Главная      Учебники - Экономика     Лекции по экономической теории - часть 4

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  408  409  410   ..

 

 

Экономический рост, его сущность и факторы 2

Экономический рост, его сущность и факторы 2

(в % к соответствующему периоду предыдущего года)

Среднемесячные темпы прироста основных показателей экономики

2008

2009

сентябрь

январь-сентябрь

сентябрь

январь-сентябрь

ВВП

106,61)

107,3

91,41)

90,01)

Индекс потребительских цен, за период, к концу предыдущего периода

100,8

110,6

100,0

108,1

Индекс промышленного производства 2)

106,3

105,4

90,5

86,5

Обрабатывающие производства3)

108,2

107,7

86,6

80,9

Индекс производства продукции сельского хозяйства

111,2

109,6

106,7

99,2

Инвестиции в основной капитал

114,3

116,5

81,44)

81,14)

Объемы работ по виду деятельности «Строительство»

109,8

117,0

81,7

81,6

Ввод в действие жилых домов

97,5

103,8

90,3

99,4

Реальные располагаемые денежные доходы населения

105,2

106,8

95,1

98,9

Реальная заработная плата

111,4

112,7

94,85)

96,55)

Оборот розничной торговли

114,8

115,6

90,1

94,7

Объем платных услуг населению

105,5

105,9

94,8

96,0

Экспорт товаров, млрд. долл.

43,8

373,6

27,2

206,3

Импорт товаров, млрд. долл.

27,2

218,6

17,5

131,5

Средняя цена за нефть Urals, долл. США/баррель

97,0

108,0

67,2

56,7

2008

2009

1 кв.

2 кв.

3 кв.

4 кв.

год

1 кв.

2 кв.

июль

авг.

сент.

3 кв.

ВВП

3,1

1,0

-0,8

-2,4

5,6

-6,9

-1,0

0,3

0,1

0,5

0,6

Промышленное производство

3,1

0,6

-3,0

-6,6

2,4

-5,1

-1,2

0,7

0,2

0,4

1,5

Инвестиции в основной капитал

5,4

4,2

-4,2

-4,6

12,1

-7,9

-4,2

0,1

-0,8

0,0

-2,6

Строительство

8,3

0,5

-5,0

0,5

14,4

-14,2

-1,6

-0,1

-0,5

-1,7

-2,4

Реальные располагаемые денежные доходы населения

-4,2

1,3

3,8

-5,6

3,2

1,8

3,0

-1,5

-1,3

-0,8

-4,0

Реальная заработная плата

3,3

2,4

1,6

-0,5

12,0

-2,1

-1,7

-0,2

0,1

0,3

-0,1

Оборот розничной торговли

2,6

4,2

3,7

-1,9

13,5

-4,9

-2,6

-0,1

0,1

-0,7

-0,4

Экспорт товаров

20,0

2,2

0,0

-27,1

33,4

-28,7

3,6

1,5

3,9

1,0

9,6

Импорт товаров

15,8

8,3

3,1

-18,6

31,1

-27,8

-4,1

0,5

4,7

5,4

5,3

*Оценка Минэкономразвития России.

В сентябре рост был основан, прежде всего, на положительной динамике сельского хозяйства, объемы которого превысили более чем на 10% значения
в августе (с учетом сезонности). Этот рост был связан с хорошим урожаем зерна, картофеля, овощей и некоторым смещением уборки на сентябрь, а также ростом производства продукции выращивания скота, молока, яиц.

Другим фактором, который способствовал экономическому росту, было увеличение производства в сфере обрабатывающих производств. С исключе­нием сезонной и календарной составляющих в сентябре рост в сфере деятельности «обрабатывающие производства» составил 0,6% и определялся возобновлением роста в машиностроительных отраслях.

С другой стороны продолжают вносить отрицательный вклад в динамику ВВП строительство и торговля. С учетом сезонного сглаживания снижение объемов строительства в сентябре ускорилось, сократившись по отношению к августу на 1,7%. Возобновился спад в секторе жилищного строительства.

Основным фактором роста со стороны спроса являлось быстрое восстановление запасов. Это может отражать появление излишков зерна
и начало восстановления спроса на производственные и торговые запасы после их значительного сокращения в первой половине года. При этом динамика других компонент внутреннего спроса сохраняется низкой. Оборот розничной торговли в сентябре уменьшился на 0,7% по отношению к августу (с учетом сезонного фактора). Инвестиции в основной капитал остались на уровне августа, однако вероятно стали в большей степени ориентированы на импорт. Значительный рост импорта в сентябре уменьшил положительный вклад чистого экспорта в ВВП.

Впервые со II квартала 2008 года поквартальная динамика ВВП приняла положительное значение. Сезонно выровненный ВВП в III квартале вырос на 0,6% по сравнению со II кварталом или на 2,4% в годовом выражении. По отношению к прошлому году ВВП в III квартале снизился на 9,4% (во II квартале снижение - 10,9%).

Динамика валовой добавленной стоимости в строительстве в III кв. 2009 г. оценивается на уровне 81,6 процентов, что несколько выше показателей предыдущих кварталов текущего года. Объемы строительства снижаются в пер­вую очередь за счет коммерческого строительства, так как нехватка ресурсов у строительных компаний уже выразилась в увеличении сроков строительства или заморозке объектов. Во второй половине года динамику вводов жилья планируется поддерживать за счет вводов недостроя жилья эконом-класса.

Единственной крупной отраслью экономики, в которой в 2009 году продолжается рост, является государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение, благодаря увеличению численности занятых и расходов государства на антикризисные меры.

Динамика физического объема ВВП и валовой добавленной стоимости в разрезе видов экономической деятельности (прирост, в % к предыдущему году)

2008

2009

I кв.

II кв.

III кв.

I V кв.

год

I кв.

II кв.

III кв.

Валовой внутренний продукт

108,7

107,5

106,0

101,2

105,6

90,2

89,1

90,6

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

104,3

105,6

109,5

110,1

108,5

97,6

98,2

95,9

Добыча полезных ископаемых

101,7

102,2

101,7

96,1

100,4

97,8

94,9

96,5

Обрабатывающие производства

106,6

105,1

104,7

89,9

101,2

76,5

81,3

88,6

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

104,1

105,1

104,0

92,9

101,0

94,7

93,3

88,8

Строительство

131,3

118,1

109,5

104,1

113,2

79,1

79,5

81,6

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

114,2

109,7

105,5

105,4

108,4

95,1

88,7

85,0

Транспорт и связь

110,6

109,5

106,2

103,6

107,4

92,6

89,8

96,5

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение

104,0

103,2

103,5

103,6

103,6

102,4

103,2

102,6

Образование

101,3

101,0

100,5

100,0

100,7

99,4

99,2

99,0

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

100,5

100,7

100,7

100,7

100,6

98,5

98,5

98,5

Чистые налоги на продукты и импорт

108,4

107,8

106,9

99,4

105,5

84,9

84,2

84,4

Спад ВВП в январе-сентябре 2009 года связан, прежде всего, с падением инвестиций, и сокращением запасов, при меньшем сокращении потребления. Инвестиции в основной капитал за 9 месяцев 2009 года сократились на 18,9% (по сравнению с ростом на 16,5% в соответствующем периоде 2008 года).

Причины падения инвестиционного спроса – снижение реальных располагаемых доходов, проблемы с кредитами (недостаток долгосрочной банковской ликвидности и удорожание заемных ресурсов). Сужение внутреннего рынка и падение доходов обусловили резкое сокращение доли собственных средств предприятий в структуре источников финансирования инвестиций.

В 3 квартале при снижении потребления домашних хозяйств, меньшая (по сравнению со вторым кварталом) динамика снижения инвестиций, при возобновлении роста запасов привели к увеличению вклада валового накопления в динамику ВВП.

Динамику потребительского спроса в январе – сентябре 2009 года продолжают определять расходы домашних хозяйств. В связи со снижением оплаты труда и до­ходов населения сокращается оборот розничной торговли и объем платных услуг населению. Остается положительной динамика потребления государственных учреждений.

