3. аíòèèíôëÿöèîííàÿ ïîëèòèêà и политика регулирования 11 доходов
²² Специфика инфляции в Республике Казахстане
1.Особенности развития инфляции в Республике Казахстан 15
2.Сîöèàëüíо-эêîíîìè÷åñêèå ïîñëåäñòâèÿ èíôëÿöèè в РК 17
3.Пути преодоления инфляции 18
Заключение
24
Список используемой литературы
26
Введение
Процесс инфляции такого же древнего происхождения , как и номинальные денежные знаки , с которыми инфляция неразрывно связана. В докапиталистических формациях инфляция проявлялась главным образом в форме обесценения монет .Рабовладельческие и феодальные государства уменьшали металлическое содержание монет ( вместо золота и серебра вводили в них , например , медь ) и выпускали в обращение заки стоимости , а точнее – фальшивые деньги . В этих условиях имела место так называемая монетно-денежная инфляция .
С появлением бумажных денег монетно-денежная инфляция уступает место бумажно-денежной инфляции . В ХХ веке повсеместно был прекращен размен бумажных денег на золото по фиксированному курсу . Это лишило экономику автоматически действовавшего антиинфляционного механизма . Он обеспечивал стабильность денежного обращения. Сегодня инфляция приняла всеобщий и хронический характер во всех странах .
Òåðìèí èíôëÿöèÿ
(îò ëàòèíñêîãî inflatio - âçäóòèå) âïåðâûå ñòàë óïîòðåáëÿòüñÿ â Ñåâåðíîé Àìåðèêå â ïåðèîä ãðàæäàíñêîé âîéíû 1861-1865 ãã. è îáîçíà÷àë ïðîöåññ ðàçáóõàíèÿ áóìàæíî-äåíåæíîãî îáðàùåíèÿ.  XIX âåêå ýòîò òåðìèí óïîòðåáëÿëñÿ òàêæå â Àíãëèè è âî Ôðàíöèè. Øèðîêîå ðàñïðîñòðàíåíèå â ýêîíîìè÷åñêîé ëèòåðàòóðå ïîíÿòèå èíôëÿöèÿ
ïîëó÷èëî â ÕÕ âåêå ñðàçó ïîñëå ïåðâîé ìèðîâîé âîéíû.  ñîâåòñêîé ýêîíîìè÷åñêîé ëèòåðàòóðå ïîíÿòèå âîçíèêëî ëèøü â ñåðåäèíå 20õ ãîäîâ.
3. Îòñóòñòâèå ÷èñòîãîñâîáîäíîãî ðûíêàèñîâåðøåííîéêîíêóðåíöèè
êàê åãî ÷àñòè. На инфляционный процесс в немалой степени влияет и характер национальной экономики и рынка . частности , господство монополистических структур в экономике , превалирование несовершенной конкуренции на рынках являются той благоприятной средой , в которой легко подхватываются и усиливаются инфляционные тенденции . Монопольное положение предприятия позволяет не только взвинчивать цены , но и одновременно сокращать производство с целью еще большего роста цен и поддержания их на высоком уровне .Искусственно снижая эластичность спроса , монополистические структуры подавляют , угнетают реакцию производства на спрос и тем самым усиливают и продлевают возникающее инфляционное неравновесие .
Ñîâðåìåííûé ðûíîê â çíà÷èòåëüíîé ñòåïåíè мîнîïîëèñòè÷åí. Ïîñêîëüêó мîнîïîëèñò çàèíòåðåñîâàí â ñîêðàùåíèè ïðîèçâîäñòâà è ïðåäëîæåíèÿ òîâàðîâ ñîçäàåòñÿ äåôèöèò èñïîëüçóåìûé èì äëÿ ïîääåðæàíèÿ èëè ïîäíÿòèÿ öåíû íà òîâàð.
