Общие принципы и законы ведения бухгалтерского учета
Общие принципы и законы ведения бухгалтерского учета
Каждое предприятие состоит из отдельных групп,в совокупности которые и представляют собой это предприятие. Группы занимаются лишь только той функцией,для которой они предназначены,чтобы предприятие могло существовать.Важнейшим элементом здесь является бухгалтерия, которая ведёт учёт хозяйственных средств и объектов учёта предприятия.
Также функцией бухгалтерии является анализ финансового состояния предприятия,которое показывает по каким направлениям надо вести работу,чтобы улучшить его.Бухгалтерия также обязана следить за точными и своевременными выплатами налогов и денежных обязательств предпри- ятия.Вести точный документальный учёт по работе предприятия для предоставления отчётности в проверяющие органы.
Для улучшения работы и удобства,бухгалтерия данного предприятия имеет лишь условное разделение на 2 группы: касса и сама бухгалтерия. Касса непосредственно связана с работой наличных денежных средств, такие как выплата заработной платы,предоставление кредита и др.Сама же бухгалтерия работает с документальным учётом,учётом хозяйственных средств и объектов учёта.
Учёт основных фондов.
Основные средства предприятия - это совокупность материально-произ- водственных ценностей предприятия,которые переносят свою стоимость товара по частям в виде амортизационных отчислений и участвуют в процессе производства постоянно.
Амортизационные отчисления - это износ основных средств,выраженный в денежной форме,который переноситься на себестоимость товара
.
Основные средства в процессе эксплуатации находятся в движении ( поступление , перемещение внутри предприятия , ремонт и модернизация , выбытие и ликвидация ). Движение основных средств отражается в первичных документах : акт приёмки-передачи
, накладная на внутреннее перемещение
, акт о ликвидации основных средств
.
При поступлении основных средств на предприятие оформляется акт приёмки-передачи основных средств
на каждый принятый в эксплуатацию объект . Основными реквизитами акта являются инвентарный номер , год выпуска , год и месяц поступления на предприятие , комплектность , первоначальная стоимость , норма амортизации , синтетические счета и субсчета и коды аналитического учёта . Основные средства принимаются на учёт по первоначальной стоимости определённой в акте приёмке-передачи основных средств
. В этом документе отражаются внешние движения основных средств . Первоначальная стоимость также отражается в инвентарной карточке учёта
, которая составляется на основании акта . Кроме этого в ней существует инвентарный номер , дата выпуска и дата о вводе в эксплуатацию , первоначальная стоимость и др. Инвентарная карточка
заводится на каждый объект основных фондов отдельно и , для удобства , группируется по шифрам. При ликвидации основных фондов создаётся акт о ликвидации основных средств
: основные средства продаются другому хозяйству , ликвидируются по причине физического износа как лом , ликвидируются по причине морального износа и др.
Для примера работы по учёту основных фондов составим примерную ведомость оборудования
предприятия.
ВЕДОМОСТЬ ОБОРУДОВАНИЯ на месяц
N Наименование объекта год выпгод пос инвент N цена колво сумма аморт. кап.р ренов
Все суммы указанные в таблице в тыс. рублях. Итоговая сумма 42301000 рублей относится в баланс на начало отчётного периода. Ежемесячно производятся амортизационные отчисления по нормам , которые определяют в ведомости по расчёту амортизации основных средств .
На основании данных ведомости оборудования
и ведомости по расчёту амортизации основных средств
составляется ведомость учёта
основных средств. Ведомость показывает их движение за промежуток времени. Документальным основанием для ведения учёта являются первичные документы .
ВЕДОМОСТЬ УЧЁТА ОСНОВНЫХ ФОНДОВ за месяц
199 г.
ДВИЖЕНИЕ АМОРТИЗАЦИОН
наименование инвен-сальдо НЫЕ ОТЧИСЛ.
объекты основных тар. началь. ПРИХОД РАСХОД п/в
средств номер колвосумма дата кол-во сумма дата кол-во сумма норма сумма
Также можно составлять ведомости учёта на каждый месяц не по наименованиям , а по шифрам .
При журнально-ордерной форме документальным основанием для ведения учёта являются первичные документы
и накопительные ведомости
. Учёт ведётся в журнале-ордере N4
.
Для учёта основных средств используются синтетические счета : 01
“Основные средства” и 02 “Износ основных средств” . Счёт 01 - активный , дебетовое сальдо отражает наличие основных средств по балансовой стоимости , в дебет счёта записывается первоначальная стоимость поступивших основных средств в отчётном месяце , по кредиту - первоначальная стоимость выбывших основных средств в отчётном месяце . Счёт 02 - пассивный , сальдо кредитовое показывает сумму износа . Оборот по кредиту отражает отнесение износа на издержки производства или обращения , оборот по дебету - списание износа по выбывшим основным средствам .
Учёт материальных ценностей.
