Реинжиниринг бизнес-процессов внутрипроизводственной логистической системы
Сумец Александр Михайлович канд. техн. наук, профессор Академии внутренних войск МВД Украины, Харьков
Одной из новых технологий управления предприятием является технология реинжиниринга бизнес-процессов. Ее применение позволяет: снизить себестоимость за счет роста эффективности управления, управлять качеством продукции, сертифицировать предприятие в соответствии с международными стандартами управления качеством, уменьшить время реакции предприятия для обеспечения быстрой обработки заказов клиентов и быстрой разработки новой продукции, эффективно управлять организационной структурой, формализовать финансово-хозяйственную деятельность предприятия, унифицировать операции делового цикла, эффективно использовать как сложные системы класса MRP/ERP, так и более простые системы автоматизации управления предприятием, более эффективно выявлять и удовлетворять требования клиентов организации. Общая процедура проведения реинжиниринга бизнес-процессов может быть представлена следующим набором процедурных шагов:
Составляется аналоговая модель процесса «как есть», то есть модель существующего процесса и прописывается его технология.
На основе анализа этой модели и технологии составляется аналоговая модель нового процесса («как должно быть») и прописывается новая технология.
Модель и технология нового процесса подвергаются анализу на соответствие требованиям бизнес-системы и просчитываются возможные экономические выгоды.
Модель нового процесса внедряется в деловую практику предприятия (при условии положительных результатов анализа).
Карта бизнес-процесса компании «ZZZ»
Практика бизнеса сегодня предоставляет довольно много положительных примеров осуществления реинжиниринга бизнес-процессов различной типологии. Однако на сегодняшний день известно мало примеров и результатов использования реинжиниринга применительно к «эффектизации» логистических бизнес-процессов на промышленных предприятиях. Но и эти малочисленные примеры доказывают достаточно высокую целесообразность и экономическую эффективность применения реинжиниринга именно к логистическим бизнес-процессам. Для доказательства выше указанного рассмотрим пример осуществления реинжиниринга логистических бизнес-процесов компании «ZZZ», занимающейся разливом пива и отгрузкой его дистрибуторам. В данном производственный процесс компании начинается с приемки готовой продукции с производственной линии и заканчивается отгрузкой ее дистрибутору. Эта функция является обеспечивающей для данного бизнеса. Это означает, что она должна быть ориентирована на необходимый уровень сервиса и снижение затрат на единицу продукции. Для осуществления в дальнейшем экономических оценок в качестве базовой единицы расчета затрат принимаем 1 грн/1 000 дал, то есть сумму издержек в гривнах, которые приходятся на 1 000 дал обработанной в процессе продукции, то есть пива. Для осуществления реинжиниринга составим карту бизнес-процесса разлива пива и отгрузки его дистрибуторам (рис. 1). Карта процесса – это его графическое представление, которое показывает входящие в процесс действия и взаимосвязь между ними. Чаще всего в связи с реинжинирингом бизнес-процессов при составлении выше упомянутых карт упоминаются методы стандарта IDEF0 (Integration DEFinition language 0 – язык интегрированного определения систем), основанные на методике SADT (Structured Analysis and Design Technique – техника структурного анализа и разработки). Краткая справка. Метод IDEF0 предназначен для функционального описания процесса. Этот метод поддерживается программным продуктом AllFusion Process Modeller™ фирмы Computer Associates, пробная версия которого доступна на территории СНГ. Кроме того, существует ряд других программных продуктов, использующих IDEF0. Стандарт IDEF0 предполагает описание системы в виде иерархической системы диаграмм и требует на каждой диаграмме отображать не более 8 действий/функциональных блоков. За счет иерархического строения модели в формате IDEF0, исследователь получает возможность видеть процесс в любом масштабе. Четкие правила нумерации позволяют легко находить необходимые диаграммы в модели. Это, вместе с поддержкой компьютерными программами, делает метод функционального моделирования IDEF0 одним из лучших методов для использования в реинжиниринге бизнес-процессов.
