Главная      Учебники - Экономика     Лекции по экономической теории - часть 4

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  256  257  258   ..

 

 

Бюджетный дефицит и государственный долг. Их влияние на экономику

Бюджетный дефицит и государственный долг. Их влияние на экономику

N

показатель

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

1

Экспорт товаров и услуг, млрд. дол.

19,8

22

27,3

38

40,4

45,9

58,3

78,7

49,3

2

Импорт товаров и услуг, млрд. дол.

16,9

18,2

24,5

31,1

39,1

48,8

65,6

92

50,6

3

Сальдо экспорт-импорт, млн. дол.

2886,5

3844

2836,7

6918,6

1291,8

−2884,5

−7263,6

−13294,7

−1312,6

4

Прямые инвестиции, млн. дол.

680,3

916,6

1322,6

2252,6

7843,1

4717,3

7935,4

6073,7

4410,4

По­ка­за­тель/да­та

2010 (2)

2011 (3)

2012 (3)

2013 (3)

Вы­пла­ты ос­нов­но­го дол­га

2876.9

3438.5

3484.7

4851.6

Внут­рен­ний долг (4)

2132.7

2420.2

1765.1

856.4

Внеш­ний долг

744.2

1018.3

1719.6

3995.4

Вы­пла­та про­цен­тов

1775.3

2067.9

1773.8

1472.1

Внут­рен­ний долг (4)

1270.6

1525.9

1208.4

912.3

Внеш­ний долг

504.7

542.0

565.4

559.8

Об­щие вы­пла­ты

4652.2

5506.4

5258.5

6323.7

По­ка­за­тель / да­та

Мар.

Апр.

Май

Июнь

Июль

Авг.

Сент

Окт.

Ноя.

Дек.

Все­го

Об­щий гос. внеш­ний долг (пря­мой)

32.3

67.0

113.2

86.7

44.2

69.2

32.8

106.9

131.6

2665.1

3459.8

Про­цен­ты

22.6

9.0

84.6

71.3

8.0

38.31

22.83

50.0

98.4

257.0

704.8

Долг пра­ви­тель­ства пе­ред МВФ

0.9

0

24.6

0

0

31.5

0

0

32.7

0

115.2

Ос­нов­ной долг

9.7

58.0

28.6

16.3

36.2

30.9

10.0

56.9

33.3

2408.1

2754.9

Долг пра­ви­тель­ства Укра­и­ны пе­ред МВФ

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Вы­пла­ты МВФ (долг НБУ)

0

0.1

33.2

0

0

18.7

0

0

19.2

0

90.2

По­ка­за­тель/да­та

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

Об­щий го­су­дар­ствен­ный внеш­ний долг (пря­мой) (2)

1560.3

2285.0

4555.1

2846.2

1883.1

1593.1

1535.4

460.8

389.5

Про­цен­ты

542.0

565.4

559.8

392.6

314.8

255.0

176.9

117.5

105.4

Ос­нов­ной долг

1018.3

1719.6

3995.3

2453.6

1568.3

1338.1

1358.5

343.3

284.1

По­ка­за­тель/да­та

2010 (2)

2011 (3)

2012 (3)

2013 (3)

2014 (3)

Об­щая сум­ма дол­га

205.4

309.5

3774.4

5846.4

2578.1

Долг пра­ви­тель­ства Укра­и­ны

115.2

145.1

937.8

2755.1

2232.3

Про­цен­ты

115.2

145.1

133.4

185.9

72.6

Ос­нов­ной долг

-

-

804.4

2569.2

2159.7

Долг НБУ

90.2

164.4

2836.6

3091.3

345.9

Про­цен­ты

90.2

164.4

155.3

68.8

4.6

Ос­нов­ной долг

-

-

2681.3

3022.5

341.3

В курсовой работе были определены такие понятия, как бюджетный дефицит, т.е. такие объективные экономические отношения, которые возникают между участниками общественного производства касательно использования денежных средств больше, чем присущие закрепленные источники доходов бюджета в силу роста предельных расходов производства, и государственный долг, который определяет экономические отношения государства как заемщика с ее кредиторами касательно перераспределения части стоимости валового внутреннего продукта на условиях возврата, срочности и оплаты.

Согласно рассмотренным концепциям регулирования бюджетного дефицита, размер валовых затрат в экономике полной занятости не всегда совпадает с объемом сделанной в экономике полной занятости продукции. Если валовые затраты меньше объема выпущенной в стране продукции, то возникает "рецессионный разрыв". Такая ситуация возникает из-за существования "предельной склонности к сбережению" - определенную часть своих прибылей люди тратят на сбережение, и именно они, сбережение, и есть источником финансирования увеличение государственных затрат.

Итак, у государства есть 2 варианта - или срочно увеличивать объем выпуска продукции, или срочно увеличивать валовые затраты. Самое последнее и достигается с помощью увеличения государственных затрат. А потому, если государственные закупки эффективнее государственных трансфертов, первое и должно применяться. Таким образом, увеличение государственных затрат уравновешивает убыток размера валовых затрат, вызванных сбережениями, налогами или импортом.

Может сложиться и обратная ситуация - возникновение "инфляционного разрыва" - если валовые затраты экономики полной занятости превышают валовой объем выпущенной продукции экономики полной занятости. Для недопущения инфляции государству приходится уменьшить валовые затраты именно на размер этого инфляционного разрыва. Это можно проделать несколькими средствами. Можно уменьшить государственные затраты, или потребительские затраты с помощью увеличения налогов. Тем не менее надо помнить, что увеличение налогов на гривну приведет к уменьшению затрат меньшее, чем на гривну. Все это предусматривает проведение дискреционной и недискреционной фискальной политики.

