выпуск |
Задача 7
Задача 8
В таблице 8.1 содержатся данные об издержках и доходах фирмы, оперирующей на рынкесовершенной конкуренции. Используя эту информацию, выполните следующие задания,
а) Рассчитайте соответствующие показатели и заполните таблицу.
Таблица 8.1
Переменный ресурс |
Объем продукции |
Цена переменного ресурса |
Цена единицы продукции |
Общий доход |
Средний доход |
Предельный доход |
Общие издержки |
Общие постоянные издержки |
Общие переменные издержки |
Средние издержки |
Средние переменные издержки |
Средние постоянные издержки |
Предельные издержки |
n
|
Q
|
n
|
q
|
TR
|
AR
|
MR
|
TC
|
TFC
|
TVC
|
ATC
|
AVC
|
AFC
|
MC
|
Единицы |
Доллары |
0 |
0 |
20 |
2 |
150 |
1 |
5 |
2 |
15 |
3 |
30 |
4 |
50 |
5 |
75 |
6 |
95 |
7 |
110 |
8
|
120
|
9 |
125 |
10 |
125 |
б) При каком объеме выпуска фирма максимизирует прибыль или минимизирует убытки?
в) Постройте кривые AR, MR, АТС, AVC, AFC, MC. Покажите оптимальный объем производства. Объясните свой выбор.
Решение:
Таблица 8.2
Переменный ресурс |
Объем продукции |
Цена переменного ресурса |
Цена единицы продукции |
Общий доход |
Средний доход |
Предельный доход |
Общие издержки |
Общие постоянные издержки |
Общие переменные издержки |
Средние издержки |
Средние переменные издержки |
Средние постоянные издержки |
Предельные издержки |
n
|
Q
|
n
|
q
|
TR
|
AR
|
MR
|
TC
|
TFC
|
TVC
|
ATC
|
AVC
|
AFC
|
MC
|
единицы |
Доллары $ |
0 |
0 |
20 |
2 |
0 |
- |
2 |
150 |
150 |
0 |
- |
- |
- |
- |
1 |
5 |
20 |
2 |
10 |
2 |
2 |
170 |
150 |
20 |
34 |
4 |
30 |
4 |
2 |
15 |
20 |
2 |
30 |
2 |
2 |
190 |
150 |
40 |
12,7 |
2,7 |
10 |
2 |
3 |
30 |
20 |
2 |
60 |
2 |
2 |
210 |
150 |
60 |
7 |
2 |
5 |
1,33 |
4 |
50 |
20 |
2 |
100 |
2 |
2 |
230 |
150 |
80 |
4,6 |
1,6 |
3 |
1 |
5 |
75 |
20 |
2 |
150 |
2 |
2 |
250 |
150 |
100 |
3,3 |
1,3 |
2 |
0,8 |
6 |
95 |
20 |
2 |
190 |
2 |
2 |
270 |
150 |
120 |
2,84 |
1,26 |
1,58 |
1 |
7 |
110 |
20 |
2 |
220 |
2 |
2 |
290 |
150 |
140 |
2,63 |
1,27 |
1,36 |
1,33 |
8 |
120 |
20 |
2 |
240 |
2 |
2 |
310 |
150 |
160 |
2,58 |
1,33 |
1,25 |
2 |
9 |
125 |
20 |
2 |
250 |
2 |
2 |
330 |
150 |
180 |
2,64 |
1,44 |
1,2 |
4 |
10 |
125 |
20 |
2 |
250 |
2 |
- |
350 |
150 |
200 |
2,8 |
1,6 |
1,2 |
- |
Условие максимизации прибыли:
MR=MC, значит в нашем случае при Q=120 единиц будет максимальная прибыль.
Построим кривые AR, MR, АТС, AVC, AFC, MC:
Рисунок 8.1
Оптимальный объем производства будет достигаться при Q=120 единиц. При этом фирма несет минимальный убыток (310-240=70), и выполняется условие максимизации прибыли MR=MC.
Задача 9
Задание:
Допустим, фирма полностью монополизировала производство кворков.
Следующая информация отражает положение фирмы:
Предельный доход MR = 1000 - 20Q
Общий доход TR = 1000Q – 10Q2
Предельные издержки MC = 100 +10Q
где Q – объем выпуска кворков; Р – цена одного кворка (в долл.).
Сколько кворков будет продано и по какой цене, если:
а. фирма функционирует как простая монополия?
б. отрасль (фирма)функционирует в условиях совершенной конкуренции?
