Главная      Учебники - Экономика     Лекции по финансам - часть 3

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  320  321  322   ..

 

 

Налогообложение на предприятии и пути его совершенствования

Налогообложение на предприятии и пути его совершенствования

СОДЕРЖАНИЕ

1. Налоговая система Республики Беларусь

2. Налогообложение на предприятии

3. анализ налогообложения на примере финансово-хозяйственной деятельности ООО «ЛЮМ» и совершенствование налоговой системы

3.1 Анализ налогообложения на примере финансово-хозяйственной деятельности ООО «ЛЮМ»

ООО «ЛЮМ» имеет статус юридического лица, состоит на хозрасчете, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках. Общество может от своего имени заключать договоры, приобретать имущественные и неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

ООО «ЛЮМ» вправе создавать на территории Республики Беларусь и за ее пределами предприятия, филиалы и представительства на условиях и в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, быть участником совместных предприятий, акционерных обществ, других объединений, фондов и организаций.

ООО «ЛЮМ» несет ответственность по своим обязательствам и долгам любым своим имуществом.

ООО «ЛЮМ» имеет печать со своим наименованием, угловой штамп, товарный знак и иные реквизиты.

ООО «ЛЮМ» создано для осуществления преимущественно производственной деятельности, оказания услуг и выполнения иной хозяйственной деятельности, не запрещенной законодательством Республики Беларусь.

Основными видами деятельности общества являются:

1) распиловка и строгание древесины, оптовая торговля древесиной и продукцией обработки древесины;

2) перевозка пассажиров и грузов автомобильным транспортом, транспортно-экспедиционная деятельность;

3) аренда прочих машин и оборудования.

Объекты анализа платежей ООО «ЛЮМ» приведены в рис. 3.1.

Налоги и платежи в бюджет и внебюджетные фонды


Рис. 3.1Объекты анализа и платежей

Основные источники информации:

1) Баланс предприятия.

2) Форма 2 «Отчет о прибылях и убытках».

3) Оборотно-сальдовая ведомость по 68 счету.

Задачи анализа формирования и отчислений налогов и платежей:

- оценка правильности проводимых расчетов по каждому из налогов в соответствии с инструкциями и указаниями Министерства финансов Республики Беларусь, таможенной службы;

- изучение состава и структуры налогов;

- определение суммы налогов, приходящихся на 100 р. реализации, прибыли;

- определение удельного веса налогов в реализации и прибыли;

- определение степени выполнения поступлений налогов и платежей в бюджет и внебюджетные фонды, причитающихся по расчету;

Анализ правильности расчетов проводится по каждому из налогов в соответствии с нормативным документом и расчетов по каждому из налогов.

Анализ состава и структуры налогов проводится в табл. 3.1.

Таблица 3.1 Анализ структуры налогов и платежей в бюджет ООО «ЛЮМ»

Наименование налогов Удельный вес, %
2004 г. 2005 г. Изменение (гр.3-гр.2)
1 2 3 4
Всего налогов и платежей 100 100 -
Платежи в бюджет всего 78,5 74,3 -4,2
Налоги
В том числе:
Налог на недвижимость 0,3 0,7 +0,4
Налог на прибыль 17,0 21,3 +4,3
НДС 34,9 18,9 -16,0
Чрезвычайный налог 5,0 4,0 -1,0
Подоходный налог 19,6 27,2 +7,6
Экологический налог 0,8 0,9 +0,1
Прочие налоги 0,9 1,3 +0,4
Платежи в целевые внебюджетные фонды - всего 21,5 25,7 +4,2
В том числе
Единый платеж от выручки 19,3 23,0 +3,7
Транспортный сбор 2,2 2,7 +0,5

Анализируя данные табл. 3.1, можно сделать вывод, что основную долю платежей в целевые внебюджетные фонды занимал в 2005 г.:

- Единый платеж от выручки – 23,0 %.

Незначительный удельный вес занимает: транспортный сбор — 2,7%. По сравнению с 2004 г. удельный вес платежей в бюджет, целевые внебюджетные фонды в общей сумме налогов и платежей увеличился на 4,2%, а налогов и платежей в бюджет – уменьшился на 4,2%.

