Бухгалтерский
учет на малых
предприятиях.
Жданов
С.А.
Барановская
Д.Я.
Вступление. 3
Задачи
бухгалтерского
учета 4
деятельности
субъектов
малого 4
предпринимательства. 4
Методология
и постановка
учета деятельности
субъектов
малого предпринимательства. 9
Бухгалтерский
учет малых
предприятий,
применяющих
журнально-ордерную
форму учета. 9
Методология
бухгалтерского
учета в 12
малых предприятиях,
применяющих
упрощенные
формы учетных
регистров. 12
Простая
форма бухгалтерского
учета. 12
Форма бухгалтерского
учета с использованием
регистров
бухгалтерского
учета имущества
малого предприятия. 13
Учет в субъектах
малого 15
предпринимательства
при других 15
вариантах
упрощенной
системы. 15
Бухгалтерская
отчетность
малых предприятий. 23
Выводы. 27
Бухгалтерский
учет, представляя
собой упорядоченную
систему сбора,
регистрации
и обобщения
информации
в денежном
выражении об
имуществе,
обязательствах
организации
и их движении
путем сплошного,
непрерывного
и документального
отражения
всех хозяйственных
операций, выступает
важнейшей
функцией управления
всех
хозяйствующих
субъектов,
функционирующих
в промышленности.
В этой связи
организация
бухгалтерского
учета в промышленности
основывается
на использовании
общих научно
обоснованных
принципов
управления
—системного
подхода,
программно-целевого
метода, экономико-математического
моделирования
и других.
В
законодательном
порядке закреплены
и задачи бухгалтерского
учета, которые
выражаются
в:
формировании
полной и достоверной
информации
о деятельности
организации
и ее
имущественном
положении,
необходимой
внутренним
пользователям
бухгалтерской
отчетности
—руководителям,
учредителям,
участникам
и собственникам
имущества
организации,
а также внешним
— инвесторам,
кредиторам
и другим пользователям
бухгалтерской
отчетности;
обеспечении
информацией,
необходимой
внутренним
и внешним
пользователям
бухгалтерской
отчетности
для контроля
за соблюдением
законодательства
Российской
Федерации при
осуществлении
организацией
хозяйственных
операций и их
целесообразностью,
наличием и
движением
имущества и
обязательств,
использованием
материальных,
трудовых и
финансовых
ресурсов в
соответствии
с утвержденными
нормами, нормативами
и сметами;
предотвращении
отрицательных
результатов
хозяйственной
деятельности
организации
и выявлении
внутрихозяйственных
резервов обеспечения
ее финансовой
устойчивости.
Поставленные
перед бухгалтерским
учетом задачи
по обеспечению
информацией
внутренних
и внешних
пользователей
о показателях
деятельности
организации
в целях достоверной
оценки ее финансового
и имущественного
положения
свидетельствуют
о повышении
роли бухгалтерского
учета как уникального
источника для
принятия обоснованных
управленческих
решений. В свою
очередь возникновение
новых экономических
и правовых
отношений между
хозяйствующими
субъектами
различных
организационно-правовых
форм собственности,
происходящие
интеграционные
процессы
во всех сферах
их деятельности
с зарубежными
партнерами
предполагают
формацию
бухгалтерского
учета, ориентированного
на использование
общепринятых
в мировой практике
принципов и
правил ведения
бухгалтерского
учета.
В процессе
перехода к
рыночной экономике
общество
переживает
системные
преобразования
во всех сферах
своей жизнедеятельности
- политической,
правовой,
экономической,
социальной
и т.д. Характер
рыночных реформ
требует переосмысления
многих казавшихся
ранее незыблемыми
воззрений. К
числу проблем
экономического
характера
следует отнести
вопросы развития
и поддержки
малого и среднего
бизнеса, который
может и должен
стать
важным фактором
подъема российской
экономики.
Принятые
в последние
годы законодательные
и нормативные
документы по
малому бизнесу
и практическая
их
реализация
требуют серьезного
осмысления
уже сделанного
и пристального
внимания к
перспективам
развития этой
сферы деятельности
(бизнеса). Поэтому
важным является
определение
роли и значения
малого предпринимательства
в современной
экономике,
определение
динамики его
развития в
нашей стране
и за рубежом,
сравнение
тенденций
становления
малого бизнеса
в разных странах
с целью
внесения полезного
в нашу специфику.
При этом важен
анализ его
преимуществ
и недостатков.
Задачи
бухгалтерского
учета
деятельности
субъектов
малого
предпринимательства.
Субъектами
малого предпринимательства
являются предприятия
с численностью
занятых до 250
человек. Законодательная
и нормативная
базы развития
и совершенствования
малого предпринимательства
являются
основополагающими
для решения
политических,
экономических
(в том числе и
финансовых),
социальных
и других вопросов
становления
малого бизнеса
в нашей стране.