Òàêæå ðàçäåëÿþò äâà òèïà èíôëÿöèè - ñáàëàíñèðîâàííóþ
è íåñáàëàíñèðîâàííóþ
. Ïðè ñáàëàíñèðîâàííîé èíôëÿöèè
öåíû ïîäíèìàþòñÿ îòíîñèòåëüíî óìåðåííî è îäíîâðåìåííî íà áîëüøèíñòâî òîâàðîâ è óñëóã.  ýòîì ñëó÷àå ïî ðåçóëüòàòàì ñðåäíåãîäîâîãî ðîñòà öåí ïîäíèìàåòñÿ ïðîöåíòíàÿ ñòàâêà ãîñóäàðñòâåííîãî áàíêà è òàêèì îáðàçîì ñèòóàöèÿ ñòàíîâèòñÿ ðàâíîñèëüíîé ñèòóàöèè ñî ñòàáèëüíûìè öåíàìè.
 ñëó÷àå æå íåñáàëàíñèðîâàííîé èíôëÿöèè
öåíû íà ðàçëè÷íûå òîâàðû è óñëóãè ïîâûøàþòñÿ ðàçíîâðåìåííî è íà ïî-ðàçíîìó í êàæäûé òèï òîâàðà.
Ñóùåñòâóþò è äðóãèå âèäû êëàññèôèêàöèè èíôëÿöèè, íàïðèìåð, íà îæèäàåìóþ
è íåîæèäàåìóþ
.
Îæèäàåìóþ èíôëÿöèþ
ìîæíî ñïðîãíîçèðîâàòü íà êàêîé-ëèáî ïåðèîä âðåìåíè è îíà çà÷àñòóþ ÿâëÿåòñÿ ïðÿìûì ðåçóëüòàòîì äåéñòâèé ïðàâèòåëüñòâà.  êà÷åñòâå ïðèìåðà ìîæíî ïðèâåñòè ëèáåðàëèçàöèþ öåí â Ðîññèè 92-ãî ãîäà è ñîîòâåòñòâóþùèé ïðîãíîç ðîñòà öåí, ïîäãîòîâëåííûé ïðàâèòåëüñòâîì ÐÔ íàêàíóíå - â äåêàáðå 91-ãî ãîäà.
Íåîæèäàåìàÿ èíôëÿöèÿ
õàðàêòåðèçóåòñÿ âíåçàïíûì ñêà÷êîì öåí, ÷òî íåãàòèâíî ñêàçûâàåòñÿ íà ñèñòåìå íàëîãîîáëîæåíèÿ è äåíåæíîãî îáðàùåíèÿ.  ñëó÷àå íàëè÷èÿ ó íàñåëåíèÿ èíôëÿöèîííûõ îæèäàíèé òàêàÿ ñèòóàöèÿ âûçîâåò ðåçêîå óâåëè÷åíèå ñïðîñà, ÷òî ñàìî ïî ñåáå ñîçäàåò òðóäíîñòè â ýêîíîìèêå è èñêàæàåò ðåàëüíóþ êàðòèíó îáùåñòâåííîãî ñïðîñà, ÷òî âåäåò ê ñáîþ â ïðîãíîçèðîâàíèþ òåíäåíöèé â ýêîíîìèêå è ïðè íåêîòîðîé íåðåøèòåëüíîñòè ïðàâèòåëüñòâà åùå ñèëüíåå óâåëè÷èâàåò èíôëÿöèîííûå îæèäàíèÿ, êîòîðûå áóäóò ïîäñòåãèâàòü ðîñò öåí. Îäíàêî â ñëó÷àå, êîãäà âíåçàïíûé ñêà÷îê öåí ïðîèñõîäèò â ýêîíîìèêå íå çàðàæåííîé èíôëÿöèîííûìè îæèäàíèÿìè, òî âîçíèêàåò òàê íàçûâàåìûé “ýôôåêò Ïèãó
” - ðåçêîå ïàäåíèå ñïðîñà ó íàñåëåíèÿ â íàäåæäå íà ñêîðîå ñíèæåíèå öåí. Âñëåäñòâèå ñíèæåíèÿ ñïðîñà ïðîèçâîäèòåëü ñòàíîâèòñÿ âûíóæäåí ñíèæàòü öåíó è âñå âîçâðàùàåòñÿ â ñîñòîÿíèå ðàâíîâåñèÿ.
2. Сîöèàëüíо-эêîíîìè÷åñêèå ïîñëåäñòâèÿ èíôëÿöèè
.