Как показывают данные табл. 3.2. удельный вес в 2005 г. всех налогов и платежей в бюджет, целевые внебюджетные фонды в выручке от реализации продукции составил 16,6%.

Удельный вес налога на прибыль в общей сумме налогов и платежей в бюджет, целевые внебюджетные фонды в 2005 г. составляет 21,3% (табл. 3.1.) и по сравнению с 2004 г. удельный вес суммы налога увеличился на 4,3%.

По данным табл. 3.2 наибольший удельный вес в 2005 г. в выручке от реализации занимают налоги и платежи в бюджет 12,1%, и по сравнению с 2004 г. уменьшились на 3,0%. В основном это произошло за счет уменьшения удельного веса налога на добавленную стоимость на 3,8%.

Таблица 3.2 Удельный вес налогов и платежей в бюджет, целевые бюджетные и внебюджетные фонды в составе выручки от реализации продукции ООО «ЛЮМ», %

Показатель Сумма, тыс. руб. Удельный вес, % Изменение структуры, % (гр.5-гр.4)
2004 г. 2005 г. 2004 г. 2005 г.
1 2 3 4 5 6
Выручка от реализации 513800 494400 100 100 -
Налоги и платежи в бюджет и целевые внебюджетные фонды – всего 102740 82247 20,0 16,6 -3,4
Налоги и платежи в бюджет, всего 77768 60025 15,1 12,1 -3,0
В том числе:
Налог на недвижимость 354 535 0,1 0,1 -
Налог на прибыль 17475 17533 3,4 3,6 +0,2
НДС 35900 15541 6,9 3,1 -3,8
Экологический налог 840 784 0,2 0,2 -
Прочие налоги 23199 25632 4,5 5,1 +0,6
Платежи в целевые внебюджетные фонды, всего 24972 22222 4,9 4,5 -04

Налоги и отчисления в бюджет, целевые внебюджетные фонды, приходящиеся на 100 р. выручки изменились в 2005 г. против 2004 г. на 3,4 р. и составили 16,6 и 20,0 р. соответственно (табл. 3.3).

Таблица 3.3 Налоги и платежи в бюджет, целевые бюджетные и внебюджетные фонды, приходящиеся на 100 р. реализованной продукции

Показатели 2004 г. 2005 г. Изменения (гр.3-гр.2)
1 2 3 4
Налоги и платежи в бюджет, целевые внебюджетные фонды, тыс. р. 102740 82247
Выручка от реализации, тыс. р. 513800 494400
Налоги и платежи в бюджет на 100 р. реализованной продукции (стр.1/стр.2)*100 р. 20,0 16,6 -3,4

Анализ состава налогов и отчислений, включаемых в себестоимость продукции проводится в табл. 3.4.

Таблица 3.4 Анализ налогов и отчислений, включаемых в себестоимость ООО «ЛЮМ» за 2004-2005 гг., тыс. руб.

Налоги, включаемые в себестоимость

2004 г.

2005 г.

Отклонение
сумма в %
1 2 3 4 5
Экологический налог 840 784 -56 93
Чрезвычайный налог и обязательные отчисления в государственный фонд содействия занятости 5155 3258 -1897 63
Фонд социальной защиты населения 36085 28507 -7578 78
Отчисления по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве 515 407 -108 79
Доля экологического налога в общей сумме налогов, % 2,0 2,4 +0,4 120
Доля единого платежа от ФОТ в общей сумме налогов, % 12,1 9,9 -2,2 82
Доля отчислений в ФСЗН в общей сумме налогов, % 84,7 86,5 +1,8 102
Доля отчислений по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве в общей сумме налогов, % 1,2 1,2 - 100
Всего 42595 32956 -9639 77

Анализируя данные табл. 3.4 можно сделать вывод, что основную долю налогов и отчислений, включаемых в себестоимость в 2005 г. занимали:

- ФСЗН – 68,5%;

- Единый платеж от ФОТ – 9,9%.

Незначительный удельный вес занимают отчисления по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве – 1,2%.

