Главная      Учебники - Экономика     Лекции по экономической теории - часть 2

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  499  500  501   ..

 

 

Экономика и организация предприятия

Экономика и организация предприятия

Электронный конспект лекций по курсу

«Экономика и организация предприятия» Ó

Автор курса

Кноль А.И.

СПбГЭТУ

к.т.н., доц. Каф. Экономики промышленности

и организации предприятия

Разработчики

Клечиков А.В.

СПбГЭТУ

Косов Д.В.

СПбГЭТУ

Организация

Санкт-Петербургский государственный

Электротехнический университет

им. В.И.Ульянова (Ленина)

Объем

148 страниц

Год

1998

Источник

http://modern.dux.ru/dstudy

Для переписки

klechiko@comset.net

web10@mail.dux.ru

Предисловие

Данный конспект лекций был подготовлен в рамках работ по созданию электронных учебно-методических материалов для «Автоматизированной системы поддержки дистанционного обучения» на базе Северо - Западного политехнического института и может быть рекомендован в качестве свободно - распространяемого некоммерческого учебного пособия для студентов соответствующих специальностей не только СПбГЭТУ и СЗПИ, но и всех технических ВУЗов.

Автор и разработчики напоминают, что электронные публикации в Интернете охраняются законом об авторском праве. Воспроизведение всего электронного конспекта лекций или любой его части, а также реализация в печатном или электронном виде запрещается без письменного разрешения автора. Любые попытки нарушения закона преследуются в судебном порядке в соответствие с законодательством РФ.

Убедительная просьба ко Всем, кто обнаружит какие-либо ошибки, опечатки или отметит недостаточную проработку каких-либо разделов, связаться с разработчиками курса по приведенным выше электронным адресам. Автор и разработчики обязуются, по мере своих скромных возможностей, вносить постоянные коррективы в данное учебное пособие.

Рекомендуемым программным обеспечением для просмотра и печати данного электронного конспекта лекций является текстовый редактор Microsoft Word 97 . Разработчики не несут ответственности за проблемы, связанные с совместимостью форматов данных других текстовых редакторов с рекомендуемым.

Содержание

1. Принципы функционирования рыночной экономики. Предприятие в рыночной экономике.

2. Функции полезности потребительских благ. Кривые безразличия.

3. Оптимальный потребительский выбор.

4. Совокупный рыночный спрос и характеристики его эластичности.

5. Производственные функции и оптимальная комбинация факторов производства.

6. Траектория развития и эффект масштаба производства.

7. Кривая производственных возможностей и функция предложения фирмы.

8. Рыночное равновесие и его свойства.

9. Конкурентные структуры рынка и их характеристика.

10. Поведение издержек производства в краткосрочном и долгосрочном периодах.

11. Равновесное положение фирмы в условиях совершенной конкуренции

(краткосрочный и долгосрочный периоды).

12. Равновесное положение монопольной фирмы (краткосрочный и долгосрочный периоды).

13. Монопольная власть, ее последствия и регулирование монополии.

14. Диверсификация цен и ее виды.

15. Поведение фирмы при монополистической и олигополистической конкуренции.

16. Виды и организационно - правовые формы предприятий.

17. Производственно - хозяйственные функции предприятия. Предприятия отрасли и их

специфика.

18. Производственный процесс: структура и принципы рациональной организации.

19. Производственная структура предприятия и его подразделений.

20. Имущество и капитал предприятия: состав, стоимостная оценка и баланс .

21. Основные средства: состав, стоимостная оценка. Амортизация основных средств.

22. Оборотные средства: состав, структура, нормирование.

23. Производственно - сбытовые издержки предприятия и их классификация.

24. Смета затрат и себестоимость продукции: назначение и методы расчета (калькуляции).

25. Финансовые результаты деятельности предприятия: доход (выручка), налоги, прибыль

(убытки).

26. Маркетинг: сущность, виды и функции.

27. Маркетинговые исследования, сегментирование рынка и позиционирование товара.

28. Качество и конкурентоспособность продукции: сущность и методы оценки. Анализ

конкурентных позиций предприятия.

29. Стратегия предприятия и методы ее выбора.

30. Продуктовая политики предприятия.

31. Ценовая политика. Виды и методы установления цен на продукцию (услуги)

предприятия.

32. Сбытовая политика и политика продвижения продукции предприятия.

33. Инновации и инновационная деятельность фирмы. Научно - исследовательская

подготовка производства.

34. Конструкторская подготовка производства.

35. Технологическая подготовка производства.

36. Производственный цикл: состав, структура и длительность.

37. Типы производства и их организационно - экономическая характеристика.

38. Организация производственных подразделений предприятия: виды и определяющие

факторы.

39. Поточное производство: организационно - экономическая характеристика и виды

поточных линий.

40. Процесс управления предприятием: сущность и структура.

41. Управленческий цикл и функции управления.

42. Процесс принятия управленческих решений.

43. Система сетевого планирования и управления. Сетевые модели: правила построения.

44. Расчет параметров и оптимизация сетевых графиков.

45. Инвестиции: сущность, виды и показатели оценки экономической эффективности.

1. Принципы функционирования рыночной экономики.

Предприятие в рыночной экономике.

Экономика представляет собой общество в его деятельности в сфере производства, распределения, обмена и потребления, имеющей два аспекта:

Предметно - технологический аспект - отражает ответы на следующие ключевые вопросы - что? кто? из чего? с помощью чего? и как производит?

Финансовый (ценностно - стоимостный) аспект - отражает ценность благ, услуг и ресурсов, а также стоимость их производства.

