Итого
|
-
|
-
|
-
|
33716,1
|
Во время аудиторской проверки за 1998 год согласно плану были выявлены нарушения, содержания которых изложено в аудиторском отчете.
Учетная политика ДСУ-1 не в полной мере отвечает требованиям ПБУ 1/98 /7/ . необходимо более детально изучить нормативные документы и внести дополнения к приказу «Об учетной политике» в соответствии с вышеуказанным Положением /7/ и Инструкции по применению плана счетов /5/. А именно:
1 утвердить распределение служебных обязанностей работников бухгалтерии;
2 составить и указать в учетной политике рабочий план счетов;
3 разработать организацию документооборота;
4 указать сроки и порядок проведения инвентаризации наличных денежных средств;
5 утвердить список лиц, имеющих право получать деньги подотчет;
6 целесообразность, размеры и сроки, на которые выделяются средства под отчет
Рекомендуется к приказу об учетной политике разработать приложение для внутренних пользователей (должностные инструкции работников бухгалтерии, система оплаты труда, составление бухгалтерской документации , порядок хранения и сроки хранения первичных документов и учетных регистров, план счетов и т.д.)
В связи с тем, что на предприятии Форма №4 заполнена еще по старому образцу, необходимо изучить ПБУ 4/99 /6/ и внести соответствующие изменения в заполнение форм в следующем году.
Проверка правильности составления документов на отгрузку товаров, оказание работ, услуг показала недостаточную организацию работы бухгалтерии за проверяемые период. Документы подшиты не в порядке их составления. Выявлен целый ряд арифметических ошибок. Необходимо создать методику дополнительной проверки правильности оформления документов и отраженных в них сумм.
Всего за проверяемый период выявлено нарушений на сумму 424437,63 р. Сопоставляя эту сумму с рассчитанным уровнем существенности (800 000 р.), можно говорить о наличии ошибки второго уровня, т. е. ошибки существенны в отдельных областях. Хотя помимо количественных ошибок были выявлены и качественные ошибки.
Необходимо исправить все арифметические ошибки и описки, на основе регистров бухгалтерского учета восстановить главную книгу и Форму №2.
В ходе проверки установлено нарушение методологии ведения бухгалтерского учета , Инструкции по применению плана счетов /5/. Предприятие не выделяет НДС по реализованным работам, услугам ( нет проводки 46 – 68). Сумма по кредиту счета 46 полностью равна сумме по строке 010 Формы №2. Закон РСФСР от 21.03.91 №943 – 1 «О Государственной Налоговой Службе РСФСР » предусматривает взимание штрафа с виновного лица за нарушение методологии ведения учета от двух до пяти размеров ММОТ .
Рекомендуется по итогам проверки исправить допущенные нарушения, и и силами работников бухгалтерии осуществить исправления по аналогичным нарушениям в других периодах , не подвергнутых аудиторской проверке, внести изменения в учетные и отчетные данные, особенно по исчислению налоговых платежей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С переходом к рыночным отношениям экономическая жизнь в стране пополнилась множеством новых понятий и терминов. Одним из них является понятие аудит и аудиторская проверка.
Сам по себе аудиторский контроль нельзя отнести к новшествам рыночных отношений, однако новым является появление независимого контроля, обеспечивающего реализацию практической общественной потребности – подтверждение достоверности финансовой информации о деятельности экономический субъектов в интересах пользователей этой информации.
В рамках данной работы была проведена аудиторская проверка государственного предприятия «ДСУ-1», а также был разработан внутрифирменный стандарт по проведению аудита реализованной продукции, в котором разработаны таблицы, облегчающие проведение казанной проверки.
В ходе проверки была изучена система бухгалтерского учета и система внутреннего контроля предприятия, и сразу при первоначальном ознакомлении с организацией бухгалтерского учета наблюдается невнимательность и пренебрежительность к требованиям законодательства. Все изменения, поправки, которые предписываются нормативными актами, принимаются к исполнению не сразу., что влечет за собой разночтения при сравнении отчетности разных организаций.
Зачастую в бухгалтерии вообще отсутствуют документы, регламентирующие бухгалтерский учет в нашей стране, либо их прочтение носит лишь формальный характер. То же можно сказать и об учетной политике. В лучшем случае она составляется в соответствии с требованием ПБУ 1/98 /7/, но не всегда все ее положения выполняются предприятием.
Необходимо более внимательно и серьезно подходить к требованию законодательных актов и документированию учета.
В курсовой работе рассматривается аудиторская проверка только одной области учета, а именно: учет реализованной продукции, работ, услуг. Это одна из главных областей учета, т. к. связана с получением предприятием выручки от реализации, а при эффективной работе и прибыли. Эта область требует повышенного внутреннего контроля, т. к. ошибки в учете объема реализованной продукции, ошибки в исчислении выручки влекут за собой неверно рассчитанные налоги, а это вызывает конфликты с налоговыми органами.
В целом на исследуемом предприятии не обнаружено грубых ошибок, однако все обнаруженные количественные и качественные ошибки говорят о необходимости повысить контроль за соблюдением методологии учета, правильности его ведения.