Решение:
а. фирма функционирует как простая монополия:
Условие максимизации прибыли в данном случае выполняется при соблюдении следующего равенства:
MR=MC
Определяем объем:
1000-20Q=100+10Q
900=30Q
Общий доход:
. Тогда выразим цену Р:
б. отрасль (фирма) функционирует в условиях совершенной конкуренции:
Условие максимизации прибыли в данном случае выполняется при соблюдении следующего равенства:
MC=P
Определяем объем:
1000-10Q=100+10Q
900=20Q
Общий доход:
. Тогда выразим цену Р:
Задача 10
Задание:
В таблице 6 представлена карта спроса на двух рынках, монополизированных одной монополией. Предположим, что АТС = МС = $ 4
при любом объеме производства. Используя эту информацию, ответьте на следующие вопросы.
Цена (доллары)
|
Объем спроса на рынке А (ед.)
|
Объем спроса на рынке Б (ед.)
|
10 |
10 |
0 |
9 |
20 |
2 |
8 |
30 |
4 |
7 |
40 |
8 |
6 |
50 |
16 |
5 |
60 |
32 |
4 |
70 |
64 |
3 |
80 |
100 |
2 |
90 |
200 |
1 |
100 |
400 |
0 |
110 |
1000 |
Решение:
а. Допустим, что монополия не осуществляет ценовую дискриминацию. Постройте графики рыночного спроса, предельного дохода и предельных издержек монополии, предварительно рассчитав соответствующие величины.
Цена (доллары) |
Объем спроса на рынке А (ед.) |
Объем спроса на рынке Б (ед.) |
Объем спроса А+Б |
Прибыль |
Предельный доход |
Предельные издержки, средние издержки. |
Р
|
Q
А
|
Q
Б
|
|
TR=
|
MR=ΔTR/ΔQ
|
ATC=MC=const
|
10 |
10 |
0 |
10 |
100 |
4 |
9 |
20 |
2 |
22 |
198 |
8,17 |
4 |
8 |
30 |
4 |
34 |
272 |
6,17 |
4 |
7 |
40 |
8 |
48 |
336 |
4,57 |
4 |
6 |
50 |
16 |
66 |
396 |
3,33 |
4 |
5 |
60 |
32 |
92 |
460 |
2,46 |
4 |
4 |
70 |
64 |
134 |
536 |
1,81 |
4 |
3 |
80 |
100 |
180 |
540 |
0,09 |
4 |
2 |
90 |
200 |
290 |
580 |
0,36 |
4 |
1 |
100 |
400 |
500 |
500 |
-0,38 |
4 |
0 |
110 |
1000 |
1110 |
0 |
-0,82 |
4 |
График рыночного спроса:
Графики предельного дохода и предельных издержек:
б. Основываясь на предыдущем допущении, определите объем выпуска, который дает максимум прибыли, цену продукта и величину прибыли монополии.
Объем выпускаемой продукции, дающий максимум прибыли определяется условием:
MR=MC – откуда Q=48 ед. при этом цена продукта Р=75.
Доход монополии TR=P*Q
TR=7*48=336$
Прибыль монополии проводится как разница TR и TC.
TC=4*Q=48*4=188$
Прибыль=336$-188$=148$
в. Допустим теперь, монополия проводит политику ценовой дискриминации, сегментируя рынок. Постройте графики спроса, предельного дохода и предельных издержек монополии на рынках А и Б, предварительно рассчитав соответствующие величины.
Для рынка А:
Цена (доллары) |
Объем спроса на рынке А (ед.) |
Прибыль |
Предельный доход |
Предельные издержки, средние издержки. |
Р
|
Q
А
|
TR=
|
MR=ΔTR/ΔQ
|
ATC=MC=const
|
10 |
10 |
100 |
4 |
9 |
20 |
180 |
8,00 |
4 |
8 |
30 |
240 |
6,00 |
4 |
7 |
40 |
280 |
4,00 |
4 |
6 |
50 |
300 |
2,00 |
4 |
5 |
60 |
300 |
0,00 |
4 |
4 |
70 |
280 |
-2,00 |
4 |
3 |
80 |
240 |
-4,00 |
4 |
2 |
90 |
180 |
-6,00 |
4 |
1 |
100 |
100 |
-8,00 |
4 |
0 |
110 |
0 |
-10,00 |
4 |
График рыночного спроса:
Графики предельного дохода и предельных издержек:
Для рынка Б:
Цена (доллары) |
Объем спроса на рынке А (ед.) |
Прибыль |
Предельный доход |
Предельные издержки, средние издержки. |
Р
|
Q
Б |
TR=
|
MR
Б=ΔTR/ΔQ
|
ATC=MC=const
|
10 |
0 |
0 |
4 |
9 |
2 |
18 |
9,00 |
4 |
8 |
4 |
32 |
7,00 |
4 |
7 |
8 |
56 |
6,00 |
4 |
6 |
16 |
96 |
5,00 |
4 |
5 |
32 |
160 |
4,00 |
4 |
4 |
64 |
256 |
3,00 |
4 |
3 |
100 |
300 |
1,22 |
4 |
2 |
200 |
400 |
1,00 |
4 |
1 |
400 |
400 |
0,00 |
4 |
0 |
1000 |
0 |
-0,67 |
4 |
График рыночного спроса:
Графики предельного дохода и предельных издержек:
г. Основываясь на предыдущем допущении (см. пункт (в)), определите объем выпуска, который дает максимум прибыли, цену продукта и величину прибыли монополии на каждом рынке.
