Главная      Учебники - Экономика     Лекции по финансам - часть 1

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  177  178  179   ..

 

 

Бухгалтерский учет на малых предприятиях

Бухгалтерский учет на малых предприятиях

аэрокосмическая академия

имени академика М.Ф.Решетнева.

Институт финансов и бизнеса.

Кафедра экономики.


Курсовая работа.


Бухгалтерский учет на малых предприятиях.


Выполнил:

студент гр.М-91

Жданов С.А.

Проверила:

преподаватель

Барановская Д.Я.


Красноярск 2001.

Содержание.


Вступление. 3

Задачи бухгалтерского учета 4

деятельности субъектов малого 4

предпринимательства. 4

Методология и постановка учета деятельности субъектов малого предпринимательства. 9

Бухгалтерский учет малых предприятий, применяющих журнально-ордерную форму учета. 9

Методология бухгалтерского учета в 12

малых предприятиях, применяющих упрощенные формы учетных регистров. 12

Простая форма бухгалтерского учета. 12

Форма бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия. 13

Учет в субъектах малого 15

предпринимательства при других 15

вариантах упрощенной системы. 15

Бухгалтерская отчетность малых предприятий. 23

Выводы. 27


Вступление.

Бухгалтерский учет, представляя собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального отражения всех хозяйственных операций, выступает важнейшей функцией управления всех хозяйствующих субъектов, функционирующих в промышленности. В этой связи организация бухгалтерского учета в промышленности основывается на использовании общих научно обоснованных принципов управления —системного подхода, програм­мно-целевого метода, экономико-математического моделирования и других.

В законодательном порядке закреплены и задачи бухгалтерского учета, которые выражаются в:

формировании полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности —руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним — инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

обеспечении информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесооб­разностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием мате­риальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

предотвращении отрицательных результатов хозяйственной деятельности органи­зации и выявлении внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устой­чивости.

Поставленные перед бухгалтерским учетом задачи по обеспечению информацией внутренних и внешних пользователей о показателях деятельности организации в целях достоверной оценки ее финансового и имущественного положения свидетельствуют о повышении роли бухгалтерского учета как уникального источника для принятия обоснованных управленческих решений. В свою очередь возникновение новых эко­номических и правовых отношений между хозяйствующими субъектами различных организационно-правовых форм собственности, происходящие интеграционные про­цессы во всех сферах их деятельности с зарубежными партнерами предполагают формацию бухгалтерского учета, ориентированного на использование общеприня­тых в мировой практике принципов и правил ведения бухгалтерского учета.

В процессе перехода к рыночной экономике обще­ство переживает системные преобразования во всех сфе­рах своей жизнедеятельности - политической, правовой, экономической, социальной и т.д. Характер рыночных ре­форм требует переосмысления многих казавшихся ранее незыблемыми воззрений. К числу проблем экономическо­го характера следует отнести вопросы развития и поддер­жки малого и среднего бизнеса, который может и должен стать важным фактором подъема российской экономики.

Принятые в последние годы законодательные и нор­мативные документы по малому бизнесу и практическая их реализация требуют серьезного осмысления уже сделан­ного и пристального внимания к перспективам развития этой сферы деятельности (бизнеса). Поэтому важным является определение роли и значения малого предпринимательства в современной экономике, определение динамики его развития в нашей стране и за рубежом, сравнение тенденций становления малого бизнеса в разных странах с целью внесения полезного в нашу специфику. При этом важен анализ его преимуществ и недостатков.



Задачи бухгалтерского учета

деятельности субъектов малого

предпринимательства.