Анализ карты (рис. 1) указал на 7 основных бизнес-процессов компании «ZZZ». Это:
приемка готовой продукции с производственной линии – линии розлива;
приемка готовой продукции с других отделений компании;
прием и обработка заказов от дистрибуторов;
погрузка продукции на автотранспорт;
приемка возвратной и другой тары;
постановка новой тары на линию розлива;
постановка оборотной тары на линию розлива.
Взаимосвязь и логическая последовательность этих бизнес-процессов довольно удачно описана картой процесса (см. рис.1). Реинжиниринг или перепроектирование любого бизнес-процесса в общем-то предусматривает введение в него каких-то конкретных инноваций. Поэтому перед рассмотрением отдельных бизнес-процессов, указанных на рис.1, следует указать на возможные инновации, которые позволят обеспечить замену достаточно большего объема ручного труда механизмами. Например, это могут быть:
оборудование всех линий розлива аппаратами для паллетизации и депалетизации. Паллетайзер – аппарат для установки готовой продукции на паллеты. Он позволяет сразу на выходе с линии получить упакованную в паллеты продукцию. Депаллетайзер – выполняет обратную функцию по снятию ящиков (с тарой) с паллет на линию розлива. Совместно эти аппараты способны заменить достаточно большой объем ручного труда по формированию и разбору паллет.
осуществление реконструкции складов, заключающееся в строительстве доков для автомобилей. Доки «позволят» погрузчику заезжать непосредственно внутрь полуприцепа. Это позволит при работе с паллетами избежать достаточно существенного объема работ по перестановке паллет внутри машины и ручной разгрузке машин;
установка автоматизированной системы управления складом – WMS (Warehouse Management System). Эта система позволит автоматизировать процессы складской логистики. Большинство функций по оперативному учету будут переданы водителю погрузчика. Погрузчики с этой целью должны быть оснащены терминалами WMS. Кроме того, предполагается, что WMS увеличит эффективность работы грузчиков на погрузчиках на 25% – с 80 до 100 тонн за человеко-день.
В ходе расчетов предполагается использовать ряд начальных (исходных) параметров, которые приведены в табл. 1.
Таблица 1
Справочные данные для расчетов стоимости процесса
Параметр
|
Значение
|
Единица измерения
|
Количество производственных линий, на всех заводах, входящих в состав компании
|
15
|
ед.
|
Количество заводов в составе компании
|
3
|
ед.
|
Число рабочих дней в году
|
242
|
дней/год
|
Зарплата грузчика, с отчислениями на социальное страхование
|
800
|
грн/мес
|
Объем производства (годовой)
|
60’000
|
тыс.дал
|
Объем производства пикового месяца
|
7’800
|
тыс.дал
|
Средний коэффициент веса
|
1.5
|
кг/л
|
Коэффициент веса тары
|
0.7
|
кг/л
|
Норма выработки для грузчика
|
20
|
тонн/день
|
Норма выработки для грузчика на погрузчике
|
80
|
тонн/день
|
Норма для грузчика на погрузчике (при установленной WMS – системе автоматизации склада)
|
100
|
тонн/день
|
Стоимость погрузчика
|
55000
|
грн/шт.
|
Срок службы погрузчика
|
5
|
лет
|
Текущий ремонт погрузчика, грн/год
|
30000
|
грн/год
|
Число эффективных смен при пиковой нагрузке
|
2
|
смены
|
Стоимость паллетайзера/депаллетайзера
|
30000
|
грн
|
Срок службы паллетайзера/депаллетайзера
|
10
|
лет
|
Текущее обслуживание паллетайзера или депаллетайзера
|
10000
|
грн/год
|
Потребляемая мощность паллетайзера или депаллетайзера
|
16.5
|
кВт
|
Доля продукции в новой таре
|
10%
|
Число телесейленров для обеспечения объема продаж
|
20
|
чел.