Основными собственниками всех ресурсов в системе рыночной экономики являются домашние хозяйства . Рассмотрим элементарную схему функционирования экономики:

оплата товаров и услуг - финансовый поток

производство товары и услуги- технологический поток потребители

(домашние хоз-ва)

ПФП( труд,ресурсы,капитал,предпр.способн.)

- предметно - технологический поток

оплата ПФП - финансовый поток

ПФП

оплата

труд

зар. плата

ресурсы

рента

капитал

процент

предпр.способности

прибыль

В рамках функционирования экономики существует три вопроса:

- Что следует производить?

- Как следует производить?

- Как распределить произведенное?

В зависимости от ответа на данные вопросы и существуют различные виды экономических систем:

- Командно-административная;

- Рыночная экономика;

- Рыночная экономика с государственным регулированием;

Рыночная экономика характеризуется:

- самостоятельностью экономических объектов;

- полной экономической ответственностью за использование ресурсов;

- достаточным количеством производителей и потребителей как обязательным

условием их свободного и взаимного выбора;

- производством в рамках заранее нерегламентированного рынка;

- правом контрагентов устанавливать цены на факторы производства, товары и

услуги;

Функции государства в рыночной экономике:

- установление и контроль за соблюдением законов, регламентирование

деятельности фирм и домашних хозяйств;

- регулирование предпринимательской активности производителей путем

кредитно-денежной политики;

- регулирование распределительных отношений в экономике путем

целенаправленной налоговой политики и социальных программ;

- активное вмешательство в рыночный механизм установления цен путем

ценообразование некоторых видов товаров (ж/д, энергетика), льготных

кредитов и налогов;

- регулирование спроса и предложения на рынках путем покупки (продажи)

определенного количества товаров;

Рыночная экономика с государственным регулированием является оптимальным решением экономической системы и может быть представлена в виде следующей схемы:


экспорт товаров и услуг и его оплата потребительских Рынок ТиУ

товаров и услуг

импорт товаров и услуг и его оплата

товары и услуги потребительские ТиУ

товары услуги и их оплата произв. потребл. и их оплата

ТиУ произв. потребелен. инвестициолнные

и их оплата товары и услуги

ТиУ для гос-ва

и их оплата

Дотации Пенсии

Заграница Производители Общ.блага Государство Общ. блага Домашние

хозяйства

Налоги Налоги

ПФП для гос-ва

и их оплата

рынок труда

ПФП для произв. и оплата

рынок земли

ПФП для зарубежн. инвесторов и опл. ПФП и их оплата

рынок капитала

Приобретение ПФП за рубежом, оплата

Рынок ПФП

Рынок - система, обеспечивающая совершение экономических сделок;

Замечание: На приведенном рисунке двусторонние стрелки характеризуют два рода потоков - финансовый и предметно - технологический.

· Оглавление

2. Функции полезности потребительских благ.

Кривые безразличия потребителей.

В соответствии с теорией ценности (полезности) любое благо, удовлетворяющее потребность потребителя, имеет для него определенную ценность. Ценность блага - значимостная оценка потребителем объема блага с учетом его способности удовлетворять определенную потребность при учете ее важности и насущности.

Пусть V - ценность и функция от количества благ в натуральном выражении -

V = f(Q1 , Q2 , ... , Qn ). Было установлено, что функция f будет иметь следующий вид: V = a•Qa , где a < 1 для благоприятных факторов, a > 1 - для неблагоприятных факторов.

Тогда функция ценности имеет следующий вид и обладает следующими свойствами:

V - валовая ценность монотонно

возрастает с увеличением количества

блага;

- не существует уровня насыщения при

DQ DV2 потреблении;

DV1 - валовая ценность возрастает

DQ медленнее, чем объем блага;

Q* Q** Q

Из последнего свойства следует, что при большем объеме потребляемых благ Q** прирост ценности DV2 значительно меньше, чем прирост DV1 при объеме Q* от увеличения потребления на одну и туже величину DQ.

Предельная ценность блага - MV - прирост ценности от увеличения объема потребления данного блага на одну единицу;

MV = DV/DQ - dV/dQ - производная функции ценности. Ее значение зависит от количества блага, для которого она определяется. График предельной ценности имеет убывающий характер, что отражает общую закономерность потребления о том, что чем больше блага - тем меньше его ценность.

В случае потребления двух благ функция ценности записывается следующим образом:


V

V**

V*

Q2

Q1

Функция ценности имеет вид выпуклой поверхности. Если провести секущую плоскость параллельно Q1 OQ2 , то она пересечет поверхность функции ценности по кривой безразличия потребителей - двухмерное представление функции полезности как совокупность всех наборов благ, имеющих для потребителя одинаковую фиксированную ценность. Представление V в виде набора кривых безразличия для дискретных значений V - карта безразличия:

Q2 При перемещении из точки A в точку B вдоль одной и

той же кривой безразличия количество одного блага

возрастает на DQ1 , другого - уменьшается на DQ2 .

Вводят характеристику - предельная норма замены -

количество единиц второго блага, которое готов отдать

A потребитель за одну единицу первого блага - ПНЗ21 :

DQ2 ПНЗ21 = - DQ2 /DQ1

DQ1 B

Перемещение из точки A в точку B приводит к тому, что

Q1

потребитель теряет MV2 ×DQ2 и приобретает MV1 ×DQ1. Так как потребитель остается на одной и той же кривой безразличия, то выполняется равенство:


- MV2 ×DQ2 = MV1 ×DQ1 - ПНЗ21 = MV1 /MV2

· Оглавление

3. Оптимальный потребительский выбор.