Учёт материальных ценностей в бухгалтерском учёте является одним из основным объектом учёта на производстве. Под материальными ценностями в учёте понимают предметы труда , которые в отличие от средств труда , потребляются в одном цикле производства и поэтому их стоимость полностью включается в себестоимость изготовленной продукции . Например , это сырьё , основные и вспомогательные материалы , топливо и запасные части и другие материальные ресурсы . Деление материалов на основные и вспомогательные условно , т.к. одни те же материалы , но на разных производствах могут быть и теми и другими .
Бухгалтерский учёт , как известно , документальный учёт . Это касается и операций с материалами , что позволяет выполнять задачи по учёту материалов .
Полученные материалы предприятием своевременно оприходуются . Оприходование материалов оформляется приходным ордером
на фактически принятое количество материальных ценностей . В ордере отмечается наименование , номенклатурный номер , единицы измерения , цена , количество - фактическое и плановое , сумма , роспись материально ответственного лица . Также движение и внутреннее перемещение оформляются накладной
. При получении материалов на склад составляется акт приёмки материалов
.
На каждый номенклатурный номер открывается отдельная карточка - карточка складского учёта материалов
. В ней отображается приход и расход по отдельным видам материалам . На отдельных складах учёт ведётся в специальной книге , которая представляет собой сброшюрованные карточки .
Отпуск материалов со склада оформляется требованием
, накладной
и лимитно-заборной картой
.
По первичному документу требование
запрашивается количество определённого вида наименования материалов , которое надо отпустить со склада . Также здесь указывается их цена и сумма . Накладная на отпуск материалов на сторону
указывает какое количество и какие материалы отпущены - по какой цене и на какую сумму. Независимо от способа документального оформления материалы отпускаются по лимиту . Для этого существует лимитно-заборная карта
. Она предназначена для последовательного оформления отпуска материалов , потребляемых систематически при производстве продукции в данном цехе . В верхней части карты указывается лимит расхода материала на месяц , поэтому она служит средством контроля за лимитом отпуска материалов на производственные нужды . Существуют индивидуальные лимитные карты и групповые .
Вся первичная документация , поступающая в бухгалтерию , подвергается сплошной проверке как по существу операций и правильности их оформления , так и по точности арифметических подсчётов . Затем документы таксируются - указанное количество материалов в первичных документах умножается на учётные цены . Следующим этапом обработки документов является их группировка , цель которой - получение итоговых данных для записей в регистры бухгалтерского учёта .
Первые экземпляры документов группируются по видам операций , источникам поступления или направлениям расхода материалов . Для этого составляются группировочные ведомости прихода и расхода . Приходные документы используются для бухгалтерского учёта приобретения и заготовления материальных ценностей , а расходные - для учёта затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции .
Чтобы получить необходимые данные для аналитического и синтетического учёта , ведут накопительные ведомости
синтетического учёта . Эти ведомости составляются на основании первичных документов по учётным ценам отдельно по приходу и расходу в разрезе синтетических счетов и групп материалов .
Исходными данными для учёта материалов являются : “ ОБОРОТНАЯ ВЕДОМОСТЬ ПО ДВИЖЕНИЮ МАТЕРИАЛОВ ” , “ ВЕДОМОСТЬ ПОСТУПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ ЗА УЧЁТНЫЙ ПЕРИОД ” , “ ВЕДОМОСТЬ РАСХОДА МАТЕРИАЛОВ ” .
ОБОРОТНАЯ ВЕДОМОСТЬ ПО ДВИЖЕНИЮ СЫРЬЯ И МАТЕРИАЛОВ 1декабря1995
года
Ведомость обобщает данные по материальным ценностям за месяц . Указывает количество оставшегося материала на первое число каждого месяца , цену за единицу и общую сумму .
ВЕДОМОСТЬ ПРИХОДА МАТЕРИАЛОВ ЗА УЧЁТНЫЙ ПЕРИОД
дата рег N наимен. пост. наимен. матер. N прих. ор. ед.изм. цена сумма
30.10.95 АО ”РОССТРОЙ” кирпич красный 1 шт 500 1000000
30.10.95 АО ”РОССТРОЙ“ кирпич белый 1 шт 700 700000
30.10.95 АО ”РОССТРОЙ“ доски 1 шт 1000 100000
15.11.95 АО “МУКА” мука 2 кг 2500 1250000
ИТОГО 3050000
Ведомость показывает каких материалов за учётный период и на какую сумму прибыло.
Общий итог по ведомости остатков на 1 декабря показывает , что на этот момент осталось ( и основных , и вспомогательных ) материалов на сумму 2550000 рублей . Ведомость же прихода материальных ценностей показывает сумму , на которую только прибыло материалов за учётный период ( в данном случае срок до 1 декабря ) . Следовательно , можно предположить , что разность всех поступивших материальных ценностей и оставшихся есть сумма расхода материалов за учётный период . В этом случае сумма должна составить 3050000 руб. - 2550000 руб. = 500000 руб. Составим ведомость расхода материалов на 1 декабря .
ВЕДОМОСТЬ РАСХОДА МАТЕРИАЛОВ
N наименование номен N ед.изм. цена кол-во сумма
1. кирпич красный 0002 шт 500 1000 500000
ИТОГО : 500000
По ведомости расхода расход получился 500000 рублей.
