

17,21

2,17

51,53

4,62

-1783

4707

422

-31,4

51,53

4,62

итого по разделу 5 1981 6216 5327 33,61 64,86 58,31 3346 24,7
Баланс 5894 9584 9135 100 100 100 3241 55%

На рассматриваемом предприятии валюта баланса за три года увеличилась на 55% и составила на конец 2004 года 9135 тыс. руб.

За 2004 год валюта баланса сократилась по сравнению с 2003 годом на 449 тыс. руб. На это следует руководству предприятия обратить внимание. Снижение валюты баланса свидетельствует о сокращении развития предприятия. Внеоборотные активы имеют рост за 3 года на 49,2%, за счет прироста основных средств на 51,6 %, Нематериальные активы в сумме 76 тыс. руб были списаны в течении 2003 года. Оборотные активы увеличены на 79,8% или на 892 тыс. руб. За счет увеличения запасов авторезины, топлива и запасных частей на 240,1% или в сумме 639 тыс. руб. Значительно возросла дебиторская задолженность в 8,3 раза против 2002 года или на 646 тыс. руб. Денежные средства сократились на 90% или на 503 тыс. руб.

Добавочный капитал уменьшился на 10%, уставный капитал в сумме остались без изменения. Резервный капитал сократился на 83,8% или в сумме 223 тыс. руб. За 2004 год предприятие получило прибыль и покрыло убытки прошлых лет. Это следует оценить как положительный фактор. Кредиторская задолженность возросла на 237,6% или в сумме 2726 тыс. руб.

Таблица 2

Вертикальный анализ баланса

Показатели 2002 2003
Удельный вес Изменение
начало года конец года

Актив

Внеоборотные активы.

1.1 Нематериальные активы

1.2 Основные средства

Итого по разделу 1

2.Оборотные активы

2.1 Запасы

2.2 НДС

2.3 Дебиторская задолженность

2.4 Краткосрочные финансовые вложения

2.5 Денежные средства

2.6 Прочие оборотные активы

Итого по разделу 2

Баланс

1,29%

79,74%

81,03%

7,74%

0,27%

1,49%

0,00%

9,47%

0,00%

18,97%

100%

1,29%

79,74%

81,03%

7,74%

0,27%

1,49%

0,00%

9,47%

0,00%

18,97%

100%

1,29%

66,65%

66,65%

19,91%

0,27%

6,44%

0,00%

7,0%

0,00%

33,35%

100%

0,00%

-13,09%

-14,38%

12,17%

0,00%

4,95%

0,00%

-2,47%

0,00%

4,38%

0,00%

Пассив

3.Капитал и резервы

3.1 Уставный капитал

3.2 Добавочный капитал

3.3 Резервный капитал

3.4 Нераспределенная прибыль (убыток)

Итого по разделу 3

4. Долгосрочные займы

5. Краткосрочные пассивы

5.1 Краткосрочные займы

5.2 Кредиторская задолженность

5.3 Доходы будущих периодов

5,4 Резервы предстоящих платежей.

итого по разделу 5

1,05%

67,58%

4,51%

-0,75%

66,39%

0,00%

0,00%

33,61%

0,00%

33,61%

1,05%

67,58%

4,51%

-0,75%

66,39%

0,00%

0,00%

33,61%

0,00%

33,61%

0,65%

37,41%

0,11%

3,03%

35,14%

0,00%

19,82%

27,83%

0,00%

27,83%

-0,40%

-30,17%

-4,40%

2,28%

-31,25%

0,00%

19,82%

-5,78%

0,00%

-5.78%

Баланс 100% 100% 100% 0,00%
Показатели 2003 2004
Удельный вес Изменение
начало года конец года

Актив

Внеоборотные активы.

