Главная      Учебники - Экономика     Лекции по финансам - часть 4

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  314  315  316   ..

 

 

Упрощенная система налогообложения

Упрощенная система налогообложения

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО

1.1 Условия перехода на упрощенную систему налогообложения

1.3 Особенности исчисления и уплаты УСНО

В статье 34621 НК РФ объединены два элемента налогообложения порядок исчисления налога, а также порядок и сроки уплаты налога.

Обязанность исчислить сумму налога может быть возложена на налогоплательщика, налоговый орган или третье лицо (налогового агента). При упрощенной системе налогообложения налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащего уплате.

Исчислять налог можно по-разному. Наиболее простая схема предусматривает обложение налоговой базы по частям. Это - некумулятивный метод исчисления налога. Он не требует ведения сложного учета доходов налогоплательщика и причитающихся ему льгот субъектами - источниками выплат, но создает значительные неудобства налогоплательщику, поскольку по результатам года требует сложного пересчета доходов. Этот метод не обеспечивает должной равномерности поступления средств в бюджет.

Широкое применение получил метод исчисления налога нарастающим итогом (кумулятивный метод). Задача данного метода - определять сумму дохода, полученную на конкретную дату года, а также общую сумму льгот, право на которые имеет налогоплательщик к этому сроку. Такой метод применяется и при упрощенной системе налогообложения. Бухгалтерия предприятия - источника выплат на каждый момент выплаты дохода определяет общую сумму выплат на каждый момент выплаты дохода определяет общую сумму выплат конкретному налогоплательщику с начала года. С общей суммы дохода с учетом суммы скидок, рассчитанной также нарастающим итогом, исчисляют налог. При уплате сумму расчетного налога уменьшают на сумму налога, удержанного с этого дохода ранее.

Если организация уплачивает единый налог с доходов, то доход умножается на ставку 6%:

Единый налог = (Доходы от реализации товаров (работ; услуг) + Доходы от реализации имущества и имущественных прав + Внереализационные доходы) * 6%

Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.

Начисленную сумму налога можно уменьшить на сумму уплаченных взносов на обязательное пенсионное страхование, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности, но не более чем наполовину.

Если организация уплачивает единый налог с разницы между доходами и расходами, то пенсионные взносы включают в сумму расходов. Разница между доходами и расходами умножается на 15%:

Единый налог = (Доходы – Расходы)*15%

Если сумма налога в данном случае получается меньше 1% от доходов организации, то в бюджет надо заплатить сумму минимального налога. Он рассчитывается так:

Минимальный налог = Доходы*1%

Сумму разницы между уплаченным минимальным налогом и единым налогом организация может учесть в качестве расходов в следующие налоговые периоды.

Организации, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей.

Если организация получила убыток, то можно перенести его на последующие налоговые периоды, но не более чем на десять лет. При этом налоговая база каждого налогового периода не может быть уменьшена более чем на 30%.

Ранее исчисленные суммы авансовых платежей по налогу засчитываются при исчислении сумм авансовых платежей по налогу за отчетный период и суммы налога за налоговый период.

Второй элемент налогообложения, упомянутый в статье 34621 - сроки и порядок уплаты налога.

При упрощенной системе налогообложения уплата налога осуществляется по налоговой декларации и предполагает, что налогоплательщик обязан представить в установленный срок в налоговый орган официальное заявление о своих налоговых обязательствах. При упрощенной системе налогообложения подача декларации является чисто отчетным действием, смысл которого состоит в том, чтобы зафиксировать сумму налога, исчисленного плательщиком самостоятельно. В дальнейшем при проведении налоговых проверок данные декларации сравниваются с контрольными цифрами. Расхождения этих данных являются основанием либо для возврата излишне уплаченных сумм налога, либо для взыскания недоимок, пеней и иных предусмотренных законом санкций.

При подаче такой декларации плательщик не ожидает вручения ему налоговым органом извещения об уплате налога, а уплачивает налог самостоятельно в установленный срок. Этот срок одинаковый для подачи налоговой декларации по итогам налогового периода и уплаты налога. Для организации это - 31 марта.

С целью приблизить момент уплаты налога к моменту получения дохода при упрощенной системе налогообложения установлена обязанность уплаты промежуточных (авансовых) взносов налога. Размер авансового платежа определяется исходя из суммы налога, уплаченного за предшествующий период. На основе фактически полученных доходов и произведенных расходов за предыдущий квартал налогоплательщик рассчитывает сумму авансовых платежей, которые следует уплатить в следующем налоговом периоде.