Синтетический учёт материальных ценностей ведётся на активном счёте 10 “ материалы
” . Этот счёт предназначен для обобщения информации о наличии и движении пренадлежащих предприятию сырья , материалов , топлива , запасных частей , тары и других материальных ценностей . На этом счёте ведётся учёт поступления на склады и другие места хранения , расходования и запасов сырья , основных и вспомогательных материалов , покупных полуфабрикатов и т.д. Учёт каждой группы материалов осуществляется на отдельных субсчетах( топливо , запасные части ... ) , которые , группируются в “ МАТЕРИАЛЫ” . В соответствии с существующими принципами фактическая себестоимость приобретаемых и заготовляемых материалов выявляется по дебету синтетических счетов учёта материальных ценностей ( “ сырьё и материалы ” , “ топливо “ и др. )
Движение материальных ценностей при журнально-ордерной форме учитывается в ряде журналов-ордеров . Основные записи , касающиеся поступления материалов , фиксируются в журнале-ордере N6 на кредите счёта “ Расчёты с поставщиками и подрядчиками ” . Здесь учитываются приобретения и заготовления материалов , расчёты с поставщиками . Дебетовые обороты этого счёта показывают оплату счетов поставщиков . Если же счёт оплачен , а записей на дебете счетов материалов нет , значит , материалы находятся в пути или ещё не оприходованы . Запись на дебете счёта материалов при отсутствии её в графе оплаты означает , что материалы не оплачены или отражена неотфактурованная поставка .
1ё Записи в журнал-ордер N6 делаются на основании приходных ордеров , платёжных требований и т.п.
МБП
( малоценные быстроизнашивающиеся предметы ) - предметы имеющие срок службы менее 1 года ( независимо от их стоимости ) и имеющие стоимость менее 10000000 рублей (независимо от срока службы) .
В состав МБП обычно входят инструменты общего пользования , спецодежда , хозинвентарь , канцелярские принадлежности и т.п.
По роли в процессе производства они являются средствами труда , но для упрощения планирования , финансирования учёта они включаются в состав материалов . Документальное оформление , учёт приобретения и учёт запасов на складах МБП ни чем не отличается от учёта материалов : применяются те же первичные документы и ведуться те же бухгалтерские записи по счетам .
МБП учитывается на специальном синтетическом счёте “ Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы ” . Запись на этом счёте в части приобретения аналогична записям при приобретении материалов . Но отличие в том , что сначала МБП поступают на склад , а потом в эксплуатацию . В связи с этим , к синтетическому счёту открываются ещё два субсчёта : “ МБП на складе ” и “ МБП в эксплуатации ” . При отпускании МБП со склада составляется следующая запись :
Д-т “ МБП ” ( субсчёт “ мбп на складе ” )
К-т “ МБП ” ( субсчёт “ мбп в эксплуатации ” )
Отличительной способностью МБП является то , что они в процессе эксплуатации изнашиваются постепенно . Для учёта их износа применяется счёт “ Износ МБП ” .
Износ МБП начисляеся ежемесячно , исходя из утверждённых норм в соответствии со сроком службы . Для упрощения допускается первые 50% стоимости предметов списывать на издержки в момент отпуска предметов со склада в эксплуатацию . Оставшиеся 50% стоимости списываются на издержки при выбытии.
Учёт труда и заработной платы .
Заработная плата - часть национального или частного дохода , поступающая в личное пользование работника , зависимая от условий для её получения .
Для начисления заработной платы применяют три системы оплаты труда .
1. Тарифная система
- применяется для начисления заработной платы рабочим ( основным , вспомогательным , обслуживающим и ученикам
) . Элементы тарифной системы : тарифный - квалификационный справочник
- нормативный документ , в котором , в зависимости от профессии , установлен технический и практический минимум
;
тарифная сетка
- это таблица , в которой , в зависимости от условий труда , а также от продолжительности рабочего дня , вида работ , формы оплаты , квалификации , устанавливается тарифный коэффициент и часовая тарифная ставка
;
часовая тарифная ставка
- оплата за единицу времени , в зависимости от сложности выполняемых работ , от квалификации исполнителя , его опыта и умения
.
2. Штатная - окладная система
- применяется для начисления заработной платы ИТР , СКП и МОП .
3. Система дополнительной зарплаты
( премиальная ) - применяется дополнительно к двум предыдущим.
Для оплаты труда предприятия применяют 3 формы оплаты труда :
1. Сдельная форма оплаты труда
- оплата труда в соответствии с количеством и качеством изготовленной продукции или выполненной работы по сдельной расценке
. Определение сдельной расценки
происходит путём деления тарифной ставки
на норму выработки
.
норма выработки
- количество годной продукции , которое должен изготовить исполнитель в единицу времени
.
Сдельная форма заработной платы имеет такие основные системы , как прямая сдельная
, сдельно-премиальная
и сдельно-прогрессивная
.
При прямой сдельной
выплата заработной платы прямо пропорциональна количеству выработной продукции или выполненной работы . Умножив сдельную расценку на объём выработки , определяют размер заработной платы .