Пусть I - доход потребителя - расходуется на два вида товаров Q1 по цене P1 и Q2 по цене P2 . Тогда P1 ×Q1 + P2 × Q1 = I - уравнение бюджета потребителя .

Q2 В соответствии со своим бюджетным ограничением

потребитель может приобрести только такие наборы

товаров, которые находятся на линии бюджета.

Точка B - достижима (неполное расходование бюджета),

· C Точка С - практически недостижима;

A· Пусть потребитель перемещается из точки A в точку A1 .

B· DQ2 · При этом он отказывается от DQ2 ради DQ1 , вводится

DQ1 A1 так называемая рыночная норма замены:

Q1

Она показывает сколько единиц Q2 потребитель готов отдать за одну единицу Q1 .


РНЗ21 = -DQ2 /DQ1 Так как общая сумма расходов по-прежнему равна I, то

- P2 ×DQ2 = P1 ×DQ1 - РНЗ21 = P1 /P2

При изменении дохода потребителя линия бюджета будет смещаться параллельно исходной - вправо и вверх - при увеличении дохода, и влево и вниз - при уменьшении. При этом цены сохраняются постоянными.

Пусть теперь P1 изменяется, а остальные параметры остаются неизменными. При увеличении цены P1 потребитель будет приобретать меньшее количество первого товара и при цене P1 ** перемещается к точке Q1 ** .

Q2

Q1 ** Q1 * Q1

Рассмотрим различные случаи нахождения оптимального потребительского выбора:

1. Пусть известны все три величины P1 , P2 , I и V3 >V2 >V1 . Потребитель руководствуется двумя условиями при расходовании бюджета:

- он должен находится на бюджетной линии;

- при этом он стремиться обеспечить максимальный уровень получаемой ценности;

Оптимальная точка называется точкой равновесия .


Q2 В точке A выполняется первое условие и достигается

уровень ценности V1 , но потребитель может выбрать

V1 V2 V3 точку B, которая является точкой касания линии

A линии бюджета и наиболее высокой кривой

безразличия, достигающей данной линии.

B В точке B ПНЗ21 = РНЗ21 , следовательно


MV1 /MV2 = P1 /P2 - MV1 /P1 = MV2 /P2

A1

Q1

Последнее соотношение показывает, что в точке равновесия величина предельной ценности на единицу дохода будет одинаковой для всех товаров.

2. Пусть теперь I - изменяется. I1 <I2 <I3 <I4


Q2 При увеличении дохода от I1 до I4 потребитель

последовательно переходит в точки E1 , ..., E4 .

Линия OE1 E2 ... - кривая “доход - потребление”

E4 показывает как изменяется набор потребляемых

благ при увеличении дохода и постоянных ценах.

E3 В зависимости от формы кривой разделяют два вида

E2 товаров:

E1 Q1

Товары


нормальные малоценные

чем больше доход, товары, потребление которых

тем больше потребление начиная с определенного уровня,

сокращаются при увеличении дохода

3. Пусть теперь P1 - изменяется, а остальные параметры - постоянны. Увеличение цены на Q1 имеет двоякое воздействие:

- сокращает потребление товара Q1 ;

- уменьшает покупательную способность потребителя, то есть снижает его реальный доход

при сохранении номинального дохода.

Эти процессы происходят одновременно, но для выявления особенностей проводится анализ каждого воздействия. B Q2

A ·E1

· E1

v*

E2 ·

a

Q3 Q1 Q2 Q1

tga = P1 /P2 = OA/OB = I/P2 * : I/P1 * = P1 * /P2 *

Эффект замены - только то изменение в потреблении i-го товара, которое вызвано изменением цены на этот товар относительно цены на другой товар, при условии, что реальный доход потребителя остался бы неизменным.

За счет эффекта замены потребление перемещается из точки E1 в точку E1 . При этом точка Е1 определяется перемещением линии бюджета АВ нового соотношения цен параллельно самой себе до точки касания с v* .


DQ1 ЗАМ. = Q1 - Q2 противоположен направлению изменения цены

Однако эффект замены возможен только при компенсации снижения покупательной способности потребителя. При этом величина компенсации должна составить P2 * ×AB.

Эффект дохода - только то изменение в потреблении i-го товара, которое вызвано изменением покупательной способности потребителя при условии, что исходный и новый уровни потребления обеспечивались бы при новом соотношении цен на товары.


DQ1 ДОХ. = Q3 - Q1 получается отрицательным

При этом первый товар является нормальным товаром. Если бы DQ1 ДОХ. >0, то есть происходило бы увеличение потребления при снижении дохода, то товар Q1 был бы малоценным.


DQ1 = DQ1 ЗАМ. + DQ1 ДОХ.

«Ирландский эффект» - явление, при котором наблюдается одновременное увеличение и цены, и потребления. Если DQ1 ДОХ. >0 и ½DQ1 ДОХ. ½> ½DQ1 ЗАМ. ½, то DQ1 >0. Это так называемые товары Гиффена - то есть такие малоценные товары, у которых положительный эффект дохода превышает отрицательный эффект замены.