В четвертой части работы указаны рекомендации по соверщенствованию учета, сделанные по окончании проверки.
Список использованной литературы
1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129-ФЗ
2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации .Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 29.07.98 г. №34н , введено в действие с 01.01.99.
3. О годовой бухгалтерской отчетности организаций. Приказ Минфина РФ от 12.11.96. № 97. Приложение 1,2 к приказу Минфина РФ от 12.11.96. № 97. 4. Гражданский кодекс РФ, части первая и вторая .Приняты Государственной Думой 21.10.94 и 22.12.95
5. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкция по его применению. Утвержден приказам Минфина РФ от 1.11.91 №56 и рекомендации для применения на территории управления РФ письмом Министерства экономики и Минфина РСФСР от 19. 12 91. №18-5 с изменениями, утвержденными приказом Минфина РФ от 28. 12. 94 № 173, от 28.07.95 №81 и от 17. 02.97. №15.
6. ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации » .Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 06.07.99 №43н
7. ПБУ 1/98 «Учетная политика организации». Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 09.12.98 № 60н
8. Налоговый кодекс РФ, часть первая. Принят Государственной Думой 16.07.98
9. Положение о составе затрат по производству и реализации продукции ( работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции ( работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 5.08.92 №552, с изменениями и дополнениями, утвержденными Правительством РФ от 1.07.95 №661, от 20.11.95. №1133 и от 11.03.97. №273
10. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств . Утверждены приказом Минфина РФ о 13. 06. 95. № 49
11. Закон РФ от 18.12.91 г. №1992 –1 «О налоге на добавленную стоимость»
12. О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость. Инструкция Государственной налоговой службы РФ от 11.11.95 №39
13. Закон РФ от 06.12.91 г. «Об акцизах »
14. О порядке исчисления и уплаты акцизов. Инструкция Государственной налоговой службы РФ от 9.12.91. №2; с изменениями и дополнениями
15. Закон РФ от 27.12.91 г. №2116 – 1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций»;
16. О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций . Инструкция Государственной налоговой службы РФ от 10.08.95 г. №37
17. О порядке отражения в бухгалтерском учете товарообменных операций или операций, осуществляемых на бартерной основе . Приказ Минфина РФ от 30.10.92 №16-05/4
18. Об отражении в бухгалтерском учете и отчетности операций, связанных с осуществлением совместной деятельности. Письмо Минфина РФ от 24.01.94 №7
19. Методические рекомендации по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговали. Утверждено письмом Комитета РФ по торговле от 10.07.96 №1-794/32-5
20. Временные правила аудиторской деятельности в РФ. Утверждены Указом Президента РФ №2263 от 22.12.93
21. Стандарт аудиторской деятельности «Планирование аудита». Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 25.12.96. Протокол №6
22. Стандарт аудиторской деятельности «Документирование аудита». Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 25.12.96. Протокол №6
23. Стандарт аудиторской деятельности «Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита». Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 25.12.96. Протокол №6
24. Стандарт аудиторской деятельности «Существенность и аудиторский риск». Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 22.01.98. Протокол №2
25. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: Учебное пособие. - М.:ИНФРА – М, 1995г.
26. Андреев В.Д. Практический аудит (справочное пособие). – М. :Экономика, 1994г.
27. Суйц В.Т, Смирнов Н.Б. Основы российского аудита. – М.: ИЦ «Анкил», ИКЦ «ДИС», 1997г.
28. Медведев А.Н. Как избежать бухгалтерских ошибок. – М.: ИНФРА –М, 1996г.
29. Барышников Н.П. В помощь бухгалтеру м аудитору: справочно-методическое пособие. – М.: Филинъ, 1998г.
30. Барышников Н.П. Организация и методика проведения общего аудита .- М.: Филинъ, 1996г.
31. Данилевский Ю.А. Аудит промышленных акционерных обществ. -М.:Финстатинформ, 1995г.
32. Щадрилова С.Н. Бухгалтеру о внутреннем аудите . – М., 1996г.
33. Адамс Р. Основы аудита . – М.: ЮНИТИ, 1995г.
34. Аренс Э.А., Лоббек Дж.К. Аудит. – М., Финансы и статистика, 1995 г.
35. Скобара В.В. Аудит. – М., Дело и Сервис , 1998 г.
36. Макарьева В.И. Сущность камеральных и документальных проверок, проводимых налоговыми органами, и особенности бухгалтерского учета для целей налогообложения ( приложение к журналу «Налоговый вестник»). – М., 1997г.