При сдельно-премиальной
системе оплата труда не отличается от прямой сдельной . Отличием является лишь премия исполнителям помимо заработной платы за количественные или качественные показатели работы .
При сдельно-прогрессивной
системе часть продукции или работ , выполненных в связи с перевыполнением установленных норм , оплачивают по повышенным расценкам .
2. Повременная форма оплаты труда
- оплата труда за определённое количество проработанного времени без прямой зависимости от количества и качества выполняемых работ . Повременная форма имеет в основе две системы : простую повременную
и повременно-премиальную
.
При простой повременной
системе учитывается только отработанное время .
При повременно-премиальной
системе в дополнение к простой повременной добавляется премия .
3. Аккордная форма оплаты труда
- та же сдельная форма , но за конечные результаты производства . В основном применяется для выплат зарплаты бригаде за определённый вид работ .
Общую сумму денежных средств , распределяемых между работниками предприятия в соответствии с количеством и качеством их труда , называют фондом заработной платы
. Затраты на оплату труда отражаются в себестоимости продукции . А так как вычисление затрат на оплату труда , непосредственно связанных с выпуском этой продукции , определяет более точное вычисление себестоимости , то заработную плату и в планировании и в учёте принято подразделять на основную
и дополнительную
.
К основной заработной плате
относят ту, которая выплачивается трудящимся за отработанное время . В её состав входят оплата по тарифным ставкам , сдельным расценкам , доплаты по сдельно- и повременно-премиальным системам оплаты труда , надбавки за вредные условия труда и т.д.
К дополнительной заработной плате
относят заработную плату и выплаты , которые выдаются за неотработанное время , подлежащее оплате в соответствии с действующим законодательством о труде . Сюда входят оплаты дополнительных и очередных отпусков , льготных часов подростков , вознаграждение за выслугу лет и т.д.
В зависимости от сфер применения труда различают промышленно-производственный персонал
и персонал непромышленных хозяйств
.
К промышленно-производственному персоналу
относят работников , непосредственно занятых в основном производстве , вспомогательных производствах , а также в управлении и обслуживании этих хозяйств .
К непромышленному персоналу
оносят рабоников жилищного и коммунального хозяйства , детских садов и других непромышленных производств и хозяйств .
От участия в процессе производства рабочие делятся на основных рабочих , занятых непосредственным изготовлением продукции , и вспомогательных , обслуживающие производственные процессы изготовления продукции . При учёте численности рабочих различают списочный
и несписочный
составы . В списочный
состав включаются не только постоянные , состоящие в списке данного предприятия , но временные работники , принятые на срок не менее 5 дней . К несписочному
составу относят работников , временно привлекаемых для выполнения отдельных работ или поручений , как правило , не по основной деятельности предприятия . Например , кого-нибудь послать сбегать за пивом . Учёт использования рабочего времени ведётся в табеле по учёту рабочего времени
. В табеле учитывается по каждому работнику и служащему дни явок и неявок , отработано и недоработано часов , выходные и праздничные днии др. Данные табельного учёта необходимы для контроля за использованием рабочего времени и соблюдением трудовой дисциплины . Для работников-повременщиков они , кроме того , являются основанием для начисления заработной платы . Два раза в месяц бухгалтерия по данным табелей начисляет заработную плату .
Исходными данными для учёта выработки и начисления зарплаты являются : ведомость ИТР , СКП , МОП ; ведомость основных рабочих ; ведомость начисления зарплаты на вспомогательном производстве , а также тарифная сетка .
ТАРИФНАЯ СЕТКА
разряд 1 2 3 4 5 6
форма оплаты
сдельщики Х 455 503 557 627 717
повременщики Х 487 539 596 670 767
ВЕДОМОСТЬ ИТР , СКП , МОП
N Ф . И . О . должность таб N оклад примечания
1. Соловьёв Р. К. мастер 0401 300000 4 детей (231000)
2. Гуляев В. В. уборщик 0402 100000
3. Скороваров А. И. нач. цеха 0403 500000 5 детей (288750)
ВЕДОМОСТЬ ОСНОВНЫХ РАБОЧИХ
N Ф. И. О. табельный номер разряд час тариф с-ка примечание
1. Аврамов С. Н. 0501 6 717 2 детей
2. Трушин И. В. 0502 3 503
ВЕДОМОСТЬ ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
N Ф. И. О. должность таб N оклад примечания
1. Тупиков Р. К. мастер 0601 200000 1 ребёнок
2. Веселов-Унылый П. Ю. начальник 0602 100000
Исходя из этих данных по ведомостям составляются Ведомость начисления зарплаты ИТР , СКП и МОП
; Ведомость учёта выработки основных рабочих
и Ведомость начисления оклада вспомогательным рабочим
.
ВЕДОМОСТЬ НАЧИСЛЕНИЯ ЗАРПЛАТЫ ИТР , СКП и МОП .