Ýòè ïîñëåäñòâèÿ ñëîæíû è ðàçíîîáðàçíû. Íåáîëüøèå òåìïû èíôëÿöèè ñîäåéñòâóþò ðîñòó öåí è íîðìû ïðèáûëè являясь таким образом фактором âðåìåííîго îæèâëåíèя êîíúþíêòóðû . Ïî ìåðå óâåëè÷åíèÿ òåìïîâ èíôëÿöèè îíà ïðåâðàùàåòñÿ â ðåàëüíîå ïðåïÿòñòâèå äëÿ ïðîèçâîäñòâà è îáîñòðÿåò ýêîíîìè÷åñêóþ è ñîöèàëüíóþ íàïðÿæåííîñòü â îáùåñòâå .Инфляция искажает структуру потребительского спроса , обостряет проблему емкости внутреннего рынка . Ãàëîïèðóþùàÿ èíôëÿöèÿ äåçîðãàíèçóåò ïðîèçâîäñòâî, íàíîñèò ñåðüåçíûé ýêîíîìè÷åñêèé óùåðá, çàòðóäíÿåò ïðîâåäåíèå ýêîíîìè÷åñêîé ïîëèòèêè. Òàêæå íåðàâíîìåðíûé ðîñò öåí óñèëèâàåò äèñïðîïîðöèè ìåæäó îòðàñëÿìè ýêîíîìèêè, èñêàæàåò ñèñòåìó ïîòðåáèòåëüñêîãî ñïðîñà è îáîñòðÿåò ïðîáëåìó ðåàëèçàöèè òîâàðîâ íà âíóòðåííåì ðûíêå. Ãàëîïèðóþùàÿ èíôëÿöèÿ àêòèâèçèðóåò ñïðîñ äî óðîâíÿ, íà êîòîðîì îí íå ìîæåò áûòü íàñûùåí ïðîìûøëåííîñòüþ, à òîâàðíûé äåôèöèò, â ñâîþ î÷åðåäü, ïîäðûâàåò ñòèìóëû ê äåíåæíîìó íàêîïëåíèþ. Ñáåðåæåíèÿ íàñåëåíèÿ îáåñöåíèâàþòñÿ, ïîòåðè íåñóò áàíêè è äðóãèå êðåäèòóþùèå ó÷ðåæäåíèÿ.
Инфляция имеет и социальные последствия , она ведет к перераспределению национального дохода , ÿâëÿåòñÿ êàê áû ñâåðõíàëîãîì íà íàñåëåíèå, что обуславливает îòñòàâàíèå темпов роста номинальной , а также реальной заработной платы от резко возрастающих цен на товары и услуги .Ущерб от инфляции терпят все категории паемных работников , лица свободных профессий , пенсионеры , доходы которых либо уменьшаются , либо возрастают темпами меньшеми ,чем темпы инфляции .
3. Àíòèèíôëÿöèîííая ïîëèòèêà и политика регулирования доходов .
Îïûò áîðüáû ñ èíôëÿöèåé â Ðîññèè ïîêàçûâàåò, ÷òî áîëüøàÿ ÷àñòü ìåðîïðèÿòèé îñíîâûâàåòñÿ â îñíîâíîì íà “êíèæíûõ” ïðèìåðàõ, òîãäà êàê óñïåõ â áîðüáå ñ ýòèì çëîì âîçìîæåí òîëüêî ëèøü ïðè ó÷åòå òîíêèõ îñîáåííîñòåé ñèòóàöèè. Òàê, ê ïðèìåðó, ñæàòèå äåíåæíîé ìàññû - òîò ñàìûé ïðåñëîâóòûé ìîíåòàðèçì â ðàçíûõ ñòðàíàõ ïðèâîäèò ê äèàìåòðàëüíî ïðîòèâîïîëîæíûì ðåçóëüòàòàì.  îäíèõ ñòðàíàõ уìåíüøåíèå íàëè÷íûõ äåíåã â îáîðîòå ñíèæàåò èíôëÿöèþ, â äðóãèõ - ïîâûøàåò. Òîíêîñòü áîðüáû ñ èíôëÿöèей çàêëþ÷àåòñÿ èìåííî â òîì, ÷òîáû ïðàâèëüíî óëîâèòü è èñïîëüçîâàòü èìåííî òå, îáóñëîâëåííûå ìåñòîì è âðåìåíåì ÿâëåíèÿ.