Позитивным моментом с начала 2009 года остается опережение спада импорта, над динамикой спада экспорта, что приводит к положительному вкладу чистого экспорта в динамику ВВП.

Динамика добавленной стоимости

(в % к соответствующему периоду предыдущего года)

2008

2009

I кв.

II кв.

III кв.

I V кв.

год

I кв.

II кв.

III кв.

ВВП

108,7

107,5

106,0

101,2

105,6

90,4

89,2

90,6

Общее конечное потребление

109,3

110,3

109,7

106,6

108,9

98,1

95,4

93,1

Валовое накопление

117,2

121

113,4

97,9

111,1

44

45

65

Чистый экспорт товаров и услуг

90,5

56,6

40,6

60,1

64,0

117,2

165,7

184,6

Меры по преодолению финансового кризиса

Правительство РФ на заседании 19 марта 2009 года одобрило Программу антикризисных мер на 2009 год. Программа подлежит дальнейшему обсуждению с общественностью и представителями бизнеса, будет уточняться и конкретизи­роваться. Все меры антикризисной программы на 2009 год имеют источники бюджетного финансирования. Кроме того, в ближайшее время
в Госдуму будет внесен проект скорректированного бюджета на текущий год.
В соответствии с новым проектом, доходы федерального бюджета сокращаются с 11 до 6,7 триллионов рублей. Расходы увеличиваются с 9 до 9,6 триллионов рублей. Расходы в реальном выражении, за вычетом инфляции, вырастут на 13,4%. Соответственно, услуг, товаров, дорог и других возможностей, которые предоставляют средства, будет куплено и произведено за счет бюджетных средств больше. Всего на реализацию антикризисных мер в 2009 году из бюджета будет выделено почти 1,5 трлн. рублей.

Согласно Программе антикризисных мер на 2009 год Правительство Российской Федерации будет использовать все имеющиеся инструменты экономической и социальной политики в целях поддержки граждан и недопущения разрушительных процессов в социальной сфере и в экономике страны, обеспечивая одновременно с этим решение стратегических задач социально-экономического развития.

Правительство Российской Федерации будет осуществлять свою деятельность исходя из нескольких приоритетов, в том числе обеспечение макроэкономической стабильности, сохранение доверия российских и иностранных инвесторов.

Правительство Российской Федерации будет проводить ответственную макроэкономическую политику, предполагающую устойчивость обменного курса рубля и снижение инфляции. Будут предприниматься усилия по сдерживанию роста цен на товары первой необходимости и тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства.

Будут реализованы меры, направленные на сокращение бюджетного дефицита. Предстоит осуществить комплекс мероприятий по реструктуризации и оптимизации расходных обязательств, усилению целевого характера и повышению эффектив­ности бюджетных расходов.

В рамках денежной политики Правительством Российской Федерации и Банком России будут реализованы меры по снижению процентных ставок и стимули­рованию роста сбережений населения.

Реализация приоритетов объективно требует временного усиления роли государства в экономической жизни страны. Правительство Российской Федерации будет с максимальной ответственностью подходить ко всем своим действиям, с тем, чтобы не создавать в экономике неправильных стимулов, искажения мотиваций предприятий и населения, подрывающих долгосрочные перспективы развития. Приоритетность частной инициативы будет соблюдена и в кризисных условиях. При этом участие государства в экономике по мере преодоления кризиса будет снижаться.

Важную роль в преодолении кризиса играет сотрудничество с другими странами, как на двусторонней основе, так и в рамках международных организаций. Будут приняты меры по ускорению интеграционных процессов на базе Содружества Независимых Государств, формирования Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана.

Правительство Российской Федерации во взаимодействии с Банком России будет реализовывать взвешенную макроэкономическую политику, направлен­ную на поддержание баланса между усилением социальной поддержки населения и сти­мулирования развития отраслей экономики - с одной стороны, и сохранением приемлемого уровня инфляции и устойчивого курса рубля - с другой.

Поддержание такого баланса предполагает следующие приоритеты макроэкономической политики:

- проведение бюджетной политики, предусматривающей повышение эффективности и целевой направленности бюджетных расходов, в том числе за счет модернизации бюджетного сектора экономики и реструктуризации бюджетной сети;

- последовательное снижение темпов роста инфляции с 13 процентов
в 2009 году до 10 процентов в 2010 году и 7,5 процента в 2011 году, в том числе за счет проведения консервативной денежно-кредитной политики (при обеспечении экономики достаточным количеством ликвидности), стимулирования конкуренции и активизации антимонопольного контроля;

- повышение доверия к рублю как средству сбережения;

- содействие расширению банковского кредитования и удешевление кредита для предприятий и граждан.

Поддержание макроэкономической устойчивости российской экономики требует сохранения определенного уровня средств в Резервном фонде, достаточного объема золотовалютных резервов, поддержания положительного баланса внешней торговли и последовательного сокращения бюджетного дефицита. Правительство Российской Федерации планирует снизить дефицит федерального бюджета до 3 про­центов ВВП в 2011 году. К концу 2011 года в Фонде национального благосостояния останутся средства на сумму порядка 2 процентов ВВП.

Такая политика обеспечит доверие российских и иностранных инвесторов, что позволит возобновить приток капитала и восстановить рост экономики. При этом Правительство Российской Федерации намерено воздержаться от существенного наращивания заимствований на внутренних финансовых рынках, для того чтобы инвестиционные ресурсы банковской системы полностью направлялись на креди­тование граждан и отечественных предприятий.

Заключение

Сегодня отчетливо видны проблемы, препятствующие стабильному и долго­срочному экономическому росту:

· низкая эффективность государственного управления.

Одним из наиболее серьезных препятствий экономическому росту в России в настоящее время является слабая институциональная среда, в том числе недостаточно высокий уровень защиты прав собственности и неэффективное функционирование судебной системы. Избыточным и обременительным остается вмешательство органов власти в деятельность хозяйствующих субъектов. При этом государство не обеспечивает предоставление в достаточной степени высокого качества услуг. Отсутствуют эффективные механизмы гражданского контроля за принятием решений по основным направлениям социально-экономического развития;

· отсутствие условий и стимулов для развития человеческого капитала.

Демографическая ситуация в стране характеризуется крайне низким уровнем рождаемости, не обеспечивающим простого воспроизводства населения, высоким уровнем смертности, неэффективным использованием миграционного потенциала, что не соответствует стратегическим интересам Российской Федерации и представляет угрозу национальной безопасности России. Сокращение численности населения не позволяет обеспечить формирование квалифицированных трудовых ресурсов, необходимых для развития материального и интеллектуального потенциала Российской Федерации, и способствует усилению технологической зависимости России от иностранных государств. В целях обеспечения доступности и повышения качества медицинских, социальных и образовательных услуг требуется модернизация здравоохранения, образования и социальной сферы, направленная на обеспечение соответствия государственных гарантий медицинской помощи, образовательных стандартов, форм социальной поддержки имеющимся финансовым ресурсам;

· низкий уровень конкуренции и высокая доля нерыночного сектора.

Остается достаточно высокой доля нерыночного сектора в отдельных отраслях экономики, сохраняется непрозрачность деятельности субъектов естественных монополий, что не позволяет полностью сформировать рыночную среду;

· неравномерное осуществление реформ на региональном и муници­пальном уровнях.

Существующие ограничения на межрегиональное перемещение факторов производства, связанные с неразвитостью рынков жилья, капитала и транспорт­ной инфраструктуры, снижают эффективность экономических связей между регионами Российской Федерации. Одной из важных задач является развитие территорий, имеющих геополитическое значение и требующих разработки отдельных программ, учитывающих особенности их территориального и поли­тического положения;

· низкий уровень интеграции российской экономики в международные экономические отношения.