N Ф. И. О. оклад премия всего льготы льготы пенс. аванс подох. удер выд
N Ф. И. О. р-д Сч опер в час оп-ии план факт+ - труд-сть сумма
1. Аврамов С. 6 717 2.5 1500 105 100 250 150000
2. Трушин И. В. 3 503 1.5 1000 105 100 150 100000
В ведомости по учёту выработки основными рабочим имеется показатель брака . Браком в производстве считаются изделия , детали , узлы не отвечающие требованиям установленных стандартов или технических условий , которые не могут быть использованы по прямому назначению . Различают частичный
( исправимый
) брак и полный
( неисправимый
) брак . Полный и частичный брак не по вине рабочего оплачивается в размере 2/3 тарифной ставки повременщика .
Даннная ведомость является лишь примерной ведомостью учёта зарплаты . Настоящая ведомость , кроме того , может содержать графы : Должность , Остатки зарплаты , Начисления за отпуск , Расчёты по социальному страхованию , Профсоюзные взносы и др.
Для учёта расчётов с рабочими и служащими по всем видам заработной платы существует пассивный расчётный счёт 70 “Расчёты с персоналом по оплате труда”
Учёт затрат на производство
и калькулирование себестоимости
продукции .
Себестоимость - сумма затрат на производство и реализацию продукции .
На стадии проектирования той или иной продукции , работ и услуг определяется их нормативная себестоимость , расчитаная на основе нормативов , затрат по статьям расходов . В целях анализа производственно-хозяйственной деятельности и разработок рациональной концепции развития предприятия в процессе изготовления изделия , выполнения работ или услуг исчисляется также их фактическая себестоимость , расчитывающаяся на основе статей затрат , связаных с использованием основных средств , материалов , энергии и т. д. Сравнение плановой себестоимости с фактической позволяет объективно оценить степень рентабельности предприятия и рациональность использования материальных и интеллектуальных ресурсов .
Рентабельность - уровень прибыли выраженный в процентах . Существуют два вида рентабильности : расчётная рентабильность
- отношение оставшейся прибыли к сумме производственных фондов ; рентабильность от реализации
- отношение прибыли от реализации к себестоимости или к сумме затрат .
Затраты , определяющие себестоимость можно сгруппировать по следующим статьям : материальные затраты , расходы на оплату труда , отчисления на социальное и медицинское страхования , аммортизация основных средств , прочие расходы . Таким образом себестоимость складывается из затрат на производство продукции , её реализацию , организацию и обслуживание производства . Для отображения затрат на производство существует Ведомость учёта затрат на производство
. Данная ведомость обобщает данные по какому-либо виду продукции : показывает затраты этого изделия в месяц , распределяя из по материалам , МБП , зарплате , отчилению в фонд занятости , отчисления в соц. и мед. страхование и общехозяйственные расходы . Также показывается количество изготовленных изделий и количество на складе .
ВЕДОМОСТЬ УЧЁТА ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО
ВИД ЗАТРАТЫ ДАННОГО МЕСЯЦА КОЛ - ИЗГОТОВ-Е ИЗДЕЛИЯ
ПРОДУКЦИИ МАТ МБП ЗАР- ФОНД ФОНДОБ-ХОЗ -ВО НА СКЛАД РЕАЛИЗАЦ
ЕР. ПЛАТА ЗАНЯТСТРАХ РАСХ
КОЛВО СУМ. КОЛВО СУМ.
ИЗДЕЛИЕ А 1% 1%
Себестоимость можно разбить на несколько видов , в зависимости от затрат входящих в неё . Следующая таблица представляет собой сметную калькуляцию по затратам .
5. Основная заработная плата производственных рабочих
6. Дополнительная заработная плата производ-ых рабочих
7. Потери от брака
8. Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования
9. Цеховые расходы
10. Общезаводские расходы
11. Внепроизводственные расходы
3
Пункты с 1 по 9 ( 1 ) определяют зататы , из которых складывается Цеховая себестоимость
. Пункты с 1 по 10 ( 2 ) определяют затраты на Общезаводскую себестоимость
. Все виды затрат ( 3 ) определяют Полную или Коммерческую себестоимость
.
Аналитический учёт ведётся по каждому виду продукции . Для этого разработаны карточки аналитического учёта производства .
Синтетический учёт затрат на производство ведётся на группе производственных счетов . Основное производство , Вспомогательное производство , Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования , Общепризводственные расходы , Брак в производстве , Расходы будущих периодов , Резервы предстоящих расходов .
Для обеспечения учёта затрат на производства по элементам и статьям калькуляции , все затраты основного производства группируются по видам изготовляемой продукции на счёте 20 “ Основное производство ” . Счёт - активный . Сальдо по дебету отражает остаток незавершённого производства , оборот по дебету - производственные затраты текущего месяца , оборот по кредиту - фактическая производственная себестоимость товарной продукции .
Учёт готовой продукции и
её реализации .
Готовая продукция
- это конечный продукт производственного процесса , прошедший все стадии технической обработки , отвечающий требованиям стандартов и технического контроля .