|
Доля продукции, проходящей внутреннее перемещение
|
10%
|
Доля возвртной тары в общем объеме продукции
|
60%
|
Доля новой тары к общему объему продукции
|
10%
|
Стоимость расхода топлива погрузчиком в час
|
15
|
грн/час
|
Стоимость 1 часа работы погрузчика
|
25.589
|
грн/час
|
Предполагаемая средняя мощность паллетайзера/депаллетайзера
|
1.083
|
тыс. дал в час
|
Стоимость одного часа работы паллетайзера/депаллетайзера
|
29.58
|
грн/час
|
Стоимость одного дня работы грузчика
|
39.67
|
грн/день
|
Стоимость одного рабочего часа грузчика
|
4.96
|
грн/час
|
Стандартная трудоемкость погрузочно-разгрузочных работ
|
6
|
чел-час. на тыс. дал
|
Стандартная трудоемкость ПРР с погрузчиком без WMS
|
1.5
|
чел-час. на тыс. дал
|
Стандартная трудоемкость ПРР с погрузчиком c WMS
|
1.2
|
чел-час. на тыс. дал
|
Методика расчетов по определению эффективности проведения реинжин6иринга выделенных бизнес-процессов основана на расчете затрат процесса, суммировании затрат по отдельным действиям и процессам в целом, а также учете вероятности обработки реализуемой продукции в рассматриваемых процессах. Примечание: в данной статье при расчете эффективности проведения реинжин6иринга выделенных бизнес-процессов основное внимание будет уделено учету условно-постоянных и переменных затрат логистики. Переменные затраты логистики (VLC – variable logistic costs) – это те затраты, которые возникают в логистической системе при обработке продукции. Они определяются методом прямого счета исходя из действующих норм. Условно-постоянные затраты логистики (FLC – fixed logistic costs) связаны с содержанием внутрипроизводственной логистической системы и возникают даже в том случае, если последняя «простаивает». Для показательных расчетов по обоснованию целесообразности проведения мероприятий по реинжинирингу выберем два наиболее представительных бизнес-процесса внутрипроизводственной логистической системы – «приемка готовой продукции с производственной линии – линии розлива» и «погрузка продукции на автотранспорт». А. Бизнес-процесс «приемка готовой продукции с производственной линии – линии розлива» Процесс приемки продукции с линии розлива начинается с того момента, когда упаковка (ящик, пак, кег или паллет) с пивом выходит с линии розлива и заканчивается моментом постановки «отформатированного продукта» на склад. Цель этого процесса – обеспечивать непрерывность производства и подготовить запасы продукции для продажи или отгрузке дистрибутору. Первоначальный вариант (существующий) этого процесса описывается следующим набором операций:
упаковка выходит с линии розлива (на выходе ее регистрирует датчик контроля);
приемщик проверяет состояние упаковки;
грузчики расставляют упаковки с пивом на паллеты;
грузчики обвязывают паллету полипропиленовой лентой;
погрузчиком паллета с пивом доставляется к месту хранения;
кладовщик в складе отмечает группу паллет, указывая сорт, тип упаковки и дату розлива;
подготовленные запасы хранятся на складе;
кладовщик учитывает приход продукции на склад (при этом учитываются показания датчиков на линиях);
кладовщик составляет суточный отчет движения запасов по складу;
информация из суточного отчета заносится в автоматизированную систему учета.
Через этот процесс проходит 100% объема продукции. Блок-схема данного процесса приведена на рисунке 2.
Карта бизнес-процесса приемки продукции с линии розлива (существующий вариант)
Результаты расчета стоимости осуществления данного процесса представлен в таблице 2. Из этого расчета следует, что переменные затраты данного процесса составляют 81, 03 грн/1000 дал.
