Автоматизация
системы бюджетирования
финансовой
службы ЗАО
«Телмос»
Лист
Листов
Руководитель
Кусмарцева
Н.В.
3
117
Зав.кафедрой
Прокофьев
Е.А..
98-Э-5
Введение
Актуальность
Интерес к
системам
бюджетирования
и финансового
планирования
в последнее
время значительно
вырос. Всего
2 года назад
было проблематично
найти информацию
о специализированных
системах
бюджетирования
- слишком мало
было предложений
на российском
рынке. В настоящее
время автору
удалось отыскать
сведения о
более чем 30 системах
бюджетирования
в российских
ресурсах сети
Интернет.
Представленные
на рынке системы
бюджетирования
как иностранного,
так и отечественного
производства,
разнообразны
по своему построению,
применяемым
информационным
технологиям,
глубине проработки
функциональности
и ориентации
на сферу деятельности
и размер предприятия.
Неудивительно,
что многим
потенциальным
пользователям
сложно разобраться,
какая именно
система бюджетирования
наиболее подходит
им из всех систем,
представленных
на рынке.
Главный смысл
бюджетирования
сводится к
повышению
финансово-экономической
эффективности
и финансовой
устойчивости
предприятия
путем координации
усилий всех
подразделений
на достижение
конечного,
количественно
определенного
результата.
За последние
годы специализированные
системы бюджетирования
получили широкое
распространение
и в настоящее
время рассматриваются
как отдельный
класс автоматизированных
систем.
Целью
данного дипломного
проекта является
разработка
модели бюджетного
управления
ЗАО «Телмос»,
на основании
анализа существующих
на сегодняшний
день систем
бюджетирования,
и последующая
автоматизация
ее деятельности
с применением
СУБД Access.
В данном
дипломном
проекте наиболее
подробно разобраны
лишь 5 из существующих
на сегодняшний
момент на рынке
систем бюджетирования.
Эти системы
наиболее часто
упоминаются
в современной
литературе
и представляют
собой хорошую
базу для моделирования
собственной
системы на их
основе.
Объектом
изучения
в данном дипломном
проекте является
ЗАО «Телмос».
В процессе
написания
данного дипломного
проекта были
использованы
учебники и
учебные пособия
по теории управления
финансами,
статьи в ведущих
бухгалтерских
и финансовых
изданиях, открытые
публикации
с различных
Интернет –
сайтов, а так
же материалы,
собранные в
период прохождения
преддипломной
практики в ЗАО
«Телмос».
Глава 1. Теоретические
основы и критерии
оценки систем
бюджетирования
1.1. Понятие систем
бюджетирования
Под бюджетированием
понимается
вся совокупность
управленческих
процессов,
обеспечивающих
жизненный цикл
бюджета. В это
понятие входит
разработка
бюджета (включая
согласование
и утверждение),
контроль его
исполнения
(оценка соответствия
плана и факта),
а также анализ
причин отклонений
фактических
данных от плановых.
Таким образом,
бюджетирование
включает в себя
два основных
элемента -
планирование
и контроль.
Что
касается системы
бюджетирования,
то здесь требуются
некоторые
комментарии.
Дело в том, что
этот термин
часто употребляют
в узком смысле,
имея в виду
определенную
методику или
соответствующую
компьютерную
программу. При
постановке
и внедрении
системы бюджетирования
не всегда уделяют
должное внимание,
пожалуй, самому
главному элементу
любой системы
управления
- человеку,
принимающему
решения. Кроме
того, важную
роль играют
и организационные
принципы
(бизнес-процессы),
в рамках которых
взаимодействуют
люди и информационные
системы. Строго
говоря, система
бюджетирования
- это комплексное
понятие, включающее
в себя сразу
несколько
элементов:
методологию,
персонал,
информационную
систему, а также
соответствующие
бизнес-процессы.
1.1.1. Архитектура
и основные
понятия бюджетной
системы
Бюджетная
система компании
- совокупность
процессов/функций,
компонент
бюджетирования
и бюджетных
регламентов,
определяющих
последовательность,
правила, сроки
и ответственных
за расчеты
бюджетов,
формирование
отчетов, анализ
исполнения
бюджетов и
принятие решений.
Процессы/функции
бюджетирования
- обособленные
устойчивые
вид деятельности,
связанные с
планированием,
учетом, анализом
и контролем
финансово-экономических
показателей
деятельности
компании.
Компоненты
бюджетирования
- состоит из
двух разделов:
объекты компании,
по которым
ведется бюджетирование
и совокупность
планов и отчетов
системы бюджетирования.
Объекты
бюджетирования
- объекты компании,
по которым
ведется планирование,
учет, анализ
и контроль
исполнения
бюджетов
Набор объектов
бюджетирования,
который будет
принят в компании,
зависит от
нескольких
факторов, в том
числе и от
информации,
используемой
руководителями
компании для
принятия решений.
Например, если
при принятии
решения о
распределении
финансовых
ресурсов между
направлениями
деятельности
компании необходимо
знать оценку
финансово-экономической
эффективности
каждого направления
деятельности,
то в число объектов
бюджетирования
должны входить
бизнес – направления.
Если в компании
разработана
и внедрена
финансовая
структура, то
для эффективного
управления
компании необходимо
вести планирование
и контроль в
разрезе центров
финансового
учета. Таким
образом, в
соответствии
с разработанной
финансовой
моделью подбирается
необходимый
набор объектов
бюджетирования.
Объекты
бюджетирования:
Бизнес –
направления;
структурные
звенья компании
центры финансового
учета
основные
бизнес-процессы
компании
проекты
компании
Конкретный
набор объектов
бюджетирования
определяется
исходя из конкретной
компании в
соответствии
с принципом
целесообразности
усложнения
системы бюджетирования.