Предприятия изготавливают продукцию в строгом соответствии заключённого договора , разработанным плановыми заданиями по ассортименту , количеству , качеству . Готовая продукция входит в состав оборотных средств предприятия и должна отражаться в баллансе по фактической себестоимости ( производственной ) . После изготовления выпущенная продукция переходит из сферы производства в сферу обращения . Этот процесс фиксируется в первичных документах - “Накладная на сдачу готовой продукции
” , в которой содержатся все данные о данной продукции , и “Платёжное поручение
” , в котором указываются данные получателя и плательщика , а также наименование товара и его сумма .
На основании первичных документов составляются “Ведомость учёта готовой продукции
” и “Оборотная ведомость готовой продукции
” .
Готовую продукцию отпускают покупателям . На отобранную и упакованную продукцию составляют накладную
. При отправке грузоотрправитель выписывает товарно-транспортную накладную
.
Расчёты с покупателями осуществляют непосредственно объединения и предприятия на основе прямых договоров или по их поручению органы материально-технического снабжения через учреждения банка . В условиях малого бизнеса все операции проводятся бухгалтерией . В синтетическом учёте поступление и выбытие готовой продукции показывают по фактической производственной себестоимости .
Последний этап в учёте готовой продукции это реализация продукции . Реализацией продукции завершается процесс кругооборота оборотных средств предприятия . Под реализованной
понимается готовая продукция , отгруженная покупателю , в оплату которой полностью поступили средства на расчётный счёт или заплачено наличными .
Аналитический учёт готовой продукции ведётся в картотеках количественно-сортового учёта . Внутри готовая продукция учитываеся по наименованием , заказам , способам реализации .
Для синтетического учёта готовой продукции в бухгалтерском учёте существуют счета : №37 “Выпуск продукции ( работ , услуг )
” . Особенность счёта в том , что он не имеет сальдо , так как ежемесячно закрывается . Используеся для выявления отклонений фактических затрат от нормативной ( плановой ) себестоимости выпущенной продукции , работ , услуг . Дебет счёта отражает фактическую производственную себестоимость при корреспонденции со счетами “Основное производство
” , “Вспомогательное производство
” . Кредит счёта показывает нормативную ( плановую ) себестоимость при корреспонденции со счетами “Готовая продукция
” , “Товары отгруженные
” , “Реализация
”.
Счёт №40 “Готовая продукция
” предназначен для обобщения информации о движении готовой продукции .
Счёт №46 “Реализация
“ предназначен для учёта реализованной продукции и результатов от реализации . По дебету идёт отражение суммы фактических затрат и НДС . Кредит указывает сумму предъявленного к оплате платежа за отгруженную продукцию .
Остатки готовой продукции в местах их хранения подвергают инвентаризации не реже одного раза в год , но не ранее 1 октября .
Основными задачами учёта готовой продукции являются своевременное документальное оформление её из производства на склады , контроль за её сохранностью в местах хранения , правильное и достоверное отражение в бухгалтерских счетах операций , связанных с отгрузкой , реализацией и расчётами с покупателями , контроль за выполнением плана реализации .
Учёт денежных средств , расчётных
и кредитных операций .
В процессе хозяйственной деятельности между объединениями , предприятиями , организациями и учреждениями возникают различные расчётно-денежные отношения с поставщиками материалов , покупателями готовой продукции в связи с выполнением различных финансовых обязательств , с оплатой услуг транспортным и другим организациям . Указанные расчёты осуществляют безналичным расчётом , т.е. перечислением денежных средств через банк и под его контролем с расчётного счёта плательщика на счёт получателя , кроме случаев , когда расчёт удобней производить налиными ( например , в условиях малого бизнеса ) . Для хранения денежных средств и совершения необходимых расчётно-денежных операций предприятия открывают в любом банке расчётный счёт
. На него поступает основная или вся масса причитающихся владельцу платежей - зачисление выручки от реализации продукции и услуг , получение ссуд и др. С расчётного счёта оплачиваются счета поставщиков за приобретённое сырьё , материалы , топливо , полученные услуги , погашение обязательств и т.д. С него выдаются наличные деньги для выплаты заработной платы , пособий по социальному страхованию , для оплаты мелких хозяйственных и других расходов . При этом банк контролируе законность совершаемых по счёту операций .
Основными расчётными документами являются платёжное требование
, платёжное поручения
и расчётные чеки
. Учреждение банка выдаёт владельцу счёта в обусловленные с ним сроки выписки из лицевого расчётного счёта
с необходимыми приложениями документов . Записи в выписке банка по дебету означают выдачу наличных денег по чекам или списание по счёту по безналичным расчётам , а по кредиту - взносы наличных денег на расчётный счёт .
Денежные средства предприятия хранятся для удобства в банках , но всё-таки незначительные суммы денежной наличности остаются в кассе . Она нужна для хозяйственных расходов . Сверх этого в кассе остаются деньги только для выплаты заработной платы .
Операции с денежными средствами , находящимися в кассе предприятия , называются кассовыми
, а документы , их оформляющие , - кассовыми документами
. Кассовые операции выполняет кассир , который является материально ответственным лицом . Кассовые операции оформляют специальными документами - ордерами
, которые делятся на приходные ( по ним деньги принимаются ) и расходные ( по ним деньги выдают из кассы ) .