По проведенному в табл. 3.4 расчету видно, что единый платеж от ФОТ в 2005 г. по сравнению с 2004 г. уменьшился на 1879 тыс. р. Это обусловлено снижением налоговой ставки единого платежа от ФОТ с 5% в 2004 г. до 4% в 2005 г.

Анализ состава и структуры платежей, уплачиваемых из выручки проводится в табл. 3.5.

Таблица 3.5 Анализ платежей, уплачиваемых из выручки от реализации продукции ООО «ЛЮМ» за 2004-2005 гг., тыс. руб.

Платежи, уплачиваемые из выручки

2004 г.

2005 г.

Отклонение
сумма в %
1 2 3 4 5
Налог на добавленную стоимость 35900 15541 -20359 43,3
Единый платеж от выручки 19817 18964 -853 95,7
Налог на приобретение автомобиля - 826 +826 -
Доля налога на добавленную стоимость в общей сумме налогов, % 64,4 44,0 -20,4 68,3
Доля единого платежа от выручки в общей сумме налогов, % 35,6 53,7 +18,1 150,8
Доля налога на приобретение автомобиля в общей сумме налогов, % - 2,3 +2,3 -
Всего 55717 35331 -20386 63,4

Анализируя данные табл. 3.5, можно сделать вывод, что основную долю налогов, уплачиваемых из выручки занимали в 2005 г.:

- Единый платеж от выручки – 53,7%.

- Налог на добавленную стоимость – 44%.

Незначительный удельный вес занимает налог на приобретение автомобиля – 2,3%.

Как показывают данные табл. 3.6 удельный вес в 2005 г. налогов, уплачиваемых из выручки в бюджет в выручке от реализации продукции составил 7,1%, и по сравнению с 2004 г. уменьшились на 3,7%. В основном это произошло за счет удельного веса налога на приобретение автомобиля.

Налоги, уплачиваемые из выручки в бюджет, приходящиеся на 100 р. выручки изменились в 2005 г. против 2004 г. на 3,7 р. и составили 7,1 и 10,8 р. соответственно (табл. 3.7) [21].

Таблица 3.6 Удельный вес платежей, уплачиваемых из выручки от реализации продукции в составе выручки от реализации продукции, %

Показатель Сумма, тыс. руб. Удельный вес, % Изменение структуры, % (гр.5-гр.4)
2004 г. 2005 г. 2004 г. 2005 г.
1 2 3 4 5 6
Выручка от реализации 513800 494400 - - -
Налоги, уплачиваемые из выручки в бюджет, всего 55717 35331 10,8 7,1 -3,7
В том числе:
НДС 35900 15541 6,9 3,1 -3,8
Единый платеж от выручки 19817 18964 3,9 3,8 -0,1
Налог на приобретение автомобиля - 826 - 0,2 +0,2

Таблица 3.7 Налоги и платежи в бюджет, приходящиеся на 100 р. реализованной продукции

Показатели 2003 г. 2004 г. Изменения (гр.3-гр.2)
1 2 3 4
Налоги, уплачиваемые из выручки в бюджет, тыс. р. 55717 35331
Выручка от реализации, тыс. р. 531800 494400

Налоги, уплачиваемые из выручки в бюджет на 100 р. реализованной продукции

(стр.1/стр.2) 100 р.

10,8 7,1 -3,7

Для налоговых органов и предприятия большой интерес представляет налогооблагаемая прибыль, так как от этого зависит сумма налога на прибыль, а соответственно и сумма чистого дохода.

Для определения налогооблагаемой прибыли необходимо из суммы валовой прибыли вычесть:

- доход предприятия от ценных бумаг, долевого участия в совместных предприятиях и других внереализационных операций, облагаемый налогом по специальным ставкам и удерживаемый у источника его выплаты;

- прибыль, по которой установлены налоговые льготы в соответствии с действующим налоговым законодательством.

В табл. 3.8 проанализируем долю налогов и сборов, уплачиваемых из прибыли в 2005 г. по отношению к 2004 г.


Таблица 3.8 Анализ доли налогов и сборов, уплачиваемых из прибыли в 2005 г. по отношению к 2004 г., тыс. руб.

Налоги и сборы, уплачиваемые из прибыли

2004 г.