37. Пятов М.А. Новое в учете реализации // Бухгалтерский учет, 1999г., №11
38. Газарян А.В. Аудиторская оценка и проверка системы внутреннего контроля // Бухгалтерский учет, 1999г., №1
39. Газарян А.В., Михайлова О.П. Система внутреннего контроля организации // Бухгалтерский учет, 1999г., №9
40. Козлова Г.И. Оценка эффективности системы бухгалтерского учета на предприятии // Бухгалтерский учет, 1999г., №2
41. Сотникова Л.В. Учет и отчетность операций по реализации продукции // Бухгалтерский учет, 1998г., №1
42. Камоликова С.А. Особенности проведения аудита в строительных организациях // Бухгалтерский учет, 1997г., №11
43. Новиков С.С. учет выручки от реализации и отгрузки товаров // Бухгалтерский учет, 1996 г., №10
Приложение 1
Внутрифирменный стандарт
Аудиторская проверка реализованной продукции
1) Общие требования
Целью данного стандарта является установление единых требований при проведении аудиторской фирмой (аудитором ) проверки учета реализации продукции, работ, услуг.
2) Необходимость и принципы проведения аудиторской проверки учета реализации продукции, работ, услуг.
Объекты аудиторской проверки:
1. Объемы отгруженной продукции, выполненных работ, оказанных услуг
2. Выручка от реализации, формируемая в бухгалтерском и налоговом учете
При проведении проверки необходимо подтвердить достоверность отражения в учете операций по реализации .
На первом этапе необходимо ознакомиться с видами деятельности предприятия, его организационной структурой, формой учета, изучить учетную политику. В зависимости от собранной информации аудитор вносит корректировки в план проверки, рекомендуемый данным стандартом.
3) Документы , подлежащие проверке, и порядок их рассмотрения.
В основе проверки лежит установление соответствия сумм, отраженных в первичных документах, с суммами в журналах – ордерах, главной книге и форме №2, а также ведение учета в соответствии с выбранными в учетной политике методами. В ходе проверки аудитору следует ознакомиться с :
а) первичными документами по оформлению операций по отгрузке продукции (выполнению работ, оказанию услуг): накладные на отпуск готовой продукции, счета, счета – фактуры, акты выполненных работ, документы, связанные с оплатой, акты зачета взаимных требований, налоговые декларации;
б) ведомостями аналитического учета;
в) журналом – ордером №11;
г) Главной книгой;
д) Формой №2
4) Методика проведения проверки
Большое внимание при проведении проверки операций, связанных с реализацией, необходимо уделить внутрихозяйственному контролю в этой области. Ниже приводится схема, которую рекомендуется использовать в ходе проверки (рис.1).
Изучить систему внутрихозяйственного контроля - реализации
|
Оценить риск контроля – реализации
|
Оценить экономический эффект от проверки контрольных моментов
|
Разработать тесты отдельных элементов хозяйственных операций, связанных с реализацией, для достижения целей внутрихозяйственного контроля
|
Процедуры аудита
|
|
Размер выборки
|
|
Критерии отбора
|
|
Временные рамки
|
Рис. 1 – Методика проверок хозяйственных операций, связанных с реализацией товаров (работ, услуг )
Таблица 6.
Основные вопросы, изучаемые в ходе проверки
Цели внутрихозяйственного контроля
|
Внутрихозяйственные контрольные моменты
|
Обобщение проверок хозяйственных операций по существу
|
1 Учтенные объемы реализации действительно отражают реальные поставки реальным клиентам
|
- учтенные объемы реализации подтверждены транспортными документами;
- счета – фактуры пронумерованы, по ним осуществляется учет;
- ежемесячно проводятся сверка взаиморасчетов
|
- проверка журналов, Главной книги и аналитической ведомости по дебиторской задолженности
- сверка записей в регистрах, по счетам – фактурам и транспортным документам;
- сверка транспортных документов и учетных данных по отгрузке с записями по ТМЦ
|
2 Проверка полноты отражения операций по реализации
|
Транспортные документы и счета – фактуры пронумерованы и по ним ведется соответствующий учет
|
|
3 Сверка сумм отпущенных товаров с суммами регистрации
|
Проверка наличия внутрихозяйственного контроля за подтверждения подлинности документов
|
Повторное вычисление по счетам – фактурам, сверки записей в счетах-фактурах с данными транспортных документов
|
4 Проверка своевременности регистрации операций
|
Процедуры, требующие отражения, должны быть зафиксированы как можно скорее после момента их выполнения. Проверка документов на обнаружение неотфактурованных поставок
|
Сверка дат зафиксированных операций по реализации м датами в транспортных документах
|
5 Проверка правильности отражения операций во вспомогательных записях, их обобщение и перенос
|
Внутрихозяйственные проверки
|
Подытожить данные первичных документов, журналов0ордеров, проследить за переносом данных в Главную книгу
|
5) Нарушения, выявляемые в ходе проверки
Возможные нарушения:
1) не совпадают суммы, отраженные в первичных документах, с суммами в аналитических ведомостях, журналах – ордерах, Главной книге и формах отчетности;
2) не верно рассчитан НДС по реализованной продукции. В результате искажаются результаты по строке 010 в форме №2;
3) нарушается методология учета в части корректировки выручки от реализации по оплате в целях налогообложения. Зачастую предприятия неверно формируют выручку от реализации для целей налогообложения, если в учетной политике указан метод «по оплате», либо вообще не следуют выбранному методу формирования выручки от реализации.