Главная      Учебники - Экономика     Лекции по экономической теории - часть 3

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  400  401  402   ..

 

 

Естественные монополии в экономике России

Естественные монополии в экономике России

С точки зрения доктора экономических наук, Явлинского Григория Алексеевича:

1. Реформа естественных монополий – не самоцель. Реформы вообще не могут быть самоцелью: они – лишь средство для достижения каких-то других целей, решения тех или иных задач. Поэтому, прежде чем «грузить» общество кучей цифр и схем, надо четко сказать, для чего мы это делаем, как и что мы в результате этого получим. Пока что предъявляемые нам проекты отделываются на этот счет абстрактными фразами типа «повысить эффективность», «поднять уровень управления», «повысить инвестиционную привлекательность». При этом вопрос о том, кто и что в результате этого получит, а также кто и с кого будет спрашивать, если реформа сведется к повышению цен и приватизации активов, старательно затушевывается.

2. Одна из главных претензий к нынешним естественным монополиям – их финансовая непрозрачность. При этом предполагается, что именно эти непрозрачные структуры в процессе реформирования будут дробиться, приватизироваться, продаваться или служить материальной базой для вновь создаваемых структур. Более того, всем этим будут заниматься их нынешние топ-менеджеры, кстати говоря, сами столь же финансово непрозрачные, как и управляемые ими структуры. Поэтому начинать надо именно с финансового оздоровления нынешних структур, наведения порядка в их финансовой отчетности, отсечения структур, занятых в непрофильной деятельности и т.д. И лишь затем в финансово прозрачной обстановке можно и нужно заняться реструктуризацией РАО «ЕЭС», Газпрома, «Связьинвеста» и т.д. Другими словами, составление и предание гласности полной картины контролируемых нынешними монопольными гигантами профильных и непрофильных активов, а также финансовых потоков, должно быть условием их разукрупнения и частичной приватизации.

3. Разделение сектора, в рамках которого будет сохраняться
государственная монополия, и секторов, в которых будет поощряться частная конкуренция, должно быть проведено на начальном этапе реформ уполномоченным специальным правительственным органом при жестком парламентском контроле. Приватизация активов в этих секторах также должна проводиться на конкурсной основе независимой государственной структурой на базе специальных законов, принимаемых парламентом.

4. Выделение из нынешних суперкомпаний-монополий частей и структур, способных действовать в условиях конкурентного рынка (добыча газа, производство электроэнергии и т.д.), должно обязательно сопровождаться изменением правил игры, прежде всего, правил вхождения на соответствующие рынки, с тем чтобы исключить возможность замены государственной монополии монополией частной.

5. Все структуры, содержащие признаки естественной монополии,
должны управляться назначаемыми государством менеджерами, несущими персональную уголовную ответственность за злоупотребление своим положением. Любая хозяйственная деятельность с использованием основных средств таких структур должна осуществляться только с разрешения и под контролем надзорных органов.

6. Минимальные гарантии для потребителей в части обеспечения их
жизненно важными услугами и гарантии оплаты этого минимума производящим компаниям должны быть предоставлены федеральным правительством на основе специального закона, который должен быть принят Федеральным Собранием.

Вышеприведенные условия являются минимальными, но обязательными условиями, без выполнения которых реструктуризация и реформирование нынешних «естественных монополий» со стопроцентной вероятностью выльется в распихивание «по своим» лучших кусков и циничное ограбление потребителей и сторонних акционеров, что потом с легкостью спишут на «рынок».

3.2 Тарифное регулирование естественных монополий

Существует твердая убежденность в необходимости государственного регулирования тарифов естественных монополий. Применение госрегулирования считается оправданным в тех случаях, когда определенный товар (услуга) производятся единственным экономическим субъектом при условии, что конкуренция между аналогичными предприятиями неэффективна по технологическим или экономическим причинам, и рост объема производства единственного субъекта сопровождается снижением удельных издержек.

Однако концентрация производства и возможность диктовать свои условия рынку зачастую способствуют завышению цен на свою продукцию, завышению издержек в случае государственного регулирования тарифов и дискриминации по отношению к другим субъектам рынка. И реальное положение дел монополиста является тщательно скрываемой информацией.

