Экономические реформы в Китае и России и преимущества и недостатки
Экономические реформы в Китае и России и преимущества и недостатки
Ярославский филиал
по экономической теории
Тема:
"Экономические реформы в Китае и России.
Преимущества и недостатки"
Выполнил:
студентка гр.Э-33
Волкова Н.Е.
Руководитель:
к.э.н., доцент
Ерошин А.А.
Ярославль
1999
ÑÎÄÅÐÆÀÍÈÅ:
I. ВВЕДЕНИЕ .......................................................................................................
2
II. ТАЙНА КИТАЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧУДА .............................
4
1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЧУДО В КИТАЕ ..........................................................
4
2. ОБЪЯСНЕНИЯ КИТАЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧУДА ................
6
3. ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ .........................................................
10
4. ХАРАКТЕР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В КИТАЕ И РОССИИ....
11
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..............................................................................................
18
I. ÂÂÅÄÅÍÈÅ
Экономические и политические реформы, как видно из опыта многих стран, представляют собой длительный процесс. Однако, не сложилось еще развернутой концепции этого процесса, его критериев и измерителей.
В отличие от европейских стран, осуществивших в 60-е годы экономические реформы, Китай провел свою специфическую "реформу" - "культурную революцию", которая не только усугубила многочисленные трудности экономического порядка, но и завела народное хозяйство страны в тупик. В такой ситуации объективно требовались экстренные меры по скорейшему оздоровлению китайской экономики, ее коренной модернизации.
Реформа экономической системы - это коренное преобразование, связанное с переходом от старой модели к новой. Целью этого преобразования является осуществление перехода от старой модели, использующей главным образом административно-хозяйственные методы регулирования на основе административного членения районов, уровней, принципов организации, сложившихся под влиянием экономических теорий натурального хозяйства, к модели плановой товарной экономики. Для осуществления этого перехода нужно сделать следующее: взяться за управление крупных областей с ослаблением контроля в более мелких сферах или другими словами, решения на макроуровне принимаются государством, на микроуровне - предприятиями, исходя из ситуации на рынке, в результате чего регулируемый рынок становится интегрирующим узлом и составной частью управления экономикой на макроуровне и микроуровне.
Глубокие изменения, происходящие с конца 70-х годов в социально-экономической и политической жизни КНР, вызывают повышенный интерес во всем мире. При всей сложности этих процессов бесспорным является то, что руководству Китая удалось в короткие сроки добиться крутого подъема производства, заметного повышения жизненного уровня более, чем миллиардного населения страны.
Сегодня Китай вышел на первое место в мире по объемам производства угля, цемента, хлопка и хлопчато-бумажных тканей, зерна, мяса, телевизоров. На второе место - по производству стали, синтетических волокон и электроэнергии.
Экономическим достижением Китая способствует также умелая политика поддержки защиты отечественного производителя и использование внутреннего рынка для подъема промышленности и сельского хозяйства. 80‑90% товаров в китайских магазинах - отечественного производства. Импортные товары и продукты стоят значительно дороже. Кроме того, с самого начала реформ Китай взял направление на развитие экспортных отраслей. Поэтому сегодня китайский рынок завоевывает новые и новые рынки.
Конкретные цифры, приведенные ниже, позволяют сделать сравнительный анализ экономических реформ, проводимых одновременно в Китае и России, а также выявить преимущества китайских преобразований.
II. ÒÀÉÍÀ ÊÈÒÀÉÑÊÎÃÎ ÝÊÎÍÎÌÈ×ÅÑÊÎÃÎ ×ÓÄÀ
1. ÝÊÎÍÎÌÈ×ÅÑÊÎÅ ×ÓÄÎ Â ÊÈÒÀÅ
Одним из важнейших событий мировой экономической истории последней четверти XX века стали беспрецедентные успехи экономики Китая. С начала экономических реформ в 1978 г. по 1997 г. внутренний валовой продукт этой страны увеличился в 5,7 раз, или на 9,6% в среднем в год (график 1). Это означает, что он удваивался с рекордной скоростью - каждые 7,5 лет!
