Главная      Учебники - Экономика     Лекции по экономической теории - часть 3

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  455  456  457   ..

 

 

Занятость и безработица в России. Основные направления поддержания занятости в современной Росси

Занятость и безработица в России. Основные направления поддержания занятости в современной Росси

Введение.

1. Виды и формы безработицы

2. Факторы, способствующие безработице в России.

Как видно из графика, в период с 1999-2009 наблюдается постепенное восстановление занятости.

3. Методы борьбы с безработицей

4. Социальные последствия безработицы и политика занятости.

Результаты научных исследований, проведенных в последнее время документально подтверждают существование ряда эмоциональных, социальных, финансовых, семейных, медицинских и политических последствий безработицы. Правда, почти полностью отсутствуют исследования, где бы сопоставлялись результаты деятельности наемного работника и его семьи в периоды, когда он имеет работу, и те периоды, когда он ее потерял. Поэтому ученые продолжают дискутировать: безработица - это причина или повод возникновения отрицательных последствий.

Среди эмоциональных последствий безработицы называют низкую самооценку, депрессию, самоубийство и необходимость психиатрического лечения в стационаре. Среди медицинских проблем - нарушение здоровья, вызванное стрессами (в частности, болезни сердца и почек, алкоголизм и цирроз печени). У работников, которые до объявления об увольнении имели нормальное артериальное давление, сразу же после известия об увольнении она повышалось и оставалось высоким до тех пор, пока они вновь не находили работу. Стрессы, вызванные безработицей, могут сократить продолжительность жизни и, следовательно, повысить уровень смертности.

Существует связь между ухудшением отношений в семье (нарушением функционирования семьи) и детской смертностью, жестким обращением с детьми, разводом, конфликтами между родителями и детьми, необходимостью передачи детей на опекунство. У детей в семьях безработных чаще, чем в семьях работающих, встречаются отклонения в поведении, нарушении работы желудочно-кишечного тракта и бессонница. У супруги безработного наблюдаются те же психосоматические симптомы, что и у него самого. По всей вероятности, безработица оказывает отрицательное воздействие на всех, кого она прямо или косвенно затрагивает.

Ученые обнаружили несомненную связь между безработицей и убийствами, насилием и тюремным заключением. Изучение дел правонарушений показывает, что до 70% заключенных в момент ареста не имели работы, что рецидивизм можно объяснить отсутствием работы. Влияние безработицы на финансовое положение неоспоримо. Работникам и их семьям часто приходится жить на сбережения, продавать вещи и мирится с более низким уровнем жизни. Кому-то приходится отказываться от дома, автомобиля, объявлять о банкротстве и даже жить на пособие по социальному обеспечению.[2,с 124]

Мало известно о “пороге терпимости”, когда члены семьи безработного еще сохраняют способность заботиться друг о друге. Есть основания считать, что стресс, связанный с безработицей, снижает такую способность, в результате чего подростки чаще сбегают из дома, иждивенцев приходится помещать в учреждения системы социального обеспечения; семья отторгает тех, кого считает обременительными.

Несмотря на усилия социальных работников привлечь внимание безработных к своему бедственному положению как к политической проблеме, многие безработные не склонны к политической активности. Причина кроется в боязни идти вразрез с общепринятыми нормами поведения, опасением поставить под угрозу свои шансы снова найти работу.

Исследователи, к сожалению, еще не установили полный перечень трудностей, которые связаны с поиском работы, и тех сложностей получения новой работы, которые существуют в обществе, не обеспечивающим всеобщую занятость. В государственных службах трудоустройства официально регистрируется только 12% вакантных рабочих мест. Это лишь усугубляет стресс, испытываемый человеком в процессе поиска работы, в частности, при получении отказа и из-за отсутствия четкого представления о том, где и как искать работу. О рабочих местах, не заявленных на рынке труда, гораздо легче узнать тем, кто имеет работу, чем безработным. Информация о том, как искать работу, предоставляемая на курсах по обучению поиску работы, возможно, достигает цели, укрепляя у людей надежду на получение новой работы. Поэтому в последние годы создаются специальные курсы в помощь безработным.