1.1 Нематериальные активы

1.2 Основные средства

Итого по разделу 1

2.Оборотные активы

2.1 Запасы

2.2 НДС

2.3 Дебиторская задолженность

2.4 Краткосрочные финансовые вложения

2.5 Денежные средства

2.6 Прочие оборотные активы

Итого по разделу 2

Баланс

1,29%

66,65%

66,65%

19,91%

0,27%

6,44%

0,00%

7,0%

0,00%

33,35%

100%

1,29%

66,65%

66,65%

19,91%

0,27%

6,44%

0,00%

7,0%

0,00%

33,35%

100%

1,29%

78,0%

78,0%

11,19%

1,38%

8,04%

0,00%

0,60%

0,00%

22%

100%

1,29%

11,35%

11,35%

-8,72%

1,11%

1,60%

0,00%

-6,40%

0,00%

-11,35%

0,00%

Пассив

3.Капитал и резервы

3.1 Уставный капитал

3.2 Добавочный капитал

3.3 Резервный капитал

3.4 Нераспределенная прибыль (убыток)

Итого по разделу 3

4. Долгосрочные займы

5. Краткосрочные пассивы

5.1 Краткосрочные займы

5.2 Кредиторская задолженность

5.3 Доходы будущих периодов

5,4 Резервы предстоящих платежей.

итого по разделу 5

0,65%

37,41%

0,11%

3,03%

35,14%

0,00%

0,00%

19,82%

27,83%

0,00%

0,00%

27,83%

0,65%

37,41%

0,11%

3,03%

35,14%

0,00%

0,00%

19,82%

27,83%

0,00%

0,00%

27,83%

0,68%

39,24%

0,47%

1,29%

41,69%

0,00%

0,00%

19,82%

2,17%

4,62%

51,53%

58,31%

0,03%

1,83%

0,36%

-1,74%

6,55%

0,00%

0,00%

0,00%

-25,66%

4,62%

51,35%

30,48%

Баланс 100% 100% 100% 0,00%

Вертикальный анализ является анализом тенденций развития, при котором каждая позиция отчетности сравнивается с рядом предыдущих периодов и определяется тренд, то есть основная тенденция динамики показателя, ощищенная от случайных влияний и индивидуальных особенностей периодов. Этот анализ носит перспективный прогнозный характер.

Большое значение для оценки финансового состояния имеет вертикальный анализ (структурный) анализ актива и пассива баланса, который дает представление финансового отчета в виде относительных показателей.

Цель вертикального анализа заключается в расчете удельного веса отдельных статей баланса в итоге и оценке его изменений. С помощью вертикального анализа можно проводить межхозяйственные сравнения предприятий, а относительные показатели сглаживают негативное влияние инфляционных процессов.

Анализ основных технико-экономических показателей ОАО «Хабаровский грузовой автокомбинат» проведем по материала отчетов за 2002-2004гг. Хабаровский грузовой автокомбинат выполняет услуги по перевозке грузов предприятиям, организациям, населению. Занимается перевозкой контейнеров.

Уставный капитал принят в сумме 62 тыс. руб. Сформирован полностью. Задолженности за учредителями нет.

Среднесписочная численность работников в комбинате 149 человек, из них 98 водителей.

Основные фонды в комбинате состоят в основном из транспортных средств, которые имеют износ в размере 56,5%.

Работники в комбинате постоянные.

Заработная плата за 2004 год имеет рост на 31,8%

Расчетный счет открыт в Индустриальном отделении «Далькомбанка» г. Хабаровска.

Свободных средств на конец 2004 года на расчетном счете 55 тыс. руб.

По итогам работы за 2004 год комбинат получил прибыль в сумме 632 тыс. руб.

Прибылью за 2004 год перекрыты допущенные ранее убытки.

Прибыль по балансу на конец 2004 года составила 118 тыс. руб.

Валюта баланса по итогам работы за 2004 год сократилась на 449 тыс. руб., против 2003 года.

Снижены запасы сырья, материалов на 816 тыс. руб.

Сокращены остатки денежных средств на 616 тыс. руб.

Увеличена дебиторская задолженность. Рост против 2003 год составила 127 тыс. руб.

Рост капитала и резервов обеспечен в сумме 440 тыс. руб.

Кредиторская задолженность возросла против 2003 года на 2040 тыс. руб.

