деятельность ассоциации ПФТС и методы совершенствования
деятельность ассоциации ПФТС и методы совершенствования
ВВЕДЕНИЕ
Зависимость
украинского
фондового рынка
от состояния
рынков ценных
бумаг других
стран в значительной
мере проявилось
на протяжении
1998 года. Азиатский
кризис конца
1997 года был одним
из факторов,
которые привело
к значительному
оттоку иностранных
портфельных
инвестиций
из Украины.
Влияние внешних
(наибольшее
влияние имел
кризис, который
произошел в
России в августе
1998 года) и внутренних
условий развития
экономики
Украины отобразились
на падении
реального ВВП
на 1,7 %. (Хотя в начале
1999 года Правительство
Украины прогнозировало
возрастания
ВВП на 0,5 %). Индекс
инфляции достиг
20 %. Не удалось
выдержать курс
гривны, который
упал с 1,91 грн./$ до
3,42 грн./$ *.
В 1998 году
в Украине было
выработано
промышленной
продукции на
82,9 млрд. грн., что
на 1,5 % меньше
показателя
1997 года. При этом
падение производства
было меньше,
чем в предшествующем
году (1,8 %). Отрицательные
макроэкономические
факторы больше
всего повлияли
на результаты
работы предприятий
экспортно-ориентированных
и базовых областей
экономики. Так,
сократилось
производство
продукции в
черной металлургии
(на 6,8 %), машиностроении
и металлообработке
(на 4,5 %), топливной
промышленности
(на 0,7 %) и электроэнергетике
(на 0,3 %). Удельный
вес этих областей
составляет
почти 2/3 общего
объема производства.
Положительные
сдвиги наблюдались
в пищевой
промышленности,
предприятия
которой наращивали
на протяжении
года производство
продукции и
сократили
отставание
с 14,6 % за 1997 год до
0,5 % за 1998 год.
* Соответственно
не удалось
удержать
прогнозируемый
Правительством
валютный коридор
на 1998 год - 1,8-2,25 грн./$.
Значительно
улучшили работу
предприятия
деревообрабатывающей
и целлюлозно-бумажной
промышленности,
легкой промышленности
и промышленности
строительных
материалов,
где по итогам
1998 года получен
прирост объемов
продукции
соответственно
10,4 %, 1,5 %, 4,1 %.
Общий
объем внешней
торговли товарами
в Украине в
1998 году составил
$27,31 млрд., в том
числе экспорт
— $12,64 млрд. и импорт
- $14,67 млрд. Отрицательное
сальдо торговли
достигло $2,03 млрд.
Внешнеторговые
сделки осуществлялись
с партнерами
с 190 стран.
Бюджетом
на 1998 год предельный
размер государственных
внешних займов
был установлен
на уровне $3,08 млрд.
Внешний долг
Украины на
1.01.1999 года составлял
$11,48 млрд. Такой
объем внешнего
долга равняется
70 % экспорта и
40 % ВВП. По состоянию
на начало 1998 года
объем внешнего
долга составлял
$9,555 млрд., что отвечало
20,4 % ВВП и 52 % объема
экспорта. Возрастание
внешнего долга
в 1998 году состоялось
в основном за
счет размещения
Украиной на
внешнем рынке
2- и 3-годовых
еврооблигаций
на общую сумму
около DM 1 млрд.
и EUR 500 млн. (в сумме
— около $1,15 млрд.).
Еще около $375 млн.
Украина получила
от Международного
валютного
фонда, а $330 — от
Мирового банка.
В
1998 году к внешнему
долгу после
конвертации
были отнесены
2-годовые еврооблигации
долгов Украины
перед нерезидентами—содержателями
ОВГЗ.
В 1999 году Правительство
должен выплатить
в счет внешних
займов $1170,259 млн.
Еще около $670 млн.
должен заплатить
по кредитам
МВФ Нацбанк.
Правительство
планирует, что
в 1999 году объем
внешних заимствований
Украины не
превысит $2558,74
млн. Соответственно
госбюджету
на 1999 год государственные
внешние заимствования
утверждены
в размере 3,3 млрд.
грн. ($825,5 млн.). Как
прогнозировалось,
указанные
средства будут
сформированы,
в частности,
за счет поступлений
некоммерческих
заимствований
($625 млн.) и коммерческих
займов ($102,7 млн.).
1998
стал годом
укрепления
Ассоциации
ПФТС
(Внебиржевая
фондовая торговая
система)
как неотъемлемой
части инфраструктуры
фондового рынка
Украины. В условиях
кризиса рынка
ценных бумаг,
под влиянием
как внутренних,
так и внешних
макроэкономических
условий, ПФТС,
с одной стороны,
продолжала
развитие фондовой
торговой системы,
а с другого —
обеспечивала
саморегулирования
деятельности
участников
фондового
рынка.