II Специфика развития инфляции в Республике Казахстан
1. Особенности развития инфляции в Республике Казахстан .
Инфляция в Казахстане обладает характерными особенностями ,связанными со спецификой республики в экономическом и социальном аспектах развития в до- и послесоветский период .
Прежде всего , она развивается в обстановке резкого спада производства.
Другой особенностью инфляции в Казахстане является то ,что она возникла из состояния «подавленной «инфляции , когда цены на товары и услуги были искусственно низки , но имелся их значительный дефицит .Состояние «подавленной» инфляции создает внешнюю видимость макроэкономического равновесия ,поддерживаемого неприемлемыми для нормальной экономики методами – тотального дотирования убыточных производств , отраслей. Процесс сопровождался накоплением значительных денежных средств у предприятий , организаций , населения , на которые нельзя было приобрести продукцию производственно-технического и потребительского назначения . По своей сути это инфляция спроса , т.е. повышенный спрос хозяйственных агентов и населения не мог быть удовлетворен со стороны предложения .
Важной особенностью развития инфляции в республике является высокая степень монополизма в экономике , что связано с наличием крупных предприятий , работавших на потребности экономики Советского Союза . Крупные сырьедобывающие , металлургические ,химические , машиностроительные предприятия не имеют аналогов в республике и не создают конкурентной среды , присущей рынку .
Следующей особенностью является сырьевой характер народного хозяйства Казахстана , что обусловливает зависимость внутреннего рынка по потребительским товарам от внешних рынков . В данном случае инфляция генерируется за счет двух составляющих . Во-первых , удорожание импортируемой продукции за счет таможенных пошлин . Во-вторых , разницей в стоимости и соответсвенно в ценах на сырьевую продукцию , с одной стороны , и готовые потребительские или инвестиционные товары – с другой .Данный фактор проявляется через состояние платежного баланса государства – его отрицательное сальдо . Сбалансирование достигается за счет внешних займов , распродажи активов , снижения официальных валютных резервов государства .Однако названные меры нарушают макроэкономическую стабильность в экономике , требуют крупных внутренних вложений денежных средств на достижение хозяйственной стабильности и вызывают новую волну инфляции .
Развитию инфляции в Казахстане способствовало поспешное проведение таких финансовых и социальных мероприятий , как введение новых налогов , вызывающих инфляционный эффект – налога на добавленную стоимость с первоначальной ставкой в 28 % , акцизов ,экспортных и таможенных пошлин , отчислений средств , включаемых в себестоимость продукции , в Фонд преобразования экономики , Государственный фонд содействия занятости населения , резкое увеличение отчислений на социальное страхование .
Налог на добавленную стоимость в странах с развитой рыночной экономикой служит инструментом сдерживания излишнего инвестиционного спроса , переключение его на потребительский.Это необходимо , чтобы не допустить кризиса перепроизводства .В Казахстане сейчас , при резком падении инвестиционного спроса , дополнительное его сокращение под влиянием действия НДС еще больше усугубляет проблему накоплений и является фактором снижения инвестиций в народное хозяйство .
Рассмотрим тенденцию развития инфляции в Республике Казахстан с 1994 года .Как видно из графика в 1994 месячный уровень инфляции был очень высок – 45 %, уровень близкий к гиперинфляции . (гиперинфляция 50% и больше) .В 1994-1995 г изменение месячного уровня инфляции было скачкообразным , что характеризует экономическую нестабильность . С октября 1995 года наблядается тенденция к снижению уровня инфляции и постепенно уровень инфляции стабилизируется .
2.Социально-экономические последствия инфляции в РК
Существенной особенностью инфляции является ее отражение в деформированном состоянии рынка в Казахстане .Неготовность большинства структур единого народнохозяйственного комплекса к восприятию форм и методов рыночного самоуправления привела к результатам , обратным ожидаемым
Либерализация цен , имевшая целью достижение упорядочения их структуры и соотношения в общей структуре обернулась обвальным их ростом в сотни и тысячи раз и еще большими диспропорциями в соотношениях цен на отдельные виды товара , услуг .