За 2004 год Автокомбинатом приобретено основных средств в сумме 1772 тыс. руб.

В 2003 году Автокомбинат привлекал кредит в сумме 1900 тыс. руб., который в течении 2004 года был погашен в сумме 1702 тыс. руб.

Таблица 3

Основные технико-экономические показатели деятельности предприятия за 2002-2004 годы, тыс. руб.

Показатели 2002 2003 2004 Изменения за 3 года
1. Объем перевозок тыс. руб. 20341 24930 31158 10817
2. Объем перевозок т/ км. 16500000 19972240 2148820 498820
3. Численность работников 145 149 149 4
4. Численность рабочих 98 98 98 -
5 Годовая выработка на одного работника, тыс. руб. 140.28 167.31 209.11 68.83
6.Выработка на одного рабочего тыс. руб. 207.56 254.38 317,94 110.38
7 Средняя заработная плата за год 47.624 62.785 82.778 35.15
8 Прибыль организации 363 220 632 269
9 Среднегодовая стоимость ОС - 14893 16381 1488
10.Фондоотдача - 1.67 1.90 0.23

При анализе финансового состояния ОАО «Хабаровский автокомбинат» были использованы приведенные данные.

Проведем анализ рентабельности. Рентабельность – это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной). Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Этот показатель используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании. Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп: - показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционного проекта, - показатели, характеризующие рентабельность продаж, - показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Таблица 4. Коэффициентный анализ рентабельности предприятия за 2003-2004 годы

Показатели 2003 2004 изменения +,- темп роста %
Объем реализации 24930 31158 6228 125.0
Затраты на производство и реализацию продукции 24928

31138

6210 124.9
Удельный вес с/с 100 99.93 -0.07 99.93

Прибыль от реализации

Рентабельность продаж %

2

-

20

0.07

2

0.07

-

Имущество активы предприятия

Коэффициент оборачиваемости активов в тыс.руб

9584

24930/9584=

2.60

9135

31158/9135=

3.41

-449

0,81

95.3

131.1

Рентабельность активов %

Рентабельность затрат %

Рентабельность продаж

220/9584*100=2.29%

2/24928*100 = 0

2/24928*100 = 0

632/91358*100 = 6.92

20/31138*100 = 0.06

20/31158*100 = 0.06

4,63

0.06

0.06

302.2

-

-

Величину прироста продукции за счет оборачиваемости оборотного капитала (активов) можно определить по формуле

АТО = (Коб! – Кобо ) * СО! = (7.7*2010 = 15.477 тыс. руб.

Влияние оборачиваемости оборотного капитала на приращении прибыли АП = По * Коб! / Кобо – По

К обо = ТО/СО = 24930/3196= 7.80 Кобо ! = 31158/2010 = 15.5

АП = 20* 15.5/7.7 -20 = 20 тыс. руб.

Таким образом: комбинат за счет ускорения оборачиваемости оборотных средств объем услуг возрос 15.477 тыс. руб. Получена дополнительная прибыль в сумме 20 тыс. руб.

Проведем оценку финансовой устойчивости и платежеспособности. Залогом выживания и основой стабильности положения предприятия служит его устойчивость. На устойчивость предприятия оказывает влияние различные факторы:

положение предприятия на рынке услуг;

оказание дешевых, пользующихся спросом услуг населению и предприятиям;

его потенциал в деловом сотрудничестве;

степень зависимости от внешних кредиторов и инвесторов;

наличие неплатежеспособных дебиторов;

эффективность хозяйственных и финансовых операций.

Общая устойчивость предприятия – это такое движение денежных потоков, которые обеспечивают постоянное превышение поступивших средств (доходов) над их расходованием (затратами). Финансовая устойчивость является отражением стабильного превышения доходов над расходами.