Среди
главных достижений
ПФТС в 1998 года
можно выделить
следующее:
• обеспечение
фондового рынка
Украины мощной
торговой системой,
которая охватила
66 % общего организованного
рынка ценных
бумаг, 74 % рынка
долговых обязательств
и 99 % вторичного
рынка акций;
• значительное
возрастание
количества
членов Ассоциации
ПФТС (оно достигла
294)
• деятельность
Совета Ассоциации
и четверых
комитетов,
становление
и значительное
развитие
арбитражно-дисциплинарной
системы ПФТС
доказали
эффективность
применения
модели саморегулируемой
организации
рынка ценных
бумаг в Украине;
• объемы
торговли в
ПФТС, ее прозрачность
для инвесторов,
имеющиеся
технические
возможности
относительно
обработки и
распространения
информации,
присутствие
в Списке ПФТС
наибольших
украинских
предприятий,
работа ПФТС
с инвестиционным
сообществом
привели к
международному
признанию
украинского
фондового рынка
Международной
Финансовой
корпорацией
(МФК) (МФК включила
Украину к индексу
ІFС
Fгопtіег, ПФТС
— к числу мировых
бирж, которые
репрезентуют
свои страны
в международных
статистических
справочниках
МФК, а ПФТС - индекс
стал признанным
индикатором,
который характеризует
состояние и
динамику рынка
в Украине.)
• разработка
ПФТС новых
программно-технических
средств и создания
соответствующей
нормативной
базы разрешили
участникам
фондового рынка
получить новые
возможности
относительно
осуществления
операций с
ценными бумагами
в ПФТС, которое
было в особенности
важным в условиях
кризиса рынка
ценных бумаг.
39
РЫНОК ЦЕННЫХ
БУМАГ УКРАИНЫ,
ЕГО СТРУКТУРА
И РАЗВИТИЕ
Определение
термина "рынок
ценных бумаг"
приведено в
Концепции
функционирования
и развития
фондового рынка
Украины (см.
прил. А), одобренной
Постановлением
Верховного
Совета Украины
от 22 сентября
1995 г., где говорится:
"Рынок ценных
бумаг является
многофункциональной
системой, которая
способствует
аккумулированию
капитала для
инвестиций
в производственную
и социальную
сферы, структурной
перестройке
экономики,
позитивной
динамике социальной
структуры
общества, повышению
благосостояния
граждан за счет
владения и
свободного
распоряжения
ценными бумагами,
подготовленности
населения к
рыночным отношениям".
В этом определении
не указывается,
кто действует
на рынке ценных
бумаг (субъекты),
каков характер
отношений, в
которые вступают
его участники,
и по какому
поводу складываются
отношения
(объекты). Ответив
на эти вопросы,
мы получим
достаточно
полное представление
о том, что такое
рынок ценных
бумаг.[11]
Рынок ценных
бумаг представляет
собой особый
сегмент финансового
рынка, на котором
складываются
отношения по
поводу купли-продажи
специальных
документов
(ценных бумаг),
имеющих собственную
стоимость,
свободно обращающихся
и свидетельствующих
об отношениях
совладения,
займа, и производных
от них отношений
между теми, кто
привлекает
ресурсы, выпуская
ценные бумаги
(эмитентами),
и теми, кто их
приобретает
(инвесторами),
с участием, как
правило, особых
субъектов
предпринимательской
деятельности
— финансовых
посредников.
Рынок
ценных бумаг
не является
неким абсолютно
самостоятельным
институтом
рыночной
экономики,
это часть финансового
рынка, включающая
также банковские
и страховые
институты.
Финансовый
рынок (рынок
ссудных капиталов)
— это механизм
перераспределения
капитала между
кредиторами
и заемщиками
с помощью посредников
на основе спроса
и предложения
на капитал. На
практике он
представляет
собой совокупность
кредитно-финансовых
институтов,
направляющих
поток денежных
средств от
собственников
к заемщикам
и обратно. Главная
функция финансового
рынка состоит
в трансформации
бездействующих
денежных средств
в ссудный капитал,
т. е. в денежный
капитал, собственник
которого
предоставляет
его другим
лицам на установленный
срок на условиях
возвратности
за определенную
плату в виде
процента.
Финансовый
рынок подразделяется
на:
Денежный
рынок:
учетный
рынок;
межбанковский
рынок;
валютный
рынок.
Рынок капиталов:
рынок ценных
бумаг;
рынок средне-
и долгосрочных
банковских
кредитов.
Под денежным
понимается
рынок краткосрочных
кредитных
операций (до
одного года).
В свою очередь,
денежный рынок
обычно подразделяется
на учетный,
межбанковский
и валютный.
Основными
инструментами,
используемыми
на учетном
рынке, являются
казначейские
и коммерческие
векселя, другие
виды краткосрочных
обязательств
(ценные бумаги).
Таким образом,
на учетном
рынке обращается
огромная масса
краткосрочных
ценных бумаг,
главная характеристика
которых — высокая
ликвидность
и мобильность.