Рассмотрим теперь ситуацию, когда цены на товары снижаются:


Q2 P

A

линия

E1 “цена - потребление”

P1

E2 P2 кривая спроса

E3 E4

P3

P4

B1 B2 B3 B4

Q1 Q2 Q3 Q4 Q1 Q2 Q3 Q4

Q1 Q1

При снижении цены на первый товар линия бюджета вращается вокруг точки A против часовой стрелки. При этом устанавливаются точки равновесия в точках E1 ,E2 ,E3 ,E4 . Линия “цена - потребления” показывает - как изменяется наборы потребляемых благ при изменении цены P1 .

Если для каждого значения цены отметить объем потребления, то получим Q1 = f(P1 ). Это - функция спроса , а график - кривая спроса для индивидуального потребителя.

· Оглавление

4. Совокупный рыночный спрос и характеристики его эластичности.

Кривая совокупного рыночного спроса получается на основании совокупности кривых индивидуального спроса следующим образом. На дискретных уровнях цен определяются спросы каждого потребителя, затем величины индивидуальных спросов суммируются при данной цене.


P P P P

A

B

QA QB QC Q S

Для большинства товаров рыночная кривая спроса имеет убывающий характер, что объясняется следующими положениями:

- при снижении цены увеличивается число покупателей товара;

- снижение цены увеличивает покупательную способность потребителей;

- увеличение потребления приводит к снижению предельной ценности товара,

поэтому покупатели готовы приобретать большее количество товара по более

низким ценам;

Падающий характер кривой спроса нарушается:

- в случае наличия товаров Гиффина;

- тогда, когда товар рассчитан на снобов, то есть на людей, покупающих товар

потому, что цены на него велики;

- покупатели не имеют возможности судить о качестве товара непосредственно и

используют для этого цены. Поэтому увеличение цен люди отождествляют с

увеличением качества товара;

При перемещении из точки А в точку В цена снижается на некоторое значение DP, а потребление снижается на DQ. Можно, таким образом, ввести коэффициент чувствительности DQ/DP, который, однако, имеет следующие недостатки:

- DQ имеет различные единицы измерения, следовательно нельзя сопоставлять

чувствительности различных товаров;

- DP показывает абсолютную величину изменения, но не содержит указания на исходную

цену, следовательно нельзя судить о степени изменения исходной цены;

Переходят к эластичности спроса по цене :

DQ/Q - относительное изменения спроса;

DP/P - относительное изменение цены;


x DP = DQ/Q : DP/P = dP/dQ × P/Q

Эластичность спроса по цене показывает - на сколько процентов изменяется спрос при изменении цены на один процент. Отметим, что x DP < 0.

Введем R - показатель выручки . R = p×Q.


P

D5

D4

D1 D2 D3

Q

В зависимости от значения x DP выделяют следующие варианты спроса:

- Абсолютно неэластичный спрос - çx DP ç=0. Любое изменение цены оставляет спрос

неизменным. Выручка изменяется пропорционально цене. На рисунке соответствует

D1.

- Неэластичный спрос - 0 < çx DP ç< 1. В этом случае значительное увеличение цены ведет

к незначительному снижению спроса. Это товары первой необходимости. При снижении

цены выручка падает, поэтому фирмы предпочитают уничтожать товары, а не снижать

цены. На рисунке соответствует D2 .

- Единичный (унитарный) спрос . çx DP ç=1. При изменении цены выручка остается

неизменной. На рисунке соответствует D3 .

- Эластичный спрос . 1 < çx DP ç< µ. Относится к предметам роскоши. Даже при

значительном увеличении цены спрос уменьшается незначительно. При незначительном

снижении цены спрос существенно возрастает и выручка растет. На рисунке

соответствует D4 .

- Абсолютно эластичный спрос . çx DP ç= µ. Возникает в случае совершенной конкуренции.

На рисунке соответствует D5 .

Характер эластичности спроса по цене определяется следующим:

- Чем больше товаров - заменителей и чем более схожи их полезные свойства, тем больше

çx DP ç.

- Чем насущнее потребность по товару, тем меньше çx DP ç.

- Чем больше ограничен доступ к товару, тем меньше çx DP ç.

- Спрос становится более эластичным с течением времени, так как у него появляется больше

заменителей.

Эластичность спроса по цене изменяется вдоль

P кривой спроса, принимая значения от 0 до µ.

çx DP ç= µ

1<çx DP ç<µ Если кривая спроса является прямой линией, то

dQ/dP = -b, то есть представляет собой константу.

· çx DP ç=1 При этом x DP = -b×P/Q и, следовательно, зависит

0<çx DP ç<1 от соотношения значений P и Q. Отсюда при

Q=0 получаем x DP = -¥; при P=0 - x DP = 0, а в

çx DP ç=0 середине линии спроса при P/Q=1/b получаем

Q x DP = -1. Аналогичные значения x DP для указанных

точек получаются и в случае криволинейной

характеристики спроса.

На величину спроса на данный товар влияет целый ряд дополнительных факторов:

- Предпочтения и вкусы потребителей, меняющиеся со временем;

- Изменение дохода потребителей;

- Цены на сопряженные товары;

- Потребительские ожидания;

- Маркетинговые мероприятия фирм.

Указанные причины проявляются в сдвиге кривой спроса.

Влияние дохода на спрос определяется показателем эластичности спроса по доходу - x DI. Этот показатель показывает, на сколько процентов изменяется спрос при изменении дохода на один процент.

x DI = DQ/Q : DI/I = dI/dQ × I/Q

При этом возможны следующие варианты кривой спроса по доходу:

I 1. Кривая А - 0<x DI <1. Спрос не эластичен по доходу.

C Такой спрос относится только к товарам первой

необходимости.

A

I0 · B 2. Кривая B - x DI >1. Спрос эластичен; относится

к товарам роскоши.

3. Кривая С - - 0<x DI <1 - при I<I0 и x DI <0 при I>I0 .

Такую характеристику имеют малоценные товары.

Q

Влияние изменения цен других товаров на спрос по данному товару оценивается показателем перекрестной эластичности .

x С = DQA /QA : DPB /PB

1. x С > 0. Товары являются взаимозаменяемыми и при росте цены на товар B спрос на товар

А возрастает, так как потребители переключаются на товар А.

2. x С < 0. товары являются взаимодополняющими, один товар обеспечивает использование

другого товара.

3. x С = 0. Товары являются независимыми (нейтральными).

· Оглавление

5. Производственные функции и оптимальные комбинации факторов производства

Производственные функции - выражают зависимость максимального объема выпуска от

объемов используемых факторов производства.

Q = f(x1 , ..., xn )

xi , i=1,..., n - количество i-го фактора используемого для производства данного товара.

Q Производственная функция в общем случае имеет

различный характер изгиба до и после точки А.

· A

O xi

Это обусловлено следующими факторами:

- При увеличении объема выпуска увеличивается врабатываемость работников в процесс и возможности специализации рабочих мест за счет больших объемов выпуска однотипных изделий поэтому на OA темп роста Q опережает увеличение xi .

- Закон убывающей эффективности факторов производства :

Начиная с определенного уровня производства отдача от единицы xi систематически снижается и темп роста Q отстает от увеличения xi .

Для упрощения анализа в ряде случаев учитывают только второй фактор и тогда производственная функция описывается пунктирной кривой (см. рисунок выше).

Для характеристики чувствительности вводят понятие предельного продукта i-го фактора производства:

MPi = DQ/Dxi

MPi - прирост общего объема выпуска товара при увеличении объема i-го фактора на одну единицу. Величина предельного продукта изменяется с изменением объема использования i-го фактора.

MPi

MPi возрастает до точки А, а затем

убывает.

A ·

xi

Пусть теперь изменяется объем использования двух факторов производства. Производственная функция тогда имеет трехмерное представление.

Q При отсутствии хотя бы одного из факторов

общий объем выпуска равен нулю.

Если зафиксировать объем выпуска на некотором

уровне Q* и рассмотреть сечение, то получим кривую Л.

Q* Л Проекция кривой Л на x1 Ox2 называется изоквантой.

x2 x2

O изокванта Q3

A

Dx2 Q2

B Q1

x1 Dx1 x1

Повторяя эту процедуру для различных значений объема выпуска Q, можно получить множество изоквант, соответствующих фиксированным объемам выпуска. Совокупность изоквант представляет собой другое представление производственной функции.

Каждая изокванта представляет собой совокупность всех возможных сочетаний факторов производства, обеспечивающих один и тот же объем выпуска продукции.

Каждая точка изокванты - определенная технология производства, а все точки - полная совокупность всех технологий, использующихся на данной фирме для выпуска продукции.

При переходе из точки А в точку В уменьшается использование второго фактора на Dx2 и увеличивается использование первого фактора - на Dx1 . Вводится понятие предельной нормы технологической замены , показывающей - сколько единиц второго фактора производства эквивалентно одной единице первого фактора:


ПНТЗ21 = -Dx2 /Dx1


Поскольку справедливо равенство -Dx2 /Dx1 = MP1 /MP2 , то ПНТЗ21 = MP1 /MP2

Рассмотрим производственную функцию Кобба-Дугласа :


Q = A×x1 a ×x2 b ×el t Здесь x1 - труд,

x2 - капитал

a + b = 1 - степени

l - темп технического прогресса

t - время

А - постоянная масштабирования

При наличии на предприятии всего одной технологии - xi используются в неизменной пропорции при всех объемах выпуска, что соответствует лучу ОА.

x2 A OA - показывает, сколько единиц одного фактора

используется совместно с одной единицей другого

фактора при выпуске данной продукции.

Q3 Точки А1 , А2 , А3 соответствуют наличию на фирме

A3 факторов производства в пропорции, равной

A2 Q2 пропорции использования ФП на одну единицу

продукции.

A1 Q1

Если количество некоторого фактора - избыточно,

O x1 то объем выпуска не увеличивается .

Этому соответствуют участки графика, параллельные осям координат.

При наличии на фирме нескольких технологий изготовления продукции: ОА и ОВ , - производственная функция описывается изоквантой с двумя изломами.


x2 A Выпуск продукции может быть осуществлен либо

с использованием только технологии А12 ,...),

A3 B либо только технологии В12 ,...), либо с

· C использованием обеих технологий в определенной

A2 B3 Q3 пропорции (точка С).

При большом числе технологий форма изокванты

A1 B2 Q2 приближается к непрерывной гладкой кривой.

B1 Q1

x1

При реальном функционировании фирмы существуют две кардинальные задачи:

1. Определение максимального объема выпуска при фиксированном объеме средств на ФП;

2. Определение минимального объема средств на фиксированный объем выпуска;

Задача 1.

Пусть С - средства фирмы, отпускаемые на приобретение ФП, а Р1 , Р2 - цены на ФП. Очевидно, что общий расход средств фирмы на факторы производства определяется уравнением P1 X1 + P2 X2 = C, график которого называется линией бюджета - изокостой .