Разрешение коммерческой деятельности гражданам , организациям и предприятиям для достижения оперативности движения товаров , улучшения снабжения , удовлетворения спроса рыночными методами вызвало разгул спекуляции , привело к неуправляемым процессам перераспределения .Этот процесс приобрел стихийный , неуправляемый характер , чему способствует ослабление контроля со стороны государственных органов , игнорирование законодательства коммерческими структурами и т.д.
Политические и психологические факторы инфляции связываются с поведением населения ,хозяйствующих субъектов относительно обстановки , складывающейся в государстве . Политическая нестабильность , недоверие населения к правительству , политические кризисы , неуверенность в будущем нарушают естественное функционирование денежного обращения , приводит к «бегству» от денег , что усиливает спрос на необесценивающиеся активы ,, иностранную валюту , золото . Психологическое состояние «ожидаемой» инфляции вызывает ажиотажный спрос , закупку товаров впрок , что порождает дефицит и соответствующее повышение цен.
3. Пути преодоления инфляции .
Анализ причин и особенностей инфляции в Казахстане позволяет выработать соответствующую дефляционную политику, а также механизм реализации , т.е. методы , способы , приемы противодействия инфляции , комплексно и целенаправленно действовать на очаги ее возникновения .
Необходимо отметить следующие условия преодоления инфляции :
1) чем выше уровень инфляции, тем труднее с ней бороться ;
2) все пути снижения инфляции являются антисоциальными, т.е. болезненны для подавляющего большинства населения ;
Комплекс мероприятий по преодолению инфляции включает воздействие на разные стороны производственно-экономической, социальной, правовой, институциональной сфер функционирования общества , хотя решающей из них является базовая , производственно-экономическая .
Рассмотрим методы преодоления инфляции .
Преодоление инфляции спроса достигается относительно рядовыми макроэкономическими методами использования денежной и фискальной политики.
Антиинфляционная политика включает различные методы ограничения денежного предложения :
1)уменьшение объема денежной массы в обращении через сокращение налично-денежной эмиссии Национальным банком;
2)увеличение учетных ставок за централизованные кредиты в целях удорожания кредитных ресурсов и снижение их доступности
3)увеличение резервных требований центрального банка к коммерческим банкам для ограничения кредитной экспансии коммерческих банков;
4)прямое сокращение кредитов центрального банка в тех же целях.
Теоретически можно преодолеть инфляцию путем прекращения кредитной эмиссии , но в наших условиях только ценой остановки производства ; сокращение эмиссии , приводящее к спаду производства при достижении критических величин в жизненно важных отраслях хозяйства или под давлением определенных социальных групп вынуждает правительство возобновить эмиссию , после чего происходит очередное повышение цен .Этот процесс последовательно повторяется :отсутствие рыночной конкуренции на микроуровне и неразвитость рыночной среды приводит к возникновению инфляционных волн . При сохранении подобной экономической политики в расчете только на включение автоматических рыночных механизмов ситуация воспроизводится бесконечно долго и приводит к разрушению экономического потенциала страны .
Антиинфляционная фискальная политика проводится путем увеличения налогов , сокращения государственных расходов и, на основе этого, снижение дефицитов государственного бюджета .
Налоговая антиинфляционная политика заключается в сокращении налогового бремени, особенно косвенного налогообложения .Косвенные налоги имеют инфляционный характер , поскольку увеличивают цены ,сокращают спрос. Другим вариантом действия высоких налогов является их давление на производство , что ограничивает предложение .И третье ,значительное налоговое бремя ,как правило ,связывается с действием множества налогов ,усложняющих налоговую систему , что приводит к уклонению от налогов. Поэтому при инфляции , предпочтительнее простая и надежная налоговая система .Сокращение государственных расходов предполагает распространение этого процесса как на бюджетную , так и на сферу материального производства в отношении государственных предприятий и организаций .В последнем случае антиинфляционные меры касаются второй составляющей инфляции – инфляции издержек , или производителей .