Некоторые
компании на
начальной
стадии внедрения
системы бюджетирования
могут ограничиться
только финансовыми
бюджетами, т.е.
внедрять систему
финансового
планирования
и контроля по
отношению
только компании
в целом, используя
простые финансовые
модели бюджетирования.
В дальнейшем
архитектура
бюджетной
системы может
усложняться
(по мере необходимости)
и компания
будет переходить
на использование
более сложных
финансовых
моделей.
Планы и отчеты
бюджетной
системы:
Бюджеты;
Отчеты;
Отчеты по
результатам
бюджетного
анализа.
Бюджет
- финансовый
документ,
представляющий
в систематизированной
форме на заданном
интервале
времени плановые
значения статей
бюджета.
В соответствии
с представленными
объектами
бюджетирования
на предприятии
могут составляться
следующие
бюджеты:
Операционные
бюджеты:
бюджеты
бизнес – направлений;
бюджеты
подразделений;
бюджеты
центров финансового
учета (ЦФУ);
бюджеты
бизнес-процессов;
бюджеты
проектов;
Финансовые
бюджеты (сводные
бюджеты.):
бюджет доходов
и расходов
(прибылей и
убытков);
бюджет движения
денежных средств
(кассовый бюджет);
бюджет по
балансовому
листу (прогнозный
баланс).
Бюджеты
бизнес – направлений
составляются
по каждому
направлению
деятельности
и содержат всю
необходимую
информацию
для оценки их
финансово-экономической
эффективности,
принятия решений
о дальнейшем
их развитии
и финансировании.
Бюджеты
подразделений
составляются
по каждому
структурному
звену компании
в соответствии
с действующей
организационной
структурой.
Бюджеты
центров финансового
учета (ЦФУ)
составляются
по каждому ЦФУ
в соответствии
с действующей
финансовой
структурой.
Если в компании
действует
финансовая
структура, то
можно ограничиться
составлением
бюджетов ЦФУ,
а бюджеты по
подразделениям,
входящим в
состав ЦФУ не
строить.
Бюджеты
бизнес-процессов
составляются
по каждому
выделенному
бизнес-процессу
компании. Например,
если в компании
выделен бизнес-процесс
«Сбыт», ему
могут соответствовать
следующие
бюджеты: бюджет
продаж, содержащий
информацию
о планируемых
объемах реализации
в натуральных
и стоимостных
показателях,
и бюджет коммерческих
расходов, содержащий
информацию
о планируемых
расходах, связанных
с реализацией
продукции в
объемах, заложенных
в бюджете продаж.
Бюджеты
проектов
составляются
по каждому
проекту компании.
Это могут быть
проекты, непосредственно
связанные с
основной
деятельностью
компании и
поэтому проводимыми
на регулярной
основе. Например,
в компаниях,
занимающихся
оказанием
различного
рода услуг,
проекты могут
являться основным
объектом планирования
и контроля,
поэтому необходимо
будет вести
бюджетирование
по проектам.
Также это могут
быть единичные
проекты, например,
проект по расширению
производственных
мощностей или
проект по созданию
нового продукта.
Финансовые
бюджеты
- это консолидированные
бюджеты компании.
Финансовые
бюджеты строятся
по компании
в целом или по
центрам прибыли,
т.е. по центрам
финансового
учета компании,
по которым
можно рассчитать
финансовый
результат.
Финансовые
бюджеты имеют
стандартные
форматы для
всех компаний.
Отчет
- финансовый
документ,
представляющий
в систематизированной
форме на заданном
интервале
времени фактические
значения статей
бюджета.
Отчет по
результатам
бюджетного
анализа
- финансовый
документ,
представляющий
в систематизированной
форме на заданном
интервале
времени основные
выводы об
эффективности
исполнения
бюджета и предложения
по корректировке
исходных гипотез
и предположений
на будущие
периоды.
Регламент
системы бюджетирования
- документы,
представляющие
в систематизированной
форме описание
процедур
финансово-экономического
планирования,
учета, анализа
и контроля,
действующие
в компании.
1.2. Цели и задачи
бюджетирования
Внедрение
системы бюджетирования
позволяет
предприятию:
составлять
реальные прогнозы
финансово-хозяйственной
деятельности
вовремя
обнаруживать
наиболее узкие
места в управлении
предприятием,
используя
инструменты
многовариантного
анализа
быстро подсчитать
экономические
последствия
при возможных
отклонениях
от намеченного
плана при помощи
финансовых
моделей и принять
эффективное
управленческое
решение
скоординировать
работу структурных
подразделений
и служб на
достижение
поставленной
цели
повысить
управляемость
компании за
счет оперативного
отслеживания
отклонений
факта от плана
и своевременного
принятия решений.
Ожидаемые
результаты
после внедрения
бюджетирования:
внедрение
процедур регулярного
финансового
планирования
и контроля над
исполнением
бюджета;
обучение
специалистов
финансовых
служб методикам
финансового
планирования
и анализа;
составление
годового бюджета
предприятия;
улучшение
управляемости
компании за
счет наделения
полномочиями,
установления
ответственности
менеджеров
компании и
совершенствования
оргструктуры;
улучшения
финансовых
показателей
работы компании
за счет совершенствования
системы финансового
планирования
и контроля.
1.3.
Функции систем
бюджетирования
Будучи комплексным
управленческим
процессом,
бюджетирование
оказывает столь
же комплексное
влияние на
деятельность
аппарата управления.
Среди основных
функций системы
бюджетирования
можно выделить
следующие: