Главная      Учебники - Экономика     Лекции по экономической теории - часть 4

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  441  442  443   ..

 

 

Экономика и промышленность края

Экономика и промышленность края

Экономические районы

Отраслевые

Общие (интегральные)

Виды разделения труда

Международное

Межрайонное

Внутрирайонное

Территориальный аспект управлением развития отраслей

Комплексное социально-экономическое развитие

Все показатели состояния производственного потенциала можно разделить на следующие группы.

Западная

Восточная

Укрупненные районы (макрорегионы)

Север и Центр европейской части РФ

Урало-Поволжъе

Европейский Юг

Сибирь

Дальний Восток

9.Федеральные органы управления экономикой

1.Понятие триединой системы власти

2. Органы исполнительной власти и их функции

2.1. Президент РФ

2.2. Правительство РФ

2.3. Федеральные министерства

2.4. Другие органы исполнительной власти.

1.Понятие триединой системы власти

Управление экономикой страны осуществляется триединой системой:

1 ветвь – Законодательная власть

2 ветвь – Исполнительная власть

3 ветвь – Судебная власть.

Законодательные органы власти определяют законы, общие формы и методы развития экономики страны.

Исполнительная власть осуществляет непосредственное управление экономикой страны.

Судебные органы власти разрешают экономические споры и следят за исполнением законодательно-правовых документов.

2. Органы исполнительной власти и их функции

Органы исполнительной власти самостоятельны в организационном и функциональном отношении.

Основные функции – исполнительные и распорядительные.

Права органов исполнительной власти гарантируются конституцией РФ.

В соответствии с федеративным государственным устройством различают органы исполнительной власти федеральные и субъектов РФ.

По организационно-правовым формам различают:

1. Правительство.

2. Совет министров.

3. Министерства.

4. Государственные комитеты.

5. Комитеты.

6. Службы.

7. Главные управления.

8. Управления.

9. Инспекции.

10. Агентства.

11. Департаменты.

12. Администрации.

13. Мэрии.

14. Отделы и др.

По уровню компетенции органы исполнительной власти делятся на:

- общей;

- отраслевой;

- межотраслевой;

- внутриотраслевой компетенции.

По порядку разрешения вопросов органы исполнительной власти делятся на коллегиальные и единоначальные.

Вся система органов исполнительной власти функционирует на принципах

- федерализма;

- сочетания централизации и децентрализации;

- законности.

2.1. Главной ветвью исполнительной власти является Президент РФ.

Он формирует Правительство, согласовывает с Государственной думой назначение председателя Правительства.

Президенту дано право принимать или отклонять отставку Правительства РФ. Он определяет внешнюю и внутреннюю политику государства. Его власть в

решении государственных вопросов очень высока. Его указы и распоряжения обязательны для исполнения на всей территории РФ. Он вправе отменять Постановления и Распоряжения Правительства. Указы Президента составляют правовую основу деятельности Правительства.

Для обеспечения единства интересов субъектов РФ при Президенте учрежден институт полномочных представителей в краях, областях, городах федерального значения, автономных областях, автономных округах.

Цель института – обеспечение единства государственной политики в деятельности органов исполнительной власти на всей территории РФ.

Полномочный представитель является доверенным лицом Президента и представляет его интересы в различных регионах.

Важную роль в работе Президента РФ играет его Администрация. В ее состав входят в качестве самостоятельных подразделений главные управления и другие структуры, занимающиеся вопросами общего и специального характера. Они действуют в соответствии с положением о них, утвержденным Президентом РФ.

2.2. Правительство РФ

Правительство РФ – главный орган исполнительной власти, осуществляющий практически всю исполнительную власть в стране.

Правительство – это коллегиальный орган, в состав которого входят:

- Председатель;

- Заместители Председателя;

- Федеральные министры.

Решающая роль в формировании Правительства принадлежит Президенту РФ.

Председатель Правительства предлагает президенту структуру федеральных органов исполнительной власти и кандидатуры на должности своих замов и федеральных министров.

Основные функции и полномочия Правительства.

1. Разработка и обеспечение исполнения Федерального бюджета;

2. Проведение в стране единой финансовой. Кредитной. И денежной политики, а также политики в области культуры. Науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения.

3. Организация, разработка и исполнение программ экономического развития.

4. Обеспечение единой государственной политики в области экологии.

5. Ликвидация последствий аварий катастроф, стихийных бедствий.

6. Управление федеральной собственностью (для этого создан целый аппарат).

7. Защита интересов Государства.

8. Обеспечение обороны страны и государственной безопасности.

9. Обеспечение, прав и свобод граждан и юридических лиц.

10. Охрана собственности и общественного порядка и др.

Основные правовые формы политики, осуществляемой Правительством, - это постановления и распоряжения.

Отставка правительства: самоотставка, отставка Президентом РФ, выражение недоверия Государственной думой.

2.3. Федеральные министерства

I. Федеральные Министерства и Госкомитеты

1. Перечень и структура устанавливаются Президентом.

2. Большинство этих органов работает под непосредственным руководством Правительства

3. Положение о каждом Федеральном органе утверждается президентом или Правительством.

4. Министры и председатели Госкомитетом назначаются Президентом.

5. Федеральные Министерства являются единоначальными органами, они возглавляются Министрами. Которые входят в состав правительства.

6. При Министерствах создаются коллегии.

Аналогично строится работа Государственных комитетов.


2.4. Другие органы исполнительной власти.

Федеральные ведомства (комитеты, службы, агентства и т.д.)

1. Перечень этих органов утверждается президентом.

2. Президент и Правительство утверждают Положения о них.

3. Руководители ведомств назначаются и освобождаются от должности Президентом и не входят в состав правительства.

В области экономики федеральные органы власти представлены следующими организациями:

- Министерство топлива и энергетики.

- Министерство экономики.

- Министерство сельского хозяйства и продовольствия и др.

- Государственный комитет РФ по вопросам архитектуры и строительства.

- Государственный комитет по промышленной политике.

- Государственный комитет по земельным ресурсам и землеустройству и др.

- Ведомство по геологии.

- Ведомство по использованию недр.

- Ведомство по металлургии и др.

- Служба по валютному и экспертному контролю.

- Служба лесного хозяйства и др.

10. Система органов государственной власти субъектов РФ

1. Триединая система государственной власти субъектов РФ

2. Органы исполнительной власти региона

1.Триединая система государственной власти субъектов РФ

В соответствии с Конституцией РФ установление общих принципов системы органов государственной власти субъектов федерации входит в совместное ведение.

Система органов государственной власти субъектов федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с Конституцией РФ.

Также, как и в РФ в субъектах федерации действует триединая система государственной власти: законодательная, исполнительная, судебная.

Представительные и законодательные органы субъектов федерации действуют в соответствии с Указом Президента от 22.12.93г. «об основных началах организации государственной власти в субъектах РФ».

Представительный орган власти избирается населением сроком на 2 года и осуществляет свою деятельность на постоянной основе. Наименование органа представительной власти и количество его депутатов определяется им самостоятельно.

Этот орган – Краевое законодательное собрание (Назарчук) осуществляет правовое регулирование по вопросам совместного ведения и ведения субъектов РФ. Правовые акты представительного органа подписываются главой Администрации, а затем обнародуются. Эти акты могут быть возвращены главой Администрации для повторного рассмотрения. Если правовой акт принят не менее, чем 2/3 голосов, то глава Администрации обязан его подписать.

Представительный орган Совета Федерации рассматривает и утверждает бюджет, выносит на рассмотрение другие правовые акты, осуществляет контроль за исполнением принятых им правовых актов, исполнением бюджета и распоряжением имуществом.

Исполнительным органом власти субъектов РФ является Администрация.

2. Органы исполнительной власти региона

Органом исполнительной власти в субъекте РФ является Администрация (или Правительство). Руководство деятельностью Администрации осуществляет ее Глава (Суриков).

Функции Администрации:

- Разработка и представление на утверждение бюджета края и обеспечение его исполнения.

- Распоряжение и управление имуществом, относящегося к собственности субъекта федерации.

- Разработка, утверждение и контроль за выполнением программ экономического и социального развития региона.

- Осуществление мер по обеспечению законности, прав и обязанностей граждан, а также охрана собственности и борьба с преступностью.

- Принятие в своей компетенции правовых актов, Постановлений, Распоряжений.

Порядок формирования Администрации.

Глава Администрации занимает пост в результате выборов. Он является должностным лицом самостоятельного органа государственной власти и не является должностным лицом высшего органа государственной власти. Глава отвечает перед населением за социально-экономическую и политическую ситуацию, а также выполнение предвыборных обещаний. Перед федеральной властью несет ответственность за соблюдение федеральных нормативно-законодательных актов.

В структуру администрации входят:
- Правительство (администрация)

-Органы специальной компетенции по отраслям и сферам государственного управления.

- Территориальные органы специальной компетенции, действующие на территории районов и городов.

Глава Администрации имеет право законодательной инициативы, а также подписание и опубликование законов.

Для исполнения функций исполнительной власти в Администрации создаются структурные подразделения. В каждом субъекте их состав и функции определяются с учетом местных конкретных условий и может постоянно изменяться.

Примерная структура органов краевой Администрации.

1. Управления:

- юстиции;

- УВД;

- финансовое;

- по вопросам инвестиций;

- сельского хозяйства и др.

Комитеты:

- по архитектуре и строительству;

- по экономике;

- по управлению государственным имуществом;

- по вопросам обороны;

- по ликвидации стихийных бедствий;

- по промышленности и топливно-0энергетическим ресурсам;

- по торговле;

- по внешнеэкономическим связям;

- по пищевой и перерабатывающей промышленности;

- по поддержке предпринимательства;

- по земельным ресурсам и землеустройству;

- по использованию и охране недр и экологии;

- по жилищному и коммунальному хозяйству;

- по транспорту, связи, и дорожному строительству;

- по образованию;

- по научно-технической политике;

- по культуре и туризму;

- по здравоохранению;

- по демографической политике;

- по физкультуре и спорту;

- по делам молодежи;

- по национальным вопросам;

- по социальной защите населения;

- по труду и занятости населения ;

- по печати и информации;

- по кинофикации;

Отдел записи актов гражданского состояния.

Архивный отдел.

Каждый субъект РФ вправе самостоятельно определять состав, структуру, взаимодействие и функции своих подразделений.

Предметы ведения Администрации края как совместного, так и самостоятельного фиксируются в Уставе региона.

11. Основы местного самоуправления

1. Понятие местного самоуправления

2. Организация местного самоуправления

3. Органы местного самоуправления

4. Территориальное общественное самоуправление

1.Понятие местного самоуправления

Местное самоуправление как форма осуществления народовластия

Местное самоуправление - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Местное самоуправление в Алтайском крае осуществляется на принципах, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральным законом об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации в порядке, установленном Уставом (Основным Законом) Алтайского края и законами Алтайского края, а также уставами соответствующих муниципальных образований.

Территории местного самоуправления

Местное самоуправление в Алтайском крае осуществляется на территориях следующих муниципальных образований: сельсоветов, города районного значения, поселков, сельских поселений, части поселений (первичный уровень); городов краевого значения, сельских районов, закрытого административно-территориального образования. Если муниципальные образования первичного уровня находятся в границах территорий сельских районов, предметы ведения муниципальных образований, объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов разграничиваются законом Алтайского края, а в отношении внутригородских муниципальных образований - уставом города.

Территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения.

Порядок образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установления и изменения их границ и наименований определяется законом Алтайского края. Вопросы образования, объединения, преобразования или упразднения внутригородских муниципальных образований, установления или изменения их территорий решаются с учетом мнения населения соответствующей территории представительным органом местного самоуправления города самостоятельно в соответствии с уставом города.

5. Организация местного самоуправления

Организационная основа местного самоуправления

Организационную основу местного самоуправления составляет сочетание принципов выборности и назначения при формировании органов местного самоуправления, коллегиальности и единоначалия в деятельности этих органов, коллегиальности при принятии решений и личной ответственности должностных лиц органов местного самоуправления за выполнение принятых решений, а также различных форм прямой демократии (референдум, выборы, собрание, конференция, сход, отзыв депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления и т.д.) и представительной демократии, государственных и общественных начал.

6. Органы местного самоуправления

Органы и должностные лица местного самоуправления

1. К органам и должностным лицам местного самоуправления относятся:

1) представительный орган местного самоуправления, состоящий из депутатов, избираемых на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральным законом и законом Алтайского края;

2) глава муниципального образования, избираемый гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо представительным органом местного самоуправления из своего состава в порядке, установленном федеральным законом и законом Алтайского края, если такая должность предусмотрена уставом муниципального образования;

3) другие органы и должностные лица, образуемые, избираемые, назначаемые в соответствии с уставами муниципальных образований.

2. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Осуществление местного самоуправления, образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается.

3. Наименование органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, порядок проведения муниципальных выборов, формирование органов местного самоуправления, компетенция, вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований в соответствии с законами Алтайского края.

Местный референдум

1. Местный референдум как процедура голосования граждан, проживающих на территории муниципального образования, может проводиться по вопросам местного значения, отнесенным к ведению местного самоуправления.

2. Порядок назначения и проведения местного референдума, принятия, отмены и изменения решений местного референдума устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законом Алтайского края.

Собрания (сходы), конференции граждан

1. В муниципальном образовании для решения вопросов местного значения могут созываться собрания (сходы), конференции граждан.

2. Порядок созыва и проведения собрания (схода), конференции граждан, принятия, отмены и изменения их решений, пределы компетенции устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с законом Алтайского края.

3. Территориальное общественное самоуправление

1. Территориальное общественное самоуправление - форма самоорганизации граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления.

2. Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования, иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, принятыми в соответствии с законом Алтайского края.

Гарантии местного самоуправления

1.Решения, принятые путeм прямого волеизъявления граждан, решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции, обязательны к исполнению органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями, должностными лицами, общественными объединениями, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства, расположенными (проживающими) на соответствующей территории.

2. Глава администрации Алтайского края, руководители структурных подразделений администрации Алтайского края при принятии решений, непосредственно касающихся интересов муниципальных образований, проводят с ними предварительные консультации и учитывают их предложения.

3. Законы Алтайского края и правовые акты, принимаемые Алтайским краевым Советом народных депутатов и главой администрации Алтайского края, не могут ущемлять права населения на осуществление местного самоуправления по сравнению с правами, установленными Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.

4. Органам местного самоуправления гарантируется право на судебную защиту и компенсацию расходов, возникающих в связи с возложением на них органами государственной власти Алтайского края дополнительных полномочий, а также в связи с неправомерными действиями органов государственной власти Алтайского края.

5. Споры между органами государственной власти Алтайского края и органами местного самоуправления разрешаются в судебном порядке.