X2 = - P1 /P2 × X1 + C/P2

Здесь P1 /P2 называется рыночной нормой замены второго товара на первый :


РНЗ21 = P1 /P2

x2 РНЗ остается постоянной вдоль всей изокосты.

x2 *

A Фирма могла бы так расходовать свои средства

на приобретение ФП, что она оказалась бы в точке

А с объемом выпуска Q1 . Однако фирма может

x2E E Q3 увеличить объем выпуска при перемещении в точку Е.

Q2 Таким образом, максимальный объем выпуска - точка

касания изокосты с наиболее высокой из достижимых

Q1 изоквант.

x1E x1 * x1

Задача 2.

Для нахождения минимального объема ФП на фиксированный объем продукции Q. Здесь переменная величина - средства на ФП.

x2 Одним из вариантов решения задачи является

точка А, когда фирма расходует средства

A в объеме c3 на выпуск Q единиц продукции.

Фирма может уменьшить количество средств,

перемещаясь в точку Е - точку касания изокванты

с минимальной из достижимых изокост.

E

c1 c2 c3

x1

В точке равновесия Е для обоих задач выполняется условие ПНТЗ21 = РНЗ21 . Отсюда следуют равенства:

MP1 /MP2 = P1 /P2 или MP1 /P1 = MP2 /P2 .

Таким образом, равновесие достигается в точке равенства взвешенных предельных продуктов.

· Оглавление

6. Траектория развития и эффект масштаба производства.

Пусть цены на ФП фиксированы, а средства, которые фирма может выделить, возрастают с течением времени.

x2 При увеличении объема средств от

С1 до С4 оптимальные объемы выпуска

возрастают от Q1 до Q4 , а линия ОЕ1.... -

траектория (путь) развития фирмы .

E4

Q2 Q4 Конфигурация пути развития зависит от формы

Q1 E3 изоквант и соотношения цен на ФП.

E2 Q3

E1 с1 с2 с3 с4

O x1

В общем случае, возможны следующие варианты пути развития:

*

a

В случае * изменение объема ФП происходит в неизменной пропорции, которая определяется tga. В этом случае имеет место изменение масштаба производства. Если масштаб производства возрастает в M раз, то объем выпуска, в общем случае, может возрасти в Ma раз.

Пусть Q* = f(x1 * , x2 * )

Q** = f(M×x1 * , M×x2 * )

Если a=1 и Q** = M×Q** - однородная производственная функция первой степени;

Если a>1 и Q** > M×Q** - однородная производственная функция со степенью >1;

Если a<1 и Q** < M×Q** - однородная производственная функция со степенью <1;

Q B

a<1

F

x2

a>1

A

O

x1

На графиках ОВ - линия оптимальных объемов выпуска - проектируется в луч ОА на плоскости x1 Ox2 . Четвертый график представляет собой общий случай вида кривой эффективности от масштаба производства. Здесь точка F - точка минимальных издержек на единицу продукции.

· Оглавление

7. Кривая производственных возможностей и функция предложения фирмы.

Пусть фирма выпускает два вида продукции. Выпуск каждого вида описывается соответственно производственной функцией. Пусть используются два ФП - x1 и x2 .

x2 x2

Q11 Q12 Q13

Q 21 Q22 Q23

O1 x1 O2 x1

Пусть фирма имеет ограниченное количество каждого фактора производства, поэтому общий расход средств будет описываться следующим соотношением:

x11 + x12 = x1 *

x21 + x22 = x2 * - это балансовые уравнения по расходу ФП фирмы

Решение задачи поиска оптимальных объемов выпуска Q1 и Q2 осуществляется с использованием диаграммы Эджуорта-Боули (Edgeworth [1845-1926] - Bowley [1869-1957]).

x2

x1 O2

A

B3

Q13

B2

Q12

B1

Q11

O1 x1

x2

Каждая точка диаграммы характеризуется шестью параметрами - x11 * ,x12 * ,x21 * ,x22 * , а также Q1 * и Q2 * , определяемыми изоквантами, проходящими через эти точки.

Фирма стремится к оптимальному распределению ФП между выпускаемыми видами товаров и оптимальные точки лежат на кривой O1 O2 , соединяющей все точки касания изоквант. Это - производственная кривая.

Все точки производственной кривой эффективны в производстве ( Парето-оптимальны -Pareto [1848-1923]) в том смысле, что составляют область неулучшаемых решений, то есть не может быть произведено большее количество одного товара без снижения объема выпуска другого.

Если точка А не лежит на производственной кривой, то можно перейти в точку B1 с увеличением объема выпуска второго товара. Для того чтобы перейти из точки B1 в точку B2 , нужно сократить объем выпуска второго товара для увеличения объема выпуска первого. На основе диаграммы Эджуорта-Боули может быть построена кривая производственных возможностей, которая показывает комбинации максимально возможных объемов выпуска.

Q2

КПВ Точки, лежащие выше и правее КПВ, недостижимы

для фирмы. Точки, лежащие внутри области,

R* R’ ограниченной КПВ, достижимы, но не являются

эффективными в смысле производства.

Q2E E

Пусть продукция имеет цены Р1 и Р2 . Тогда выручка

фирмы R: R = P1 ×Q1 + P2 ×Q2 .

Каждому фиксированному значению выручки

E’ соответствует определенная линия выручки, то есть

A · совокупность всех объемов выпуска Q1 и Q2 ,

обеспечивающих один и тот же объем выручки.

Q1E Q1

Перемещение линии выручки параллельно самой себе вправо и вверх позволяет определить точку на КПВ, объем выпуска в которой доставляет фирме максимальный объем выручки.