Необходимость государственного регулирования тарифов не ставилась и не ставится под сомнение. При этом часто забывается, что ценовое регулирование является, в соответствии со статьей 6 федерального закона от 17 августа 1995 года №143-Ф3 «О естественных монополиях», только одним из методов регулирования деятельности субъектов естественных монополий. Причем обязательность применения этого метода законодательно не закреплена, он только может применяться.

Государство часто идет по пути прямого регулирования цен на услуги естественных монополий, основными задачами которых являются:

- достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара;

- определение структуры тарифов на основе принципов справедливого и эффективного отнесения издержек на тарифы для различных потребителей;

- стимулирование естественных монополий сокращению издержек и излишней занятости;

- использование возможностей ценовых механизмов регулирования при проведении стабилизирующей макроэкономической политики.

Однако само по себе прямое регулирование тарифов вовсе не означает, что государственная политика в области естественных монополий осуществляется эффективно.

Заключение

Концепции российских инфраструктурных реформ первоначально разрабатывались на основе зарубежного опыта, поэтому их адаптация к реальным отечественным условиям была практически неизбежной. И хотя западные модели существенно различаются между собой, главный принцип реформирования – та или иная организационная форма выделения инфраструктурной составляющей монополий – сохраняется во всех вариантах. Особый интерес для России могли бы представлять те из них, которые не предусматривают резкого изменения структуры собственности и базируется на использовании адекватных целям реформ принципов управления, прежде всего концессионных механизмов.

В электроэнергетике России был выбран технически более сложный путь – дробление монополии на базе разделения собственности. Подобный подход логически должен увязываться с быстрой либерализацией рынка электроэнергии, резким сокращениям государственного присутствия в отрасли (как собственника и регулятора), более широким привлечением частного сектора не только в генерирующий сегмент, но и к управлению в сфере инфраструктурной составляющей. Крупный сбой в электроэнергетических системах в мае 2005 г. явился следствием не только техногенных причин, но и очевидных просчетов в управлении. В дальнейшем вполне вероятен рост цен на либерализованном рынке. Применительно к другим госмонополиям сомнительна возможность предотвращения дискримирации в доступе к инфраструктурным сетям. Отношения здоровой конкуренции российской экономике все еще развиты недостаточно, и вряд ли в ближайшем будущем они станут действенным фактором повышения эффективности производства.

Не получила в России достаточного развития государственно-частное партнерство: нет ни контрактного права, ни специальной законодательной базы. Не очень понятно пока, как будет действовать новый закон о концессионных соглашениях. Предстоит проделать еще большую работу: помимо принятия законодательных актов необходимо создать полноценную институционную среду, сформировать соответствующий блок в системе органов исполнительной власти, ведающий надзором и контролем в сфере концессионных отношений.

В России такая работа во многом подменяется усилением прямой регулирующей роли государства и сохранением в госсобственности значительной части активов естественных монополий. При этом концепции их реформирования разрабатываются менеджментом самих государственных корпораций и нередко преимущественно отвечают именно его интересам в ущерб интересам основного собственника – государства(что особенно заметно в реформировании РАО ЕЭС и “Газпрома”) В результате в рамках монополий возникает внутренний конфликт: их менеджмент заинтересован в либерализации тарифов, а государство вынужденно проводить жесткую тарифную политику в целях как сдерживания инфляции, так и поддержания платежеспособности населения.

В ходе реформирования российские монополии сохраняют форму крупных вертикально интегрированных компаний. Все еще отсутствует ясность в вопросах выделения из них устойчивого и жизнеспособного естественно монопольного ядра и разработки соответствующих методов регулирования его деятельности, обоснования степени вмешательства государства и возможностей свободной конкуренции. Пока большинство задач, к сожалению, решается “точечно”, по мере возникновения конкретных проблем, конфликтов интересов и социального напряжения.

Список использованной литературы

1. Экономическая теория/ Под ред. В. Д. Камаева – М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2000. – 640 с.

2. Финансы и кредит: Учебник для вузов / Под ред.А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 512с.