2005 г.

Отклонение
сумма в %
1 2 3 4 5
Налог на прибыль 17475 17533 +58 100
Налог на недвижимость 354 535 +181 151
Транспортный сбор 2214 2221 +7 100
Доля налога на прибыль в общей сумме налогов, % 87,2 86,4 -0,8 99
Доля налога на недвижимость в общей сумме налогов, % 1,8 2,6 +0,8 144
Доля транспортного сбора в общей сумме налогов, % 11,0 11,0 - -
Всего 20043 20289 +246 101

Таблица 3.9 Расчет отношения фактически полученной прибыли к плановой ООО «ЛЮМ» за 2005 г. и 2004 г., тыс. руб.

Показатель 2004 г. 2005 г.

Отношение фактической прибыли к плановой в

% 2004 г.

Отношение фактической прибыли к плановой в

% 2005 г.

план факт план факт
Прибыль (убыток) от реализации 63150 71700 67270 70500 113 104
Сальдо прочих внереализационных доходов и расходов 4580 -4300 6700 -6500 -94 -97
Прибыль за отчетный период, тыс. руб. 60640 67400 62430 64500 111 103
Прибыль, подлежащая налогообложению 60640 67400 62430 64500 111 103

Данные таблицы показывают, что фактическая сумма прибыли выше плановой в 2005 г. на 4%, а в 2004 г. на 13%.

Налог на прибыль рассчитывается как произведение налогооблагаемой прибыли на ставку налога на прибыль.

Налогооблагаемая прибыль рассчитывается как прибыль отчетного года за минусом прибыли от дивидендов и приравненных к ним доходов, льготируемой прибыли и налога на недвижимость.

Предприятие облагается налогом на прибыль по ставке 24 %.

Рассмотрим формирование прибыли в табл. 3.10.

Таблица 3.10 Анализ формирования прибыли в 2004-2005 гг. ООО «ЛЮМ», тыс. руб.

Показатели Сумма, тыс. руб. Отклонение
2004 г. 2005 г.
1 2 3 4
1 Выручка от реализации продукции (работ, услуг) за минусом НДС и аналогичных обязательных платежей 461700 467300 +5600
2 Себестоимость реализации товаров, работ, услуг 390000 396800 +6800
3 Прибыль (убыток) от реализации (п. 1 - п. 2) 71700 70500 -1200
4 Операционные доходы 20000 41300 +21300
5 Операционные расходы 20000 40800 +20800
6 Внереализационные доходы 1500 2600 +1100
7 Внереализационные расходы 5800 9100 +3300
8 Прибыль (убыток) отчетного года (п.3 + п.4 + п.6 – - п. 5 – п.7) 67400 64500 -2900

Данные анализа табл. 3.10 показывают, что выручка от реализации продукции (работ, услуг) за минусом НДС и аналогичных обязательных платежей выросла в 2005 г. по сравнению с 2004 г. на 5600 тыс. руб. Однако и себестоимость реализации товаров (работ, услуг) в 2005 г. увеличилась на 6800 тыс. руб., что привело к уменьшению прибыли (убытка) в 2005 г. по сравнению с 2004 г. на 2900 тыс. руб.

На основании данных расчетов на прибыль, главной книги, годового отчета формы 2, аналитических данных по счетам 68, 99, произведем анализ формирования налогооблагаемой прибыли и факторов, влияющих на налог на прибыль. Используя данные факторного анализа прибыли от реализации продукции, внереализационных финансовых результатов, а также данные табл. мы можем определить, как влияют эти факторы на изменение суммы налогооблагаемой прибыли (табл.3.11) [22].

Формирование налогооблагаемой прибыли представим в табл. 3.11.

Таблица 3.11 Анализ формирования налогооблагаемой прибыли ООО «ЛЮМ» за 2004-2005 гг., тыс. руб.