Современный этап развития мировой экономики характеризуется растущим уровнем глобализации. Важную роль играет не только объем внешнеторгового оборота, но и участие в международных экономических процессах, место российской экономики в мировых "цепочках" создания добавленной стоимости. Российская экономика характеризуется крайне невысокой степенью диверсификации экспорта, неэффективным использованием конкурентных преимуществ в экспорте услуг и продукции наукоемких отраслей;

· слабая диверсификация российской экономики, создающая высокую зависимость от мировой конъюнктуры цен на основные экспортные товары.

Необходимо изменить структуру российской экономики и снизить ее зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры, прежде всего от конъюнктуры цен на топливно-сырьевые ресурсы. Кроме того, структура российской экономики характеризуется низкой долей продукции малых и средних предприятий в валовом внутреннем продукте. Значительная часть малого бизнеса остается "в тени", не регистрируясь и не платя налоги. Отсутствие эффективных связей между наукой и производством не позволяет российской экономике эффективно конкурировать в высокотехнологичных отраслях - отраслях с наиболее высоким уровнем добавленной стоимости. Использование научных достижений в производстве остается на низком уровне;

· инфраструктурные ограничения экономического роста.

В последнее время экономический рост все больше сталкивается с пробле­мами развития транспортной сети и энергетики. Принятые за последние годы меры, в том числе по реформированию естественных монополий,
не привели к существенному увеличению инвестиций в указанные сектора экономики. Отчасти это связано с отсутствием институциональных условий, обеспечивающих прозрачность их деятельности, а также контроль за эффективным расходованием средств. С целью решения указанных проблем Правительство Российской Федерации будет принимать меры, направленные на дальнейшее осуществление институциональных преобразований и стимулиро­вание темпов экономического роста.

Список литературы

1. Общая экономическая теория: Учебник для вузов / Под. ред. В.З. Баликоева. – М.: Омега-Л; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2005.

2. Экономическая теория: Учебник / Под. ред. И.П.Николаевой. – М.: ПБОЮЛ, 2001.

3. Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. – М.: ПРОСПЕКТ, 2001.

4. Экономическая теория: Учебник. 2-е изд., переработ. и доп. / Под ред. З.К. Океановой. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº», 2004.

5. Экономическая теория / По. ред. В.В. Амосовой, Г.М. Гукасьян. – СПб: Питер, 2001.

6. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник/Под ред. Кушлина В. И. – М.: РАГС, 2002.

7. Программа антикризисных мер Правительства РФ на 2009 г.

8. http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/economylib/mert/welcome/main/

9. http://www.iet.ru/ru/vosstanovitelnyi-rost-i-nekotorye-osobennosti-sovremennoi-ekonomicheskoi-situacii-v-rossii.html

10. http://ru.wikipedia.org/wiki/Рост_ВВП


[1] Экономическая теория: Учебник / Под. ред. И.П.Николаевой. – М.: ПБОЮЛ, 2001. – С. 41.

[2] Экономическая теория: Учебник. 2-е изд., переработ. и доп. / Под ред. З.К. Океановой. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº», 2004. – С. 406.

[3] Общая экономическая теория: Учебник для вузов / Под. ред. В.З. Баликоева. – М.: Омега-Л; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2005. – С. 672.

[4] Экономическая теория: Учебник / Под. ред. И.П.Николаевой. – М.: ПБОЮЛ, 2001. – С. 41.

[5] Экономическая теория: Учебник. 2-е изд., переработ. и доп. / Под. ред. З.К. Океановой. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº», 2004. – С. 405-406.

[6] Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. – М.: ПРОСПЕКТ, 2001.

[7] Экономическая теория: Учебник. 2-е изд., переработ. и доп. / Под ред. З.К. Океановой. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº», 2004. – С. 406-407.

[8] Экономическая теория: Учебник. 2-е изд., переработ. и доп. / Под ред. З.К. Океановой. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº», 2004. – С. 407-408.

[9] Экономическая теория: Учебник. 2-е изд., переработ. и доп. / Под ред. З.К. Океановой. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº», 2004. – с. 408-410.

[10] Экономическая теория / По. ред. В.В. Амосовой, Г.М. Гукасьян. – СПб: Питер, 2001. С. 387.

[11] Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник/Под ред. Кушлина В. И. – М.: РАГС, 2002. -
С.183-187