График 1. Индексы ВВП (1978=100%)
За прошедшие 19 лет производство ВВП на душу населения в Китае возросло в 4,4 раза, производительность труда (ВВП на одного занятого) - в 3,6 раза (табл. 1). За те же годы ВВП России уменьшился на 30%.
Если в 1978 г. китайский ВВП был меньше российского на 23%, то в 1997 г. он уже превышал российский в 6,2 раза. Если в 1978 г. душевое производство ВВП в Китае составляло 11% от российского уровня, то в 1990 г. оно поднялось до 23%, а к 1997 г. достигло уже 75%.
Таблица 1. Экономический рост в Китае и России
По ППС в ценах 1993 г.
Китай
Россия
Китай в %
к России
Среднегодовые темпы прироста, %
1978
1997
1978
1997
1978
1997
Китай в 1978-1997
Россия в 1990-1997
ВВП, млрд. дол. США
670
3827
872
614
76,8
623,3
9,6
-7,2
ВВП на душу населения, дол.США
708
3119
6436
4169
11,0
74,8
8,2
-7,1
ВВП на 1 занятого, дол. США
1656
5885
12263
9405
13,5
62,6
6,8
-5,3
При сохранении в ближайшее время в экономике Китая тенденций развития, сложившихся в последнее десятилетие, и даже при существенном ускорении экономического роста в России (до 4-5% ежегодно), не позднее 2005 года Китай обойдет Россию уже и по показателю ВВП на душу населения (граф. 2).
К этому времени китайская экономика по размерам ВВП превзойдет американскую и станет крупнейшей в мире.
График 2. ВВП на душу населения в Китае (Россия
= 100%)
Существует несколько гипотез, пытающихся объяснить китайское чудо.
2. ÎÁÚßÑÍÅÍÈß ÊÈÒÀÉÑÊÎÃÎ ÝÊÎÍÎÌÈ×ÅÑÊÎÃÎ ×ÓÄÀ
Гипотеза 1 - отсталость.
Утверждается, что китайская экономика растет так быстро потому, что уровень развития в Китае был низким, а темпы роста слаборазвитых стран выше, чем более развитых стран.
График 3
показывает, что такой закономерности не существует. При одних и тех же душевых показателях ВВП возможен и быстрый рост и глубокое падение. Ни одна другая слаборазвитая страна не имела темпов роста, сколько-нибудь близких к китайским. Более того, темпы роста Китая оказались уникальными для всей мировой экономики.
График 3.Уровень экономического развития и темпы экономического роста в 1979-1996 гг. (209 стран)
Гипотеза 2 - особенности структуры производства.
Утверждается, что решающий вклад в ускорение экономического роста внесла структура китайской экономики - низкая доля промышленности и высокая доля сельского хозяйства.
На самом деле вопреки широко распространенным заблуждениям удельный вес промышленности в ВВП в Китае был не ниже, а выше, чем в России (табл. 2).
Однако более низкий удельный вес промышленности в России не способствовал повышению темпов ее экономического роста. И наоборот, более высокий показатель Китая не способствовал замедлению его темпов роста по сравнению с Россией.
Таблица 2. Отраслевая структура экономики, %
Показатели
Китай
Россия
1978
1995
1990
1997
ВВП всего,
в т. ч.:
100,0
100,0
100,0
100,0
Сельское и лесное хозяйство
28,4
20,6
15,5
6,8
Промышленность и строительство
48,6
48,4
44,3
35,8
Сфера услуг
23,0
31,1
40,2
57,4
Все занятые,
в т. ч.
100,0
100,0
100,0
100,0
Сельское и лесное хозяйство
70,5
52,9
13,2
14,4
Промышленность и строительство
17,4
22,9
42,3
34,2
Сфера услуг
12,1
24,1
44,5
51,4
Гипотеза 3 - особенности структуры занятости.
Утверждается, что более высокие темпы роста в Китае объясняются высоким удельным весом сельскохозяйственного населения в начале реформ (табл. 2).
График 4
показывает, что темпы экономического роста не зависят от структуры занятого населения. При доле занятых в сельском хозяйстве на уровне, близком к 70,5% (Китай в 1978 г.), значения среднегодовых Темпов экономического роста в разных странах колеблются от -6,0% до +8,2%. Следовательно, структура занятости не объясняет высокие темпы экономического роста в Китае.
График 4. Удельный вес занятых в сельском хозяйстве
Гипотеза 4 - национальная специфика.
Утверждается, что феноменальные результаты экономического развития Китая обусловлены уникальными чертами китайского национального характера, в том числе такими, как трудолюбие, самоотверженность, неприхотливость.
Если бы это было так, то Китай отличался бы высокими темпами экономического развития на протяжении всей своей истории. Однако в течение первых трех четвертей XX века китайская экономика имела очень низкие темпы роста, которые периодически становились отрицательными. До недавнего времени Китай относился к наиболее бедным странам мира, а реальная угроза голода была ликвидирована лишь несколько лет назад. В 1952-1978 гг. ВВП на душу населения в Китае снижался и по отношению к российскому и по отношению к среднемировому уровням (табл. 3, граф. 5).
Таблица 3. ВВП на душу населения по ППС в иенах 1993 г.
Показатели
До начала реформ в Китае
С начала реформ в Китае
1952
1961
1970
1976
1980
1985
1990
1996
В дол. США:
Мир
2529
3132
4065
4586
4884
5116
5552
5961
Россия
2629
3745
5323
6156
6245
6554
6985
4140
Китай
353
309
516
619
792
1195
1602
2897
В % к миру:
Мир
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
Россия
103,4
119,6
130,9
134,2
127,9
128,1
125,8
69,5
Китай
14,0
9,9
12,7
13,2
16,2
23,4
28,9
48,6
В % к России
Китай
13,4
8,3
9,7
10,1
12,7
18,2
22,9
70,0
График 5. ВВП на душу населения в Китае в % к России в 1952-1978 гг.
Лишь в конце 70-х годов произошел перелом в тенденциях развития, и Китай с огромной скоростью стал сокращать свое отставание от многих стран мира, включая и Россию. Таким образом, лишь в конце 70-х годов в Китае произошло то, что привело в движение гигантский потенциал развития, о существовании которого многие и не подозревали. Очевидно, эти радикальные перемены были вызваны именно экономическими реформами.
Гипотеза 5 - характер экономической политики.
Поэтому кажется вполне очевидным, что успехи китайской экономики обусловлены примененной моделью экономического реформирования. В отличие от России, где осуществлялись, как утверждается, либеральные реформы (т.н. шоковая терапия), в Китае реформы носили постепенный (градуалистский) характер. В отличие от России, где государство "ушло" из экономики, в Китае государство сохранило значительный контроль над экономикой, а его роль в экономическом развитии заметно возросла.
Для проверки этой гипотезы рассмотрим, в какой степени результаты экономического развития зависят от масштабов участия государства в экономической жизни страны.
3. ÒÈÏÛ ÝÊÎÍÎÌÈ×ÅÑÊÈÕ ÐÅÔÎÐÌ
По каждому из основных направлений экономической политики (политики занятости, социальной, внешнеэкономической, денежно-кредитной, бюджетной) определены важнейшие показатели участия государства в экономической жизни. Их различные величины, а также направления и скорость их изменений свидетельствуют об осуществлении той или иной модели экономических реформ (табл. 4).
Таблица 4. Типы экономических реформ
Значения показателей в зависимости от типа экономических реформ
Направления
Реформы
экономической политики
Показатели
Постепенные (градуалистские, со значительными масштабами государственного вмешательства)
Либеральные (быстрые, т. н. шоковая терапия)
1. Политика
Удельный вес в общей численности занятых:
занятости
- занятых в государственном секторе
Высокий
Низкий
- занятых в аппарате государственном управления
Высокий
Низкий
2. Социальная политика
Социальные субсидии в % к ВВП
Высокие
Низкие
Удельный вес лиц, получающих пособия и субсидии из гос. бюджета, в общей численности населения
Высокий
Низкий
3. Внешнеэкономическая политика
Импортные пошлины в % к объему импорта
Высокие
Низкие
Среднегодовые темпы снижения валютного курса, %
Высокие
Низкие
4. Денежно-кредитная политика
Среднегодовые темпы,
- прироста кредитов ЦБ
Высокие
Низкие
- %% прироста денежной массы
Высокие
Низкие
5. Бюджетная политика
В % к ВВП:
- государственные налоги
Высокие
Низкие
- государственные расходы,
в т.ч.:
Высокие
Низкие
- государственные субсидии
Высокие
Низкие
- государственное потребление
Высокое
Низкое
- бюджетный дефицит
Высокий
Низкий
- государственный долг
Высокий
Низкий
Если значения показателей, характеризующих степень вмешательства государства в экономическую жизнь высоки, или увеличиваются, или снижаются, но медленно, то это свидетельствует о постепенном, градуалистском, варианте экономических реформ.
Если значения показателей, характеризующих степень вмешательства государства в экономическую жизнь низки, или снижаются, или снижаются особенно быстро, то это свидетельствует о либеральном характере варианте осуществляемых экономических реформ.
4. ÕÀÐÀÊÒÅÐ ÝÊÎÍÎÌÈ×ÅÑÊÎÉ ÏÎËÈÒÈÊÈ Â ÊÈÒÀÅ È ÐÎÑÑÈÈ
Политика в сфере занятости.
За первые два года экономических реформ в Китае удельный вес занятых в государственном секторе
сократился с 94,9% до 26,6%. К 1995 г. он снизился до 18,9%. После шести лет экономических реформ в России доля занятых в государственном секторе остается по-прежнему выше, чем в Китае после двух лет реформ и почти вдвое выше, чем в Китае в настоящее время (табл. 5).
Таблица
5. Политика занятости, социальная политика
Показатели
Китай
Россия
1978
1995
1991
1997
Удельный вес в численности занятых, %:
-занятых в государственном секторе
94,9
18,9
75,4
32,9
- занятых в аппарате государственного управления
1,2
1,7
2,3
4,4
Удельный вес в численности населения лиц, получающих пособия и субсидии из государственного бюджета, %
5,6
3,4
22,9
26,5
Расходы на социальное обеспечение в % к ВВП
4,0
0,9
6,3
12,6
Уровень безработицы, %
5,3
2,9
2,6
9,0
Удельный весзанятых в аппарате государственного управления
увеличился в обеих странах: в Китае за 17 лет - на 40%, в России за 6 лет - на 90%. В настоящее время российский показатель выше китайского в 2,6 раза, а после сокращения численности аппарата управления в Китае на 4 млн. чел., объявленного на последней сессии ВСНП,
будет превышать его вчетверо
Социальная политика.
Доля лиц, получающих пособия, субсидии и дотации из государственного бюджета,
достаточно низкая в Китае и в начале реформ, в дальнейшем была сокращена вдвое. В отличие от этого доля лиц, получающих финансовую поддержку из бюджета в России, и в начале реформ превышавшая китайский уровень более чем вчетверо, за последние 6 лет увеличилась еще на 16%. Теперь разрыв по этим показателям между Россией и Китаем является восьмикратным.
Благодаря как уменьшению числа лиц, получающих поддержку из бюджета, так и сокращению величины пособий, приходящихся в среднем на одного человека, общая сумма расходов на социальное обеспечение и потребительские субсидии
в Китае
сократилась с 4,0 до 0,9% ВВП. В отличие от этого социальные расходы в России не только не уменьшились, но и существенно возросли - с 6,3 до 12,6% ВВП. Теперь разрыв по этим показателям между Россией и Китаем вырос до четырнадцатикратного.
В результате сокращения расходов на пособия по безработице в Китае заметно уменьшились стимулы для регистрации работоспособных граждан в качестве безработных. Уровень безработицы
сократился почти вдвое - с 5,3 до 2,9%, а доля занятых
во всем населении поднялась с 42,3% в 1978 г. до 53% в 1997 г., что способствовало ускорению экономического развития. Из-за увеличения социальных расходов в России стимулы к участию трудоспособных граждан в производительной деятельности заметно уменьшились. Во многом благодаря этому уровень безработицы возрос с 2,6% в 1991 г. до 9% в 1997 г., в то время как доля занятых в общей численности населения сократилась с 49,7 до 44,4%. Сокращение численности занятых и их удельного веса в общей численности населения способствовало углублению экономического кризиса в России.
Внешнеэкономическая политика.
Либерализации внешнеэкономической деятельности в Китае привела к сокращению фактически взимаемых импортных таможенных пошлин
с 17,7% от объема импорта в 1978 г. до 2,5% в 1996 г. В отличие от этого в России произошел переход от относительно либеральной внешнеторговой политики к протекционизму - отношение импортных пошлин к общему объему импорта возросло с 0,7% в 1992 г. до 5,3% в 1997 г. (табл. 6).
Таблица 6. Внешнеэкономическая политика и ее результаты
Показатели
Китай
Россия
1978
1996
1992
1997
Импортные пошлины в % к импорту
17,7
2,5
0,7
5,3
Темпы прироста, %:
- экспорта
2,3
17,1
-20,0
0,5
- импорта
2,8
19,5
-36,0
3,8
В % к ВВП:
- экспорт
5,1
17,1
25,6*
27,7
- импорт
6,3
15,2
36,7*
22,0
Удельный вес машин и оборудования в экспорте, %
4,7
21,1
8,9
8,1
Иностранные инвестиции в % к ВВП
0,11
5,08
0,18
0,86
* 1990 г.
Китай практически не пользовался таким инструментом протекционистской политики как девальвация национальной валюты.
Среднегодовые темпы снижения валютного курса в 1979-1997 гг. (8,3%) были весьма умеренными. В отличие от этого среднегодовые темпы снижения валютного курса в России оказались почти в 12 раз выше.
Итогом проведения либеральной внешнеэкономической политики в Китае стало повышение годовых темпов прироста внешней торговли с 2-3% в 1978 г. до 17-20% в 1996 г. и увеличение удельных весов экспорта и импорта в ВВП с 5-6% накануне реформ до 15-17% в 1996 г. Объем китайского экспорта за 18 лет вырос в 15,2 раза, импорта - в 12,5 раза. Приток прямых иностранных инвестиций в китайскую экономику увеличился с 0,11% ВВП в 1978 г. до 5,08% ВВП в 1997 г. Активизация участия Китая в международном разделении труда способствовала повышению его темпов экономического роста.
Усиление протекционизма во внешнеэкономической политике в России привело к сокращению годовых темпов прироста экспорта и импорта с 7-9% в 1994-1995 гг. до 0,5-3,8% в 1997 г. В результате отношение экспорта и импорта к ВВП в 1997 г. (22-28%) оказалось на уровне, близком к показателям 1990 г. (26-37%). В последние годы наметился прирост прямых инвестиций в российскую экономику, однако, их объемы даже в 1997г. остаются на порядок ниже иностранных инвестиций в экономику Китая.
Денежно-кредитная политика.
Китайские власти в течение всего периода реформ проводили весьма сдержанную денежную политику. Среднегодовые темпы прироста кредитов Национального банка Китая в 1992-1997 гг. не превышали 15%, а среднегодовые темпы прироста денежной массы за вычетом темпов прироста реального ВВП - 17,3%. Благодаря этому среднегодовые темпы инфляции
в Китае составили чуть более 10%, а ее негативное воздействие на экономическое развитие оказалось незначительным (табл. 7).
Таблица 7. Характер экономической политики в Китае и России
Направление экономической политики
Показатели
Среднегодовые
значения
показателей
в 1992-1997 гг.