Диаграмма Эджуорта-Боули построена для фиксированных объемов используемых ресурсов, значит себестоимость остается неизменной и максимум выручки соответствует максимуму прибыли. Точка Е , доставляющая максимум прибыли, характеризуется оптимальным сочетанием объемов выпуска Q1E и Q2E .

Пусть теперь цена Р1 возрастает. При этом увеличивается наклон линии выручки и она становится более крутой, так как один и тот же объем выручки можно получить уже с меньшего объема товара Q1 . Таким образом, линия максимальной выручки “скользит” по КПВ и новый максимальный объем выручки достигается в точке Е1 - с увеличенным объемом выпуска первого товара и меньшим объемом выпуска второго товара (по сравнению с точкой Е ). При этом общий объем выручки R’>R*.

Последовательно изменяя Р1 и фиксируя каждый раз объем выпуска Q1 , построим кривую предложений фирмы по первому товару.

Р1 С учетом себестоимости продукции фирма

прекращает выпуск продукции, когда

цена сравнивается с себестоимостью (P1 ’).

S

P1 ’ A

·

P1 *

ниже P1 * фирма не производит товар

Q1

На основе кривых предложения отдельных фирм строится кривая рыночного предложения данного товара.


P P P P

SA SB SC

Q1A Q1B Q1C Q S

Задаваясь конкретным уровнем цены P1 * , определяют объемы выпуска каждой фирмы, сумма которых составляет общее рыночное представление данного товара.

В общем случае, функция предложения QS зависит от:

- цены на товар;

- цены на факторы производства;

- используемый технологии и пр. факторов.

Под действием указанных факторов кривая предложения сдвигается либо вправо и вниз, либо влево и вверх.

Если цены на ФП увеличиваются или вводится налог на товар, то кривая предложения смещается влево и вверх, так как снижается прибыльность товара и фирма производит его в меньшем количестве.

Если применяются ресурсосберегающие технологии, то кривая смещается вправо и вниз, так как производство становится более прибыльным.

Для функции предложения определяется показатель эластичности предложения по цене :


x SP = DQS /QS : DP/P

Он показывает, на сколько процентов увеличивается объем выпуска продукции при увеличении его цены на один процент.

· Оглавление

8. Рыночное равновесие и его свойства.

P Для некоторого конкретного значения Q* можно

D S определить два вида цен:

1. Цена спроса Pd * - максимальная цена для

потребителя;

Pd *

2. Цена предложения PS * - минимальная цена,

DP при которой производители продают товар.

PS * DP = Pd * - PS * - определяет дополнительный доход

получаемый потребителями и посредниками

Q* Q в определенной пропорции.

P При цене Р1 предложение превышает спрос на

D S величину:

DQ = QS1 - Qd1

Из этой ситуации может быть осуществлен

DQ переход в другие состояния:

P1 - быстрое снижение цены до P1 в точке F;

- упреждающие меры по предотвращению

P1 ’ E избыточного предложения с постепенным

F снижением цены. При этом происходит

снижения объема предложения и увеличение

спроса, равенство которых достигается в

Qd1 QS1 Q в точке E - точка устойчивого равновесия.

Для точки Е выполняются два условия: PSE = PdE и QSE = QdE. При нарушении хотя бы одного из этих условий равновесие становится неустойчивым и производители с потребителями смещаются из этой точки неустойчивого равновесия.

Пусть теперь исходная цена P2 . Спрос превышает предложение и на рынке наблюдается дефицит в объеме: DQ = Qd2 - QS1 .

P Ликвидировать дефицит можно:

D S - мгновенным повышением цены до уровня P2 ’.

При этом P2 ’ > P2 , а спрос равен предложению.

S` Имеет место неустойчивое равновесие, которое

устраняется рынком:

- медленное повышение цены до точки E с

выполнением условий устойчивого равновесия

P2 ’ Е ( это возможно при запасе оборудования,

P2 E1 сверхурочных работах, чтобы повысить

предложение);

- инвестиции в производство до уровня, который

QS1 Qd1 Q смещает кривую предложения в положение S’.

В точке E’ обеспечивается устойчивое равновесие, однако это достигается в течение длительного периода времени, так как необходимо изменять объем инвестируемых средств, технологию производства и пр. Этот способ является наиболее желательным, но требует большого финансирования и длительного времени.

В общем случае, спрос и предложение не мгновенно приходят в соответствие друг другу, а во многих случаях возникает постепенное во времени приспособление предложения к цене. При этом возникают так называемые частные циклы , которые изображаются с помощью паутинообразной модели.

Пусть для производства товара требуется определенный период времени t, который определяется длительностью производственного цикла. Рассмотрим состояние рынка в момент времени t и примем для спроса и предложения, существующих в момент времени t, следующие допущения:

- Покупатели считаются только с фактической ценой P(t), действующей на рынке и

предъявляют спрос: Qdt = f(P[t]);

- Производители ожидают, что цена будет такой же, как и в предшествующий момент

времени (t-1) и предлагают товар в объеме: Qst = f(P[t-1])

Поскольку в момент времени t цена должна установиться так, чтобы был куплен весь объем товара: Qdt = Qst , то система должна постепенно переходить в положение равновесия с учетом обоих контрагентов.

P Пусть в начальный момент цена равна P0 и кривая

S спроса перемещается из D` в D. Тогда в первый период

предложение остается равным Q1 , спрос превышает

A B предложение и весь предложенный товар может быть

P2 продан за P2 . При этой цене производители расширяют

производство до объема Q2 на основе своей кривой

E предложения. Предложение превышает спрос при цене

P3 D P2 . Теперь весь объем Q2 может быть продан только

P0 E` по цене P3 . Эта цена низка для производителей и они

снижают объем до Q3 и т.д.

