Под
основами местного
самоуправления
понимаются
объективно
сложившиеся
в обществе
экономические,
социальные,
финансовые,
правовые и
другие возможности
и условия,
совокупность
которых образует
тот базис, на
котором строится
вся система
местного
самоуправления,
осуществляется
муниципальная
власть, т. е. основа
– это тот фундамент,
на котором
осуществляется
муниципальное
строительство.
Необходимым
условием
жизнеспособности
местного
самоуправления
является наличие
достаточной
экономической
и финансовой
базы для его
осуществления.
Без этого какое либо
реальное, а не
фиктивное,
местное самоуправление
невозможно.
Не случайно,
что значительное
место финансовым
и экономическим
основам местного
самоуправления
отводится в
международно правовых
актах и российском
законодательстве.
Так,
Европейская
Хартия местного
самоуправления,
раскрывая в
ст. 9 финансовые
ресурсы органов
местного
самоуправления,
указывает, что
органы местного
самоуправления
имеют право,
в рамках национальной
экономической
политики, на
обладание
достаточными
собственными
финансовыми
ресурсами,
которыми они
могут свободно
распоряжаться
при осуществлении
своих полномочий.
В Декларации
о принципах
местного
самоуправления
в государствах
– участниках
Содружества
в ст. 4, посвященной
экономическим
основам местного
самоуправления,
отмечается,
что законодательство
о местном
самоуправлении
должно устанавливать
права территориальных
сообществ на
материально финансовые
ресурсы, достаточные
для самостоятельного
осуществления
органами местного
самоуправления
возложенных
на них функций
и полномочий.
Территориальное
сообщество
следовало бы
признать субъектом,
осуществляющим
владение,
пользование,
распоряжение
собственностью
соответствующей
территории
(муниципальной,
коммунальной),
наделить его
возможностью
самостоятельно
и через органы
местного
самоуправления
распоряжаться
материально финансовыми
ресурсами.
Подобный
подход получил
свое отражение
в российском
законодательстве
при регулировании
этих вопросов.
Федеральный
закон "Об общих
принципах
организации
местного
самоуправления
в Российской
Федерации"
в гл. V
закрепляет
финансово экономическую
основу местного
самоуправления.
1.
Экономическая
основа местного
самоуправления
Экономическую
основу местного
самоуправления
в соответствии
со ст. 28 Федерального
закона "Об общих
принципах
организации
местного
самоуправления
в Российской
Федерации"
составляют:
муниципальная
собственность;
местные
финансы;
имущество,
находящееся
в государственной
собственности
и переданное
в управление
органам местного
самоуправления;
иная
собственность,
служащая
удовлетворению
потребностей
населения
муниципального
образования.
Состав
муниципальной
собственности
определен
Федеральным
законом "Об
общих принципах
организации
местного
самоуправления
в Российской
Федерации".
В соответствии
со ст. 29 этого
Закона, сюда
входят:
средства
местного бюджета;
муниципальные
внебюджетные
фонды;
имущество
органов местного
самоуправления;
муниципальные
земли и другие
природные
ресурсы, находящиеся
в муниципальной
собственности;
муниципальные
предприятия
и организации;
муниципальные
банки и другие
финансово кредитные
организации;
муниципальный
жилищный фонд
и нежилые помещения;
муниципальные
учреждения
образования,
здравоохранения,
культуры и
спорта;
другое
движимое и
недвижимое
имущество.
В Российской
Федерации
признаются
и защищаются
равным образом
частная, государственная,
муниципальная
и иные формы
собственности.
Органы
местного
самоуправления,
как это предусмотрено
ст. 132 Конституции
Российской
Федерации,
самостоятельно
управляют
муниципальной
собственностью.
В соответствии
с законом они
вправе:
передавать
объекты этой
собственности
во временное
или постоянное
пользование
физическим
и юридическим
лицам;
сдавать
в аренду;
отчуждать,
совершать с
имуществом
иные сделки;
устанавливать
условия использования
земель;
определять
порядок и условия
приватизации
муниципальной
собственности;
определять
в договорах
и соглашениях
условия использования
приватизированных
или передаваемых
в пользование
объектов.
