Глава II. Расчет и анализ налоговых поступлений в местные бюджеты
2.1 Расчет показателей налоговых поступлений в местный бюджет
Виды налогов
2000 г
2001 г
2002 г
2003 г
Всего налоговых поступлений
100
100
100
100
из них:
Федеральные налоги
88
91
92
91
Региональные налоги
7
7
7
7
Местные налоги
5
2
1
2
№ п/п
Направление работы
За 2004г.
За 2005г.
За 2006г.
1.
Поступило в бюджетную систему, в том ч
516876
523687
699708
1.1.
В федеральный бюджет,
172607
212482
330590
1.2.
В территориальный бюджет,
344269
311205
369118
1.2.1
Из них в городской бюджет
306602
277753
240787
2.
Недоимка по платежам в бюджет, всего, в том числе
62753
99716
109796
2.1.
В федеральный бюджет
36770
61325
59087
2.2.
В территориальный бюджет
25983
38391
50709
3.
Дополнительно начислено в бюджет по выездным проверкам, всего в том числе
47069
44120
16608
3.1.
Налог на прибыль
36129
31130
14244
3.2.
НДС
10522
11311
11216
3.3
Налог на имущество
113
1679
758
Статьи доходов
Год
Отклонение «+» ; «-»
2006 к 2004
2006 к 2005
2004
2005
2006
сумма
%
сумма
%
Всего
479577
490813
617918
138341
128,8
127105
126
Налог на прибыль
316497
193401
95618
-220879
-30,2
-97783
-49
Подоходный налог с физических лиц
39700
61314
120156
27644
302,6
58842
196
НДС
98393
97181
195383
96990
198,6
98202
201
Единый налог на вмененный доход
3782
29196
42974
39192
1136
13778
147
Налог на имущество
16624
13452
32898
16274
198
19446
245
Земельный налог
9487
2694
5340
-4147
-56,3
2646
198
Местные налоги
25051
46854
51656
26605
206
4802
110
Целевые сборы
768
679
807
39
105
128
119
Налог на рекламу
53
152
384
331
724
232
253
Налог на содержание жилищного фонда
19120
45404
50376
31256
263
4972
111
Статьи доходов
2004
2005
2006
Налог на прибыль
66%
39%
15%
Подоходный налог
8%
12%
19%
Единый налог
0,8%
6%
7%
НДС
20,5%
20%
32%
Местные налоги
5%
10%
8%
Год
Фактическая срднесписочная численность
Количество проверенных предприятий
Количество предприятий, состоящих на учете в НИ
Сумма баллов
Коэффициент значимости 3.
Всего
На одного работника
Всего
На одного работника
Количество предприятий (проверенных)
Отношение к среднему показателю за три года
Количество (нагрузка)
Отношение к среднему показателю за три года
2004
7
310
44
0,3
3506
500
0,3
0,6
1,8
2005
7
388
55
0,4
3876
554
0,34
0,74
2,2
2006
7
313
45
0,31
3988
570
0,35
0,66
2
Всего
21
1011
144
1,01
11370
1624
0,99
2
6
Год
Фактическая среднесписочная численность
Доначислено налогов и санкций
Потупило налогов и платежей тыс. руб.
Доля доначисленных платежей в сумме поступивших
Сумма баллов
Коэффициент значимости 2,7.
Всего тыс. руб.
На одного работника
Доначислено
Отношение к среднему показателю за три года
Доля
Отношение к среднему показателю за три года
2004
7
1897
271
0,3
25051
7,5
0,5
0,8
2,2
2005
7
1823
260
0,29
46854
3,9
0,24
0,53
1,4
2006
7
2540
363
0,4
51656
5
0,3
0,7
1,9
Всего
21
6260
894
0,99
123561
16,4
1,04
2,03
5,5
Год
По документальным проверкам
По доначислениям
По доле взыскания
Сумма коэффициентов
2004
0,6
0,8
0,35
1,75
2005
0,74
0,53
0,32
1,59
2006
0,66
0,7
0,33
1,69
Год
По документальным проверкам
По доначислениям
По доле взыскания
Сумма балов
Коэффициент значимости
3
2,7
1,5
2004
1,8
2,2
0,52
4,52
2005
2,2
1,4
0,48
4,08
2006
2,0
1,9
0,49
4,39
Показатели
В целом по ИМНС г. Шадринска
Отклонения
В части местных налогов
Отклонения
2004г.
