производство и распределение электроэнергии, газа и воды
4
0,1
22
0,5
строительство
324
8,7
420
9,6
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования
1304
35,1
1563
35,8
деятельность гостиниц и ресторанов
72
1,9
156
3,6
транспорт и связь
313
8,4
258
5,9
финансовая деятельность
16
0,4
19
0,4
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг
477
12,8
485
11,1
образование
16
0,4
23
0,5
здравоохранение и предоставление социальных услуг
58
1,6
42
1,0
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг
74
2,0
91
2,1
Малый бизнес играет в экономике любой страны довольно большую роль. Он является неотъемлемой частью социально-экономической системы страны, обеспечивая стабильность рыночных отношений, втягивая большую часть граждан страны в эту систему отношений путем открытия ими собственного дела, обеспечивая высокую эффективность производства путем глубокой специализации и кооперации производства, что благоприятно сказывается на экономическом росте национальной экономики.
Функционирование малых предприятий демонстрирует хорошую адаптацию к внешним условиям, своим развитием укрепляя рыночные отношения. В силу своей гибкости и скорости принятия решений, малым предприятиям легче проконтролировать производственный процесс и быстро переналадить его в связи с изменениями спроса на рынке. Им присущи высокая маневренность производства по сравнению с крупными предприятиями, чуткое реагирование на спрос потребителей, способность к быстрому внедрению новой техники и технологий, более эффективное использование производственных мощностей. Развитие малого бизнеса создает благоприятные условия для оздоровления экономики, развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, расширяется потребительский сектор. Развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов Он является надежным источником бюджетных поступлений, доля просроченной задолженности малых предприятий местным и федеральному бюджету ниже, чем у других предприятий.
Цивилизованное развитие малого предпринимательства возможно только при наличии концептуально-стройной системы государственно-правовых мер, направленных на экономическую, социальную, информационную, обучающую и другие виды поддержки малого предпринимательства. Без государственно-правовой политики в этой области становление малого предпринимательства невозможно, эффективность его деятельности резко снижается, цели и назначение деформируются.
В реформировании российской экономики еще со времен перестройки и перехода отечественной экономики в рыночные условия малые предприниматели взяли на себя роль создателя почвы для новой системы хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в сфере малого предпринимательства.
Между тем в условиях рынка малые предприятия испытывают серьезные трудности, характерные для малого бизнеса во всех странах, но в России значительно усугубившиеся в условиях переходного периода. Экономическая нестабильность, кризисное состояние производственных отраслей, неразвитость инфраструктуры, давление со стороны более крупных конкурентов (в том числе иностранных), усложненные процедуры регистрации и лицензирования, кризис неплатежей и недобросовестное поведение предприятий-потребителей, отсутствие внутренних стимулов для долгосрочных инвестиций и развития технологий в условиях инфляции, спросовые ограничения, неравноправное положение на рынке кредитных и инвестиционных ресурсов, недостаток управленческих навыков, криминализация экономики - все эти факторы оказывали и оказывают по настоящее время негативное воздействие на развитие малого предпринимательства в России.
В выше рассмотренных условиях абсолютный и относительный рост малого бизнеса на фоне общего спада производства и кризисного состояния многих крупных предприятий, в том числе монопольных, демонстрирует его большой внутренний потенциал, возможность для достаточно широких слоев населения обеспечить собственными силами свою экономическую самостоятельность и благосостояние.
Новые проблемы и возможности оптимизации малого бизнеса в настоящее время связаны с влиянием мирового финансового кризиса.
Общемировой финансово-экономический кризис не мог не отразиться на деятельности малых предприятий в Российской Федерации: в условиях кризиса многие малые предприятия были вынуждены значительно сокращать масштабы своей деятельности.
Так финансовый кризис в Российской Федерации существенно повлиял на доступность кредитных ресурсов для малого бизнеса, реализацию инвестиционных проектов, а также на потребительскую активность населения, что также негативно сказывается на малом бизнесе.
Ряд специалистов, особенно в банковской сфере, считают, что в условиях кризиса поддерживать необходимо только эффективно работающие малые предприятия. Однако заметим, что в условиях кризиса даже эффективно работающие предприятия могут дать сбой. В современных российских условиях ориентация только на эффективно работающие малые предприятия может окончательно развалить сектор малого бизнеса.
Учитывая значимость малого бизнеса и его проблемы в условиях мирового финансового кризиса на федеральном уровне Правительственной комиссией РФ по повышению устойчивости развития российской экономики к концу 2008 г. сформирована система мониторинга за состоянием российского малого бизнеса.
Приняты дополнительные меры по развитию целевого кредитования предприятий под расчеты за поставленную продукцию (факторинг).
Государственный спрос на продукцию и услуги российских малых предприятий будет также поддерживаться через реализацию запланированных инвестиционных проектов. В 2009 году радикально усилена деятельность по предотвращению и пресечению действий чиновников, направленных на коррупционное вмешательство в дела бизнеса. Будет усилена борьба с этими явлениями со стороны прокуратуры, Федеральной антимонопольной службы, Счетной Палаты. Альтернативой бюджетному финансированию малого бизнеса является предоставление инвестиционного налогового кредита, что будет содействовать развитию малого бизнеса в современной России.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 1993. - 25 декабря. - С. 7-10.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая, вторая и третья. - М.: Юристъ, 2006. - 556 с.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. - М.: Юристъ, 2007. - 670 с.
4. Основы законодательства Российской Федерации о культуре, утв. ВС РФ от 09.10.1992 г. №3612-1 (в ред. 29.12.2006 г.)
5. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»: фед. закон от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - №31. - Ст. 4006.
6. «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ»: фед. закон от 14 июня 1995 г., №88-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - №25. - Ст. 2343.
7. Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности»: закон РСФСР от 1 января 1991 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. - 1991. - №2. - Ст. 3.
8. Послание Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию // Российская газета. - 2008. - 6 ноября. - С. 2-7.
9. Андреева И. О критериях выделения малого и среднего бизнеса / И. Андреева, К. Павлов // Общество и экономика. - 2007. - №7. - С. 62-79.
10. Бельков О. Что мешает развитию отечественного малого предпринимательства / О. Бельков // Человек и труд. - 2007. - №7. - С. 82-84.
11. Гуськов С.В. Организация предпринимательской деятельности: учеб. пособие / С.В. Гуськов. - М.: ИТК «Дашков и К», 2007. - 276 с.
12. Дегтярев А.В. Государственное регулирование малого и среднего предпринимательства /А.В. Дегтярев // Вестник Московского университета МВД России. - 2008. - №2. - С. 38-40.
13. Малис Н.И. Налоговый аспект государственной поддержки малого бизнеса / Н.И. Малис // Финансы. - 2008. - №6. - С. 24-29.
14. Малый бизнес: возможности инвестиционного налогового кредитования. - М.: Библиотечка «Российской газеты», 2007. - 176 с.
15. Набатников В.М. Организация предпринимательской деятельности: учеб. пособие / В.М. Набатников. - Ростов н/Д: «Феникс». 2005. - 256 с.
16. Оганян О. О государственной поддержке малого бизнеса в России /О. Оганян // Экономист. - 2004. - №8. - С. 45-51.
17. Красавина С. Анализ развития малого предпринимательства в России // Регионы. 2007. № 6. С. 11.
18. Щетинин О. Развитие малого бизнеса в России. М.: Сфера, 2005.