Кассовый ордер
- это письменный приказ предприятия кассиру совершить операцию , указанную в ордере
.
Приходные и расходные кассовые ордера регистрируются в журнале регистрации приходных и расходных ордеров
.
Расчётные отношения между предприятиями есть платежи по обязательствам , вытекающим из договоров поставки , подряда , перевозки , оказания услуг и других хозяйственных договоров . Эти платежи погашаются перечислением денежных средств через банк со счёта плательщика на счёт получателя . Только мелкие суммы уплачивают наличными . Расчёты , производимые предприятиями , делятся на товарные операции
и нетоварные операции
. К первой группе относят расчёты за реализованные товарно-материальные ценности , оказанные услуги и выполненные работы ; ко второй - операции по финансовым обязательствам . Наибольший удельный вес составляют расчёты по товарным обязательствам . Основными формами расчётов являются : акцептная форма, расчёты с особых счетов
.
Акцептная форма расчётов
- это согласие на оплату расчётного документа в определённый срок
.
При недостачи у предприятий оборотных средств эта дополнительная потребность покрывается краткосрочными и долгосрочными кредитами . Кредит выдаётся на определённое время с последующей выплатой процентного числа от данной суммы . По просроченным ссудам банк взимает повышенную плату . Объектами банковского кредита в оборотных средствах являются в основном затраты в сфере производства и сфере обращения .
При синтетическом учёте денежных средств в кассе предприятия существует счёт 50 “Касса
” . По дебету счёта отражаются поступления денежных средств в кассу , по кредиту - выплата денежных средств из кассы предприятия . Для установления денежного состояния предприятия проводится инвентаризация денежных средств и расчётных отношений с другими предприятиями , банками , бюджетом , дебиторами и кредиторами . Инвентаризация представляет собой способ выявления фактического наличия денежных средств и расчётов на определённый момент . Осуществляется она с помощью переписи в натуре средств и выверки расчётов . Полученные в результате инвентаризации данные сопоставляются с данными бухгалтерского учёта .
Учёт фондов и финансовых и финансовых
результатов в хозяйственной деятельности
предприятия .
При создании предприятий для осуществления ими своей производственно-хозяйственной деятельности нужно иметь некоторую сумму денег для приобретения основных и оборотных средств , которые в денежном выражении принято называть первоначальный капитал
. Общая величина первоначального капитала называется уставной фонд
предприятия , размер которогоотражается в бухгалтерском балансе и специальном отчёте о движении уставного фонда . Учёт источников средств фонда осуществляют на счёте “Уставной фонд” , на котором показывают изменения , связанные с увеличение и уменьшением стоимости основных и оборотных средств . Увеличение уставного фонда по части основных средств связано с введением в эксплуатацию новых объектов . Его уменьшение в этой части происходит главным образом в связи с ликвидацией и продажей основных средств . Аналитический учёт уставного фонда осуществляется по отдельным статьям . Обороты по счёту “Уставной фонд” записывают в журнале-ордере №13 . На его последней показывают дебетовые и кредитовые месячные обороты по аналитическим статьям данного счёта .
Основным показателем рентабильности предприятия является прибыль . Она отражает финансовый результат
хозяйственной деятельности предприятия . Основная масса прибыли создаётся от реализации продукции , работ иуслуг промышленного хозяйства . Для выявления общих финансовых результатов служит счёт “Прибыли и убытки” . На этом счёте учитывают в течение года финансовые результаты работы предприятия до их распределения по сответствующим назначениям . Условное распределение полученной прибыли происходит по 2 основным направлениям .
1. Вначале предприятие платит налоги , вносит в бюджет установленные платежи и отдаёт банку установленные проценты .
2. После этого прибыль направляется на удовлетворение потребностей предприятия
3. И , если предприятие муниципальное или имеет вышестоящий орган , то третьим направлением следует считать перечисление ему части прибыли .
С целью усиления материальной заинтересованности работников и служащих в выполнении установленных планов , повышения эффективности производства и темпов роста производительности труда , улучшения качества продукции , роста объёма производства и прибыли , снижения себестоимости продукции многие предприятия создают фонды материального поощрения , развития производства , а также фонды основаные на специфике данного производства . Эти фонды учитываются на счёте “Фонды экономического стимулирования и специального назначения” по субсчетам , открываемые для каждого фонда в отдельности .
Одним из самых общепринятых является Фонд потребления
, который образуется за счёт прибыли и предназначается в основном для текущего премирования работников предприятия и выплаты вознаграждения за годовые итоги работы .
Для обеспечения финансирования капитальных затрат на техническое перевооружение производства служит Фонд накопления
. Это внедрение новой техники , механизации и автоматизации производства , модернизации оборудования , обновления основных фондов и т.д. Этот фонд создаётся за счёт части аммортизационных отчислений , предназначенных для реновации основных фондов , за счёт отчислений от прибыли предприятия по нормативам , от выручки от реализации выбывшего и излишнего имущества .