D` В конечном итоге, движение по спирали приводит

Q систему в точку устойчивого равновесия E.

Q1 Q3 Q2

В общем случае, колебательный процесс может иметь три варианта существования:

- затухающие колебания в случае xdp > xSp приводят к точке E.

- постоянные периодические колебания xdp = xSp

- колебания с возрастающей амплитудой xdp < xSp

В современных условиях фирма имеет развитые службы маркетинга, которые должны обеспечивать эффективное прогнозирование изменения цены и спроса и устранять длительные колебательные процессы.

На спрос и предложение влияет целый ряд дополнительных факторов, под действием которых точка равновесия и цены могут изменяться в различные стороны.

P D` S P D S P D` S S`

D S` D`

Q Q Q

Влияние косвенного налога на положение на рынке

Государство для целей регулирования рынка и перераспределения национального дохода использует широкий набор налогов, в том числе косвенных. Один из таких налогов - потоварный налог.

P Пусть государство вводит потоварный налог T. Кривая

S` предложения смещается из положения S в S`, а точка Е -

Е`. При этом весь товар в объеме QE` будет продан по

E` цене P+ - цена брутто и объем рынка при этом сократится.

P+ T Здесь P- = P+ - T - сумма, которую получит производитель.

При этом общая величина налога, поступающего в

PE S a E S бюджет, равна S. При этом, на потребителя ложится

b часть налога с отрезка E`a, а на производителя - ab.

P- Таким образом, несмотря на то, что весь налог

перечисляет в бюджет производитель, часть налога

уплачивает потребитель.

QE` QE Q

Если кривая спроса D горизонтальна, то весь налог ложится на производителей. Если вертикальна - то на потребителей.

· Оглавление

9. Конкурентные структуры рынка и их характеристика.

На характер конкуренции на рынке влияют: количество участников, особенности товара, барьеры, мешающие проникновению фирм на рынок и пр. Рассмотрим классификацию конкурентных структур в зависимости от числа участников:

Производители

Потребители

(продавцы)

много

несколько

один

много

двуст. соверш. конкур.

олигопсония

монопсония

несколько

олигополия

двусторон. олигополия

огранич. монопсония

один

монополия

ограничен. монополия

двусторон. монополия

Когда количество участников на рынке так велико, что влияние каждого из них не сказывается на рынке, имеет место совершенная конкуренция. При совершенной конкуренции товар является однородным, не существует барьеров для вхождения и выхода, существует полная информированность всех участников о положении на рынке.

Когда количество участников мало, то влияние каждого из них на рынок существенно и каждый из них обладает определенной монопольной властью. Это олигополия - несколько продавцов или олипсония - несколько покупателей.

При монополии и олигополии имеют место следующие особенности:

- товар является уникальным;

- существуют высокие барьеры для вхождения других фирм на рынок;

Кроме отмеченных в таблице, существуют следующие виды конкурентных структур:

- монополистическая конкуренция - фирма участвует в общей конкуренции по данному

виду продукции и выступает монополистом по узкому сегменту рынка;

- частичная монополия - вид рынка, при котором существует один крупный

производитель, а остальные - мелкие;

- частичная олигополия - несколько крупных фирм, а остальные - мелкие;

- дуополия - частный случай олигополии, когда отрасль состоит из двух фирм.

· Оглавление

10. Поведение издержек производства в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Рассмотрим краткосрочный период - время, в течение которого фирма не может изменить

размеры своих основных средств (здания,

оборудование), а может изменить только размеры своих

оборотных средств.

Долгосрочный период - интервал времени, в течение которого фирма может изменить объем

любого фактора производства.

издержки

бухгалтерские неявные

стоимость израсходованных ресурсов стоимость услуг ФП, которые используются

в фактических ценах их приобретения в процессе производства, но не являются

покупными.

Экономические издержки - сумма бухгалтерских и неявных издержек, включаемая в анализ

при принятии экономических решений.

Экономическая прибыль £ Бухгалтерская прибыль;

В экономические издержки входит так называемая нормальная прибыль , которая включает процент на капитал и часть предпринимательского дохода, компенсирующую предпринимательский риск.

C = P1 ×x1 + P2 ×x2

Так как все издержки представляются в денежном выражении, можно оси всех факторов производства объединить в одну и получить, сначала, Q = f(C), а, затем, обратную функцию - C = f(Q):

Q C

C Q

Существуют общие издержки фирмы, которые обозначаются TC - совокупность всех расходов фирмы в целях достижения намеченного объема выпуска;

В краткосрочном периоде общие издержки распадаются на две составляющие:

- общие постоянные издержки - TFC - издержки, независящие от объема производства,

существуют даже при Q=0;

- общие переменные издержки - TVC - зависят от Q (стоимость материалов, з/п

сдельщиков, электроэнергия и пр.).

Наряду с TC существуют различные виды издержек, приходящиеся на единицу продукции.

Средние постоянные издержки - AFC = TFC/Q - величина постоянных издержек, приходящихся на единицу продукции при данном объеме выпуска - убывает при увличении объема выпуска;

Средние переменные издержеки - AVC = TVC/Q - при движении вдоль кривой TVC уменьшается с некоторой фиксированной величины до QM , в точке QM - достигает минимума, а,

затем, возрастает. Точка M - соответствует случаю, когда луч OM является касательной к TVC.

C TC

D`

TVC TFC

D

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  499  500  501   ..