По окончании отчетного периода проводится расчет фактической суммы налога. Авансовые платежи засчитываются в счет уплаты этой суммы. Недостающая сумма доплачивается, излишне уплаченная – возвращается или засчитывается в счет предстоящих платежей по налогу.

Налогоплательщику всегда выгодно предложить меньший доход, чем он собирается получить в действительности. Этим он сохраняет деньги в обороте и получает дополнительный доход. В условиях инфляции выгода возникает из-за того, что в более отдаленные сроки налог уплачивается уже «облегченными» деньгами.

Существенным элементом юридического состава налога являются сроки уплаты налога. Срок уплаты налога при упрощенной системе налогообложения привязан к сроку подачи налоговых деклараций. Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее 25 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Квартальные авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

По итогам хозяйственной деятельности за отчетный период (квартал) организация представляет в налоговый орган расчет подлежащего уплате единого налога с зачетом авансовых платежей, а также выписку из книги доходов и расходов (по состоянию на последний рабочий день отчетного периода) с указанием доходов, полученного за отчетный период и понесенных расходов.

При представлении в налоговый орган указанных документов организация предъявляет для проверки книгу учета доходов и расходов, кассовую книгу, а также платежные поручения об уплате единого налога за отчетный период (с отметкой банка об исполнении платежа).

1.4 Преимущества и недостатки УСНО

Вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели могут перейти на УСН со дня своей регистрации, то есть в любой день года. В этом случае заявление о переходе на УСН и заявление о регистрации должны быть поданы в один день. Это первое преимущество упрощенной системы налогообложения. Перейти на этот налоговый режим и уйти с него налогоплательщик может по собственному желанию. Конечно же, законодательство накладывает определенные ограничения на право перехода на УСН, но, тем не менее, именно добровольность перехода на этот специальный режим дает возможность вообще обсуждать проблему выбора налогового режима.

Основное преимущество УСН перед ОНР: количество уплачиваемых налогов значительно меньше. Вместо четырех налогов "упрощенец" рассчитывает только один. При этом расчет единого налога достаточно прост. Из этого преимущества вытекает и еще одно: субъекту, применяющему УСН, нужно представлять в органы налоговой службы не четыре налоговых декларации, а только одну. То есть объем налоговой отчетности "упрощенца" значительно меньше, чем у этой же организации, если она применяет общий налоговый режим. Кроме того, предприятие, применяющее УСН, не представляет в налоговую службу финансовую отчетность - баланс с прилагаемыми формами. Ведь согласно пункту 3 статьи 4 Федерального закона № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета. Такие организации ведут бухгалтерский учет только основных средств и нематериальных активов.

И, наконец, при переходе на упрощенную систему налогообложения значительно снижается налоговая нагрузка на субъект предпринимательства. То есть в данном случае мы имеем дело с минимизацией налоговых платежей. Конечно, для каждого предпринимателя в отдельности снижение налоговой нагрузки будет различным. Чтобы оценить его, нужно просчитать конкретные результаты.

Следующим преимуществом упрощенной системы налогообложения по сравнению с общей системой является простота налогового учета. Налогоплательщик, применяющий ОНР, обязан вести налоговый учет по налогу на прибыль организаций, по НДС и по ЕСН. Хозяйствующий субъект, применяющий УСН, должен вести налоговый учет только по единому налогу в Книге доходов и расходов.

Очевидным преимуществом УСН является возможность выбора объекта налогообложения. Упрощенная система налогообложения - единственный налоговый режим в налоговом законодательстве России, при применении которого налогоплательщик сам решает, как он будет уплачивать налог: с полученного дохода или с разницы между полученными доходами и понесенными расходами. Выше мы говорили о том, что УСН позволяет минимизировать налоговые платежи. Уменьшение налоговых платежей достигается в значительной мере за счет сравнительно небольших ставок единого налога. Так, в случае, если налогоплательщик выбирает в качестве объекта налогообложения доходы, то ставка единого налога будет равна 6%, а если он выберет доходы, уменьшенные на величину расходов, ставка составит 15%.

Как любой налоговый режим, упрощенная система налогообложения имеет, безусловно, и недостатки. Во-первых, далеко не каждый хозяйствующий субъект может перейти на упрощенную систему налогообложения. Законодательством наложены достаточно жесткие ограничения. Возможно, такое положение дел и нельзя квалифицировать как недостаток УСН - ведь очевидно, что льготный налоговый режим предполагает ограниченный круг лиц, имеющих возможность его использовать. В данном случае льготный налоговый режим предназначен, прежде всего, для «маленьких» субъектов предпринимательской деятельности.