Таблица 5

Коэффициентная оценка финансовой устойчивости и платежеспособности

Показатели формула расчет коэффициент норматив
1.Коэффициент автономии

КА.=3РП./ВБ

за 2003г.=3368/9584 = 0.35

за 2004г. = 3808/9135 = 0.42

0.35

0.42

0.5

2.Коэффициент финансовой зависимости (доля заёмного капитала к общей валюте балланса)

5 РП/ВБ

за 2003г =6216/9584= 0.62

за 2004г= 5327/9135 = 0.62

0.62

0.62

1
3.Коэффициент текщей задолженности (отношение краткосрочных финансовых обязательств к общей валюте балланса)

Кткз = р5пб\вб = (6216\9584 = 0.62

за 2004 год (5327\9135 = 0.62

0.62

0.62

-
4.Коэффициент долгосрочной финансовой независимости (отношение собственного и долгосрочного заемного капитала к общей валюте банка) Кдфнз = р4пб+р4пб\вб - -
5. Коэффициент покрытия долгов собственным капиталом (отношение собственного капитала к заемному)

Кпл = (3368/6216 = 0.54)

за 2004 год (3808/5327 = 0.71)

0.54

0.71

-
6.Коэффициент финансового риска(отношение собственного капитала к заемному)

Кфр = (6216\3368 = 1.84)

за 2004 год (5327/3808 = 1.39)

1.84

1.39

-
7 Коэффициент абсолютной ликвидности

равен отношению денежных средств к краткосрочным пассивам

за 2003г = 671/6216= 0,1

за 2004 = 55/5327 = 0,01

0.1

0.01

0.2

8.Коэффициент быстрой ликвидности

К бл.= А1+А2/П1+П2

за 2003г. 671+617/3667+1900=0.2

за 2004г.= 734/5327= 0.13

0.2

0.13

0.8-1

9.Коэффициент текущкй ликвидности

равен отношению оборотных активов к краткосрочным пассивам

за 2003г. 3196/6216 = 0.51

за 2004г 2010/5327= 0.37

0.51

0.37

-

Комбинат находится в финансовой зависимости от заемного капитала. коэффициент финансового риска за 2004 год сократился на 0.45де., но остаётся достаточно высоким и составляет 1.39 де. Коэффициент автономии на комбинате за 2004 год стал выше на 0.04 де, при нормативе 0.5 он составляет 0.42 де. У комбината для покрытия текущей задолженности недостаточно средств, в случае восстребования погашения задолженности единовременно, комбинату придется продавать труднореализуемые активы, то есть основные средства.

2.3 Анализ формирования финансовых ресурсов ОАО «Хабаровский грузовой автокомбинат»

В следующей таблице дано соотношение собственных и заемных средств предприятия.

Таблица 7

Соотношение собственных и заемных средств предприятия ОАО «Хабаровский грузовой автокомбинат»

Показатели сумма тыс.руб.

структура

+,-

1.01.03 1.01.04 1.01.05 1.1.03 1.1.04 1.10.05
1.Собственные средства предприятия 3913 3368 3808 - - -
в % к валюте баланса - - - 73,16 38,15 41,63
2. Заемные средства - - - - - -
2.1 Долгосрочные заемные средства - - - - - -
2,2 Краткосрочные заемные средства 1981 6216 5327 26.84 61.85 58.37
в % к валюте баланса - - - - - -
Валюта баланса 5894 9584 9135 100 100 100

Из таблицы следует, что собственные средства уменьшились на 31,53%, заемные средства возросли на 31,53%, это следует отметить как отрицательный фактор. Увеличилась финансовая зависимость предприятия от заемного капитала.

Таблица 8

Анализ собственных источников финансовых средств предприятия ОАО «Хабаровский грузовой автокомбинат»

показатели сумма тыс.руб.

структура %

+,-

01.03 01.04 01.05 01.03 01.04 01.05
Уставный капитал 62 62 62 1,05 0,64 0,67
Добавочный капитал 3983 3585 3585 67,6 37,4 39,2
Резервный капитал 266 11 43 4,51 0,11 0,47

Нераспределенная прибыль (убыток)

итого

-398 -290 118

73,16

38,15

1,29

41,63

Валюта баланса 5894 9584 9135 100 100 100

В валюте баланса собственные источники сократились на 31,53%. В суммовом выражении Уставный капитал остался без изменения, но в удельных весах в структуре баланса сократились на 0,41 %. Возросла нераспределенная прибыль. Резервный капитал снизился на 223 тыс. руб.