Однако кое для кого курсы оказываются недостаточно эффективными, поскольку официальная политика государства заключается в сохранении некоторого избытка рабочей силы. Если обучавшийся на курсах по поиску работы или участвовавшие в программах стимулирования занятости в последствии терпят неудачу, невозможность получить работу может парализовать их волю к действиям. В результате они становятся еще более уязвимыми перед отрицательным воздействием эффекта долгого отсутствия работы. Они могут вообще потерять шансы на получение работы, так как рискуют попасть в учреждения социального обеспечения на излечение.

Вместе с тем, растет численность не зарегистрированных безработных, которые не считают необходимым обращаться в службу занятости и подчас находят альтернативные источники существования. Это свидетельствует о росте видов деятельности, не учитываемых государственной статистикой, и требует усиления контроля со стороны органов управления. На кого же, с точки зрения опрошенных, в первую очередь может рассчитывать человек, потерявший работу?

2,0% - на местную администрацию;

5,8% - на руководство предприятий;

8,6% - на профсоюзы;

70,6% - только на себя;

13% - ни на кого не надеются.

Легко убедиться, что люди отчетливо осознают необходимость личной инициативы и намерены самостоятельно выбираться из неблагоприятной ситуации, что происходит, конечно, не от хорошей жизни, а в силу вынужденных обстоятельств, когда помощи со стороны ждать неприходится.

Установлено, что безработица является фактором, понижающим заработную плату. Таким образом, отрицательные последствия безработицы не ограничиваются теми, кто стал ее жертвой. Она может ударить по целым трудовым коллективам, в том числе профсоюзам, помешав их попыткам улучшить качество рабочих мест, условий труда, ввести дополнительные блага и обеспечить другие права человека на рабочем месте.

Отрицательные последствия безработицы для жителей городских и сельских районов еще не поняты до конца. Хотя во время спада увеличивается потребность в психиатрических больницах, тюрьмах и программах социальной помощи, реальный объем потребностей в услугах до сих пор не известен. Ведь одновременно с ростом потребностей в социальной помощи, медицинском обслуживании, лечебных и благотворительных учреждениях поступление от налогов для покрытия этих потребностей снижаются. Местные власти могут ввести налоговые льготы для компаний, чтобы не допустить оттока деловой активности из своего региона и стимулировать привлечение новых компаний. А это сокращает экономические возможности финансирования социальных программ.

Потеря работы, скатывание по социальной лестнице напрямую связаны с ухудшением материального положения.

Заключение

В данной работе я попытался дать анализ как научно-теоретического, так и практического аспекта деятельности таких составных элементов рыночной экономики, как безработица и занятость. Из-за чрезмерной обширности данной темы невозможно подробно рассмотреть в одной работе все стороны этой проблемы. Однако, исходя из всего вышесказанного, можно сделать некоторые выводы, обобщая анализ каждого из рассмотренных вопросов.

Итак, можно утверждать, что проблема безработицы и занятости, являются одним из ключевых вопросов в рыночной экономике, и, не решив их, невозможно наладить эффективную экономическую деятельность.

Безработица – явление, присущее всем странам мира, Россия не является исключением.

Занятость - одна из важнейших социально-экономических проблем рыночной экономики.

В соответствии с концепцией рабочей силы, отвечающей международным стандартам, занятость и безработица рассматриваются как две взаимодополняющие характеристики. Равновесию экономической системы соответствует определенный уровень занятости. При этом обычно спрос на труд превышает существующий объем занятости, что обусловливает наличие безработицы.