Показатели Сумма, тыс. руб. Отклонение
2004 г. 2005 г.
1 2 3 4
1 Всего прибыль отчетного года 67400 64500 -2900
2 Налог на недвижимость 354 535 +181
3 Налогооблагаемая прибыль 67046 63965 -3081
4 Удельный вес налогооблагаемой прибыли отчетного года, % 99,5 99,2 -0,3
5 Налог на прибыль (п.3 24 / 100) 17475 17533 +58

На основании данных табл. 3.11 на предприятии удельный вес налогооблагаемой прибыли в 2005 г. по сравнению с 2004 г. уменьшился на 0,3%. В абсолютной сумме налогооблагаемая прибыль уменьшилась на 2900 тыс. руб. Дальнейший анализ направлен на изучение в абсолютной сумме и структуре налогов и сборов из прибыли.

Транспортный сбор рассчитывается как произведение прибыли после вычета налога на недвижимость и налога на прибыль на ставку налога.

Ставка транспортного сбора в 2005г. – 4%.

Основным фактором формирования налогооблагаемой прибыли является прибыль отчетного года.

Произведем анализ факторов, оказавших влияние на изменение налога на прибыль. Результаты обобщены в табл. 3.12.


Таблица 3.12 Анализ факторов, оказавших влияние на изменение налога на прибыль за 2004-2005 гг., тыс. руб.

Факторы Расчет Отклонение
1 2 3
1 Изменение суммы налогооблагаемой прибыли (64500-67400) 0,24 -696
В том числе:
1.1 Изменение прибыли отчетного года (63965-67046) 0,24 -739
1.2 Изменение налога на недвижимость (535-354) 0,24 +43
Налог на прибыль (17533-17475) +14

По сделанному в табл. 3.12 расчету видно, что налог на прибыль в 2005 г. по сравнению с 2004 г. увеличился на 58 тыс. руб. Это обусловлено ростом суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг) на 5600 тыс. руб. (табл. 3.6).

Таблица 3.13

Анализ состава налогов и сборов из прибыли ООО «ЛЮМ»

Показатель Сумма, тыс. руб. Удельный вес, %

Изменение структуры, %

(гр.5-гр.4)

2004 г. 2005 г. 2004 г. 2005 г.
1 2 3 4 5 6
Прибыль отчетного года 67400 64500 100 100 -
Налоги и сборы из прибыли 20043 20289 29,7 31,4 +1,7
В том числе:
Налог на прибыль 17475 17533 25,9 27,2 +1,3
Налог на недвижимость 354 535 0,5 0,8 +0,3
Транспортный сбор 2214 2221 3,3 3,4 +0,1

По данным табл. 3.13 можно сделать вывод, что налоги и сборы из прибыли отчетного года составили в 2005 г. 31,4% и по сравнению с 2004 г. увеличились на 1,7%. Наибольший удельный вес налогов в прибыли 2005 года составляет налог на прибыль 27,2 % и по сравнению с 2004 г. увеличился в 2005 г. на 1,3%. Незначительные увеличения по сравнению с 2004 г. наблюдаются по налогу на недвижимость и транспортному сбору на 0,3% и 0,1% соответственно.

3.2 Совершенствование налоговой системы Республики Беларусь

Обязательность реформирования налоговых систем объясняется существенным изменением экономической системы, невозможностью и неэффективностью применения старых инструментов регулирования, присущих административной экономике.

Налоговая система должна быть понятной и стабильной, число налогов надо сократить, а процедуру их взимания существенно упростить. Изменение в налоговой системе должно поддерживать производителей, особенно работающих на потребительский рынок, стимулировать инвестиции, быть высокоэффективными для экономики в целом. Следует продумать и ввести в действие механизмы, обеспечивающие невозможность и невыгодность уклонения от налоговых платежей. Нужно научиться собирать все, что причитается государству. Проблема бюджетного дефицита станет менее острой. Правительству следует выступить с законодательными инициативами, предусматривающими перемещение центра тяжести на налогообложение природных ресурсов и недвижимости. Надо ужесточить финансовые санкции против загрязнителей окружающей среды, не подрывая конкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке. В интересах производства - существенное усиление налогового стимулирования капиталовложений и инновационной деятельности.

