Главная      Учебники - Экономика     Лекции по финансам - часть 2

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  784  785  786   ..

 

 

деятельность ассоциации ПФТС и методы совершенствования

деятельность ассоциации ПФТС и методы совершенствования

ВВЕДЕНИЕ

Зависимость украинского фондового рынка от состояния рынков ценных бумаг других стран в значительной мере проявилось на протяжении 1998 года. Азиатский кризис конца 1997 года был одним из факторов, которые привело к значительному оттоку иностранных портфельных инвестиций из Украины. Влияние внешних (наибольшее влияние имел кризис, который произошел в России в августе 1998 года) и внутренних условий развития экономики Украины отобразились на падении реального ВВП на 1,7 %. (Хотя в начале 1999 года Правительство Украины прогнозировало возрастания ВВП на 0,5 %). Индекс инфляции достиг 20 %. Не удалось выдержать курс гривны, который упал с 1,91 грн./$ до 3,42 грн./$ *.

В 1998 году в Украине было выработано промышленной продукции на 82,9 млрд. грн., что на 1,5 % меньше показателя 1997 года. При этом падение производства было меньше, чем в предшествующем году (1,8 %). Отрицательные макроэкономические факторы больше всего повлияли на результаты работы предприятий экспортно-ориентированных и базовых областей экономики. Так, сократилось производство продукции в черной металлургии (на 6,8 %), машиностроении и металлообработке (на 4,5 %), топливной промышленности (на 0,7 %) и электроэнергетике (на 0,3 %). Удельный вес этих областей составляет почти 2/3 общего объема производства. Положительные сдвиги наблюдались в пищевой промышленности, предприятия которой наращивали на протяжении года производство продукции и сократили отставание с 14,6 % за 1997 год до 0,5 % за 1998 год.


* Соответственно не удалось удержать прогнозируемый Правительством валютный коридор на 1998 год - 1,8-2,25 грн./$.

Значительно улучшили работу предприятия деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, легкой промышленности и промышленности строительных материалов, где по итогам 1998 года получен прирост объемов продукции соответственно 10,4 %, 1,5 %, 4,1 %.

Общий объем внешней торговли товарами в Украине в 1998 году составил $27,31 млрд., в том числе экспорт — $12,64 млрд. и импорт - $14,67 млрд. Отрицательное сальдо торговли достигло $2,03 млрд. Внешнеторговые сделки осуществлялись с партнерами с 190 стран.

Бюджетом на 1998 год предельный размер государственных внешних займов был установлен на уровне $3,08 млрд. Внешний долг Украины на 1.01.1999 года составлял $11,48 млрд. Такой объем внешнего долга равняется 70 % экспорта и 40 % ВВП. По состоянию на начало 1998 года объем внешнего долга составлял $9,555 млрд., что отвечало 20,4 % ВВП и 52 % объема экспорта. Возрастание внешнего долга в 1998 году состоялось в основном за счет размещения Украиной на внешнем рынке 2- и 3-годовых еврооблигаций на общую сумму около DM 1 млрд. и EUR 500 млн. (в сумме — около $1,15 млрд.). Еще около $375 млн. Украина получила от Международного валютного фонда, а $330 — от Мирового банка.

В 1998 году к внешнему долгу после конвертации были отнесены 2-годовые еврооблигации долгов Украины перед нерезидентами—содержателями ОВГЗ. В 1999 году Правительство должен выплатить в счет внешних займов $1170,259 млн. Еще около $670 млн. должен заплатить по кредитам МВФ Нацбанк. Правительство планирует, что в 1999 году объем внешних заимствований Украины не превысит $2558,74 млн. Соответственно госбюджету на 1999 год государственные внешние заимствования утверждены в размере 3,3 млрд. грн. ($825,5 млн.). Как прогнозировалось, указанные средства будут сформированы, в частности, за счет поступлений некоммерческих заимствований ($625 млн.) и коммерческих займов ($102,7 млн.).

1998 стал годом укрепления Ассоциации ПФТС (Внебиржевая фондовая торговая система) как неотъемлемой части инфраструктуры фондового рынка Украины. В условиях кризиса рынка ценных бумаг, под влиянием как внутренних, так и внешних макроэкономических условий, ПФТС, с одной стороны, продолжала развитие фондовой торговой системы, а с другого — обеспечивала саморегулирования деятельности участников фондового рынка.