Китай
Россия
1. Социальная политика
Социальные субсидии в % к ВВП
1,0
10,5
2. Внешне эконо-
Импортные пошлины в % к объему импорта
0,6
2,6
мическая политика
Среднегодовые темпы снижения валютного курса, %
6,7
98,8
3. Денежно-кредитная
Темпы, %:
политика
- прироста кредитов ЦБ
14,8
199,9
- прироста денежной массы за вычетом прироста реального ВВП
17,3
255,0
4. Бюджетная политика
В % к ВВП:
- государственные налоги
11,6
31,8
- государственные расходы
14,5
49,6
в т.ч. расходы центрального правительства
3,8
27,6
- государственные расходы на экономику и субсидии
3,9
17,1
- государственное потребление
12,4
19,5
- бюджетный дефицит
1,8
14,5
- государственный долг
10,6
23,6
Результаты
Темпы инфляции, %
10,3
434,6
экономической
Уровень безработицы, %
2,7
7,0
политики
Темпы прироста, %:
экспорта
15,3
-3,0
импорта
17,4
-8,0
Иностранные инвестиции в % к ВВП
4,6
0,4
Темпы прироста реального ВВП, %
11,6
-7,4
В отличие от этого российские денежные власти в 1991-1995 гг. проводили на редкость экспансионистскую политику. Среднегодовые темпы прироста кредитов Центрального банка России за период 1992-1997 гг. составили 200%, среднегодовые темпы прироста денежной массы за вычетом темпов прироста реального ВВП - 255%. В результате среднегодовые темпы инфляции достигли 435%, что способствовало резкому сокращению реального производства.
Бюджетная политика.
Относительно низкие темпы инфляции в Китае удалось обеспечить благодаря умеренным темпам прироста денежной массы, которые, в свою очередь, были обусловлены сдержанным кредитованием Национального банка. Умеренные масштабы кредитования выдерживались благодаря незначительным размерам бюджетного дефицита.
Его величина была сокращена с 5,1% ВВП в 1979 г. до 1,2% ВВП в 1981 г. и затем в течение всего периода реформ сохранялась в пределах 1,4-2,2% ВВП.
Китайские власти совершили беспрецедентное в мировой экономической практике сокращение налогов- с 30,4 % ВВП в 1979 г. до 10,3% ВВПв 1996 г
.
Снижение налогов повлекло за собой уменьшение всех государственных доходовс 31,3% ВВП в 1979 г. до 11,5% ВВП в 1996 г.
Колоссальное сокращение государственных доходов не вызвало дестабилизирующих макроэкономических последствий только потому, что одновременно с этим и даже с опережающей скоростью происходило радикальное сокращение всех государственных расходов - с 36,4% ВВП в 1979 г. до 13,1% ВВП в 1996 г.
Сокращению подверглись практически все составные части расходов, но в особенности расходы на инвестиции, субсидии, дотации, оборону, народное хозяйство, социальное обеспечение (график 6, таблица 8).
График 6. Государственные расходы по статьям в % к ВВП в Китае
Таблица 8. Показатели государственных финансов в % к ВВП
Начало реформ
Последний год, по которому имеются данные
Показатели
Китай
1979
Россия
1992
Разница между Китаем и Россией
Китай
1996
Россия
1997
Разница между Китаем и Россией
Бюджетный дефицит
5,1
40,3
-35,2
1,6
7,5
-5,9
Государственные доходы,
31,3
35,6
-4,3
11,5
35,9
-24,4
в т. ч. Налоговые доходы
30,4
32,2
-1,8
10,3
31,7
-21,4
Государственные расходы всего, в т.ч.:
36,4
75,9
-39,5
13,1
43,4
-30,3
Управление, суд, обеспечение порядка и безопасности, международная деятельность
1,4
9,6
-8,2
1,6
3,8
-2,2
Оборона
5,5
4,5
+1,0
1,1
3,2
-2,1
Образование, здравоохранение, наука, культура, в т. ч.:
3,3
6,6
-3,3
2,5
8,4
-5,9
Образование
1,8
3,6
-1,8
1,5
4,4
-2,9
Здравоохранение
1,0
2,5
-1,5
0,6
3,0
-2,4
Наука
1,5
0,6
0,9
0,4
0,4
0,0
Экономика и субсидии
20,5
43,5
-23,0
1,4
8,5
-7,1
Социальное обеспечение
4,0
7,1
-3,1
0,9
12,6
-11,7
Обслуживание государственного долга
0,1
0,4
-0,3
0,7
3,4
-2,7
Другие
1,7
4,1
-2,4
2,7
3,5
-0,8
Расходы центрального правительства
16,4
57,5
-41,1
3,8
17,5
-13,7
Расходы региональных правительств
15,7
11,9
+3,8
8,3
16,7
-8,4
Государственное потребление
15,2
13,9
+1,3
10,6
22,2
-11,6
Государственный долг
2,1
14,4
-12,3
11,6
31,9
-20,3
Справочно:
Среднегодовые темпы прироста ВВП, %
5,8
-14,5
+20,3
9,7
0,4
+9,3
Государственное потребление было уменьшено с 15,2 до 10,6% ВВП. В структуре общих государственных расходов наиболее резко были сокращены расходы центрального правительства (tm) с 20,7% ВВП в 1979 г. до 3,8% ВВП в 1996 г. Снижение расходов на провинциальном уровне было осуществлено в меньших, но, тем не менее, также весьма впечатляющих размерах - с 15,7 до 8,3% ВВП.