Органы
местного
самоуправления
вправе в соответствии
с законом создавать
предприятия,
учреждения
и организации
для осуществления
хозяйственной
деятельности,
решать вопросы
их реорганизации
и ликвидации
(ст. 30 Федерального
закона "Об общих
принципах
организации
местного
самоуправления
в Российской
Федерации").
Отношения
органов местного
самоуправления
с предприятиями,
учреждениями
и организациями,
находящимися
в муниципальной
собственности,
строятся на
основе подчиненности.
Органы
местного
самоуправления:
определяют
цели, условия
и порядок их
деятельности;
осуществляют
регулирование
цен и тарифов
на их продукцию
и услуги;
утверждают
их уставы;
назначают
и увольняют
руководителей
данных предприятий,
учреждений,
организаций;
заслушивают
отчеты об их
деятельности.
Отношения
органов местного
самоуправления
с предприятиями,
учреждениями
и организациями,
не находящимися
в муниципальной
собственности,
а также с физическими
лицами строятся
на основе договоров.
При этом органы
местного
самоуправления
вправе координировать
их участие в
комплексном
социально экономическом
развитии территории
муниципального
образования.
В то же время
они не могут
устанавливать
ограничения
хозяйственной
деятельности
этих предприятий,
учреждений
и организаций,
за исключением
случаев, предусмотренных
законом.
Органам
местного
самоуправления
предоставлено
право:
выступать
муниципальным
заказчиком
на выполнение
работ по: благоустройству
территории,
коммунальному
обслуживанию
населения,
строительству
и ремонту объектов
социальной
инфраструктуры
и т. д. с использованием
собственных
материальных
и финансовых
средств;
осуществлять
в интересах
населения
внешнеэкономическую
деятельность
в порядке,
установленном
законом.
2.
Финансовая
основа местного
самоуправления
2.1. Местные
финансы.
Финансовую
основу местного
самоуправления
составляют
местные финансы,
т. е. совокупность
денежных средств,
формируемых
и используемых
для решения
вопросов местного
значения. Они
включают в
себя:
средства
местного бюджета;
государственные
и муниципальные
ценные бумаги,
принадлежащие
органам местного
самоуправления;
другие
финансовые
средства.
В соответствии
с Федеральным
законом "Об
общих принципах
организации
местного
самоуправления
в Российской
Федерации"
к местным бюджетам
относятся
бюджеты муниципальных
образований.
Бюджетный
кодекс Российской
Федерации
относит местные
бюджеты к третьему
уровню, входящему
в бюджетную
систему Российской
Федерации (ст.
10). Под бюджетом
муниципального
образования
(с. 14 Бюджетного
кодекса Российской
Федерации)
понимается
форма образования
и расходования
денежных средств,
предназначенных
для обеспечения
задач и функций,
отнесенных
к предметам
ведения местного
самоуправления.
2.2. Доходы
местных бюджетов.
Доходы
местных бюджетов
регулируются
Федеральным
законом "О
финансовых
основах местного
самоуправления
в Российской
Федерации",
ст. 6 которого
определяет
доходную часть
местных бюджетов,
состоящую из:
собственных
доходов;
поступлений
от регулируемых
доходов.
Доходная
часть может
также включать
финансовую
помощь в различных
формах и средства
по взаимным
зачетам.
Рассмотрим
детально доходную
часть местных
бюджетов:
1.
Местные
налоги и сборы
установлены
ст. 15 Налогового
кодекса Российской
Федерации. К
ним относятся:
земельный
налог;
налог
на имущество
физических
лиц;
налог
на рекламу;
налог
на наследование
или дарение;
местные
лицензионные
сборы.
2.