Официальные данные, к сожалению, не отражают истинного положения в сфере занятости в России. В то же время масштабы безработицы в стране не следует преувеличивать. Необходимо иметь в виду существование значительной «теневой» занятости, не учитываемой официальной статистикой (люди, занятые мелкорозничной торговлей; сотрудники незарегистрированных охранных структур; лица, вовлеченные в нелегальный бизнес (проституция, наркотики и т.д.); криминальные структуры). Также существует немало видов деятельности (репетиторство, ремонт жилья и автомобилей, строительство дач и др.), которые нередко осуществляются без регистрации. Остро ощущается отсутствие информации по вопросам использования рабочей силы в негосударственных (коммерческих) предприятиях и организациях, развития на них процессов подготовки и переподготовки кадров, совершенствования условий и оплаты труда.

Если до недавнего времени правительство России не обращало должного внимания на проблему безработицы и занятости населения, то в настоящее время этот вопрос стал одним из самых обсуждаемых. Государством разрабатываются различные программы социальных реформ, в которых делается упор на совершенствование рыночных механизмов регулирования занятости:

- программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест;

- программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы;

- программы содействия найму рабочей силы;

- программы по социальному страхованию безработицы.

Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития экономики, структурной перестройки производства, эффективной социальной политики.

Список использованной литературы:

1. Экономическая теория. Под ред. Камаева В.Д. - М. Изд. ИМПЭ, 1999.

2. З.А.Котшер, Структура занятости населения: проблемы совершенствования. Москва: Наука 1989.

3. Л.Костин, Занятость, зарплата и инфляция - Человек и труд, 1999 №2

4. Т.Четвернина, Л.Лакунина, Напряженность на российском рынке труда и механизмы ее преодоления - Вопросы экономики, 1998, №2, стр.115-130.

5. И.Соболева, Скрытые формы безработицы в России. М.: ИЭ РАН, 1997.

6. Пристанева А.А., Рынок труда: занятость и безработица. Киев, 1993.

7. Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стенли Л. Брю, Экономикс, принципы, проблемы и политика. Издательство «Республика», г.Москва, 1995.

8. Современная экономика. Под ред. Мамедова О.Ю. Ростов-на-Дону, 1996.

9. А.Ананьев «Новые процессы в занятости населения в условиях перехода к рыночной экономике», «Вопросы экономики», № 5 – 1995

10. Г.Волынский «К вопросу о безработице в переходный период», «Российский экономический журнал», № 4 – 1994

11. www.gks.ru

12. www.invest.antax.ru

13. www.rosstat.ru

Приложение

Занятость и безработица

Численность экономически активного населения в июле 2010г. составила, по итогам обследования населения по проблемам занятости, 76,2 млн.человек, или около 54% от общей численности населения страны, в их числе 70,9 млн.человек, или 93,0% экономически активного населения были заняты в экономике и 5,4 млн.человек (7,0%) не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной Организации Труда они классифицируются как безработные). В государственных учреждениях службы занятости населения зарегистрировано в качестве безработных 1,8 млн.человек.[11]

Динамика численности экономически активного населения

на конец месяца

Показатели занятости в России, тыс. человек

Год

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

Экономически активное население, всего

74 946

72 947

70 488

70 861

69 660

68 079

66 736

Занятые в экономике

71 068

68 642

64 785

64 149

62 928

60 021

57 860

Безработные*

3 878

4 305

5 703

6 712

6 732

8 058

8 876

Экономически
активное население

В том числе

Уровень
безрабо-
тицы,
%

Безработные,
зарегистрированные
в государственных
учреждениях
службы занятости населения

Уровень
зареги-
стриро-ванной безрабо- тицы,
%

занятые

безработные

млн.
человек

в % к соответ-ствующе-му пери-
оду пре-дыдуще-го года

млн.
человек

в % к соответ-ствующе-му пери-
оду пре-дыдуще-го года

млн.
человек

в % к соответ-ствующе-му пери-
оду пре-дыдуще-го года

млн.
человек

в % ксоответ-ствующе-му периоду пре-дыдуще-го года

2009г.