Среди главных достижений ПФТС в 1998 года можно выделить следующее:

• обеспечение фондового рынка Украины мощной торговой системой, которая охватила 66 % общего организованного рынка ценных бумаг, 74 % рынка долговых обязательств и 99 % вторичного рынка акций;

• значительное возрастание количества членов Ассоциации ПФТС (оно достигла 294)

• деятельность Совета Ассоциации и четверых комитетов, становление и значительное развитие арбитражно-дисциплинарной системы ПФТС доказали эффективность применения модели саморегулируемой организации рынка ценных бумаг в Украине;

• объемы торговли в ПФТС, ее прозрачность для инвесторов, имеющиеся технические возможности относительно обработки и распространения информации, присутствие в Списке ПФТС наибольших украинских предприятий, работа ПФТС с инвестиционным сообществом привели к международному признанию украинского фондового рынка Международной Финансовой корпорацией (МФК) (МФК включила Украину к индексу ІFС Fгопtіег, ПФТС — к числу мировых бирж, которые репрезентуют свои страны в международных статистических справочниках МФК, а ПФТС - индекс стал признанным индикатором, который характеризует состояние и динамику рынка в Украине.)

• разработка ПФТС новых программно-технических средств и создания соответствующей нормативной базы разрешили участникам фондового рынка получить новые возможности относительно осуществления операций с ценными бумагами в ПФТС, которое было в особенности важным в условиях кризиса рынка ценных бумаг.


39


  1. РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ УКРАИНЫ, ЕГО СТРУКТУРА И РАЗВИТИЕ


Определение термина "рынок ценных бумаг" приведено в Концепции функционирования и развития фондового рынка Украины (см. прил. А), одобренной Постановлением Верховного Совета Украины от 22 сентября 1995 г., где говорится: "Рынок ценных бумаг является многофункциональной системой, которая способствует аккумулированию капитала для инвестиций в производственную и социальную сферы, структурной перестройке экономики, позитивной динамике социальной структуры общества, повышению благосостояния граждан за счет владения и свободного распоряжения ценными бумагами, подготовленности населения к рыночным отношениям". В этом определении не указывается, кто действует на рынке ценных бумаг (субъекты), каков характер отношений, в которые вступают его участники, и по какому поводу складываются отношения (объекты). Ответив на эти вопросы, мы получим достаточно полное представление о том, что такое рынок ценных бумаг.[11]

Рынок ценных бумаг представляет собой особый сегмент финансового рынка, на котором складываются отношения по поводу купли-продажи специальных документов (ценных бумаг), имеющих собственную стоимость, свободно обращающихся и свидетельствующих об отношениях совладения, займа, и производных от них отношений между теми, кто привлекает ресурсы, выпуская ценные бумаги (эмитентами), и теми, кто их приобретает (инвесторами), с участием, как правило, особых субъектов предпринимательской деятельности — финансовых посредников.

Рынок ценных бумаг не является неким абсолютно самостоятельным институтом рыночной экономики, это часть финансового рынка, включающая также банковские и страховые институты.

Финансовый рынок (рынок ссудных капиталов) — это механизм перераспределения капитала между кредиторами и заемщиками с помощью посредников на основе спроса и предложения на капитал. На практике он представляет собой совокупность кредитно-финансовых институтов, направляющих поток денежных средств от собственников к заемщикам и обратно. Главная функция финансового рынка состоит в трансформации бездействующих денежных средств в ссудный капитал, т. е. в денежный капитал, собственник которого предоставляет его другим лицам на установленный срок на условиях возвратности за определенную плату в виде процента.

Финансовый рынок подразделяется на:

  1. Денежный рынок:

  • учетный рынок;

  • межбанковский рынок;

  • валютный рынок.

  1. Рынок капиталов:

  • рынок ценных бумаг;

  • рынок средне- и долгосрочных банковских кредитов.

Под денежным понимается рынок краткосрочных кредитных операций (до одного года). В свою очередь, денежный рынок обычно подразделяется на учетный, межбанковский и валютный.