Увеличение доходной части бюджета

К сокращению расходов государственного бюджета

Финансирование бюджетного дефицита за счет внешних займов означает возникновение возможности осуществления дополнительных государственных расходов без ограничения текущего потребления и реальной инвестиционной деятельности частного сектора. Одновременно возвращение долга и его обслуживание будут осуществляться за счет будущего производства, а это требует в дальнейшем соответственного увеличения импортных товаров и услуг. Что же касается постановки вопроса о совершенствовании управления государственным долгом, то она рассматривалась в увязке с актуальной задачей - уменьшения, а в перспективе и устранения долговой зависимости Украины от зарубежного капитала. Бюджетная, долговая и валютная политика государства неразрывно связаны между собой: государственный долг влияет на экономический рост, денежное обращение, уровень инфляции, ставки рефинансирования, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом и реальный сектор экономики.

1.Редіна Н.І., Гордєєва Л.П.: Дефіцит бюджету й основні шляхи його подолання в Україні / Фінанси України , 2006 р. №5.

2.Сова О.Ю. : Сутність та види дефіциту державного бюджету / Фінанси України ,2005 р. №9.

3.В.П.Кодацький: Зниження бюджетного дефіциту в умовах ринку / Економіка, Фінанси, Право, 2005 р. №6.

4.Артус М.М. Бюджетна система України: Навчальний посібник / Мирослав Артус, Наталія Хижа; Європейський університет. - К.: Видавництвово Європейського університету, 2005 р.

5.А.Соснин: Тяжесть бремени государственного долга / Мировая экономика и международные отношения, 2008 г. №1.

6.Вахненко Т.: Теоретичні засади формування зовнішнього національного боргу / Вісник НБУ, 2006 р. №9.

7.Киселева Е.А. Макроэкономика: Конспект лекций: Учебное пособие/Е.А.Киселева.-М.:Эксмо, 2006 г.

8.Ю.Воронин, В.Кабашкин: Управление государственным долгом / Экономист 2008 г. №1.

9.Государственный бюджет:Учеб. пособие для учреждений, обеспеч. получение высш. образования по спец. "Финансы и кредит" / Т. В. Сорокина. Мн:БГЭУ, 2008г.

10.Т.Вахненко: Напрямки вдосконаленння боргової політики держави / Економіка України 2006р. № 5.

11.Крижанівська О.Ю.: Бюджетний дефіцит у макроекономічній стабілізаціїї / Фінанси України 2008р. № 6.

12.http://www.me.gov.ua/

13.http://minfin.gov.ua/

14.http://www.ac-rada.gov.ua/

15.http://www.mostnews.ru/- официальный сайт новостей

16.Сова О.Ю.: Проблема дефіцитності державного бюджету і шляхи її розв'язання / Фінанси України 2007р. № 5.

17.Лютий І.О.: Проблеми реструктуризації зовнішнього державного боргу України / Фінанси України 2006р. №6.

18.Горобець О.Г.: Державний борг України та його вплив на розподіл валового внутрішнього продукту / Актуальні проблеми економіки 2005р. №3.

19.Харазишвили Ю., Любич А.: О взаимосвязи дефицита бюджета и макроэкономических показателей в Украине / Экономика Украины 2006г. №6.

20.Вахненко Т.: Обслуговування внутрішнього державного боргу та інструменти грошово-кредитного регулювання у 2005 році / Банківська справа 2005р. №5.

21.Галабурда М.К.: Обгрунтування ролі внутрішнього боргу в Україні / Фінанси України 2007р. №9.

22.Пасічник Ю.В.: Методолгоічні підходи західної фінансової науки до проблем державного боргу / Фінанси України 2006р. №4.

23. М.Красс, С.Цвирко: Модель управления динамикой государственного долга / Мировая экономика и международные отношение 2002г. №4.

24. Ю.Любимцев: Бюджетный дефицит как фактор экономической политики / Экономист 2002г. №7.

25.Запатріна І.В., Лебеда Т.Б.: Бюджетна політика стимулювання економічного зростання та механізми її реалізації / Фінанси України 2006р. №4.

26.Зражевська Н.В.: Механізм реструктуризації зовнішнього державного боргу / Фінанси України 2005р. №9.

27.Губар В.: Проблеми використання в Україні світового досвіду управління зовнішнім державним боргом / Вісник Національної академії державного управління 2004р. №1.

28.Губар В.: Основні засади управління державним боргом, сформовані міжнародною практикою / Вісник Національної академії державного управління 2004р. №3.

29.Ю.Воронин, В.Кабашкин: Управление государственным долгом / Экономист 2006г. №1.

30. Загорський В.: Боргова політика: концепції та реалії / Економіст 2006р. №3.

показатель

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

доходы населения, млрд. грн

128,7

158

185,1

215,8

274,2

381,4

472,1

623,3

845,6

897,7

среднемесячная зарплата, грн

230

311

376

462

590

806

1041

1351

1806

1906

зарплата в промышленности, грн

302

406

485

591

743

967

1212

1554

2017

2117

зарплата в сельском хозяйстве, грн

111

151

178

210

295

415

553

733

1076

1206

средняя месячная пенсия, грн

68,9

83,7

122,5

136,6

182,2

316,2

406,8

478,4

751,4

898,4

прожиточный минимум, грн

270,1

311,3

342

342

362,2

423

453

492

592

626