Январь

75,1

100,3

68,6

98,2

6,5

131,2

8,7

1,7

110,1

2,3

Февраль

74,8

100,0

67,8

97,5

7,1

132,9

9,4

2,0

127,8

2,7

Март

75,2

100,1

68,3

97,3

6,9

140,4

9,2

2,2

141,9

2,9

I квартал
(в среднем
за месяц)

75,1

100,2

68,2

97,7

6,8

134,8

9,1

2,0

126,5

2,6

Апрель

75,6

100,2

68,9

97,1

6,7

148,6

8,8

2,3

153,5

3,0

Май

75,9

100,2

69,4

96,9

6,5

158,2

8,5

2,2

158,3

2,9

Июнь

76,1

100,1

69,8

97,2

6,3

149,8

8,3

2,1

160,9

2,8

II квартал
(в среднем
за месяц)

75,9

100,2

69,4

97,1

6,5

152,1

8,6

2,2

157,4

2,9

Июль

76,3

100,0

70,2

97,5

6,2

141,8

8,1

2,1

163,0

2,8

Август

76,6

99,9

70,6

97,8

6,0

134,3

7,8

2,1

163,0

2,8

Сентябрь

76,2

99,7

70,4

98,3

5,8

121,5

7,6

2,0

163,2

2,7

III квартал
(в среднем
за месяц)

76,4

99,9

70,4

97,9

6,0

132,2

7,8

2,1

163,0

2,7

Октябрь

75,8

99,5

69,9

98,3

5,9

116,9

7,7

2,0

161,8

2,7

Ноябрь

75,5

99,5

69,4

98,2

6,2

116,5

8,2

2,0

156,5

2,7

Декабрь

75,4

99,9

69,2

99,5

6,2

104,7

8,2

2,1

141,1

2,8

IV квартал
(в среднем
за месяц)

75,6

99,6

69,5

98,7

6,1

112,3

8,0

2,1

152,3

2,7

Год
(в среднем
за месяц)

75,7

100,0

69,4

97,8

6,3

131,7

8,4

2,1

148,9

2,8

Уровень безработицы населения по субъектам Российской Федерации с 2000 г.

в процентах

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Дальневосточный федеральный округ

12,6

10,2

8,7

8,5

8,8

7,9

7,5

6,7

7,9

Республика Саха (Якутия)

11,2

8,2

7,1

9,3

8,8

8,9

9,5

7,6

9,0

Камчатский край

16,3

14,5

11,6

12,1

11,0

9,5

9,1

9,8

8,9

Приморский край

12,3

8,7

9,1

8,1

9,6

8,0

8,0

7,0

7,5

Хабаровский край

12,2

10,5

7,0

6,2

6,6

5,7

6,0

5,9

8,7

Амурская область

13,7

12,3

10,8

10,2

11,2

10,3

8,2

6,4

5,1

Магаданская область

11,0

11,4

8,2

10,1

7,9

7,0

5,4

5,7

7,3

Сахалинская область

13,2

12,1

9,4

9,3

7,5

7,6

4,6

4,7

8,1

Еврейская автономная область

15,0

9,4

9,1

6,5

8,3

7,9

9,8

9,7

10,1

Чукотский автономный округ

10,3

7,4

4,5

4,8

3,5

4,4

3,7

3,6

4,7

«Уровень экономической активности и уровень занятости населения в возрасте 15 – 72 года, (в %)». По данным Росстата.

Как видно из графика, в 1999-2006 годах происходит умеренное восстановление занятости, а следовательно, уровень безработицы снижается.

Заглянем в прошлое и проследим за безработицей с 1992г. по 1998г.

Таблица 1. [3, с 132]

Показатели занятости в России, тыс. человек

Год

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

Экономически активное население, всего

74 946

72 947

70 488

70 861

69 660

68 079

66 736

Занятые в экономике

71 068

68 642

64 785

64 149

62 928

60 021

57 860

Безработные*

3 878

4 305

5 703

6 712

6 732

8 058

8 876

* по методологии МОТ.

Рассчитав уровень безработицы на основании данных таблицы, получим следующий результат: 1992г. – 5,5%;

1993г. – 6,3%;

1994г. – 8,8%;

1995г. – 10,5%;

1996г. – 10,7%;

1997г. – 13,4%;

1998г. – 15,3%.