Таблица 2
Процесс приемки пива с производственной линии (вариант до реинжиниринга)
Процесс
|
Действие
|
Затраты
|
Тип
|
База распределения
|
Ед. измерения
|
Количество на 1000 дал
|
Цена
|
Грн на 1000 дал
|
1. Приемка продукции с линии — старый вариант
|
81.027
|
Через этот процесс проходит 100% объема реализуемой продукции
|
1. Регистрировать поступление продукции с линии
|
Амортизация датчика и линии
|
FLC
|
2. Регистрировать поступление пива с линии
|
Зарплата приемосдатчика
|
VLC
|
чел.-час.
|
0.5
|
4.9587
|
2.479
|
3. Расставлять ящики на паллеты
|
Зарплата грузчика
|
VLC
|
чел.-час.
|
6
|
4.9587
|
29.752
|
4. Обвязывать паллеты полипропиленовой лентой
|
Зарплата грузчика
|
VLC
|
чел.-час.
|
2
|
4.9587
|
9.917
|
5. Перемещать паллеты погрузчиком к месту хранения
|
Зарплата грузчика на погрузчике
|
VLC
|
чел.-час.
|
1.5
|
4.9587
|
0.496
|
Стоимость работы погрузчика
|
VLC
|
маш.-час
|
1.5
|
25.5889
|
38.383
|
6. Отмечать места хранения SKU
|
Зарплата кладовщика
|
FLC
|
7. Хранение пива на складе
|
Затраты на содержание склада
|
FLC
|
8. Учитывать приход продукции на складе
|
Зарплата кладовщика
|
FLC
|
9. Составлять суточный отчет по складу
|
Зарплата кладовщика
|
FLC
|
10. Заносить перемещения по складам в учет
|
Зарплата кладовщика
|
FLC
|
После изменения данного процесса при внедрении системы управления складом и установки на линии паллетайзеров существует возможность упростить данный процесс. А именно, перепроектированный процесс будет состоять уже не из 10 действий, а из четырех:
регистрация датчиком контроля поступления пива с линии;
расстановка продукции на паллеты (автоматически выполняется паллетайзером);
перемещение паллет к месту хранения;
фиксация поступления продукции на склад в системе управления складом (выполняется водителем погрузчика с помощью специализированного оборудования, входящего в систему управления складом).
Карта перепроектированного бизнес-процесса изображена на рис. 3.
Карта бизнес-процесса приемки продукции с линии розлива (перепроектированный вариант)
Результаты расчета стоимости упрощенного, то есть перепроектированного процесса, приведен в табл. 3. Переменные затраты перепроектированного процесса составят 66, 18 грн/1000 дал.
Таблица 3
Процесс приемки пива с производственной линии (вариант после реинжиниринга)
Процесс
|
Действие
|
Затраты
|
Тип
|
База распределения
|
Ед. измерения
|
Количество на 1000 дал
|
Цена
|
Грн на 1000 дал
|
1. Приемка продукции с линии
|
66.1856
|
Через этот процесс проходит 100% объема реализуемой продукции
|
1. Регистрировать поступление продукции с линии
|
Амортизация датчика
|
FLC
|
2. Расставлять ящики на паллеты
|
Стоимость работы паллетайзера
|
VLC
|
час
|
0.923077
|
29.582
|
27.30647
|
3. Перемещать паллеты погрузчиком к месту хранения
|
Зарплата грузчика на погрузчике
|
VLC
|
чел.-час
|
1.2
|
4.958678
|
0.495868
|
Стоимость работы погрузчика
|
VLC
|
час
|
1.2
|
25.58884
|
38.38326
|
4. Фиксировать поступление паллета на склад в WMS
|
Амортизация WMS
|
FLC
|
Эффект реинжиниринга бизнес-процесса «приемка готовой продукции с производственной линии – линии розлива» очевиден: 81, 03 – 66, 18 = 14, 85 грн/1 000 дал. Таким образом, экономия за год только по бизнес-процессу «приемка готовой продукции с производственной линии – линии розлива» составит: 14, 85 * 60 000 = 891 000 грн/год. Б. Бизнес-процесс «погрузка продукции на автотранспорт». Процесс погрузки продукции готовой продукции на автотранспорт начинается с прибытия (в соответствии с планом погрузки) автомашины к воротам отделения (завода) и завершается отбытием машины с продукцией к дистрибутору. Существующий вариант данного процесса (рис. 4) состоит из следующих операций:
прибытие автотранспорта к воротам завода;
оформление диспетчером наряда на погрузку;
получение водителем у диспетчера наряда на погрузку;
пропуск автомобиля на территорию с указанием места погрузки;
проезд автомобиля к месту погрузки;
передача водителем кладовщику наряда на погрузку;
отдача кладовщиком грузчикам распоряжение на погрузку автомобиля;
подвоз погрузчиками паллет к автомобилю;
расстановка грузчиками паллет на грузовой платформе автомобиля;
фиксирование кладовщиком факта погрузки продукции определенного объема (размера) в складских документах, заказе и накладной;
водитель идет к диспетчеру по выписке товаротранспортной накладной;
диспетчер по выписке выписывает шесть товаротранспортных накладных и две налоговых накладных;
автомобиль выезжает за территорию завода и следует к заказчику.