Для преодоление инфляции, связанной с издержками производства, требуется преодоление спада производства . Это требует усиления мотивационных стимулов производительного труда, заинтересованности в его эффективных результатах, восстановление производственной трудовой деятельности в качестве приоритетной. Это достигается на основе развития частного производственного сектора, где связь между трудовымми усилиями и результатом непосредственная. Государство поошряет этот сектор путем обеспечения благоприятного правового и экономического режима его функционирования. В государственном же секторе стимулирование эффективности труда обеспечивается на основе совершенствования тарифной системы оплаты труда и разнообразных систем поошрения за достижение необходимых показателей и критериев эффективности производства.
Необходимый элемент в системе мер по преодолению инфляции - создание механизма рыночной конкуренции и механизма экономической ответственности предприятий, организаций всех форм собственности и всех организационно-правовых видов. Антиинфляционное действие названных механизмов сводится к схеме: «снижение издержек – снижение цен - сохранение массы прибыли за счет роста производства - увеличение предложения – удовлетворение спроса».
Создание механизма конкуренции связано с проведением антимонопольных мероприятий, развития разных форм собственности, законодательным обеспечением их равенства в хозяйственно-финансовой деятельности.
Механизм банкротства требует последовательнык организационных, экономических и финансовых мер по преобразованию убыточных производств, вклчючающик в себя восполнение объема и номенклатуры выпускаемой продукции, трудоустройство или переобучение работников, реконструкцию предприятий, финансирование мероприяитий.
Наиболее радикальным средством воздействия на инфляцию является установление контроля цен и заработной платы в рамках государственного регулирования экономики.
Выбор масштабов регулирования цен и заработной платы определяется в программах краткосрочной политики и варьируется в широких пределах в зависимости от уровня инфляции, темпов производства, потребностей социальной защиты населения.
Принципиально важным является одновременное ограничение обоих факторов – заработной платы и цен. Раздельное ограничение не может привести к успеху по следующим соображениям.
Регулирование только цен при снятии ограничений на оплату труда, равно как и отставание в темпах роста, приводит к появлению разнообразных дефицитов и, как показывает опыт, к подавленной инфляции.
Регулирование (или преимущественное регулирование) только заработной платы с целью сокращения спроса, а также влияния на уменьшение инфляции производителей (продавцов) не может радикально улучшить ситуацию.
Во-первых, предполагаемое накопление средств предприятий, организаций за счет ценового фактора не может быть реализовано в воспроизводственном процессе при подавлении основного его фактора - трудового, при капитализации упомянутых средств из-за ослабления (даже отсутствия) стимулирующик мотивов трудовой активности участников процесса.
Во-вторык, получают развитие нелегальные способы получения доходов, в обиход официально регистрируемых для возможной реализации номинального ценового объема появившегося на рынке продукта; при попыткак проведения ограничений в национальной денежной наличности для обмена начнет привлекаться иностранная валюта, усилятся бартерные операции; ужесточение контроля источников незаконных доходов приведет к дополнительным затратам государства на содержание соответствующих органов.
В-третьих, затруднения с реализацией произведенного продукта в назначенных рыночных ценах внутри страны повлекут за собой дополнительный вывоз его за пределы республики, что в условиях внутреннего недопотребления нежелательно; ввиду посредственного качества отечественных товаров и насыщенности внешних рынков реализация этих товаров возможна по ценам ниже мировых, что приведет к потерям для национальной экономики.
Перечисленные сценарии развития событий в том или ином сочетании способны усугубить ситуацию с кризисом, привести экономику республики к дальнейшей дестабилизации.
Представляется более целесообразным совместное последовательное регулирование цен и заработной платы. При этом ценовое регулирование может осуществляться в виде ограничения рентабельности. В первую очередь это относится к базовым, исходным видам продукции: нефть, уголь, газ, электро- и теплоэнергия, зерно, хлопок, другая первичная сельхозпродукция. Именно их стоимость закладывается в основание всей пирамиды цен продукции последующих технологических переделов.
Продукция предприятий-монополистов должна жестко ограничиваться по уровню цен, и любое их повышение является предметом тщательного анализа со стороны государственных органов ценообразования.
Регулирование заработной платы осуществляется от исходного (достигнутого) уровня в жесткой зависимости от реального увеличения производительности труда, поскольку приросты ставок номинальной заработной платы, равные темпам роста производительности труда, являются по своему характеру неинфляционными.