В этом разделе бухгалтерского учёта существует такое понятие , как целевое финансирование
и целевые поступления
. К этим источникам относят средства , предназначенные для финансирования определённых мероприятий целевого назначения . Значительная часть таких расходов - затраты на подготовку и переподготовку кадров с отрывом от производства . Средства целевого финансирования и целевых поступлений должны расходоваться строго по назначению . Как правило , эти средства хранят на особых счетах в банке . Учёт этих средств ведётся на специальном счёте “Целевое финансирование и целевые поступления” . Поступившие суммы отражаются так :
Д-т сч. “Расчётный счёт”
К-т сч. “Касса”
к-т сч. “Целевое финансирование и целевые поступления”
Аналитический учёт этих сумм ведут по каждому из этих мероприятий в отдельности .
Отчётность промышленного
предприятия .
Отчётность промышленного предприятия представляет собой систему показателей , характерезующих в обобщённом виде выполнение плановых заданий и итоги их хозяйственно-финансовой деятельности за истёкший период ( месяц , квартал , год ) по данным бухгалтерского учёта , статистики и оперативно-технического учёта . Её составляют с помощью подсчёта , группировки и специальной обработки данных учёта . Отчётность является завершающией стадией учёта . С её помощью анализируется деятельность предприятия , путём составления содержащихся в отчётности плановых и фактических данных . Выявляют причины и факторы найденых отклонений , положительные и отрицательные стороны в работе предприятия за отчётный период . В зависимости от источника данных текущего учёта различают 3 вида отчётности : бухгалтерская отчётность
, статистическая
и оперативная
.
Бухгалтерская отчётность
- отчётность , показатели которой , органически вытекают из данных синтетического и аналитического бухгалтерского учёта и подтверждаются первичными учётными документами .
Статистическая отчётность
- составляется не только по данным бухгалтерского учёта и подтверждаются первичными учётными документами .
Оперативная отчётность
- применяется для текущего контроля за ходом выполнения плана по наиболее важным показателям .
Деление это условно , так как многие формы содержат показатели двух , а иногда и всех видов учёта .
По периодичности представления различают перодическую ( внутригодовую ) отчётность
и годовую отчётность
. К периодической отчётности относят месячную , квартальную , текущую отчётность . К годовой относят отчётность , которая характерезует работу предприятия за истёкший год , т.е. заключительная отчётность .
Составлению годового отчёта предшествует большая подготовка , цель которой обеспечит максимальную точность , доверенность и реальность , а также другие требования , предъявленные к системе отчётных показателей .
Основной формой бухгалтерской отчётности является баланс
. Бухгалтерский баланс состоит из двух равновеликих частей - актива и пассива , в первой из которых отражают величину и состав средств предприятия , а во второй - источники их образования на отчётную дату . Сопоставление показателей балансов на начало и конец отчётного периода позволяет установить изменения объёма и состава средств , источников их образования за рассматриваемый период . В балансе приводят финансовые результаты работы - сумму полученной прибыли или убытка . В составе баланса имеется ряд приложений , которые содержат расшифровки некоторых статей баланса .
Учёт капитального
строительства .
Капитальные вложения
- затраты на расширенное воспроизводство основных фондов - создание новых , реконструкцию , расширение и модернизацию действующих . В их осуществлении важная роль принадлежит капитальному строительству
.
Разнооборазие капитальных вложений требует правильной их группировки . Рассмотрим некоторые группировки , применяемые в планировании и учёте .
В состав кпитальных вложений входят : строительные
и монтажные
работы ; оборудование
, инструмент
и инвентарь
; прочие капитальные работы и затраты .
К строительным
работам относят работы , связанные с возведением , переустройством , расширением и восстановлением постоянных зданий и сооружений .
К монтажным
работам относится монтаж оборудования , в частности сборка и установка технологического , энергетического и прочего оборудования .
По направлению
капитальные вложения делятся на новое строительство , реконструкцию , расширение и техническое перевооружение и поддержание действующих предприятий . По объёму
и характеру
строительства различают такие понятия , как стройки и объекты строительства . По назначению
строящихся объектов капитальные вложения группируют на производственные и непроизводственные . По степени готовности
различают капитальные работы законченные и незаконченные .
Предприятие , осуществляющее капитальные вложения , называется застройщиком
. Капитальные работы выполняются либо подрядным
способом ( нанимаются специальные строительно-монтажные организации на договорных началах , либо самим застройщиком - хозяйственный
способ .
Капитальные вложения можно осуществлять только при условии наличия титульных списков
.
Титульные списки
- перечень объектов , намеченых к строительству или реконструкции .
Затраты на строительство подразделяют на прямые
и накладные
расходы . К прямым
относят затраты , непосредственно связанные со строительством или реконструкцией отдельных объектов . К накладным
относят расходы на обслуживание производства и управления . Учёт прямых затрат подрядные организации осуществляют на счёте “Основное производство” , а застройщики - на счёте “Строительство и приобретение основных фондов” .
КОНЕЦ
Б И Б Л И О Г Р А Ф И Я
1. П.С. Безруких , А.Н. Кашаев , Д.А. Рогулин
“БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ”
О Г Л А В Л Е Н И Е
1. Структура и функции бухгалтерии ......................
2. Учёт основных фондов ..........................................