Себестоимость погрузки продукции объемом 1 000 дал составляет около 53, 26 грн (результаты расчета приведены в табл. 4).
Таблица 4
Процесс погрузки продукции на автотранспорт (вариант до реинжиниринга)
Процесс
|
Действие
|
Затраты
|
Тип
|
База распределения
|
Ед. измерения
|
Количество на 1000 дал
|
Цена
|
Грн на 1000 дал
|
4. Погрузка продукции на автотранспорт
|
53.2593
|
Через данный процесс проходят 110% отгружаемой продукции
|
1. Прибыть к воротам
|
Время простоя автомобиля
|
FLC
|
2. Распечатать наряд на погрузку
|
Рабочее место и зарплата диспетчера по транспорту
|
FLC
|
3. Получить наряд у диспетчера по транспорту
|
Рабочее место и зарплата диспетчера по транспорту
|
FLC
|
4. Пропустить машину на территорию
|
Рабочее место и зарплата диспетчера по территории
|
FLC
|
5 Проехать к месту загрузки
|
Несуществ.
|
FLC
|
6. Передать кладовщику наряд на погрузку
|
Рабочее место и зарплата кладовщика
|
FLC
|
7. Дать распоряжение на погрузку
|
8. Грузить машину продукцией
|
Зарплата грузчика на погрузчике
|
VLC
|
чел.-час
|
1.5
|
4.958678
|
7.438017
|
Стоимость работы погрузчика
|
VLC
|
час
|
1.5
|
25.58884
|
38.38326
|
9. Расставлять паллеты в машине
|
Работа грузчиков
|
VLC
|
чел-час
|
1.5
|
4.958678
|
7.438017
|
10. Отразить загрузку в складских документах
|
Зарплата и рабочее место кладовщика
|
FLC
|
11. Пройти к диспетчеру по выписке ТТН
|
Простой автомобиля у погрузочных ворот
|
FLC
|
12. Выписать ТТН и НН
|
Зарплата и рабочее место диспетчера по выписке ТТН
|
FLC
|
13. Выехать с территории завода
|
Данный процесс может быть перепроектирован к виду, изображенному на рис. 5. Для этого необходимо внедрить систему управления складом и произвести строительство доков для заезда погрузчиков на грузовую платформу автомобиля. Это позволит снизить себестоимость процесса погрузки до 36, 66 грн/1 000 дал. (результаты расчета приведены в табл. 5). Эффект реинжиниринга бизнес-процесса «погрузка продукции на автотранспорт» очевиден: 53, 26 – 36, 66 = 16, 60 грн/1 000 дал. Таким образом, экономия за год только по бизнес-процессу «погрузка продукции на автотранспорт» составит: 16, 60 * 60 000 = 996 000 грн/год.