3. Экономика / Т.В. Алесинская, Л.Н. Дейнека, А.Н. Проклин, Л.В. Фоменко и др.; Под общей ред. В.Е. Ланкина. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. - 241 с

4. Вопросы экономики / Под ред. Городецкий А., Павленко Ю. Реформирование естественных монополий, 2000. № 1. С.137.

5. Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 25.12.2008) "О естественных монополиях" (принят ГД ФС РФ 19.07.1995) // Консультант Плюс - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online/, свободный. – Загл. с экрана. Яз. рус., англ. (дата обращения 03.01.2011)

6. Официальный сайт интернет-версия системы ГАРАНТ. [Электронный ресурс]. Информационно-правовой портал - Режим доступа: http://www.garant.ru/, свободный. – Загл. с экрана. Яз. рус., англ. (дата обращения 04.01.2011)

7. Официальный сайт Министерства экономического развития РФ Минэкономразвития России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/main, свободный. – Загл. С экрана. Яз. рус. (дата обращения 03.01.2011)

8. Официальный сайт доктора экономических наук Явлинского Г. А. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.yavlinsky.ru/work/economy/index.phtml?id=2121, свободный. – Загл. С экрана. Яз. рус., англ. (дата обращения 04.01.2011)

9. Сайт международной энциклопедии Википедия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница, свободный. – Загл. с экрана. Яз. мультиязычный. (дата обращения 24.12.2010)

10. Финансы и кредит: Учебник для вузов / Под ред.А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 512с.

11. Экономический журнал ВШЭ. Статья - Естественные монополии в экономике России: проблема, противоречия и первые итоги / Малинникова Е.В. - 1998 - №4 - С. 516-534.

12. Вопросы экономики. Статья - Неплатежи – проблема номер один российской экономики / Шмелев Н. – 1997 - №4

13. Курс микроэкономики: учеб. пособие для вузов. – 2-е изд. изм. –/ Нуреев, Р.М. - Москва : Издательство НОРМА - 2001. – С. 572

14. Перспективы отмены государственного регулирования естественных монополий. Общество и экономика / Николаев И., Ефимов С. - 2005 - №4 – С.70

15. Экономика: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению подгот. «Экономика» / И.В. Липсиц. – 3-е изд., стер. – Москва: Омега-Л - 2007. – 656с.

16. Экономическая теория: учеб. пособие / Вечканов, Г.С.. – Москва - 2007 - 448 с.

17. Макроэкономика./ Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. – СПб.: Питер, 2008. – 240 с.

18. Экономическая теория./ Станковская И. К. Стрелец И. А., Эксмо. Москва, 2007 – 443 с.

19. Экономика: пер. с англ. Со 2-го изд. / Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. – Москва: «Дело ЛТД», 1993.

20. Политика поддержки конкуренции: антимонопольное регулирование и реструктуризация в отраслях естественных монополий: учебное пособие / Под ред. Авдашевой. М.: Издательский дом «Новый учебник», 2004.

Показатели Ед. изм. Газпром РАО «ЕЭС» России МПС Всего три монополии Всего экономика
Всего Доля в экономике % Всего Доля в экономике % Всего Доля в экономике % Всего Доля в экономике %
Количество занятых Тыс. чел 306,3 0,5 681 1.1 1605 2,5 2592 4,0 64300
Валовой выпуск Млрд. руб. 647,9 5,2 351,6 2,8 246,8 2,0 1240 10,0 12420
Валовая добавленная стоимость Млрд. руб. 497,3 7,0 232,1 3,3 226,4 3,2 956 13,5 70634,4
Основные средства Млрд. pуб. 1117,5 7,0 1873,2 11,7 1486,2 9,3 4477 27,9 16042,3
Капитальные вложения Млрд. pуб. 99,7 8,6 39,2 3,4 100,8 8,7 240 20,6 1165,2
Прибыль(сальдирован финансовый результат по РФ) Млрд. pуб. 125,2 10,5 22,6 1,9 44,9 3,8 193 16,2 1190,6
Налоги Млрд. pуб. 207,8 12,2 45,6 2,7 64,2 3,8 318 18,6 1707,6
Экспорт Млрд. долл 16,1 15,6 0,3 0,2 - - 16 15,9 103,0