III. ÇÀÊËÞ×ÅÍÈÅ
Таким образом, главной причиной, обусловившей ускоренное развитие Китая, является характер проводившейся экономической политики. Вопреки широко распространенным заблуждениям в 1979-1997 гг. в Китае проводились не постепенные (градуалистские), а либеральные экономические реформы.
При этом степень либеральности и радикальности проводимых в Китае реформ, по всей видимости, не имеет аналогов в мировой истории. Результатом воплощения на практике либеральной экономической модели стало беспрецедентное сокращение масштабов государственной нагрузки по всем направлениям, обеспечившее китайской экономике рекордные темпы роста.
По сравнению с китайскими российские реформы оказались гораздо более непоследовательными, постепенными (градуалистскими). Степень государственного вмешательства в экономику оказалась несопоставимо более высокой, чем в Китае. Либеральных реформ в России не было.
В конце 80-х - первой половине 90-х годов произошло не сокращение, а резкое увеличение государственной нагрузки, приведшее российскую экономику к острейшему кризису.
Либеральная экономическая политика в Китае обеспечила не только феноменальные экономические результаты - она способствовала существенному улучшению всех показателей человеческого развития. Возрастание государственной нагрузки на экономику в России сопровождалось относительным и абсолютным ухудшением этих показателей (табл. 9).
Таблица 9. Показатели человеческого развития
Показатели
Китай
Россия
1978
1995
Изменение за 1978-1995 гг.
1978
1995
Изменение за 1978-1995 гг.
Средняя продолжительность жизни, лет
66,0
69,5
+3,5
67,7
64,6
-3,1
Младенческая смертность на 1000 рождений
41,0
30,5
-10,5
23,6
18,1
-5,5
Уровень грамотности населения, %
66,1
80,9
+14,8
98,0
98,7
+0,7
Число студентов в вузах на 10 тыс. чел.
89
240
+ 151
218
171
-47
Индекс человеческого развития по определению ООН
0,475
0,626
+0,151
0,920*
0,792
-0,128
* СССР
В 1997 г. в России удалось добиться некоторого сокращения масштабов вмешательства государства в экономику, что способствовало прекращению спада, началу экономического роста и некоторому улучшению показателей человеческого развития. Тем не менее, размеры государственной нагрузки на российскую экономику в начале 1998 г. по-прежнему превышают возможности отечественной экономики, а также аналогичные показатели Китая не только последних лет, но и времени накануне экономических реформ (табл. 8).
Сохранение такого уровня государственной нагрузки не позволяет ожидать высоких и устойчивых темпов экономического роста, замедляет социальное и человеческое развитие страны. Опыт китайских реформ показывает, что лишь предельно либеральная экономическая политика способна остановить все возрастающее отставание России от своих соседей и других стран мира.
ÑÏÈÑÎÊ ËÈÒÅÐÀÒÓÐÛ
1. Авдокушин Е.Ф. "Теоретические основы экономических реформ в КНР"
2. У Цзинлянь. "Экономическая реформа в КНР"
3. Гельбрас Виля. "Экономическая реформа в КНР"
4. "Вестник Российской Академии наук". 1994, т.64, № 3
5. "Новое время", № 28, 1993
6. "Вестник Московского Университета", серия 13 Востоковедение, № 2, 1992
7. Институт экономического анализа "Бюллетень по проблемам социальной и экономической политики", 25 марта 1998.