К другим
собственным
доходам
местных бюджетов
относятся:
1) доходы
от приватизации
и реализации
муниципального
имущества;
2) не
менее 10% доходов
от приватизации
государственного
имущества,
находящегося
на территории
муниципального
образования,
проводимой
в соответствии
с государственной
программой
приватизации;
3) доходы
от сдачи в аренду
муниципального
имущества,
включая аренду
нежилых помещений,
и муниципальных
земель;
4) платежи
за пользование
недрами и природными
ресурсами,
установленные
в соответствии
с законодательством
Российской
Федерации;
5) доходы
от проведения
муниципальных
денежно вещевых
лотерей;
6) штрафы,
подлежащие
перечислению
в местные бюджеты
в соответствии
с федеральными
законами и
законами субъектов
Российской
Федерации;
7) государственная
пошлина, установленная
в соответствии
с законодательством
Российской
Федерации;
8) не
менее 50% налога
на имущество
предприятий
(организаций);
9) подоходный
налог с физических
лиц, занимающихся
предпринимательской
деятельностью
без образования
юридического
лица.
3.
К собственным
доходам местных
бюджетов относятся
также доли
федеральных
налогов,
распределенные
между бюджетами
разных уровней
и закрепленные
за муниципальными
образованиями
на постоянной
основе.
Размеры
минимальных
долей (в процентах)
федеральных
налогов, закрепляемых
за муниципальными
образованиями
на постоянной
основе, определяются
законодательными
(представительными)
органами субъекта
Российской
Федерации.
К указанным
долям относятся:
1) часть
подоходного
налога с физических
лиц в пределах
не менее 50% в
среднем по
субъекту Российской
Федерации;
2) часть
налога на прибыль
организаций
в пределах не
менее 5% в среднем
по субъекту
Российской
Федерации;
3) часть
налога на добавленную
стоимость по
товарам отечественного
производства
(за исключением
драгоценных
металлов и
драгоценных
камней, отпускаемых
из Государственного
фонда драгоценных
металлов и
драгоценных
камней Российской
Федерации) в
пределах не
менее 10% в среднем
по субъекту
Российской
Федерации;
4) часть
акцизов на
спирт, водку
и ликероводочные
изделия в пределах
не менее 5% в среднем
по субъекту
Российской
Федерации;
5) часть
акцизов на
остальные виды
подакцизных
товаров (за
исключением
акцизов на
минеральные
виды сырья,
бензин, автомобили,
импортные
подакцизные
товары) в пределах
не менее 10% в
среднем по
субъекту Российской
Федерации.
4.
К собственным
доходам местных
бюджетов могут
относиться
также другие
платежи,
установленные
законодательством
Российской
Федерации и
законодательством
субъектов
Российской
Федерации.
5.
В доходы местных
бюджетов может
включаться
финансовая
помощь,
которая осуществляется
в различных
формах. Это:
► дотации,
т. е. средства,
предоставленные
местным бюджетам
из федерального
бюджета и субъектов
Российской
Федерации в
порядке бюджетного
регулирования
без целевого
назначения;
► субвенции,
т. е. денежные
средства, выделяемые
на конкретные
цели и на определенный
срок муниципальным
образованиям
из федерального
бюджета, бюджетов
субъектов
Российской
Федерации и
подлежащие
возврату в
соответствующий
бюджет в случае
неиспользования
их по целевому
назначению
в установленный
срок;
► средства
финансовой
поддержки
муниципальных
образований,
т. е. денежные
средства, образуемые
в бюджете субъекта
Российской
Федерации для
оказания финансовой
помощи муниципальным
образованиям
и распределяемые
в соответствии
с фиксированной
формулой,
учитывающей:
численность
населения
муниципального
образования,
долю лиц пенсионного
возраста в
общей численности
населения
муниципального
образования,
площадь территории
муниципального
образования,
уровень душевой
обеспеченности
бюджетными
средствами
муниципального
образования,
а также другие
факторы, определяющие
особенности
данного субъекта
Российской
Федерации.
Сумма
превышения
доходов над
расходами
местных бюджетов