Межбанковский
рынок — это
часть рынка
ссудных капиталов,
где временно
свободные
денежные ресурсы
кредитных
учреждений
привлекаются
и размещаются
банками между
собой преимущественно
в форме межбанковских
депозитов на
короткие сроки.
Наиболее
распространенные
сроки депозитов
— 1, 3 и 6 месяцев,
предельные
сроки — от одного
дня до двух лет
(иногда 5 лет).
Средства
межбанковского
рынка используются
банками не
только для
краткосрочных,
но и для средне-
и долгосрочных
активных операций,
регулирования
балансов, выполнения
требований
государственных
регулирующих
органов.[11]
Валютные
рынки обслуживают
международный
платежный
оборот, связанный
с оплатой денежных
обязательств
юридических
и физических
лиц разных
стран. Специфика
международных
расчетов заключается
в отсутствии
общепринятого
для всех стран
платежного
средства. Поэтому
необходимым
условием расчетов
по внешней
торговле, услугам,
инвестициям,
межгосударственным
платежам является
обмен одной
валюты на другую
в форме покупки
или продажи
иностранной
валюты плательщиком
или получателем.
Валютные
рынки — официальные
центры, где
совершается
купля-продажа
валют на основе
спроса и предложения.
Рынок капиталов
подразделяется
на рынок ценных
бумаг (средне-
и долгосрочных)
и рынок средне-
и долгосрочных
банковских
кредитов. Рынок
капиталов
является важнейшим
источником
долгосрочных
инвестиционных
ресурсов для
правительства,
корпораций
и банков. Если
денежный рынок
предоставляет
высоколиквидные
средства в
основном для
удовлетворения
краткосрочных
потребностей,
то рынок капиталов
обеспечивает
долгосрочные
потребности
в финансовых
ресурсах.
Таким
образом,
финансовый
рынок = денежный
рынок + рынок
капиталов.
Главной
функцией финансового
рынка является
обеспечение
процесса
распределения
финансовых
ресурсов в
экономике. Он
создает условия
для свободного
межотраслевого
обращения
капиталов,
позволяет
превращать
сбережения
в рабочие инвестиции.
Являясь оптимальным
распределительным
механизмом,
финансовый
рынок способствует
снижению затрат,
возникающих
в процессе
движения капитала.
Государство
может быть
кредитором
и заемщиком,
устанавливать
общие правила
функционирования
рынка и осуществлять
повседневный
контроль за
ним, проводить
через рынок
официальную
денежно-кредитную
политику и даже
более широкие
экономические
мероприятия.
Государство
может также
поощрять и
защищать развитие
финансового
рынка, от состояния
которого существенно
зависит устойчивое
функционирование
национальной
экономики.
Такая политика
проводится
в первую очередь
посредством
придания рынку
и его составляющим
организационной
завершенности,
стандартизации
операций и
жесткого контроля.
Этими вопросами
в странах с
развитой рыночной
экономикой
специально
занимаются
такие учреждения,
как Комиссия
по ценным бумагам
и биржам (США)
или Французская
комиссия по
биржевым операциям.
Кроме того, в
США с конца
30-х годов функционирует
Национальная
ассоциация
дилеров по
ценным бумагам
(НАСД), созданная
совместными
усилиями Конгресса
США и Комиссии
по ценным бумагам
и биржам с целью
содействия
инвестиционным
банкам и бизнесу
с ценными бумагами,
стандартизации
принципов и
приемов их
практической
деятельности
в соответствии
с требованиями
федеральных
законов о ценных
бумагах.
В отдельных
европейских
странах государство
непосредственно
участвует в
создании и
поддержании
рынков отдельных
финансовых
активов. Даже
фондовые биржи
в ряде случаев
являются
государственными
учреждениями.
Существуют
также и "защитные"
законы и постановления,
ограждающие
национальные
кредитно-финансовые
институты от
иностранного
проникновения
и излишней
конкуренции.
Процесс
законодательного
регулирования
работы фондового
рынка в различных
странах проходил
по-разному, но
его целью всегда
было создание
наиболее
благоприятных
условий для
инвесторов
и эмитентов.
Обобщенные
правила поведения
эмитентов,
финансовых
посредников
и инвесторов
на рынке ценных
бумаг сформулированы
в международных
стандартах
по торговым
системам, клирингу
и расчетам по
ценным бумагам.
Выработаны
и принципы
функционирования
цивилизованного
фондового
рынка:
• прозрачность;
• открытость
и доступность;
• упорядоченность;
• конкурентность.
Этих стандартов
и принципов
необходимо
придерживаться
при любой принятой
форме организации
фондового
рынка. В соответствии
с ними Украинский
фондовый рынок
сейчас разделен
на два сегмента
— биржевой и
внебиржевой.
Такое разделение
четко зафиксировано
в Концепции
функционирования
и развития