Таблица 9

Общий анализ источников средств предприятия ОАО «Хабаровский грузовой автокомбинат»

Показатели сумма тыс. руб. структура % +,-
01.03 01.04 01.05 01.03 01.04 01.05

1 Вариант

собственные источники

заемные средства

итого

3913

1981

5894

3368

6216

9584

3808

5327

9135

73,16

26,84

100

38,15

61,85

100

41,63

58,37

100

2 Вариант
собственные источники с приравненными к ним заемными 3913 5017 4230 66,38 52,34 46,3
заемные без приравненных к ним собственным 50142 4567 4905 33,62 47,66 53,7
итого 5894 9584 9135 100 100 100

К собственным источникам прибавлены доходы будущих периодов 1949тыс. руб в 2003 году и резерв предстоящих расходо в сумме 422 тыс. руб. за 2004 год . В разных примененных вариантах собственных источников у предприятия меньше чем заемных.

2.4 Анализ использования финансовых ресурсов ОАО «Хабаровский грузовой автокомбинат»

Анализ использования финансовых ресурсов проведем в виде анализа доходов и расходов, связанных с обычными видами деятельности ОАО «Хабаровский грузовой автокомбинат» будем проводить по отчетным данным бухгалтерской отчетной формы №2 «Отчет о прибылях и убытках, для чего построим аналитическую таблицу (табл. 10)

Таблица 10

Аналитическая таблица для компонентного анализа финансовых результатов от обычных видов деятельности ОАО «Хабаровский грузовой автокомбинат» за 2003-2004 гг.

Показатель 2003 год 2004 год Темп роста
тыс. руб. Уд.вес,% тыс. руб. Уд.вес,% гр.3/гр.1*100
А Б 1 2 3 4 5
1 Всего доходов и поступлений от реализации 3520 100,0 3603 100 102,36
услуг
2 Себестоимость реализованных услуг 2945 83,7 2950 81,9 100,17
3 Коммерческие расходы 123 3,5 122 3,4 99,19
4 Управленческие расходы 106 3,0 105 2,9 99,06
5 Итого расходов от основного вида 3174 90,2 3177 88,2 100,09
деятельности (стр.2+стр.3+стр.4)
6 Валовая прибыль от основного вида 346 9,8 426 11,8 123,12
деятельности (стр.1-стр.5)

Анализируя доходы и расходы от обычного вида деятельности ОАО «Хабаровский грузовой автокомбинат» в 2004 году по отношению к 2003 году можно отметить следующее:

1) темп роста доходов от грузоперевозок на конец 2004 года составил 102, 36%, что на 2,36% (102,36-100) больше, чем в 2003 году;

2) себестоимость грузоперевозок практически осталась практически на прежнем уровне;

3) общие расходы от основного вида деятельности остались на прежнем уровне 100,09%;

4) коммерческие и управленческие расходы снизились соответственно на 0,81% и 0,94%;

5) темп роста валовой прибыли за счет снижения темпа роста коммерческих (99,19%) и управленческих (99,06%) расходов составил 123,12%, то есть на 23,12% (123,12-100) больше, чем в 2003 году.

Анализируя структуру расходов от обычного вида деятельности ОАО «Хабаровский грузовой автокомбинат» можно отметить в 2004 году снижение удельного веса себестоимости реализованных услуг (81,9%), коммерческих расходов (3,4%) и управленческих расходов (2,9%) по отношению к полученной выручке за реализованные услуги по грузоперевозкам (рис. 2)

Рис. 2. Структура расходов от обычных видов деятельности ОАО «Хабаровский грузовой автокомбинат»

Таким образом, на увеличение прибыли от основного вида деятельности ОАО «Хабаровский грузовой автокомбинат» в 2004 году повлияли следующие факторы:

- снижение удельного веса себестоимости реализованных услуг на 1,8%;

- снижение удельного веса коммерческих расходов на 0,1%;

- снижение удельного веса управленческих расходов на 0,1%.