В целом процесс регулирования цен и заработной платы должен осуществляться путем тшательного обоснования и согласования шагов по изменениям в уровнях ставок заработной платы и цен на совместных обсуждениях профсоюзов, представителей администрации предприятий и правительства. Компромиссные соглашения по уровням оплаты труда и цен должны выдерживаться в течение определенного соглашением краткосрочного периода.
В этик условиях инфляция будет иметь управляемый характер и возможно постепенное снижение ее темпов.
Заключение
Процесс инфляции такого же древнего происхождения , как и номинальные денежные знаки , с которыми инфляция неразрывно связана . Òåðìèí èíôëÿöèÿ
(îò ëàòèíñêîãî inflatio - âçäóòèå) âïåðâûå ñòàë óïîòðåáëÿòüñÿ â Ñåâåðíîé Àìåðèêå â ïåðèîä ãðàæäàíñêîé âîéíû 1861-1865 ãã. è îáîçíà÷àë ïðîöåññ ðàçáóõàíèÿ áóìàæíî-äåíåæíîãî îáðàùåíèÿ.
Сегодня инфляция приняла всеобщий и хронический характер во многих странах мира . Республика Казахстан не исключение .
Инфляция в Казахстане обладает характерными особенностями .Прежде всего , она развивается в обстановке резкого спада производства.
Другой особенностью инфляции в Казахстане является то ,что она возникла из состояния «подавленной «инфляции , когда цены на товары и услуги были искусственно низки , но имелся их значительный дефицит . Важной особенностью развития инфляции в республике является высокая степень монополизма в экономике , что связано с наличием крупных предприятий , работавших на потребности экономики Советского Союза . Крупные сырьедобывающие , металлургические ,химические , машиностроительные предприятия не имеют аналогов в республике и не создают конкурентной среды , присущей рынку .
Следующей особенностью является сырьевой характер народного хозяйства Казахстана , что обусловливает зависимость внутреннего рынка по потребительским товарам от внешних рынков .
Естественно , процесс инфляции не мог негативно не отразиться на деформированном состоянии рынка в Казахстане . Так разрешение коммерческой деятельности гражданам , организациям и предприятиям для достижения оперативности движения товаров , улучшения снабжения , удовлетворения спроса рыночными методами вызвало разгул спекуляции , привело к неуправляемым процессам перераспределения .Этот процесс приобрел стихийный , неуправляемый характер , чему способствует ослабление контроля со стороны государственных органов , игнорирование законодательства коммерческими структурами и т.д.
Политические и психологические факторы инфляции связываются с поведением населения ,хозяйствующих субъектов относительно обстановки , складывающейся в государстве . Политическая нестабильность , недоверие населения к правительству , политические кризисы , неуверенность в будущем нарушают естественное функционирование денежного обращения , приводит к «бегству» от денег , что усиливает спрос на необесценивающиеся активы ,, иностранную валюту , золото .
Как видим , процес инфляции мешает развитию экономики , поэтому необходимо проводить меры по преодолению инфляции .Наиболее целесообразным является последовательное регулирование цен и заработной платы. Продукция предприятий-монополистов должна жестко ограничиваться по уровню цен, и любое их повышение является предметом тщательного анализа со стороны государственных органов ценообразования.
Регулирование заработной платы осуществляется от исходного (достигнутого) уровня в жесткой зависимости от реального увеличения производительности труда, поскольку приросты ставок номинальной заработной платы, равные темпам роста производительности труда, являются по своему характеру неинфляционными.
В целом процесс регулирования цен и заработной платы должен осуществляться путем тшательного обоснования и согласования шагов по изменениям в уровнях ставок заработной платы и цен на совместных обсуждениях профсоюзов, представителей администрации предприятий и правительства. Компромиссные соглашения по уровням оплаты труда и цен должны выдерживаться в течение определенного соглашением краткосрочного периода.
В этик условиях инфляция будет иметь управляемый характер и возможно постепенное снижение ее темпов.
· Используемая литература
К.Берентаев
' Инфляционная волна в Каз-не' Финансы Каз-на 9/97
А.Кожанулова
Финансы Каз-на 11/97 ' Инфляция и учет
основных средств '
Нацагенство РК
Экономика и право Каз-на 11'97 ' Индекс потребительских цен и инфляция '