К числу финансовых
вопросов наряду
с другими можно
отнести вопросы
учета и налогообложения
субъектов
малого предпринимательства.
Известно, что
вопросы методологии
учета на малых
предприятиях
решались и до
1995 года. Например,
Минфином СССР
2 июля 1991 г. письмом
№ 40 были распространены
Рекомендации
по ведению
бухгалтерского
учета и применению
учетных регистров
на малых предприятиях.
На протяжении
многих лет
ведущим специалистом
в области
бухгалтерского
учета на предприятиях
малого и среднего
бизнеса является
Волков Н.Г. (бывший
заместитель
нач. Управления
методологии
бух.учета и
отчетности
Минфина РФ).
Поэтому, как
один из главных
методологов
в области
бухгалтерского
учета, он является
автором многих
публикаций
в этой области.
Анализируя
и обобщая документы
Минфина и публикации
методологов
в области
бухгалтерского
учета малого
бизнеса, можно
сформулировать
задачи субъектов
малого предпринимательства.
К ним можно
отнести:
- совершенствование
законодательной
и нормативной
базы
- унификация
и упрощение
учетных регистров
- упрощение
рабочего плана
счетов
-совершенствование
документооборота
и минимизация
количества
бухгалтерских
документов
(форм учета)
- сокращение
форм отчетности
-упрощение
баланса за
счет укрупнения
статей и исключения
статей, не
являющихся
значительно
информативными
для государственных
органов.
- значительно
упростить
налогообложение,
что позволит
устранить
рутинную работу
бухгалтеров
по бесконечным
расчетам и
перерасчетам
налогов.
Это есть
основные задачи,
которые являются
наиболее актуальными
в настоящее
время.
Разумеется,
задач значительно
больше и они
глубже, так
как необходимо,
прежде всего,
исходить из
общих задач
реформирования
бухгалтерского
учета в нашей
стране. Как
известно, ведущими
специалистами
в области учета
и налогообложения
такая работа
в настоящее
время проводится.
Например, с
1998 года Минфином
РФ готовятся
документы
системы нормативного
регулирования
бухгалтерского
учета в связи
с переходом
отечественной
практики
организации
и ведения
бухгалтерского
учета на принципы,
заложенные
в международных
стандартах
финансовой
отчетности.
Эти документы
вводятся, начиная
с 1 января 1999 г.,
и имеют 3 уровня:
I
уровень документов
- это законодательный.
К ним относятся
Федеральные
Законы, Указы
Президента,
постановления
Правительства,
Гражданский
Кодекс РФ.
Основополагающим
является Федеральный
закон «О бухгалтерском
учете» от 21.11.96 №
129-ФЗ
II
уровень документов
- положения
Минфина РФ,
которые являются
нормативными
стандартами
(ПБУ)
III
уровень документов
- это методические
указания, приказы,
письма Минфина
и других органов
исполнительной
власти, занимающихся
вопросами
бухгалтерского
учета.
На
особый уровень
выделен IV
уровень документов
- это рабочие
документы
предприятия,
определяющие
его учетную
политику в
методическом,
организационном
и технических
направлениях.
Важной проблемой
является не
только формулировка
задачи бухгалтерского
учета деятельности
субъектов
малого предпринимательства,
а и проблема
их решения,
реализация
задач.
В настоящее
время эти проблемы
нельзя называть
решенными,
но они в той
или иной мере
решаются.
Рассмотрим
их решение по
отдельным
позициям:
1. Согласно п.
2 Типовых рекомендаций
единые методологические
основы и правила,
которыми следует
руководствоваться
малым предприятиям
при организации
и ведении
бухгалтерского
учета, установлены
Федеральным
законом № 129-ФЗ,
согласно которому
(п.3 Типовых
рекомендаций)
руководитель
МП, на которого
возложена
ответственность
за организацию
бухучета и
соблюдение
законодательства,
может в зависимости
от объема учетной
работы вести
бухгалтерский
учет лично.
Данная норма
отсутствует
в прежнем Положении
о бухгалтерском
учете и отчетности
в Российской
Федерации,
утвержденная.
Приказом Минфина
РФ 01 26 12 94 № 170, и в прежних
Указаниях.
Кроме того,
руководитель,
как и прежде,
может:
Создать
бухгалтерскую
службу как
структурное
подразделение
во главе с главным
бухгалтером.
Ввести в
штат должность
главного
бухгалтера.
Передать
ведение бухгалтерского
учета специализированной
организации
или бухгалтеру-специалисту
на договорных
началах.