К недостаткам УСН, как правило, относят закрытый список расходов, которые учитываются в целях налогообложения. Кроме того, качественно изменились некоторые расходы. Так, с 01.01.2006 г. в целях налогообложения признаются не только расходы на приобретение основных средств, но и расходы на их сооружение и изготовление. Признаются не только расходы на приобретение нематериальных активов, но также затраты на их создание самим налогоплательщиком. Это очень положительное изменение, которое дает возможность упрощенцам включать в состав расходов затраты по активам, созданным собственными силами.

К недостаткам налогового режима УСН часто относят отсутствие НДС в выручке от реализации товаров (работ, услуг). Этот факт можно скорее отнести к подводным камням УСН. Прежде чем перейти на такой привлекательный налоговый режим, налогоплательщику следует оценить своих покупателей: нужен ли им НДС. В противном случае он может потерять ту часть покупателей, которым жизненно необходим вычет по НДС.

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Иные налоги уплачиваются в соответствии с общим режимом налогообложения.

Необходимо также отметить, что, не смотря на льготный режим, для налогоплательщиков сохраняется действующий порядок ведения кассовых операций и представления необходимой статистической отчетности.


2. Применение УСНО на примере ЗАО «Искра»

ЗАО «Искра « с 2008 года перешло на упрощенную систему налогообложения и в качестве объекта обложения выбрало доходы, уменьшенные на величину расходов.

За отчетный период (1 квартал 2009 года) ЗАО «Искра» получило следующие доходы и произвело следующие расходы:

1) Доходы от реализации продукции 675 000 руб. (без НДС);

2) Получен аванс под предстоящую поставку продукции на сумму 135 000 руб.;

3) Доходы от реализации основных средств 179 000 руб., первоначальная стоимость проданных основных средств 230 000 руб., сумма начисленной амортизации 82 800 руб.;

4) 15.01 получен кредит в банке на сумму 150 000 руб. сроком на 2 месяца под 28% годовых;

5) Получены доходы в виде процентов по договору банковского вклада 22 950 руб.;

6) На безвозмездной основе получено имущество на сумму 56 000 руб.;

7) Списаны в производство продукции материалы 83 000 руб., списан НДС по этим материалам 14 940 руб.;

8) Выплачена заработная плата работникам на сумму 175 500 руб.;

9) Перечислены взносы в Пенсионный фонд РФ на сумму 24 570 руб.;

10) Перечислена арендная плата за 1 квартал текущего года за арендуемый офис в сумме 35 400, в том числе НДС;

11) Уплачен штраф поставщику за нарушение договорных обязательств 3 000 руб.;

12) Уплачен штраф в бюджет за нарушение налогового законодательства 4 200 руб.;

13) 15.03 погашен кредит банка и перечислены проценты в сумме 6 790 руб. (ставка рефинансирования ЦБ РФ 18 % годовых).

При расчете единого налога, подлежащего уплате в бюджет, было произведено сравнение с суммами налогов, исчисленными в соответствии с общим режимом налогообложения (Таблица 1).

Таблица 1 – Расчет налогов при УСНО и при общем налоговом режиме.

№ п./п. Показатель Общий режим налогообложения УСНО, объект доходы - расходы
1 Доход от реализации продукции 675 000 675 000
2 Получен аванс (без НДС) 114 407 114 407
3 Прибыль от реализации ОС 31 800 31 800
4 Доходы в виде процентов по договору банковского вклада 22 950 22 950
5 Получено имущество на безвозмездной основе 56 000 56 000
6 Списаны в производство материалы 83 000 83 000
7 Выплачена заработная плата 175 500 175 500
8

ЕСН:

- ФБ;

- Взносы на ОПС;

- ФСС;

- ФФОМС;

- ТФОМС

45 630

10 530

24 570

5 090

1 931

3 510

-

-

24 570

-

-

-

9 Перечислена арендная плата (без НДС) 30 000 30 000
10 Уплачен штраф поставщику 3 000 3 000
11 Погашен кредит банка 6 790 6 790
12 НДС 141 840 -
13 Налог на прибыль 111 247 -
14 Единый налог - 86 595
15 Итого сумма налога (налогов) подлежащая уплате в бюджет 298 717 86 595

Данные таблицы получены после проведения нижеприведенных расчетов:

1. Расчет суммы единого налога.