Основными инструментами, используемыми на учетном рынке, являются казначейские и коммерческие векселя, другие виды краткосрочных обязательств (ценные бумаги). Таким образом, на учетном рынке обращается огромная масса краткосрочных ценных бумаг, главная характеристика которых — высокая ликвидность и мобильность.

Межбанковский рынок — это часть рынка ссудных капиталов, где временно свободные денежные ресурсы кредитных учреждений привлекаются и размещаются банками между собой преимущественно в форме межбанковских депозитов на короткие сроки. Наиболее распространенные сроки депозитов — 1, 3 и 6 месяцев, предельные сроки — от одного дня до двух лет (иногда 5 лет). Средства межбанковского рынка используются банками не только для краткосрочных, но и для средне- и долгосрочных активных операций, регулирования балансов, выполнения требований государственных регулирующих органов.[11]

Валютные рынки обслуживают международный платежный оборот, связанный с оплатой денежных обязательств юридических и физических лиц разных стран. Специфика международных расчетов заключается в отсутствии общепринятого для всех стран платежного средства. Поэтому необходимым условием расчетов по внешней торговле, услугам, инвестициям, межгосударственным платежам является обмен одной валюты на другую в форме покупки или продажи иностранной валюты плательщиком или получателем.

Валютные рынки — официальные центры, где совершается купля-продажа валют на основе спроса и предложения.

Рынок капиталов подразделяется на рынок ценных бумаг (средне- и долгосрочных) и рынок средне- и долгосрочных банковских кредитов. Рынок капиталов является важнейшим источником долгосрочных инвестиционных ресурсов для правительства, корпораций и банков. Если денежный рынок предоставляет высоколиквидные средства в основном для удовлетворения краткосрочных потребностей, то рынок капиталов обеспечивает долгосрочные потребности в финансовых ресурсах.

Таким образом,

финансовый рынок = денежный рынок + рынок капиталов.

Главной функцией финансового рынка является обеспечение процесса распределения финансовых ресурсов в экономике. Он создает условия для свободного межотраслевого обращения капиталов, позволяет превращать сбережения в рабочие инвестиции. Являясь оптимальным распределительным механизмом, финансовый рынок способствует снижению затрат, возникающих в процессе движения капитала.

Государство может быть кредитором и заемщиком, устанавливать общие правила функционирования рынка и осуществлять повседневный контроль за ним, проводить через рынок официальную денежно-кредитную политику и даже более широкие экономические мероприятия. Государство может также поощрять и защищать развитие финансового рынка, от состояния которого существенно зависит устойчивое функционирование национальной экономики. Такая политика проводится в первую очередь посредством придания рынку и его составляющим организационной завершенности, стандартизации операций и жесткого контроля. Этими вопросами в странах с развитой рыночной экономикой специально занимаются такие учреждения, как Комиссия по ценным бумагам и биржам (США) или Французская комиссия по биржевым операциям. Кроме того, в США с конца 30-х годов функционирует Национальная ассоциация дилеров по ценным бумагам (НАСД), созданная совместными усилиями Конгресса США и Комиссии по ценным бумагам и биржам с целью содействия инвестиционным банкам и бизнесу с ценными бумагами, стандартизации принципов и приемов их практической деятельности в соответствии с требованиями федеральных законов о ценных бумагах.

В отдельных европейских странах государство непосредственно участвует в создании и поддержании рынков отдельных финансовых активов. Даже фондовые биржи в ряде случаев являются государственными учреждениями. Существуют также и "защитные" законы и постановления, ограждающие национальные кредитно-финансовые институты от иностранного проникновения и излишней конкуренции.

Процесс законодательного регулирования работы фондового рынка в различных странах проходил по-разному, но его целью всегда было создание наиболее благоприятных условий для инвесторов и эмитентов. Обобщенные правила поведения эмитентов, финансовых посредников и инвесторов на рынке ценных бумаг сформулированы в международных стандартах по торговым системам, клирингу и расчетам по ценным бумагам. Выработаны и принципы функционирования цивилизованного фондового рынка:

• прозрачность;

• открытость и доступность;

• упорядоченность;

• конкурентность.

Этих стандартов и принципов необходимо придерживаться при любой принятой форме организации фондового рынка. В соответствии с ними Украинский фондовый рынок сейчас разделен на два сегмента — биржевой и внебиржевой. Такое разделение четко зафиксировано в Концепции функционирования и развития