Далее проведем анализ рентабельности продаж услуг по приведенным в предыдущем разделе формулам (таблица 11).

Таблица 11

Анализ рентабельности основного вида деятельности ОАО «Хабаровский грузовой автокомбинат»
2003 год 2004 год Темп роста, %
А 1 2 3
Рентабельность продаж услуг
(Прибыль/Выручка ) 0,10 0,12 120,29
Чистая рентабельность
(Прибыль чистая/Выручка) 0,07 0,09 121,07

Расчет показал, что темп роста рентабельности продаж услуг в 2004 году составил 120,29% по отношению к 2003 году, темп роста чистой рентабельности составил 121,07%.

Чтобы определить, как каждый фактор повлиял на рентабельность продаж, осуществим следующие расчеты.

1) Влияние изменения выручки от продаж услуг на рентабельность продаж (Rп)

3603-2945-123-106 3520-2945-123-106

DRп(в) =( - ) * 100 = 2,1%

3603 3520

2) Влияние изменения себестоимости продаж услуг на рентабельность продаж

3603-2950-123-106 3603-2945-123-106

DRп(с) = ( - ) * 100 = -0,1%

3603 3603


3) Влияние изменения коммерческих расходов на рентабельность продаж

3603-2950-122-106 3603-2950-123-106

DRп(с) = ( - ) * 100 = 0%

3603 3603

4) Влияние изменения управленческих расходов на рентабельность продаж

3603-2950-122-106 3603-2950-123-106

DRп(с) = ( - ) * 100 = 0%

3603 3603

Как видно из произведенного расчета, наибольшее влияние на рост рентабельности от продаж услуг в 2004 году оказал рост выручки (2,1%), а наименьшее – себестоимость услуг (-0,1%).


3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «ХАБАРОВСКИЙ ГРУЗОВОЙ АВТОКОМБИНАТ»

3.1 Создание дочернего предприятия ООО «Экспресс» по оказанию автотранспортных услуг населению

В качестве первой рекомендации по формированию и использованию финансовых ресурсов предприятия ОАО «Хабаровский грузовой автокомбинат» выдвинем бизнес-проект создания дочернего предприятия ООО «Экспресс» по оказанию автотранспортных услуг населению. Реализация этого проекта позволит занять неосвоенную до сих пор ОАО «Хабаровский грузовой автокомбинат» рыночную нишу оказания услуг частным лицам.

Опишем рекомендуемые бизнес-мероприятия подробнее.

Предполагаемые виды услуг:

– услуги по квартирным переездам, перевозу мебели (в том числе пианино), перевозка других хозяйственных грузов (дрова, уголь, сено и т.д.); розничная цена одной условной единицы услуги (3 часа работы автомобиля + 3 часа работы четырех грузчиков) 4,0 - 5,5 тыс. руб.; планируемый годовой объем производства услуг порядка 600 единиц;

– услуги по перевозке коммерческих грузов; розничная цена (6 часов работы автомобиля + лебедка + 6 часов работы четырех грузчиков) 11,0 -18,0 тыс. руб.; планируемый объем выпуска в год - 96 единиц;

– услуги антикоррозийной обработки кузовных элементов автомобилей по технологии RUST-STOP (Canada); стоимость обработки одного автомобиля - 0,9 тыс. руб.; планируемый годовой объем работ - 3600 единиц.

Планируемый объем оборота в год по всем видам деятельности - порядка 7382 тыс. руб./год. при полной загрузке производственных мощностей.

Ожидаемая чистая прибыль в год от всех видов деятельности - 29000 тыс. руб. при полном освоении производственных мощностей.

Рынок сбыта - региональный.

Конкурентоспособность фирмы обеспечится низкими внутрипроизводственными издержками, а также высокой культурой обслуживания клиентов – профессионализм грузчиков и водителей, соблюдение сроков и т.д.