В соответствии
с типовыми
рекомендациями
малые предприятия
могут применять
для документирования
хозяйственных
операций следующие
формы:
а) формы,
содержащиеся
в альбомах
унифицированных
форм первичной
учетной документации
б) ведомственные
формы
в) самостоятельно
разработанные
формы, содержащие
соответствующие
обязательные
реквизиты,
предусмотренные
Федеральным
Законом № 129-ФЗ.
Применение
упрощенной
формы бухгалтерского
учета рекомендуется
Типовыми
рекомендациями
малым предприятиям
с простым
технологическим
процессом
производства
продукции,
выполнения
работ, оказания
услуг и имеющим
не более 100 хозяйственных
операций в
месяц, а не 300, как
ранее (отметим,
что при численности
5 человек только
по начислению
заработной
платы и соответствующих
налогов и взносов
в фонды бухгалтеру
за месяц предстоит
сделать 21 проводку).
При этом МП
предлагается
разрабатывать
собственный
рабочий План
счетов бухгалтерского
учета хозяйственных
операций на
основе типового
плана счетов
бухгалтерского
учета финансово-хозяйственной
деятельности
предприятий.
Рабочий План
счетов утверждается
при принятии
учетной политики.
В примерный
рабочий план
счетов, рекомендованный
типовыми
рекомендациями,
введен счет
83 « Добавочный
капитал», чего
не было в предыдущих
Указаниях.
Также переименован
счет 88 «Фонды
специального
назначения».
- в счет
«Нераспределенная
прибыль (непокрытый
убыток)»
- в раздел
«Капиталы и
резервы».
Малым предприятиям,
использующим
упрощенную
форму бухгалтерского
учета, Типовыми
рекомендациями
предложен
следующий
порядок отражения
основных
хозяйственных
операций на
основе рабочего
Плана счетов.
Учет основных
средств и
нематериальных
активов ведется
на счете 01 обособленно,
на отдельных
субсчетах
Амортизационные
отчисления
по объектам
основных средств,
а также по объектам
нематериальных
активов отражаются
на счете 02. Суммы
амортизации
основных средств
определяются
по годовому
расчету исходя
из применяемых
малым предприятием:
- способов
начисления.
- норм амортизации,
утвержденных
в установленном
порядке.
- первоначальной
(восстановительной)
стоимости
основных
средств.
Отметим,
что согласно
п.4.2 ПБУ 6/97 «Учет
основных
средств», утв.
Приказом Минфина
РФ от 03.09.97 № 65 н, начиная
с 1 января 1998 г.
амортизация
основных средств
начисляется
организациями
(в т.ч. малыми
предприятиями)
одним из 4 способов:
линейным
способом.
способом
уменьшения
остатка.
способом
списания стоимости
по сумме чисел
лет срока полезного
использования.
способом
списания стоимости
пропорционально
объему продукции
(работ).
Выбранный
способ указывается
организацией
в учетной
политике на
текущий финансовый
год. Однако не
следует забывать,
что в соответствии
с подп. «х» п.
2 Положения
о составе затрат
по производству
и реализации
продукции
(работ, услуг),
включаемых
в себестоимость
продукции
(работ, услуг),
и о порядке
формирования
финансовых
результатов,
учитываемых
при налогообложении
прибыли, утв.
Постановлением
Правительства
РФ от 05.08.92 № 552 (ред.
от 11.09.98), в себестоимость
продукции
(работ, услуг)
включаются
амортизационные
отчисления
на полное
восстановление
основных
производственных
фондов по нормам,
утвержденным
в установленном
порядке. В настоящее
время продолжают
действовать
Единые нормы
амортизационных
отчислений
на полное
восстановление
основных фондов
народного
хозяйства
СССР, утв. Постановлением
Совмина СССР
от 22.10.90 № 1072. Следовательно,
можно сделать
вывод о том,
что на сумму
излишне начисленных
амортизационных
отчислений,
исходя из
применяемого
малым предприятием
с 1 января 1999 г.
способа начисления,
необходимо
при составлении
налоговой
отчетности
скорректировать
сумму налогооблагаемой
прибыли (Справка
о порядке
определения
данных, отражаемых
по строке 1 «Расчета
налога о фактической
прибыли»,
строка 4.23).
Наряду
с линейным
способом начисления
амортизации
малое предприятие,
как и раньше,
может списывать
дополнительно
в форме амортизационных
отчислений
до 50% первоначальной
стоимости
объекта основных
средств со
сроком службы
более 3 лет.
При выбытии
основных средств
малое предприятие,
применяющее
упрощенную
форму бухучета,
списывает их
стоимость
через счет 02,
как и было ранее
рекомендовано
Указаниями.
Однако Типовыми
рекомендациями
сделано следующее
уточнение: "В