Доходы = 645000+114407+31800+22950+56000 = 900157 руб.;

Расходы = 83000+24570+30000+175500+3000+6790 = 322860 руб.;

Налоговая база = Доходы – Расходы = 900157 – 322860 = 577297 руб.;

Налоговая ставка = 15%;

Сумма единого налога = 577297 * 15% = 86595 руб.;

Сумма минимального налога = 900157 * 1% = 9002 руб.;

Сумма единого налога, подлежащая уплате в бюджет = 86595 руб.

2. Расчет сумм налогов при общем налоговом режиме.

НДС = (675000 * 18%) + (83000 * 18%) + (30000 * 18%) = 121500 + 14970 + +5400 = 141840 руб.;

Сумма НДС с аванса не учитывается, так как она подлежит возмещению из бюджета.

Налог на прибыль = Доходы – Расходы * 20%;

НБ = (675000 + 31800 + 22950 + 56000 + 114407) - (83000 + 175500 + 45630 + +30000 + 3000 + 6790) = 900157 – 343920 = 556237 руб.;

Сумма налога на прибыль = 556237 * 20% = 111247 руб.;

ЕСН = 175500 * 26% = 45630 руб.;

Сумма налогов, подлежащая уплате в бюджет при общем налоговом режиме = 141840 + 111247 + 45630 = 298717 руб.

Проанализировав полученные данные, можно сделать вывод о том, что применение упрощенной системы налогообложения гораздо выгоднее ЗАО «Искра», так как налоговые обязательства перед бюджетом при применении данного режима значительно ниже, чем при общей системе налогообложения. Организация обязана будет уплатить сумму налога почти в 3,5 раза меньшую, чем при общем режиме.

Однако чтобы организация и в последующие налоговые периоды могла использовать упрощенную систему, ей следует помнить об условиях, которые необходимо выполнять при применении данного специального режима, иначе предприятие может потерять право на применение «упрощенки».

Организация также может воспользоваться правом на изменение объекта налогообложения и выбрать доходы. Возможно, что при этом объекте сумма налога будет еще меньше, чем при выбранном. Подтверждением этого может служить то, что расходы, произведенные ЗАО «Искра», значительно ниже, чем полученные доходы, а если руководствоваться принципами налогового планирования, то объект «доходы – расходы» выгоднее использовать только тогда, когда сумма доходов не на много превышает сумму доходов.


Заключение

Подводя итог проделанному исследованию можно сделать вывод о том, что специальный налоговый режим в виде упрощенной системы налогообложения дает множество преимуществ налогоплательщикам, которые используют данный режим. Во-первых, переход на упрощенную систему является добровольным, что само по себе положительно, так как не всем предприятиям выгодно применение «упрощенки». Во-вторых, объект, выбираемый налогоплательщиками, по их желанию изменяется ежегодно, поэтому организация может не беспокоиться, если вдруг ее доходы вырастут в разы (при объекте «доходы»), или наоборот, снизятся расходы (при объекте «доходы – расходы»), что приведет к увеличению суммы единого налога. Налогоплательщики могут «спланировать» тот объект, который будет для них выгоднее в том или другом налоговом периоде.

В-третьих, налогоплательщики обязаны подавать налоговую декларацию только по итогам налогового периода. Это значительно снизит количество бумажной «волокиты», что, несомненно, является большим плюсом. Ну и, наконец, в-четвертых, то, что в бюджет необходимо заплатить сумму, гораздо меньшую, чем при общем режиме налогообложения, является основным и неоспоримым преимуществом налогообложения.

С 1 января 2009 года в налоговое законодательство Российской Федерации было внесено множество изменений. Они коснулись и упрощенной системы налогообложения. Некоторые из них мы перечислили выше: объект может изменяться ежегодно, налоговая декларация подается только по итогам налогового периода. Еще одним немаловажным нововведением является то, что теперь ставка налога может устанавливаться субъектом РФ самостоятельно в пределах от 5 до 15 процентов, но ставка налога по объекту «доходы» не может быть меньше 6 %. Однако в Алтайском крае по-прежнему действуют ставки, установленные Налоговым кодексом РФ. Также изменился и коэффициент-дефлятор. В 2009 году он составляет 1,538.