Субъектами малого предпринимательства являются предприятия с численностью занятых до 250 человек. Законодательная и нормативная базы развития и со­вершенствования малого предпринимательства являются основополагающими для решения политических, эконо­мических (в том числе и финансовых), социальных и дру­гих вопросов становления малого бизнеса в нашей стране. К числу финансовых вопросов наряду с другими можно отнести вопросы учета и налогообложения субъектов ма­лого предпринимательства. Известно, что вопросы мето­дологии учета на малых предприятиях решались и до 1995 года. Например, Минфином СССР 2 июля 1991 г. письмом № 40 были распространены Рекомендации по ведению бух­галтерского учета и применению учетных регистров на малых предприятиях. На протяжении многих лет ведущим специалистом в области бухгалтерского учета на предприятиях малого и среднего бизнеса является Волков Н.Г. (быв­ший заместитель нач. Управления методологии бух.учета и отчетности Минфина РФ). Поэтому, как один из главных методологов в области бухгалтерского учета, он является автором многих публикаций в этой области.

Анализируя и обобщая документы Минфина и публикации методологов в области бухгалтерского учета малого бизнеса, можно сформулировать задачи субъектов малого предпринимательства. К ним можно отнести:

- совершенствование законодательной и нормативной базы

- унификация и упрощение учетных регистров

- упрощение рабочего плана счетов

-совершенствование документооборота и минимиза­ция количества бухгалтерских документов (форм учета)

- сокращение форм отчетности

-упрощение баланса за счет укрупнения статей и ис­ключения статей, не являющихся значительно информативными для государственных органов.

- значительно упростить налогообложение, что позво­лит устранить рутинную работу бухгалтеров по бесконеч­ным расчетам и перерасчетам налогов.

Это есть основные задачи, которые являются наиболее актуальными в настоящее время.

Разумеется, задач значительно больше и они глубже, так как необходимо, прежде всего, исходить из общих за­дач реформирования бухгалтерского учета в нашей стра­не. Как известно, ведущими специалистами в области уче­та и налогообложения такая работа в настоящее время про­водится. Например, с 1998 года Минфином РФ готовятся документы системы нормативного регулирования бухгал­терского учета в связи с переходом отечественной практи­ки организации и ведения бухгалтерского учета на прин­ципы, заложенные в международных стандартах финан­совой отчетности. Эти документы вводятся, начиная с 1 января 1999 г., и имеют 3 уровня:

I уровень документов - это законодательный. К ним относятся Федеральные Законы, Указы Президента, по­становления Правительства, Гражданский Кодекс РФ. Ос­новополагающим является Федеральный закон «О бухгал­терском учете» от 21.11.96 № 129-ФЗ

II уровень документов - положения Минфина РФ, ко­торые являются нормативными стандартами (ПБУ)

III уровень документов - это методические указания, приказы, письма Минфина и других органов исполнитель­ной власти, занимающихся вопросами бухгалтерского уче­та.

На особый уровень выделен IV уровень документов - это рабочие документы предприятия, определяющие его учетную политику в методическом, организационном и тех­нических направлениях.

Важной проблемой является не только формулировка задачи бухгалтерского учета деятельности субъектов мало­го предпринимательства, а и проблема их решения, реализация задач.

В настоящее время эти проблемы нельзя называть ре­шенными, но они в той или иной мере решаются. Рассмот­рим их решение по отдельным позициям:

1. Согласно п. 2 Типовых рекомендаций единые ме­тодологические основы и правила, которыми следует руко­водствоваться малым предприятиям при организации и ведении бухгалтерского учета, установлены Федеральным законом № 129-ФЗ, согласно которому (п.3 Типовых реко­мендаций) руководитель МП, на которого возложена ответ­ственность за организацию бухучета и соблюдение законо­дательства, может в зависимости от объема учетной рабо­ты вести бухгалтерский учет лично. Данная норма отсут­ствует в прежнем Положении о бухгалтерском учете и от­четности в Российской Федерации, утвержденная. Приказом Минфи­на РФ 01 26 12 94 № 170, и в прежних Указаниях. Кроме того, руководитель, как и прежде, может:

  1. Создать бухгалтерскую службу как структурное подразделение во главе с главным бухгалтером.

  2. Ввести в штат должность главного бухгалтера.

  3. Передать ведение бухгалтерского учета специализированной организации или бухгалтеру-специалисту на договорных началах.