Карта бизнес-процесса погрузки продукции на автотранспорт (после перепроектирования)
Таблица 5
Процесс погрузки продукции на автотранспорт (вариант после реинжиниринга)
Процесс
|
Действие
|
Затраты
|
Тип
|
База распределения
|
Ед. измерения
|
Количество на 1000 дал
|
Цена
|
Грн на 1000 дал
|
4. Погрузка продукции на автотранспорт
|
36.65702
|
Через данный процесс проходят 110% отгружаемой продукции
|
1. Прибыть к воротам
|
Время простоя автомобиля
|
FLC
|
2. Проверить наряд на погрузку
|
Рабочее место и зарплата диспетчера по транспорту
|
FLC
|
3. Пропустить машину на территорию
|
Рабочее место и зарплата диспетчера по территории
|
FLC
|
4. Проехать к месту загрузки
|
Несуществ.
|
FLC
|
5. Сверить номер машины и дать распоряжение на погрузку
|
Рабочее место и зарплата кладовщика
|
FLC
|
6. Грузить машину продукцией
|
Зарплата грузчика на погрузчике
|
VLC
|
чел.-час
|
1.2
|
4.958678
|
5.950413
|
Стоимость работы погрузчика
|
VLC
|
час
|
1.2
|
25.58884
|
30.70661
|
Стоимость работы WMS
|
FLC
|
7. Выписать ТТН и НН
|
Зарплата грузчика на погрузчике
|
VLC
|
чел-час
|
0
|
8. Выехать с территории завода
|
Результаты расчета эффективности мероприятий по реинжинирингу для оставшихся бизнес-процессов компании сведем в таблицу 6.
Таблица 6
Динамика изменений логистических издержек от перепроектирования бизнес-процессов внутрипроизводственной логистической системы (ЛС) компании
Наименование процесса
|
Мощность процесса, в % к общей мощности ЛС
|
Переменные затраты на обработку 1000 дал продукции в данном процессе, грн/1000 дал
|
процесс до реинжиниринга
|
процесс после реинжиниринга
|
1.Приемка продукции с линии
|
100%
|
81, 03
|
66, 19
|
2.Приемка продукции с другого пивзавода
|
10%
|
75, 57
|
38, 88
|
3.Обработка заказа
|
110%
|
0, 0
|
0, 0
|
4.Погрузка на автотранспорт
|
110%
|
53, 26
|
36, 66
|
5.Приемка возвратной и новой тары
|
70%
|
75, 57
|
53, 56
|
6.Новая тара – постановка на линию
|
10%
|
196, 97
|
36, 66
|
7.Оборотная тара – постановка на линию
|
10%
|
75, 57
|
63, 96
|
Итого
|
557, 97
|
295, 51 (53%)
|
Анализ полученных результатов показывает, что эффект реинжиниринга общего бизнес-процесса по компании «ZZZ» составит (557, 97 – 295, 51) * 60 000 = 15 747 600 грн /год, то есть мероприятия по реинжинирингу бизнес-процессов повысят эффективность функционирования внутрипроизводственной логистической системы на 53%. Представленные в статье результаты расчетов указывают на то, что в ходе реализации мероприятий по реинжинирингу бизнес-процессов основным видом логистических затрат, которые подвержены изменениям, будет заработная плата участников исполнения этих бизнес-процессов. Вывод: получив в результате простых вычислений информацию о постоянных и переменных издержках, которые будут затронуты проектом реинжиниринга, можно посчитать его финансовую эффективность при заданных объемах годовой производственной программы. При этом следует иметь в виду, что если затраты на комплекс мероприятий по реинжинирингу логистической системы, включая установку паллетайзеров и депаллетайзеров на всех производственных линиях, строительство доков для паллетной погрузки и разгрузки автомобилей, внедрение системы автоматизации управления складом составят менее половины этой суммы, то такой проект по реинжинирингу будет экономически целесообразным и должен быть реализован на практике в кратчайшие сроки. Материал опубликован на страницах международного научно-практического журнала «Логистика: проблемы и решения» (http://www.mr.com.ua).
содержание ..
25
26
27 ..
|