Налогоплательщику, применяющему специальный налоговый режим в виде упрощенной системе налогообложения, необходимо помнить о том, что если в каком-либо квартале текущего налогового периода будет нарушено, хотя бы одно условие перехода на УСНО, то он потеряет право на использование данного режима и будет обязан уплатить налоги в соответствии с общим режимом налогообложения. Но при этом он не уплачивает штрафы и пени за несвоевременную уплату этих налогов.

Закрытое акционерное общество «Искра» использует специальный налоговый режим в виде упрощенной системы налогообложения с 2008 года. В качестве объекта выбраны «полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов». Однако данной организации будет выгоднее использовать в качестве объекта налогообложения «доходы», так как сумма налога, подлежащая уплате в бюджет при данном объекте, значительно ниже, чем сумма единого налога при объекте «доходы – расходы». Поэтому ЗАО «Искра» следует пересмотреть свою учетную политику и в 2010 году в качестве объекта налогообложения выбрать «доходы». Это позволит данному предприятию в разы снизить обязательства перед бюджетом, а это, безусловно, плюс, так как прибыль организации увеличится, и появятся возможности для расширения бизнеса.

Специальный налоговый режим в виде упрощенной системы налогообложения очень важен, так как в условиях Мирового финансового кризиса субъектам малого и среднего бизнеса, составляющих основу экономики любого развитого государства, очень сложно удержаться «на плаву» и не обанкротиться. Упрощенная система налогообложения с ее изменениями, вступившими в силу с 1 января 2009 года, дает возможность данным предприятиям снизить свои расходы и направить часть денежных средств на стабилизацию своей деятельности. И получается замкнутый круг. Чем больше реформ проводит Правительство РФ, тем больше отдача малых и средних предприятий.

Упрощенная система снижает нагрузку на субъекты предпринимательства, а это значит, что предприятия, применяющие данный налоговый режим, могут большую часть своих сил «бросить» на борьбу с кризисом, а не на проверку правильности исчисления сумм налогов, которые необходимо уплачивать при общем налоговом режиме.


Список использованной литературы

1. Налоговый кодекс РФ часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

2. Приказ Минэкономразвития РФ от 12.11.2008 № 395 «Об установлении коэффициента-дефлятора в целях применения главы 26.2 Налогового кодекса РФ «Упрощенная система налогообложения» на 2009 год» (Зарегистрировано в Минюсте 14.11.2008 № 12659).

3. Письмо ФНС РФ от 26.07.2007 № 02-6-10/249 «Об упрощенной системе налогообложения».

4. Александров И.М. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко », 2004. – 296 с.

5. Евстигнеев Е.Н., Н.Г.Викторова Основы налогообложения и налогового законодательства. – СПб.: Питер, 2005. – 256 с.: ил. – (Серия «Краткий курс»).

6. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложения в России: учебник. – 2-е издание, перераб. и доп. – М.: Дело, 2006. – 384 с.

7. Мамрукова О.И. Налоги и налогообложение: курс лекций/О.И Мамрукова. – 5-е изд., доп. и испр. – М.: Омега – Л, 2006. – 330 с. – (Библиотека высшей школы). ISBN -98119898-2.

8. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Учебник. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 520с. – (Высшее образование).

9. Налоги и налогообложение: Учебное пособие/ Под ред. Алиева Б.Х. – М. – Финансы и статистика, 2005. – 416с.

10. Налоги и налогообложение: Н.Г. Дмитриева, Д.Б. Дмитриев. – Изд. 3-е, перераб. И доп. – Ростов-на-Дону: Феникс,2005. – 416с. (СПО).

11. Пансков В.Г. Налоги и налоговая система РФ: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 464с.: ИЛ.

12. Пансков В.Г., Князев В.Г. Налоги и налогообложение: Учебник для ВУЗов. – М.: МЦФЭР, 2003. – 336с.

13. Худолеев В.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. – М.: Форум; ИНФРА – М, 2004. – 256 с. – (Серия «Профессиональное образование»).

14. Газета «Налоги», 2008, № 38, статья: Изменения в налоговом законодательстве в 2009 году.

15. «Бухгалтерия и кадры», 2008, № 10, статья: Переход на «упрощенку».

16. http//www/akdi.ru/nalog/pr_news07/645.htm/ - 102k.

17. http//www.businesspress.ru/nespaper/article_mld_3_ald_3230009.htm/ – 60k.

18. http//www.klerk.ru/events/detail/8235/ - 42k.

19. http//www.scetovod.ru/taxation.htm/ - 9k.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  314  315  316   ..