В соответствии с типовыми рекомендациями ма­лые предприятия могут применять для документирования хозяйственных операций следующие формы:

а) формы, содержащиеся в альбомах унифицирован­ных форм первичной учетной документации

б) ведомственные формы

в) самостоятельно разработанные формы, содержащие соответствующие обязательные реквизиты, предусмотрен­ные Федеральным Законом № 129-ФЗ.

Применение упрощенной формы бухгалтерского учета рекомендуется Типовыми рекомендациями малым предприятиям с простым технологическим процессом про­изводства продукции, выполнения работ, оказания услуг и имеющим не более 100 хозяйственных операций в месяц, а не 300, как ранее (отметим, что при численности 5 человек только по начислению заработной платы и соответствую­щих налогов и взносов в фонды бухгалтеру за месяц пред­стоит сделать 21 проводку). При этом МП предлагается разрабатывать собственный рабочий План счетов бухгал­терского учета хозяйственных операций на основе типо­вого плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяй­ственной деятельности предприятий. Рабочий План сче­тов утверждается при принятии учетной политики.

В примерный рабочий план счетов, рекомендованный типовыми рекомендациями, введен счет 83 « Добавочный капитал», чего не было в предыдущих Указаниях. Также переименован счет 88 «Фонды специального назначения».

- в счет «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»

- в раздел «Капиталы и резервы».

Малым предприятиям, использующим упрощенную форму бухгалтерского учета, Типовыми рекомендациями предложен следующий порядок отражения основных хо­зяйственных операций на основе рабочего Плана счетов.

Учет основных средств и нематериальных акти­вов ведется на счете 01 обособленно, на отдельных субсче­тах Амортизационные отчисления по объектам основных средств, а также по объектам нематериальных активов от­ражаются на счете 02. Суммы амортизации основных средств определяются по годовому расчету исходя из при­меняемых малым предприятием:

- способов начисления.

- норм амортизации, утвержденных в установленном порядке.

- первоначальной (восстановительной) стоимости ос­новных средств.

Отметим, что согласно п.4.2 ПБУ 6/97 «Учет основ­ных средств», утв. Приказом Минфина РФ от 03.09.97 № 65 н, начиная с 1 января 1998 г. амортизация основных средств начисляется организациями (в т.ч. малыми предприятиями) одним из 4 способов:

  • линейным способом.

  • способом уменьшения остатка.

  • способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования.

  • способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Выбранный способ указывается организацией в учет­ной политике на текущий финансовый год. Однако не сле­дует забывать, что в соответствии с подп. «х» п. 2 Положе­ния о составе затрат по производству и реализации про­дукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость про­дукции (работ, услуг), и о порядке формирования финан­совых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.08.92 № 552 (ред. от 11.09.98), в себестоимость продук­ции (работ, услуг) включаются амортизационные отчисле­ния на полное восстановление основных производствен­ных фондов по нормам, утвержденным в установленном порядке. В настоящее время продолжают действовать Еди­ные нормы амортизационных отчислений на полное вос­становление основных фондов народного хозяйства СССР, утв. Постановлением Совмина СССР от 22.10.90 № 1072. Следовательно, можно сделать вывод о том, что на сумму излишне начисленных амортизационных отчислений, ис­ходя из применяемого малым предприятием с 1 января 1999 г. способа начисления, необходимо при составлении нало­говой отчетности скорректировать сумму налогооблагаемой прибыли (Справка о порядке определения данных, отра­жаемых по строке 1 «Расчета налога о фактической при­были», строка 4.23).

Наряду с линейным способом начисления амортиза­ции малое предприятие, как и раньше, может списывать дополнительно в форме амортизационных отчислений до 50% первоначальной стоимости объекта основных средств со сроком службы более 3 лет.

При выбытии основных средств малое предприятие, применяющее упрощенную форму бухучета, списывает их стоимость через счет 02, как и было ранее рекомендовано Указаниями. Однако Типовыми рекомендациями сделано следующее уточнение: "В