Давая в целом положительную оценку складывающейся принципиально новой налоговой системе Беларуси, следует сказать о трудностях, с которыми она столкнулась. Во-первых, она формировалась при слабом развитии налоговых отношений, которые охватывали преимущественно физических лиц; во-вторых, она возникла при крайне отрицательном отношении к ней хозяйствующих субъектов, поэтому требовались строгий учет и контроль при обложении; в-третьих, в стране не было четко разработанной налоговой политики, зато имелись нестабильность экономики и высокие темпы инфляции; в-четвертых, отсутствовала собственная научная школа в области налогообложения, способная усовершенствовать действующую налоговую систему, предвидеть, спрогнозировать экономические и социальные последствия от проведения в жизнь того или иного комплекса мероприятий; в-пятых, налоговый аппарат не был подготовлен к сложным условиям, когда изменения в налогообложении происходят непрерывно, нередко задним числом [21].

Современная налоговая система Беларуси характеризуется следующими чертами:

- базируется на правовой основе, а не подзаконных актах, как это было ранее. Она пронизывает все финансовые отношения, связанные с перераспределением части совокупного общественного продукта;

- построена по единым правилам, на едином механизме исчисления и сбора платежей, независимо от организационно-правовых форм субъектов хозяйствования и физических лиц. За всеми налоговыми взносами осуществляется единый контроль со стороны налоговых органов;

- предъявляет к плательщикам одинаковые требования и создает равные стартовые условия формирования доходов путем определения перечня налогов, унификации ставок, упорядочения льгот и механизма их предоставления, невмешательства в использование средств, оставшихся после уплаты налога;

- обеспечивает более справедливое распределение налогового бремени между отдельными категориями плательщиков, юридическими лицами, усиливает правовую защиту их интересов;

- учет опыта западных стран дает возможность Беларуси присоединиться к мировому рынку, включиться в международные экономические интеграционные связи [13].

Вместе с этим, созданная налоговая система в силу разных причин имеет существенные недостатки. Во-первых, налоги носят в основном фискальный характер. При решении вопросов о налогах главным выступает доходность бюджета, тогда как регулирующей и стимулирующей роли налогов не придается серьезного значения, хотя именно эти функции налогов могут способствовать экономическому росту государства.

Во-вторых, важным недостатком системы является высокий уровень налогообложения хозяйствующих субъектов. Несмотря на то, что по ставке он сравним с развитыми странами (США, Япония и др.), экономическое положение национальных юридических лиц намного скромнее, вследствие чего налоговое бремя отечественных предприятий очень велико. Суммарные налоговые платежи (все налоги и внебюджетные средства) по разным оценкам составляют от 40 до 70 % валовых доходов юридических лиц (прибыль плюс зарплата). Высок уровень косвенных налогов (НДС, акцизы, таможенные пошлины), оплачиваемых населением, именно они выступают одним из генераторов инфляционных процессов. При ухудшении финансовых результатов, снижении прибыли и, соответственно, при сокращении поступлений в бюджет налога на прибыль вводились так называемые целевые сборы, уплачиваемые с валовой выручки, независимо от результатов деятельности предприятий, которые обеспечивали все возрастающие поступления в бюджет.

В-третьих, большое количество налогов, сборов, отчислений, взносов — республиканских, местных, целевых, внебюджетных — осложняет налогообложение.

В-четвертых, сложность для плательщиков создает и нестабильность налоговых законов, особенно касающихся налога на прибыль и НДС: существует огромное количество нормативных актов, к которым не гарантируется право доступа. Если указы Президента, законы, постановления Правительства публикуются в печати, то ведомственные письма, инструкции, приказы с важными изменениями и дополнениями не всегда доходят до налогоплательщиков. В налоговой практике отсутствуют регулярная публикация и бесплатная раздача тематических сборников, брошюр, как это принято за рубежом. Порой нечеткость, противоречивость отдельных статей законов, инструкций не дают уверенности плательщику в правильности совершаемых им действий, а налоговым органам оставляют возможность вольного их толкования в пользу бюджета. Методически исчисление налогов и налоговой базы представляет большие трудности для плательщиков. Особые трудности возникают при определении НДС, в налоговую базу которого заложена себестоимость продукции, что создает криминальную основу, связанную с уклонением от уплаты налогов.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  320  321  322   ..