Общая сумма проекта -1605,35 тыс. руб. из них: собственные средства - 610,35 тыс. руб., заемные - 995,0 тыс. руб.

Условия кредитования - 20% годовых на 1,2 года.

Срок окупаемости полной суммы инвестиций -1,5 года

При прогнозировании объемов продаж и сбытовых цен продукции фирмы учитывались следующие факторы (признаки) сегментации рынка предлагаемых ООО «Экспресс» услуг, используемые таблица 12.

Таблица 12 Выбор целевых сегментов рынка

Виды услуг ООО «Экспресс» Признаки сегментации
1.1 1.2 1.3 1.4 2.1 2.2 2.3
Перевозка бытовых грузов без использования автоприцепов + + + + +
Перевозка бытовых грузов с использованием автоприцепов + + + + +
Перевозка коммерческих грузов, в том числе с использованием автоприцепов + + + + + +
Антикоррозийная обработка легковых автомобилей + + + + + +

1. Тип потребителя по виду деятельности:

1.1. мелкие фермеры и крестьянские хозяйства;

1.2. предприниматели малого и среднего бизнеса;

1.3. детсады, школы, техникумы, детдома, автошколы;

1.4. частные лица;

2. Уровень доходности потребителей:

2.1. относительно высокий - до 15 тыс. руб./чел./мес.;

2.2. средний - 5 тыс. руб./чел. мес.;

2.3. относительно низкий - до 2 тыс. руб./чел. мес.

Емкость рынка оценивается исходя из общего числа потенциальных потребителей на местном и региональных рынках и опыта оказания аналогичного вида услуг предпринимателями России. Тогда вероятное распределение долей рынка фирмы на каждом целевом сегменте допускаем в следующих значениях (табл. 13). При этом учитывается как потенциальная емкость рынка сбыта, так и признаки его сегментации.

Таблица 13

Структура потенциального рынка сбыта фирмы

Емкость сегмента рынка Перевозка бытовых грузов Перевозка коммерческих грузов Сервис
всего без исп. лебедки с исп. лебедки
1.Емкость рынка:
Россия (усл.ед./год) 10000 150000 50000 100000
2. Потенциальный объем продаж (усл.ед./год) 900 100 50 50 4000
3. Доля рынка по потребителям: 100% 100% 100% 100% 100%
фермеры 40% 20% 20%
предприниматели 45% 45% 55%
школы, детсады 5% 20% 20%
частные лица 10% 15% 5%

Окончательный выбор объемов оказания услуг по грузоперевозкам и услуг автосервиса осуществлен с учетом данных конкурентного анализа и позиционирования рассматриваемых услуг на целевых (управляемых) сегментах рынка.

По результатам исследования потенциальных рынков сбыта продукции и услуг фирмы, а также выбранных производственной и коммерческой стратегий предприятия осуществляем выбор объемов производства и реализации продукции в разрезе ее номенклатурных единиц и этапов наращивания производственной мощности (табл. 14).

Таблица 14

Прогноз объемов продаж продукции и услуг

Номенклатурная единица продукции Объем продаж, шт. Рыночная цена условной единицы услуг, тыс. руб.
I кв. 2006 г. II кв. 2006 г. III кв. 2006 г.
Этапы загрузки мощности 50% 75% 100%
Перевозка бытовых грузов 38% 56% 75% 4 – 5,5
Перевозка коммерческих грузов 12% 18% 24% 11–18
Автосервис (антикор.), единицы. 450 675 900 0,9

В соответствии с ценовой стратегией фирмы на услуги, выработанной при позиционировании на рынке в условиях конкуренции, прогнозные цены на единицу услуги выбираем не выше среднерыночных на аналогичные услуги. При изменении рыночной конъюнктуры в худшую для фирмы сторону у нее имеется достаточный запас прибыли в цене, что при необходимости позволит реализовать тактику ценовой дискриминации в конкурентной борьбе за сохранение своей доли рынка (плановых объемов продаж услуг).