2005г.
2006г.
05 к 04
05 к 06
2004 г.
2005г.
2006г.
05 к 06
05 к 06
1.Всегопоступилоналогов и сборов, тыс. руб.
473797
475370
588349
1573
113279
25051
46854
51656
21803
4802
2. всего доначислено по результатам контрольной работы,
83104
102897
83910
19793
-18987
1897
1823
2540
-74
717
В т.ч. взыскано платежей тыс. руб.
13718
36500
27081
22782
-9419
1688
1500
2108
-188
608
3. количество выездных проверок, (шт.)
350
400
391
50
-9
310
388
313
78
-75
В т.ч. результативных
290
350
270
60
-80
274
342
185
68
157
С нулевым результатом
60
50
121
-10
71
36
38
128
2
90
4. среднесписочная численность работников ИМНС, (чел.)
140
161
161
21
0
7
7
7
0
0
В т.ч. количество инспекторов, осуществляющих налоговые проверки
45
49
47
4
-2
4
4
4
0
0
Показатели
В целом по ИМНС г Шадринску
Отклонения
В части местных налогов
Отклонения
2004г.
2005г.
2006г.
05 к 04
05 к 06
2004 г.
2005г.
2006г.
05 к 04
05к
1.Доля доначисленных и взысканных платежей по результатам контрольной работы в общей сумме поступлений налогов и сборов, %
17,5
21,6
14,3
4,1
-7,3
7,5
3,9
5
-3,6
1,1
2. процент взысканных платежей от суммы доначислений, %
17
35
32
18
-3
89
82
83
-7
1
3. соотношение количества налоговых проверок с нулевым результатом к общему количеству выездных налоговых проверок, %
17,1
12,5
31
-4,6
18,5
11,6
9,8
41
-1,8
31,2
4. количество результативных проверок в расчете на одного налогового инспектора, осуществляющего выездные налоговые проверки, шт.
6
7
6
1
-1
68
85
46
17
-39
5. эффективность выездных налоговых проверок – суммы в расчете на одну результативную проверку: (тыс. руб.)
286
294
311
8
17
6,9
5,3
13,7
-1,6
8,4
6. Сумма доначисленных платежей в расчете на одного налогового инспектора, осуществляющего налоговые проверки, тыс. руб.
1846,7
2100
1785
253,3
-315
474
456
635
-18
179
7. суммы взысканных платежей на одного проверяющего, тыс. руб.
305
745
576
440
-169
422
375
527
-47
52
8.суммы доначисленных и взысканных платежей в расчете на одного сотрудника инспекции, тыс. руб.
593,6
639
521,2
45,4
-
271
260
363
-11
103
Глава III. Модель местных налогов и сборов
3.1. Концептуальные основы модели местных налогов и сборов
К настоящему времени в России за период от начала развертывания рыночных реформ уже стала отчетливо ясно необходимость серьезной корректировки налоговой системы. В процессе работы над Налоговым кодексом РФ, как известно, было подготовлено несколько вариантов кодексов с диапазоном обновления налоговой системы от кардинального варианта до максимально приближенного к действовавшей до 1998 года. Тем не менее, после бурных обсуждений принят вариант кодекса, предполагающий в основном сохранение действовавших налогов. Проблема создания налоговой системы, обеспечивающей баланс, гармонию социальной справедливости и экономической эффективности таким образом - оставалось нерешенной. Отметим, что совершенствование налоговой системы в целом неразрывно связано с упорядочением межбюджетных отношений и оптимальным распределением бюджетных ресурсов между федеральным, региональным и муниципальным уровнями. Это обусловлено тем, что важнейшим направлением укрепления государственности в РФ является обеспечение как целостности государства, так и необходимой самостоятельности субъектов федерации и органов местного самоуправления. Последнее требует обоснования и четкого разграничения функций и полномочий между федеральным, региональным и муниципальным уровнями. Таким образом, для каждого уровня управления должны быть обоснованы и зафиксированы необходимыми нормативно-правовыми актами триады “функции-полномочии-ресурсы”. Налоговая система, как известно, обеспечивает формирование основной массы финансовых ресурсов государства. Именно поэтому совершенствование налоговой системы в направлении сбалансированности между фискальной, стимулирующей и регулирующей функциями одновременно в бязательном порядке должно быть нацелено на упорядочение межбюджетных отношений. Необходимость обеспечения реализации основных функций налоговой системы и ориентация на принцип сбалансированности фискальной и стимулирующей компонент позволяют сформулировать следующие требования к модели эффективной налоговой системы: 1.