Для рынка А:
MR=MC – откуда Q=40 ед. при этом цена продукта Р=7.
Доход монополии А:
TR=P*Q=40*7=280$
Прибыль монополии проводится как разница TR и TC.
TC=МС*Q=4*40=160$
Прибыль А=TR-TC=280$-160$=120$
Для рынка Б:
MR=MC – откуда Q=32 ед. при этом цена продукта Р=5.
Доход монополии А:
TR=P*Q=32*5=160$
Прибыль монополии проводится как разница TR и TC.
TC=МС*Q=4*32=128$
Прибыль А=TR-TC=160$-128$=32$
д. На сколько больше прибыли получает монополия, осуществляя ценовую дискриминацию?
Осуществляя ценовую дискриминацию, фирма получает прибыль:
(120$+32$)-148$=12$.
Задача 11
Задание:
На олигополистическом рынке оперируют две фирмы, выпускающие однородный товар. Обе фирмы обладают равными долями рынка и устанавливают одинаковые цены на товар. Ниже приведена информация о спросе на товар и издержках каждой фирмы:
Цена $ |
Объем спроса, ед. |
Объем выпуска, ед. |
Общие издержки, ед. |
P
|
D
|
Q
|
TC
|
10 |
5 |
5 |
45 |
9 |
6 |
6 |
47 |
8 |
7 |
7 |
50 |
7 |
8 |
8 |
55 |
6 |
9 |
9 |
65 |
а. Какая цена будет установлена на рынке, если предположить, что каждая фирма, определяя цену на свой товар, уверена, что ее конкурент выберет такую же цену?
б. Если сохраняется данное предположение, то какой объем выпуска выберет каждая фирма?
в. Появятся ли на рынке в долгосрочной перспективе новые фирмы?
г. Есть ли у каждой из этих двух фирм стимул назначать цену на свой товар ниже цены конкурента? Если да, то каков он?
Решение:
а.) Если олигополистические фирмы сталкиваются с одинаковыми условиями спроса и издержек, то они будут вступать в тайный сговор и максимизировать общие прибыли. Итоговая цена и объем выпуска будут такими же как при чистой монополии. Каждый олигополист назначит цену Po и произведет объем продукции Qo.
Оптимальный объем выпуска: MR=MC
б.) Согласно полученному графику на рынке обе фирмы выберут объем выпуска Qo
= 6,7 единицы.
Согласно полученному графику на рынке обе фирмы установят цену Po
= 8,3 доллара.
в.) Скорее всего новые фирмы даже в долгосрочном периоде на рынке не появятся, так как олигополисты скорее всего вступят в тайный сговор и всячески будут препятствовать появлению новых конкурентных производителей.
г.) Стимула назначить цену на продукцию ниже цены конкурента у олигополиста нет, так как скорее всего его конкурент отреагирует таким же понижением цены. Поэтому преимущества будут не долгими.
Задача 12
Задание:
Студент имеет 100 долларов и решает: сберечь их или потратить. Если он положит деньги в банк, то через год получит 112 долларов. Инфляция составляет 14% в год.
Решение:
а. Какова номинальная процентная ставка?
б. Какова реальная процентная ставка?
в. Что вы посоветовали бы студенту?
В данном случае я посоветовал бы студенту потратить деньги.
г. Как повлияло бы на ваш совет снижение темпа инфляции до 10 % при неизменной номинальной ставке процента?
Процент данного вклада превышает уровень инфляции, при этом деньги приносят доходность в 2% годовых. В данном случае посоветовал бы положить деньги в банк.