В соответствии с инвестиционным замыслом, первые три календарных месяца (январь, февраль и март 2006 года) предполагают реализацию организационно-технических и финансовых мероприятий, направленных на подготовку условий производства и последовательный выход на полную мощность производства услуг, соответственно, по кварталам: 50%, 75%, 100%. Состав операций подготовки производства, собственно производства, сбыта и реализации продукции представлен в таблице 15

Таблица 15

Операционный график инвестиционного периода

Наименование Инвестиционные фонды
1 кв. 2 кв. З кв. 4 кв. 5 кв. 6 кв.
1м. 2м. 3м.
1. Кредитование +
2. Заключение договоров с поставщиками оборудования +
3. Заключение договоров с субподрядчиками +
4. Реконструкция помещений +
5. Поставки оборудования +
6. Монтаж, наладка оборудования +
7. Расчеты с поставщиками +
8. Расчеты с субподрядчиками +
9. Заключение договоров с поставщиками материалов + + + +
10. Поставки материалов + + +
11. Расчеты с поставщиками + + +
12. Заключение договоров на поставки готовой продукции + + + + +
13. Выход на 50%-ную мощность производства +
14. Выход на 75%-ную мощность +
15. Выход на 100%-ную мощность + + +
16. Расчеты с банком + +

Договора-намерения с поставщиками оборудования и материальных ресурсов, а также с подрядными организациями заключены.

Объем реализации услуг фирмы по данному инвестиционному проекту прогнозируется исходя из производительности технологического оборудования, емкости выбранных рынков услуг по грузоперевозкам и услуг антикоррозийного покрытия автомобилей, а также установившихся средних рыночных цен на аналогичные услуги.

Исходя из учитываемых факторов, осуществляется прогнозная оценка объема оборота фирмы в год в разрезе основных видов деятельности (см. табл. 16).

Объем продаж в натуральном выражении принимается из условия полной загрузки производственных мощностей предприятия по всем видам деятельности; розничная цена – по опыту пробных продаж аналогичных услуг на рынке другими предпринимателями.

Реальная производственная и сбытовая стратегия предприятия строится исходя из сезонности спроса на услуги, однако для упрощения и наглядности экономических расчетов в дальнейшем принимается равномерная по месяцам производственная программа, относительно которой исчисляются потребные издержки производства при условии полной загрузки мощностей предприятия.

Таблица 16

План производства продукции и услуг в год

Наименование продукции, услуг Объем продаж в натуральном выражении (усл. ед.) Розничная цена ед. продукции, тыс. руб. Объем оборота, тыс. руб.
1. Квартирные переезды 200 5,5 1100
Перевозка пианино 100 4,5 450
Сельхозгрузы 300 4,0 1200
Итого 600 2750
2. Коммерческие грузоперевозки с использованием лебедки 48 18,0 864
Коммерческие грузоперевозки без использования лебедки 48 11,0 528
Итого 96 1392
3. Услуги цеха антикоррозийного покрытия (кол-во автомобилей в год) 3600 0,9 3240
Всего оборот: 7382

Организационные решения по реализации данного инвестиционного проекта фирма планирует осуществить в форме развития существующих производственных и управленческих структур, без существенной ломки оправдавших себя подразделений.

Характеристики высшего управленческого персонала:

Директор: образование высшее экономическое, опыт в данной должности более 20 лет.

Главный бухгалтер: образование высшее экономическое, имеет 25-летний опыт бухгалтерской работы на государственных и коммерческих предприятиях; осуществляла неоднократное повышение квалификации в специализированных организациях; аудитор.

Менеджер по снабжению и сбыту: образование среднее специальное; работает на фирме со дня ее образования, исполняет функции маркетолога и снабженца.

Произведем расчет финансовых результатов и срока окупаемости проекта

Расчет материальных издержек .

Расчет материальных издержек фирмы по всем видам деятельности, согласно инвестиционному замыслу, осуществляется исходя из прогнозируемого месячного объема производства и оказания услуг при условии выхода на 100%-ную загрузку мощностей участков и цехов.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  500  501  502   ..