Простота и обозримость по количеству налогов и сборов. 2.Устойчивость налогооблагаемых баз для соответствующих налогов и увеличение доли налогов на потребление. 3.Отказ от налогообложения фонда оплаты труда в целях блокирования занижения фонда оплаты труда на предприятиях. 4.Обеспечение минимизации возможностей “ухода” от налогов. 5.Единые ставки налогов для всей территории страны при предоставлении регионам и муниципальным образованиям их по снижению для стимулирования развития приоритетных сфер, отраслей и производств, но без уменьшения отчислений на вышерасположенные уровни. 6.Единые пропорции “расщепления” всех налогов по “веерной” схеме сбора налогов между федеральным, региональным и муниципальным уровнями на основе принципа “две трети на нижнем уровне”. 7.Создание условий доля формирования в расходных частях бюджетов всех уровней “бюджета текущих расходов” и “бюджета развития” с целью обеспечения равных потенциальных возможностей регионов и муниципальных образований.
3.2. Прогнозная оценка местных налогов и сборов
Последние десятилетия характерны резким ростом количества факторов, оказывающих существенное влияние на развитие общества. При этом изменения стали более кардинальными и происходят в исторически сжатые сроки, причем эволюционное движение часто сменяется качественными преобразованиями, порой прямо противоположными традиционным представлениям и ожиданиям. Но именно в этот период человечество стало получать в свое распоряжение колоссальные объемы самой разной информации, отражающей все (по крайней мере многие) "белые пятна" жизни общества, современнейшие средства сбора, обработки и оценки информации на основе мощной технико - технологической базы, новейших методических подходов, программных продуктов и, тем самым, возможность использования информации в реальном режиме времени. Предвидение будущих изменений становится неотъемлемой составляющей деятельности на всех уровнях и направлениях общественной жизни, а большое разнообразие возможных результатов компенсируется ситуационным подходом, то есть вариационным набором возможных последствий и адекватных для каждого из них действий, нейтрализующих негативные стороны и создающих возможность использования позитивных решений. В этой ситуации все большую роль играет прогнозирование социально - экономических и политических явлений. Прогнозирование становится неотъемлемым элементом изучения и использования всей системы общественных отношений начиная с функционирования хозяйствующих субъектов и заканчивая обществом в его глобальном масштабе. Сегодня нет ни одной составляющей хозяйственной жизни, которая бы остро не нуждалась в глубоких многовариантных прогнозах своего развития. Однако уровень прогнозирования в различных областях далеко не однозначен по своим масштабам, качественным параметрам и временным горизонтам. Одним из важнейших полигонов для разработки и использования прогнозов является, по нашему мнению, налоговая система, где скрещиваются результаты и перспективы развития всех уровней социально - экономической жизни. Осознание этого факта частично уже нашло отражение в непосредственном привлечении налоговых органов к работе по разработке прогноза социально - экономического развития Российской Федерации на очередной плановый период и на ближайшую перспективу в части прогнозирования поступлений налогов и сборов в консолидированный и федеральный бюджеты, а также оценке ожидаемых потерь федерального
ГЛАВА 4. ПРОГРАММА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Ч.1, 2. М.:ИКФ Омега-Л, 2002.
2. Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 02.11.2004, с изм. от 01.07.2005) // СЗ РФ от 03.08.1998, № 31, ст. 3824, СЗ РФ от 04.07.2005, № 27, ст. 2717.
3. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Ч.1., Ч.2 (в ред. от 06.02.2006)
4. Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 20.10.2005) // СЗ РФ от 07.08.2000, № 32, ст. 3340, Российская газета от 25.10.2005, № 239.
5. Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 25 сентября 1997 № 126-ФЗ (с изм. и доп. от 9 июля 1999г., 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001г.)
6. Постановление Правительства РФ от 15.08.2001 №584 «Программа развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года»
7. Постановление Администрации г. Шадринска. от 30.11.2006
8. Аналитическая справка о поступлении администрируемых ФНС России доходов в январе-апреле 2005 года
9. Гуев А.Н. Постатейный комментарий к части первой налогового кодекса российской федерации. – М.: Юридическая фирма КОНТРАКТ, Издательский Дом ИНФРА-М, 2000.
10. Дуканич Л.В. Налоги и налогообложение. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000
11. Ермишин П.Г. Основы экономической теории (курс лекций). Хабаровск, 2003
12. Колчин С.П. Налогообложение. М., 2002
13. Кравцова Г.Ф., Цветков Н.И., Островская Т.И. Основы экономической теории (макроэкономика). Учебное пособие. Хабаровск: Издательство Дальневосточного государственного университета путей сообщения, 2001
14. Кучеров И. И. Налоговые преступления. М., 1999
15. Лысов Е.А. особенности местного налогообложения в России и пути его совершенствования //Бухучет и налоги. 2004. № 8
16. Новикова А. И. Налоговая статистика и прогнозирование // Налоговый вестник – 2001г. - №11 – с. 37-39
17. Налоговые доходы //www.fpcenter.ru
18. Налоговые правонарушения. Курс лекций. СПб. 2000
20. Об изменениях законодательства за 2005 год //www.nalog.ru
21. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. М., 2002
22. Пансков В.Г. О некоторых проблемах налогового законодательства // налоговый вестник. 2002, № 12
23. Пархачева М.А., Шаронова Е.А. Транспортный налог. Особенности уплаты юридическими и физическими лицами. СПб, 2003
24. Перечень законов Российской Федерации, принятых в 2005 году, по вопросам законодательства о налогах и сборах и вступивших в силу с 1 января 2006 года
25. Поступление в бюджетную систему Российской Федерации администрируемых ФНС России доходов в 2003-2004 года по Курганской области
26. Расчеты ЦФП на основе данных Минфина РФ
27. Региональные и местные налоги и сборы. М., 2002
28. Романовский М.В. Бюджетная система РФ. М., 2000
29. Романцов А.А. Межбюджетные отношения и формирование доходов территориальных бюджетов // Финансы. 2001.№9
30. Соловьев И.Н. Как избежать ошибок при налоговом планировании. Налоговые санкции. М.,2002
31. Стрельникова С. «Серые» схемы – есть, а наказания нет //Главбух. 2004. № 18
32. Федеральная служба государственной статистики. Налоговая статистика //www. gks.ru
33. Формы установленной отчетности для юридических лиц. Региональные налоги. Местные налоги //www.nalog.ru
34. Шаталов С.Д. Развитие налоговой системы России: проблемы, пути решения и перспективы. – М.: МЦФЭР, 2000
35. Взыскание налоговых санкций: коллизии порождают споры // Российская правовая газета «Экономика и Жизнь-Юрист». 2006.№4
36. Южакова И. ВКДП намерен стать миллиардером // Донская правда. 18 сентября 2003 г. № 38/512
37. Чвыков И. Налог на имущество – по новым правилам // Экономика и жизнь.
Приложение 2
Структура задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему Российской Федерации на 1 января 2006 года
Задолженность
В том числе
Млрд. руб.
В % к итогу
Недоимка
Отсроченные (рассроченные) платежи
Реструктурированная задолженность
Приостановленные к взысканию платежи
Млрд. руб.
В % к итогу
Млрд. руб.
В % к итогу
Млрд. руб.
В % к итогу
Млрд. руб.
В % к итогу
Всего
В том числе:
754,1
100
246,4
100
0,3
100
21,5
100
485,8
100
по федеральным налогам и сборам
656,0
87,0
191,7
77,8
0,1
28,5
18,2
84,8
446,0
91,8
по региональным налогам и сборам
54,4
7,2
30,1
12,2
0,2
69,5
1,6
7,3
22,5
4,6
по местным налогам и сборам
35,1
4,7
17,5
7,1
0,0
1,8
1,6
7,6
16,0
3,3
по налогам со специальным налоговым режимом
8,5
1,1
7,1
2,9
0,0
0,1
0,1
0,3
1,4
0,3
Без учета задолженности территориальным дорожным фондам и по уплате пеней и налоговых санкций.
Приложение 3
Бухгалтерский баланс
Коды
Форма № 1 по ОКУД
0710001
на 1 января 2006 г.
Дата (год, месяц, число)
2005
12
31
Организация: Открытое акционерное общество "ВКДП"
по ОКПО
Идентификационный номер налогоплательщика
ИНН
Вид деятельности: промышленность
по ОКВЭД
Организационно-правовая форма / форма собственности: открытое акционерное общество/частная
по ОКОПФ/ОКФС
Единица измерения: тыс. руб.
по ОКЕИ
АКТИВ
Код стр.
На начало отчетного периода
На конец отчетного периода
1
2
3
4
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
Нематериальные активы
110
25
19
Основные средства
120
210417
246761
Незавершенное строительство
130
3510
5739
Долгосрочные финансовые вложения
140
5
5
Отложенные налоговые активы
145
7487
13564
ИТОГО по разделу I
190
221444
266088
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
Запасы
210
75972
87431
В том числе Сырье, материалы и другие аналогичные ценности
211
37916
36361
затраты в незавершенном производстве
213
8497
12716
готовая продукция и товары для перепродажи
214
29195
37958
расходы будущих периодов
216
364
396
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям
220
1495
2111
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)
240
36597
29289
В том числе покупатели и заказчики
241
7805
10859
Краткосрочные финансовые вложения
250
-
-
Денежные средства
260
24
327
Прочие оборотные активы
270
97
109
ИТОГО по разделу II
290
114185
119267
БАЛАНС (сумма строк 190 + 290)
300
335629
385355
ПАССИВ
Код стр.
На начало отчетного периода
На конец отчетного периода
1
2
3
4
III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ
Уставный капитал
410
4000
4000
Добавочный капитал
420
72707
72707
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)
470
46746
65933
ИТОГО по разделу III
490
123453
142640
IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
ИТОГО по разделу IV
590
2678
4743
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Займы и кредиты
610
91414
167404
Кредиторская задолженность
620
118084
70568
В том числе поставщики и подрядчики
621
110322
51961
задолженность перед персоналом организации
622
2098
6004
задолженность перед государственными внебюджетными фондами
623
1392
2090
Задолженность по налогам и сборам
624
1641
2071
прочие кредиторы
625
2631
8442
Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов
630
-
Резервы предстоящих расходов
650
-
ИТОГО по разделу V
690
209498
237972
БАЛАНС
700
335629
385355
Приложение 4
Отчет о прибылях и убытках
Коды
Форма № 2 по ОКУД
0710002
На 1 января 2006г.
Дата (год, месяц, число)
205
12
31
Организация:
по ОКПО
Идентификационный номер налогоплательщика
ИНН
Вид деятельности: промышленность
по ОКВЭД
Организационно-правовая форма / форма собственности: открытое акционерное общество /частная
по ОКОПФ/ОКФС
Единица измерения: тыс. руб.
по ОКЕИ
Наименование показателя
Код стр.
За отчетный период
За аналогичный период предыдущего года
I. Доходы и расходы по обычным видам деятельности
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)
010
353843
252458
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг
Бухгалтерская прибыль – разность между валовой выручкой и издержками фирмы.
Валовые издержки – сумма постоянных и переменных издержек.
Доходы – увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашение обязательств, приводящее к увеличению капитала этого предприятия, за исключением вкладов участников (собственников).
Налогоплательщик – лицо, которое фактически уплачивает налог.
НДС – налог на разницу между стоимостью проданных фирмой товаров и стоимостью товаров, купленных фирмой у других фирм.
Принцип – первоначало, руководящая идея, основное правило поведения.
Расходы – уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновение обязательств, приводящее к уменьшению капитала предприятия, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).
Сущность – смысл данной вещи, то, что она есть сама по себе, в отличие от всех других вещей и в отличие от изменчивых состояний вещи под влиянием тех или иных обстоятельств.
Цель – идеальное предвосхищение в сознании результата, на достижение которого направлены действия. Цель – это также непосредственный сознательный мотив, направляющий и регулирующий действие.